Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Критерии оценки осуществления функций классного руководителя





Эффективность осуществления функций классного руководителя можно оценивать на основании двух групп критериев: результативности и процесса деятельности.

Критерии результативности деятельности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своём социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины учащихся, их гражданской зрелости).

Критерии процесса деятельности позволяют оценить реализацию управленческих фунций классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с пдагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном классе, и другими участниками образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения, родителями (иными законными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся).

Об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений. Методические рекомендации. Приложение к Приказу Минобрнауки России от 3 февраля 2006г. № 21. // Классный руководитель. - 2007. - № 2. – С. 4 – 7.

Можно выделить следующие функции классного руководителя в проведении работы с родителями:

1-я функция – ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой, обусловлено необходимостью выработки единых требований, общих принципов, определения цели и задач воспитания, отбора его содержания и организационных форм в семейном воспитании и в учебно-воспитательном процессе школы;



2-я функция – психолого-педагогическое просвещение родителей;

3-я функция – вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность. (Все шире практикуется в современной школе.);

4-я функция – это корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся. Первый аспект – оказание психолого-педагогической помощи в организации семейного воспитания различных категорий учащихся (одаренных, проявляющих склонность к изучению отдельных учебных предметов либо интерес к каким-либо формам внеурочной деятельности).

Другой аспект – это оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных проблем семейного воспитания: разрешение противоречий подросткового возраста; преодоление трудностей воспитания девочек и мальчиков в пубертатный период; профилактика появления вредных привычек (курения, употребления спиртных напитков, наркотических и токсичных средств); преодоление дурного влияния асоциальных и антисоциальных неформальных объединений молодежи; профилактика правонарушений;

5-я функция – это взаимодействие классного руководителя с общественными организациями родителей: родительскими комитетами школы и класса, школьными советами, советами по месту жительства и на предприятиях, женскими советами, советами воинских организаций и т. д.

® План семинарского занятия

1. Роль и основные функции классного руководителя.

2. Специфика и основы семейного воспитания.

3. Содержание организационно-педагогической работы школы с родителями.

4. Формы и методы взаимодействия школы и семьи в целостном педагогическом процессе.

® Методические рекомендации по подготовке к семинару

При подготовке к семинару обратите внимание на то обстоятельство, что семья является мощным, но не единственным фактором социализации и воспитания подрастающего поколения. В этой связи вам необходимо познакомиться с проблемами и трудностями современной семьи, которая, по мнению социологов, переживает период кризиса. Познакомьтесь со статьями из журналов «Педагогика», «Воспитание школьников», касающимися этой проблематики.

Анализируя основные функции классного руководителя, подумайте, как меняется содержательное наполнение этих функций в условиях современной российской школы и современного общества.

При подготовке третьего вопроса сопоставьте понятия содержание организационно-педагогической работы школы с родителями и содержание воспитательного процесса, подумайте, в какой части эти понятия совпадают.

Четвертый вопрос семинарского занятия требует формулировки характеристики как коллективных, так и индивидуальных форм взаимодействия школы и семьи. Постарайтесь определить свою точку зрения на проблему эффективности тех и других.

Наконец, вам необходимо обязательно познакомиться с историко-педагогической литературой и выявить те непреходящие идеи, которые содержатся в работах классиков.

 

® Темы для докладов и сообщений

1. Современные внутрисемейные отношения.

2. Многодетная семья: за и против.

3. Особенности воспитания в однодетной семье.

4. Классный руководитель как практический психолог.

 

® Работа с понятиями

1. Проанализируйте определение понятия «семья».

Семья – малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными узами, общностью быта, взаимной моральной и материальной ответственностью.

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений.– М.: Академия, 2001.– С. 115.

Что означают в этом определении признаки «малая группа», «моральная ответственность»? Прокомментируйте эти признаки понятия.

2. Как вы понимаете следующее высказывание?

Психологи утверждают, что родительская любовь может растить, но может и поглощать, пожирать ребенка.

Оцените его справедливость. Приведите аргументы за и против. Соотнесите понятия родительская любовь, родительский авторитет, принятие, поддержка. Определите содержательные и функциональные связи между этими понятиями.

 

3. Сопоставьте известные вам определения этнопедагогики и народной педагогики. Являются они синонимами или нет? Почему? Аргументируйте свой ответ.

 

4. Составьте перечень критериев, которые можно использовать для оценки эффективности разных форм взаимодействия школы и семьи (педагогические лектории, родительские собрания, конференции, индивидуальные беседы с родителями). Оформите таблицу:

 

Форма взаимодействия Критерий 1 Критерий 2 Критерий 3 Критерий 4
         

 

5. Юную выпускницу педвуза назначили классным руководителем в 11-м классе. Девушка стесняется родителей, неловко чувствует себя на родительских собраниях, избегает посещать семьи своих воспитанников. Что вы посоветовали бы начинающему педагогу, будь вы опытным классным руковадителем?

 

® Работа с текстами

1. Психологи свидетельствуют, что мужчина в современной семье перестает быть ее главой. Эта роль переходит к женщине, что неизбежно влечет за собой изменение ее психологического облика. Нежность, чувственность, мягкость, послушность, терпеливость и многие другие высокие качества вечной женственности, по мнению многих, отходят в прошлое. Об этом говорят и одежда, и прическа современной девушки и женщины, порой почти не отличающиеся от мужских, и выполнение женщинами тяжелых видов мужского труда, их командный тон в общественной жизни. Что это: плюсы или минусы современного общества.

Какой точки зрения вы придерживаетесь? Почему? Обоснуйте свое мнение.

2. Прочтите фрагмент и проиллюстрируйте высказывание Н. Е. Щурковой педагогическими ситуациями, проанализируйте их.

Фундаментальным основанием взаимодействия является уважение. Уважение к родителям – безусловно и нетленно. Оно не исключается никакими обстоятельствами, не уничтожается даже при условиях низкого поведения родителей. Оно фундаментально – следовательно, его разрушение грозит гибелью всему сооружению взаимодействия. Педагог, отступивший от этической основы, становится виновником последующего шквального обвала здания взаимоотношений. Под грудами такого разрушения оказывается погребенным ребенок, с проблемами которого не справились взрослые. Один из этих взрослых – педагог, лицо профессиональное, обязанное культивировать педагогически плодотворные отношения.

Уважение к педагогу – другая сторона фундаментального исследования. Но и эта, другая сторона зависит больше от тактики поведения педагога, чем от воспитанности и культуры родителей. Уважение к себе педагог тоже строит самостоятельно, опираясь на психолого-этические нормативы, направляя поведение родителей, инициируя культурные формы, поддерживая родителей незаметно в наилучших и тонких проявлениях. При этом педагога заботит не столько само уважение к нему лично, сколько общее уважение к педагогу и человеку, к школе и классу, отношение, выраженное в каких-то лицезримых формах. Они доступны ребенку – значит, они тоже фактор ребенка.

Классный руководитель созидает взаимное уважение родителей и педагога.

Щуркова Н. Е. Классное руководство: теория, методика, технология.– М., 1999.– С. 166.

3.Прокомментируйте слова П. Ларошфуко:

Пожилые люди любят давать молодым добрые советы, потому что они не в состоянии больше подавать дурные примеры.

 

5. В чем заключается мысль Марка Твена?

Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его, но когда мне исполнился 21 год, я был изумлен, насколько этот старый человек за истекшие семь лет поумнел.

5. Прочтите фрагмент и ответьте на поставленные автором вопросы.

Создавать автономную систему воспитания класса все равно, что конструировать автономно одно колесо автомобиля, совершенствовать его, игнорируя остальные три колеса и весь автомобиль в целом. Нет системы воспитания детей одного класса, поскольку это может быть только подсистемой школьного воспитания. Но, разумеется, она есть, эта система, если выступает в качестве элемента школьной системы при осмысленной и продуманной цели воспитания всем педагогическим коллективом школы.

Ставить вопрос надо не о системе воспитания детей в одном классе – вопрос должен быть поставлен иначе: какова система классного руководства как элемента системы воспитания в школе? То есть какие необходимые и достаточные элементы профессиональной работы классного руководителя позволят ему выполнить свое назначение? Перефразируем: при каком структурном составе работа классного руководителя делается элементом школьного воспитания?

Как это высказывание согласуется с понятием системный подход в воспитании?

8. Рассмотрите предложенную ситуацию.

К одному психологу обратилась за помощью молодая мать. Она жаловалась на непослушание, упрямство, лень и умственную неполноценность дочери – девочки 10 лет. Психолог предложил ей для начала исследовать поведение ребенка с тем, чтобы объективно установить меру его упрямства и непослушания. Для этого матери предложили носить с собой блокнот и отмечать в нем черточкой каждый случай ее обращения к ребенку с просьбой или требованием. В случае послушания черточка вычеркивается. Перед отходом ко сну матери оставалось только подсчитать вычеркнутые черточки и вычислить их долю среди всех «зарубок», сделанных за день. Полученная цифра и есть «коэффициент послушания».

Каково же было удивление молодой женщины, когда она уже на третий день обнаружила, что ее дочь – очень хорошая и послушная девочка, и все характеристики, которые она давала ей ранее, включая «умственную неполноценность» – просто-напросто досужий вымысел.

Как объяснить поведение матери? В чем была идея психолога?

 

® Задания для самостоятельной работы студентов

1.Исполнение роли родителей в семье связано с занимаемыми родителями позициями относительно детей. Определите влияние этих позиций на способ поведения родителей и на развитие ребенка. Заполните таблицу, выбрав соответствующие положения из перечня:

 

Родительская позиция Словесные выражения Способ поведения родителей Влияние на развитие ребенка
Принятие и любовь Ребенок – центр моих интересов    
Явное отвержение Ненавижу этого ребенка, не буду тревожиться о нем    
Излишняя требовательность Не хочу ребенка такого, какой он есть    
Чрезмерная опека Все сделаю для ребенка, посвящу ему себя    

 

а) неуверенность в себе, фрустрация;

б) чрезмерные поблажки или ограничение свободы;

в) чувство безопасности, нормальное развитие;

г) агрессивность, эмоциональная недоразвитость;

д) нежность, занятия с ребенком;

е) невнимательность, жестокость, избегание контактов;

ж) отсутствие похвал, придирчивость, критика;

з) инфантилизм, особенно в общении с другими, неспособность к самостоятельности.

По

2. С какой из приведенных ниже оценок, данных современному молодому поколению России, вы можете согласиться? Можно ли продолжить перечень определений поколения? Предложите свои названия.

1) прагматическое поколение;

2) разочарованное поколение;

3) скептическое поколение;

4) поколение надежд;

5) агрессивное поколение;

6) циничное поколение;

7) поколение романтиков;

8) обманутое поколение;

9) потерянное поколение;

10) __________________;

11) __________________.

3.Нужно помнить, что каждый ребенок имеет право на компетентное воспитание, на то, чтобы им занимались такие родители, которые в состоянии обеспечить ребенку достаточную степень защищенности и безопасности, необходимых ему для роста и развития. «Психологический Билль о правах», несомненно, должен был бы включать в себя следующие пункты:

– право быть любимым – без всяких оговорок, осуждения или неуместной критики;

– право расти в физически и психологически безопасной среде, не обремененной родительским беспокойством или чувством вины;

– право быть выслушанным и услышанным, с тем чтобы к чувствам ребенка относились серьезно;

– право на серьезное и уважительное отношение родителей и других взрослых, право на то, чтобы ребенку говорили правду;

– право устанавливать физические и психологические границы и требовать уважения к ним;

– право на невмешательство в процесс роста и развития.

Воспитание с любовью и логикой / Пер. с англ.– М., 1995.– С. 450.

Продолжите этот перечень прав, опираясь и на собственный опыт, и на мнение ваших сверстников (а может быть, и родителей).

 
 
 
 

 

4. В период школьного практикума познакомьтесь с основными направлениями работы классного руководителя, обсудите в беседе с классным руководителем используемые им формы организации совместной работы школы и семьи, а также предъявляемые в данном образовательном учреждении требования к проведению родительских собраний, конференций, иных форм педагогического просвещения родителей. Запишите тезисы этой беседы:

 

Форма Требования к проведению
   

 

5. Подумайте, как нужно классному руководителю ответить родителю, который в ходе беседы утверждает: «Вы, конечно, профессионал, но своего сына я буду воспитывать так, как считаю нужным, потому что это мой сын».

Как изменится ваш ответ, если это утверждает родитель «трудного» ребенка? А если это мнение родителя одаренного ребенка? Обоснуйте свою позицию.

 

® Блок самоконтроля

1.Обоснуйте, почему школа должна выполнять функции центра организации воспитательной работы с детьми.

2. В каких формах может осуществляться дифференцированный подход классного руководителя к работе с родителями?

3. Какие факторы способствуют, на ваш взгляд, вовлечению семьи в процесс воспитания детей класса?

4. Как уровень воспитанности ребенка влияет на организацию различных форм взаимодействия классного руководителя с семьей ученика?

® Рекомендуемая литература

Основная

1. Еремина, Р. А. Функции и основные направления деятельности классного руководителя / Р.А. Еремина. - М., 2008.

2. Методика воспитательной работы / Под ред. В. А. Сластёнина. – М.: Академия, 2008.

3. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого.– М.: Пед. об-во России, 2007.

4. Подласый, И.П. Педагогика: Учебник для студ.вузов/ И.П. Подласый .-М: Высшее образование,2008.

5. Сластенин, В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; Под ред. В.А.Сластенина.– М.: Академия, 2007.

 

Дополнительная

1. Волынкин, В.И. Педагогика: Учебное пособие для студ.вузов/ В.И. Волынкин.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

2. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пос. длч студ. высш. уч. зав. / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Академия, 2008.

3. Галкина, Т. И. Воспитательная работа классного руководителя в 5-6-классах / Т. И. Галкина, В. В. Котельникова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

4. Гудилина, О.В. Планирование воспитательной работы классного руководителя / О.В. Гудилина // Классный руководитель. – 2009. - № 1. – С. 48 – 54.

5. Еременко, О.А. Анализ форм работы классного руководителя / О.А. Еременко // Классный руководитель. – 2009. - № 7. – С. 64-68.

6. Кучмаева, О.В. Мониторинг воспитательного потенциала семьи / О.В. Кучмаева, Е.А. Марыганова, О.Л. Петрякова // Педагогика. - 2008. - №3. - С.53-59.

7. Морозова, Н.В. Положение о классном руководстве / Н.В. Морозова // Классный руководитель. – 2009. - № 1. – С. 133 – 139

8. Об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений. Методические рекомендации. Приложение к Приказу Минобрнауки России от 3 февраля 2006г. № 21. // Классный руководитель. - 2007. - № 2. – С.4–7.

9. Супрунова, А. Мамы и папы всегда рядом: Как на практике объединить усилия семьи и школы / А. Супрунова // Учительская газета. - 2009. - №25 (10262) от 23 июня 2009 г.

 

 

Модуль 16.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.