Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема: Проблема целостности учебно-воспитательного процесса. Формирование готовности школьников к самовоспитанию как результат целостного педагогического процесса.





 

® Цели изучения

Сформировать у студентов понятие о целостном педагогическом процессе, его структуре.

Проанализировать диалектику обучения, воспитания, самовоспитания, самообразования и саморазвития.

Раскрыть возможности разных педагогических средств стимулирования самовоспитания и саморазвития личности школьника.

Выявить показатели мотивационной и организационной готовности к самовоспитанию как основания для педагогической диагностики, осуществляемой учителем в целостном педагогическом процессе.

 

® Основные понятия темы

Целостный педагогический процесс; воспитание; самовоспитание; программа самовоспитания; технология самовоспитания; стимулирование самовоспитания; показатели готовности к самовоспитанию; самодисциплина; регулирование поведения и деятельности личности.

 

® Рекомендуемая форма изучения

Лекция, семинар, самостоятельная работа студентов.

 

® Что записать в ваш педагогический словарь

Целостный педагогический процесс характеризуется высшим уровнем развития, внутренним единством составляющих его компонентов, их гармоническим взаимодействием. Сложная диалектика отношений внутри целостного педагогического процесса заключается в единстве и самостоятельности процессов обучения, воспитания и развития личности, в соподчиненности входящих в него подсистем, в наличии общего и сохранении специфического.
Воспитание– целенаправленная, управляемая и открытая система взаимодействия детей и взрослых, в которой развивается личность ребенка, ее отношения, черты, качества, взгляды и убеждения, способы поведения в обществе.
Самовоспитание – сознательная деятельность человека по развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств; в процессе самовоспитания учащиеся ставят цели и разрабатывают программу самосовершенствования, осуществляют саморегуляцию этой деятельности.
Программа самовоспитания – результат проектирования своей личности на основе самоанализа и доступности целей развития необходимых качеств; система взаимосвязанных мер, планов, действий, направленных на достижение цели самосовершенствования.
Технология самовоспитания – система методов, приемов (самоконтроль, самоанализ, самокритика, самооценка и т. д.), позволяющих реализовать программу самовоспитания.
Стимулирование самовоспитания – использование педагогом различных стимулов (побудителей), способствующих повышению заинтересованности воспитанника в личном самосовершенствовании, в работе над собой, например похвалы, критики, создания ситуации успеха и др.
Показатели готовности к самовоспитанию – наблюдаемые проявления поведения (суждения, поступки и т. д.) школьника, характеризующие его готовность к постановке целей саморазвития, свидетельствующие о соответствующих тому мотивах (как внешних, так и внутренних), позволяющие судить о его умениях составить программу самовоспитания, контролировать себя и т. д.
Самодисциплина – способность воспитанника управлять своим поведением, волей, сознательно регулировать свою деятельность, выполнять обязанности, подчиняться установленным правилам, порядку в коллективе и дома.
Регулирование поведения и деятельности личности бывает внешним и внутренним: внешнее регулирование происходит при использовании педагогом тормозящих либо стимулирующих (созидающих) приемов воспитания; внутреннее регулирование достигается самоубеждением, самовнушением, самоприказом, самопринуждением, тренировкой и т. д.

 



® Основное содержание темы

Любой процесс (от лат. продвижение) означает движение вперед, последовательную смену явлений, состояний в развитии чего-либо и представляет собой совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенного результата.

Термином педагогический процесс обозначается организованный в соответствии с требованиями педагогики учебно-воспитательный процесс, деятельность воспитателей и воспитанников, учителей и учащихся. В педагогическом процессе происходит движение от индивида, от биологической сущности человека, к его социальной сущности, т. е. происходит формирование личности. Целостность же, характеризующая внутреннее единство объекта, его автономность,– объективное свойство предметов внешнего мира.

Таким образом, целостный педагогический процесс – это весь процесс всестороннего развития личности, включающий в себя:

– процесс обучения как приобретения системы знаний, умений и навыков, а также определенной суммы мировоззренческих и нравственно-этических идей;

– процесс воспитания как целенаправленного формирования социальных и духовных отношений, интеллектуальных, духовных и физических сил человека.

Принцип целостности, с точки зрения ряда авторов (В. В. Краевский, И. Я. Лернер), реализуется в определении правильного соотношения знаний, умений и навыков, в согласовании процессов обучения и развития, в объединении знаний, умений и навыков в единую систему представлений о мире и способах его изменения.

Необходимо отметить, что содержание понятия целостный педагогический процесс менялось вместе с развитием мировой и отечественной дидактики и теории воспитания.

И. Ф. Гербарт считал, что цель воспитания – формирование морально сильных характеров, где особая роль отводится воспитывающему обучению, которое не только передает учащимся знания, но увязывает и объединяет эти знания с развитием чувств и воли. Концепция Гербарта санкционировала интеллектуальный характер обучения, пренебрегала формированием и развитием самостоятельной деятельности учащихся, весь процесс обучения подчинялся процессу преподавания.

В отличие от гербартовской дидактики, прагматическая концепция (О. Декроли, Г. Кершенштейнер, Д. Дьюи и др.) поставила во главу угла организацию самостоятельной работы учащихся, выдвигалось требование создания такой школы, которая учитывала бы интересы учащихся, развивала их интеллект и чувства.

В российской педагогике проводником идеи единства обучения и воспитания был К. Д. Ушинский. «Ученье,– писал он,– есть могущественный орган воспитания... Все в школе и в преподавании должно быть нравственно, так, чтобы само говорило за себя, не нуждаясь в сентенциях». В дальнейшем концепция развивающего обучения (Л. С. Выготский, Д. В. Эльконин, Л. В. Занков и др.) ставила целью достижение более высокой эффективности обучения для общего развития школьника на принципах обучения на высоком уровне трудности и быстрого темпа изучения программного материала.

Современная российская педагогическая теория рассматривает обучение и воспитание в единстве. В определенном смысле педагогический процесс можно рассматривать как процесс непрерывного слияния обучения и воспитания, но при этом каждый из этих двух разделов педагогической деятельности сохраняет относительную автономию. Дидактика в соответствии со своей спецификой выделяет в учебно-воспитательном процессе то, что относится к обучению, не теряя из виду и другого, воспитательного, аспекта. Что касается теории воспитания, то она стремится на основе дидактического анализа обучения разработать средства реализации его воспитательной функции.

Хорошо подготовленный и правильно организованный процесс обучения выступает в качестве не только средства усвоения определенных знаний, умений и навыков, но и как условие полного развития, формирования необходимых качеств личности учащегося. Именно поэтому он может обеспечивать решение важных воспитательных задач. Оперативные знания, приобретаемые учащимися в ходе учебного процесса, образуют основу для формирования их мировоззрения, являются важным средством выработки определенных критериев оценки различных природных, общественных, технических и культурных явлений и событий. Эти знания помогают учащимся выработать подходы для правильной оценки как собственных поступков, так и поступков других людей. Таким образом, знания влияют на процесс формирования общественно значимых позиций и убеждений.

Именно поэтому мы не делим процесс обучения на «части», в рамках которых у учащихся, с одной стороны, отдельно формируются и развиваются определенные качества, а с другой стороны, передаются знания, умения и навыки. Мы говорим о едином и целостном педагогическом процессе.

Ю. К. Бабанский выделял следующие свойства и закономерности целостного педагогического процесса. Педагогический процесс:

– взаимно усиливает составляющие его процессы, т. е. рост образованности способствует росту воспитанности, возрастание воспитанности активизирует образовательное влияние целостного процесса;

– создает возможности для взаимопроникновения друг в друга методов обучения и воспитания;

– ведет к слиянию педагогического и ученического коллективов в единый общешкольный коллектив, который выступает в роли субъекта полного развития учеников.

Закономерности целостного педагогического процесса:

1. Цель, задачи, содержание, формы и методы целостного педагогического процесса обусловлены социально-экономическими потребностями общества, его идеологией и политикой.

2. Задачи, содержание, методы и формы педагогического процесса зависят также от возможностей общества, от условий, в которых протекает этот процесс.

Психолого-педагогические исследования Л. С. Выготского, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева и других позволяют утверждать, что воспитание и обучение идут впереди развития, определяют его. Как писал Л. С. Выготский, «только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развитию... создает зону ближайшего развития ребенка, т. е. вызывает ребенка к жизни, пробуждает и приводит в движение целый ряд внутренних процессов развития».

Как пишут авторы учебника «Педагогика» (В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов), единый и неделимый педагогический процесс должен стремиться усилиями педагогов к уровню целостности через разрешение противоречия между целостностью личности школьника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности. В этом случае процессы обучения и воспитания приведут к возникновению процессов самовоспитания, самообразования и саморазвития. Вот почему формирование готовности школьников к самовоспитанию и рассматривается как главный результат целостного педагогического процесса.

Развитие самосознания личности в педагогическом процессе является необходимой предпосылкой целенаправленного самовоспитания, которое способствует лучшему усвоению воспитательных влияний, закреплению их результатов.

Первые зачатки самовоспитания наблюдаются в старшем дошкольном и младшем школьном возрастах, когда ребенок под влиянием окружающих старается быть таким, каким его могут одобрить, похвалить, и избегает того, за что обычно порицают.

Это еще малоосознанное самовоспитание, которое основано на внушаемости и подражании.

Сознательное и систематическое самовоспитание имеет место в подростковом возрасте, когда школьник начинает задумываться о собственном авторитете, бороться за признание своей взрослости. Подросток стремится выработать у себя сильную волю, закалить себя физически.

Старшие школьники уже проектируют свое будущее. При этом они руководствуются нередко идеалом. Готовя себя к будущей деятельности, они тренируют не только волю, но и умственные силы, стремятся понять другого человека и выработать определенный стиль отношения к нему.

Итак, самовоспитание подростка и юноши побуждается как внешними стимулами, так и внутренними мотивами. К внешним стимулам можно отнести: требования родителей, учителей, сверстников, в том числе и их критики, усложнение деятельности учебной и общественной, соревнование, пример товарищей; к внутренним – потребности и интересы, идеалы, ценностные ориентации, в том числе и профессиональная ориентация.

Исходным моментом самовоспитания является проектирование собственного характера, основанное как на анализе своих недостатков, так и на ценностных устремлениях школьника. На основе проекта определяются цели самовоспитания.

Однако недостаточно определить цели работы над собой, следует наметить программу самовоспитания. В ней намечается, какие качества надо у себя развить и какие проявления затормозить, какими способами это сделать, в какой системе и в каких видах деятельности.

Результатом работы над собой становится способность к саморегуляции, самодисциплине школьника.

® План семинарского занятия:

1. Взаимосвязь обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе

2. Готовность школьника к самовоспитанию как результат целостного педагогического процесса.

 

® Работа с понятиями

1. Выстройте иерархию следующих понятий: воспитание, развитие, педагогический процесс, обучение, деятельность, воспитательное взаимодействие. Какое из этих понятий стоит особняком?

                       
 
           
 
 


2.Что такое педагогический процесс? Отметьте правильный ответ каким-либо значком:

  – единство социализации, воспитания и саморазвития;
   
  – специальным образом организованная целенаправленная работа учителя в рамках определенной воспитательной системы;
 
   
  – специально организованное в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели;
 
   
  – прогрессивное развитие педагогической науки и практики;

 

   

(ваш вариант ответа)

____________________________________________________________.

3. Почему педагогический процесс является целостным? Что обусловливает его целостность?

4. Найдите аргументы за и против утверждения: «Самовоспитание – это волевой процесс».

За Против
1.________________________________ ________________________________ 2.________________________________ ________________________________ 3.________________________________   1.________________________________ ________________________________ 2.________________________________ ________________________________ 3.________________________________  

 

5. Какие из предложенных понятий являются лишними? Укажите их и обоснуйте свое мнение:

а) самообразование;

б) самоопределение личности;

в) самостоятельная учебная работа;

г) самовоспитание;

д) самоуправление школы;

е) саморегуляция.

® Работа с текстами

1. К. Д. Ушинский в юности наметил для себя следующие правила. Внимательно их прочитайте и попробуйте объяснить, что, на ваш взгляд, вкладывал педагог в эти формулировки.

1) Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее.

2) Прямота в словах и поступках.

3) Обдуманность действия.

4) Решительность.

5) Не говорить о себе без нужды ни одного слова.

6) Не проводить времени бессознательно; делать то, что хочется, а не то, что случится.

7) Издерживаться только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживаться.

8) Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках.

9) Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.

10) Никому не показывать этого журнала.

Попробуйте, кроме того, «реконструировать» психологический портрет молодого К. Д. Ушинского, исходя из выдвинутых им правил.

2. Объясните позицию ученых-педагогов. В чем практический смысл высказанного тезиса?

Целостный педагогический процесс несводим к единству процессов обучения и воспитания, объективно функционирующих как часть и целое. Не может он рассматриваться и как единство процессов умственного, нравственного, эстетического, трудового, физического и других видов воспитания, т. е. как обратное сведение в единый поток механически вырванных частей из единого целого.

Сластенин, В. А. Педагогический процесс как целостное явление // Педагогика / В. А. Сластенин и др.– М.,2004.– С. 169.

4.Характеризуя специфику процессов обучения и воспитания, входящих в целостный педагогический процесс, Ю. К. Бабанский пишет:

…Можно утверждать, что оба процесса одновременно влияют на сознание, деятельность, отношения, волю и эмоции личности. Но процесс обучения… непосредственно формирует сознание личности, а через него и другие названные параметры, опираясь в свою очередь на уровень их сформированности. Процесс же воспитания прежде всего обращен к отношениям, действиям и эмоциям личности, сильно влияет на ее поведение.

Процессы обучения и воспитания ведут к общему развитию личности. Но первый из них преимущественно влияет на интеллектуальную, а второй на мотивационную и действенно-эмоциональную сферы. Благодаря этому процесс обучения выступает в роли одного из средств воспитания, а процесс воспитания выступает в роли одного из стимулирующе-мотивационных факторов обучения».

Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды.– М., 1989.– С. 256.

Как вы думаете, как может педагог стимулировать процесс самовоспитания личности, опираясь на выделенные Ю. К. Бабанским «адресаты» процессов обучения и воспитания – разные сферы личности воспитанника? Приведите примеры (факты, педагогические ситуации), иллюстрирующие идею ученого.

 

5. На классном часе в 9-м классе обсуждается тема самовоспитания. Все идет по плану, классный руководитель доволен, и вдруг слышит тихую, но внятную реплику кого-то из учеников: «Врачу, исцелися сам». Как реагировать педагогу? Обоснуте свое мнение.

® Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной работы

Для выполнения первого задания используйте различные методики (беседу, небольшое анкетирование, методику «Закончи предложение» и др.).

Второе задание выполните, выбрав какую-нибудь одну возрастную группу. Включите в свой план разделы:

1) цели подготовки;

2) мотивирующие воздействия (методы, средства);

3) виды деятельности, в которую будет включен школьник;

4) этапы (или сроки) реализации плана.

Для выполнения четвертого задания вам нужно будет провести небольшое исследование. Подумайте, сколько и каких учителей вам нужно будет опросить, какие вопросы вы им зададите, в какой форме лучше представить результаты вашего исследования (таблица, текст или др.).

 

® Задания для самостоятельной работы студентов

1. Для успеха самовоспитания важно, чтобы ученик научился правильно оценивать себя, мог заметить положительные качества и недостатки в своей личности, обладал силой воли и мог преодолевать недостатки, ясно понимая идеал, к которому он должен стремиться в жизни. В ходе педагогического практикума выявите и сравните идеалы учащихся различных возрастных групп.

2. Разработайте план развития организационной готовности школьников к самообразованию (навыков быстрого чтения, работы с текстом, сбора информации; навыков самоорганизации: планирования, самоконтроля и т. д.):

а) для подростка;

б) для старшего школьника.

3. Выпишите из различных учебных пособий и словарей определения понятия самовоспитание. Сравните их, установите, какие признаки воспроизводятся во всех определениях. На основании этих, самых частотных, признаков, сконструируйте «синтетическое» определение.

4. Составьте программу исследования эффективности педагогического процесса на основе систематизации мнений педагогов о критериях и показателях качества их работы.

5. Прочитайте рассказ Ю. Яковлева «Рыцарь Вася». Мальчик мечтал стать рыцарем. Приблизился ли он к своему идеалу? Подумайте, как использовать этот рассказ для беседы со школьниками о самовоспитании.

6.Проанализируйте следующую ситуацию:

В одной из школ проходил семинар заместителей директоров школ. Группа педагогов посетила уроки физического воспитания в спортзале. При обсуждении этих уроков один из присутствующих увидел недостатки в работе учителя в следующем:

– Вы не обеспечиваете в полной мере целостного подхода к учебно-воспитательному процессу. Это видно из уроков. Вы заботитесь в основном о выполнении упражнений, о соблюдении техники безопасности. А ведь необходимо в комплексе решать воспитательные и учебные задачи. В спортивном зале как-то неуютно, полы грязные, ученики одеты кто как. Везде в беспорядке набросаны мячи, обручи... Спортзал не проветривается как следует, свет тоже тусклый...

– Что касается света и чистоты – это я понимаю,– оправдывался учитель.– Никак не приобретем форму. Но все это не имеет, как мне кажется, отношения к физическому воспитанию. У нас есть учителя музыки, литературы, истории. Вот пусть они и занимаются эстетикой. А моя задача – научить ребят, как правильно бегать и прыгать.

 

Можно ли согласиться с таким утверждением учителя? Проанализируйте воспитательные возможности такого урока.

7. Приведите примеры педагогических ситуаций, в которых педагог может опираться на следующие факторы, стимулирующие самовоспитание:

а) требования окружающих;

б) притязания ученика на повышение статуса в группе;

в) потребность в признании окружающих;

г) пример;

д) проектирование своего будущего;

е) критика окружающих;

ж) рефлексия.

 

® Блок самоконтроля

1. Пометьте каким-либо значком те из перечисленных ниже функций, которые являются функциями педагогического процесса:

    – коррекционная,
     
    – образовательная,
     
    – диагностическая,
     
    – воспитательная,
     
    – развивающая.

2. Почему педагогический процесс развивается последовательно, непрерывно, динамично?

3.Является ли структура педагогического процесса универсальной?

4. В чем содержание и специфика компонентов педагогического процесса?

5. Как связаны между собой в целостном процессе формирования личности человека воспитание, самовоспитание и перевоспитание?

6. В каком школьном возрасте происходит интенсивное проявление потребности в самовоспитании?

7. Назовите наиболее распространенные приемы самовоспитания школьников. Какие из них вы сами использовали?

8. Может ли самовоспитание носить не положительную, а отрицательную направленность?

9. Верно ли такое утверждение, что воспитывающее обучение, реализующее, наряду с образовательной и развивающей, также и воспитательную функцию, решает все без исключения воспитательные задачи?

10. В каких случаях педагогическое руководство самовоспитанием школьников неприемлемо?

 

® Рекомендуемая литература

Основная

1. Методика воспитательной работы / Под ред. В. А. Сластёнина. – М.: Академия, 2008.

2. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого.– М.: Пед. об-во России, 2007.

3. Подласый, И.П. Педагогика: Учебник для студ.вузов/ И.П. Подласый .-М: Высшее образование, 2008.

4. Сластенин, В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; Под ред. В.А.Сластенина.– М.: Академия, 2007.

 

Дополнительная

1. Волынкин, В.И. Педагогика: Учебное пособие для студ.вузов/ В.И. Волынкин.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

2. Гогоберидзе, А.Г. Теоретическая педагогика. Путеводитель для студента: учебно - методическое пособие / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. – М., 2007.

3. Пономарева, Т.М. Проектирование и организация системы самостоятельной работы студентов при изучении педагогических дисциплин: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических вузов /Т.М. Пономарева; Науч. Ред. А.А. Орлов. - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2008.

4. Шайденко, Н.А. Направления эффективной модернизации педагогического образования в условиях реализации национального проекта "Образование"/ Н. А. Шайденко, В. Г. Подзолков, В. А. Панин, А. Н. Сергеев - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2007.

 

 

Модуль 17.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.