Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Слово в неделю пред Крещением (Наитствующая в Крещении Благодать Духа Святого запечатлевает внутренние изменения сердца и движения духа и из них образует в нас нового внутреннего человека)





 

 

Ныне неделя пред Просвещением, или Крещением; следующая неделя имену­ется неделею по Просвещении или Кре­щении; в средине их стоит Крещение Господне. Все три, держа внимание наше на святом креще­нии, о нем и рассуждать располагают. Будем же рассуждать о святом крещении!

Прошлый раз, на новый год, ища нового, мы в своем лице нашли единственную новость — новотварность, пакибытие (новую жизнь), или возрождение в Гос­поде Иисусе Христе благодатию Святого Духа, чрез святое крещение. Ныне потому не непос­ледовательно будет объяснить, что это за новое рождение и в чем оно состоит?

Святой апостол Павел, рассуждая о святом таинстве крещения, сокровенную силу его сравнивает с смертию и Воскресением Господа. По­гружаясь, говорит, в купель, мы умираем, а вы­ходя из купели, воскресаем; умираем в купели для жизни плотской и греховной, а воскресаем из купели для жизни духовной, святой, богоугод­ной, — «или не разумеете, яко елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть его крестихомся! Спогребохомся убо ему крещением в смерть, да якоже воста Христос от мертвых славою От­чею, тако и мы во обновлении жизни ходити нач­нем... Ветхий наш человек с ним распятся, да упразднится тело греховное, яко ктому не рабо­тами нам греху» (Рим.6,3.6)

Как светл воскресший Господь, так светло бывает естество наше, обновляясь в бане па­кибытия благодатию Святого Духа. Но не по­думайте, братие, что тут все производит одна благодать и производит только внешно или как-нибудь механически. Нет. Спасительное дей­ствие сие совершается незримо внутри; причем наитствующая в крещении благодать Духа за­печатлевает собою ряд внутренних изменений сердца и движений духа и из них образует но­вого в нас потаенного сердца человека. Почему святой апостол Петр крещение именует совес­ти благи вопрошением у Бога, чем означается образование особенного, благодатию крепкого, нравственного характера. Что и как здесь быва­ет и быть должно, я поясню вам несколькими мыслями.

Всемилостивый Господь, сотворив челове­ка по образу и по подобию Своему, указал ему тем последнюю цель во внутреннейшем обще­нии с Собою, оградив ее и известными, подруч­ными человеку условиями. Путь к достижению сей цели Бог положил в ревностном исполнении святой воли Его, которую напечатлел в чистой и непорочной совести человека, но не связал его в направлении своей деятельности, а одарил его свободою действовать, как хочет, по своему ус­мотрению, для того, чтоб он сам себя, произволь­но и самоохотно, определял на неуклонное хож­дение в ведомой воле Божией. Для того же, чтоб человек имел возможность совладеть со своею свободою, Он в том же духе, в коем обитает сво­бода, внедрил страх Божий, или чувство все­сторонней зависимости от Бога, Вседержителя, Всепромыслителя и Всевоздаятеля. Вот все сти­хии нашей, по первоначальному устроению, ду­ховной жизни. Соединяясь в одно, они обра­зовывают единое, нравственно-духовное лицо, жизнь которого должна была строиться и со­вершаться так, чтоб оно в чувстве всесторонней зависимости своей от Бога, само себя самоохот­но определяло на неуклонное хождение в свя­той воле Божией, истолковываемой совестию, в уверенности, что за это пребывать будет во внут-реннейшем общении с Богом — источником жиз­ни и блаженствовать в Нем. К сему предназна­чен человек, и так бы шла жизнь его всегда, как сим образом идет она постоянно у Ангелов свя­тых, если 6 не падение.

Падение расстроило внутренний порядок духовной жизни. Отпал от Бога человек, и об­щение с Ним непосредственное прекратилось; чувство зависимости от Него замерло или осла­бело, и не стало у человека сил совладать со своею свободою, устремившеюся уже не вслед воли Божией, тем более что и совесть или со­всем перестала истолковывать волю Божию, или стала толковать ее криво. Так распались стихии жизни духовной — и жизни духовной не стало.

Между тем природа человека осталась та же, и назначение его пребыло то же. Почему и вос­становление его могло совершиться не иначе, как чрез восстановление первоначальных духовных сил его и возведение их в предопределенное вза­имное отношение. Сие-то и совершает таинство крещения по предварительном приготовлении к тому рядом внутренних изменений.

Приведу вам в пояснение сего один пример! Святой апостол Петр проповедует в день Пяти­десятницы. Слушавшие, прослушав проповедь, воскликнули: что же нам делать? Святой Апос­тол отвечал: «покайтеся»; и в другом месте: «покайтеся и веруйте во Евангелие» (Мк.1,15), и «да крестит­ся кийждо вас во имя Иисуса Христа и приимете дар Свяшаго Духа» (Деян.2,38). Разберите, что здесь? — Проповедь просветила совесть; просвещенная совесть воскресила чувство зависимости от Бога, или страх Божий — и вот из сердца вопль: что же делать? — Покаяться, уверовать, принять бла­годать чрез крещение. Покаяться — это значит решиться оставить дела богопротивные и обра­титься к Богу, или, что то же, определить свобо­ду свою опять на хождение в воле Его, как опре­делено первоначально. Кающийся и готов бы на это; но как приступить к сему, когда он чувству­ет в себе, с одной стороны своенравственное бес­силие, а с другой — немирность с Богом, кото­рого всегда прогневлял, и со своею совестию, которую всегда оскорблял. Во исцеление сих главных немощей и подается ему благодать Духа, как опора нравственной крепости, и вера в Гос­пода Иисуса Христа, как единое средство к уми­ротворению совести и воссоединению с Богом. Замечаете ли, как здесь, в новом, благодатном ус­троении, все прежние стихии и силы духовной жизни, ослабленные и распавшиеся в падении, возводятся опять к своему значению и союзу! Чувство зависимости от Бога воскресает в по­каянии, совесть просвещается словом Божиим, свобода укрепляется благодатию, общение с Бо­гом посредствует чрез веру в Господа Иисуса Христа, единого Ходатая Бога и человеков. Так все стихии — каждая своим особым и живи­тельным врачевством — оживают.

Остается только слить их воедино, собрать, как лучи, в один фокус. Это и совершается в купели крещения, которое в сем отношении есть как бы благодатное горнило, где из восстанов­ленных таким образом предварительно стихий духовной жизни вседейственною благодатию созидается новая тварь о Христе Иисусе, обра­зуется потаенный сердца человек. Из купели мы выходим новыми в таком именно смысле, чув­ствуем себя так новыми, такую именно вкусив­шими новую жизнь, — и начинаем блаженство­вать. Вот смотрите, что говорится о тех, кои обратились проповедию святого апостола Пет­ра. Приявши слово, говорится в книге Деяний святых апостол, крестились, и тут же прибавля­ется: начали пребывать в учении, общении, мо­литве, все были вместе, все у них было общее, как бы одна душа и одно тело,— единодушно пребывали в церкви, непрестанно хвалили Бога в радости и простоте сердца (Деян.2). Как только окре­стились, так и начали жить новою жизнию. Сия новая жизнь сознается всеми крещаемыми и есть их удел и наследие. Собрав теперь в одну мысль все начала духовно-благодатной жизни соответ­ственно первоначальному их устройству, мы ви­дим, что крещеные по внутреннему своему на­строению таковы. По вере в Господа Иисуса Христа, примирившись с Богом и приняв от Него благодатную силу, христиане чувствуют себя определенными и сильными к неуклонному хож­дению в воле Божией, о чем и ревнуют они с готовностию на всякие труды и пожертвования, ощущая радость Богообщения — временную, еще здесь, предвкушая и нескончаемую, имеющую быть в вечности.

В сем-то и состоит совести благи вопроше­ние, или образование христианского нравствен­ного характера. Привожу вам сие затем, чтоб не забыли вы, что сила крещения состоит не в од­ном благодатном обновлении естественных сил духа, но и в нравственном изменении характера, в том и другом вместе. По Божию устроению, сначала происходят в духе человека нравствен­ные изменения, а потом благодать, вселяясь в человека чрез таинство, запечатлевает их в нем и тем обновляет самое естество его. В христиа­нине уже не одно естество, а и благодать. На вид внешний он то же, что и все нехристиане, а на деле он есть растворение и смешение есте­ства и благодати. Медь, например, одна издает звук глухой, а в соединении с серебром звучит чище и звончее, хотя на вид разности и незамет­но в той и другой. Медь одна — это естество наше; медь в соединении с серебром — это то же естество, облагодатствованное в крещении. Возьмите яблоко с дикой яблони и яблоко садо­вое. На вид они, может быть, совершенно похо­жи, а внутреннее достоинство того и другого со­всем не то. Так христианин и нехристианин на вид будто одинаковы, но внутренний их не ха­рактер только, но как бы и состав не одинаковы. Вся слава христианина внутрь. Сами же хрис­тиане не могут не сознавать сего отличия и из­менения, не в ущерб своему смирению, а в возда­яние славы Богу, спасающему их. Не все гибнет в человеке падшем. Следы прежней красоты ос­таются на всех силах его, только силы сии у него разрознились и распались. Это то же, что разби­тое зеркало. Когда же восстановляется внутрен­ний мир жизни духовной, тогда это бывает то же, что зеркало цельное, которое ясно отражает все черты и части лица смотрящего. Обращаясь внутрь себя, ибо внутрь себя живет, христианин может ли не сознавать в себе сей дарованной ему целости? Употреблю другое сравнение. До крещения человек то же, что расслабленный в членах своих: ни стать, ни двинуться не может. По крещении он то же, что расслабленный исце­ленный, о котором говорит Евангелие, что он ходил, скача и радуясь. Так чувство бодрости и крепости сил, присущее христианину, облагодатствованному в крещении, может ли не свидетель­ствоваться в сознании? Вот и еще один образ! Зрительные трубки имеют три состава. Когда вдвинут сии составы один в другой, трубки не показывают вещей как следует, а когда они раз­двинуты по соразмерности, все тогда видно в них хорошо. Трубка есть образ нашей тресоставности — из духа, души и тела. В падении дух под­чинился душе, а душа и дух телу и чрез то стали дурно видеть свои отношения, дурно держать себя в них. В получившем новое благодатное рождение дух возводится в свое право — дер­жать душу в своем чине, а чрез нее и тело. Чело­век тогда получает предопределенный строй ча­стей естества, ясно сознает свое отношение к небу и земле и достойно себя держит в сих отноше­ниях. Такое возу строение может ли укрыться от очей ума и совести?

Видите теперь, какова сила святого креще­ния и как от нас самих не могут укрыться спа­сительные действия его в нас? Войдите теперь в себя и сами для себя решите, есть ли там то, что дает святое крещение, или нет?

Если есть, возблагодарим Господа, без само­возношения, однако ж, ибо все от Него; а если нет, обличим себя, и укорим, и поспешим воспол­нить лишение сие чрез таинство покаяния, в ко­ем вновь крестятся грешащие, не в купели, а в слезах, хотя жизнь новую получают такую же, какая дается в купели. Аминь

5 января 1864 г.

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.