Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Формирование мировоззрения школьников





Мировоззрение – это система философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений человека, которые отражают в его сознании общую картину мира и определяют направление его деятельности.

Его структуру составляют знания, взгляды, убеждения. Взгляды и убеждения – это принятые человеком представления о мире как достоверные и эмоционально переживаемые. Основой для формирования убеждений являются научные знания.

Средствами формирования мировоззрения являются процесс обучения, внеурочная деятельность, самостоятельная работа учеников. Усвоение мировоззренческих аспектов знания обеспечивается отбором содержания, методами преподавания, выделением фундаментальных идей в каждой области знания и деятельности, междпредметными связями, созданием интегрированных курсов.

 

Нравственное воспитание

Мораль как форма общественного сознания есть сумма правил, требований, норм, регулирующих отношения и взаимодействие людей, их поведение.

Индивидуальная нравственность состоит в принятии моральных норм, регулирующих отношения и взаимодействие людей, их поведение.

Содержание нравственного воспитания (НВ) определяется концепцией, общими целями воспитания, моралью общества. Следует знать несколько морально-ценностных концепций, чтобы определить содержание нравственного воспитания в современной российской школе. К ним можно отнести коммунистическую концепцию, христианскую (религиозную) мораль, индивидуалистическую мораль свободного западного мира.

Согласно коммунистической морали у школьников надо было воспитывать преданность идеалам коммунизма, патриотизм, интернационализм, коммунистическое отношение к труду, социалистический гуманизм, коллективизм и др.

Христианское воспитание предполагает обогащение учащихся знаниями священной истории, христианского вероучения, заповедей Христа, обучение индивидуальному духовному опыту.

Содержание нравственного воспитания в школах западного мира определено в целом ценностями западной цивилизации. Школа формирует коммуникативные навыки, умения взаимодействовать, разрешать конфликты, жизненные проблемы, обучает самопознанию, принятию решений, выбору ценностей, учит быть справедливым, честным, формирует ряд других нравственных качеств.

Нравственное воспитание в России имеет тенденцию освободиться от идейно-политического аспекта и усилить психологическую направленность, сформировать потребность школьника в саморазвитии.

 

Трудовое воспитание и профориентация учащихся

Трудовое воспитание (ТВ) есть процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств работника. Трудовое воспитание направлено также на осуществление начального профессионального образования и профессиональной ориентации (ПО).

Труд имеет развивающую функцию: обеспечивает интеллектуальное, физическое, эмоционально-волевое развитие. Воспитывающая функция труда состоит в том, что педагогически правильно организованный труд формирует трудолюбие, коллективизм, взаимодействие, дисциплинированность, инициативу и пр.

Задачи трудового воспитания:

1) формирование знаний о технике, производстве, экономико-социальных проблемах;

2) выработка навыков и умений работы с простейшими инструментами и станками;

3) развитие способностей, интересов, ума, воли и пр.;

4) формирование добросовестного отношения к труду, потребности в нем;

5) подготовка к выбору профессии.

 

Эстетическое воспитание

Эстетическое воспитание (ЭВ) – процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства. Цель эстетического воспитания – формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя следующие компоненты: эстетическое восприятие – способность выделять в искусстве и жизни эстетические свойства, образы и испытывать эстетические чувства; эстетические чувства – эмоциональные состояния, вызванные оценочным отношением человека к явлением искусства и действительности; эстетические потребности – нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях; эстетические вкусы – способность оценивать произведения искусства, эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов; эстетические идеалы – социально и индивидуально-психологически обусловленные представления о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, искусстве.

В отечественных школах эстетическое воспитание основывается на материалистической эстетике, согласно которой реальная действительность имеет объективные эстетические свойства, отражаемые сознанием. Источником прекрасного является сама жизнь.

Задачи и содержание эстетического воспитания учащихся: формирование эстетических вкусов, чувств, потребностей, знаний, идеалов, выработка художественно-эстетических умений, творческих способностей. Задачи эстетического воспитания тесно связаны с нравственным воспитанием – формированием доброты, гуманизма, справедливости и пр.

Эстетическое воспитание осуществляется комплексом средств. Оно реализуется прежде всего на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства. Во внеурочное время оно осуществляется посредством работы кружков, студий, коллективов художественной самодеятельности, театров.

 

Физическое воспитание

Физическое воспитание (ФВ) есть процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни.

К задачам физического воспитания в школе относятся:

– развитие основных двигательных умений и навыков;

– обеспечение правильного физического развития, укрепление здоровья, закаливание, повышение работоспособности;

– воспитание устойчивого интереса к систематическим занятиям физической культурой и потребности в них;

– формирование взглядов и нравственных качеств, ведущих к пониманию значения физкультуры и пробуждающих стремление к здоровому образу жизни;

– формирование знаний в области здоровья, гигиены, спорта.

 

Гражданское воспитание

Основная цель гражданского воспитания (ГВ) состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.

Гражданское воспитание предполагает формирование конституционных, правовых позиций личности. Выработанные в обществе идеи, нормы, взгляды и идеалы определяют гражданское сознание формирующейся личности, однако для достижения их гармонии необходима целенаправленная воспитательная работа.

Содержание гражданского воспитания в школе и семье составляет работа учителей, воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения.

 

® Работа с понятиями

1. А. С. Макаренко писал, что труд сам по себе является нейтральным процессом, если он не связан с воспитанием. Как вы относитесь к такому утверждению? Из приведенных суждений выберите то, которое соответствует вашему пониманию этого вопроса.

1. Труд вовсе не оказывает влияния на нравственное становление человека. Ведь одну и ту же работу могут выполнять разные люди, а образ мыслей и нравственные устремления у них разные.

2. А. С. Макаренко убедительно показал, что труд без идущего рядом образования, общественного воспитания не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным процессом. Труд в качестве воспитательного средства возможен только как часть общей системы.

3. Вряд ли можно согласиться с А. С. Макаренко. Человек трудится потому, что ему надо есть, одеваться, строить жилище и т. п. Эта потребность и является движущей силой трудовой деятельности. Она независима от нравственной позиции конкретного человека.

4. Труд всегда оказывал благотворное влияние на человека. Но это зависит от характера труда. Творческий труд возвышает человека, делает его нравственно богаче. Неинтересный, рутинный труд может лишь разрушить личность.

 

2. Нравственное воспитание тесно связано с понятием духовного развития человека. Сравните два определения духовности. Чем они отличаются? Можно ли считать нравственным человека, занятого лишь своим внутренним миром?

А. Духовность – это практическая деятельность, направленная на отыскание истины, на самосозидание, на самоопределение.

Зинченко В. П. Духовность. Художественное творчество, нравственность: Матер. «круглого стола» // Вопр. философии.– № 2.– 1996.– С. 10.

 

Б. Духовность человека проявляется в его потребности и способности познавать мир, самого себя и свое место в мире, в стремлении создавать новые формы общественной жизни в соответствии с познанными законами человеческой природы.

Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека.– М., 1995.– С. 335.

 

3. Выберите определение, которое раскрывает сущность понятия физическая культура.

А. Физическая культура представляет собой систему знаний человека в области личной гигиены, спорта.

Б. Под физической культурой следует понимать целенаправленный процесс воздействия на человека системы факторов: физических упражнений, природных средств и т. д.

В. Понятие «физическая культура»» тождественно понятию «физическое воспитание». Последнее представляет собой определенные действия личности в борьбе за свое здоровье.

Г. Физическая культура – совокупность общественных достижений и средств, влияющих на физическое развитие человека. Физическая культура – результат физического воспитания.

Д. Правильного ответа нет.

 

4. Охарактеризуйте взаимосвязь между процессом овладения предметными знаниями, умениями и навыками и задачами формирования культуры умственного труда.

 

5. Критерии воспитанности можно условно разделить на две группы:

а) связанные с проявлением результатов воспитания во внешней форме – суждениях, оценках, поступках, действиях личности;

б) связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя,– мотивами, убеждениями, планами.

(См.: Современный словарь по педагогике. – Минск, 2001.– С. 97.)

 

Какие критерии первого и второго типа вы предложили бы для оценки эстетической воспитанности подростков?

 

Внешние критерии Внутренние критерии
1. ______________________________ 2. ______________________________ 3. ______________________________   1. ______________________________ 2. ______________________________ 3. ______________________________  

 

6. Вставьте в определение понятия недостающие слова.

Экологическое воспитание – … взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на развитие у подрастающего поколения экологической …, включающей в себя … о природе и гуманное, ответственное … к ней как к национальной и общечеловеческой…

 

® Методические рекомендации по подготовке и проведению







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.