Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема: Ребенок как объект и субъект педагогического процесса Развитие личности и воспитание.





® Цели изучения:

- заложить и развить представления о взаимосвязи понятий «развитие личности» и «воспитание»;

- выработать умение оперировать этими и др. понятиями темы;

- провести анализ различных подходов к этим понятиям на культурологической основе.

 

® Основные понятия темы:

личность; человек; индивид; индивидуальное раз­витие личности; наследс­твенность; среда; антропология; возрастные особенности развития; периодизация возрастного развития; педагогическая коррекция; самовоспитание.

® Рекомендуемая форма изучения :лекция, семинарское занятие

 

® Основное содержание темы:

1. Ребенок как объект и субъект педагогического процесса.

Естественно, что в процессе воспитания центральной фигурой является тот, кого воспитывают, воспитанник. Человек рождается существом почти исключительно биологи­ческим. Общественным существом, способным вступать в отно­шения с другими людьми, он становится в процессе развития.

Становление собственно человека в качестве общественного существа, личности, обладающей сознанием, осознанно воспри­нимающей окружающий мир и воздействующей на него, связано исключительно с развитием в онтогенезе, причем в условиях об­щественного существования. Вне общества, без общения с людьми ребенок не может стать личностью, не может развиваться как че­ловек. Это подтверждают время от времени примеры развития детей, попавших по каким-либо причинам в раннем возрасте в стаи животных и оставшихся живыми. Подтверждают это и при­меры воспитания слепоглухонемых детей, которые лишены воз­можности естественного вступления в отношения с другими людьми из-за отсутствия развитых органов чувств, обеспечиваю­щих основную гамму восприятия внешних воздействий, - зрения и слуха. Развитие этих детей фактически полностью определяется степенью компенсации этого недостатка воспитателями. При от­сутствии этой компенсации слепоглухонемые дети как существа социальные фактически не развиваются.



В связи с этим весьма актуальной становится проблема станов­ления субъектности воспитанника в педагогическом процессе. Ха­рактер ответа на вопрос: «Когда индивид становится субъектом воспитания?» - в значительной мере выражает сущность теории и технологии воспитательной работы, определяет тип воспитатель­ных отношений.

Психологи отвечают на этот вопрос чаще всего по аналогии с ответом на вопрос о человеке как личности: личностью не рож­даются, ею становятся в процессе воспитания, развития, общест­венной практики. С. Л. Рубинштейн утверждал, что человек стано­вится субъектом в подлинном смысле слова, сознательно выде­ляющим себя из окружающего и соотносящегося с ним по мере развития общественной практики. Это представление о субъ­екте основано на содержании философского понятия субъекта как активно действующего, познающего, обладающего сознанием и волей человека. Для педагогики, оперирующей понятием не во­обще субъекта, а субъекта воспитания, такое представление о нем оказывается слишком узким, не отражающим всю глубину отно­шений воспитанника с воспитателями, особенно в условиях гума­нистического воспитания.

Педагогика как наука о развитии биологических, психических и социальных черт, сторон человеческой личности должна рас­сматривать проблему соотношения субъекта и объекта в воспита­нии с учетом всех этих сторон. С этой точки зрения сама способ­ность человеческого организма к саморазвитию в соответствую­щих условиях (П.Ф.Каптерев) как генетически заданное свойство характеризует внутреннюю активность индивида, присущую ему с момента рождения, - именно активность человеческого организ­ма, а не вообще живого существа. В соответствии с этим совре­менная российская и мировая педагогика все больше рассматри­вает воспитанника как от природы деятельное, внутренне актив­ное существо, обеспеченное необходимыми задатками и стимулами для саморазвития, а воспитание - как объективно-субъективный процесс саморазвития и самостановления детской личности в системе организованных и стихийных взаимодействий и отношений. Речь идет о природной субъектной активности инди­вида, формирующегося под воздействием потребностей, инстинк­тов, влечений, желаний, способностей, стремления к самопрояв­лению и самоутверждению.

Признание изначальной субъектности воспи­танника в воспитании подтверждается тремя фундаментальными основаниями: биологическим в виде генетически заданного свойст­ва саморазвития, психологическим как признанием психическим своеобразия всякого психического и социальным в смысле неиз­бежного признания за каждым индивидом его особенного места в системе общественных отношений. Специфика конкретных соци­альных отношений и обусловленного ею основного типа воспита­тельной практики может быть направлена на подавление субъ­ектности воспитанника. Однако полностью лишить его этого от природы данного свойства можно, лишь полностью исключив возможность использования им средств и форм человеческого существования.

2. Изменения ребенка в процессе развития

В отношении человека развитие - это процесс постепенного из­менения его организма и психики в направлении от низших к выс­шим формам жизнедеятельности. Правда, развитие может быть на­правлено и в противоположную сторону - от высших к низшим формам. В этом случае речь идет о регрессе, деградации в отличие от прогресса, под которым подразумевается поступательное со­вершенствование. В своих рассуждениях мы все время будем иметь в виду именно прогресс, т.е. развитие по восходящей линии, на обеспечение которого направлены усилия воспитателей.

В каких же отношениях развивается человек? Прежде всего, что заметно каждому, человек развивается физически. Изменяется (увеличивается) вес ребенка, его рост, причем наиболее интенсивно это происходит в первые годы его жизни. Так, с момента рождения и до поступления в школу его рост увеличивается на 50-60 см, в последующие шесть лет - на 25-35 см, затем - на 18-23 см. Осо­бенно интенсивно растет вес головного мозга: к семилетнему воз­расту он увеличивается более чем в 3 раза и достигает примерно 94% веса головного мозга взрослого человека.

Развивается человек и в физиологическом отношении: совер­шенствуются по мере взросления физиологические процессы, про­текающие в организме. Значительно усложняются и стабилизи­руются к концу школьного обучения кровообращение и пищева­рение, процессы нервной деятельности. Особое значение имеют процессы, определяющие половое развитие и созревание.

Значительные изменения происходят и в психике человека: изменяется скорость протекания психических процессов, фор­мируется характер, развивается воля и др. Развиваются память и мышление детей: па­мять - от механической к смысловой и логической, мышление - от конкретных (наглядных) ее форм к абстрактным, отвлеченно-теоретическим. Развиваются также воображение, внимание, эмоции, способности.

Развитие человека в социальном отношении характеризуется главным образом усложнением отношений с людьми, обществом в целом. Младенец вступает в очень простые отношения почти исключительно с одним человеком - матерью. Затем круг его общения расширяется. Характер взаимоотношений с окружаю­щими людьми изменяется, они становятся все более осознанны­ми и разносторонними. Ребенок становится все в большей сте­пени субъектом отношений: он не только воспринимает направ­ленные на него воздействия, но и сам сознательно оказывает воздействия на окружающих с целью изменить свое положение. Начинается это в достаточно раннем возрасте, уже с первых ме­сяцев жизни.

В последующем ребенок включается в регулярные отношения в системе собственно общественных связей: он становится членом коллектива детсадовской группы, потом идет в школу и помимо учебы выполняет там некоторые общественные обязанности, от класса к классу все более значительные и усложняющиеся, гото­вясь к выбору и освоению профессии, полноправному участию в общественной жизни страны.

3. Биологические и социальные факторы в развитии человека

Вероятно, со времени осознания своего положения в природе человеку интересно было знать, почему люди неодинаковы. По­чему рядом с проявляющими успех почти или даже во всем, рядом с одаренными в одной какой-то области всегда были весьма сред­ние, ни в чем себя не проявляющие, заурядные люди? И можно ли добиться успехов каждому хотя бы в чем-то одном?

Глубокое научное исследова­ние проблемы показывает, что за исключением случаев проявле­ния особой одаренности результаты успешной деятельности в той или иной области искусства, науки, предпринимательства обу­словлены комплексом факторов, среди которых важнейшими ока­зываются среда и воспитание.

Один из основоположников отечественной генетики Н.П.Дуби­нин писал по этому поводу: «Сущность человека, его личностные ка­чества, общественно-исторический прогресс, формирование нового человека - все это выходит за рамки биологического. ...Генетическая программа человека обеспечивает рождение индивидов с универ­сальным неспециализированным мозгом, функциональная система которого формируется условиями социального бытия».

И тем не менее развитие ребенка не всегда полностью обу­словлено влиянием среды, воспитания и наследственности. Почему в одних и тех же условиях жизни, обучения и воспитания люди с одинаковой наследственностью вырастают разными? Почему в худших условиях явно не выдающиеся по природным задаткам люди нередко добиваются больших успехов в развитии, чем на­ходящиеся в лучших условиях? И наконец, если наследствен­ность, среда и воспитание определяют развитие человека, то в чем причина поступательного совершенствования человечества, человека вообще? Ведь среда и воспитание приспосабливают человека к существованию в имеющихся условиях, наследствен­ность же фактически не изменяется, а тем не менее человек из пещер переселился в хижины, а затем во дворцы, начал осваи­вать космос. Изменились и внешний облик человека, его мыш­ление, весь духовный мир. Изменил он и среду своего обитания, хотя в соответствии с идеей о развитии под влиянием среды, воспитания и наследственности этого не должно было быть.

Это значит, что развитие человека определяется не только вышеуказанными факторами.

3. Собственная преобразующая деятельность человека - важный фактор формирования личности

Догадки о том, что развитие человека обусловлено не только внешними по отношению к нему факторами, высказывались очень давно. Так, в XIV в. Данте утверждал в «Божественной ко­медии»:

Естественно, чтоб смертный говорил,

Но - так иль по-другому, это надо,

Чтоб не природа, а он сам решил.

В середине XIX в. К. Маркс выдвинул положение о том, что человек развивается только в деятельности: только преобразуя окружающую действительность, человек совершенствует и свою собственную природу. В педаго­гике эту мысль высказал К. Д. Ушинский. Он пришел к убежде­нию, что человек сам принимает участие в образовании своего характера. Преодолевая ограничения свободы, участвуя в сво­бодном труде, человек формирует себя.

Таким образом, можно утверждать, что четвертым фактором формирования личности является собственная преобразующая деятельность человека.

В XX в. к такому же выводу приходят экзистенциалисты и сто­ронники необихевиоризма. Так, известный философ и писатель, лауреат Нобелевской премии А. Камю утверждал, что человек не­сводим целиком к истории и именно этим оправдано его сущест­вование в царстве природы.

Лидер современного бихевиоризма Б. Скиннер, строящий свою теорию воспитания на системе подкрепления, тоже утверждает. что подлинно свободное поведение осуществляется в борьбе за свободу. Поведение не полностью определяется средой, на его формирование воздействует стремление человека оказывать влияние на социальную среду, изменять ее в соответствии со своими интересами.

Для учебно-воспитательной практики установление фактора собственной преобразующей деятельности имеет чрезвычайно важ­ное значение. Суть его можно сформулировать следующим обра­зом: если воспитатель хочет воспитать ребенка, то он должен при­влечь его к деятельности, которая совершенствует окружающую ребенка среду. Если к такой деятельности ребенок не будет привле­каться, то и воспитания в положительном смысле этого слова не будет.

Таким образом, в числе факторов развития личности мы мо­жем выделить наследственность, среду, воспитание и собствен­ную деятельность человека. Среди них среда - явление много­мерное. Прежде всего, это, конечно, социальная среда в широ­ком смысле слова - общественно-экономические условия, общественно-государственный строй страны, в которой живет воспитуемый. Во-вторых, это микросреда - среда непосредст­венного общения ребенка: семья, в которой он живет, его дру­зья, школа. В-третьих, это географическая среда (схема 3).

Естественно, что общий тип отношений, в том числе и вос­питательного характера, определяется общественно-эконо­мическими условиями. Конкретная реализация общественных закономерностей зависит от микросреды, прежде всего семьи.

4. Взаимосвязь воспитания и развития человека в различные возрастные периоды

Поскольку педагогика - наука о воспитании, а воспитание осуществляется в значительной мере ради развития, следует под­робнее рассмотреть взаимосвязь воспитания и развития, соотно­шение между ними в различные возрастные периоды.

Мы пришли к выводу, что развитие личности зависит от на­следственности, среды, воспитания и собственной преобразую­щей деятельности человека. Но развитие не одномоментный акт, оно продолжается всю жизнь и особенно интенсивно - в первые годы жизни. Естественно, что в неодинаковые по интенсивности периоды развития действие различных факторов неодинаково. Профессиональных педагогов и родителей интересует, прежде всего, как влияют эти факторы на развитие детей дошкольного и школьного возраста. Причем не все факторы интересуют нас одинаково: наследственность и среда не зависят от воли и мас­терства педагогов. Воспитание - та сфера, где влияние педагогов и родителей наиболее действенно. И собственная деятельность воспитуемого не есть нечто совершенно изолированное - она обусловлена она воздействиями педагогов (прямо или кос­венно).

Выготский особо подчеркивает, что действия де­тей, выполняемые ими под руководством учителя, в том числе дей­ствия по образцу, не являются нейтральными по отношению к уму ребенка, развитию мышления. Путь к самостоятельному решению лежит через действия в сотрудничестве и по образцу. Этим позиция Выготского отличается от распространенного мнения, что репро­дуктивные действия не способствуют развитию мышления.

Конечно, всякому процессу, в том числе и творческому, в жиз­ни встречается немало препятствий, отклоняющих, задерживаю­щих или ускоряющих его движение. Педагог же «... должен преду­преждать все...уклонения и возможные недочеты в процессе само­развития».

Этим отнюдь не принижается роль воспитания - целенаправ­ленного формирования, личностных качеств: «Педагог только тогда мог бы ограничиться ролью служителя процесса самораз­вития, когда человеческий организм не имел бы никаких недоче­тов и дисгармонии в своем строении, когда человек и по духу и по телу был бы совершенен, без недостатков...». Поэтому вос­питание и призвано способствовать усовершенствованию чело­века, личности, а не только саморазвитию. Усовершенствование же имеет три направления: 1) устранение препятствий; 2) прямое положительное содействие правильному развитию наличных способностей; 3) искоренение недостатков и насаждение ценных свойств...

Очевидно, развитие и усовершенствование сливаются в один по­ток; усовершенствование предполагает развитие ценных свойств и подавление ими недостатков, причем слабые, но ценные свойства усиленно культивируются, а недостатки не допускаются до разви­тия и укрепления.

Современная наука рассматривает несколько возрастных периодов в развитии ребенка, школьника. По продолжи­тельности эти периоды неодинаковы, так как их выделение прове­дено по признаку основного, ведущего вида деятельности, кото­рой занимается ребенок. Учитываются и новообразования, харак­терные для воспитанника в этом возрасте по сравнению с предыдущим.

Самый короткий период - период непосредственно-эмо­ционального общения. Он продолжается от рождения до 1 года. Считается, что в этот период ребенок еще не выполняет вполне осознанных действий.

Второй период продолжается два года (от 1 до 3 лет) и называется периодом предметно-манипулятивной дея­тельности. В этот период ребенок осваивает мир его ближайшего окружения путем манипулятивных действий с предметами. Цен­тральное новообразование этого периода - чувство Я, осознание своей «отделенности» от других людей.

Третий период - от 3 до 6 лет, период игровой деятельности. Конечно, дети играют и раньше, но в возрасте от 3 до 6 лет игро­вые действия выполняются на новом уровне: игра становится средством познания и освоения действительности. В игре разви­вается воображение как психологическая основа творчества, воз­никают обобщенные переживания и осмысленная ориентация в них. На этой основе формируются отношения к предметам и яв­лениям. Центральным новообразованием этого возраста, вероят­но, следует назвать способность предвидеть и понимать последст­вия своих действий и осознанно выполнять их, зная последствия. С.Л.Рубинштейн утверждал, что в этом возрасте не игра является ведущим видом деятельности, а развитие поступка, регулируемого общественными нормами: «Его формирование является осно­воположным приобретением или новообразованием дошкольного периода».

Четвертый период - от 6 до 10 лет, период учебной деятельно­сти. В это время дети учатся в школе, и основным видом их дея­тельности является учение. Естественно, они не забыли игру и очень любят играть. В игре они продолжают проводить значи­тельную часть времени и осваивать в ней окружающий их мир предметов, явлений, чувств. Но все же основную часть времени и главный свой труд они отдают учению. Центральным новообра­зованием этого периода является осознание и переживание себя в качестве существа социального.

Пятый период называется периодом общественно полезной деятельности. Он продолжается от 10 до 15 лет. В этом возрасте дети выполняют разнообразные виды деятельности, среди кото­рых основным остается учение. Наряду с этим школьники этого возраста действуют в трудовой, общественно-организационной, спортивной, художественной и других видах деятельности. Но следует отметить, что любая из них осознается и выполняется подростком именно как общественно полезная. Д. Б. Эльконин утверждал, что в этом возрасте ведущим видом деятельности является общение со сверстниками. Центральным новообразо­ванием этого возраста, называемого трудным, переходным, яв­ляется чувство взрослости, осознанное стремление к самостоя­тельности и самоутверждению.

Шестой период - от 15 до 17-18 лет, период учебно-про­фессиональной деятельности. Это период ранней юности, когда учебная, трудовая и другие виды деятельности, выполняемые учащимися, осознаются ими как предпосылка будущей профес­сиональной деятельности на фоне осознания своей жизненной перспективы. Центральным новообразованием этого периода, вероятно, следует назвать активно формирующееся мировоззре­ние как систему взглядов на окружающую действительность и свое место в обществе.

Следует помнить, что это разделение на периоды (как и любое другое) весьма условно. Возраст календарный или школьный, а также определенного вида деятельности и уровня осознания само­го себя наступает у разных детей в разное время. Это связано с половой принадлежностью (мальчики, девочки), с условиями культурно-познавательного развития. Наконец, здоровье ребенка тоже оказывает существенное влияние на продвижение от одного периода к другому.

Ясно и другое: границы периодов тоже весьма условны. Даже столь резкое на первый взгляд разделение периодов, как по классам школьного обучения (начальные, средние, старшие), не имеет строгих, четких границ: один ребенок пришел в I класс в шестилетнем возрасте, а другой - когда ему исполнилось 7 лет, да еще потом остался в IV классе на второй год; IX класс он за­кончит в 17 лет, когда некоторые его сверстники получат полное одиннадцатилетнее среднее образование. В последние десятиле­тия наблюдается явление, которое получило название акселера­ции, проявляющейся в том, что дети по сравнению со своими родителями, например, быстрее достигают определенного веса, роста, вступают в период физиологического созревания. Обу­словлено это многими причинами, действующими в совокупно­сти: социально-экономическими условиями, распространением гетеролокальных браков, ростом концентрации активных реа­гентов в воздухе, воде, пище и др. Проявление ускорения в раз­витии требует от педагогов учета этого явления, внесения кор­ректив в воспитание детей того или иного возраста.

5. Индивидуальное и общее в развитии ребенка

Создавая условия для проявления внутренне присущих детям созревших возможностей, определяя зону их ближайшего разви­тия и т.п., мы не должны забывать, что воспитанники неодинако­во воспринимают направленные на них влияния. Дети отличаются друг от друга не только цветом волос, формой лица и другими внешними признаками. Есть и внутренние, физиологические от­личия, связанные с генетическими особенностями, определяющи­ми скорость, ритм психических процессов и состояний, т.е. тем­перамент воспитанника.

Зрительные, слуховые, осязательные анализаторы в своей ос­нове формируются как генотипически заданные. Их деятель­ность, способность воспринимать различные по интенсивности воздействия определяет возможности художественного, музы­кального, некоторых других направлений развития ребенка. Это не значит, что в процессе воспитания, в результате систематиче­ских упражнений эти способности не развиваются. Наблюдения за жизнью людей и специальные опыты показывают, что благо­даря упражнениям развиваются способности различать оттенки цветов, тональности звуков, интенсивность запахов и т.п.

Однако развитие это протекает у разных детей с разной сте­пенью интенсивности. Если же генетических предпосылок для развития нет, то и развиваться будет нечему: например, у ребен­ка так изменена структура органа зрения, что в сетчатке глаза отсутствуют колбочки некоторых типов. В этом случае ребе­нок не будет различать цвета (дальтонизм), и упражнениями преодолеть этот недостаток невозможно. В то же время неко­торые люди от природы наделены особой чувствительностью некоторых органов. Их развитие в благоприятных условиях сре­ды и воспитания проходит особенно успешно. Если же благо­приятных условий для развития не будет, то и развития не про­изойдет.

Таким образом, генетические основы тех или иных физиоло­гических или психических процессов, состояний следует рас­сматривать как задатки, которые развиваются в благоприятных условиях и остаются неразвитыми при отсутствии таковых.

Что записать в Ваш педагогический словарь:

Развитие - процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних факторов.
Формирование - процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среди, целенаправленного воспитания и собственной активности личности.
Социализация - усвоение личностью ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.
Воспитание - процесс и результат целенаправленного формирования личности в условиях специально организованного взаимодействия воспитателя и воспитуемого.

® План семинарского занятия

 

1. Основной доклад: «Особенности процесса развития и формирования человеческой личности».

Темы для содокладов и сообщений:

А). Общее понятие о педагогической антропологии и ее роли в повышении эффективности педагогического процесса.

Б). Периодизация возрастного развития ребенка, особенности развития детей разных возрастных групп: здоровье, интеллект, мораль.

В). Акселерация и ее последствия.

Г). Формирование личности школьников разных возрастов (отношение к школе и учению; отношение к будущему; особенности самопознания и т.д.).

Д). Человек, личность, индивид – как вы это понимаете?

 

2. Основной доклад: «Понятие об индивидуальном развитии личности и его движущих силах».

Темы для содокладов и сообщений:

А). Внутренние и внешние факторы развития ребенка: наследственность, среда и воспитание как целенаправленное обучение и воспитание ребенка.

Б). В чем выражается целостность личности, ее активность?

В). Взаимодействие биологических и социальных факторов в индивидуальном развитии детей.

Г). Особенности развития школьников в зонах загрязнения в результате аварии на ЧАЭС. Педагогическая коррекция.

Д). Трудные дети. Одаренные дети.

3. Основной доклад: «Ребенок как объект и субъект педагогического процесса»

Темы для содокладов и сообщений:

А). Когда у человека появляется право на субъектность?

Б). В чем проявляется внутренняя активность личности в педагогическом процессе?

 

® Методические рекомендации по подготовке к семинару

При подготовке к семинарскому занятию обратите внимание на темы для содокладов и сообщений. Это, в основном, проблемные вопросы, отражающие сложность темы, которая будет рассматриваться на семинарском занятии. При разработке этих вопросов старайтесь структурировать информацию, которую вы представите группе, следующим образом:

- анализ ключевого понятия в теме сообщения на основе теоретических источников (учебные пособия, словари, справочники и т.п.);

- факты, ситуации, иллюстрирующие теоретические положения;

- представление собственной позиции по проблеме;

- аргументация своей точки зрения;

- обобщение, выводы.

Используйте при подготовке к семинару не только доступные вам источники информации, но и свой жизненный опыт, наблюдения.

 

® Работа с понятиями

1.Установите иерархию следующих понятий: воспитание человека, развитие и формирование личности, социализация личности, развитие личности. Заполните схему.

               
       


2. Теперь проверьте себя, внимательно изучив следующую таблицу. Заполните ее.

Понятие Общее Различие
Развитие - процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних факторов.
Формирование - процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среди, целенаправленного воспитания и собственной активности личности.

3. Как Вы понимаете приведенное в Российской педагогической энциклопедии высказывание А. Г. Асмолова и А. В. Петровского: "Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают"?

 

4.Раскройте суть приведенных в таблице закономерностей развития человека. Что в них является самым важным?

Закономерность развития человека Суть закономерности
Развитие человека - внутренне детерминированный процесс.  
Развитие человека обусловлено социальной обстановкой.  
Развитие человека обусловлено мерой его собственной активности  
Развитие человека детерминировано типом его ведущей деятельности.  
Развитие человека зависит от содержания и мотивов его деятельности.  

5. Назовите основные проблемы педагога, связанные с Чернобыльским следом.

6. Различные науки опираются на различную возрастную периодизацию. Заполните таблицу по примеру, данному в первой строке, сравните результаты, сделайте выводы.

В возрастной физиологии В медицине В педагогике Ведущий тип деятельности
Новорожденность (первые 10 дней) Новорожденность (первые 3-4 недели) Младенчество (от рождения до 1 года) Эмоциональное общение со взрослыми
Грудной возраст (10 дней – 1 год) Грудной ( младший ясельный) возраст (4 недели - 1 год)
Раннее детство (1 - 3 года) Предшкольный (старший ясельный) возраст (1 -3 года)
Первое детство (4 - 7 лет) Дошкольный возраст (3 - 7 лет)
Второе детство (8 12 лет) Младший школьный возраст (7 - 12 лет)
Подростковый возраст (13 - 15 лет) Подростковый возраст (13 - 15 лет)
Юношеский возраст ( 17 – 21 год) Старший школьный возраст (16 - 18 лет)
Выводы:  

7. Прочитайте следующий литературный отрывок.

"Мальчики - люди и девочки - люди. Значит, между ними нет разницы.

Так говорят одни.

- Неправда. Девочки спокойнее, послушнее, порядочнее, прилежнее, деликатнее.

Так говорят другие.

- …Мальчики веселые, не наскучат, они не обижаются, искреннее, больше их все занимает, легче убедить.

- У девочек сердце мягче.

- Вовсе нет, мальчик охотнее поможет, услужит.

И они спорят и никак не могут согласиться".

(Корчак Я. Правила жизни // Педагогическое наследие. - М., 1991. - С. 224).

А что думаете Вы? Внесите свое мнение в таблицу.

Особенности развития У мальчиков У девочек
  Физиологическое, физическое развитие
  Отношение к окружающим  
  Отношение к себе  

® Работа с текстами

1. Прочитайте текст, выделите его главную мысль.

«Борис Никитин предложил пять условий успешного развития ребенка:

- первое условие успешного развития – раннее начало;

- второе важное условие, насколько это возможно, - заранее окружить ребенка такой средой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность;

- третье, чрезвычайно важное, условие успешного развития вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Способности развиваются тем успешнее, чем в своей деятельности человек добирается до «потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот «потолок» все выше и выше;

- четвертое условие: ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий, в выборе способов работы и т.д.;

- обязательное выполнение пятого условия: ненавязчивой, умной, доброжелательной помощи взрослых. Самое сложное здесь, пожалуй, заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь – в подсказку».

(Сергеева, В.П. Классный руководитель в современной школе / В.П. Сергеева. – М., 2001. – С. 35 –37).

2. Современное воспитание - это воспитание личности.

Что такое личность? Существуют десятки определений этого слова, разработано великое множество теорий личности. Но вду­маемся, когда мы говорим о человеке: "Это личность!"? Прежде всего, мы отмечаем в личности неординарность, непохожесть на других. Личность выделяется в толпе, не может быть толпы лич­ностей. С другой стороны, учителя часто говорят: "Сильный класс! Все - личности". Это значит обычно, что каждый мыслит по-своему и вообще - мыслит. Ведь мыслить, думать можно только по-своему, самостоятельно. Думать как все, т.е. пользоваться чужими мыслями, вовсе не значит думать. Личность несоединима с бездумностью.

Личность - человек, думающий самостоятельно. Это сказывает­ся и на поведении его. Личность независима; у человека, которого мы называем личностью, как правило, независимый характер. С ним труднее, чем с другими, он не подчиняется нелепым, нера­зумным требованиям, он чаще идет на конфликт, он умеет отстоять себя, он обычно имеет свое мнение и сохраняет его. Но это не уп­рямец, не гордец - глупый человек личностью быть не может.

(Педагогический манифест «От ученика к личности»// Первое сентября. – 1996. - № 83. – С.1)

Вопрос к тексту:

Чем отличаются житейское и научное определение личности и что в них общего?

 

3. Проблемно-аналитический материал для учебной дискуссии «Личность. Социальные и биологические факторы развития личности»:

1. «В последнее время вошли в моду... изощренные биологические модели природы ребенка, которые оказывают значительное влияние на систему образования. Ребенок так же, как и взрослый человек, есть некое сочетание сложных механизмов. Это – юное подобие "голой обезьяны". Как и голуби, и крысы в опытах Скиннера, дети могут быть приучены реагировать на стимулы так, как того хочет экспериментатор. Акцент делается на пове­денческом аспекте, а не на интеллекте (в этой теории предполага­ется, что интеллекта у ребенка нет вообще, а обучение должно быть направлено на изменение поведения).

Другая концепция природы ребенка - понимание его как ком­пьютерной системы: сознание и мозг рассматриваются как ее взаимосвязанные части. Ребенок - биологический компьютер, очень сложный, но ждущий своей очереди, чтобы получить соот­ветствующую программу. А есть ли лучший путь программирова­ния, чем использование других компьютеров? Каждый ребенок занят только со своим компьютером, он сидит и нажимает кнопки и клавиши, связывается с Центральным компьютером».

Ричардсон Г. Образование для свободы / Пер. с англ. - М, 1997.-С 40

2. «Воспитание может все» (К.А. Гельвеций)

3. «Воспитание может сделать многое, но оно не безгранично. С помощью прививок можно заставить дикую яблоню давать садовые яблоки, но никакое искусство садовника не сможет заставить приносить ее желуди». (В.Г. Белинский).

4. «От всякого воспитания, друг мой, спасайся на всех парусах» (Вольтер).

5. «Все, чего мы не имеем при рождении и без чего не можем обойтись, ставши взрослыми, дается нам воспитанием» (Ж.-Ж. Руссо).

6. «Воспитатель никогда не добьется того, чтобы на дикой яблоне росли персики, но он может достигнуть того, что яблоки этого дерева будут сладки» (У. Гарвей).

7. «Человек не бывает от природы тем, кем он должен быть, поэтому он нуждается в эффективном образовании» (Канке, В.А. Миропонимание и этика ответственности. – Калуга: Издательский центр «Гриф», 2004. – С. 190).

8. «Н.Х. Вессель, рассматривая ребенка как «субъект» и «объект» педагогического воздействия, отмечал, что в первом случае большее значение имеет его наследственность, а во втором – воспитание. Причем сама среда выступает условием как раскрытия и совершенствования наследственных способностей, так и подавления нежелательных наклонностей с помощью продуманного воспитания» (Баркова Н.Н. Понятие «личность» в российской педагогике// Педагогика. - №3. – 2002. – С. 76.)

9. «… Чем богаче деятельностная основа существования индивида, тем более широкие потенциальные возможности открываются для формирования его как личности». (Мошкова Г.Ю. Биографический метод и творческая личность ученог









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.