Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы (Что принесем мы в дар Богородице, через которую излилась на нас радость жизни? – Надо усвоить дух жизни ее: творить волю Божию без рассуждения)





 

Что принесем мы ныне в дар Преблагословенной Владычице Богообрадованной, чрез Которую радость излилась на весь род наш? Что лучше, думаю, можем принесть, кроме усвоения себе духа жизни Ее, чрез кото­рое все мы соделаемся одно с Нею, как дети од­ной матери, и составим из себя одно — духовное Богоблагодатное семейство.

В чем же дух жизни Владычицы Богоро­дицы? В покорении Своей воли воле Божией. И прежде в решительные минуты жизни Сво­ей — именно при введении во храм и при обру­чении праведному Иосифу — Она являла решительное послушание; но верх совершенства сей добродетели открылся в Ней ныне, когда Она указала Ангелу: «Буди Мне по глаголу твоему». Ибо сим словом Она не желания только, но все силы души и тела Своего предала распоряже­нию и вседействию Божию, так что отселе не Она уже действовала, а действующею в Ней ста­ла сила Божия. Оттого и удостоена Она такой высоты, что такое стяжала внутреннее благонастроение.

В тот же дух жизни надлежит войти и всем, кои ищут взойти в меру совершенства, Христом Спасителем христианству предначертанного.

Что это значит, что говорит Апостол: «живу не ктому Аз, но живет во мне Христос!» (Гал.2.20). Значит, что у него нет уже своих хотений и смышлений, а качествуют одни хотения и смышления Хри­стовы. Только силы тела и духа были апостоловы, а действователь был Христос. Как это сде­лалось?! — Так, что Апостол отказался от своей воли и вполне покорился воле Божией.

Что значит также, что еще прежде того гово­рил Господь: «будите во Мне, и Аз в вас. Я коже розга не может плода сотворити о себе, аще не будет на лозе, тако и вы, аще во Мне не пребуде­те. Аз есмь лоза, вы же рождие» (Ин.15,4-5). Как ветвь не своим живет соком, а соком дерева, так и нам, если хотим жить истинно, надо жить не своим, скажем так, движением, а движениями, от Хрис­та Спасителя исходящими. Когда это сделает­ся? — Когда Его воля святая станет законом жизни нашей, исключающим всякое другое сто­роннее влияние, входящее в нас и покушающее­ся принять в нас качество властвующего и опре­деляющегося закона. Акт решимости на такую покорность воле Господа есть привитие нас к Нему, как к древу жизни. А пребывание в сей покорности есть пребывание в сем привитии к Нему, в сем общении жизни Его, или в таком к Нему отношении, по коему все Божественные силы, яже к животу, от Него беспрепятственно изливаются в нас. Устройся кто так — и пойдут у него крепость и сила нравственная, благоуст­роенность и благоплодность жизни; и все сие так начнет делаться, что сам он отчета себе дать не может, откуда что берется у него: откуда бла­горазумие и распорядительность, откуда наход­чивость в средствах и умение привесть их в ис­полнение в свое время, в своей мере и в своем месте. Тайна же такой жизни одна: когда обра­зуется покорность воле Божией не размышляю­щая, тогда «Бог есть действуяй» в нас и «еже хотети и еже деяти о благоволении» (Флп.2,13). А где Бог, там чего нет?



Итак, хочешь такого совершенства и блага? — Устрой свою жизнь так, чтоб всякий шаг твой, вся­кое действие твое — и внутреннее, и внешнее — было исполнением воли Божией, исполнением сознательным, но беспрекословным и не размышляющим,— и получишь его. А для сего вот что сделай. Вникни хорошенько в свое состояние и положение; потом разверни слово Божие, выбе­ри оттуда все правила, которые к тебе преиму­щественно пред другими идут по твоему состоя­нию и положению, и ими определи, как следует тебе действовать и как следует быть тебе расположену во всех случайностях жизни твоей. Оп­ределивши же это, положи и действовать не иначе, как по сему начертанию, не размышляя о по­следствиях, приложив даже к первой решимос­ти термин: до положения живота, то есть хоть бы умереть, а не отступать от сознанной воли Божией.

Пусть вы — муж и жена; посмотрите, какие есть вам предписания от Господа, и так располо­житесь жить: муж люби свою жену, а жена люби и слушайся во всем мужа. Пусть вы — мать и отец; посмотрите, как предписано в слове Божием вам действовать, например домом править хорошо, детей в страхе Божием воспитывать,— и положите неуклонно действовать так, несмот­ря ни на что. Пусть вы — сын и дочь; разузнай­те, что написано о вас в Писании, что, например, вам надо во всем слушать родителей о Госпо­де, — так и положите действовать, и благо вам будет, и будете девы и юноши благообразные пред Богом и людьми; примером же распложающихся повсюду эмансипированных — разнузданных — девиц и юношей не увлекайтесь, ведая, что это богомерзкий, богопротивный, проклятый образ жизни и поведения. Пусть судья — кто; посмот­ри, как написано производить суды, так и суди. Пусть ты — продающий и купующий; посмотри, как велено вести торги, так и веди. Пусть ты — слуга; посмотри, что указано слугам, по тому и поступай. А то и общие правила пересмотри, например: чтоб не гневаться, не обижать, не гор­диться, не брать чужого, не завидовать, жить со всеми в мире, друг другу помогать, быть трез­вым, воскресные дни и праздники чтить и про­чее. Так всякий подробно разузнай, какие идут к нему определения воли Божией, и по ним жизнь свою распоряди и распиши, как на картине ка­кой, чтоб для тебя ясно было, как в чем волю Божию исполнить.

Определивши так, положи потом исполнять то без размышления, особенно не размышляй о последствиях. Это есть отличительная черта истинной покорности воле Божией — творить узнанную волю Божию без размышления. Гово­ри себе всякий раз в сердце своем: знаю, что вот в этом случае такая воля Божия есть, и исполню ее непременно, а что дальше будет, о том не мое дело рассуждать. Господь, давший закон, все видит и промыслит о последующем. И какой бы ни был случай, относительно коего ты знаешь определенно волю Божию, всегда так держи на душе. Ибо станешь размышлять о последстви­ях, непременно собьешься с правого пути и по­грешишь. Пусть, например, обидел кто. Воля Божия ведома: прости. И прости без размыш­ления. Но станешь размышлять о том, что из этого выйдет, — и растеряешься. Пойдут мысли, что все станут считать тебя бесхарактерным, че­ловеком без достоинств; и еще что? — ныне один обидел, завтра другой обидит, там третий и так далее,— и жить нельзя будет. И скажешь: нет, нельзя простить; надо постоять за себя, и нач­нешь стоять, и пойдет сумятица; отчего? — От­того, что воля Божия нарушена. А она отчего нарушена? — Оттого, что стал размышлять о последствиях. А скажи сразу: прощаю, так Бог велел, — и всем колебаниям конец. Ведь во всем мире домовладыка один — Господь. Он все ви­дит, и строгий исполнитель воли Его никогда не будет забыт Им. Возьмите вы примеры святых мучеников! Предлагали им: или отрекись Христа, или вот муки. Знали они на этот случай волю Гос­пода: «кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими» (Лк.12,9) — и без размышления о последствиях исповедали: мы христиане и от Христа не отвергаемся, и му­жественно переносили всякого рода муки. Стань они рассуждать, что вот какие страшные муки; — не вытерпишь,— что я языком только отрекусь, а сердцем не отрекусь, что после пока­юсь и тому подобное. — Уж верно не устояли бы. Как, действительно, и бывали такие, коих сбивали с правого пути такие мысли. Вот и ныне многие родители распустили детей своих в раз­нузданность — отчего? — Не оттого, чтоб не знали воли Божией, что должно держать их в страхе Божием, а что рассуждать стали, что из этого выйдет, какими нас станут считать, что ны­не уже все так, что дети заскучают, завянут и подобные нелепости. Стали так рассуждать — и распустили детей, и сгубили их. А если б сра­зу положили: ни за что никакой поблажки не дозволять, если б положили: как велел Господь держать детей, так и будем, и на волос отступить от воли Божией не отступим, и детям строго наказывать будем, чтоб они и думать не смели в чем-либо отступить от нашей воли, от поряд­ков христианской жизни,— если бы поступи­ли так, не появлялись бы у нас такие безобра­зия, о коих слышно повсюду, которые скоро в притчу и посмеяние всемирное обратят землю нашу. Равно и дети отчего пустились в разнуз­данность? — Оттого, что стали рассуждать. Или нет, эти ни о чем не рассуждают, а делают так оттого, что в голове ветры веют. Им кажется, что они являют высокую мудрость, а на деле — повторяют историю праматери, видом всезнания увлекшейся.

Не посетуйте, что немного долее должного ос­тановился я на этом предмете и строй речи моей нарушаю. На днях только слышал, до чего до­ходит своеволие юношей и девиц в старших горо­дах наших. И прежде знал я это, но думал, что так делают кое-какие. Оно нет, не кое-какие, а с высокими титлами. Вот куда уже пошло. Дай, ду­маю себе, хоть мимоходом оговорю, авось кто-ни­будь послушает. И да избавит нас Господь от та­ких порядков: родителей от послабления, детей от злого духа своеволия. Навел же меня на это светлый лик послушной и благопокорливой Ма­тери Божией. Вот кому подражать надо, и не юным только, но и всем людям — всех возрастов, званий и состояний. Как Она сказала Ангелу: «буди Мне по глаголу твоему» (Лк.1,38),— глагол же сей был глагол Божий; так пусть говорит всякий при всех делах своих: буди все у меня по глаголу Божию. Как определил Господь, так и буду жить и действовать; своей же воли слушать не стану, и злым духом времени увлекаться себе не поз­волю. Пусть что хотят о мне говорят и думают. Одного ищу — ходить неуклонно в воле Божи­ей, и никогда сознательно не нарушу ее, хотя бы грозили мне за то скорбные последствия.

Такое настроение ныне обнови, если всегда имел его кто, или возроди, если не имел, — и бу­дет сие даром, самым приятным Преблагословенной Владычице, Которая и примет его радос­тно, и ходатайственною молитвою благословение на него и на имеющего его испросит от щедродательного Господа. Аминь.

25 марта 1865 г.

 

 

Слово в неделю Ваий (Что значит быть как дети? – Начинать работать Господу с юных лет, как только осознаем свои обязательства, данные в крещении. В дела Богоугождения предать все сердце с детскою верою и простотою)

 

Воспоминаемое ныне событие торжествен­ного Входа Господня в Иерусалим было, можно сказать, последним вразумлени­ем неразумной синагоге. Начальники иудейские давно положили предать смерти Господа. Но вот Он, смиренно входя в Иерусалим на осляти, по­трясает весь град, всеми велегласно приветству­ется, показывая тем, что достаточно одного Его хотения, чтобы уничтожить все их замыслы, и что если Он предается на смерть, то предается добровольно. Тут же напоминает им сбываю­щееся пророчество: «се Царь твой грядет» (Зах.9,9), чтоб образумить их, и самым событием предлагает но­вое пророчество о призывании вместо их язычников, чтобы устыдить их и раздражить ревность их. Ослепленные не вняли вразумлению. Господь провидел сие — и пролил слезы о погибающих.

Торжество вокруг, а у Самого Господа — сле­зы! ... Что могло утешить Его?.. Разве только хвалебные гласы детей. Видел Господь, что этот народ, взывающий теперь: «осанна», чрез четыре дня будет кричать: «распни, распни Его» (Ин.12,13;19,15)... Но эти дети и все, прилепившиеся к Нему с детскою простотою, неизменно верными пребудут Ему. Пролита будет кровь Его,— и увлажит землю сию, и породит на ней новое поколение — све­жее и полное жизни, как ваии (ветви) от финик, и с неразмышляющею верою преданное Ему, как дети, взывающие: «осанна»…

Так, братие, кровь Господня уже пролита и принесла плод свой. Вместо одного народа все уже народы взывают: «осанна Сыну Давидову» (Мф.21,9), — вместо одного храма в одном священном граде сколько истинных храмов воздвигнуто на земле и сколько градов пребывают верными Господу! Но закон утешений и надежд Господних один. Только на тех почивает Дух Его, кои, как ваий, полны жизни и, как дети, обращены всем сердцем ко Господу. Мы читаем сей закон в словах Гос­пода: «оставите детей приходити ко Мне и не браните им: таковых во есть царствие Божие» (Лк.18,16).

Не бессилие детское берется здесь в образец, а свежесть их детских сил, живость их действий и простота. Принят ли и нами сей закон? — Ко­нечно, принят, вместе со всем законом Христо­вым. А если принят, то приняты и все обязатель­ства, соединенные с ним. К чему же это обязывает нас?! — Обязывает:

1. Начинать работать Господу с юных лет, с тех пор, как только сознаем свои обязательства, данные в крещении, а не отлагать сего дела до старости, предаваясь между тем страстям и ра­ботая миру... Старческую ли немощь и сухие кости принесем Господу, кровь Свою за нас про­лившему?! И еще принесем ли? — Бог знает. Под старость точно стихнут страсти, но будет ли угодна Господу жизнь, в которой не видно стра­стных дел потому только, что нет сил удовлет­ворять страстям, между тем как все существо пропитано страстьми?! Не то сие значит, чтоб под старость невозможно было обращение. Бог, могущий и из камений воздвигать чад Аврааму, пошлет Духа, и оживут старческие кости, и ста­рец с юношескою бодростию начнет работать Господу... Но сколько вы знаете таких приме­ров?! — Не все ли почти старцы, проведшие жизнь в страстях, томятся от скуки, ропщут и снедаются нечаянием (отчаянием). Блаженна только та старость, до которой дожито непрерывно Богоугод­ною жизнию!

2. Но для сего надобно, начавши с юных лет работать Господу, с юношескою же живостию и бодростию совершать все дела сего служения. В Ветхом Завете заповедано приносить Господу тук (жир, откормленное животное). Почему, благодаря и преклоняя Господа на милость, Давид пел: «всесожжение тучно вознесу Тебе» (Пс.65,15). Это образ того, что в делах Богоугождения надобно приносить Господу все расположе­ние, все сердце, всю полноту чувства, а не одни внешние, холодно совершаемые дела... Пусть наперед сердце горит любовию ко Господу, а потом и все кости изрекают: Господи, Господи! Кто читает молитвы Господу, а сердцем отстоит от Него, кто в храме стоит, а помышлениями в душе устрояет торжище, кто милостыню дает — да видим будет, и вообще совершает все дела благочестия исправно, но без участия сердца, то­го дела — не ваий от финик, а сухое хврастие, готовое в пожжение... «Сыне, даждь ми сердце» (Притч.23,26), говорит Господь. Кто не дает Господу сердца, тот ничего не дает. Пусть и дела есть у него, но он делает их по заведенному порядку, холодно, как машина, или как ленивый мул или вол, нео­хотно, вынужденно, как связанный — ведомый. Посмотрите, как дети, когда делают что, бывают все в деле — нераздельно, и действуют с увлече­нием. Так надобно нам работать Господу!

3. Не думайте, что трудно поддерживать та­кую живость. Нет; Господь близ: Он есть действуяй в нас. Надобно только предать Ему сер­дце свое с детскою верою и простотою. Блаженно сердце, питающее сию неразмышляющую веру, такую, в которой не двоится мысль и чувство сердца, в которой убеждение в истине неразлуч­но с готовностию действовать по ней, в которой всякое слово Божие принимается нераздельно всем существом... Ум там не каверзничает, покушаясь подрывать основания истины много­образными вопросами, составляемыми его не­разумием и недалекостию в познании вещей духовных, сердце — не покрывает заповедь ту­маном страстных помышлений, которыми соблаз­няются и желания наши, уклоняясь от повеленного, или совсем, или на время. Всякое слово там приемлется всецело, как оно есть, впивается, как вода губкою или капли дождя жаждущею землею... Вот от этого там много жизни, живос­ти и силы, где есть неразмышляющая вера.

Там услышат, например, давай — и дают, про­сти — и прощают, ищи того-то — и ищут, так смотри на вещи — и смотрят так... Ни мысли, ни чувству, ни желанию не позволяют возник­нуть в сознании наперекор тому, что исходит из уст Божиих, все без колебания приемлют, как дети из уст отца или матери, которых любят, или 0т учителя, к которому прилепились.

Вот такие расположения возбудим и утвер­дим в сердце!.. И принесем, таким образом, ныне Господу трехветвенные ваий — духовные, угод­ные Господу. Господь, видящий сердце, увидит их и благословит... Наша песнь — «осанна Сыну Давидову» — дойдет до слуха Его, и Он защитит нас от укорных возгласов неразумных разумни­ков: смотри-ка, что они делают?! — Из уст мла­денец и сущих (питающихся молоком матери) Он Сам устрояет Себе хвалу... И другой принимать не хочет...

Бог да благоволит всем нам быть устроен­ными так. Аминь.

27 марта 1860 г.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.