Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Слово на новый год (Что такое обновление? Когда будут новое небо и новая земля, которых мы чаем? Объяснение слов Апостола «еще кто во Христе, нова тварь»)





 

С новым годом, с новым счастьем, — при­ветствуем мы ныне друг друга. Но подвергал ли кто рассмотрению, как это наступающий год есть новый год? И откуда возьмется в нем что-либо новое? Нынешний день чем разнится от вчерашнего или от перво­го дня прошедшего года? И впереди не та же ли будет перемена дней и ночей, и не то же ли чередование месяцев и времен года, как бы­ло прежде? — Разве течение дел не будет ли ново? — Но и это отрицает Премудрый, говоря: «что было, тожде есть, еже будет: и что было сотвореное, тожде имать сотворитися. И ничтоже ново под солнцем. Иже возглаголет и речет: се, сие ново есть, уже бысть в вецех бывших прежде нас» (Еккл.1, 9-10).

Так что же — смысла нет в наших привет­ствиях?! — Быть не может, чтоб такой всеобщий и древностию освященный обычай не имел смыс­ла, и смысла глубокого. Как не подвергаем мы сомнению искренности благожеланий, так не можем обличить их в излишестве или беспред­метности. Должно быть нечто истинно новое, в которое, несмотря на окружающую нас ветхость, верует душа, которого с уверенностию ищет и чает она и появление которого готова привет­ствовать во всем, что в каком-либо отношении кажется новым. Что бы такое было?

Будет небо ново и земля нова, говорит Гос­подь. Чего ради все мы, верующие, «нова небесе и новы земли по обетованию Его ждем» (2Петр.3.13).

Вот первая истинная новость! Она откроет­ся во всей славе уже по кончине мира, когда все перечистится огнем; но приготовление к ней на­чато с первых почти дней бытия неба и земли и действуется с того времени невидимо, конечно, для ока чувственного, но зримо для ока веры. Обновительные силы, положенные в круг вре­менного течения тварей, так действенны и верны, что Апостол при мысли о них воззвал: «древняя мимоидоша, се быша вся нова» (2Кор.5,17), и, обозревши умом всю тварь, вкусившую начатков обновления, слы­шал сетование ее о том, что нескоро приходит время, когда она сбросит настоящую одежду вет­хости и тления и облечется в новую, полную свет­лой играющей жизни. «Чаяние твари откровения сынов Божиих чает. Суете бо тварь повинуся не волею, но за повинувшаго ю на уповании, яко и сама тварь свободится от работы истления...» О чем и «совоздыхает» она с нами и «сболезнует» (Рим.8,19-22).



Утвердите мысль свою в сем учении, и узри­те, что в настоящем нашем положении одно ви­дится совне, а другое действует внутри, и в нас, и вне нас. Настоящее — и наше, и всего мира — состояние есть состояние переходное, как состо­яние больного, обложенного пластырем, или де­рева, замершего на зиму, или вновь устрояемого дома, загроможденного лесами. Придет срок, сни­мут обвязки с больного — и он явится исцелен­ным и оздравленным в обновленной жизни; кон­чится постройка, примут леса — и все увидят новый дом во всей его красоте; придет весна нового века — и древо бытия мира, теперь голое, даст из себя листья, цветы и плоды.

Первоначально, когда Бог обозрел только что сотворенную Им вселенную, в ней быша вся «добра зело» (Быт.1.31). Когда же человек пал, все ниспало в худшее, как падает цепь, когда порывается первое зве­но. Тогда о земле сказано: «терния и волчцы воз­растит»; жене: «в болезнех родиши»; и мужу: «в поте лица твоего снеси хлеб твой» (Быт.3,16,18-19). Так все облеклось в траур, или на все наложена епитимия. Все приняло состояние ветшающего и дряхлеющего.

Так бы это и осталось навсегда. Но многохудожная премудрость Божия открыла, благость Божия избрала и сила Божия начала приводить в дело сокровенный способ исправления и вос­становления всего в лучший еще прежнего и совершеннейший вид. Семя жены, сказано, со­трет главу змия, истребит зло, влитое в человека и чрез него во всю тварь. Тогда же начало и действовать сие обетование. Но по премудрому домостроительству Божию оно не вдруг явлено в силе. Действенную на тварь силу свою ему предопределено открыть чрез плоть; явление же плоти ограждено своими условиями времени и места. Но и явясь во плоти, семя спасительное, возглавило хотя в себе все — небесное и земное, прошедшее, настоящее и будущее, и чрез то дало возможность проникать всюду восстановитель­ным силам своим, но сокровенности действия их не отменило. Внешнее состояние оставлено то же — болезненное, безутешное, разлагающееся, тлеющее.

Восстановительные и обновительные силы Бо­жий действуют сокровенно под сим неблаговид­ным покровом, так что воистину исполняются слова Апостола: внешнее тлеет, внутреннее же обновляется по вся дни. Когда же обновление, действующее ныне невидимо, произведет свое дело, когда все способное обновиться причастит­ся сего обновления, тогда не нужны уже будут сии узы тления: тварь освободится от них и яв­лена будет вся во всей красоте своей чистою и нетленною. Как весною все облекается в новую одежду, которую каждое растение производит, однако ж, из себя, так в конце мира ныне сокро­венно действующее обновление сбросит скры­вающую его тленную оболочку и явится во всем великолепии своем. И тогда будет небо ново и земля нова.

Войдите, братие, умною верою вашею в со­зерцание сего порядка домостроительства Бо­жия о значении времен, утвердитесь в нем и стойте. Ради веры вашей Господь даст вам кре­пость устоять против наветов отца лжи, кото­рый, растлевая доверчивые к его внушениям умы, отнимает у них способность видеть действу­ющее среди тления обновление. И они сами себя обольщают и других вводят в обман, думая, что окружающее нас кажущееся нестроение есть естественное (нормальное) состояние вещей, и позволяют себе делать слишком смелые заклю­чения против творчества Премудрого и промышления Всеблагого. Стойте убо в вере, братие, и утверждайтесь в ней!

Такова первая новость, которую можно на­звать вселенскою. Но есть подобная же новость и для каждого из нас, которая входит в нас и являет в нас силу свою, когда каждый из нас становится причастником восстановительных сил, принесенных на землю. «Аще кто во Христе, но­ва тварь» (2Кор.5,17). Ведомо вам, что все силы к новому животу вверены Святой Церкви и все истинные сыны Церкви несомненно исполняются ими и приемлют обновление чрез них. Начало сему об­новлению полагается во святом крещении, в ко­тором мы совлекаемся ветхого человека и обле­каемся в нового, или возрождаемся к новой жизни. В тех, которые сохраняют благодать кре­щения, сила внутреннего обновления не перестает действовать. В тех же, кои по крещении впада­ют в смертный грех, она прекращается. Но сно­ва начинает действовать, когда в таинстве пока­яния они опять приобщаются жизни Божией о Христе Иисусе. В крещении ли, или в покаянии получит кто благодать обновления, но если он хранит ее и действует по ее требованиям, то семя новой жизни в нем уже не замирает, а все более и более развивается, оттого более и более растет и крепнет потаенный сердца человек, исполня­ясь премудростию и разумом духовным, нрав­ственною красотою и крепостию характера, и внутренним радованием о Духе Святе, хотя на­ружно он бывает и нищ, и беден, и наг. При некрасивой наружности зреет внутренняя кра­сота, как красивая бабочка в своем некраси­вом клубочке. Созревши, бабочка разрывает обо­лочку и начинает радоваться жизнию на свете Божием. И потаенный наш человек, созревши в теле немощном, когда судит Бог, сбрасывает сию оболочку, восходит горе и начинает там жить вполне обновленною жизнию у самого источни­ка жизни.

В этом, братие, предназначение наше. По­чему образ сего обновления предносится в душе и сознание его обнаруживается в ее предчув­ствиях и тайных желаниях, даже и тогда, как она чужда бывает обновительных сил. Вот при­чина, почему мы так любим новое и так заботли­во ищем его!

Сами видите из предыдущего, как и чем дол­жно быть удовлетворяемо сие стремление. При­веду, однако, вам несколько уроков из посланий Апостольских. «Яко новорождени младенцы, сло­весное и нелестное млеко возлюбите, яко да о нем возрастете во спасение» (1Пет.2.2). «Очистите ветхий квас, да будете ново смешение» (1Кор.5,7). Совлекайтесь «ветхаго человека, тлеющаго в похотех прелестных» и облекайтесь «в новаго, созданаго по Богу в правде и преподобии истины» (Еф.4,22,24). Надо стать новыми в себе, и жажда нового будет удовлетворена и по­стоянно удовлетворяема. Ибо новая духовная жизнь во Христе Иисусе по своему существу постоянно нова! Постоянно же присущая внутрь нас новость будет утолять жажду нового. Сего да сподобит Господь всех вас! Лучшего поже­лать вам не могу в нынешнее новое лето.

И готов бы заключить этим мое слово, но приходит на мысль на всякий случай дать вам небольшое предостережение. Не дивно, что вы встретите лица, кои иначе судят о новизне, и то, что на деле есть обновление, считают ветшани­ем, а что есть ветшание — обновлением; во что Апостол заповедует облечься, как в новое, то советуют они сбросить, как ветхое. Понятно вам, о чем тут дело. Предложу вам в руководство два-три положения, чтоб вы могли правильно судить о сем.

До пришествия Христа Спасителя во всем мире, исключая народа Божия, качествовала вет­хая языческая жизнь во всех областях — ум­ственной, нравственной, эстетической, семейной и гражданской. После Христа Спасителя вмес­те с распространением христианства сила сло­ва Божия и благодать Святого Духа вытесни­ла начала языческие и воцарила всюду начала христианские, также во всех областях — умст­венной, нравственной, эстетической, семейной, политической. Сии начала в Святой Православ­ной Церкви действовали и действуют непрерыв­но — и на Востоке, и у нас. На Западе Папа, отпавши от Церкви, первый принял корень язы­ческой жизни — гордыню. Около сего центра не замедлили сгруппироваться и все другие сти­хии языческие. К XVI веку они довольно ок­репли, подняли главу и гласно вступили снова в состязание с христианством. Образовался круг людей, языческим духом исполненных, которые задачею себе поставили — снова ввести язычес­кие начала, тоже опять во всех областях — ум­ственной, нравственной, эстетической, семейной и гражданской. Время, когда сие совершилось, называется Возрождением западным. Запомни­те себе теперь, что западное Возрождение есть восстановление язычества наперекор христи­анству. Таково значение Возрождения. Но ка­ково семя, таков и плод. Все нынешнее запад­ное образование во всех его видах есть итог того движения, которому толчок дало Возрож­дение. Оно есть плод сего последнего. Почему и есть и в духе, и в теле — и в главном, и в частях все пропитано языческими началами, враждеб­ными христианству. Всякий, кто касается его и сколько-нибудь сродняется с ним, становится больше или меньше враг Христу. Так об этом свидетельствует опыт. До Запада нам какое бы дело? Пусть себе как знает. Мы жили просто под влиянием животворных начал христианс­ких и знать не знали, что делается на Западе, и не знали бы, если б не были в необходимости войти с ним в сношения. Вошедши в сношение, стали заимствовать от него вместе с полезным и качествующий там дух образования языческого, который и у нас тоже производит, что там, то есть кто только касается его, тотчас восстает против Христа Спасителя и Святой Его Церк­ви. И у нас образовался класс людей, которые твердят, что церковное — христианское — это есть ветхость, которую надо отбросить, а евро­пейское образование есть обновление, которое надо усвоить. Зная теперь, что значит европейс­кое образование, вы сами хорошо поймете, что это они нам советуют. — Вот что! Апостол Па­вел говорит, что Бог послал святых апостолов, облеченных благодатию Святого Духа, в мир затем, чтоб они всех привели из тмы в свет, из области сатанины к Богу; а эти нам советуют из света опять идти во тму и от Бога — в область сатанинскую, где качествует не обновление жиз­ни, а смерть, убивающая все зародыши жизни истинной. Видите, какие благожелатели!! Чтоб разъяснить это до подробностей, надо целые кни­ги написать. Я предложил вам сии истины в кратких положениях, только на всякий случай. «Блюдите убо, братие, како опасно ходите, не якоже не мудри, но якоже премудри, « — не бывайте «младенцы, влающеся ветром новых учений... истинствующе же в любви», все возращайте в Того, «Иже есть глава Христос» (Еф.5,15;4,14-15). Аминь.

1864 г.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.