|
Итоговая аттестация в форме итоговой оценкиСтр 1 из 13Следующая ⇒ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА ФГОУ СПО (ССУЗ) «ЧКИПТиХП»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА междисциплинарного курса для специальности 38.02.04
Разработчик: ПЦК специальности «Коммерция» Объем междисциплинарного курса и виды учебной работы
Итоговая аттестация в форме итоговой оценки Рабочая программа соответствует ФОС специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям) Рабочая программа рассмотрена и одобрена ПЦК специальности «Коммерция»
Председатель ПЦК специальности «Коммерция» ___________М.П. Васильева
Разработчик программы_____________Ю.С. Фомина
2.1. Образовательно-профессиональные требования к междисциплинарному курсу 2.1.1. Место дисциплины в системе подготовки Междисциплинарный курс профессионального модуля 02 для специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям) 2.1.2. Требования к уровню подготовки. Требования к умениям: уметь: - выявлять, формировать и удовлетворять потребности; - обеспечивать распределение через каналы сбыта и продвижение товаров на рынке с использованием маркетинговых коммуникаций; - оценивать конкурентоспособность товаров. Требования к знаниям: знать: - составные элементы маркетинговой деятельности: цели, задачи, принципы, функции, объекты, субъекты; - средства: удовлетворения потребностей, распределения и продвижения товаров; - маркетинговые коммуникации и их характеристику; - методы изучения рынка, анализа окружающей среды; - конкурентную среду, виды конкуренции, показатели оценки конкурентоспособности. В соответствии с рабочей программой междисциплинарного курса в содержание образовательной программы входят: предмет, цели и задачи дисциплины, концепции рыночной экономики, структура маркетинговой деятельности и классификации маркетинга, объекты маркетинговой деятельности, субъекты маркетинговой деятельности, окружающая среда маркетинга, конкурентная среда, сегментирование рынка, товар, товарная политика, сбытовая политика, комплекс продвижения, стратегия и планирование маркетинга. 2.2. Глобальная цель междисциплинарного курса Глобальная цель междисциплинарного курса – рассмотрение современных проблем, задач, теории и методологии маркетинга, отражение передового отечественного и зарубежного опыта организации маркетинга на предприятиях, в организациях, учреждениях. Представлен систематизированный минимум знаний, раскрывающий формы и методы маркетинга и его организацию на предприятии и позволяющий находить эффективные управленческие решения в отношении производства, и сбыта продукции в условиях динамичной рыночной среды. Теоретические и практические вопросы изучаются с учетом изменений в экономической жизни общества за последние годы. Цели: 1. Формирование общих компетенций (ОК1, ОК2, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7): - понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; - организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; - осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; - использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности; - работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями; - самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. 2. Формирование профессиональных компетенций (ПК2.5, ПК2.6, ПК 2.8): - выявлять потребности, виды спроса и соответствующие им типы маркетинга для обеспечения целей организации, формировать спрос и стимулировать сбыт товаров; - обосновывать целесообразность использования и применять маркетинговые коммуникации; - реализовывать сбытовую политику организации в пределах своих должностных обязанностей, оценивать конкурентоспособность товаров и конкурентные преимущества организации. 2.3. Перечень материалов для контроля и усвоения междисциплинарного курса Рабочая тетрадь, раздаточный материал, тесты оценки знаний, тренажёры, экзаменационные вопросы. 2.4. Методическое и техническое обеспечение междисциплинарного курса Рекомендуемая литература, слайды и диафильмы, технические средства обучения, методические разработки практических занятий, методические рекомендации для самостоятельной работы. 2.5. Связь курса с другими дисциплинами Используются знания, умения и навыки, полученные студентами при изучении естественно - научных и общепрофессиональных дисциплин и является базой для освоения «Менеджмент», «Маркетинговые исследования», «Реклама», «Связи с общественностью» и «Логистика». 2.6. Тематический план занятий
Какое состояние спроса в маркетинге не рассматривается? 1.Потенциальный спрос 2.Сезонный спрос 3.Иррациональный спрос 4.Нерегулярный спрос 7.Желание получить доступ к определенным жизненным стандартам связано со стремлением: 1.К успеху 2.К власти 3.К признанию 4.К самореализации 8.Рынок покупателя определяет ситуацию, когда на рынке отмечается: 1.Большое количество потребителей 2.Превышение предложения над спросом 3.Превышение спроса над предложением 4.Высокий уровень доходов основной массы населения 9.Какое из этих утверждений неверно? Служба маркетинга на предприятии может иметь структуру, организованную: 1.По товарному принципу; 2.По принципу рыночной ориентации; 3.По функциональному признаку; 4.По производственно-технологическому признаку; 5.По смешанному товарно-рыночному признаку. Понятие маркетинга В прошлом способность потреблять обычно опережала способность производить. В этих условиях основное внимание было сосредоточено на производстве товаров. Любое усовершенствование оборудования, позволяющее увеличить производство товаров для продажи и сократить издержки производства, незамедлительно приносило плоды и признавалось полезным. Продавать товары было сравнительно легко. Сейчас, в условиях товарного изобилия, производители почувствовали, что расширение их деятельности больше не сдерживается производственными возможностями, так как они в состоянии произвести столько, сколько сумеет поглотить рынок. В качестве ограничения выступают лишь физиологические и психологические возможности потребителей. В этих условиях организации прибегают к маркетингу. Термин «МАРКЕТИНГ» возник в экономической литературе США на рубеже XIX-XX столетий. Что же такое маркетинг? Многие считают, что маркетинг – это просто продажа и реклама. Конечно, они играют свою роль, однако это всего лишь компоненты комплекса маркетинга. Сегодня под маркетингом понимается не просто продажа товара («убедил и продал»), как это было раньше. В своем новом значении маркетинг означает удовлетворение потребностей клиента. Как и у любого сложного понятия у маркетинга существует множество определений. Дадим хотя бы одно из них (рис. 1.1)
Рисунок 1.1 Понятие маркетинга Цели и функции маркетинга Принципы маркетинга обуславливают общую направленность целей фирмы в области маркетинга. С точки зрения общественной значимости можно сформулировать следующие цели маркетинга:
Рисунок 1.2 Цели маркетинга Маркетинг как концепция управления производственно-сбытовой деятельностью имеет ряд общих функций, присущих любому типу управления, а именно: целеполагание/планирование, организация, координирование, контроль. В то же время эти функции могут быть конкретизированы и дополнены специфическими функциями маркетинга.
Рисунок 1.3 Основные функции маркетинга Принципы маркетинга Для маркетинга характерны следующие основополагающие принципы:
Рисунок 1.4 Основные понятия маркетинга Основные понятия маркетинга На рисунке 1.6 показана связь ключевых понятий маркетинга: каждое новое понятие вытекает из предыдущего. Рисунок 1.6 Основные понятия маркетинга
Основополагающим в маркетинге будет понятие нужд человека. Нужда – это испытываемый человеком недостаток в чем-либо. В это понятие входят материальные нужды в еде, одежде, тепле и безопасности, социальные нужды в общении и привязанности, а также индивидуальные нужды в знаниях и самореализации. Если нужда не удовлетворена, человек выберет: 1) Начнет искать объект, который удовлетворит нужду; 2) Попытается ее уменьшить. Потребность – это форма, которую принимает человеческая нужда под влиянием культурной среды и индивидуальных особенностей характера. Проголодавшийся житель острова Маврикий, наверное, захочет манго, риса или бобов. Голодный житель Гонконга, наверно, захочет вермишели, слегка поджаренной ветчины и жасминового чая. Потребности формируются в условиях общества, в котором живет человек, и приобретают очертания предметов, которые позволяют удовлетворить нужды. Потребности, подкрепленные покупательной способностью, принимают форму запросов. Потребитель рассматривает товар как некий комплекс выгод и выбирает тот, который обеспечивает оптимальный набор этих выгод в рамках финансовых возможностей. Например, автомобиль Toyota Yaris обеспечивает такой набор выгод: безопасность, надежность, низкую цену и экономию топлива. Компании удовлетворяют нужды за счет предложения полезности, т.е. набора выгод, с помощью которых они обещают удовлетворить потребности клиентов. Предложение ценности совершается в виде маркетингового предложения – определенной совокупности товаров, услуг, информации и впечатлений для удовлетворения нужды или потребности. Маркетинговое предложение не ограничивается лишь вещественными товарами. Кроме осязаемой продукции в него входят и услуги, т.е. действия или блага, которые выставляются на продажу и являются неосязаемыми по сути, а их покупка не приводит к обладанию какими-либо вещами. Обычно потребителям предлагается широкий ассортимент товаров и услуг, способных удовлетворить те или иные нужды. Как сделать выбор из такого множества товаров? При выборе покупок потребители руководствуются своими представлениями о ценности товаров и услуг. Потребительская ценность – это разница между преимуществами, которые получает потребитель от обладания и использования товара, и затратами на его приобретение. Удовлетворенность потребителя зависит от соответствия предполагаемой потребительской ценности товара ожиданиям покупателя. Маркетинг начинается там, где люди решают удовлетворить свои потребности с помощью обмена. Обмен – акт получения желаемого объекта у кого-либо при предложении чего-либо взамен. Обмен как средство удовлетворения потребностей обладает большими преимуществами. Он позволяет обществу производить гораздо больше товаров и услуг, чем ему удалось бы в рамках другой модели организации социально-экономической жизни. Чтобы произошел обмен, необходимо выполнение нескольких условий: 1. В процессе обмена должны участвовать как минимум две стороны 2. Каждая из сторон должна предоставить другой какой-либо объект, обладающий потребительской ценностью 3. Каждая сторона должна быть заинтересована в сделке с другой стороной 4. Каждая сторона должна быть в состоянии вести переговоры и отдать товар Если обмен – ключевое понятие маркетинга, то сделка служит единицей измерения последнего. Сделка – акт обмена между двумя сторонами, совершение которого предполагает наличие как минимум двух предметов, обладающих потребительской ценностью, и согласованных условий обмена, времени и места заключения договора Маркетинг сделок является составной частью более широкого понятия маркетинга отношений. Помимо заключения кратковременных сделок, опытные производители налаживают долговременные отношения с ценными клиентами, дилерами и поставщиками. Рынок – это совокупность всех реальных и потенциальных покупателей товара, обладающих одинаковой нуждой или потребностью, которые можно удовлетворить в ходе обмена. В зависимости от соотношения спроса и предложения выделяют рынок продавца и рынок покупателя. Рынок продавца – это такой тип рынка, на котором спрос на товар превосходит его предложение. Продавцы имеют большую власть, и более активным деятелем рынка является покупатель. Характерные черты такого рынка: · наличие дефицита · недостаточное качество товара · высокие цены Рынок покупателя – это такой тип рынка, на котором спрос на товар ниже его предложения. Покупатели здесь имеют большую власть, и более активным деятелем рынка является продавец. Характерные черты такого рынка: · отсутствие дефицита · удовлетворительное качество товара · тенденция к снижению цен Именно рынок покупателя является непременным условием применения концепции маркетинга. Точки зрения на рынок в маркетинге и экономике немного различаются. Если для экономики рынок – это совокупность производителей и потребителей, то маркетолог определяет рынок прежде всего как «совокупность существующих и потенциальных потребителей, имеющих общие нужды или потребность и готовых и согласных на обмен с целью удовлетворения». Размер рынка определяется количеством людей, которые испытывают определенную нужду, обладают ресурсами для обмена и готовы совершить этот обмен. Отношения между производством и рынком показаны на рисунке 1.7 продавцы и покупатели связаны между собой по четырем направлениям. Продавцы отправляют на рынок товары, услуги и информацию, а взамен получают деньги и информацию.
Рисунок 1.7 Простая маркетинговая система ТЕСТ 1.Под маркетингом традиционно понимается: 1.Методология предпринимательской деятельности; 2.Система управления предприятием; 3.Раздел экономической теории; 4.Все ответы верны. Выбор целевых сегментов После разделения рынка на сегменты маркетологи предприятия анализируют их и выбирают наиболее привлекательные, на завоевание которых направляется деятельность предприятия. Критерии оценки сегмента показывают, насколько правильно предприятие выбрало тот или иной рынок (таблица 2.1). Основные критерии оценки сегмента рынка Таблица 2.1
По результатам анализа выбирают целевые сегменты рынка. ТЕСТ 1.Под сегментом рынка в маркетинге понимают: 1.Группу существующих или потенциальных потребителей, обладающих общими характеристиками покупательского спроса, одинаково реагирующих на маркетинговые усилия компании; 2.Группу товаров, имеющих однотипные характеристики, созданные на основе одинаковых технологий и предлагаемых конкурирующими фирмами на рынке; 3.Совокупность организаций, являющихся поставщиками товаров одной товарной номенклатуры или одной ассортиментной группы; 4.Совокупность реальных потребителей товара фирмы, имеющих общие существенные признаки. 2.Потребители, одинаково реагирующие на один и тот же набор побудительных стимулов маркетинга, составляют: 1.Сегмент рынка 2.Референтную группу 3.Целевой рынок 4.Массового потребителя 3.Определите признак, относящийся к сегментации потребителей по географическому фактору: 1.Страна 2.оциальное положение 3.Уровень образования 4.Уровень культуры 5.Образ жизни 4.Определите признак, относящийся к сегментации потребителей по демографическому фактору: 1.Возраст 2.Регион 3.Тип личности 4.Образ жизни 5.Размер территории 5.Укажите признак поведенческой сегментации: 1Возраст 2.Интенсивность потребления 3.Тип личности 4.Уровень образования 5.Семейное положение 6.Если предприятие принимает решение активно действовать на двух сегментах рынка и разрабатывает различные продукты и маркетинговые программы для каждого сегмента рынка, то это решение может быть охарактеризовано как: 1.Дифференцированный маркетинг 2.Концентрированный маркетинг 3.Недифференцированный маркетинг Тема 3 Структура маркетинга Назначение раздела Постоянное развитие теории маркетинга привело к пониманию того, что маркетинг – это комплексная и сложная система, управляя которой, необходимо воздействовать на все ее элементы. Наиболее передовые компании стали рассматривать свою деятельность как совокупность производственно-коммерческих методов, включающих 5 основных направлений. В разделе рассматривается комплекс маркетинга и характеристика его основных элементов. Цели раздела: 1. Формирование общих компетенций ОК.1, ОК.5, ОК.7 2. Формирование профессиональной компетенции ПК2.5 (см. стр. 8 УМК) Требования к умениям: уметь: - проводить анализ комплекса маркетинга. Требования к знаниям: знать: - понятие комплекс маркетинга; - элементы комплекса маркетинга; - понятие товар, цена, продвижение и распределение; - ключевые слова и термины. Ключевые слова и термины Комплекс маркетинга, товар, цена, продвижение, распределение.
Одно из ключевых понятий современного маркетинга – комплекс маркетинга (маркетинг – микс). Комплекс маркетинга включает в себя всё, что способно сделать организация, чтобы повлиять на спрос на свой товар (рисунок 3.1)
Рисунок 3.1 Комплекс маркетинга Товар – любой предмет, предлагаемый на рынке и способный удовлетворить потребности покупателей. Цена – денежная сумма, запрашиваемая за товар или услугу, или сумма ценностей, которые потребитель обменивает на преимущества, получаемые от обладания либо пользования товаром или услугой. Продвижение – деятельность по информированию целевых покупателей о достоинствах товара и их убеждение в выгодности его покупки. Распределение – вся деятельность компании по доставке товаров или услуг в места нахождения целевых покупателей. ТЕСТ 1.Комплекс маркетинга включает в себя: 1.Управление предприятием 2.Совокупность инструментов 3.Выбор условий реализации товара 4.Все ответы верны 2.Комплекс маркетинга не включает в себя: 1.Технологические разработки 2.Цену 3.Товар 4..Мероприятия по продвижению товара 3.Набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желаемую ответную реакцию со стороны целевых рынков, называется: 1.Планирование маркетинга 2.Системой маркетинга 3.Комплексом маркетинга 4.Управлением маркетинга 4.Товаром в маркетинге являются: 1.Материальные товары 2.Услуги 3.Виды деятельности 4.Идеи 5.Верно все вышеуказанное Понятие товара в маркетинге Работая на том или ином рынке, предприятие осуществляет определенную товарную политику. Товарная политика предполагает курс действий, благодаря которому обеспечивается формирование товарного ассортимента и управления им. Прежде чем приступить к анализу стратегических вопросов, рассмотрим, что такое товар. Товар – любое средство, которое можно предложить на рынке (физические предметы, услуги, предприятия, виды деятельности, идеи) для приобретения или использования с целью удовлетворения потребностей. С маркетинговой точки зрения товар – это решение для удовлетворения потребности. В маркетинге, как правило, используется трехуровневая структура товара (рисунок 4.1.)
Рисунок 4.1. Три уровня товара. Товарный ассортимент Все решения относительно товаров и товарных групп, так или иначе, касаются вопросов изменения ассортимента. Товарный ассортимент – это перечень выпускаемой и продаваемой продукции по видам, типам, сортам, размерам и маркам. Основными характеристиками товарного ассортимента являются (рисунок 4.2):
Рисунок 4.2 Основные характеристики товарного ассортимента Любые ассортиментные изменения должны быть обоснованными с точки зрения рыночной целесообразности. Это обстоятельство приводит к тому, что маркетинговые службы начинают играть решающую роль в процессе планирования ассортимента. Решения относительно товарного ассортимента в конечном итоге сводятся к двум действиям – сужение или расширение товарной линии. Упаковка В маркетинге товара заметную роль играет упаковка. Упаковка — результат деятельности по разработке и производству оболочки товара. Упаковка включает разные элементы (рисунок 4.3)
Рисунок 4.3 Составные элементы упаковки Упаковка выполняет разнообразные функции (таблица 4.1)
Разработка упаковки предполагает: 1. Определение размера связано: a) с видом транспортных перевозок; b) системой розничной продажи товаров; c) с удобством в обращении. 2. Определение формы зависит: a) от характера товара. 3. Определение цвета учитывает: b) цветопсихологию; c) национальные особенности регионов. 4. Определение текста выполняет: a) роль носителя информации; b) эстетическую функцию. 5. Определение материала – быстро обновляется под влиянием НТП 6. Определение затрат – должны находиться в разумной пропорции к стоимости товара. Жизненный цикл товара Жизненный цикл товара (ЖЦТ) – время в момента первоначального появления товара на рынке до прекращения его реализации. Типовая кривая ЖЦТ представлена на рисунке 4.4. Этапы жизненного цикла товара: 1. Внедрение – период медленного увеличения объема продаж. Товар только поступает на рынок и завоевывает покупателей. Прибыль отсутствует в связи с большими затратами. 2. Рост – период быстрого признания товара потребителями и значительного увеличения прибыли. 3. Зрелость – период замедления темпов роста объема продаж, поскольку товар нашел признание у большой группы покупателей. Прибыль стабилизируется или начинает уменьшаться за счет роста затрат на маркетинговые мероприятия, проводимые в целях отражения атак конкурентов. 4. Спад – период снижения объемов продаж и уменьшения прибыли.
Рисунок 4.4 Жизненный цикл товара Новый товар Рынок товаров быстро меняется, совершенствуются технологии, растет конкуренция, меняются вкусы потребителей, которые ждут новых и усовершенствованных товаров. Разработка нового товара является необходимым условием для поддержания конкурентоспособности фирмы на рынке. На современных развитых рынках появляется все больше новых товаров и сокращается время разработки и выведения на рынок новинок. Если фирма стремится к стратегической устойчивости, что ей необходимо включаться в эту «инновационную гонку». Понятие «новый товар» имеет несколько значений, которые указывают на степень новизны. Новый товар отличает: § отсутствие аналогов на рынке; § улучшенные варианты или модификации существующих товаров; § рыночная новизна; § новая сфера применения. Существуют три разновидности инновационной стратегии (рисунок 4.5):
Рисунок 4.5 Разновидности инновационной стратегии Модификация товара заключается в модифицировании таких характеристик изделия, как уровень качества, свойства или внешнее оформление, чтобы привлечь новых пользователей и интенсифицировать потребление. Имитация подразумевает создание копии известного товара для повышения популярности своего продукта. Инновация товара - процесс непрерывного совершенствования продукта, связанного с созданием оригинальных, улучшенных или модифицированных продуктов. Новые товары подразделяют на шесть категорий: 1. Мировые новинки: новые товары, появление которых ведет к формированию особого рынка (мини-компьютер Palm Pilot). 2. Новые товарные линии: продукты, которые позволяют компании выйти на новый целевой рынок (zip-диски фирмы Fuji). 3. Расширение существующих товарных линий: новые товары, являющиеся дополнением к уже имеющимся у компании товарным специализациям (новая расфасовка, наполнители и т. п., электронные поздравительные открытки от Hallmark). 4. Усовершенствования и м ![]() ![]() Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ![]() Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ![]() Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ![]() Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|