Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Эмоции – отражение отношения к чему-либо в форме переживания.





Следует разграничить понятия «эмоции» и «чувства». Повторим, что эмоции – простейшая форма психического отражения, стоящая на грани с физиологическим отражением и осуществляющая саморегуляцию в случаях воздействия на человека раздражителей, связанных с его потребностями. Они отражают отношения, в которых предметы и явления находятся к нуждам человека (а не сами предметы), вызывают в сознании не образ предмета, а переживание.

Чувства – сложная форма отражения, обобщающая эмоциональное отношение и понятие. Они отражают отношения предметов и явлений к высшим нуждами и стимулам деятельности человека как личности, осуществляют саморегуляцию уже не организма, а личности в ее взаимодействии с обществом. Чувства отражают долгосрочные переживания, отношения человека к чему-либо. Эмоции ближе к биологической характеристике человека, а чувства – к социальной, личностной характеристике. Например, боксер, проигравший поединок, переживает не только боль, но и обиду на себя, тренера, рефери, зрителей.

Чувства социально обусловлены и исторически сформированы, они отражают общественные отношения (гордость за свой труд, чувство соперничества, «чувство локтя» и т. д.). На развитие чувств оказывают влияние семья, школа, друзья, книги, средства массовой информации (печать, кино, радио, телевидение). Если эмоции регулируют взаимоотношения субъекта со средой, то чувства – его отношения как личности с другими людьми, обществом. Чувства, в качестве элементов структуры, включают эмоции и понятия, поэтому они всегда связаны с мышлением. Чувства – устойчивые эмоциональные переживания, характеризуемые:

– отчетливо выраженной интенсивностью. Это более сильные эмоциональные переживания, чем, например, настроение. Чувство страха гораздо боле интенсивно, чем тревожное настроение;

– ограниченной продолжительностью. Длительность чувств ограничена временем действия причин или воспоминаниями обстоятельств, которые их вызвали. Например, зрители на стадионе переживают радость или досаду, но они проходят по окончании матча. Вспомнив объект любви или ненависти, человек вновь ощущает чувство, которое вызывал этот объект;

– осознанным характером. Причины чувств всегда ясны человеку (телефонный звонок или установленный спортивный рекорд становятся осознаваемой причиной возникших чувств). В основе чувств лежат сложные нервные процессы в высших отделах коры головного мозга.

– строго дифференцированной связью эмоционального переживания с конкретными предметами, действиями, обстоятельствами, его вызывающими. Предметный характер чувств позволяет их развивать, знакомство с предметом, вызвавшим чувство, систематические упражнения в искомом виде деятельности, способны сделать чувства более глубокими.

Чувства в зависимости от содержания и причин, их вызывающих, классифицируются на:

– нравственные – переживаются в связи с осознанием соответствия или несоответствия поведения субъекта требованиям общественной морали и зависят от нравственных свойств личности (добросовестности, честности и др.), ее мировоззрения и духовности. К этой группе относятся: патриотизм, чувство долга, порядочность, а также безнравственные (аморальные): зависть, предательство, подлость;

– интеллектуальные – связаны с познавательной активностью, возникают в процессе учебной, научной, любой творческой работы и выражаются в любознательности, пытливости, удивлении, недоумении, убеждении и сомнении. В основе познавательной потребности, удовлетворяемой этими чувствами, лежит безусловный ориентировочный рефлекс «Что такое?» (И.П. Павлов). Они обусловливаются потребностями в познании и интересом к новому;

– эстетические – вызываются красотой или безобразием воспринимаемых объектов (природа, люди, их поступки). К этой группе относятся: чувство красоты или безобразного, грубого, комического и трагического.

С.Л. Рубинштейн выделяет еще практические чувства, порождающиеся деятельностью, ее изменением, успешностью или неуспешностью ее освоения, трудностями ее осуществления или завершения.

 

22.Раскройте виды эмоциональных переживаний. Приведите их характеристику.

Эмоции – простейшая форма психического отражения, стоящая на грани с физиологическим отражением и осуществляющая саморегуляцию в случаях воздействия раздражителей. Эмоции отражают не предметы и явления реального мира, а объективные отношения, в которых эти предметы и явления находятся к нуждам человека как организма. Эмоции, не будучи формой познания, вызывают в сознании не образ предмета или явления, а переживание.

Эмоции – отражение отношения к чему-либо в форме переживания.

Классификация и виды эмоций

Для классификации эмоций обычно выделяется ряд оснований.

По влиянию на жизнедеятельность субъекта эмоции классифицируют на стенические и астенические:

стенические (от греч. «стенос» – сила) эмоции – переживания, повышающие жизнедеятельность организма, активность субъекта, и способствующие упорядочению его деятельности. Они вызывают подъем, бодрость, возбуждение, напряжение, сердце начинает усиленно работать, кровяное давление повышается, увеличивается темп и глубина дыхания.

астенические (от греч. «астенос» – слабость, бессилие) эмоции – переживания, снижающие активность и дезорганизующие деятельность субъекта.

По знаку эмоции дифференцируются на положительные (позитивные) и отрицательные (негативные)на основании их сенсорных или эмпирических характеристик (К. Изард). Однако всякая эмоция может быть и позитивной, и негативной – в зависимости от того, насколько она помогает или мешает адаптации субъекта к конкретной ситуации.

По силе проявления выделяются три формы эмоциональных переживаний: настроения, аффекты и страсти.

Настроения характеризуются:

– слабой интенсивностью, что отличает его от других эмоций. Например, если субъект пребывает в хорошем настроении, оно не выражается в виде аффекта (см. ниже), грустное настроение неярко выражено и не имеет в своей основе интенсивных нервных возбуждений;

– значительной длительностью. Продолжительное переживание. Само название указывает на то, что эмоции развиваются медленно, и переживаются в течение длительного периода;

– неясностью, безотчетностью. Слабое осознание причин, вызвавших переживание. Источники его не определены, не связываются с определенными объектами, явлениями или событиями. Процитируем М.Ю.Лермонтова: «И скучно, и грустно, и некому руку подать …». Нередко настроение проходит, когда разъясняется его причина;

– диффузным характером. Настроение накладывает отпечаток на деятельность: в хорошем настроении работа кажется приятной, легкой и необременительной, в мрачном – тяжелой и неприятной.

Аффекты (от лат. аffektus – душевное волнение, страсть) характеризуются:

– чрезмерной интенсивностью и бурным внешним выражением. Бурно развивающееся возбуждение в центрах коры сопровождается сильным индуктивным торможением других ее участков и передается в подкорковые центры, которые, будучи освобождены в данный момент от сдерживающего и контролирующего воздействия коры, вызывают яркое внешнее проявление переживаемой эмоции.

– кратковременностью протекания. В силу чрезмерной интенсивности аффект не может длиться долго и быстро прекращается. Отелло задушил Дездемону и заплакал.

– безотчетностью эмоционального переживания. В зависимости от силы аффекта снижается сознательный контроль действий. Субъект не полностью осознает, что делает, не способен держать себя в руках.

– резко выраженным диффузным характером – захватывает целиком всю личность: сознание, установки.

Страсти – быстро возникающие, сильные и длительные проявления эмоций, захватывающие человека и владеющие им, характеризующиеся волевой направленностью. Могут иметь положительную и отрицательную направленность.

Страстям, как и аффектам, свойственна чрезмерная интенсивность эмоционального возбуждения, по существу они различны.Страсти характеризуются:

– силой, выражающейся в соответствующей направленности всех помыслов личности;

– устойчивостью. Возникают вспышки страсти, но сама страсть вспышкой не является.

– ярко выраженным волевым компонентом. Страсть представляет собой единство эмоциональных и волевых процессов, стремление в ней преобладает над чувствованием.

– своеобразным сочетанием активности и пассивности. «Испытывая страсть, субъект является как бы страдающим, пассивным существом, находящимся во власти какой-то силы, но эта сила, которая им владеет, вместе с тем от него же и исходит» (С.Л. Рубинштейн). Это объективное раздвоение заключается в самой природе страсти.

Эмоции могут вызывать активное или пассивное состояние, стимулировать жизнедеятельность человека или угнетать ее.

К. Изард выделил следующие основные, «фундаментальные» эмоции.

Интерес (как эмоция) – положительное переживание, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение.

Радость – положительное эмоциональное переживание, связанное с возможностью достаточно полного удовлетворения актуальной потребности, вероятность чего была невелика или неопределенна.

Удивление – не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.

Печаль относят к негативным переживаниям, ее причиной может стать неудача в достижении поставленной цели.

Гнев – эмоциональное переживание, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение – сильное отрицательное эмоциональное переживание, вызываемое предметами, людьми, обстоятельствами и др., соприкосновение с которыми (контакт или коммуникация) вступает в резкое противоречие с нравственными, идеологическими или эстетическими принципами и установками субъекта.

Презрение – отрицательное эмоциональное переживание, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъектов.

Страх – отрицательное эмоциональное переживание, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности.

Стыд – отрицательное переживание, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков или внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям. Переживание стыда сопровождается обостренным самосознанием, активизацией самооценки.

Вина играет ключевую роль в процессе развития личной ответственности и совести. Субъект испытывает вину, нарушая принятые им нравственные стандарты.

Эмоции имеют следующие характеристики:

субъективность. В отличие от других психических процессов, эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту, которое всегда имеет личный характер, т. е. эмоции всегда субъективны. Например, один и тот же предмет или явление у одного субъекта вызовет восхищение, удовольствие, а у другого возникнут эмоции гнева, отвращения;

полярность. Эмоции всегда обладают положительным или отрицательным знаком: удовольствие – неудовольствие, веселье – грусть, радость – печаль. Оба полюса не обязательно являются противоположными – полярность асимметрична.

интенсивность обнаруживается в целой гамме оттенков степени переживаний человеком одной и той же эмоции.

пластичность. Одна и та же эмоция может переживаться человеком во многих оттенках в зависимости от причин, ее вызвавших, объектов деятельности, с которыми она связана.

динамичность. Эмоции могут быстро сменять друг друга (менять знак), иногда самым парадоксальным образом («от любви до ненависти один шаг»);

иррадиация, распространение, перенос на все, что связано с объектом переживания.

глубина, очень значимая характеристика, показывающая, насколько глубокие пласты личности затрагивает эмоциональное переживание.

длительность или протяженность во времени. Активность некоторых эмоций ограничивается моментом (вспышка гнева), а продолжительность других достаточно велика (интерес или эмоция вины);

заразительность – передача сильной эмоции одного субъекта другим.

единство эмоций – эмоции не могут испытываться параллельно, а соединяются друг с другом, создавая целостное эмоциональное переживание.

 

относительная независимость от воли субъекта. Возникновение и исчезновение сильных переживаний невозможно корригировать. Волевыми усилиями возможно только сдерживать их проявление. Нельзя заставить себя любить или ненавидеть;

– амбивалентность (двойственность). Один и тот же объект может вызвать несогласованные, противоречивые эмоциональные переживания. Обычно амбивалентность вызвана тем, что особенности сложного объекта по-разному влияют на потребности и ценности человека (так можно уважать кого-то за работоспособность и одновременно осуждать за вспыльчивость).

связь с потребностями. По мнению С.Л. Рубинштейна эмоции выражают активную сторону потребности.

связь с внутриорганическими процессами, которая имеет двоякий характер.

Эмоциями выполняются две основные функции:

сигнальная – переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека;

регуляторная (приспособительная) служит уравновешиванию внутренней среды организма и внешних условий, необходимых для его существования. Этот процесс вызывает многообразные изменения в жизнедеятельности, дающие возможность сохранить целостность организма.

Кроме сигнальной и регуляторной выделяются функции:

– оценочная выражается в обобщенной оценке событий. Например, ориентируясь на страх, человек находит такие ситуации, которые уменьшат эту эмоцию. Эмоциональная оценка, в отличие от когнитивной, происходит на чувственном уровне (субъект не оценивает пищевую потребность в количестве белков, витаминов, ему достаточно чувства голода);

– побуждающая (мотивационная) функция связана с оценочной.

По мнению К. Изарда, эмоциисоставляют первичную мотивационную систему человека. Эмоция организует и направляет восприятие, мышление и действия.

переключательная особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность.

коммуникативная. Благодаря эмоциям люди лучше понимают друг друга, могут, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение.

 

23.Охарактеризуйте общение. Раскройте структуру общения.

Общение между людьми является необходимым условием человеческого существования.

Человек, обладающий сознанием, становится личностью в результате взаимодействия, общения с другими людьми. Рождаясь индивидом, человек, чтобы стать личностью, нуждается в другой личности – партнере по общению. Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

Коммуникативная сторонаобщения – обмен информацией, связанный с выявлением специфики информационного процесса, с учетом отношений между партнерами, их установок, целей и намерений. Все это приводит не просто к движению информации, но к уточнению и обогащению знаний, сведений и мнений, которыми обмениваются люди.

Поступающая от коммуникатора информация может быть констатирующей и побудительной.

Интерактивная сторона общения – условный термин, обозначающий характеристику компонентов общения, связанных с взаимодействием людей, непосредственной организацией их совместной деятельности. Под взаимодействием понимается процесс осуществления влияния людей друг на друга, порождая их взаимные связи, переживания, общение и совместную деятельность.

Интерактивная сторона общения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия, которая может иметь конструктивный и неконструктивный характер.

Перцептивная сторона общения выражается в восприятии одним партнером по общению другого. В социальной психологии содержание понятия «восприятие»не всеми исследователями раскрывается однозначно. Одни этим термином обозначают лишь отражение партнером внешнего облика и видимой картины поведения другого человека. В этом случае термин восприятиеупотребляется в его общепсихологическом значении. Так, А.А. Бодалев различает восприятие и понимание друг друга как два неразрывно связанных процесса.

Социальная перцепция – восприятие внешних признаков человека, на основе чего делаются выводы об особенностях его личности и причинах тех или иных поступков.

Механизмами взаимопонимания в общении являются: идентификация, эмпатия, рефлексия, аттракция, каузальная атрибуция и механизм обратной связи.

Идентификация – способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта. Термин «идентификация» буквально означает уподобление себя другому.

Эмпатия – эмоциональное сопереживание, эмоциональный отклик на состояние другого человека, основанный на умении представить себе («примерить на себя») психическое состояние другого человека. Имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы.

Рефлексия – осмысливание субъектом того, какими средствами, почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению; т. е. осознание человеком того, как он воспринимается другим.

Аттракция (привлечение) – форма, в которой понимание партнера возникает благодаря привязанности к нему, дружеского или интимно-личностного отношения.

Каузальная (причинная) атрибуция (приписывание) – понимание причин поведения людей, часто из-за дефицита необходимой информации, построенное на интерпретации, реализуемой на основе образцов.

Обратная связь – получение адресантом информации о том, какое воздействие он оказал на адресата, и корректировка на этой основе дальнейшей стратегии общения. Иначе говоря, под обратной связью понимают техники и приемы получения информации о партнере по общению, используемые для коррекции собственного поведения в процессе общения. Обратная связь включает:

– сознательный контроль коммуникативных действий;

– наблюдение за партнером и оценку его реакций;

– последующее изменение в соответствии с этим собственного поведения.

В ходе восприятия возникает ряд «эффектов»:

эффект ореола (галло-эффект) – информация, соответствующая сложившемуся о партнере впечатлению, принимается; а информация противоречащая – не принимается в расчет;

эффект первичности – первое впечатление оказывает длительное влияние на восприятие человека;

эффект новизны – со временем новая информация о партнере оказывает существенное влияние на восприятие этого человека;

эффект стереотипизации – восприятие часто происходит на основе имеющихся у личности стереотипов, т. е. классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными, явлениям, категориям, социальным стереотипам, сложившимся представлениям о наличии каких-то качеств, характерных для представителей определенной группы. Явлению стереотипизации можно дать толкование с психофизиологических позиций и теории психологической установки. Установка определяется как предрасположенность (неосознаваемая готовность) субъекта к принятию/неприятию тех или иных ценностей, предписывающих ему определенные социально принятые способы поведения.

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.