Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие «здоровье». Факторы, влияющие на здоровье





 

Существуют различные варианты (около 60) определения здоровья с акцентом в каждом из них на различные стороны этого понятия. Остановимся на двух из них: одно предегалает здоровье как состояние человека, другое подчеркивает динамичность этого состояния.

В Уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов»

Динамика здоровья подчеркивается в определении, данном академиком В.П. Казначеевым: «Здоровье индивида - это процесс сохранения и развития психических, физических и биологических способностей человека, его оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни».

Таким образом, здоровье в целом - интегративная характеристика, которая не сводится лишь к физическому здоровью, но предполагает и психическое здоровье человека, его психоэмоциональную уравновешенность.

Какие же факторы наиболее существенно атияют на здоровье человека?

Обобщенные выводы отечественных и зарубежных исследователей говорят о том, что 49 - 53% здоровья зависит от образа жизни (условия труда и быта, стрессовые ситуации, последствия гипокинезии, чрезмерная урбанизация, недостатки в содержании и ритмичности питания, вредные привычки и др.), 18 - 22% - биология отдельного человека, наследственность; 17 - 20% - внешняя среда, экология; 8 - 10% - эффективность здравоохранения.

Таким образом, на 50% наше здоровье зависит прежде всего от нас! Однако приходится констатировать, что в обществе вообще и особенно в студенческом сообществе далеко не каждый проникается тем, что здоровье зависит от образа его жизни, от культуры отношения прежде всего к себе, к своему организму. Большая часть людей начинает думать о здоровье, о здоровом образе жизни где-то в 35 - 40-летнем возрасте, когда уже появляются первые признаки отклонений в состоянии здоровья даже у практически здоровых людей. Но эти отклонения возникают не одномоментно. Это следствие предыдущих лет жизни, в том числе и студенческих лет.

Не случайно великий русский физиолог академик И.П. Павлов писат: «Человек может жить до 100 лет. Мы сами своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным обращением с собственным организмом сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры».

 

Модели развития болезней

Существует пять основных моделей развития болезней:

 

Первая – генетическая модель.

Причиной возникновения болезни являются нарушения на генетическом или хронологическом уровне.

Роль ЗОЖ – предотвращение или отдаление времени генного дефекта-мутации гена.

 

Вторая – онтогенетическая модель.

Сам механизм развития человека приводит к стойкому нарушению клеточного метаболизма, сосудистых реакций, внутреннего гомеостаза (динамического постоянства внутренней среды) и возникновению болезни.

Роль ЗОЖ – замедление скорости неблагоприятных возрастных изменений клеточного метаболизма, сосудистых реакций, гормональной регуляции.

 

Третья – аккумуляционная модель.

Решающая роль отводится повреждающим факторам внешней среды (макро- и микроэкологии), внезживающим клеточные мутации, нарушения функционирования или гибель клеток.

Роль ЗОЖ – нормализация клеточных процессов, выведение вредных метаболитов из организма, очищения.

 

Четвертая – информационно-энергетическая модель.

Потеря относительного равновесия энергии ИНЬ и ЯН, перезагрузка сенсорных систем в цепи обмена информации.

Роль ЗОЖ – сохранение равновесного состояния энергетических потоков, отсутствие дефицита ИНЬ и ЯН, блокирование наточенного фактора СИ-Е-ЧИ, усиление защитных сил организма ВЭЙ-ЧИ. Смена энергетических потоков путем воздействия на их жизненные точки (точки акупунктуры).

 

Пятая – психогенная модель.

Основная роль в возникновении болезни отводится воздействию стресс-факторов.

Роль ЗОЖ – повышение устойчивости организма, психики человека к воздействию стресс-факторов.

Здоровый образ жизни и его составляющие

 

Известно, что образ жизни характеризуется повседневной жизнедеятельностью человека. По сути, образ жизни - это выбор способа, стиля жизни, сделанный самим человеком ниже при всех многочисленных преходящих моментах. В этой связи под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы жизнедеятельности человека, которые закрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение индивидуальных, социальных и профессиональных функций. Составляющими здорового образа жизни являются: •оптимальное соотношение и чередование (режим) труда и отдыха;

• рациональное питание;

• организация сна;

• оптимальная двигательная активность;

• отказ от вредных привычек;

• соблюдение правил личной гигиены и закаливание;

• культура межличностных отношений.

Оптимальный режим труда и отдыха

Хорошо организованный режим труда и отдыха, основанный на закономерности протекания биологических процессов в организме, должен всемерно учитывать своеобразие объективных условий учебного труда и быта и, конечно, индивидуальные особенности и способности человека к выполнению различного вида работ.

Лучшие условия для протекания физиологических процессов в организме создаются при четко организованном образе жизни, при соблюдении постоянной последовательности различных видов труда и отдыха, питания, сна и т.д. При ежедневном повторении привычного уклада жизни довольно быстро устанавливается цепь условно рефлекторных связей. Это, в свою очередь, способствует более экономному и быстрому выполнению привычных задач, оставляя больше возможностей для творческой деятельности, освоения и решения новых задач и жизненных проблем.

Установленный режим будет более реален, если его индивидуальное планирование строится с учетом неизбежной динамики жизни и возможного возникновения непредвиденных обстоятельств.

Основные исходные данные для построения оптимального режима учебного труда и отдыха студента - примерный суточный бюджет времени. Это, как правило, 10 - 12 ч учебных занятий (аудиторных и самостоятельных) и 2 - 4 ч на передвижение к месту учебы и обратно, время на самообслуживание (питание и т.д.), «личную активность» (бытовые и дружеские общения, занятия по интересам, в том числе спортом, и т.п.), время на отдых - короткие периоды дневного отдыха и ночной сон. Воскресенье – 10 - 12 ч резервного времени.

Рациональный режим питания

 

При всей значимости питания для нормальной жизнедеятельности человека существенные нарушения студентами здорового образа жизни связаны именно с питанием. Причин тому множество, и объективных и субъективных. Результат один - рацион питания молодого, еше растущего организма очень часто не соответствует установленным нормам и требованиям ни по объему и калорийности, ни по подбору продуктов, ни по режиму приема пищи. Но, отступая от основных положений рационального режима питания, надо хотя бы знать основные нормы и требования, представлять себе последствия подобных нарушений. Возможно, это послужит мотивом для более внимательного отношения к своему питанию.

Обобщенные материалы о рациональном режиме питания студентов были составлены проф. М.Я. Виленским. Рациональное питание - это физиологически полноценный прием пиши людьми с учетом пола, возраста, характера труда и других факторов. Питание должно строиться на следующих принципах: достижения энергетического баланса; установления правильного соотношения между основными пищевыми веществами - белками, жирами, углеводами; сбалансированности минеральных веществ и витаминов; ритмичности приема пищи.

Как известно, пиша служит источником энергии для работы всех систем организма, роста и обновления тканей. Часть энергии идет на основной обмен, необходимый для поддержания жизни в состоянии полного покоя (для мужчин с массой тела 70 кг он состааляет в среднем 1700 ккал; у женщин на 5 - 10% ниже). В среднем суточное потребление энергии у юношей составляет 2700 ккал, у девушек - 2400 ккал. (Потребность в энергии населения северных зон выше, чем центральной, на 10 - 15%. в южных - на 5% ниже.) Общая калорийность рациона обеспечивается следующим образом: 1400 - 1600 ккал - за счет углнводов (350–450г),

600 - 700 ккал - за счет жиров (80 - 90 г) и 400 ккал - за счет белков (100 г). Желательно, чтобы не менее 30% углеводов обеспечиваюсь за счет овощей, фруктов. Жировую часть рациона целесообразно представлять на % сливочным маслом, ]/4 - растительным, а 2/4 - за счет жира, содержащегося в самих пищевых продуктах. Количество белков животного происхождения должно составлять 50 - 60% его суточной нормы, половина которой обеспечивается за счет молочных продуктов.

 
В период экзаменационных сессий, когда энерготраты возрастают, распад белков усиливается, вследствие чего энергетическая ценность рациона должна повышаться до 3000 ккал, а потребление белков - до 120 г. Вообще перед напряженной физической (спортивное соревнование и т.п.) или умственной (зачеты, экзамены) работой за 1 - 2 недели рекомендуется увеличить и количество углеводов в дневном рационе. Но это следует делать не за счет сахара, а за счет крахмала. Полезно иметь в рационе молочные каши - пшеничную, овсяную и др., а также фрукты.

Большое значение имеют и витамины A, B1, B2, В12, С и РР, потребность в которых возрастает при напряженной умственной и физической работе.

Потребность организма в воде соответствует количеству теряемой жидкости. Для полного удовлетворения потребности организма в воде необходимо употреблять дополнительно около 1200 - 1500 мл так называемой свободной жидкости (чай, молоко, вода, компоты, соки, супы и др.). Недостаток поды способствует накоплению в организме продуктов распада, а избыток - вымыванию из него минеральных солей, водорастворимых витаминов и других необходимых вешеств.

Существенное необоснованное увеличение объема и калорийности рациона без увеличения двигательной активности приводит к излишнему увеличению массы тела (главным образом, за счет жировой ткани). При специальной же сгонке веса нужна не только физическая нагрузка, но и соответствующая диета.

К режиму питания следует подходить строго индивидуально. Главное правило - полноценно питаться не менее 3 - 4 раз в день, а ужинать не менее чем за 2 - 3 часа до сна. Выбрав тот или иной пищевой режим, важно строго соблюдать его, поскольку резкие перемены в питании, пищевые стрессы отнюдь не безразличны для организма. Систематические нарушения режима питания (еда всухомятку, редкие или обильные беспорядочные приемы пиши) ухудшают обмен веществ и способствуют возникновению заболеваний органов пищеварения, в частности гастритов, холециститов, язв желудка. К сожалению, это все чаше и чаще наблюдается у студентов, особенно старших курсов.

При регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом, в зависимости от его видов, энерготраты возрастают до 3500 - 4000 ккал. В связи с этим в рационе должно изменяться соотношение основных пищевых продуктов. Так, при выполнении спортивных упражнений, увеличивающих мышечную массу, в питании следует повысить содержание белка (16 - 18% по калорийности), при длительных упражнениях на выносливость - содержание углеводов (60 - 65% по калорийности). В период соревнований в рацион включаются легкоусвояемые продукты, богатые белками и углеводами, возрастает потребность в витаминах. При нагрузках, связанных с интенсивным потоотделением, следует несколько увеличить суточную норму потребления поваренной соли. При занятиях физическими упражнениями, спортом принимать пишу следует за 2 - 2,5 ч до и не менее чем через 30 - 40 мин после их завершения (см. рис. 5.2).

И последнее. Примите для себя за правило: нельзя приступать к любым учебным занятиям, сдавать зачеты и экзамены, равно как начинал» тренировочные занятия или выступать в соревнованиях, натощак.

Рекомендации по рациональному питанию можно найти в дополнительном материале к данной главе, а также в обширной специаль­ной литерауре по данной тематике.

 

Организация сна

Сон - своеобразное психофизиологическое состояние человека, форма торможения ЦНС. И.П. Павлов называл сон «выручателем нервной системы». Во время сна нервные клетки получают отдых и восстанавливают свою работоспособность. Такие же процессы происходят и в других тканях и органах. Восстановление сил и физиологического равновесия во время нормального ночного сна не может быть компенсировано никакими друг ими способами, а поэтому бережное отношение к собственному здоровью требует от каждого человека соблюдения режима сна.

Однако нарушениями правильной организации сна страдает почти каждый студент. Как правило, наблюдается систематическое недосыпание, виной которого являются как объективные причины, так и элементарное разгильдяйство. В то же время московскими медиками, к примеру, установлена прямая зависимость между систематическим недосыпанием студентов и их повышенной склонностью к простудным и респираторным заболеваниям.

Поэтому еще раз обратим внимание на то, что сон - обязательная и наиболее полноценная форма ежедневного отдыха. Для молодых людей студенческого возраста необходимо считать нормой ночного сна 7,5 - 8 ч. Некоторые в этом возрасте нуждаются в 9 ч сна и более, что часто вызывает незаслуженные нарекания родителей. Преимущественно это относится к лицам с повышенной эмоциональной чувствительностью или физически ослабленным. Часы, предназначенные для сна, нельзя рассматривать как некий резерв времени, который можно часто и безнаказанно использовать для других целей. Это непосредственно отражается на продуктивности умственного труда и психоэмоциональном состоянии. Возможны и нервные расстройства (бессонница и т.д.).

Важное значение для полноценного сна имеет обстановка: тишина, умеренная температура воздуха, чистый воздух, удобная постель. Лучшее время для сна - с 23 часов. Однако во многих студенческих общежитиях наблюдаются существенные нарушения организации сна. Нередко уже в ночное время в комнате вдруг включается полный свет, заходят друзья соседа, громко разговаривают. Конечно, человек может спать и в этих условиях, но полноценно он не отдыхает!

Вина за подобную организацию сна лежит полностью на самих студентах, а не на администрации общежития. Именно таких случаев студенты-спортсмены не допустят, по крайней мере, в своей комнате. Они прекрасно знают, что если не выспятся, то на очередной трени­ровке будут вялыми. Это почувствуют они сами, это ощутят товарищи по команде, это увидит тренер-преподаватель. В учебном труде это так ярко не проявляется, однако повторные недосыпания могут резко ухудшить общее самочувствие, снизить работоспособность, т.е. по­явятся объективные признаки переутомления.

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.