Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Охарактеризуйте общение, его виды и функции.





В соответствии с содержанием общения выделяются различные функции общения. Главной функцией общения, как считает Б.Ф. Ломов, является усвоение человеческого опыта, осуществление этой общей функции конкретно проявляется в трех основных функциях: информационно-коммуникативной; экспрессивно-коммуникативной; регулятивно-коммуникативной.

1. Информационно-коммуникативная функция в процессе усвоения человеческого опыта обеспечивает передачу и усвоение информации, содержанием которой могут быть научные, практические, житейские знания, навыки, умения.

2. Экспрессивно-коммуникативная функция – обмен чувствами, эмоциями, настроениями. Эмоции являются одним из древнейших инструментов человеческого общения, которое может сопровождаться не только сочувствием, сопереживанием, но и антипатией, отчуждением, «эмоциональной глухотой». Весь спектр человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения.

3. Регулятивно-коммуникатиная функция проявляется, когда субъект стремится воздействовать на других людей с целью изменения их поведения, действий, состояний, общей активности, их понятий, ценностей, отношений. Регулятивная функция позволяет четко организовывать и согласовывать, координировать и оптимизировать групповое взаимодействие.

Выделяются 3 типа межличностного общения: императивное, манипулятивное и диалогическое.

1. Императивное – авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его поведением, установками, мыслями. Партнер является пассивной стороной, объектом воздействия. Особенностью общения выступает конечная цель – не завуалированное принуждение партнера. Средствами его выступают: приказы, предписания, распоряжения, требования.

2. Манипулятивное общение – форма общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих целей ведется скрытно, хотя в качестве результата также выступает осуществление контроля над поведением и мыслями человека.

3. Диалогическое – равноправное, субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание и самопознание партнеров по общению. В зависимости от содержания, целей и средств общение может быть разделено на несколько видов. По содержанию оно может быть представлено как:

материальное (обмен предметами и продуктами деятельности);

гностическое (обмен идеями, знаниями, средствами взаимопознания);

кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями), например, поднять настроение или, напротив, испортить его; возбудить или успокоить, в конечном счете оказать определенное воздействие на самочувствие друг друга;

мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, мобилизующими психоэнергетический потенциал людей);

деятельностное (обмен действиями).

По степени опосредованности:

– непосредственное общение (лицом к лицу) – непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения, например, беседы людей друг с другом в тех случаях, когда они видят и непосредственно реагируют на действия друг друга; телесные контакты;

– опосредованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией. Это или культурные (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т. п.), или природные предметы (брошенный камень, след на земле и т. д.). Может осуществляться через посредников – третьих лиц (переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).

Среди видов общения можно выделить деловое, личностное, инструментальное и целевое.

Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.

Личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, интересов и потребностей, глубоко и интимно затрагивающих личность человека: поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т. п.

Инструментальным можно назвать общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.

Целевое общение само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае, потребности в общении.

Важнейшими видами общения у людей являются вербальное (усвоение языка) и невербальное (передача информации с помощью неязыковых средств).

Под техникой общения понимается совокупность конкретных коммуникативных умений (говорить и слушать), т. е. способ преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения. Приемами общения называются предпочитаемые вербальные и невербальные средства общения.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении, формировании разумного, культурного поведения. Через общение с развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек развивает свои познавательные способности, превращается в личность.

Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение с взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, стимулирующее к самообразованию и самовоспитанию. Психическое развитие ребенка начинается с общения. Дети без эмоционального общения с матерью отстают в развитии. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию.

 

 

25. Дайте понятие «группа», классификация групп. Межличностные отношения в группе.

Группа – совокупность индивидов, взаимодействующих друг с другом для достижения общих целей, осознающих свою принадлежность к указанной совокупности и воспринимающих себя и других неотъемлемой ее частью.

Существование любой группы имеет ряд общих закономерностей:

1. Группа неизбежно структурируется.

2. В группе обязательно происходят динамические процессы: либо прогресс, либо регресс.

3. Статусно-ролевое положение члена группы может неоднократно изменяться.

Группы обеспечивают удовлетворение тех или иных потребностей каждого своего члена и общества в целом. Американский социолог Н. Смелзер выделяет следующие функции групп:

– социализации;

– инструментальную;

– экспрессивную;

– поддерживающую.

Социализация личности может реализоваться только в составе группы. Только она может обеспечить выживание и воспитание подрастающих поколений, именно в ней индивид овладевает рядом необходимых социальных навыков и умений. Первичные группы (семья и др.), в которых пребывает ребенок, обеспечивают основу его включения в систему более широких социальных связей.

С точки зрения Ч. Кули все разнообразие человеческих групп можно подразделить на первичные и вторичные.

Первичные – контактные группы, в которых взаимодействие осуществляется «лицом к лицу» и их члены объединены эмоциональной близостью, принадлежность к таким группам является для их членов самоценностью и не преследует никаких других целей (семья, компания друзей или узкий круг коллег по работе).

Вторичные группы характеризуются безличным взаимодействием их членов, обусловленным теми или иными официальными организационными отношениями, стремлением к получению каких-либо экономических, политических или иных выгод (производственная организация, профсоюз, политическая партия).

Группы подразделяются на формальные и неформальные в зависимости от характера их структуры, определяемой внешними и внутренними факторами.

Формальные группыопределяются формальными административно-правовыми предписаниями, договоренностями. Членство и взаимоотношения в них носят преимущественно формальный характер (это группы административно-санкционированные, имеющие свои права и обязанности, принятые в обществе, например, студенческая группа, политическая партия).

Неформальные группы – объединения людей, возникающие на основе личного стремления индивидов к тем или иным контактам, для удовлетворения своих потребностей: в общении, объединении, принадлежности, понимании, получении помощи, симпатии и любви, доминировании. Создаются стихийно, основаны на родстве интересов и пространственной близости, административно не регламентированы, отношения между членами группыскладываются на основе личных симпатий и антипатий (компания единомышленников, друзья).

Принято также выделять условные и реальные группы.

Условные группы– объединение людей по определенным условно выделенным признакам вне зависимости от отношений между ними (пол, возраст, профессия и т. п.).

Реальные группы, члены которых связаны между собой объективными взаимоотношениями, общность людей в определенном пространстве и времени; различаются по величине, внешней и внутренней организации, назначению к общественной значимости (например, семья, спортивная команда, учебная группа).

Реальные группы в зависимости от количества участников подразделяются на большие и малые.

Большие группы – общности людей, в которые вовлечены более 30 – 40 человек, социальные общности, выделяемые по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым признакам (например, этническая группа, партия, и др.).

Малые группы – это немногочисленные по составу объединения людей (от 2 до 15 – 30 человек). В различных литературных источниках численность малой группы варьирует от 2 до 5 человек. Минимальное количество членов группы – диада (2 человека) выделяется по критерию возможности осуществления диадного взаимодействия самого распространенного.

Неорганизованная (диффузная) или случайно организованная группа – скопление людей, характеризующееся добровольным временным их объединением на основе общности пространства или сходства интересов, совместная деятельность практически отсутствует, общих целей нет (пассажиры автобуса, зрители в кино и т. д.).

Ассоциация – организованная на основе общности интересов группа людей для достижения профессиональных, просветительских, творческих целей, имеющая четкую организационную структуру, взаимоотношения в которой опосредуются только личностно значимыми целями (группа приятелей, спортивные клубы).

Кооперация – группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения в которой носят деловой характер и подчинены общей цели – достижению требуемого результата в определенном виде деятельности, после чего существование группы может прекратиться.

Корпорация – группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, и стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп.

Коллектив добровольное объединение людей, характеризующееся высоким уровнем опосредования межличностных отношений, совместной деятельностью и наличием социально одобряемых целей (например, трудовой коллектив, достигший социально-психологической зрелости).







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.