Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Определить сущность психологии как науки. Раскрыть связь с другими науками, ее отрасли.





Дисциплина «Психология»

1. Определить сущность психологии как науки. Раскрыть связь с другими науками, ее отрасли.

2. Определить объект, предмет и задачи психологии как гуманитарной науки.

3. Раскрыть сущность методов психологии как науки.

4. Охарактеризовать сознание, его сущность и происхождение.

5. Раскрыть сущность психологической теории деятельности.

6. Охарактеризуйте внимание. Виды и свойства внимания.

7. Охарактеризуйте понятие «ощущение». Приведите классификацию ощущений.

8. Охарактеризуйте восприятие. Виды и свойства восприятия.

9. Охарактеризуйте память и ее виды.

10. Охарактеризуйте память и процессы памяти.

11. Охарактеризуйте мышление и его виды.

12. Раскройте сущность форм и операций мышления.

13. Охарактеризуйте речь, функции и виды речи.

14. Охарактеризуйте воображение, виды и приемы воображения.

15. Раскройте сущность понятия «человек», «индивид», «личность» и «субъект». Структура личности.

16. История изучения темперамента. Охарактеризуйте свойства темперамента.

17. Раскройте сущность видов темпераментов, приведите их характеристику.

18. Охарактеризуйте характер и раскройте его структуру.

19. Раскройте особенности понятия «воля». Приведите структуру волевого действия.

20. Охарактеризуйте способности и задатки в структуре личности.

21. Охарактеризуйте эмоции и чувства: их сходство и отличия. Виды чувств.

22. Раскройте виды эмоциональных переживаний Приведите их характеристику.

23. Охарактеризуйте общение. Раскройте структуру общения.

24. Охарактеризуйте общение, его виды и функции.

25. Дайте понятие «группа», классификация групп. Межличностные отношения в группе.

26. Охарактеризуйте конфликт и раскройте его структуру. Виды конфликтов.

27. Охарактеризуйте стратегии поведения в конфликте.

28. Охарактеризуйте основные понятия психологии трудовой деятельности.

29. Раскройте сущность психологических факторов воспитания.

30. Охарактеризуйте педагогическое общение.

31. Раскройте особенности системы «человек-машина-среда» и деятельности человека-оператора.

32. Раскройте понятие «акцентуации характера». Виды акцентуаций характера.

33. Раскройте понятие «коллектив» и его характеристики.

34. Определите сущность руководства и лидерства в группе.

35. Охарактеризуйте учителя как субъекта педагогической деятельности, педагогические способности.

 

 

Краткий план ответа

 

 

Определить сущность психологии как науки. Раскрыть связь с другими науками, ее отрасли.

В дословном переводе психология (греч. psуché – душа, logos – слово) означает наука о душе. Однако надо признать, что современное научное знание отрицает существование души как особой субстанции. На самом деле психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, субъективное отражение объективной реальности, или же субъективный образ. Психическое отражение – субъективное, активное, вызванное потребностью, избирательное отражение объективного мира. «Психология имеет длинное прошлое, но краткую историю», – писал Г. Эббингауз в 1908 г. в книге «Очерк психологии».

В своем развитии наука прошла три этапа.

I этап длился около 2 тыс. лет. В этот период психология являлась частью философии, которая обобщала все человеческое знание и состояла из:

Уже тогда были определены основные психологические проблемы: о природе психического, об отражении, материальности (Аристотель) и идеальности (Платон) психики. Трактат Аристотеля «Per psуché», датируемый примерно 335 г. до н. э., можно считать началом психологии.

II этап – вторая половина XIX в. – оформление психологии как самостоятельной науки – (в период расцвета естественных наук). Данный этап ознаменовался развитием немецкой психофизики (Г. Гельмгольц, Э.Г. Вебер, Г.Т. Фехнер, П. Бугер); открытием лаборатории экспериментальной психологии В. Вундта (1875 г. – начало экспериментальной психологии как психологической науки); русские физиологи И.М. Сеченов и И.П. Павлов, чуть позже В.М. Бехтерев своими разработками в области физиологии, психофизики, психофизиологии включили психологию в систему экспериментальных наук. «Психическая деятельность, как всякое земное явление, происходит во времени и пространстве», – писал И.М. Сеченов. Первый Психологический конгресс, который состоялся в Париже в 1889 г., был посвящен физиологической психологии. В этот период особенно остро обсуждается вопрос о том, является психология естественной или общественной наукой.

III этап (начало – середина XX в.) – возникновение и развитие различных психологических школ и течений, превращение психологии в разветвленную систему научных дисциплин.

В настоящее время психология – венец наук о человеке. В человеке соединились природа и общество. Личность – феномен биосоциальный. Психология отражает эту сложную двуединую природу человека – только в обществе происходит превращение человеческого детеныша в человека.

Общая психология, делится на три части:

1. Учение о предмете и методах. Теория психологического познания;

2. Учение о психических процессах, психических свойствах, психических состояниях.

3.Учение о личности.

Структура деятельности

Деятельность – активное взаимодействие субъекта со средой, в котором он достигает сознательно поставленную цель, возникшую в результате появления у него определенной потребности.

С.Л. Рубинштейн в психологическую структуру включил: мотивцельспособ (действия и операции), результат.

Основной функцией деятельности является развитие личности, что отражено в принципе развития личности в деятельности.

Психологический анализ деятельности, в том числе деятельности психической, позволяет охарактеризовать ее структурные элементы:

потребность – отражение нужды организма или личности в чем-либо и источник активности личности;

мотив – отражение потребностей, побуждение субъекта к деятельности;

цель – прогнозируемый результат деятельности. Деятельность начинается с осознании объективной цели как отражаемого, ибо цель деятельности как психическое явление не зеркальна, а личностно переработана на основании определяющей рольи потребностей конкретной личности;

способ выполнения деятельности – действия и операции, с помощью которых реализуется деятельность;

результат – идеальный продукт или «овеществленная» (А.Н. Леонтьев) материализованная цель.

Процесс деятельности начинается с постановки цели на основе потребностей и мотивов (или осознание человеком поставленной перед ним задачи). Основным компонентом деятельности является действие, которое имеет свои: цель, мотив, способ (операции) и результат.

Потребность не переживается как таковая – она представляется как переживание дискомфорта неудовлетворенности и проявляется в поисковой активности. В ходе поисков происходит встреча потребности с ее предметом, фиксация на предмете, который может ее удовлетворить. С момента «встречи» активность становится направленной, потребность опредмечивается – как потребность в чем-то конкретном, а не «вообще» – и становится мотивом, именно теперь можно говорить о деятельности. Она соотносится с мотивом: мотив – то, ради чего совершается деятельность, а деятельность – совокупность действий, которые вызываются мотивом. В результате мотивации определяется цель, которая будет выступать регулятором деятельности. Цель – это образ желаемого результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения деятельности.

Деятельность состоит из действий, а действия – из операций. Если человек не владеет операциями, характерными для конкретного вида деятельности, он не может успешно ее выполнять.

Действие – элемент деятельности, в процессе которого достигается конкретная, не разлагаемая на более простые, осознанная цель.

Цель задает действие. Последовательность действий обеспечивает реализацию цели деятельности. Действие – единица анализа деятельности. Действие– один из определяющих компонентов деятельности человека, который формируется под влиянием ее цели.

Каждое действие имеет свою психологическую структуру: цель действия, мотивы, операции и конечный результат.

Операция – конкретный способ выполнения действия. Каждое действие может быть выполнено несколькими операциями. Выбор той или иной операции определяется конкретной ситуацией и индивидуальными особенностями субъекта деятельности (см. Индивидуальный стиль деятельности). Например, женский способ вдевания нитки в иголку состоит в том, что нитка вдвигается в ушко иголки, а мужчины, наоборот, ушко надвигают на нитку.

Операции характеризуют техническую сторону действий. Характер используемых операций зависит от условий, в которых совершается действие. Если действие отвечает собственной цели, то операция отвечает условиям, в которых эта цель задана. При этом под условиями подразумеваются внешние и внутренние обстоятельства. Цель, заданная в определенных условиях, называется задачей.

Операции принципиально отличаются от действий, которые предполагают и осознаваемую цель, и сознательный контроль протекания; тем, что они мало осознаются или совсем не осознаются.

Всякое сложное действие состоит из слоя действий и слоя «подстилающих» их операций. Граница между действиями и операциями подвижна. Движение ее вверх означает превращение некоторых действий (в основном наиболее элементарных) в операции. В таких случаях происходит укрупнение единиц деятельности. Движение границы вниз означает превращение операций в действия, или дробление деятельности на более мелкие единицы.

Определение понятий «навык»,
«умение», этапы их формирования

Операциональная структура деятельности: знания, навыки и умения.

Знания – усвоенные и сведенные в систему факты, их обобщения в виде понятий, терминов, выводов, научных теорий. В знаниях содержится обобщенный опыт, отражающий закономерности объективного мира. Знания должны иметь неразрывные связи с жизненной практикой, с постоянной готовностью к выполнению искомой деятельности.

Навыки – способность к произвольным автоматизированным действиям, выполняемым с большой точностью, экономно и с оптимальной быстротой. В процессе обучения формируются сенсорно-перцептивные, аттенционные, мнемические, гностические, имажинативные, коммуникативные, профессионально-значимые и другие навыки. Профессионально-значимые навыки характеризуют способности к успешному выполнению профессионально-необходимых действий, связанных с психомоторными актами в различных видах профессиональной деятельности.

Виды человеческой деятельности.

Человек становится личностью в процессе социализации. Под социализацией в широком смысле понимается присвоение опыта, накопленного человечеством в процессе обучения и воспитания. В отечественной психологии принято выделять четыре вида деятельности: общение, игру, учение и труд, каждый из которых на определенном этапе онтогенеза играет ведущую роль в развитии человека, личности и субъекта деятельности.

Ведущая деятельность – вид деятельности, выполнение которой определяет формирование основных психологических новообразований; направление психического развития человека его личности в конкретный возрастной период жизни.

6. Охарактеризуйте внимание. Виды и свойства внимания.

Внимание – это избирательное сосредоточение сознания на каком-либо объекте, направленность психики на определенную деятельность при отвлечении от всего остального. С помощью внимания совершается отбор потребных стимулов, поступающих в зону сознания.

Физиологической основой внимания является стимулирование некоторого оптимального очага возбуждения в коре головного мозга, усиливаемого подкорковыми структурами, и, по мнению ряда физиологов, ретикулярной формацией, расположенной в стволе мозга. Важное значение при этом имеет механизм образования доминантного очага возбуждения (доминанты по А.А. Ухтомскому).

Не являясь собственно психическим познавательным процессом, внимание определяет возможность протекания остальных психических процессов, отражая их.

Таким образом, основными функциями внимания являются:

отбор значимых (сенсорных, мнемических, мыслительных) в выполняемой деятельности воздействий и отбрасывание незначимых – избирательность внимания;

удержание выполняемой деятельности (сохранение в сознании образов, необходимых для завершения деятельности, достижения цели);

регуляция и контроль осуществления деятельности.

Внимание классифицируется по ряду параметров.

Внимание как проявление избирательной направленности и интенсивности психической деятельности(сознания)разделяется на виды:

внешнее внимание (внешненаправленное) определяется сосредоточением внимания субъекта на внешних объектах

внутреннее внимание (внутренненаправленное), объектом которого являются собственные мысли, переживания, психическая (мнемическая, логическая) деятельность субъекта.

В зависимости от участия волевого процесса рассматриваютпроизвольное, непроизвольное и постпроизвольное внимание:

– произвольное внимание мотивировано, сознательно регулируется требованиями выполняемой деятельности, опосредовано и направляется соответствующими волевыми усилиями. Достижение поставленной цели деятельности определяет активный, но требующий значительных энергетических трат, характер произвольного внимания;

– непроизвольное внимание возникает без сознательно поставленной цели и удерживается на объекте без волевых усилий, определяется особенностями раздражителя. Из нескольких раздражителей действует наиболее сильный, например расцветка объекта, его новиз­на, выразительность, необычность, импонирующая внутреннему состоянию субъекта, и т. п. В его основе лежит ориентировочный рефлекс;

– постпроизвольное внимание удерживается на объекте после прекращения действия раздражителя в силу его значимости для человека: неудача в решении какой-либо задачи, вызвавшей эмоциональный интерес, даже при переходе к другой деятельности, ведет к сохранению ее в сознании, способствуя последующему решению. Постпроизвольное внимание не требует приложения волевых усилий, оно обладает не меньшей устойчивостью, чем произвольное, но не требует высоких энергетических трат, так как, по сути, является непроизвольным, возникающим из произвольного, в силу интереса к выполняемой деятельности. Это самый продуктивный вид внимания, характеризующийся устойчивостью, сложностью переключения и сопровождающий интеллектуальную деятельность субъекта.

Основные свойства внимания

Объем внимания – число объектов или элементов стимула, воспринимаемых субъектом в единицу времени. Средним показателем, по данным НИЛ ВИФКа, является изображение 5±2 простых геометрических фигур (круг, крест, квадрат и т. п.) при экспозиции в 1с (существуют рекомендации использовать экспозицию, равную 1/10 с).

Концентрация внимания определяется способностью максимально сосредотачиваться на одном каком-либо избранном объекте, произвольно отвлекаясь от остальных (например, при прицеливании). Показателем концентрации внимания является его помехоустойчивость, определяемая силой постороннего раздражителя, способного отвлечь субъекта от объекта деятельности.

Устойчивость внимания – способность длительное время задерживать внимания на избранном объекте. Повторим, чем выше интерес субъекта к выполняемой деятельности, тем дольше он способен удерживать внимание на объекте деятельности.

Интенсивность внимания – это устойчивая его концентрация на объекте, характеризуемая способностью противостоять флюктуациям (колебаниям).

Переключение внимания характеризуется быстрым произвольным переносом внимания с одного объекта на другой, быстрым переходом от одной деятельности к другой (например, от защиты к нападению в боксе и других единоборствах).

Распределение внимания – удержание в поле сознания одновременно нескольких объектов (одного из них ярче остальных). При дополнительной стимуляции возможно быстрое переключение внимания на любой другой объект. Распределение и переключение внимания имеют некоторые общие психофизиологические механизмы.

Колебания внимания – свойство внимания непроизвольно переходить от объекта к объекту, обычно не реже 1 раза каждые 5 с, таким образом, интенсивность внимания неизменной не остается, особенно при двойственном изображении фигур (например, на специальном рисунке воспринимаются то силуэты двух лиц – два профиля, то цветочная ваза, расположенные между ними.

Отвлекаемость внимания – свойство противоположное устойчивости и выделяемое не всеми исследователями, оно характеризуется непроизвольностью, определяющей неспособность к концентрации при воздействии посторонних раздражителей.

С категорией внимания связано также понятие внимательности как свойства личности, противостоящее невнимательности и рассеянности.

 

 

Виды ощущений и их свойства

Ощущения классифицируются по ряду критериев.

1. По месту расположения рецепторов:

экстероцепторы зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой и кожные: тактильный, температурный и болевой, возникающие от раздражения рецепторов, расположенных на поверхности тела;

проприоцепторы кинестетический (передающий информацию о движении и взаимном положении звеньев тела от чувствительных окончаний в мышцах и сухожилиях), вестибулярный (сообщающий о положении тела в пространстве, о равновесии);

интероцепторы – передающие информацию о появлении голода, жажды, внутренней боли, ощущения дискомфорта, диссоциации взаимодействия органов и систем организма, связаны с рецепторами, находящимися внутри организма. Ощущения в этом случае называются органическими.

2. По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем:

– контактная рецепция – непосредственный контакт присутствует;

– дистантная рецепция – непосредственный контактотсутствует.

3. По содержанию стимулов, вызывающих ощущения:

химические: отражение вкуса и запаха;

механические: отражение давления и слуховых образов;

световые: отражение зрительных образов;

температурные: отражение тепла, холода, и т. д.

4. По модальности:

- зрительные ощущения;

- слуховые ощущения;

- обонятельные ощущения;

- вкусовые ощущения;

- кожные ощущения (осязание).

 

Свойствами ощущений являются: качество, интенсивность, продолжительность, инерция.

Качество – качественное своеобразие ощущений, позволяющее отличать одни их виды от других.

Интенсивность – количественная характеристика ощущений, определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Продолжительность – временная характеристика ощущений, зависит от времени воздействия раздражителя и его интенсивности.

Инерция – свойство ощущения возникать неодновременно с действием раздражителя и не исчезать одновременно с прекращением его действия.

Ощущения возникают лишь при наличии определенной интенсивности раздражителя. В связи с этим выделяют: нижний абсолютный, верхний абсолютный пороги ощущений и порог дифференциальный (порог различения).

Нижний абсолютный порог характеризуется той наименьшей силой, интенсивностью воздействия, которая вызывает ощущение. Верхний абсолютный порог определяется наибольшей силой раздражения, при котором еще ощущаются качественные показатели раздражителя.

Пороги различения (дифференциальные) свидетельствуют об изменении величины или интенсивности воздействия, которое может быть ощутимо, т. е. это наименьшая величина различий между раздражителями, когда разница между ними еще улавливается.

Кроме того, к закономерностям ощущений относятся адаптация и взаимодействие, проявляющееся в явлениях сенсибилизации, синестезии и контраста.

Адаптация – приспособление того или иного анализатора к силе и интенсивности длительно действующего раздражителя, что выражается в понижении или повышении порогов ощущений.

Взаимодействие ощущений характеризуется изменением чувствительности одной анализаторной системы в связи с влиянием другой анализаторной системы. Слабые раздражители повышают чувствительность анализаторов, сильные – понижают. Так, воздействие шума может негативно сказываться на зрительной или проприоцептивной чувствительности и др.

Сенсибилизация – повышение чувствительности нервных центров под влиянием раздражителя. Сенсибилизация развивается не только применением побочных раздражителей, но и тренировкой.

Синестезия – определяется возникновением под влиянием раздражения какого-либо анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Так, звуковые ощущения могут вызывать цветные и наоборот. Синестезия распространяется на все модальности, но проявления ее индивидуальны.

Контраст ощущений связан с изменением интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя.

Виды воображения

По участию волевого процесса воображение классифицируют на непроизвольное и произвольное:

– непроизвольное воображение возникает без приложения волевых усилий, например в дремотном состоянии, когда разные образы приходят в сознание, принимая фантастические формы, во сне и в форме галлюцинаций при измененном состоянии сознания.

Произвольное воображение заключается в преднамеренном построении различных образов в связи с поставленными задачами. Оно может быть активным и пассивным:

активное произвольное воображение реализуется в следующих видах:

– репродуктивное воображение определяет возможность воссоздания образов (картин, конструкций, музыки, танца) на основе ограниченной информации (чертежей, описаний, карт, нот и т. д.);

антиципирующее воображение позволяет прогнозировать события, экстраполируя наличное знание.

творческое воображение характеризуется самостоятельным созданием новых оригинальных идей, объектов, реализуемых в продуктах деятельности (в науке, технике, искусстве, спорте

Однако произвольное воображение может быть и пассивным. Примером тому являются грезы несбыточные мечтания о чем-то приятном, заманчивом, далеком.

Приемы воображения

Приемами творческого воображения выступают агглютинация, аналогия, акцентирование, гиперболизация, типизация:

агглютинация – склеивание различных в реальности несоединимых качеств, свойств, частей реальных или нереальных объектов, например, кентавр, русалка и др.;

аналогия – создание объекта, имеющего общие черты с каким-то реально существующим объектом. Так, в локаторе использованы аналоги системы ориентации летучей мыши. Использование аналогий вызвало к жизни новую науку – бионику;

акцентирование – создание образов путем увеличения отдельных деталей, например, на карикатуре отдельные части тела резко увеличены: лицо полного Людовика XVIII изображали в виде груши;

гиперболизация – преувеличение размеров объектов или изменение количества его частей, например, великан, трехглавый Цербер со змеями вместо гривы;

– типизация – прием обобщения наиболее характерных особенностей какой-то большой группы объектов и воплощение их в конкретном образе.

Понятие темперамента

Темперамент – это характеристика человека со стороны устойчивых свойств его нервной системы: силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов возбуждения и торможения, сочетания психодинамических свойств, проявляющихся в деятельности, поведении и общении.

Темперамент – одно из проявлений индивидуально-психологических (типологических) особенностей личности. Свойства темперамента определяют динамическую сторону психической деятельности. От темперамента зависят:

– скорость возникновения и протекания психических процессов (быстрота восприятия, переработка информации, принятия решений, темп, ритм психической деятельности);

– интенсивность психических процессов (сила эмоций, активность);

– эмоциональная реактивность, окраска эмоциональных реакций;

– склонность к контактам, к новым впечатлениям или обращенность в свой внутренний мир.

Гуморальные теории (из латинского – umor, oris – влага, жидкость).

Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ (V в. до н. э.), утверждавший, что люди различаются соотношением 4 основных «соков организма» – крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи. Им были выделены типы темперамента, которые и в наше время пользуются широкой известностью: сангвиник (от лат. sanguis – «кровь»), флегматик (от греч. phlegma – «флегма»), холерик (от греч. Chole – «желчь») и меланхолик (от греч. melas chole – «черная желчь»).

Наблюдая значительное разнообразие поведения, совпадающее с различиями в телосложении и физиологических функциях, исследователи пытались их упорядочивать, каким-то образом группировать. Э. Кречмер, У. Шелдон свойства темперамента, понимаемые как наследственные или врожденные, связывали с индивидуальными различиями в особенностях телосложения. Эти типологии получили название конституционных. Типология, предложенная Э. Кречмером (1921), опубликовавшим свою знаменитую работу «Строение тела и характер», основывается на критерии тесной взаимосвязи телосложения и психики. Им было проведено множество измерений частей тела и психологических особенностей, что позволило ему выделить 4 конституционных типа:

1. Астеник – характеризуется хрупким телосложением, высоким ростом, плоской грудной клеткой. Узкие плечи, нижние конечности длинные и худые.

2. Пикник – человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный, характеризуется малым или средним ростом, расплывшимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее.

3. Атлетик – человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, характерен высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра.

4. Диспластик – люди с бесформенным, неправильным строением. Инвалиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерный рост, непропорциональное телосложение).

Так, Э. Кречмер выделил три типа темперамента в соответствии с четырьмя конституциональными типами:

шизотимический тип темперамента – скрытные, робкие и упрямые люди астенического конституционального типа (астеники и диспластики), имеющие «цилиндрическую» форму тела – вес отстает от роста;

иксотимический тип темперамента – самоуверенные, деятельные, спокойные люди атлетического конституционального типа, имеющие развитую мускулатуру;

циклотимический тип темперамента – коммуникабельные, добродушные, правдивые люди, имеющие «бочкообразную» форму тела – вес превышает рост.

И.П. Павлов в разнообразных экспериментальных ситуациях обратил внимание на индивидуальные различия в поведении и в протекании условно-рефлекторной деятельности. Эти различия проявлялись в скорости и точности образования условных рефлексов и в особенностях их затухания, что определило гипотезу И.П. Павлова о том, что в основе этих различий лежат некоторые фундаментальные свойства нервных процессов. К этим свойствам относятся сила возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность.

В 50-е годы XX века в лаборатории В.И. Теплова – В.Д. Небылицына были предприняты экспериментальные исследования свойств нервных процессов, в результате которых типология И.П. Павлова была дополнена новыми сведениями, среди которых такие свойства, как:

– динамичность нервных процессов со стороны возбуждения (по быстроте и легкости выработки положительных условно-рефлекторных связей);

– лабильность нервных процессов – свойство, определяющее скорость возникновения и прекращения возбудительного или тормозного процесса;

– сенситивность определяется нижними порогами анализаторных систем;

– пластичность нервной системы как способность к быстрой переделке рефлекторных реакций показывает насколько легко человек приспосабливается к изменившимся условиям; легкость переключения с одного вида занятий на другой или изменение поведения в общении.

– ригидность – это трудность перестройки, приспособления к новым условиям, что связано с низкой пластичностью нервной системы.

При современной психологической характеристике темпераментов, кроме упоминаемых выше типологических черт, рассматривают также ряд других свойств высшей нервной деятельности.

Реактивность характеризуется быстротой и энергичностью непроизвольных ответных психических реакций (образно говоря, «заводиться с пол-оборота»). Это во многом совпадает с понятием подвижности нервных процессов.

Активность демонстрирует степень энергичности, интенсивности воздействия субъекта на внешний мир, преодоление препятствий для достижения цели, его стремление проявить себя, настойчивость, сосредоточенность.

Эмоциональность или эмоциональная возбудимость определяется быстротой возникновения эмоциональных реакций и порою неадекватным их развитием.

Экстраверсия – ориентация человека на внешний мир: на людей, предметы и события. Эти люди общительны, выражают свои переживания внешне.

Интроверсия – ориентация человека на внутренний мир: на свои мысли, переживания). Они замкнуты, склонны «уходить в себя», особенно в напряженной обстановке.

Структура характера

Своеобразное сочетание черт образует структуру характера, это сплав, образующий единство – характер человека. Группы черт характера принято описывать в соответствии с системой отношений В.Н. Мясищева.

Группы черт характера (системы свойств):

1. Отношение к другим людям и обществу (общительность, чуткость, честность, доброта, отзывчивость, патриотизм и противоположные им качества).

2. Отношение к самому себе ( самолюбие, честолюбие, самомнение, гордость, тщеславие, самодостаточность и противоположные им качества).

3. Отношение к деятельности (добросовестность, трудолюбие, ответственность, энтузиазм и противоположные им качества).

4. Отношение к продуктам труда (аккуратность, бережливость, расточительность, небрежность, крохоборство, мелочность).

5. Эмоционально-волевой компонент (самообладание, смелость, решительность и противоположные им качества т. д.).

Все эти группы свойств тесно между собой связаны.

Структура способностей

Согласно К.К. Платонову, все многообразие способностей личности можно уложить в следующую схему: элементарные (общие и частные), сложные (общие и частные).

Элементарными общими являются способности, присущие всем индивидам, хотя и в разной степени выраженности – отдельные (элементарные) формы отражения как психической деятельности. Например, глубинный глазомер, способность суждения, воображения, эмоциональной памяти и т. д.

Элементарными частными (или основными, как их называл Б.М. Теплов) способностями являются отдельные свойства (черты) личности, сформировавшиеся на основе индивидуально-своеобразного обобщения соответствующих психических процессов, тоже элементарных, но уже не всем присущих психических видов деятельности. Примерами могут служить выраженная сообразительность, смелость, эмоционально-моторная устойчивость и т. д.

Сложными общими являются способности к труду, к общению и речи, к обучению, к воспитанию, организаторские, нравственные и правовые способности, свойственные, хотя и не в равной мере, всем людям.

Сложными частными (специальными) являются профессиональные и аналогичные им способности. Именно их структура определяется, прежде всего, требованиями искомой деятельности.

Если элементарные частные и сложные общие способности различаются не слишком отчетливо и могут быть названы просто общими, то элементарные общие и сложные частные резко отличаются друг от друга, как и все специальные способности.

Общие способности открывают перспективы к освоению широкого спектра различных видов учебной и профессиональной, в том числе и спортивной, деятельности, хотя не во всех случаях уровень достижений людей, обладающих общими способностями, оказывается самым высоким. Он обычно выше среднего, но не определяет достижения выдающихся результатов. Общие способности обычно характеризуются успешностью обучения – быстрой обучаемостью.

Специальные способности определяются успешным освоением определенных видов деятельности: музыкальной, литературной, спортивной, математической, технической и др. Для развития специальных способностей особенно важным является наличие соответствующих полифункциональных задатков, анатомо-физиологических компонентов, анализаторов в структуре нервной ткани и последующем их психофизиологическом, психологическом выражении в психических процессах, психических свойствах.

Учитывая тот факт, что выявить уровень развития задатков на современном этапе развития науки не представляется возможным и судить о них следует по косвенным признакам: проявлению склонностей и ранней одаренности выделяют способности потенциальные и актуальные.

Потенциальные способности не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении условий деятельности или освоении новой, требующей другого комплекса знаний, навыков и умений, т. е. другого соотношения психических процессов, определяющих их формирование и развивающихся в процессе этого формирования.

Актуальные способности, как свойства личности, частично развившиеся из задатков, в процессе освоения деятельности, те, которые необходимы в данный момент и реализуются в настоящем конкретном виде осваиваемой либо успешно выполняемой деятельности.

 

Классификация и виды эмоций

Для классификации эмоций об







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.