Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Раскройте понятие «акцентуации характера». Виды акцентуаций характера.





К. Леонгардом, немецким психиатром, были введены понятия «акцентуированные черты» и «акцентуированные личности».

По К. Леонгарду, акцентуация – это индивидуальные черты личности, обладающие тенденцией перехода в патологические состояния, иначе говоря, акцентуация – резко выраженная черта личности, определяющая индивидуальное своеобразие ее психических проявлений на грани нормы и патологии. Акцентуированные личности характеризуются преобладанием или, наоборот, отсутствием какого-либо свойства характера. Акцентуированным личностям свойственны как социально положительные, так и социально отрицательные тенденции.

Акцентуации характера – это крайние варианты нормы характера, при которых отдельные черты чрезмерно усилены.

Рассмотрим класификацию акцентуаций на примере подростков. Предложенная А.Е. Личко типология включает следующие акцентуации.

1. Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они всегда вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. У них нередко возникают конфликты со взрослыми, родителями, педагогами. Такие подростки имеют много разнообразных увлечений, но эти увлечения, как правило, поверхностны и быстро проходят. Подростки гипертимного типа зачастую переоценивают свои способности, бывают слишком самоуверенными, стремятся показать себя, прихвастнуть, произвести на окружающих впечатление.

2. Циклоидный тип характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Подростки этого типа предпочитают находиться дома в одиночестве, вместо того чтобы где-то быть со своими сверстниками. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно. Их настроение периодически меняется от приподнятого до подавленного.

3. Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут быть самые ничтожные, например, кем-то случайно оброненное обидное слово, чей-то неприветливый взгляд. Все они «способны погрузиться в уныние и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач». От сиюминутного настроения этих подростков зависит многое в их психологии и поведении. Соответственно этому настроению настоящее и будущее для них может расцвечиваться то радужными, то мрачными красками. Находясь в подавленном настроении, такие подростки нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто способен их отвлечь, приободрить и развлечь. Они хорошо понимают и чувствуют отношение к ним окружающих людей.

4. Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной задачи.

5. Сенситивному типу свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Эти подростки не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных и озорных игр. Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях и потому часто производят впечатление замкнутых личностей. Открыты и общительны они бывают только с теми, кто им хорошо знаком, общению со сверстниками предпочитают общение с малышами и взрослыми. Они отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. В юношеском возрасте у таких подростков могут возникать трудности адаптации к кругу сверстников, а также «комплекс неполноценности». Вместе с тем у этих же подростков довольно рано формируется чувство долга, обнаруживаются высокие моральные требования к себе и к окружающим людям. Недостатки в своих способностях они часто компенсируют выбором сложных видов деятельности и повышенным усердием. Эти подростки разборчивы в нахождении для себя друзей и приятелей, обнаруживают большую привязанность в дружбе, обожают друзей, которые старше их по возрасту.

6. Психастенический тип характеризуются ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Такие подростки, однако, нередко бывают больше сильны на словах, чем в деле. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью, а безаппеляционность суждений – со скоропалительностью действий, предпринимаемых как раз в те моменты, когда требуется осторожность и осмотрительность.

7. Шизоидный тип, наиболее существенной чертой которого является замкнутость. Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. «Духовное одиночество даже не тяготит шизоидного подростка, который живет в своем мире, своими необычными для детей этого возраста интересами». Такие подростки нередко демонстрируют внешнее безразличие к другим людям, отсутствие к ним интереса. Они плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир зачастую наполнен различными фантазиями, особыми увлечениями. Во внешнем проявлении своих чувств они достаточно сдержанны, не всегда понятны для окружающих, прежде всего, для своих сверстников, которые их, как правило, не очень любят.

8. Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. «Такие дети, – пишет А.Е. Личко, –любят избивать и дразнить младших и слабых, издеваться над беспомощными и не способными дать отпор. В детской компании они претендуют не просто на лидерство, а на роль властелина». Их типичные черты – жестокость, себялюбие, властность. В группе детей, которыми они управляют такие подростки устанавливают свои жесткие, почти террористические порядки, причем их личная власть в таких группах держится в основном на добровольной покорности других детей или на страхе. В условиях жесткого дисциплинарного режима они чувствуют себя нередко на высоте, умеют угодить начальству, добиться определенных преимуществ, завладеть постами, дающими в их руки власть, установить диктат над другими».

9. Истероидный тип, главной чертой которого является эгоцентризм, жажда постоянного внимания к своей особе. У подростков указанного типа выражена склонность к театральности, позерству, рисовке. Такие дети с трудом выносят, когда в их присутствии хвалят их товарища, когда другим уделяют больше внимания, чем им самим. «Желание привлекать к себе взоры, слушать восторги и похвалы становится для них насущной потребностью». Для таких подростков характерны претензии на исключительное положение среди сверстников, и чтобы оказать влияние на окружающих, привлечь к себе их внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил. Вместе с тем будучи неспособны выступать как настоящие лидеры и организаторы дела, завоевать себе неформальный авторитет, они часто и быстро терпят фиаско.

10. Неустойчивый тип, иногда неверно характеризуемый как слабовольный, плывущий по течению. Подростки этого типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные, интересы, они почти совсем не думают о своем будущем.

11. Конформный тип демонстрирует бездумное, некритическое, часто конъюнктурное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Такие подростки обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а их главное жизненное кредо – «быть, как все». Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но что бы он ни совершил, он всегда найдет оправдание своему поступку, причем нередко не одно.

Как правило, при правильной воспитательной работе акцентуаций характера со временем сглаживаются, компенсируются. Но при сложных психогенных ситуациях, длительно воздействующих на «слабое звено» характера, акцентуации могут не только стать почвой для острых аффективных реакций, но и явиться условием развития психопатии. Акцентуация характера при воздействии неблагоприятных условий может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатии.

Важно отметить, что акцентуации характера не являются болезнью и не препятствуют общей адаптации личности, но затрудняют ее.

Психопатия (от греч. psyche – «душа» и pathos – «болезнь») – патология характера, при которой у субъекта наблюдается практически необратимая выраженность свойств, препятствующих его адекватности в социальной среде. В отличие от акцентуаций психопатии, как видно из определения, носят постоянный характер, проявляющийся во всех ситуациях и препятствуют социальной адаптации индивида.

 

Характер – общественно-историческая категория, так как основой его формирования являются: общественно-исторические условия жизни, социальная среда, жизненный опыт, преобладающие формы деятельности, условия воспитания и самовоспитание.

Характер формируется в обществе (типические черты общества преломляются в индивидуальные черты под влиянием внешних воздействий)

Индивидуальные черты зависят от интересов, способностей, чувств, мотивов «внутренних условий» (С.Л. Рубинштейн), таким образом, создается индивидуальность.

Условиями формирования характера является система усложняющихся требований к личности, объективность оценки поступков.

 

33.Раскройте понятие «коллектив» и его характеристики.

Коллектив добровольное объединение людей, характеризующееся высоким уровнем опосредования межличностных отношений, совместной деятельностью и наличием социально одобряемых целей (например, трудовой коллектив, достигший социально-психологической зрелости).

Характеристики коллектива:

1. Сплоченность – эмоционально-психологическая характеристика группы, отвечающая ее коммуникативной объединенности, важнейший показатель межличностных взаимоотношений и уровня развития группы. В диффузных группах сплоченность отсутствует, а в коллективах – высока. Показателем сплоченности считается ценностно-ориентационное единство группы (ЦОЕ), т. е. степень совпадения мнений, оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам (целям деятельности, лицам, идеям, событиям), наиболее значимым для группы в целом.

2. Коллективистическое самоопределение проявляется в том, что член коллектива следует его идеалам и противостоит в конфликтной ситуации групповому давлению, т. е. внутри коллектива в условиях взаимодействия решающим является не давление группы, а следование идеалам коллектива и опосредованное ими отношение к любым социальным воздействиям. При этом субъект с коллективистическим самоопределением защищает не только нравственные ценности коллектива, но и коллективные цели и задачи.

3. Эмоциональная идентификация, т. е. отождествление себя с другими членами группы, сопереживание успехов и неудач, эмоциональная теплота. Высший уровень ее проявления – действенная эмоциональная идентификация. Для настоящего коллектива характерна действенная групповая эмоциональная идентификация, т. е. такое отождествление, при котором переживания одного из членов группы принимаются другими как мотивы деятельности, направленной одновременно на осуществление групповой цели и на пресечение действия фрустрации (гнетущего напряжения, тревожности, отчаяния и т. д.).

4. Эталонность восприятия членов группы – убежденность в том, что их коллектив близок к эталону, удовлетворенность своей группой. Чем выше показатель эталонности, тем выше уровень развития коллектива.

 

34.Определите сущность руководства и лидерства в группе.

Лидерство динамический процесс в малой группе, в основе которого лежит влияние личного авторитета человека на других членов группы; феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение отдельных членов группы или группы в целом.

Основные признаки лидерства личности можно охарактеризовать как более высокие, чем у других членов группы:

– активность и инициативность личности при решении группой совместных задач;

– информированность о решаемой задаче, членах группы и ситуации в целом;

– способность оказывать влияние на остальных членов группы;

– соответствие поведения социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в группе;

– выраженность личных качеств, эталонных для группы.

Среди теорий лидерства выделяют:

– Теорию черт, сточки зрения которой лидером становится человек, обладающий определенными личностными характеристиками: ответственностью, активностью, образованностью, уверенностью в себе, острым и гибким умом, компетентностью как доскональным знанием своего дела, сильной волей, умением понять особенности психологии людей, организаторскими способностями и т. д.

– Ситуативную теорию, с точки зрения которой лидер есть продукт ситуации. Каждая ситуация предъявляет к лидеру определенные требования. Лидером становится человек, удовлетворяющий этим требованиям. В разных ситуациях группой выдвигаются в качестве лидеров разные люди. Результаты ряда исследований показали, что взаимосвязь между степенью выраженности отдельных качеств и эффективностью лидерства носит неоднозначный характер; в разных ситуациях эффективные лидеры обнаруживают разные качества.

– Синтетическую теорию, сточки зрения которой лидер есть продукт и ситуации, и личностных черт, необходимых для руководства людьми (см. выше).

Лидер, руководитель выделяется в любой группе, он может быть назначен официально либо не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом к силу своих организаторских способностей. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания, способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы.

Наибольшую известность получила классификация К. Левина, описавшего автократический, демократический и либеральный стили лидерства, исходя из которой были выделены стили руководства:

1. Лидер авторитарный (автократ), характеризующийся жестким единоличным принятием всех решений («минимум демократии»), жестким постоянным контролем за выполнением решений с угрозой наказания («максимум контроля»), отсутствием интереса к работнику как к личности.

2. Лидер демократический (демократ), характеризующийся тем, что управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников («максимум демократии»), выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками («максимум контроля»), руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, к учету их интересов и потребностей.

3. Либерально-анархический лидер (либерал, попустительствующий) характеризуется тем, что все члены группы могут высказывать свое мнение («максимум демократии»), но лидер не согласовывает позиции, не осуществляет контроль выполнения принятых решений («минимум контроля»), результаты работы низки.

По характеру деятельности выделяются:

1. Лидер универсальный – постоянно проявляющий свои качества лидера.

2. Лидер ситуативный – проявляющий качества лидера в определенной ситуации.

По содержанию деятельности:

1. Лидер-вдохновитель, предлагающий программу действий.

2. Лидер-исполнитель, организатор выполнения уже заданной программы.

3. Лидер,одновременно являющийся и вдохновителем, и организатором деятельности.

В соответствии с выделением двух_основных сфер жизнедеятельности малой группы – деловой, связанной с осуществлением совместной деятельности и решением групповых задач, и эмоциональной, связанной с процессом общения и развития психологических отношений между членами группы, выделяют два вида лидерства:

инструментальное лидерство – лидерство, осуществляемое в деловой сфере, требует делового лидера, ориентированного на решение групповых задач;

экспрессивное лидерство – лидерство, осуществляемое в эмоциональной сфере, предполагает наличие эмоционального лидера, ориентированного на общение и взаимоотношения в группе. Оба эти вида лидерства могут быть персонифицированы в одном лице – универсальный лидер, но чаще они распределяются между разными членами группы.

Внутри каждой из сфер групповой жизнедеятельности может быть проведена дальнейшая дифференциация: лидер-организатор, лидер-специалист, лидер-мотиватор, лидер- генератор эмоционального настроя и т. д.

Такая классификация в целом совпадает с мнениями Ф. Фидлера, Р. Лайкерта, различавших: лидеров, «ориентированных на задачу» и «ориентированных на межличностные отношения». Ориентированный «на задачу» лидер видит в наименее предпочитаемом сотруднике только отрицательные черты; ориентированный «на межличностные отношения» склонен видеть такого сотрудника не только в черном цвете. Ф. Фидлером была обнаружена интересная закономерность: стиль лидерства, ориентированный «на задачу», чаще эффективен в наиболее или наименее благоприятных ситуациях, а стиль, ориентированный «на межличностные отношения» – в умеренно благоприятных ситуациях.

Структура механизмов воздействия лидеров на группу зависит от свойств личности его последователей. Лидер находится в сильнейшей зависимости от коллектива. Группа, имея образ лидера, – модель, требующая от реального лидера, с одной стороны, соответствия этой модели, а с другой – способности выражать интересы группы. Только при соблюдении этого условия группа подчиняется лидеру. В соответствии с личностными свойствами членов группы лидером выстраиваются структуры воздействия на них. Эти структуры призваны обеспечить, во-первых, инициирование активности, координацию действий группы и обеспечение ее внешних связей и престижа. Во-вторых, для этого надо отрегулировать межличностные отношения в группе, обеспечить личностную поддержку членам группы. От лидера зависит умелый анализ реальной действительности. Лидер добивается поддержки всей группы или ее подавляющей части для организации исполнения принятых решений, что предусматривает:

– подбор и расстановку исполнителей;

– доведение до них решений;

– уточнение и адаптацию решений применительно к месту исполнения;

– создание внешних и внутренних условий исполнения;

– координацию деятельности исполнителей;

– подведение итогов и анализ результатов.

Резюмируем, основными функциями лидера являются:

– координации индивидуальных действий членов группы;

– организация совместной жизнедеятельности в различных ее сферах;

– выработка и поддержание групповых норм;

– стимуляции и направления активности группы на решение стоящих перед ней задач;

– представительство группы во взаимоотношениях с другими группами;

– принятие ответственности за результаты групповой деятельности;

– поддержание групповой сплоченности, установление благоприятных социально-психологических отношений (климата) в группе.

Феномен лидерства определяется взаимодействием ряда переменных, основными из которых являются психологические характеристики самого лидера, социально-психологические характеристики членов малой группы, характер решаемых задач и особенности ситуации, в которой находится группа.

Часто лидерство описывается как идентичная руководству деятельность. Руководительназначается официально, выполняет функции управления, обладает официальной системой санкций. Лидер и руководитель могут совпадать в одном лице.

 

 

35.Охарактеризуйте учителя как субъекта педагогической деятельности, педагогические способности.

 

Педагогическая профессия относится к типу «Человек-Че­ловек». Согласно Е. А. Климову, этот тип профессий определя­ется следующими качествами человека: устойчиво хорошим са­мочувствием в ходе работы с людьми, потребностью в общении, способностью мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроение других людей, быстро разбираться во взаимоотношениях людей, хоро­шо помнить и держать в уме знание о личных качествах мно­гих и разных людей и т.д. Человеку этой профессиональной схе­мы свойственны: умение руководить, учить, воспитывать, «осу­ществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей»; умение слушать и выслушивать; широ­кий кругозор; речевая (коммуникативная) культура, реше­ние нестандартных ситуаций; высокая степень саморегуляции.

Для анализа профессиональной пригодности человека, рабо­тающего по схеме «Человек—Человек», существен перечень противопоказаний к этому типу профессиональной занятости. Про­тивопоказаниям к выбору профессий данного типа являются дефекты речи, невыразительная речь, замкнутость, погружен­ность в себя, необщительность, выраженные физические недо­статки, нерасторопность, излишняя медлительность, равнодушие к людям, отсутствие призна­ков бескорыстного интереса к человеку. Входящая в этот тип педагоги­ческая профессия предъявляет еще целый ряд специфических требований, среди которых основные — профессиональная компе­тентность и дидактическая культура.

По Н.В. Кузьминой, структура субъектных свойств педагога вклю­чает: тип направленности, уровень способностей и компетентность, в которую входят специально-педагогическая, методическая, социально-психологическая, дифференциально-психологичес­кая, аутопсихологическая компетентность.

Отечественные исследователи на основе рассмотренных поло­жений С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова выделили целый набор педагогических способностей. Педагогические способности – это те особенности личности педагога, которые ведут к успешности в педагогической деятельности.

В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А. Крутецким, который и дал им соответ­ствующие общие определения.

1. Дидактические способности — способности передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно.

2. Академические способности — способности к соответству­ющей области наук.

3. Перцептивные способности — способности проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблю­дательность.

4. Речевые способности — способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и пан­томимики.

5. Организаторские способности — это, во-первых, способно­сти организовать ученический коллектив, сплотить его, вооду­шевить на решение важных задач и, во-вторых, способности правильно организовать свою собственную работу.

6. Авторитарные способности — способность непосредствен­ного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.

7. Коммуникативные способности — способности к обще­нию с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, ус­тановить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.

8. Педагогическое воображение (прогностические способности) — это специальная способ­ность, выражающаяся в предвидении последствий своих дейст­вий, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.

9. Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности имеет особое значение для работы учителя.

При рассмотрении педагога как субъекта деятельности иссле­дователи выделяют профессионально-педагогические качества, которые могут быть очень близки к способностям. К важным профессиональным качествам, по А.К. Марковой, относятся: педагогическая эрудиция, педагоги­ческое целеполагание, педагогическое (практическое и диагно­стическое) мышление, педагогическая интуиция, педагогическая импровизация, педагогическая наблюдательность, педагогичес­кий оптимизм, педагогическая находчивость, педагогическое предвидение и педагогическая рефлексия.

Выбор главных стратегий деятельности обусловливает, по Н.В. Кузьминой, три типа направленности: истинно педаго­гическую, формально педагогическую и ложно педагогическую. Только первый тип направленности способствует достижению вы­соких результатов в педагогической деятельности. Истинно пе­дагогическая направленность состоит в устойчивой мотива­ции на формирование личности учащегося средствами препода­ваемого предмета, на переструктурирование предмета в рас­чете на формирование исходной потребности учащегося в зна­нии, носителем которого является педагог.

Весомую роль в личностной характеристике учителя играет профессиональное педагогическое самосознание, в структуру ко­торого входят: осознание учителем норм, пра­вил, модели педагогической профессии, концепции учительского труда; соотнесение себя с некоторым профессиональным эталоном, идентифика­ция с профессионально референтными людьми; самооценка, в которой выделяются а) когнитивный ас­пект, осознание себя, своей деятельности и б) эмоциональный ас­пект. Структура самооценки учителя оптимальна тогда, когда в ней отражены минимальные различия между актуальной и рефлек­сивной самооценкой и максимальные различия между актуальной и идеальной самооцен­кой и когда в ней фиксируется создание позитивной Я-концепции. Позитивная Я-концепция учителя влияет не толь­ко на его деятельность, но и на общий климат взаимодействия с учениками.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.