Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема: Социальная педагогика.





® Цели изучения

Проанализировать сущность социализации как контекста социального воспитания.

Определить базовые характеристики понятий стадий, факторов, агентов, средств, механизмов социализации.

Рассмотреть структуру, содержание и методику социального воспитания.

® Основные понятия темы

Социальная педагогика, социализация, социальное воспитание, его принципы, содержание и методика.

 

® Рекомендуемая форма изучения

Лекция, самостоятельная работа студентов.

 

® Что записать в ваш педагогический словарь

Социализация – развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.

Социальное воспитание – взращивание человека в специально созданных воспитательных организациях в процессе планомерного создания условий для его относительно целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации.

Агенты социализации – люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей. Агенты первичной социализации: семья, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок. Агенты вторичной социализации: администрация школы, университета, предприятия; армия, полиция, церковь, государство, СМИ.

Факторы социализации – разнообразные условия, более или менее активно влияющие на развитие человека во взаимодействии с социумом.

Средства социализации – способы, меры, санкции, продукты культуры, способствующие социализации.

Механизмы социализации – психологические и социально-психологические процессы, состояния, способствующие социализации.



 

® Основное содержание темы

В любом обществе, любой культуре социализация человека имеет особенности на различных этапах. В самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека: младенчество, раннее детство, дошкольное детство; младший школьный, младший подростковый, старший подростковый, ранний юношеский, юношеский возраста; молодость, ранняя зрелость, поздняя зрелость, пожилой возраст, старость, долгожительство.

Факторы, т.е. условия социализации, различают по их масштабу:

- микрофакторы: семья, соседство, группы сверстников и субкультура, институты воспитания, общественные, государственные, религиозные организации;

- мезофакторы: СМИ, тип поселения,региональные условия (географические, природно-климатические, экономические, демографические, культурные);

- макрофакторы: страна, этнокультурные условия, общество, государство;

- мегафакторы: космос, планета, мир.

Важнейшую роль в том, каким вырастет человек, как пройдет его становление, играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.

К средствам социализации относят окружающие человека продукты материальной и духовной культуры, способы общения, методы поощрения и наказания в семье и коллективах, предписания и запреты, меры признания и осуждения и т.д.

К механизмам социализации относят импринтинг (фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровне особенностей воздействующих на него объектов), подражание, идентификацию (неосознанное отождествление человеком себя с другим человеком, группой), рефлексию (внутренний диалог), эмпатию (сопереживание эмоциональному состоянию другого человека, самоограничение (прекращение деятельности, уход, отступление перед трудностями) и др.

Выделяют традиционный (усвоение человеком норм, правил, поведенческих стереотипов, характерных для его семьи и ближайшего окружения), институциональный (функционирует во взаимодействии человека с социальными институтами и организациями), стилизованный (действует в рамках определенной субкультуры, например, молодежной, профессиональной и др.) и межличностный (функционирует во взаимодействии человека с субъективно значимыми для него людьми)механизмы социализации.

Социальное воспитание – составная часть относительно контролируемой социализации (наряду с семейным воспитанием, религиозным воспитанием, коррекционным воспитанием).

Основными принципами социального воспитания выступают: природосообразность, культуросообразность, центрация социального воспитания на развитии личности, принцип дополнительности.

Социальное воспитание осуществляется во взаимодействии различных субъектов: индивидуальных (конкретных людей), групповых (коллективов) и социальных (воспитательных организаций и органов управления).

В воспитательных организациях воспитание реализуется в трех взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию, формам, способам и стилю взаимодействия субъектов процессах: организации социального опыта воспитуемых, их образования и оказания им индивидуальной помощи.

Организация социального опыта осуществляется через:

- организацию быта и жизнедеятельности формализованных групп (коллективов);

- организацию взаимодействия, а также обучение ему;

- стимулирование самодеятельности в коллективах и влияние на неформальные микрогруппы (неформальные объединения).

Под индивидуальным социальным опытом понимается единство различных знаний и способов мышления, умений и навыков, норм и стереотипов поведения, ценностных установок, запечатленных ощущений и переживаний, усвоенных и выработанных способов взаимодействия, самопознания, самоопределения, самореализации.

Образование включает в себя:

- систематическое обучение (формальное образование, как основное, так и дополнительное);

- просвещение, т.е. пропаганду и распространение культуры (неформальное образование);

- стимулирование самообразования.

 

Индивидуальная помощь реализуется в процессе содействия человеку в решении проблем, создания специальных ситуаций в воспитательных организациях для его позитивного самораскрытия, а также повышения статуса, самоуважения, самопринятия и т.д., стимулирования саморазвития личности.

Мера систематичности, интенсивности, характер, содержание, формы и способы организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи завися от возраста и пола воспитанников, а также, в определенной мере, и от их этнической и социально-культурной принадлежности.

 

® Работа с понятиями

1. Внимательно изучите и заполните следующую таблицу:

Социализация - усвоение личностью ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.
Воспитание - процесс и результат целенаправленного формирования личности в условиях специально организованного взаимодействия воспитателя и воспитуемого.

 

2. На примере одного из этапов социализации (например, подростковый возраст) покажите какие факторы, агенты, средства и механизмы оказывают влияние на развитие человека (можно оформить результаты работы в форме таблицы).

 

3.Почему в предложенном высказывании коллектив назван культурной ценностью? А как вы понимаетекультурную ценность? Приведите примеры культурных ценностей и их влияние на социализацию личности.

«Коллектив – культурная ценность. И как таковая она составляет культурную среду жизнедеятельности учащихся, в то же время он используется воспитателем в качестве средства воспитания внутреннего мира личности воспитанников… Коллектив как среда обитания воспитанников имеет много различных характеристик: традиции, режим, правила поведения и отношения, структуру, органы самоуправления и т. д.»

Педагогика / Под. ред. П. И. Пидкасистого.– М.,2004. -

 

Согласны ли вы с утверждением автора? Можно ли обосновать культурную ценность коллектива «от противного»? Попробуйте это сделать: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Американский психолог У. Бронфенбреннер считал, что поведение индивидов в коллективе определяется только принуждением, давлением на него других лиц, что коллектив формирует лишь внешнее согласие с группой при внутреннем расхождении с ее позицией.

А. Приведите пример, подтверждающий мысль ученого.

Б. Приведите пример, опровергающий мысль ученого.

В. Сформулируйте условия (обстоятельства, факторы) справедливости / логичности данного утверждения:

 

 
 
 

 

Г. Найдите в словаре термин, который соответствует описанию выделенного курсивом понятия.

5.Сравните понятия поощрение и поддержка. Какое из этих средств социализации вы считаете более важным в процессе социального воспитания? Почему?

«Поддержка исключает сравнение с кем-либо, кроме себя самого. Если похвала, положительная оценка обращена не к самому человеку, а к результату его деятельности, поддерживая человека, вы обращаетесь к его личности независимо от его промахов и успехов, ошибок и достижений. Для оказания поддержки, таким образом, определяющим становится безусловное принятие другого, причем неважным становятся его результаты, оценки в школе, внешняя красота и что-то еще, за что мы обычно хвалим других людей. Неважно становится, кто перед вами – отличник или «трудный подросток», дошкольник или взрослый. Поддерживать можно каждого человека. Для этого надо всего лишь постоянно видеть сильные стороны».

Кривцова С., Мухаматулина Е. Воспитание: наука хороших привычек.– М., 1996.– С. 251.

 

® Работа с текстами

1. Имеет ли точка зрения философа Мартина Бубера (1878–1965), изложенная в работе «Проблема человека», отношение к педагогическим проблемам социализации и социального воспитания? Согласны вы с ней или нет? Почему? А как вы понимаете проблему социального одиночества современного человека?

…Индивидуализм видит человека только в его обращенности к самому себе, коллективизм же вообще не замечает человека: он видит лишь «общество». Там человеческий лик искажен, здесь он замаскирован. Оба мировоззрения – и современный индивидуализм, и современный коллективизм,– как бы ни были различны их причины, в самом существенном суть итог и проявление одного и того же человеческого состояния… Личность чувствует себя одновременно и подкидышем природы, брошенным, подобно нежеланному ребенку, на произвол судьбы, и изгоем посреди шумного человеческого мира.

Бубер М. Два образа веры.– М.: Республика, 1995.– C. 227–228.

2.Как вы объясните возникновение этнических стереотипов? Как этнические стереотипы влияют на социализацию личности? В чем их польза? К какому из факторов социализации можно отнест этнический стереотип?

Этническим стереотипом называются относительно устойчивые представления о моральных, умственных и физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей. Например, для немцев «типичный русский» «сердечный, открытый в общении, веселый, гостеприимный», а также «пассивный, ленивый, гордый, любит выпить».

Грушевицкая Т. Г. и др. Основы межкультурной коммуникации.– М., 2003.– С.325.

 

3. В книге Хелены Корнелиус и Шотаны Фэйр «Выиграть может каждый» приводится таблица, демонстрирующая разницу между влиянием и манипуляцией в процессе взаимодействия.

 

Манипуляция Влияние
– В большинстве случаев исход желателен для влияющего. – Часто исход нежелателен для объекта влияния. – Информация, расходящаяся с желанием влияющей стороны, не оглашается. – Объекту влияния не предоставляется возможность свободного самостоятельного выбора. – Исход может затрагивать или не затрагивать интересы влияющего. – Учитывается согласие другого человека или отсутствие такового. – Объекту влияния предоставляются все факты. – Объекту влияния предоставляется свобода выбора.

 

Используя эту информацию, приведите примеры ситуаций, в которых педагог (родители) откровенно манипулирует сознанием или поведением ребенка. Является ли, на ваш взгляд, манипуляция полезным средством социализации, или она затрудняет этот процесс?

4.Могли бы вы возразить А. С. Макаренко? Как? Санкция – это средство или фактор социализации?

Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их.

Макаренко А. С. Проблемы воспитания в советской школе // Макаренко А. С. Собр. соч.: В 7 т.– Т. 5.– С. 399.

® Задания для самостоятельной работы студентов

1. Проанализируйте следующую ситуацию:

Девочка из неблагополучной семьи постоянно держится возле учительницы, говорит с нею о своих проблемах, раскрывает семейные тайны, в которые больше никого не посвящает. Как вести себя учительнице в этой ситуации?

Предложите свой вариант индивидуальной помощи педагога ребенку и обоснуйте его:

 
 
 
 
 
 

2.Обоснуйте связь культуры педагога и ребенка и проблемы социализации. Какие психологические «следы» в сознании и поведении ребенка возникают в связи с теми или иными речевыми действиями педагога? Оформите это в виде таблицы:

 

 

педагог ребенок
1. Ограничивает свободу выражения мнений: «Рано еще иметь свои взгляды!». 2. … 1. Понимает, что есть «право сильного».   2. …

3. Составьте список личностных качеств, которые, по вашему мнению, необходимы педагогу для эффективного взаимодействия с детьми и организации детского коллектива. Сравните ваш список со списками других студентов в группе. Выделите 5–6 качеств, на важность которых указывает большинство. Аргументируйте, почему указанные качества педагога являются значимыми в организации детского коллектива.

® Блок самоконтроля

1. Дайте определение понятия «социализация». В чем сходство и в чем различие данного понятия с понятием «воспитание»?

2. На основании каких признаков семью можно назвать неблагополучной?

3. Какие виды родительского авторитета выделял А. С. Макаренко?

4. Как взаимодействуют между собой разные факторы социализации? Приведите примеры в подтверждение вашей точки зрения.

 

 

® Рекомендуемая литература

Основная

1. Мудрик, А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик; Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Академия, 2008.

2. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.; Под ред. С. А. Смирнова. - М.: Академия, 2008.

 

Дополнительная

1. Алексютина, Н. Деревня — SOS. Мама — это не работа, а образ жизни /Н. Алексютина // Учительская газета. - 2009. - №10 (10247) от 10 марта 2009 г.

2. Бабурова, И. Воспитательный потенциал СМИ: взгляд педагога / И. Бабурова // Народное образование. - 2008. - №2. - С.268-275.

3. Гонеев, А. Д. Работа учителя с трудными подростками / А. Д. Гонеев. – М.: Академия, 2008.

4. Детские общественные объединения: краткий тезаурус // Классный руководитель. – 2009. - № 6. – С. 49-56.

5. Пастернак, Н. А. Психология воспитания / Н. А. Пастернак; под ред. А. Г. Асмолова. – М.,2008.

6. Шайденко, Н.А. Социально-экономические условия эффективной модернизации региональной системы образования /Н.А. Шайденко, В.А.Панин, А.Н.Сергеев. - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2007.

7. Шиянов, Е.Н. Аксиологические основания процесса воспитания / Е.Н. Шиянов // Педагогика. - 2007. - №10. - С.33-37.


6. Требования к уровню подготовки студента по разделу «Общая педагогика»

Итоговой формой оценки результатов изучения студентами раздела "Общая педагогика" является экзамен, проводимый в различных вариантах.

К экзамену студент должен знать:

• основные педагогические понятия, перечень которых со­держится в каждом разделе программы;

• важнейшие современные педагогические идеи, теории и системы и педагогов, которыеих выдвигают, разрабаты­вают и реализуют;

• сущность реформ российской системы образования;

• международные, федеральные и региональные докумен­ты, влияющие на жизнедеятельность системы образова­ния;

• инновации в федеральном и региональном образовании, передовой педагогический опыт и его носителей;

• основные факторы, определяющие специфику Тульской региональной системы образования;

уметь:

применять теоретические положения на практике, т.е. ил­люстрировать при ответе положения теории педагогики примерами из школьной практики, почерпнутыми как из реальной школьной жизни, познанной в процессе прак­тикума, так и из прочитанной литературы;

• анализировать учебные и реальные педагогические ситуа­ции, вычленять на основе такого анализа педагогические задачи;

• применять алгоритм решения учебных педагогических задач.

• самостоятельно подбирать литературу по определенной проблеме и конспектировать ее;

• наблюдать, выявлять и оценивать основные результаты воспитания и обучения, находить адекватные методики изучения учеников и ученических коллективов;

• описывать опыт работы учителей, у которых находился на практикуме.

Знания, умения и навыки студентов на экзамене оцениваются по четырехбалльной системе на основе следующих примерных критериев.

Отметка "отлично" выставляется, если студент дает: - полный и правильный ответ на поставленные в экзаменационном билете и дополнительные (если в таковых была необходимость) вопросы; в самостоятельном (без наводящих вопросов экзаменатора) ответе должны быть обстоятельно раскрыты соответствующие методологические и теоретические положения современной педагогики, охарактеризованы нормативные документы, влияющие на функционирование системы образования, дан анализ литературы (определенной учебной программой), проявлено отчетливое понимание технологических задач обучения и воспитания и состояние их реализации в современной школе; - изложение материала произведено в логической последовательности, литературным языком.

Экзаменующийся должен обнаружить осмысление существенных признаков рассматриваемых педагогических явлений, понимание закономерностей их развития, роли в системе учебно-воспитательного процесса, путей реализации теоретических положений в школьной практике; показать навыки практического использования приобретенных знаний ( в решении практических задач и включенных в экзаменационный билет или предложенных дополнительно экзаменатором), знание литературных источников (количество и наименование их определяется на каждом факультете ведущим преподавателем);

- в ответе могут быть допущены 1-2 неточности .

Отметка "хорошо" выставляется, если ответ, соответствующий указанным выше критериям для отметки "отлично", отличается меньшей обстоятельностью и глубиной изложения,содержит несущественные ошибки в изложении теоретического материала и при решении практических задач, самостоятельно исправленные после дополнительного вопроса экзаменатора.

Отметка "удовлетворительно" выставляется, если программный материал излагается в основном полно, но при этом допускаются существенные ошибки, ответ имеет репродуктивный характер, проявляется неумение применять педагогические закономерности и правила для объяснения конкретных фактов и решения практических задач;

- требуется известная помощь со стороны экзаменатора (путем наводящих вопросов, небольших разъяснений и т.п.);

- наблюдается нарушение логики изложения.

Отметка "неудовлетворительно" - если ответ обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее существенной части содержания учебного материала (по экзаменационному билету или дополнительным вопросам экзаменатора);

- допускаются существенные ошибки, которые студент не может исправить с помощью наводящих вопросов экзаменатора;

- допускается грубое нарушение логики изложения.

Преподаватель имеет право вести опрос на экзамене не только по вопросам билета.

Объективная оценка учебных достижений обучающихся является важнейшим показателем качества образования. В высшем учебном заведении он важен как для всей вузовской системы образования, так и для каждого студента в отдельности. Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, стандартизированными процедурами, при осуществлении которых все обучающиеся находятся в одинаковых стандартных условиях. Такую стандартизированную процедуру оценки учебных достижений называют тестированием. Важнейшим элементом тестирования являются тестовые материалы (тесты).

В соответствии с приказом от 12 апреля 2001 г. №131 фонд контрольных работ ректората определен в виде тестов. Использование тестов как метода контроля знаний показал необходимость и перспективность тестирования:

оно позволяет сопоставить уровень подготовки студента с данными по учебному заведению и с требованиями ГОС ВПО;

по результатам тестирования можно судить о качестве преподавания -отметить сильные стороны и указать на слабые места, требующие дальнейшего совершенствования методов работы учителей и преподавателей;

итоги тестирования могут служить информационной основой процесса принятия решений на любом уровне управления образовательным процессом в вузе:

результаты тестирования могут являться основой при проведении аттестации студентов.

На кафедре педагогики для определения уровня индивидуальных достижений студента (знаний, умений, навыков) используются критериально ориентированные тесты. При разработке содержания этих тестов используется иерархия целей обучения, а именно:

1 уровень - знания - узнавание, запоминание, воспроизведение педагогической информации.

2 уровень - понимание - проявляется в умении описывать и интерпретировать педагогические ситуации или совокупность педагогических фактов, обнаруживать их связи и зависимости.

3 уровень - применение - без подсказки преподавателя проанализировать педагогическую ситуацию, основываясь на профессиональном понятийном аппарате (учитывается количество основных используемых педагогических понятий).

4 уровень - анализ - проявляется в умении самостоятельно вычленить педагогическую задачу в предложенной ситуации и описать условие ее решения (оформить педагогическую задачу, алгоритм ее решения с учетом условий).

5 уровень - синтез - обобщение информации, получаемой из различных источников и на этой основе самостоятельное конструирование программы или процедуры решения выявленной педагогической задачи.

6 уровень - оценка - творческое овладение профессиональным знанием, показывающее способность студента оценить ценность и практическую значимость педагогических идей.

Критерии оценки знаний студентов

Критериями эффективности изучения раздела «Общая педагогика» могут быть показатели развития студента по трем направлениям: когнитивному, деятельностному, личностному.

Когнитивные критерии основываются на количе­ственных и качественных описаниях эффективности процесса обучения, принятых в педагогике и психологии:

• пополнение (приращение) знаний (по сравнению с исход­ным состоянием данного студента);

• реальный объем знаний (по сравнению с требованиями стандарта);

• актуализация знаний при решении познавательных и прак­тических задач;

• применение знаний в новых ситуациях;

• эффективность использования в практической деятельно­сти.

Деятельностные критерии позволяют оценить сформированность познавательных и практических (общепеда­гогических) умений:

• объем умений (по сравнению с эталонным перечнем, со­держащимся в образовательном стандарте);

• полноту операционального состава данного умения;

• усвоение опорной теоретической основы умения;

• интегрированность (комплексность);

• устойчивость;

• гибкость (перенос в новые ситуации);

• действенность.

Личностные критерии позволяют оценить развива­ющий характер образовательного процесса:

• мотивы учения;

• динамику интеллектуального и физического развития;

• личностный смысл полученных знаний, удовлетворенность процессом обучения;

• характер отношений с товарищами, преподавателями, учи­телями школ и учащимися;

• готовность к самообразованию.

 


Вопросы к зачету по разделу

«Общая педагогика»

1. Общее понятие о педагогике. Ее предмет, цели и задачи, функции.

2. Основные категории педагогики, их характеристика и взаимосвязь.

3. Понятие о методологии педагогики. Характеристика методов научно-педагогического исследования. Методологическая культура педагога.

4. Ребенок как субъект и объект педагогического процесса. Индивидуальное развитие личности и его движущие силы. Социальные и биологические факторы развития личности.

5. Общее понятие о дидактике. Сущность процесса обучения, его функции и структура.

6. Современные дидактические концепции.

7. Закономерности и принципы процесса обучения.

8. Понятие о содержании образования. Государственный образовательный стандарт.

9. Федеральный, национально-региональный и школьный компоненты базисного учебного плана. Особенности отбора содержания образования в разных типах учебных заведений.

10. Учебные программы. Учебники и их вариативность. Творческий подход учителя к их использованию в образовательном процессе.

11. Понятие о методах, приемах, правилах обучения.

12. Классификация методов обучения. Основания типологизации (по источнику получения знаний учащимися, по степени самостоятельности школьников в процессе обучения и др.).

13. Новые образовательные технологии в школе. Компьютеризация процесса обучения.

14. Условия выбора учителем методов обучения.

15. Понятие о средствах обучения. Типология и функции средств обучения в современной школе.

16. Модель как виды и формы организации обучения. Виды обучения: репродуктивное, объяснительно-иллюстративное, проблемное, развивающее.

17. Понятие организационных форм обучения. Общие и конкретные формы организации обучения.

18. Классно-урочная форма организации обучения. Современный урок. Поиски путей совершенствования урока.

19. Типы и структура урока, их разновидности и возможности в решении задач обучения и развития личности ученика.

20. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторская школа. Инновационные образовательные процессы.

21. Дополнительное образование в системе учебно-воспитательной работы современной школы. Развитие мотивов учения, интересов, склонностей и способностей каждого ученика в процессе дополнительного образования.

22. Индивидуально-дифференцированный подход к обучению. Концепция профильного обучения в отечественной школе.

23. Педагогический контроль и учет учебной работы учащихся. Оценка результатов процесса обучения. Критерии оценки знаний, умений и навыков.


Вопросы к экзамену по разделу «Общая педагогика» (теоретическая часть)

 

1. Педагогика как наука. Ее предмет, цели и задачи, функции. Отрасли педагогики. Место педагогики в системе наук о человеке.

2. Основные категории педагогики, их характеристика и взаимосвязь. Взаимодействие педагогической науки и практики.

3. Понятие о методологии педагогики. Характеристика методов научно-педагогического исследования. Методологическая культура учителя.

4. Ребенок как субъект и объект педагогического процесса. Индивидуальное развитие личности и его движущие силы. Социальные и биологические факторы развития личности.

5. Понятие о дидактике. Образование как ценность, процесс и результат. Структура и функции процесса обучения. Характеристика принципов обучения.

6. Понятие о содержании образования. Государственный образовательный стандарт. Базисный учебный план и его компоненты: федеральный, национально-региональный, школьный.

7. Понятие о методах и средствах обучения. Различные подходы к классификации методов обучения: по источнику получения знаний; по характеру познавательной деятельности учащихся (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер); классификация Ю.К. Бабанского. Условия выбора и применения учителем методов обучения.

8. Понятие организационных форм обучения. Общие и конкретные формы организации обучения. Характеристика объяснительно-иллюстративного и проблемного обучения.

9. Классно-урочная форма организации обучения. Типы и структура урока, их разновидности и возможности в решении задач обучения, воспитания и развития личности ученика. Современный урок, пути его совершенствования.

10. Дополнительное образование в системе учебно-воспитательной работы современной школы. Внешкольное дополнительное образование. Стимулирование познавательных интересов и самообразования школьников в дополнительном образовании.

11. Педагогический контроль и учет учебной работы учащихся. Оценка результатов процесса обучения. Критерии оценки качества обучения.

12. Индивидуально-дифференцированый подход в обучении как средство гуманизации образования. Концепция профильного обучения в отечественной школе.

13. Тестирование как средство контроля и оценки качества обучения в современной школе. Дидактическая характеристика ЕГЭ.

14. Воспитание как социокультурный и педагогический процесс. Базовые теории воспитания и развития личности.

15. Ценности и цели воспитания, динамика их развития. Педагогическое обоснование целей воспитания в современных условиях. Характеристика принципов воспитания.

16. Понятие о содержании воспитания. Знания, социальные ценности и нормы, опыт поведения и деятельности личности в содержании воспитания.

17. Воспитание патриотизма и интернационализма, культуры межнационального общения, веротерпимости и толерантности.

18. Нравственное и гражданское воспитание в современной школе.

19. Трудовое, экономическое обучение и воспитание учащихся в современных условиях.

20. Физическое и экологическое воспитание школьников. Формирование у них потребности в здоровом образе жизни.

21. Эстетическое воспитание учащихся в современной школе.

22. Понятие о методах и приемах воспитания. Классификация методов воспитания (методы формирования сознания; организации деятельности и обогащения опыта поведения; коррекции и стимулирования поведения). Условия выбора и применения педагогом методов воспитания.

23. Понятие о коллективе. Детский коллектив как объект и субъект воспитательного процесса. Структура, этапы и педагогические условия становления коллектива.

24. Понятие воспитательной системы школы. Характеристика различных воспитательных систем и путей их становления и развития.

25. Функции и основные направления деятельности классного руководителя в современной школе. Планирование и организация его работы. Работа с семьей как с субъектом социального воспитания: цели, содержание, формы взаимодействия школьного и семейного воспитания.

26. Целостный педагогический процесс. Взаимосвязь процессов воспитания, самовоспитания и перевоспитания. Готовность школьника к самовоспитанию как результат целостного педагогического процесса.

Вопросы к экзамену по разделу «Общая педагогика» на выявление личностной позиции студента

 

1. От чего, на ваш взгляд, зависит реальная демократизация образования? Какие проблемы образования она может решить?

2. Во что вы больше верите – в образованность, полученную «от других», или в самообразование?

3. Поощрение и наказание иногда называют дополнительными методами воспитания. А на практике они часто становятся основными. Как вы думаете, почему это происходит?

4. Л.Н.Толстой считал, что и воспитание, и образование нераздельны. Как думаете вы: можно ли воспитывать, не передавая знания? Всякое ли знание действует воспитательно?

5. Приобщение к искусству – это пассивное созерцание, восприятие созданного мастерами или это творчество читателя, зрителя, слушателя?

6. Какого человека и почему вы считаете патриотом?

7. Почему для ребенка, который с такой радостью идет в первый класс, процесс обучения превращается в тяжелую повинность, трудную, малопривлекательную работу?

8. Какие кризисные явления, вызовы и риски вы видите в современном отечественном образовании?

9. Какой смысл имеют общечеловеческие ценности – мир, свобода, любовь – лично для вас?

10. Конфликт между поколениями – объективная неизбежность или результат нашей общей невоспитанности?

11. В чем практический смысл идеала, если он все равно недостижим?

12. В чем вы видите главное преимущество и основной недостаток ЕГЭ?

13. Что для вас гуманизация образования – человеческое отношение к ученику? Отказ от прямого воздействия на человека? Стимулирование собственной активности ученика? Или что-то другое?

14. Можно ли сформировать у ребенка потребность в здоровом образе жизни, если в обществе это не приоритет?

15. В современном российском образовании все более значимую роль играют тесты как средство контроля. Может ли тестирование реально повысить результативность образовательного процесса?

16. Чем вы можете объяснить традиционное представление: педагогика – наука о школе и для школы, о воспитании и обучении детей? Разве не нужно учить и переучивать, воспитывать и, к сожалению, перевоспитывать многих взрослых?

17. Как вы думаете, поможет ли реализация Национального проекта «Образование» сделать российское образование современным, конкурентоспособным в мире?

18. Согласны ли вы с тем, что игрой нужно увлечь, заставить играть нельзя?

19. Кто задает больше вопросов: тот, кто много знает, или тот, кто знает мало? Как вы думаете: бывает конечное знание, не рождающее новых вопросов?

20. Какая из задач профильного обучения вам кажется более важной – индивидуализация обучения или социализация обучающихся?

21. Что труднее для учителя, педагога, родителей – научить ребенка или помочь ему научиться? Что легче для вас?

22. Воспитывать человека – это главным образом непосредственно воздействовать на него или прежде всего создавать благоприятные условия для его саморазвития?

23. Как соотносятся декларации Закона РФ «Об образовании» о приоритетности сферы образования и социальная практика?

24. Когда, почему и что важнее: знать или уметь узнать?

25. Исследованием педагогических явлений (ситуаций, процессов и пр.) занимаются специалисты - ученые-педагоги. А нужно ли этим заниматься учителям-практикам?

26. Можно ли любить все изучаемые дисциплины, предметы? А плодотворно изучать нелюбимые?









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.