Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема: Гуманизация, демократизация образовательного процесса в школе. Профильное обучение.





® Цели изучения:

- определить сущность гуманизации, демократизации образовательного процесса в школе, личностно ориентированного и индивидуально - дифференцированных подходов в обучении и воспитании.

-раскрыть место и функции контроля в процессе обучения;

- проанализировать комплекс критериев и показателей оценки знаний, умений и навыков учащихся;

- сформировать у студентов умения и навыки практического владения системами педагогического контроля и учета.

 

 

® Основные понятия темы: гуманизация, демократизация образования, личностно ориентированный подход, индивидуально-дифференцированный подход, контроль, оценка результатов учебной работы; виды контроля; формы контроля; средства контроля; отметка и другие способы выражения оценки

 

 

® Рекомендуемая форма изучения: Лекция, лабораторно-практическое занятие, самостоятельная работа студентов

 

 

® Основное содержание темы:

Под индивидуализацией процесса обучения полагают учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах. Отличительным признаком дифференциации считаем группировку учащихся на основании каких-либо особенностей для отдельного обучение, т.е. задачи индивидуализации процесса обучения частично могут решаться через его дифференциацию.

В реальной практике индивидуализация обучения бывает, как правило, не полной, а частичной, относительной. Так, учитываются не все индивидуальные особенности учащихся, а лишь некоторые, наиболее важные в процессе обучения вообще или при решении конкретной педагогической задачи; чаще всего индивидуальное реализуется не во всем объеме учебной деятельности, а эпизодически и сочетается с неиндивидуализированной работой. Наиболее распространенной формой индивидуализации на практике является внутриклассная индивидуализация.



Одно из важнейших направлений индивидуализации обучения – это индивидуализация содержания образования. В основе этого направления – принцип обогащения знаниями. Можно выдвинуть два вида обогащения:

- горизонтальное (знания расширяются посредствам изучения дополнительной литературы, введения дополнительных предметов, тем);

- вертикальное (знания углубляются, например, посредством выполнения более сложных заданий).

Индивидуализация может также осуществляться по методам, формам, темпу и индивидуальному стилю деятельности.

Личностный подход понимается как опора на личностные качества. Последние выражают очень важные для воспитания характеристики – направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформированность установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения. Ни возраст, взятый в отдельности, ни индивидуальные особенности личности не обеспечивают достаточных оснований для высококачественного личностно ориентированного воспитания. Ценностные ориентации, жизненные планы, направленность личности, безусловно, связаны с возрастом и индивидуальными особенностями. Но только приоритет главных личностных характеристик выводит на правильный учет данных качеств.

Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель: 1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников; 2) умел и диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и др.; 3) постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по сложности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности; 4) своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и установить – оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств; 5) максимально опирался на собственную активность личности; 6) сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания; 7)развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.

Комплексное осуществление этих требований устраняет упрощенность возрастного и индивидуального подходов, обязывает воспитателя учитывать не поверхностное, а глубинное развитие процессов, опираться на закономерности причинно-следственных отношений.

Сущность контроля обучения как дидактического понятия.

Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения. Он имеет место на всех стадиях процесса обучения, но особое значение приобретает после изучения какого-либо раздела программы и завершения ступени обучения. Суть провер­ки результатов обучения состоит в выявлении уровня освоения знаний учащимися, который должен соответ­ствовать образовательному стандарту по данной програм­ме, предмету.

Будучи составной частью процесса обучения, контроль имеет образовательную, воспитательную и развивающую функции: поскольку проверочные задания аналогичны обу­чающим, постольку сохраняются и функции обучения. Но главная функция контроля, конечно, диагностическая. Она конкретизируется в ряде задач в зависимости от вида кон­троля. Дидактика знает такие виды контроля:текущий, пе­риодический, итоговый. Текущий контроль — это систематиче­ская проверка усвоения знаний, умений и навыков на каж­дом уроке, эта оценка результатов обучения на уроке. Как составная часть обучения, текущий контроль оперативен, ги­бок, разнообразен по методам и формам, средствам.

Периодический контроль осуществляется после крупных разделов программы, периода обучения. В нем учитываются и данные текущего контроля.Итоговый контроль проводится накануне перевода в следующий класс или ступень обучения. Его задача — зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает даль­нейшее обучение. В целом, как следует из сказанного, функция контроля состоит в установлении уровня усвоения знаний на всех этапах обучения, в измерении эффективности учебного процесса и успеваемости. Это следует конкретизировать, в частности, в следующих задачах: определение пробелов в обучении, коррекция процесса обучения, планирование последующего обучения, рекомендации по предупреждению неуспеваемости.

Метод контроля — это система последовательных вза­имосвязанных диагностических действий учителя и уча­щихся, обеспечивающих обратную связь в процессе обуче­ния с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса. Они должны обеспе­чивать систематическое, полное, точное и оперативное получение информации об учебном процессе.

Современная дидактика выделяет следующиеметоды контроля: методы устного контроля, методы письменного контроля, методы практического контроля, дидактические тесты, наблюдение.

В последнее время в практику педагогического контроля активно внедряются тесты.

Педагогический тест - это система заданий возрастающей трудности и спе­цифической формы, позволяющей качественно определить структуру и измерить уровень знаний. Тест является эффективным средством совершенствования тех­нологий обучения. Задания в тестовой форме можно отнести к нетрадиционному средству контроля и самоконтроля знаний. Это такое задание, к которому поми­мо содержания предъявляются следующие требования:

- одинаковость инструкции по его выполнению для всех испытуемых;

- адекватность инструкции форме и содержанию задания, краткость;

- формулирование заданий в логической форме высказывания;

- правильность расположения элементов задания;

- наличие определенного места для ответов;

- одинаковость решающих правил оценки ответов в рамках принятой формы.

В отечественной и иностранной литературе нет особого единства по вопросу классификации видов педагогических тестов. Если в качестве основания выделения видов выбирается характер задач, решаемых преподавателем с помощью тестов в процессе обучения (задачи, стоящие перед преподавателем на входе в обучение, текущие задачи, задачи, соответствующие концу определенного периода учебного процесса), то выделяется:

1) Тестирование на входе в обучение;

2) Тестирование в процессе обучения;

3) Итоговое тестирование.

Действительно, учителю, а тем более учителю- исследователю, важно не только овладеть системой надежных и объективных мето­дик контрольно-оценочной деятельности учащихся, но и видеть пер­спективы применения диагностических методик, которые вписыва­ются в современное понятие «педагогический мониторинг». Сразу отметим, что понятие «мониторинг» широко применяется и в других науках, например, в экологии, где он определяется как система дол­госрочных наблюдений и контроля за состоянием окружающей сре­ды, а также прогноза ее возможных изменений. В педагогической науке в последние годы это понятие также широко используется. Так, в Кратком толковом словаре «Основы педагогических техноло­гий», выпущенном Уральским государственным университетом в 1995 г., находим следующее определение: «Педагогический монито­ринг есть процесс непрерывного научно обоснованного диагностико-прогностического слежения за состоянием, развитием педагоги­ческого процесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения».

Существенными характеристиками мониторинга являются его непрерывность, длительность, системная диагностика качественных и количественных характеристик изучаемых объектов. Таким образом, проблемное поле педагогического мониторинга значительно шире, чем традиционная оценка знаний, умений или даже личностных качеств обучаемого. Перечислим лишь некоторые проблемы педагогического мониторинга: 1) изучения и оценки целей, со­держания и самих учебных программ; 2) разработки эффективного применения государственных образовательных стандартов; 3) оценки качества учебников и учебных пособий, дидактических и технических средств, включая компьютерные технологии обучения в их целост­ном единстве; 4) оценки эффективности традиционных и инноваци­онных форм и методов обучения и воспитания; 5) оценки современ­ных педагогических технологий обучения и воспитания; 6) создания диагностической (психологической, валеологической, социологической, педагогической) служб получения научной и объективной ин­формации о качестве развития и саморазвития образовательной системы; 7) комплексной оценки эффективности функционирования, развития и саморазвития, особенно инновационных образователь­ных систем (школ, лицеев, гимназий, колледжей и вузов); 8) комп­лексной экспертной оценки эффективности зарубежных образова­тельных систем, а также оценки возможностей их творческого пере­носа в условия России.

Одно из средств индивидуальной оценки знаний учащегося, наиболее актуальной в условиях перехода к профильному обучению, называют «портфолио достижений ученика». Благодаря ему можно будет судить об учебных, творческих, коммуникативных способностях школьника. В зарубежной образовательной практике портфолио активно применяется уже достаточно долгое время и представляет собой коллекцию работ и результатов учащегося, которые демонстрируют его усилия, прогресс и достижения в различных областях. Являясь способом фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения, портфолио выступает важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию. Это своеобразный отчет по процессу обучения подростка, позволяющий увидеть картину конкретных образовательных результатов, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретённые знания и умения.

Портфолио в переводе с итальянского означает "папка с документами", "папка специалиста". В зависимости от целей создания, портфолио бывают разных типов. Портфолио - это "папка достижений", направленная на повышение собственной значимости ученика и отражающая его успехи (похвальные грамоты за учебу, достижения в спорте, музыке, шахматах и т.д.; благодарственные письма родителям, табели успеваемости, значки, медали и т.п.).

 

® Методические рекомендации по подготовке и проведению лабораторно-практического занятия

При подготовке к лабораторно-практическому занятию обратите внимание на проблему выделения индивидуальных особенностей личности ученика для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в обучении. Подумайте, какие из разнообразных особенностей ребенка могут считаться существенными для обучения, а какие не так важны. Кроме того, поразмышляйте над проблемой осуществления дифференциации в обучении. Что может дифференцировать учитель, если исходить из структуры процесса обучения? Полезно и в процессе подготовки, и непосредственно на занятии актуализировать свой образовательный опыт, вспомнить (постараться определить) свой учебный статус, его преимущества и недостатки.

® Задания для работы на лабораторно-практическом занятии

 

1. Прочтите высказывание:

Индивидуальное взаимодействие – это воздействие, производимое во имя максимального развития личности ребенка при учете его данности, ресурсов и возможностей. Следовательно, объективные различия между детьми лежат в основе индивидуального взаимодействия, выстраиваемого не только в контексте наивысших достижений культуры, но и дифференцируемого в зависимости от данности. Учет этой данности предусматривает также апелляцию к судьбе ребенка, а это означает, что индивидуальное воздействие есть определенный ракурс рассмотрения поведенческих проявлений тетей и их ценностных ориентаций как разворачивающихся во времени закономерных явлений, окружающих их в жизни (в семье, на улице, в школе и т.д.).

Индивидуальное воздействие – это еще и учет обстоятельств, в которых выстраиваются отношения между педагогом и детьми. Ситуативность индивидуального воздействия требует от педагога умения творчески интерпретировать не только моменты своего взаимодействия с детьми. Которые очень часто оказываются непредвиденным для него, но и социокультурную норму, предъявляемую им воспитанникам.

(Н.Е. Щуркова. Классное руководство: (теория, методика, технология). М. 1999. С. 153.)

Приведите примеры индивидуального воздействия педагога на учащихся.

 

2. Продумайте систему непосредственной помощи учащимся в следующих случаях:

а) ученик затрудняется при ответах на вопросы по содержанию рассказа учителя или тексту учебника, не может выделить главного теоретического положения;

б) у ученика недостаточно сформирован познавательный интерес и ценностное отношение к знаниям по предмету Вашей специальности.

3. Проанализируйте роль учета различных индивидуальных особенностей учащихся при формировании сознательной дисциплины.

 

® Задания для самостоятельной работы студентов

 

1. Прочитайте текст и ответьте на вопрос: В чем смысл классификации учеников, данной Я.А. Коменским?

«Во-первых, есть ученики с острым умом, стремящиеся к знанию и податливые… Нужно только благоразумие, чтобы не позволять им слишком торопиться, чтобы раньше времени они не ослабели и не истощились.

Во-вторых, есть дети, обладающие острым умом, но медлительные, хотя и послушные. Они нуждаются только в пришпоривании.

В-третьих, есть ученики с острым умом и стремящиеся к знанию, но необузданные и упрямые. Таких обыкновенно в школах ненавидят и большей частью считают безнадежными; однако, если их надлежащим образом воспитывать, из них обыкновенно выходят великие люди.

В четвертых, есть ученики послушные и любознательные при обучении, но медлительные и вялые... Нужно никогда не переобременять их, не предъявлять к ним слишком высоких требований, относясь к ним доброжелательно и терпеливо, или помогать, ободрять и поддерживать их, чтобы они не падали духом.

В-пятых, есть ученики тупые и, сверх того, равнодушные и вялые. Их еще можно исправить, лишь бы только они не были упрямыми. Но при этом требуется великое благоразумие и терпение.

На последнем месте стоят ученики тупые, с извращенной и злобной натурой: большей частью эти ученики безнадежны, однако… не следует отчаиваться, а нужно добиваться устранить у таких учеников по крайней мере упрямство.».

(Я.А. Коменский. – М. 1996. (Антология гуманной педагогики). – С. 82 – 83)

 

Задания по проблеме педагогического контроля

Задания А.

1. Прочитайте главу «Контроль успеваемости учащихся» в учебнике Подласого И.П. «Педагогика». Сформулируйте основные принципы диагностирования и контролирования успеваемости учащихся. Приведите конкретные примеры реализации этих принципов в деятельности учителей Вашей специальности.

 

2. Из учебной и справочной литературы выпишите определения следующих понятий: оценка, оценивание, балл, эксперт, экспертиза, критерий, показатель, мониторинг, качество, рейтинг, шкала.

 

3. Сформулируйте главную мысль следующего текста:

«Чтобы направлять действия учащихся в соответствии с целью, стимулировать их интерес, необходимо знать, как продвигается класс в работе. Средством получения такой информации является контроль, который проводится непосредственно в ходе выполнения заданий. Это дает возможность своевременно корректировать самостоятельные действия некоторых учащихся. Исследования психологов показали, что обратная связь в начале деятельности оказывает сильное мотивационное и регулятивное действие. Слова «хорошо», «правильно», движение руки, кивок – действия-стимулы, в которых нуждается каждый ученик. Поэтому главная функция коррективного контроля – стимулирование деятельности. Он необходим не для внешнего порядка, дисциплины, а для того, чтобы поддержать усилия ученика».

(Жарова, Л.В. Учить самостоятельности / Л.В. Жарова. – М., 1993. – С. 186.)

 

Задания Б.

1. Прочитайте отрывок из повести Н. Огнева «Дневник Кости Рябцева», в которой представлена школа первых лет революции 1917 года. Какие выводы можно сделать по итогам проверки результатов учебной деятельности школьников?

«Это было в аудитории, на семинаре по Пушкину. Зин-Пална еще раньше нам задала написать отзыв про «Евгения Онегина». Мы все написали и сдали еще дня три тому назад…

Как вдруг сегодня, когда все собрались, влетает Зин-Пална, расселась с таинственным видом за столом, разложила на столе наши тетрадки и листы и молча на нас смотрит. А мы – на нее. Так прошло минуты три, и я начал подкашливать. Володька Шмерц фыркнул. Тогда вдруг Зин-Пална говорит:

- Если бы Александр Сергеевич Пушкин был жив, то он, наверное, умер бы во второй раз, если бы ему пришлось прочесть хотя бы десятую часть той невероятной чуши, которую вы здесь намарали. Я не нахожу слов… Правда отличились не все. Есть сравнительно удачные сочинения, но они, как всякое исключение, только подчеркивают общее правило. Вот, например, образчик чуши.

Она раскрыла какую-то тетрадку и стала читать вслух:

- «Пушкин был марксист и романист. По этому случаю он написал цельный роман под заглавием «Евгений Онегин». Там он старался оттенить борьбу классов, которая была в то время. Но все-таки Пушкин был буржуй, и поэтому ничего не написал про пролетариат, а только про буржуазию… Потом он женился и написал сказку для первой ступени под названием «Сказка про царя Салтана и его работника Балду». Потом его убили на дуэли и похоронили, но «Евгения Онегина» можно читать и сейчас.»

Мы уже давно ржали, как помешанные, а Зин-Пална на нас смотрела безо всякого смеха и потом говорит:

- Над чем смеетесь! Над собой смеетесь! К вашему сведению – из сочинений Гоголя, которого вы, наверное, читали так же внимательно, как и Пушкина.

- Неужели у всех так, Зинаида Павловна? – спросила с места Сильва.

- Я уже сказала, что есть исключения, - ответила Зин-Пална. – Но это не меняет общей картины. Вот еще голое изложение «Онегина», которое заслуживает быть прочитанным с начала до конца.

Тут она взяла какой-то лист и прочла:

- «Евгений был сын одного разорительного барина: он поехал в свой уголок и увидал, что дядя лежит на столе. Он стал увлекаться деревней, но скоро потерял свое увлечение и очаровался. Татьяна была помещицей. Она читала романы, била служанок и носила корсет. Она очаровалась Онегиным и велела своей няни написать ему письмо. Няня послала своего внука с письмом к соседу. Татьяна очень очаровалась Онегиным, он был уже всегда под изголовьем, они ходили по бедным и страдали тоску. Но за Татьяну вступился поет Ленский. Ленский был во всем наперекор Евгению, они каждый день дрались. Один раз Онегин пульнул в него из ривольвера и убил напролом. После этого Татьяна вышла замуж за своего друга генерала и жила очень даже богато, каждый день сбавлялась на пирах и на дворе была на примете. Ее муж был калека. Евгений увидал опять Татьяну и очень очаровался, он надевал на нее пальто, раздевал ее. Евгений пришел к ней, выразился в чувствах, но она выразилась, что замужняя за генералом и будут ему верна. На этом Евгений свое изложение кончил».

(Огнев, Н. Дневник Кости Рябцева / Н. Огнев. – М.: Сов. Россия, 1989. – С. 229 – 231).

 

2. Какая проблема в вопросе оценки знаний, умений, навыков учащихся показана в отрывке из произведения Г. Полонского «Ключ без права передачи»?

«По иронии школьного расписания после телевизионного урока о Моцарте и Сальери у 10-го «Б» была химия, «Голгофа».

- Кого нет? – выяснила Эмма Павловна.

Дежурная осмотрелась и несколько удивленно стала перечислять:

- Адамяна Жени… И Смородина на видно. Еще Ельцова…

- Адамяна нет? Слава Богу! Один раз отдохнуть… от его великой учености и великого нахальства! Он думает, что если его папа химик, то…

Дверь отворилась: прибыли Адамян, Смородин и Ельцов. У них замкнутые недобрые лица.

- Разрешите?

- Ну вот, только обрадовалась! Адамян, я уже отметила тебя как отсутствующего. Так что или ты уходишь, или на весь урок делаешься как рыба! «…»

Эмма Павловна рассеяно прочитала то, что изобразил на доске Сысоев, и сказала:

- Ну так, Сысоев, - «четыре», Бытюшкина – «три». Дневники мне на стол.

Адамян поднял руку.

- Что тебе? – прямо-таки с испугом спросила химичка. – Я же сказала: ты у меня отсутствуешь

Женя встал:

- Но это субъективный идеализм, Эмма Пална. Всякий материалист скажет вам, что я присутствую. А следовательно, могу задать вопрос: в чем ошибка Сысоева? Почему «четыре», а не «пять» или «три»?

- Граждане, когда же это кончится? – воскликнула Эмма Павловна. – Почему я должна давать ему отчет?

- Но вопрос по существу, Эмма Пална, - кротким взглядом своих черных бархатных глаз Адамян показывал полную лояльность. – Человек правильно вычислил объем газа, полученного …

- Молчать! – закричала Эмма Павловна так, что все перепугались. – Вон из класса!

- За что? – спросила Юля. – Несправедливо!

- За что? – стали громко интересоваться и другие.

Эмма Павловна дала себе паузу, чтобы остыть. По лицу ее растекались яркие пятна.

- Это я вас хочу спросить: за что мне нервотрепка такая? Что я вам сделала плохого-то? А ведь могла бы кое-кому испортить аттестат! Нет, мне это не надо. Я вообще могу уйти и фармацевтом устроиться!.. Сколько раз даю себе слово…»

 

Задание В.

Опишите формы педагогического контроля, которые использовались в Вашей школе и которые Вам кажутся наиболее перспективными.

 

Задания по выбору:

**1. Ознакомьтесь с методикой составления учебного кроссворда, предложенной В. М. Коротовым:

1. Определите задачу использования учебного кроссворда в процессе преподавания (формирование новых учебных понятий, закрепление теоретических знаний, повторение ранее усвоенных понятий по пройденным темам курса и т. д.);

2. Определите перечень понятий, наименований слов, из которых будет составлен кроссворд (в среднем от 10 до 30);

3. Аккуратно, с наклоном в 45о, перепишите термины на лист миллиметровки или обычной школьной тетради;

4. Разрежьте лист бумаги на полоски так, чтобы каждое отдельное слово находилось на отдельной полоске;

5. Теперь следует компоновать, комбинировать вырезанные слова на чистом листе бумаги. При этом следует добиваться большего пересечения слов. За основу кроссворда (по вертикали и горизонтали) возьмите одно из слов, в котором большее количество разных букв, и на которое можно «навесить» как можно больше других слов;

6. После того, как вы нашли путем различных комбинаций оптимальный вариант (показатель – наиболее частые пересечения слов), зафиксируйте карандашом на листе бумаги и тщательно проверьте правильность написания и расположения каждого слова;

7. Теперь можно приступить к чистому оформлению кроссворда. Внимательно пронумеруйте клетки начальных букв слов слева направо и сверху вниз;

8. Составьте задания кроссворда, то есть точные определения использованных Вами слов. Обратите внимание, что даваемые Вами определения должны требовать однозначного (это принципиально важно для учебного кроссворда!) ответа. Продумайте название кроссворда.

9. Текст заданий можно набрать на компьютере.

10. Размножьте кроссворд.

Используя предложенную методику, составьте учебный кроссворд по разделу «Дидактика». Продумайте методику его использования на семинарских занятиях.

 

***2. У великого химика Д.И. Менделеева есть работы по педагогике. Такова, например, статья «Экзамены», уже в первых абзацах которой читатель встречается с суждением «о муках физических и нравственных, испытываемых во время экзамена как отвечающими, так и спрашивающими». Обратим внимание: обоюдный стресс! Как Вы думаете, почему физические и в чем нравственные? Если напряжение отвечающих вполне объяснимо, то в чем «муки» спрашивающих? Кто или что создает стрессовую ситуацию? Неизбежна ли она? Ваше мнение, каково назначение экзаменов в процессе обучения (проверка знаний, конкурс, стимуляция обобщения, подытоживание) и адекватны ли они этому назначению? Нужно ли и можно ли их чем-либо заменить? Если да, чем бы заменили Вы? За или против экзаменов говорит Ваш личный опыт? Вам приходилось «шпаргалить» или подсказывать товарищу, удавалось обмануть «спрашивающего»? Вы были тогда довольны? А теперь? Если знаешь, чего бояться? Какой экзамен страшнее: тот, который принимает преподаватель, или тот, что устраивает жизнь? Ответьте на поставленные вопросы в подготовленном Вами эссе.

 

® Блок самоконтроля

1. Приведите примеры учета различных возможностей учащихся

А) при изучении нового материала;

Б) при решении задач во время коллективной работы и самостоятельной работы.

 

2. Проанализируйте роль компонентов содержания образования в предупреждении неуспеваемости.

 

3. Проанализируйте педагогическую ситуацию, выделите педагогические задачи и предложите решение.

В вашем классе новый ученик. Ему 14 лет, он очень трудно входит в коллектив. Оказался под влиянием непризнанного лидера – довольно циничного, агрессивного мальчика и вместе с ним участвовал в безобразной, оскорбительной для учителя сцене. Остальные учащиеся отнеслись к происходящему неоднозначно: некоторые молча одобрили, другие осудили, но также неявно. Большинство ребят проявили полное безразличие.

Вопросы и задания по проблеме педагогического контроля

1. Охарактеризуйте достоинства и недостатки традиционных средств контроля.

2. Перечислите основные виды педагогического контроля. В чем состоит различие между функциями текущего и итого­вого контроля?

3. Почему педагогические тесты в отличие от традиционных средств контроля позволяют получить объективные представления о качестве подготовки обучаемых?

4. Обладают ли тестовые задания обучающим потенциалом?

5. Возможно ли осуществление диагностической функции кон­троля с помощью тестов?

6. Прочитайте работу Б. Г. Ананьева «Психология педагогической оценки» и составьте аннотацию.

7. Раскройте специфику мониторинга в образовании.

8. Проанализируйте достоинства и недостатки рейтинговой системы оценивания.

® Рекомендуемая литература

Основная

1. Педагогика. Учебное пособие для пед. вузов/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 2007.

2. Осмоловская, И. М. Дидактика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. М. Осмоловская. - М. 2008

3. Краевский, В. В. Основы обучения. Дидактика и методика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. - М. 2007

 

Дополнительная

1. Филиппова Н. Уровневая дифференциация: технология и проблемы внедрения // Сельская школа. – 2008. - №3. - С.14-21.

2. Пикан В.В. Вариативное обучение (изучаем вместе одно, но по-разному) // Школьные технологии. – 2008. - №1. - С. 100-112.

3. Горфина М.Г.. Модель индивидуализации обучения старшеклассников в профильной школе //Учитель. – 2008. -№4. - С.27-29.

4. Филиппова Н. Уровневая дифференциация в школах // Качество образования в школе. – 2008. - №1. - С.57-60.

 

Модуль 8.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.