Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Место курса в системе социально-гуманитарного образования.





Настоящая программа по учебной дисциплине «Физическая культура» составлена с учетом следующих законодательных, инструктивных и программных документов, определяющих основную направленность, объем и содержание учебных занятий по физической культуре в высшей школе: Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ, приказа Минобразования России «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования» от 1 декабря 1999 г. № 1025, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р) и приказом Минобразования России, Минздрава России, Госкомспорта России и президиума РАО от 16 июля 2002 г. №2715/227/116/19.

Социогуманитарная направленность физической культуры вообще, и, особенно, в образовательных учреждениях всех уровней в стране является основным принципиальным положением Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Это положение принято за основу и конкретизировано в специальных вышеуказанных приказах Минобразования России.

В высших учебных заведениях «Физическая культура» представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь компонентом общей культуры, психофизического становления и профессиональной подготовки студента в течение всего периода обучения, «Физическая культура» входит в число обязательных дисциплин цикла «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины».

Свои образовательные и развивающие функции «Физическая культура» наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания, который опирается на основные общедидактические принципы: сознательности, наглядности, доступности, систематичности и динамичности.

Профессиональная направленность образовательного процесса по физической культуре объединяет все три раздела программы, выполняя связующую, координирующую и активизирующую функцию.

Материал программы включает два взаимосвязанных содержательных компонента: обязательный (базовый), обеспечивающий формирование основ физической культуры личности, и вариативный, опирающийся на базовый, дополняющий его и учитывающий индивидуальность каждого студента, его мотивы, интересы, потребности, а также региональные условия и традиции. На этой основе обеспечивается построение разнообразных по направленности и содержанию элективных и факультативных курсов, которые не должны противоречить указаниям примерной учебной программы, исключать ее обязательные (федеральные) компоненты, нарушать действующую инструкцию по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений.

 

2. Организационно-методические основы
физического воспитания в вузе

 

Обучение в высшем учебном заведении сопряжено с большим объемом учебной работы и высокой умственной напряженностью. Установлено, что динамика умственной работоспособности, сохранение высокой умственной активности у студентов на про­тяжении всего периода обучения в вузе зависят от объема физических нагрузок в режиме дня и учебной недели. Следовательно, наблюдается тесная связь между физической и умственной рабо­тоспособностью. Повышение физической работоспособности при систематических занятиях по физическому воспитанию сопровож­дается улучшением функционального состояния ЦНС, что благо­приятно отражается и на умственной работоспособности студентов. Для ее поддержания и повышения наиболее эффективен двига­тельный режим в объеме 6—8 ч занятий в неделю в течение всех лет обучения в вузе (Б. К. Замаренов, 1972).

Сочетание двигательных нагрузок с умственной деятельностью осуществляется эффективно, если учитываются следующие прин­ципиальные положения:

1. Занятия физическими упражнениями (обязательные и са­мостоятельные), как правило, должны содержать в первой поло­вине каждого семестра 70—75% упражнений, направленных на развитие скоростных способностей, скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости. Интенсивность нагрузки у студентов по ЧСС может доходить до 160—170 уд./мин.

Во второй половине каждого семестра примерно 70—75% при­меняемых средств необходимо использовать для воспитания силы, общей и силовой выносливости. Причем интенсивность в этот период несколько снижается (ЧСС доходит до 150 уд./мин).

Такое построение учебных и самостоятельных занятий оказы­вает стимулирующее влияние на умственную работоспособность студентов.

2. На занятиях физического воспитания, проводимых как пер­вая пара, целесообразно использовать нагрузки малой интенсив­ности (ЧСС = 110—130 уд./мин) или средней интенсивности (ЧСС в диапазоне 130—150 уд./мин). Оптимальная моторная плотность находится в пределах 50—60%. Основное назначение таких заня­тий — обеспечение сокращения периода врабатывания в умствен­ную деятельность, что, в конечном счете, стимулирует и удлиняет период высокой работоспособности и обеспечивает лучшее усво­ение учебного материала. Занятия с такими нагрузками позволя­ют сохранить хорошую умственную активность до конца учебного дня, включая самоподготовку.

В случае, когда урок физического воспитания проводится на 3—4-й паре, ЧСС не должна превышать 150—160 уд./мин. Боль­шие нагрузки для групп с невысокой физической подготовленно­стью планировать нецелесообразно.

3. Проведение физкультурных занятий 2 раза в неделю с малотре­нированными студентами и нагрузками большой интенсивности существенно снижает умственную деятельность в течение учеб­ной недели. Поэтому важно учитывать уровень физической подго­товленности при планировании физических нагрузок, чтобы не привести к снижению умственной активности,

4. Занятия различными видами спорта по-разному оказывают воздействие на умственную работоспособность. Так, с одной сто­роны, игровые виды и единоборства предъявляют повышенные требования к психике. Это обусловлено повышенным функционированием эмоционально-психических механизмов. Следствием таких занятий является снижение умственной активности. С дру­гой стороны, непродолжительные игровые эмоциональные нагруз­ки стимулируют учебную деятельность. Наилучший эффект дос­тигается тогда, когда содержание физкультурных занятий доста­точно разнообразно, а не монотонно.

5. В период экзаменационной сессии занятия желательно проводить не более 2 раз в неделю на свежем воздухе с интенсивнос­тью, сниженной до 60—70% от обычного уровня. Целесообразно использовать упражнения циклического характера (плавание, лыжи, бег, спортивные и подвижные игры).

Таким образом, направленность занятий физическими упраж­нениями в период сессии может быть по своему характеру как оздоровительно-профилактической (в основном для не спортсменов), так и поддерживающей (преимущественно для спортсменов). В рамках учебной недели с целью обеспечения устойчивой умственной работоспособности рекомендуется следующая исход­но-ориентировочная схема планирования занятий по физическо­му воспитанию:

понедельник — занятия физическими упражнениями с целью активизации психофизического состояния организма студента;

среда — занятия физическими упражнениями для поддер­жания работоспособности;

пятница (или суббота) — занятия физическими упражнени­ями с целью снятия недельного кумулятивного утомления.

Следует отметить, что только систематическое использование разнообразных средств физического воспитания создает объектив­ные условия для оптимального проявления умственной работо­способности.

Физическое воспитание студентов включает в себя следующие основные направления: общеподготовительное, спортивное, про­фессионально-прикладное, гигиеническое, оздоровительно-рекре­ативное, лечебное.

Общеподготовительное направление обеспечивает всестороннюю физическую подготовку студентов и поддержание ее на уровне требований государственной программы физического воспитания. Средства: общеразвивающие упражнения без предметов и с пред­метами, легкая атлетика, плавание, лыжный спорт, туризм и др.

Спортивное направление обеспечивает специализированные си­стематические занятия одним из видов спорта в отделениях спортивного совершенствования (секциях), а также участие в спортивных соревнованиях с целью повышения уровня спортив­ного мастерства.

Профессионально-прикладное направление способствует использованию средств физического воспитания в системе научной орга­низации труда, а также при подготовке к работе по избранной специальности с учетом ее особенностей.

Гигиеническое направление предусматривает использование средств физического воспитания для восстановления работоспособности и укрепления здоровья. Средства: утренняя гигиеническая гимна­стика, закаливание, рациональный режим учебы и отдыха, пита­ние в соответствии с требованиями гигиены, оздоровительные прогулки и др.

Оздоровительно-рекреативное направление предусматривает использование средств физического воспитания при организации отдыха и культурного досуга в выходные дни и в период каникул для укрепления здоровья. Средства: туристские походы, экскур­сии, подвижные игры и др.

Лечебное направление обеспечивает восстановление здоровья в целом или отдельных функций организма, сниженных либо утра­ченных в результате заболеваний, травм.

 

Особенности методики занятий по физическому воспитанию
в различных учебных отделениях.

 

Для проведения занятий по физическому воспитанию все сту­денты в каждом вузе распределяются по учебным отделениям: основное, специальное и спортивное. Распределение проводится в начале учебного года с учетом пола, состояния здоровья (меди­цинского заключения), физического развития, физической и спортивно-технической подготовленности, интересов студентов. На основе этих показателей каждый студент попадает в одно из трех отделений для прохождения обязательного курса физическо­го воспитания. Каждое отделение имеет определенное содержание и целевую направленность занятий.

В основное учебное отделение зачисляются студенты, отнесен­ные по результатам медицинского обследования к основной и под­готовительной медицинским группам, т.е. не имеющие отклоне­ний в состоянии здоровья, но физически слабо подготовленные.

В основном отделении учебный процесс направлен на:

— всестороннее физическое развитие студентов, повышение уровня их общей физической, профессионально-прикладной и методико-практической подготовленности;

— формирование активного отношения и интереса к занятиям физической культурой и спортом.

Занятия имеют заметно выраженную комплексную направлен­ность по типу ОФП, с акцентом на воспитание аэробной вынос­ливости, так как именно она обеспечивает повышение общей физической работоспособности и деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем. Должное внимание уделяется воспи­танию силовых и координационных способностей, обучению тех­нике движений в рамках как общей, так и профессионально-при­кладной направленности. Методика занятий носит преимущест­венно учебно-тренировочный характер. Моторная плотность не опускается ниже 50%, интенсивность нагрузки по ЧСС колеблет­ся в пределах 130—160 уд./мин.

В специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесен­ные по данным медицинского обследования в специальную груп­пу, т.е. имеющие определенные отклонения в состоянии здоровья. Практический материал для специального учебного отделения раз­рабатывается преподавателями с учетом показаний и противопо­казаний для каждого студента, имеет коррегирующую и оздоро­вительно-профилактическую направленность использования средств физического воспитания.

Учебный процесс в специальном медицинском отделении имеет определенную специфику и преимущественно направлен на:

— укрепление здоровья студентов, устранение функциональ­ных отклонений, недостатков в физическом развитии и физичес­кой подготовленности на протяжении всего периода обучения;

— использование студентами знаний о характере и течении своего заболевания, самостоятельное составление и выполнение комплексов общеразвивающих и специальных упражнений, на­правленных на профилактику болезни;

— приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания.

Направленность учебных занятий носит ярко выраженный оздоровительно-восстановительный характер.

Согласно научно обоснованным рекомендациям студенты специального отделения в зависимости от характера заболевания делятся на четыре группы: А, Б, В и лечебную.

Группа А комплектуется из студентов с заболеванием сердечно­сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем. Поэтому основным содержанием занятий в этой группе являются дыхатель­ные упражнения, строго индивидуально дозируемые упражнения (бег, плавание, передвижение на лыжах и др.), позволяющие со­вершенствовать аэробные возможности занимающихся.

Группа Б формируется из студентов с заболеваниями органов пищеварения, печени, почек, половых органов, эндокринной системы, а также слабовидящие. В этой группе преимущественно используются упражнения основной гимнастики, включенные в программы лечения конкретных заболеваний.

Группа В состоит из студентов с нарушением опорно-двига­тельного аппарата. В этой группе преобладают упражнения, совер­шенствующие осанку, опорно-двигательный аппарат, а также обще-развивающие и направленно корригирующие физические упраж­нения.

Лечебная группа комплектуется из студентов с ярко выражен­ными, существенными отклонениями в состоянии здоровья. За­нятия в этой группе проводятся исключительно по индивидуаль­ным лечебным программам и методикам.

Физическая нагрузка во всех четырех группах строго и индивиду­ально регламентируется, исключаются упражнения с настуживанием и жесткими интервалами отдыха. Моторная (двигательная) плотность занятий невысока, отдых между отдельными нагрузка­ми должен быть достаточен для восстановления. Циклические уп­ражнения выполняются с умеренной интенсивностью.

В спортивное учебное отделение (учебные группы по видам спор­та) зачисляются студенты основной медицинской группы, пока­завшие хорошую общую физическую и спортивную подготовлен­ность и желание углубленно заниматься и совершенствовать свое мастерство в одном из видов спорта.

Занятия строятся на основе соблюдения принципов спортив­ной тренировки (цикличность, волнообразность, единство общей и специальной подготовки и др.).

Студенты спортивного отделения выполняют обязательные зачетные требования и нормативы, установленные для основного отделения и в те же сроки.

Таким образом, учебный процесс по физическому воспита­нию студентов включает в себя два взаимосвязанных содержатель­ных компонента:

1) базовые занятия физической культурой, обеспечивающие формирование основ физической культуры личности;

2) спортивный компонент, дополняющий базовый и включа­ющий занятия в избранном виде спорта, учитывая инди­видуальность каждого студента, его мотивы, интересы, потреб­ности.

 

Методика занятий со студентами, имеющими отклонения
в состоянии здоровья, по адаптивной физической культуре.

Число студентов с ослабленным здоровьем, не позволяющим им заниматься физической культурой по государственной про­грамме, составляет в зависимости от вида высшего учебного заве­дения от 15 до 30% (В.В.Чоговадзе, М. М. Рыжак, 1993).

В связи с тенденцией увеличения количества студентов, име­ющих отклонения в состоянии здоровья, возрастает значение современного направления физической культуры, объектом по­знания, воздействия и оздоровления которого являются боль­ные люди, — адаптивной физической культуры (АФК). Специ­алисты АФК активно привлекают к физкультурно-спортивной деятельности даже инвалидов, способствуя тем самым макси­мально возможному развитию их жизнеспособности и эффек­тивной самореализации в качестве социально значимых чле­нов общества (С.П.Евсеев, 1998). Именно в АФК разрабаты­ваются средства и методы, способствующие оздоровлению и адаптации к учебной и трудовой деятельности лиц с отклоне­ниями в состоянии здоровья (С.П.Евсеев, 1998; Г.А.Хомутов, 1999; и др.).

Образовательный процесс по дисциплине «Физическая куль­тура» со студентами, имеющими освобождение от практических занятий на длительный срок, осуществляется по учебной про­грамме, которая включает в себя три модуля: образовательный, валеометрический и практический (Г.А.Хомутов, 1999).

В образовательном модуле программы студенты получают зна­ния на уровне современных научных достижений по проблеме «Человек и его здоровье».

В валеометрическом модуле программы студенты наглядно, с использованием современных технологий, получают представле­ние об уровне имеющегося у них здоровья, о подверженности риску заболевания основными патологическими синдромами, ди­намике состояния здоровья под влиянием реализации собствен­ной программы оздоровления.

Систематизирующим, объединяющим и стимулирующим на­чалом образовательного процесса является разработка студента­ми личностно-ориентированной, индивидуальной, комплексной, базовой и дополнительной по содержанию, текущей и перспек­тивной по времени программы оздоровления. Обязательными со­ставляющими базовой программы являются двигательная актив­ность, термозакаливание, дыхательная гимнастика, рациональное питание, психотехнологии. Дополнительные программы вклю­чают индивидуальные методы оздоровления, зависящие от име­ющегося у студентов заболевания. Базовая и дополнительная про­граммы индивидуального оздоровления по времени планируют­ся как текущие — на период обучения в вузе и как перспектив­ные — на обозримый период времени, примерно на 5 лет.

В практическом модуле программы целеполагание подкрепля­ется целедостижением, т.е. практикой оздоровления (телесный компонент) в виде реализации индивидуальной программы оздо­ровления на занятиях по адаптивной физической культуре и са­мостоятельно.

Оптимальными формами (адекватными состоянию здоровья) привлечения студентов к освоению ценностного потенциала фи­зической культуры являются:

1) практическая реализация под руководством преподавателя личностно-ориентированных, индивидуальных программ оздоров­ления;

2) рекреативные занятия в виде циклических физических уп­ражнений аэробного характера (например, пешеходные и лыж­ные прогулки).

Как показали исследования Г. А. Хомутова, практическая ре­ализация личностно-ориентированной программы оздоровле­ния формами и средствами адаптивной физической культуры способствует эффективному оздоровлению студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Это подтверждается положи­тельной динамикой морфофункциональных показателей, прежде всего ростом ЖЕЛ, жизненного индекса, силовых показателей, снижением ЧСС, временем восстановления пульса после фи­зической нагрузки. Занятия по адаптивной физической культу­ре способствуют оптимизации психофизиологического статуса студентов, что проявляется в устойчивом росте показателей по шкалам самочувствия, активности и настроения (методика САН).

 

3. Формы организации физического воспитания
и обязанности студентов

 

Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении все­го периода обучения студентов в режиме учебной деятельности и во внеучебное время.

Физическое воспитание студентов в режиме учебной работы осу­ществляется в следующих формах.

1. Учебные занятия, предусмотренные учебным планом и рас­писанием вуза (по 4 часа в неделю). Это основная форма занятий по физическому воспитанию в вузах.

2. Факультативные занятия, являющиеся продолжением и добавлением к учебным занятиям. Они включаются в учебное распи­сание учебным управлением (частью) вуза по согласованию с ка­федрой физического воспитания, чтобы обеспечить студентам воз­можность их посещения. На факультативных занятиях (по 2—4 часа в неделю) совершенствуется физическая подготовка студентов в объеме требований программных норм, углубляется профессиональная фи­зическая подготовка, расширяются знания по теории и методике физического воспитания, продолжается подготовка студентов к об­щественной физкультурно-спортивной деятельности.

Физическое воспитание студентов во внеучебное время (т.е. вне обязательных занятий) проводится в следующих формах.

1. Физические упражнения в режиме учебного дня: утренняя гим­настика, вводная гимнастика, физкультурные паузы, дополни­тельные занятия и др.

Физкультпаузы проводятся после первых 4 часов аудиторных или практических занятий. Их продолжительность 8—10 мин.

Дополнительные занятия (индивидуальные или групповые) проводятся преподавателем с целью подготовки слабоподготовленных студентов к сдаче зачетных норм и требований учебной программы по физическому воспитанию.

Физические упражнения в режиме учебного дня выполняют функцию активного отдыха.

2. Организованные занятия студентов во внеучебное время в спортивных секциях, в группах ОФП, аэробики, шейпинга и др. под руководством педагога по физической культуре и спорту.

3. Самостоятельные занятия студентов физическими упражне­ниями в свободное от учебы время: а) на основе полной добро­вольности и инициативы (по желанию); б) по заданию препода­вателя (домашние задания).

4. Массовые физкультурно-спортивные мероприятия, проводи­мые в выходные дни в течение учебного года и в каникулярное время. В их содержание входят спортивные вечера, спартакиады с участием сборных команд факультетов, массовые кроссы и эста­феты, праздники физической культуры, соревнования различно­го уровня, туристские походы и др.

5. Занятия в оздоровительно-спортивных лагерях в период зим­них и летних студенческих каникул, обеспечивающие восстано­вительно-оздоровительный, закаливающий и развивающий эф­фекты. В условиях лагеря реализуются многие формы физической активности студентов: утренняя гимнастика, обучение плаванию, тренировочные занятия по различным видам спорта (по выбору студентов), занятия со студентами с ослабленным здоровьем (по лечебным программам), туристские походы, физкультурно-спортивные развлечения и игры, внутри- и межлагерные спортив­ные соревнования и др.

Таким образом, помимо решения воспитательных и образова­тельных задач физическое воспитание во внеучебное время при­звано повысить двигательную активность студентов; улучшить про­фессионально-прикладную готовность и оптимизировать учебную работоспособность путем снятия нервно-эмоционального напря­жения; продолжить формирование знаний, умений и навыков, связанных с проведением самостоятельных физкультурно-спортивных занятий.

Врачебный контроль за состоянием здоровья студентов органи­зуется и проводится в соответствии с требованиями, установлен­ными приказом Минздрава России от 20 августа 2001г. № 337 «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортив­ной медицины и лечебной физической культуры». Ответствен­ность за своевременное проведение медицинского обследования возлагается на директора учебного заведения. Медицинское об­следование проводится в начале каждого учебного года, а также перед спортивными соревнованиями, после перенесённых заболе­ваний или длительных перерывов в занятиях. Для практических занятий на основании медицинских данных о состоянии здоровья, физического развития и подготовленности студентов распреде­ляют на основную, подготовительную и специальную группы. Студенты основной и подготовительной групп могут заниматься вместе, но при дифференцированном подходе к возможностям освоения учебного материала. Комплектование специальных ме­дицинских групп проводится врачом с обязательным участием руководителя (преподавателя) физического воспитания и утвер­ждается директором вуза. Студенты специальной медицинской группы занимаются по отдельному расписанию не менее четырех часов в неделю. Для проведения занятий с этими студентами соз­даются учебные группы численностью 8-12 человек. Оценка знаний и умений студентов этих групп производится также по пятибалльной системе.

 

Обязанности студентов:

— систематически посещать занятия по физическому воспитанию (теоретические и практические) в дни и часы, предусмотренные учебным расписанием;

— повышать свою физическую подготовку, выполнять требования и нормы Федерального физкультурно-спортивного комплекса и совершенствовать спортивное мастерство;

— выполнять контрольные упражнения и нормативы, сдавать зачеты по физическому воспитанию в установленные сроки;

— соблюдать рациональный режим учебы, отдыха и питания;

— регулярно заниматься гигиенической и производст­венной гимнастикой, самостоятельно заниматься физическими упражнениями и спортом, используя необходимые консультации преподавателя;

— активно участвовать в массовых оздоровительных,физкультурных и спортивных мероприятиях в учебной группе, на курсе, факультете, в вузе и других;

— проходить медицинское обследование в установленные сроки, осуществлять самоконтроль за состоянием здоровья и физического развития, за физической и спортивной подготовкой;

— рассматривать занятия по физическому воспитанию, включенные в учебное расписание, не как учебную нагрузку, а как средство активного отдыха и восстановления после напряженной умственной работы по другим дисциплинам и подготовки к предстоящим занятиям.

Предупреждение травматизма обеспечивается:

* качественной подготовкой мест занятий, инвентаря и оборудования;

* необходимым инструктажем и систематическим контролем за соблюдением установленных правил и мер безопасности руководителями занятий и занимающимися;

* четкой организацией и соблюдением методики занятий;

* соответствием нагрузки уровню подготовленности и функциональных возможностей занимающихся;

* высокой дисциплинированностью занимающихся, владением ими приемами страховки и самостраховки.

Примерная образовательная программа, построенная на принципах:

- непрерывности процесса обучения, который обеспечивается
механизмом преемственности между: а) целями содержания отдельных звеньев программы; б) содержанием образователь­но-развивающей практики на каждом из этапов; в) техноло­гиями обучения физической культуре в системе общего об­разования учащихся;

- целостности процесса обучения, предполагающего интегра­цию основного и дополнительного образования, адаптацию в социокультурной среде;

- личностно-ориентированного характера обучения, реализуе­мого посредством индивидуализации содержания, форм, ме­тодов и педагогических средств достижения целей обучения; перевода процесса развития учащегося в режим самооргани­зации и саморазвития.

Преподавателю предоставляется право самостоятельного построе­ния программы, в которой он может:

- изменять последовательность изучения вопросов в пределах
темы;

- самостоятельно отбирать из каждого раздела наиболее зна­чимый материал, не изучать некоторые вопросы, включать дополнительный материал, не нарушая при этом логику изу­чения программы и соблюдая соответствие ее основным тре­бованиям к знаниям учащихся;

- изменять количество часов, отведенное на изучение тех или иных разделов и тем.

 

 

4. Структура и основное содержание учебной программы

Структура учебной программы включает следующие разделы:

- теоретический, методико-практический, учебно-тренировочный и контрольно-оценочный.

 

Содержание учебной дисциплины (специалисты)

Таблица 1

Распределение учебных часов по основным разделам программы

Курс, семестр обучения Теоретический (лекции) Практический Всего час.
Методико-практический Учебно- тренировочный Контрольно- оценочный
1 курс          
           
           
2 курс          
           
           
3 курс          
           
           
4 курс          
           
           
Всего          

Содержание учебной дисциплины (бакалавры)

Таблица 2

Распределение учебных часов по основным разделам программы

Курс, семестр обучения Теоретический (лекции) Практический Всего час.
Методико-практический Учебно- тренировочный Контрольно- оценочный
1 курс          
           
           
2 курс          
           
           
3 курс          
           
           
4 курс          
           
  - - - - -
Всего          

Теоретический раздел

 

Материал раздела предусматривает овладение студентами системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умения их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального развития, самосовершенствования, организации здорового стиля жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности.

 

Требования к знаниям и умениям

 

Требования к знаниям: студент должен знать цели и задачи физической культуры, основные понятия, принципы, термины, положения, ведущие научные идеи, теории, раскрывающие сущность явлений в физической культуре, объективные связи между ними; научные факты, объясняющие необходимость формирования физической культуры личности.

Требования к умениям: студент должен уметь анализировать, объяснять и адаптировать рекомендации по практическому ис­пользованию полученных знаний, наличие которых обеспечи­вает готовность к социально-профессиональной деятельности, включение в здоровый образ жизни и в систематическое физи­ческое самосовершенствование; формировать научное мировоз­зрение, единство научно-практических знаний, позитивное, ценностное отношение к физической культуре.

 

Таблица 3

Тематический план теоретического раздела программы (специалисты)

№ п/п Темы лекций Курс, семестр Кол-во часов
  Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов 1-1  
  Эстетика физической культуры 1-2  
  Социально-биологические основы физической культуры 2-3  
  Физиологическая характеристика двигательной активности и формирование движений 2-3  
  Психофизиологические основы учебного труда студентов. Средства физической культуры в регулировании работоспособности 2-4  
  Основы здорового образа жизни студентов. Физическая культура в обеспечении здоровья 2-4  
  Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или системы физического воспитания 2-4  
  Педагогические основы физического воспитания 3-5  
  Общая и специальная физическая подготовка 3-6  
  Врачебно-педагогический контроль и самоконтроль при занятиях физическими упражнениями и спортом 4-7  
  Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом 4-7  
  Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов 4-7  
  Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста 4-8  
  Всего часов    

 

Таблица 4

Тематический план теоретического раздела программы (бакалавры)

№ п/п Темы лекций Курс, семестр Кол-во часов
  Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов 1-1  
  Эстетика физической культуры 1-2  
  Социально-биологические основы физической культуры 2-3  
  Физиологическая характеристика двигательной активности и формирование движений 2-3  
  Психофизиологические основы учебного труда студентов. Средства физической культуры в регулировании работоспособности 2-4  
  Основы здорового образа жизни студентов. Физическая культура в обеспечении здоровья 2-4  
  Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или системы физического воспитания 2-4  
  Педагогические основы физического воспитания 3-5  
  Общая и специальная физическая подготовка 3-5  
  Врачебно-педагогический контроль и самоконтроль при занятиях физическими упражнениями и спортом 3-6  
  Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом 3-6  
  Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов 4-7  
  Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста 4-7  
  Всего часов    

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.