Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Характеристики степени утомления при умственном труде





Объекты наблюдения Утомление
незначительное значительное резкое
Внимание Редкие отвлечения Рассеянное, частные отвлечения Ослабленное, реакция на новые раздражители отсутствует
Поза Непостоянная, подтягивание ног, выпрямление туловища Частая смена поз, повороты головы в разные стороны, облокачивание, поддержание головы руками Стремление положить голову на стол, потянуться, отклонившись на спинку стула
Движения Точные Неуверенные, замедленные Суетливые движения рук и пальцев (ухудшение почерка)
Интерес к новому материалу Живой интерес, наличие вопросов Слабый интерес, отсутствие вопросов Полное отсутствие интереса, апатия

 

Однако существует еще целый ряд дополнительных факторов, воздействие которых (по отдельности или в совокупности) приводит к утомлению (например, плохая организация режима жизнедеятельности и т.д.). Кроме того, необходимо учитывать и те факторы, которые сами по себе не вызывают утомления, но способствуют его появлению, усиливают его (хронические заболевания, плохое физическое развитие, нерегулярное питание и др.).

Таким образом, в каждый момент работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании. Эти факторы можно разделить на три основные группы:

• факторы физиологического характера - состояние здоровья и отдельных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной и др.);

• факторы психического характера - самочувствие, настроение, мотивация деятельности и др.;

• условия внешней среды - освещенность помещения, температура воздуха, шум и др.

 

1.3. Динамика работоспособности студентов
в процессе обучения

 

Существует типичное суточное изменение работоспособности человека, основанное на физиологической периодичности ритмических процессов в организме - повышенные функциональные возможности в дневные часы и их снижение в ночное время.

Под атиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются в течение учебного дня, недели, на протяжении каждого полугодия и учебного года в целом. Длительность, глубина и направленность изменений определяются функциональным состоянием организма до начала работы, особенностями самой работы, ее организацией и другими причинами на каждом временном отрезке.

Учебный день. Работоспособность студентов в начале учебного дня (первый период), как правило, невысока. После звонка им не сразу удается сосредоточиться, активно включиться в занятия. Проходит 10 - 15 мин. а иногда и больше, прежде чем работоспособность достигнет оптимального для начала рабочего дня уровня. Этот период, характеризующийся постепенным повышением работоспособности с некоторыми ее колебаниями, называется периодом врабатывания.

Второй период - оптимальной (устойчивой) работоспособности - имеет продолжительность 1,5 - 3 ч. Третий период - полной компенсации характеризуется появлением начальных признаков утомления, которые компенсируются волевым усилием или положительной мотивацией.

Четвертый период отличается неустойчивой компенсацией, нарастает утомление, наблюдаются колебания волевого усилия. Продуктивность учебной деятельности в этот период снижается. При этом функциональные изменения отчетливо проявляются в тех органах, системах, психических функциях, которые для конкретной учебной деятельности студента имеют решающее значение (например, в зрительном анализаторе, устойчивости внимания, оперативной памяти и др.).

В пятом периоде начинается прогрессивное снижение работоспособности, которое перед самым окончанием работы может смениться кратковременным ее повышением за счет мобилизации резервов организма («конечный порыв»).

Дальнейшее продолжение работы влечет за собой резкое падение ее продуктивности в результате снижения работоспособности (шестой период). Дальнейшее продолжение данного вида работы нерационально. В практической оценке динамики работоспособности периоды 3 - 6 часто именуются периодами снижения работоспособности.

Вместе с тем учебный день студентов не ограничивается аудиторными занятиями, а включает также самоподготовку. В этом случае кривая работоспособности будет иметь следующий вид (рис. 6.2).

Наличие второго подъема работоспособности при самоподготовке, который несколько ниже, чем в первой половине дня, объясняется не только суточной ритмикой, но и, главным образом, психологической установкой на выполнение учебной работы.

Для умственной работоспособности студентов изменения в течение учебного дня близки к тем, которые типичны для физической работоспособности.

Учебная неделя. Динамика умственной работоспособности в недельном учебном цикле характеризуется последовательной сменой периодов. Период врабатывания в начале недели (понедельник) связан с вхождением в привычный режим учебной работы после отдыха в выходной день. В середине недели (вторник - четверг) наблюдается период устойчивой, высокой работоспособности. К концу недели (пятница, суббота) отмечается процесс ее снижения. В некоторых случаях в самом конце рабочей недели отмечается подъем работоспособности, что объясняется уже упомянутым яааением «конечного порыва».

На изменение уровня работоспособности студентов существенное влияние может оказывать учебное расписание - уменьшение или увеличение учебных занятий в течение одного учебного дня или недели.

 


 

Рис. 6.2. Работоспособность студентов в процессе учебного трудового дня

Работоспособность студентов по семестрам и в целом за учебный год. В начале учебного года процесс врабатыпания студентов затягивается до 3 - 3,5 недели и сопровождается постепенным повышением уровня работоспособности. Затем наступает период устойчивой работоспособности, который длится примерно 2,5 месяца. С началом зачетной сессии в декабре, когда на фоне продолжающихся учебных за­нятий студенты готовятся и сдают зачеты, ежедневная нагрузка увеличивается в среднем до 11 - 13 ч. В сочетании с эмоциональными переживаниями работоспособность начинает снижаться и особенно в период экзаменов.

В зимние каникулы работоспособность не всегда восстанаштивается к исходному уровню, но, если отдых сопровождается активным использованием средств физической культуры и спорта, нередко наблюдается не только полное восстановление, но даже ее сверхвосстановление.

Начало второго полугодия также сопровождается периодом враба-тывания, продолжительность которого не превышает 1,5 недели. Дальнейшие изменения работоспособности до середины апреля характеризуются высоким уровнем устойчивости, хотя он несколько ниже, чем в первом полугодии. В апреле наблюдаются признаки снижения работоспособности, обусловленные кумулятивным эффектом многих негативных факторов жизнедеятельности студентов и некоторых физиологических факторов (накопление утомления, весенний авитаминоз). В весенне-летнюю зачетную сессию и период экзаменов отмечается существенное снижение работоспособности по сравнению с первым полугодием.

Процесс восстаноатения за первые 12 дней летнего каникулярного отдыха (этот отрезок времени взят для сравнения с зимними каникулами) отличается более медленным развитием вследствие значительной глубины утомления.

Таким образом, для учебного труда студентов, независимо от его временных параметров (учебный день, неделя, семестры учебного года), изменение умственной работоспособности характеризуется по­следовательной сменой периодов врабатывания, устойчивой и высокой работоспособности и периода ее снижения. Это обстоятельство имеет важное значение для разработки мероприятий по оптимизации условий учебно-трудовой деятельности и отдыха студентов, в частности, с использованием средств физической культуры и спорта.

1.4. Особое состояние и работоспособность студентов
в экзаменационный период

Как уже указывалось, экзамены для студентов являются своеобразным критическим моментом, когда подводятся итоги учебного труда за семестр. Решается вопрос о правомерности быть студентом вуза, о получении стипендии, о самоутверждении личности и др. Экзамены, как правило, требуют увеличения объема, продолжительности и интенсивности учебного труда студентов, мобилизации всех сил организма. Неоднократно повторяемые экзаменационные ситуации с неопределенностью результата сопровождаются индивидуально различными эмоциональными переживаниями, что может создавать стойкое состояние нервно-эмопионатьной напряженности. К тому же все это происходит в условиях изменения жизнедеятельности: резко сокращается физическая активность, иногда студентам в день удается побывать на свежем воздухе не более 30 минут, нарушается режим сна, питания.

Под воздействием этих факторов у студентов могут появлться отрицательные эмоции, неуверенность в своих силах, чрезмерное волнение и т.д. Например, по данным М.Я. Виленского, при обследовании 637 студентов было установлено, что 36,5% из них испытывали перед экзаменами сильную эмоционапьную напряженность, 63,4% плохо спали накануне. В период экзаменов при средней продолжительности самоподготовки (по 8 - 9 часов в день) интенсивность умственного труда возрастает по отношению к периоду учебных занятий на 85 - 100%.

В экзаменационный период повышается физиологическая «стоимость» учебного труда студентов. Об этом свидетельствует факт снижения массы тела на 3 - 4 кг. Наблюдения за студентами в период экзаменов показывают, что частота сердцебиений у них устойчиво повышается до 88 - 92 удар/мин против 76 - 80 удар/мин в период учебных занятий. В день экзамена эмоционатьный настрой и мобилизация всех сил организма настолько велики, что перед входом в аудиторию, где проходит экзамен, частота пульса нарастапа до 118 - 144 удар/мин: артериатьное давление повышатосьдо 135/85 - 155/95 мм рт. ст. против 115/70 мм рт. ст. в период занятий. Психофизиологическое состояние студентов существенно изменяется даже при ожидании ответа экзаменатору (при ожидании ответа в течение 30 мин артериальное давление составляло в среднем 120,6/68,3 мм рт. ст., пульс - 76 улар/мин). Самочувствие при этом также снижается.

Наблюдение за реакцией сердечно-сосудистой системы студентов на дозированную физическую нагрузку (20 приседаний) показато, что восстановление пульса затягивается до 5 - 6 мин против 1,5 - 2 мин в период учебных занятий. Это свидетельствует о том, что при постоянном нервно-эмоциональном напряжении в экзаменационный период даже энергетическая «стоимость» физической деятельности возрастает.

Резервы различных психофизиологических систем, которые далеко не одинаковы у разных студентов, зачастую не справляются с этой нагрузкой. Многими авторами, изучавшими эту проблему, отмечается, что у большинства студентов к окончанию семестра на фоне запредельного утомления наблюдается ухудшение различных функциональных проявлений и прежде всего ЦHC.

Представление об изменении градиента умственной работоспособности (т.е. величины ее снижения в процентах) в зависимости от курса обучения, зимней или весенней экзаменационной сессии, пола студентов дает табл. 6.2. Так, наиболее высокий градиент наблюдается у первокурсников. В последующие годы обучения его величина уменьшается, что свидетельствует о лучшей адаптации студентов старших курсов к условиям экзаменационного периода. В весеннюю сессию снижение работоспособности нарастает по сравнению с зимней сессией.

Представление о характере изменений не только умственной, но и физической работоспособности за период экзаменов дает табл. 6.3. В ней приведены данные обследования 146 студентов основной медицинской группы, обучавшихся на II курсе одного из вузов страны.

Приведенные материалы свидетельствуют о том, что под влиянием напряженной умственной деятельности, в условиях существенной перестройки жизнедеятельности, отсутствия физических упражнений как средства разрядки эмоциональной напряженности, отдыха, активного восстановления, наблюдается последовательное снижение показателей не только умственной, но и физической работоспособно­сти в период экзаменационной сессии.

Напряжение на экзаменах у студентов со слабой успеваемостью выше, чем у тех, кто имел хорошую успеваемость. У физически не тренированных, слабоуспевающих студентов по мере нарастания напряженного состояния негативные вегетативные сдвиги усиливаются.

Вместе с тем при равной успеваемости студенты, обладающие более высоким уровнем общефизической тренированности, демонстрируют более экономичные функциональные сдвиги, которые быстрее возвращались в норму. Таким образом, уровень общей физической подготовленности во многом определяет степень устойчивости организма и к эмоционатьно напряженному учебному труду.

 

 

Таблица 6.2.

Изменение градиента умственной работоспособности, %

Курс Зимняя сессия Весенняя сессия
мужчины женщины мужчины женщины
I 9,8 19,2 11,5 19,8
II 7,3 17,6 9,2 18,3
III 2,9 7,7 5,8 8,6
IV 3,0 8,1 6,1 8,9

 

Таблица 6.3.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.