Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Влияние сугубо социальных факторов





Социальность - специфическая сущность человека, которая, однако, не упраздняет его биологическое начато. Социальные факторы в той или иной степени воздействуют на физическое развитие молодежи и взрослых членов общества, на Их взгляды и активность действий в отношении занятий физической культурой для обеспечения своей оптимальной жизнедеятельности.

Общество заинтересовано в укреплении здоровья своих членов и должно предпринимать действенные меры по обеспечению подрастающего поколения и представителей всех возрастных групп надлежащими условиями для биологически необходимых дополнительных занятий физическими упражнениями и различными активными видами спорта.

Немаловажную роль в этом процессе должна играть и ячейка общества - семья. К сожалению, еше много семей, в которых предпочтение отдается пассивному отдыху и по любому поводу принимаются лекарства. Нередки и другие «семейные» традиции, когда необходимый каждому современному человеку дополнительный объем физической нагрузки - личные занятия физическими упражнениями и спортом - подменяются «пассивно-активными» действиями - «болением» на стадионах и в спортивных залах. Активный отдых заменяется «эмоциональной разгрузкой» при просмотре спортивных передач по телевизору. С точки зрения физиологии и психологии такие «телевизионные» занятия спортом очень далеки отличных занятий физическими упражнениями.

Преодоление подобных семейных традиций - сложная задача. Лозунгами типа «Да здравствует физическая культура!» в этом случае не обойдешься. Обществу "через общеобразовательные специализированные занятия, через средства массовой информации необходимо предлагать доказательные печатные, аудио- и видеоматериалы, раскрывающие биологическую сущность, психофизиологическую необходимость дополнительных физических нагрузок на человека, живущего и работающего в современных условиях.

Изложенные выше положения социально-биологических основ физической культуры имеют непосредственное отношение к научно-методическому обоснованию, к организации и методике проведения индивидуальных и коллективных учебно-тренировочных занятий.

В заключение следует отметить неимоверную сложность и рациональность организма, который сформировался в ходе филогенеза «человека разумного». Человек - это великое чудо природы, раскрывающееся не только во взлетах его ума, духа, но и в биологическом совершенстве его организма.

Но как ни парадоксально, именно в этом великом совершенстве заключен и «недостаток» такого организма. Это совершенство притупляет нашу «бдительность» в отношении собственных негативных воздействий на свой организм.

Можно наблюдать на многочисленных примерах, в том числе и на собственном, как эта совершенная система раз за разом нарушается и даже может быть сломана самим человеком из-за отсутствия элементарной культуры отношения к своему собственному организму.

Ведь часто, порой постоянно, в течение многих лет, изо дня в день, мы там и тут нарушаем работу этого самонастраивающегося волшебного «механизма».

Но «запас прочности» любого совершеннейшего механизма, его резервы не бывают беспредельны!

Так возникают социальные и индивидуальные проблемы здоровья, здорового образа жизни, оптимального соотношения умственных и физических нагрузок, воздействия неблагоприятных социальных и экологических факторов на жизнедеятельность индивида, проблемы физической культуры общества и каждого отдельного человека.

Контрольные вопросы

 

1. Роль двигательной активности в становлении и развитии человека в филогенезе и онтогенезе.

2. Биологическая и физиологическая сущность необходимости физкуль-турно-спортивных упражнений в современный период.

3. Клетка организма, ее реакция на повышенную двигательную активность.

4. Строение и общая характеристика мышечной ткани.

5. Органы как части целостного организма человека.

6. Кровь. Основные составляющие и функции крови. Изменения в крови при регулярных физических нагрузках.

7. Физиологические и функциональные системы организма.

8. Система опоры и движения. Изменения в системе при регулярных физических нагрузках.

9. Мышечная система. Изменения в ней под влиянием физических нагрузок.

10. Кровеносная система. Сердце как центральный орган кровеносной системы. Его строение и функциональные возможности.

11. Особенности реакции кровеносной системы на умственную и физическую нагрузку.

12. «Мышечный насос» - характеристика и его роль при различных физических нагрузках.

13. Дыхательная система - строение и функциональные возможности при физических нагрузках.

14. Нервная система. Роль ее отделов в обеспечении двигательных актов.

15. Рецепторы и анализаторы. Их роль в обеспечении движений.

16. Пищеварительная система. Ее реакция на физические нагрузки.

17. Покровная и выделительная системы. Их функции и реакции на повышенную двигательную активность.

18. Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система.

19. Гуморальный и нервный механизм саморегуляции организма.

20. Физическое развитие человека в онтогенезе. Основные его критерии.

21. Физические качества. Их становление в онтогенезе человека.

22. Степень и условия проявления наследственности при физическом развитии и жизнедеятельности человека.

23. Влияние приролно-кпиматических факторов на организм человека.

24. Негативное влияние отдельных экологических факторов на здоровье и функциональные возможности человека.

25. Социальные факторы и их влияние на физическое развитие и функциональное состояние человека.

 

Литература:

1. Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента. – М., Альфа-М.; 2006. – С. 13-49.

2. Барчуков И.С. Физическая культура. – М.: Юнити, 2003. - С. 58-96.

3. Евсеев Ю. И. Физическая культура.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – С. 30-78.

4. Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь. – М.: Гардарики. 2007. - С. 49-80.

5. Решетников Н.В., Кислицин Ю.Л. Физическая культура. – М.: Академия,2002. С. 12-27.

6. Физическая культура студента /Под ред. профессора В.И. Виленского. – М.: Гардарики, 2001. – С. 34-130.

7. Холодов Ж.К. Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания. – М.: Академия, 2004. С. 19-31.

8. Шевцов в.В. К вопросу о повышении общих адаптивных возможностей организма // Тез. докл. IX регион. науч.-метод. конф. «Физическое воспитание и спортивная медицина на Севере» - Архангельск: АГМИ, 1988. – С. 87-88

9. Шевцов В.В. Адаптация кардио-и респираторной системы к экстремальным физическим нагрузкам // СБ. науч. трудов ТГМИ: «Физические нагрузки в клинике и спорте». – Тюмень: ТГМИ, 1992. – С. 146-150

10. Шевцов В.В. Адаптация детей и подростков к физическим нагрузкам // материалы регион. семинара. – Тюмень: ИПК ПК, 1995. – С. 31-34

 


  ЛЕКЦИЯ 4 Психофизио-логические основы учебного труда студентов. Средства физической культуры в регулировании работоспособности

Студент должен знать:

- объективные и субъективные факторы обучения и ее влияние на организм студента;

- динамику работоспособности студентов в процессе обучения;

- средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов.

Студент должен уметь:

Рационально применять средства физической культуры в регулировании психического состояния в повышении и восстановлении умственной и физической работоспособности.

План лекции:

1. Психофизиологические особенности учебного труда студентов.

2. Средства и методы повышения умственной работоспособности в течение учебного дня.

3. Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния.

Ключевые слова:

Субъективные факторы, объективные факторы, условия обучения, особенности учебного труда, умственная работоспособность, критерии умственного утомления, психоэмоциональное состояние.

Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности студентов тесно связаны как с состоянием здоровья, так и с их способностями адаптироваться к сложным условиям обучения. При этом следует иметь в виду что способность организма отдельного человека к адаптации в новой среде обитания во многом зависит от индивидуальных резервных возможностей, которые он должен не только реально оценивать, бережно относиться к имеющимся у него «резервам жизнедеятельности», но при возможности и увеличивать эти резервы. Собственно на это и направлен материал данной главы.

 

1. Психофизиологические основы учебного труда студентов

1.1. Объективные и субъективные факторы обучения
и их влияние на организм студента

Обеспечить высокое качество профессиональной подготовки выпускников вузов невозможно без их собственной активной учебно-трудовой деятельности. Степень активности студента во многом зависит от ряда объективных и субъективных факторов, которые проявляются в процессе обучения и вызывают определенные реакции организма, но в любом случае процесс обучения связан с мобилизацией воли, духовных и физических сил.

К числу таких объективных факторов можно отнести пол, возраст, состояние здоровья и уровень функциональной подготовленности, среду жизнедеятельности и учебного труда студентов, общую учебную нагрузку, длительность и характер отдыха и др.

Особенности женского и мужского организма проявляются в разной реакции на физическую и психическую нагрузку, на характер эмоциональной окраски этой нагрузки. Существенные индивидуальные колебания функционального и психоэмоционального состояния у девушек во многом могут объясняться естественными физиологическими причинами.

Возраст также оказывает определенное влияние на работоспособность при умственной деятельности. В возрасте 17 - 25 лет происходит становление целостного интеллекта и его отдельных функций. Исследования показали, что наиболее благоприятным для занятий различными видами творческого умственного труда является возраст от 20 до 30 лет (рис. 6.1).

Состояние здоровья всегда оказывает положительное или отрицательное влияние на работоспособность студентов. Известно, что ре­акция ослабленного организма на любую физическую или умственную нагрузку всегда более острая, чем у лиц с хорошим состоянием здоровья. Наблюдения показывают, что студенты с ослабленным здоровьем (специальная медицинская группа) чаше уходят в академический отпуск или вообше прекращают обучение в вузе. Это во многом связано со значительными эмоциональными стрессами, возникающими на фоне прогрессивно возрастающей учебной информации. Поэтому все студенты должны внимательно относиться к своему физическому состоянию.

―поэзия --химия

               

 

  --                
Возраст  
                     

Рис. 6.1. Кривые влияния возраста на творческую деятельность

выдающихся людей в химии и поэзии (по Х.Е. Гаррету)

Среда жизнедеятельности и учебного труда является одним из объективных факторов, шшяющих на успешность обучения и реакцию организма на учебную нагрузку.

Проживание в общежитии или в семье в отдельной комнате, а также многочисленные промежуточные варианты - все это накладывает отпечаток на состояние организма студента, его работоспособность. Длительные ежедневные поездки к месту учебы, плохой режим питания, неудовлетворительные условия, в которых проводится учебная работа, негативно влияют на состояние здоровья и успешность учебного процесса.

Учебная нагрузка студентов по своему объему превышает нагрузку любого представителя умственного труда с регламентированным рабочим днем. Так, например, учебное время студентов в среднем составляет 52 - 58 ч в неделю, включая самоподготовку. Учебная нагрузка студентов, как правило, характеризуется неравномерностью распределения во времени учебного дня, недели, семестра. Как правило, неравномерно в семестре распределяются и текущие учебные задания, контрольные работы. Эта аритмия намного увеличивает общую психофизиологическую нагрузку учебного труда.

У значительной части студентов (около 57%), которые не умеют планировать свое время, нет полноценного отдыха, а занятия самоподготовкой продолжаются и в выходные дни. Это усугубляет общую нагрузку и ограничивает возможности использования свободного времени для необходимого пассивного и активного отдыха. Но даже при наличии определенного времени на отдых восстановительные процессы у многих студентов проходят неполноценно по причине недостаточного сна, нерегулярного питания, малого пребывания на свежем воздухе, слабой двигательной активности, в том числе и ограниченного использования средств физической культуры и спорта, и другим причинам.

К субъективным факторам следует отнести индивидуальную неспособность адаптироваться к социальным условиям обучения в вузе; личностные качества (характер, острота восприятия чужого мнения и др.); мотивацию занятий в данном учебном заведении.

Способность адаптироваться к условиям обучения в вузе зависит от целого ряда причин. Прежде всего, сказывается индивидуальная психофизиологическая усталость после огромного расхода нервной и физической энергии в период выпускных экзаменов в школе и приемных экзаменов в вуз, важен уровень базовых знаний, с которыми пришел в вуз первокурсник, его способности к освоению специальных знаний, умений и навыков, требующихся в избранной профессии, и др.

Приспособление к новой системе обучения, вхождение в новый коллектив, осмысление и степень принятия ценностей будущей профессиональной деятельности - все это сопровождается большим напряжением компенсаторно-приспособительных механизмов молодого организма, оказывающих свое влияние на способность адаптации к социальным условиям обучения в вузе. Этим отчасти объясняется возможное снижение уровня «привычной» успеваемости на I курсе, возникающие трудности в общении и т.п.

У одних студентов период адаптации происходит плавно, у других - скачкообразно. И все же около 35% студентов ощущают дезадаптационный синдром. К психофизическому дискомфорту может привести не только непривычная учебная нагрузка, но и, как отмечалось выше, плохая организация труда и отдыха самого студента.

Личностные качества во много определяют общий процесс адаптации студента к новым условиям его жизнедеятельности в вузе. Взаимовлияние студентов друг на друга - сложный процесс. Здесь присутствует и общая подготовленность, и уровень знаний отдельных студентов, и их физическое состояние, и различия в материальной обеспеченности (от модности одежды до возможностей в питании и т.п.). И сохранить собственное Я слабохарактерному молодому человеку в этой обстановке бывает очень сложно. Жизненный опыт показывает, что человек проходит как бы три стадии в развитии своих отношений с другими людьми: в подростковом и юношеском возрасте его очень интересует мнение всех о нем; в молодом и зрелом возрасте - мнение людей, которых он уважает; в пожилом и старшем - чужое мнение уже мало его волнует, так как он сам себя знает лучше других. Поэтому желательно, чтобы период адаптации студента совпал с более высоким уровнем его реальной самооценки, что позволит ему, с одной стороны, исправлять свои недостатки, а с другой - не попадать под чужое, нередко негативное влияние. Очень важно в это время проявить стойкость в обязательном и сознательном соблюдении всех составляюших здорового образа жизни (отказ от вредных привычек и т.д.), несмотря на многие «сбивающие» факторы, традиционно присутствующие в студенческом коллективе.

Мотивация обучения играет главную роль в заинтересованности студента при освоении предложенного учебного материала в данном вузе. Уровень мотивации во многом определяет не только успешность обучения, но и комфортность его состояния в учебном коллективе. Однако мотивация обучения может изменяться и в ту, и в другую сто­рону уже в процессе обучения по целому ряду причин.

Критическим для студентов всех курсов, и особенно первого, является экзаменационный период. Это один из вариантов стрессовой ситуации, протекающей в большинстве случаев в условиях дефицита времени и характеризующейся большой ответственностью с элементами неопределенности. С этим же связана длительность постоянной психологической напряженности, которая не всегда осознается самим студентом. В этот период очень важно соблюдать должный режим труда и отдыха, других составляющих здорового образа жизни.

Таким образом, суммарное влияние на организм объективных и субъективных факторов риска, к которым относятся социальные перемены, постоянное ощущение нехватки времени и длительное эмоциональное напряжение, связанные с загруженностью учебной и бытовой работой, возможная неуверенность в себе, конфликты интимно-личного характера, хроническое нарушение режима труда и отдыха, нерегулярное питание, резкое ограничение физического компонента в жизнедеятельности и т.п., может отрицательно сказаться на общем состоянии организма студента, привести к физическому и психоэмоциональному утомлению, к существенному снижению работоспособности.

 

1.2. Влияние некоторых условий и характерных особенностей учебного труда студента на состояние его организма
и работоспособность

Влияние условий обучения на состояние организма прояатяется в ряде положений.

Вьшатено отрицательное воздействие длительного пребывания в характерной для лиц умственного труда «сидячей» позе, так как при этом кровь скапливается в сосудах, расположенных ниже сердца, уменьшается общий объем активно циркулирующей крови, что ухудшает кровоснабжение ряда важнейших органов, в том числе мозга. Снижается венозное кровоснабжение, поскольку не работает «мышечный насос» нижних конечностей и других крупных мышечных групп. Кроме этого, уменьшение размаха движений диафрагмы в сидячем положении отрицательно сказывается на функции дыхательной системы, а следовательно, и на кислородном обмене. При эмоционально напряженном труде дыхание становится неравномерным, может учащаться и углубляться, наблюдается его кратковременная непроизвольная задержка. При этом насыщение крови кислородом может снижаться на 80%.

Кратковременная интенсивная умственная работа, как правило, вызывает учащение сердечных сокращений, длительная работа - замедление их вследствие общего утомления. Умственная деятельность связана и с эмоциональными факторами, нервно-психическим напряжением. Интенсивная умственная работа в условиях дефицита времени, высокой ответственности за результат и т.п. негативно сказывается на циркуляторном аппарате кровообращения.

Например, установлено, что до начала учебной работы у студентов частота пульса в среднем составляет 70,0 удар/мин, работа средней степени напряженности повышает пульс до 83,5 удар/мин, а при сильном умственном напряжении - до 93,0 удар/мин и даже более.

На характере психоэмоциональных реакций при умственной дея­тельности сказываются и индивидуально-психологические особенности человека. Вес эти изменения могут проявляться более выраженно у студентов, которым не удастся совместить время учебной деятельно­сти со своим биоритмологическим оптимумом, наконец, у тех, кто не умеет правильно организовать свою жизнедеятельность.

Работоспособность характеризует способность человека к выполнению конкретной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Основу работоспособности студентов составляют специальные знания, умения, навыки, определенные психические, физиологические особенности, в том числе уровень развития двигательных физических качеств (особенно выносливости). В определенной мере работоспособность в учебной деятельности зависит и от свойств личности (сообразительности, добросовестности и др.), типологических особенностей нервной системы, от правильно поставленной цели, адекватной реальным возможностям личности.

Интерес к эмоционально привлекательной учебной работе увеличивает продолжительность ее выполнения. Стимулирующее воздействие на сохранение более высокого уровня работоспособности оказывает информация о результате работы в ходе ее выполнения или похвала. Как известно, паление работоспособности тесно связано с объективным процессом утомления, т.е. снижением функциональных возможностей организма, и субъективным чувством - усталостью.

У студентов при умственном утомлении снижается сила памяти, вследствие чего возникает «убегание мыслей», быстрое исчезновение из памяти того, что незадолго до этого было усвоено. Наступление утомления не всегда характеризуется одновременным ослаблением всех сторон умственной деятельности. В связи с этим условно различают местное и обшее утомление. Так, снижение эффективности в одном виде учебного труда может сопровождаться сохранением эффективности в другом его виде. Например, человек, уставший заниматься вычислительными операциями, может успешно заниматься чтением. Но может быть и такое состояние, которое характерно для общего утомления, при котором заниматься ни математикой, ни чтением невозможно. Даже простой разговор оказывается не по силам.

Основным фактором, вызывающим утомление, является сама учебная деятельность. При возникающем утомлении проявляются определенные признаки, по которым каждый студент может самостоятельно определить степень своего утомления в течение учебного дня (табл. 6.1).

 

Таблица 6.1.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.