Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Отрасли психологии и ее задачи





Среди психологических наук принято выделять следующие.

Фундаментальные – имеющие общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей, например общая психология и история психологии.

Прикладные – достижения, которые применяются в практической психологической деятельности, например психология труда, нейрофизиология.

Общая психология – наименование, употребляемое для характеристики наиболее общих закономерностей, выявляемых психологией, методов изучения, которыми пользуется эта наука, теоретических принципов, которых она придерживается, основных научных понятий, вошедших в ее обиход. Результаты исследований в области общей психологии – фундаментальная основа развития всех отраслей и разделов психологической науки.

Теоретическая психология имеет своей задачей создание теории, объясняющей эмпирические факты и зависимости на основе общих законов материального мира.

Экспериментальная психология – система экспериментальных методов и методик, устанавливающая эмпирические зависимости на основе экспериментального изучения и описания характеристик того или иного психического феномена. Основы экспериментальной психологии заложены психометрией – измерением психических явлений (Х. Вольф) и психофизикой – «наукой об измерении ощущений» (Г. Фехнер). Соблюдение психометрических требований (психометрика – технология создания психодиагностических методик) является принципом экспериментальной психологии.

По внутреннему критерию среди отраслей психологии выделяются:

история психологии – ставит своей задачей реконструкцию возникновения и прошлого опыта психологической науки с целью разработки теории развития психологических идей, раскрытия условий и причин этого развития, закономерностей и механизмов получения нового знания о психической реальности. Исследования этой отрасли направлены на анализ деятельности различных психологических школ и направлений, сопоставление взглядов ученых, внесших значимый вклад в изучение психики (поведения, сознания, бессознательного), всего, что составляет предмет психологической науки;

1) сравнительная психология (зоопсихология, эволюционная психология) – изучает филогенез психики как отражения, предысторию и предпосылки развития человеческого сознания, онтогенез психики животных, поведение беспозвоночных, психику позвоночных и психику приматов;

2) психология развития – изучает развитие психики в онтогенезе, индивидуальное развитие личности от эмбриональной стадии до старости, включает:

· детскую психологию (роль биологического созревания в психическом развитии, периодизации детства);

· акмеологию (комплексная наука о человеке в периоде его зрелости, достижения им профессиональной субъектности, психологии зрелого возраста);

· геронтопсихологию (психология стареющей личности, процессы ее инволюции и возможности сохранения интеллектуальной активности);

3) специальная психология (аномального развития) – изучает психологические особенности аномальных детей, тесно связана с медицинской психологией и нейропсихологией. Она включает:

· олигофренопсихологию, изучающую психологические особенности умственно неразвитых детей, дефект которых обусловлен диффузным поражением коры головного мозга (психический дизонтогенез);

· тифлопсихологию (психологию слепых) и сурдопсихологию (психологию глухих), изучающую психологические особенности детей с нарушениями деятельности анализаторных систем;

4) психофизиология – лежит в основе общей психологии как одна из ее естественно-научных основ, исследует свойства нервной системы человека в детерминации его психической деятельности и устойчивых индивидуально-психологических различий. По предмету данная отрасль это психология, но по методам – физиология. Психофизиология изучает:

– дифференциальная психология – межиндивидуальные и межгрупповые различия, причины и последствия этих различий.

Интенсивно развивается, как самостоятельная психологическая дисциплина психогенетика, изучающая взаимодействие генетических (наследственных) и средовых факторов в формировании межиндивидуальной и межгрупповой вариативности психических и психофизиологических свойств человека. Методами психогенетики выступают: популяционный, генеалогический, приемных детей, близнецовый.

По внешнему критерию построения системы психологической науки можно выделить следующие отрасли психологии:

– психологию труда, в рамках которой проводятся исследования закономерностей и особенностей функционирования психики человека в трудовой деятельности. Начало развития психологии труда, называемой в те времена промышленной психологией, относится к концу XIX – началу ХХ в. На Западе это знаменитая система Дж. Тейлора, названная В.И. Лениным научной системой «выжимания пота» и являвшаяся, по сути, первым применением научной организации труда. Постулат Дж. Тейлора: «Работать напряженно – прилагать максимальные усилия; работать производительно – прилагать усилия минимальные» [87, с. 536]. Производительность труда достигается научно обоснованными подбором работников, нормами выработки, перерывами в работе для недопущения утомления, обучением, тренировкой и соответствием орудий труда конкретным видам деятельности. К примеру, Дж. Тейлором были разработаны лопаты различных форм и размеров. В России исследования рабочих движений и продолжительности рабочего дня осуществлял И.М. Сеченов. Объектом психологии труда, как и общей психологии, является человек. Выделяют следующие задачи психологии труда:

– изучение фактов и закономерностей функционирования психических, познавательных, эмоциональных и волевых процессов работников, занятых различными видами деятельности;

– изучение требований, которые предъявляют разные типы профессий к психике работника;

– изучение психологических основ правильного выбора профессий (профориентация, профконсультация, профпропаганда);

– изучение профессиональной пригодности и профессионального отбора; формирование профессионально значимых качеств личности;

– изучение психологических основ научной организации и повышения производительности труда, инженерного проектирования методов работы.

Все нижеперечисляемые отрасли психологии, кроме социальной психологии, выделились по характеру выполняемой деятельности из психологии труда и могут быть названы ее отраслями. Среди них:

1. Инженерная психология, возникла как результат успехов теоретической и экспериментальной психологии. Исследования в области инженерной психологии проводились в 20-е годы ХХ в. в рамках психологии труда и психотехники. Активно стала развиваться эта отрасль в годы Великой Отечественной войны, когда выяснилась роль человеческого фактора в использовании сложной военной техники. Основной проблемой, решаемой инженерной психологией, является информационное взаимодействие человека и технических устройств, надежность человека-оператора в системе «человек – машина». Объектом инженерной психологии также является человек.

Задачами инженерной психологии выступают исследования:

– процессов приема, переработки и хранения информации человеком-оператором;

– работоспособности человека-оператора;

– психофизиологических и психологических характеристик человека-оператора;

2. Эргономика (от греч. ergos – работа и nomos – закон), наука, изучающая человека (группу людей) в условиях его деятельности с применением технических средств. Создание новой науки, способствующей научной организации труда, было предложено В.М. Бехтеревым и В.Н. Мясищевым еще в 1921 г. Термин «эргономика» был введен в 1949 г. английским ученым К. Маррелом. Интенсивно эргономика начала развиваться в середине 60-х годов ХХ в. в связи с созданием и началом широкого использования компьютерной и другой сложной техники, когда выяснилось, что отдельное изучение деятельности человека и функционирования техники не дает необходимых результатов. Необходимость не только отбора и обучения человека использованию сложной техники, но и «подгонки» технических средств под человека потребовала нового интегративного знания. Эргономика – интегративная наука, базирующаяся на психологических, физиологических, биомеханических, гигиенических и технических знаниях. Объектом эргономики является система «человек – машина».

Основной задачей эргономики является проектирование целостных систем «человек – машина», что включает:

– приспособление техники и условий труда к человеку;

– создание комфортных условий работы человека со сложными техническими средствами;

– моделирование сложных систем «человек – машина», в том числе и виртуальное;

– оценка роли человеческого фактора в системе «человек – машина».

3. Педагогическая психология имеет богатую историю. Ее основателем можно считать великого чешского педагога Я.А. Коменского, провозгласившего «золотое правило» дидактики – «учить всех, всему и наилучшим образом».

Педагогическая психология состоит из трех частей:

1. Психологии обучения, задачами которой выступают:

– исследование психологических основ содержания обучения;

– изучение особенностей усвоения понятий в разных возрастах;

– формирование учебной деятельности;

– управление познавательной деятельностью обучающихся;

– формирование навыков и умений гностической деятельности;

– развитие психических, познавательных, эмоциональных и волевых процессов обучающихся;

– особенности обучения взрослых;

2. Психологии воспитания, задачами которой выступают:

– изучение психологических основ содержания воспитания;

– изучение психологических закономерностей воспитания, формирования убеждений, привычек поведения, мировоззрения;

– психологический анализ требований, предъявляемых к обучающемуся;

– формирование и развитие психологической культуры личности;

– психологические аспекты самовоспитания;

3. Психологии учителя (как психологии труда и личности педагога, психологии межличностного взаимодействия), задачами которой выступают:

– изучение структуры и содержания педагогических способностей;

– научная организация труда педагога;

– психологический анализ требований деятельности, предъявляемых к учителю;

– оптимизация процесса управления учебно-познавательной деятельностью;

– анализ межличностного взаимодействия субъектов педагогического процесса.

4. Медицинская психология – дисциплина на стыке медицины и психологии, решающая психологические проблемы личности и болезни. Медицинская психология как отдельная отрасль выделилась в конце XIX в. из психиатрии на волне «гуманизации» последней. Важную роль в становлении медицинской психологии сыграли работы П. Жане, Э. Крепелина, Э. Кречмера, З. Фрейда, Ж. Шарко, В.М. Бехтерева. «Антипсихиатрическое течение» 60-х годов ХХ в. породило клиническую психологию, о которой будет сказано ниже. Объектом медицинской психологии и дисциплин, ее составляющих, также является человек, но не здоровый, а больной. Одной из задач медицинской психологии является выявление психогений (соматических болезней, возникающих под воздействием психических факторов) и соматогений (соматических причин, вызывающих психические расстройства). Медицинская психология включает:

патопсихологию, изучающую патологические изменения психики в процессе развития и ее распад при мозговых патологиях. По определению Б.В. Зейгарник, патопсихология исследует структуру нарушений психической деятельности, закономерности ее распада в их сопоставлении с нормой;

психопатологию, изучающую совокупность нарушений психики при душевных болезнях, которая скорее относится к психиатрии, нежели к психологии;

нейропсихологию, включающую клиническую,экспериментальную, реабилитационную и нейропсихологию детского возраста, (см. выше). Понятно, что последняя тесно связана с психологией развития;

– психофармокологию, изучающую влияние лекарственных веществ, в том числе психотропных средств и галлюциногенов (психотоксикология), на психику человека и ее субстрат – мозг. Используются психологические, физиологические и клинические методы исследования;

психопрофилактику, разрабатывающую систему мероприятий по предупреждению расстройств психической деятельности, что предусматривает устранение вредящих психике факторов, и использование влияющих позитивно.

Ее основной задачей является ранняя диагностика и лечение начальных форм заболевания (и психического, и соматического);

психогигиену, разрабатывающую систему мероприятий для сохранения и укрепления психического здоровья людей. Среди ее задач выделяются:

– изучение влияния на психику человека различных условий среды;

– разработка оптимальных норм труда и отдыха, обеспечение условий для нормального развития и функционирования психики;

– пропаганда психогигиенических знаний;

медицинскую деонтологию, изучающую психологические закономерности взаимоотношений врача и больного, психологическую атмосферу лечебно-профилактических учреждений, возникновение и недопущение ятрогений (иатрогений) – осложнения заболеваний, связанных с переживаниями больного, вызванными словами врача;

клиническую психологию, которая первоначально рассматривалась как название, синонимичное психопатологии, и использовала клинические методы изучения личности больного человека. На современном этапе она обозначает особый подход, требующий изучения не только психических патологий, но самого больного человека, не столько диагностики, выявления дефицитарности психических функций, сколько их сохранности, сохранных аспектов личности, ее девизом стало – «Понимать и помогать»;

психотерапию, понимаемую как лечение больного человека (пациента) с помощью психологических средств воздействия и требующую медицинского (психиатрического) образования. Выделяют два основных психологических средства воздействия: лечебное внушение (под гипнозом и в состоянии бодрствования, императивное и мотивировочное) как воздействие на аффективную сферу личности, убеждение – на ее когнитивную сферу. В этом смысле она является отраслью медицинской психологии, ибо применять гипноз имеют право только лица, имеющие медицинское образование.

Психотерапия, применяемая в клинической психологии, в современном ее понимании (см. выше) работает не с пациентом (больным), а с клиентом (здоровым человеком, либо человеком в преморбидной стадии – уже не совсем здоровым, но еще и не больным), является не отраслью медицинской психологии, но методом оказания психотерапевтической помощи в ситуации психологических затруднений. Такая помощь оказывается в индивидуальной (консультирование) и групповой (игры, дискуссии, психоанализ – З. Фрейда, психодрама Я. Морено) формах. Другим ее методом выступает психокоррекция – коррекция отклонений в интеллектуальном и личностном развитии, дезадаптивных и девиантных форм поведения. Если психокоррекция не помогает, то ей на смену приходит следующая отрасль психологии.

5. Юридическая психология, начало развития, которой в России положили труды И.Т. Посошкова (1652 – 1726) и М.М. Щербатова (1733 – 1790), в которых предлагалось учитывать индивидуальные особенности личности и давались психологические рекомендации относительно допросов подозреваемых и свидетелей. Итальянский психиатр и криминалист Ч. Ломброзо, показавший прогностическую ценность «признаков вырождения» на большом статистическом материале, создавший теорию «врожденного преступника», который в силу своих атавистических черт не может быть исправлен, и представители социологической школы, объяснявшие корни преступности только социальными условиями, были не вполне правы.

Среди методов юридической психологии выделим три специфические группы:

– методы научного исследования, применяемые для изучения психических закономерностей человеческих отношений, регулируемых нормами права, и выработки научно обоснованных рекомендаций по борьбе или превенции преступлений;

– методы психологического воздействия на личность, регламентируемые уголовно-процессуальным законодательством;

– методы судебно-психологической экспертизы, в том числе психологический анализ материалов уголовного дела; анамнестический (биографический) метод, наблюдение и естественный эксперимент, инструментальные методы изучения индивидуально-психологических особенностей личности.

6. Военная психология - изучает взаимоотношения военнослужащих в коллективе подразделений, взаимодействие командира и подчиненных, может рассматриваться и как раздел социальной психологии;

7. Космическая психология в начале своего появления и развития являлась ветвью авиационной, на современном этапе стала отдельной отраслью.

8. Психология физической культуры и спорта. Психология спорта отрасль психологической науки (отпочковавшаяся от психологии труда), изучающая психологические закономерности спортивной деятельности, особенности психических процессов, психических свойств, психических состояний спортсменов, проблемы личности и коллектива в спорте.

9. Психология творчества, которая тесно связана как с общей (психология личности, ее психических свойств и состояний, психология способностей) психологией, так и с психологией труда. Психология творчества, в свою очередь, подразделяется на:

психологию научного творчеств,

психологию художественного творчества

10. Социальная психология – это самостоятельная дисциплина, изучающая групповое сознание и особенности психики в группе (коллективе); массовидные психические состояния (подражание, заражение), групповые социально-психологические явления (формирование общественного мнения, нравы, обычаи, привычки, стереотипы, мода); формальную структуру групп и их динамику; массовые и индивидуальные средства общения; восприятие и понимание людьми друг друга; соотношение роли и статуса личности.

 

2.Определить объект, предмет и задачи психологии как гуманитарной науки.

Объектом психологии, как и многих других гуманитарных наук, является человек. Важнейшая функция психологии в общей системе научного знания состоит в том, что она, как отмечал Б.Г. Ананьев, синтезируя в определенном отношении достижения ряда других областей научного знания, является интегратором всех научных дисциплин, объектом исследования которых является человек.

Предметом исследования общей психологии являются общие закономерности психики как формы психического отражения действительности или, более широко – закономерности и механизмы психики как складывающегося в мозге образа действительности, на основе и при помощи которого осуществляется управление поведением и деятельностью, имеющей у человека личностный характер.

Важнейшей задачей общей психологии является, по словам С.Л. Рубинштейна, «познание психического посредством тех объективных связей, которыми оно объективно определяется… Психологическое познание – это опосредованное познание психического через раскрытие его существенных, объективных связей и опосредований». Иначе говоря, это исследование психологических закономерностей развития психики, формирования человека как личности. Личность формируется в деятельности, поэтому вторая задача общей психологии – изучение психологической сущности деятельности человека.

 

3. Раскрыть сущность методов психологии как науки.

Общая цель всех методов психологического исследования заключается в точной регистрации, выявлении, фиксации психологических фактов, в накоплении эмпирических опытных данных для последующего теоретического их анализа.

Методы общей психологии делятся на 4 группы.

I группа – организационные методы, включающие:

– сравнительный метод (сопоставление различных объектов: групп по возрастам, деятельности с целью найти их различия и сходства и т. д. – метод поперечных возрастных срезов);

лонгитюдинальный (лонгитюдный) метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени);

комплексный метод - междисциплинарное исследование, в котором участвуют представители разных наук; при этом, как правило, один объект изучается разными средствами.

Эти методы действуют на протяжении всего исследования, и их эффективность определяется по конечным его результатам (теоретическим – в виде известных концепций, практическим – в виде определенных рекомендаций по совершенствованию диагностики или созданию нового средства обучения, управления и т. д.).

II группа – эмпирические методы – способы добывания научных данных, образования фактов, в свою очередь, подразделяются на: 1) основные (наблюдение и эксперимент); 2) вспомогательные. К 1-й группе относятся наблюдение (обсервационный метод) и эксперимент (естественный, лабораторный, пилотажный, констатирующий, формирующий или психолого-педагогический, контрольный); ко 2-йпсиходиагностические методы (тесты; опросные: анкетирование, интервью, беседа; социометрия); самонаблюдение, праксиметрические методы – анализ процессов (хронометрия, циклография, профессиография) и продуктов деятельности; моделирование (математическое, кибернетическое и т. д.); биографический (анализ фактов, дат и событий жизненного пути человека, документации, свидетельств и т. д.); метод экспертных оценок; метод обобщения независимых характеристик.

Наблюдение – целенаправленное восприятие изучаемого объекта, полное и точное его описание и психологическое толкование.

Наблюдение классифицируется по критериям:

1. По степени включенности наблюдающего – включенное наблюдение – экспериментатор принимает участие в деятельности, осуществляемой испытуемыми (наблюдатель – член группы), и невключенное – наблюдение со стороны.

2. По степени регулярности – регулярное (например, ежедневно в течение учебного года), периодическое (например, раз в неделю, раз в месяц), однократное.

3. По количеству испытуемых или по количеству наблюдаемых признаков – сплошное наблюдение – ведется за всеми испытуемыми либо всеми проявлениями психической деятельности; выборочное наблюдение – наблюдается один испытуемый, либо несколько, но только в определенных, заявленных целью условиях (утомления, например) либо конкретизированное целью наблюдения проявление психической деятельности (к примеру, запоминание нового материала).

Недостатки метода наблюдения определяются пассивной ролью исследователя, низкой оперативностью, плохой повторяемостью, низкой точностью, высокой трудоемкостью, сложностью вычисления и анализа необходимых психологических фактов.

Метод наблюдения – один из двух (второй – эксперимент) основных методов психологии, может применяться как самостоятельно, так и сопровождать экспериментальное исследование.

Эксперимент – метод сбора эмпирических данных в специально спланированных и управляемых условиях, в которых экспериментатор активно воздействует на изучаемое явление и регистрирует изменения его состояния.

Экспериментальные методы классифицируются по следующим критериям:

1. Условия организации:

лабораторный эксперимент протекает в специально созданных (искусственных) условиях, когда используется специальная аппаратура (хотя может и не использоваться), действия испытуемого определяются инструкцией, и он знает, что проводится эксперимент, хотя истинного смысла, цели эксперимента он не знает. Проведение лабораторного эксперимента сопровождается протокольной записью. Ценность лабораторного эксперимента как объективного исследовательского метода состоит в том, что исследователь имеет возможность, в отличие от наблюдения, повторять эксперимент, усиливая или ослабляя стимулирующий эффект используемой аппаратуры. Лабораторный эксперимент позволяет моделировать те или иные условия выполнения деятельности, провоцируя то или иное поведение испытуемых.

Основным достоинством лабораторного эксперимента является активная позиция исследователя, кроме того, высокая оперативность, очень хорошая повторяемость, высокая точность (благодаря использованию точной измерительной аппаратуры), однотипность данных и, как следствие, более простой анализ.

Однако лабораторный эксперимент имеет и недостатки, которые в основном определяются тем, что испытуемый знает, что является объектом изучения, и поэтому теряется естественность протекания психических процессов. Поэтому получаемые в результате лабораторного эксперимента данные должны проверяться в естественных условиях деятельности людей;

естественный эксперимент проводится в обычных жизненных условиях трудовой и учебной деятельности человека, в которых проявляются привычные способы выполнения действий. Испытуемый не подозревает, что он представляет для кого-то интерес. Исследователь лишь косвенно вмешивается в условия, в которых изучается испытуемый, причем это вмешательство им совершенно не обнаруживается (например, в условиях образовательного процесса). «В естественном эксперименте мы можем поставить испытуемого в известные, заранее изученные условия, которые вызовут тот или иной процесс, ту или иную реакцию с его стороны… сам испытуемый не должен подозревать, что над ним производятся опыты» [32; с. 404]. Этим и отличается естественный эксперимент от включенного наблюдения. Основным недостатком естественного эксперимента является то, что он не может быть повторен с теми же испытуемыми в тех же условиях, так как они поймут, что с ними экспериментируют.

2. Конечные цели:

констатирующий эксперимент, в процессе которого устанавливается актуальное состояние исследуемого объекта, выявляются определенные психические особенности либо уровень развития соответствующего качества. Констатирующий эксперимент не позволяет отследить динамику изменений исследуемого объекта;

формирующий (психолого-педагогический) эксперимент, который в ряде случаев рассматривается как разновидность естественного и предполагает целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств. Формирующий эксперимент может иметь обучающий и воспитывающий характер. В процессе формирующего эксперимента прослеживается продвижение испытуемого в приобретении заявленного целью эксперимента качества, прогнозирования его успешности. Результаты формирующего эксперимента сопоставляются с данными индивидуального психологического изучения психических процессов, что позволяет установить зависимость между их развитием и успешностью деятельности;

контрольный эксперимент – завершающий этап формирующего, включающий сопоставление результатов констатирующего (исходного этапа) и формирующего (итогового этапа) экспериментов, проведенных на одной выборке испытуемых, с целью проверки эффективности использованного метода формирования либо условий, способствующих развитию искомого качества или процесса.

Метод эксперимента – один из двух (второй – наблюдение)основных методов психологической науки, моделирование изучаемого психического явления для его изучения и выявления влияния на него определенных факторов (К.К. Платонов). Иначе говоря,точный учет и варьирование независимыми переменными для реализации необходимого влияния на зависимые переменные.

Психодиагностические методы:

тесты – метод психологического измерения, состоящий из серии кратковременных, одинаковых для всех испытуемых заданий и направленный на диагностику индивидуальной выраженности качеств, свойств и состояний личности. Целью применения тестов является выявление устойчивых психологических характеристик личности. Тесты выступают как своеобразная разновидность экспериментов, в которых стандартизация психологических испытаний и статистические критерии результатов которых позволяют получать достаточно достоверную информацию о личности, ее психических процессах, свойствах и состояниях. Тесты должны быть научно обоснованными, надежными, валидными и стандартизированными.

По форме тесты могут быть индивидуальными и групповыми; устными и письменными; бланковыми, предметными, аппаратурными и компьютерными; вербальными и невербальными (практическими).

В зависимости от представленности в тесте речевого компонента различаются тесты вербальные и невербальные. Вербальным, например, является тест на словарный запас, невербальным – тест, требующий в качестве ответа определенных действий, т. е. вербальные и невербальные тесты различают по характеру стимульного материала.

По содержанию тесты делятся на следующие классы или направления: тесты интеллекта, способностей, личностные. Особое место в этом делении занимают тесты достижений, не предназначенные для решения собственно психологических проблем.

В особую группу выделяются проективные тесты. Они основаны не на прямой, а на косвенной оценке тех или иных психологических качеств человека. Такая оценка получается в результате анализа того, как испытуемый воспринимает и интерпретирует некоторые многозначные объекты: сюжетно неопределенные картинки, бесформенные пятна, незавершенные предложения и др.; предполагается, что в оценке и интерпретации подобных объектов человек бессознательно «проецирует» самого себя. К этой группе тестов относятся, например, тест Роршаха, ТАТ и др. При выполнении заданий проективных тестов не существует правильных ответов. К проективным тестам обращаются тогда, когда дело касается психодиагностики скрываемых или не осознаваемых испытуемыми психологических особенностей.

Среди достоинств тестов можно выделить следующее:

– позволяют дать оценку индивида в соответствии с поставленной целью исследования;

– обеспечивают возможность получения количественной оценки на основе квантификации качественных параметров личности и удобство математической обработки;

– являются оперативным способом оценки большого числа испытуемых;

– объективируют оценки, делая их независящими от субъективных установок лица, проводящего исследование;

– обеспечивают сопоставимость информации, полученной разными исследователями на разных испытуемых.

Опросные методы могут реализовываться в письменной и устной формах; анонимно или персонифицированно; в группе или индивидуально:

– анкетирование

устный опрос может осуществляться в виде беседы и интервью, иногда последнее рассматривается как разновидность метода беседы.

Анализ продуктов деятельности, в качестве которых могут выступать письменные, творческие и графические работы, художественные изделия, литературные, научные произведения, изобретения, эпистолярное наследие (письма), реализуется соответствующими техниками анализа. Моделирование – методы теоретического исследования, необходимые как для познания психических явлений, так и для воспроизведения в технических устройствах параметров, наиболее близких к этим явлениям, их информационной функции и саморегуляции.

Биографический метод собирание и анализ данных о жизненном пути человека как личности и субъекта деятельности.

Метод экспертных оценок широко применяется в психологии личности и педагогической психологии. В качестве экспертов (не менее трех) могут выступать компетентные лица, хорошо знающие испытуемых.

III группа – методы обработки данных, включающие:

количественные (математико-статистические) методы;

– качественный анализ заключается в дифференциации обрабатываемого материала по типам, видам, вариантам, его систематизации







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.