Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Сущность спорта как вида культуры физической





Соотношение понятий «физическая культура», «спорт» в современной литературе далеко не однозначно. Средства массовой информации, многие официальные документы рассматривают их как категории однопорядковые и соединяют их союзом «и» (Физкультура и спорт). Многие современные ученые напротив, считают такое однопорядковое перечисление неверным, поскольку спорт является частью (видом, компонентом) физической культуры, а последняя является, в свою очередь, видом (частью) общей культуры человека и общества.

Анализируя термин «спорт» Л.П. Матвеев обращает внимание на то, что в узком смысле спортом называется соревновательная деятельность, которая сложилась в сфере физической культуры, а в широком смысле спорт «занял видное место как в физической, так и в духовной культуре общества».

Автор предупреждает так же о неправомерности отождествления понятий «физическая культура» и «спорт». Больше всего, подчеркивается, что «физическая культура в определенном отношении шире спорта».

Первые попытки определить структуру физической культуры и место в ней спорта были предприняты еще в начале 1970-х гг. В основу решения проблемы были положены концепции теории культуры и системный подход.

В последующие годы эта проблема неоднократно обсуждалась на научных конференциях различного уровня, «круглых столах» редакции журнала «Теория и практика физической культуры», в опубликованных работах.

В результате проведенных многочисленных исследований физической культуры как вида (части) культуры в Учебный план институтов физической культуры в 1980 г. была введена новая профилирующая дисциплина – Теория физической культуры. Одним из разделов которой стала теория спорта.

Поэтому представляется необходимым представить в обобщенном виде обоснование для определения спорта как части физической культуры, а не равнозначного ей явления.

В иерархической системе «культура – физическая культура – спорт» необходимо проследить исторические (генетические) структурные, функциональные связи и взаимодействия этих явлений.

Известно, что существуют сотни определений понятия «культура» как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Это обусловливает трудность и сложность исследования ее сущности и ее компонентов. Из всех определений нам представляются наиболее адекватными те, в основе которых лежит деятельный подход и системный анализ, согласно которым культура представляет собой процесс человеческой деятельности и его качественные результаты по созданию материальных и духовных ценностей, удовлетворяющих потребности человека в обществе во всех областях жизни.

Но культура, прежде всего, обращена на человека как деятельного общественного субъекта, ибо в процессе творческой и предметной деятельности он изменяет не только внешний мир, но и себя самого – свое тело, свой ум, свои общественные отношения, совершенствуется духовно и физически.

Физическая культура (точнее – ее элементы) исторически возникает одновременно с культурой его, хотя и носит до известного периода ее развития спонтанный, не вполне осознанный и элементарный характер.

В своем развитом виде физическая культура, как атрибутивный вид культуры человека и общества, представляет собой специфическую деятельность и ее социально-значимые результаты, характеризующие физическую готовность людей к жизни. Она является средством и способом физического совершенствования человека.

Объективной основой ее возникновения являются потребности труда, субъективной – потребности человека к саморазвитию, самосовершенствованию, к самоутверждению в различных сферах жизни, быта, отдыха.

Она обеспечивает реализацию генетических программ онтогенеза, позволяет значительно улучшить естественный ход физического развития. Ее главная цель – физическое и духовное совершенствование человека.

Конкретными формами выражения физической культуры человека является комплексное проявление в процессе деятельности физических способностей, двигательных навыков, состояние физического и психического здоровья.

Другими словами – физическая культура есть мера и способ физического развития и совершенствования человека наряду с его общим интеллектуальным, психическим развитием.

В сфере физической культуры реализуются потребности различного уровня и порядка (в образовании, воспитании, отдыхе, науке).

Эти потребности создают предпосылки для «специализации» различных видов физической культуры и тем самым определяют ее структуру, компонентный состав.

Все потребности, связанные с физической культурой можно свести в четыре группы:

1) потребности в оптимальном для обычной жизнедеятельности человека разностороннем развитии физических способностей, двигательных навыков, укреплении здоровья и не специальном, «непрофессиональном» физкультурном образовании. Они реализуются в семье, дошкольных и школьных учреждениях, вузах, в системе физической подготовки личного состава вооруженных сил, в системе профессионально-прикладной физической подготовки;

2) Потребность в активном отдыхе, переключении деятельности с одного вида на другой, получении удовольствия от движений, общения в процессе занятий физическими упражнениями, укрепления здоровья, закаливания. Она удовлетворяется в процессе физической рекреации /зарядка, аэробика, бег трусцой, игры, прогулки, производственная гимнастика, спортивные занятия на рекреационном уровне и.т.п.;

3) Потребность в использовании физических упражнений для быстрейшего восстановления функций органов и частей тела, сниженных или временно утраченных в результате травм реализуется в процессе двигательной реабилитации (специальные физические упражнения, массаж, водные и тепловые процедуры);

4) Потребность в соревновательной деятельности, в самоутверждении личности через высшие достижения, в исследовании и раскрытии биологических резервов и адаптационных возможностей человеческого организма на предельных уровнях реализуется в сфере спорта.

Удовлетворение всех четырех видов потребностей в сфере физической культуры осуществляется одними и теми же средствами (физические упражнения) на фоне рациональной организации режима питания, труда, отдыха, использования естественных сил природы. Это объединяет все виды физической культуры, а цели каждого вида и особенности методики обусловливают специфику каждого. Вместе с тем между ними, как правило нет жесткой границы (соревнования есть в физвоспитания и в физической реакции; обучение, развитие физических способностей и двигательных навыков – в спорте, физической рекреации, в неспециальном физкультурном образовании, двигательной реабилитации).

В ряду этих видов физической культуры находится и спорт, который представляет собой соревновательную, игровую деятельность и подготовку к ней, которые позволяют раскрыть двигательные возможности человека на предельных уровнях. Его спецификой, отличающей от других видов физической культуры, является специализация, соревнования подготовка к ним и устремленность к высшим достижениям. Вместе с тем, в основе его теории, методики, организационных форм лежат принципиальные положения теории физической культуры, углубленные и расширенные в связи со спецификой спорта.

В функциональном отношении спорт несет на себе признаки культуры, физической культуры, а так же в них отражается его собственная специфика.

Другими словами – ему присущи общекультурные функции (образовательная, воспитательная, преобразовательная, коммуникативная, нормативная и др.), функции физической культуры (физическое развитие и совершенствование, закаливание, развитие физических способностей, совершенствование двигательных качеств) и, наконец, свои специфические функции, (раскрытие биологических резервов, адаптационных возможностей человека на предельных для настоящего времени уровнях, самоутверждения личности в сфере двигательной деятельности).

Спорт как вид физической культуры имеет собственную структуру, по поводу которой ведется дискуссия на протяжении многих лет. Во всяком случае представляется возможным «по вертикали» определить два его вида: рекреационный (собственно любительский) и элитарный (спорт высших достижений, олимпийский, профессиональный).

Рекреационный спорт является одним из средств и видов физической рекреации, поскольку в нем нет строгих, научно-обоснованных методик спортивной тренировки, направленных на достижение наивысших национальных или мировых достижений. Занятия строятся на принципах любительства, на традициях физической рекреации.

Спорт высших достижений строго регламентирован по средствам и методам (в соответствии со спецификой данного его вида), по структуре спортивной тренировки (цикличность), по периодичности и регламенту соревнований (первенства страны, континента, мира, олимпийских игр; по методам организации, руководства, контроля и по другим нормативным категориям).

Структура спорта «по горизонтали» весьма сложна и противоречива. Ее можно рассматривать с позиции сезонности (зимние, летние), характеру локомоций (бег, плавание), по содержанию соревновательной деятельности (шахматы, автомото, парашютный, авиамодельный).

Таким образом, исходя из концепций теории культуры и физической культуры можно сделать вывод о том, что спорт является видом физической культуры, компонентом ее структуры, наряду с неспециальным («непрофессиональным») физкультурным образованием, физической рекреацией и двигательной реабилитацией.

 

3. Социальные функции физической культуры и спорта
в современном обществе

 

Физическая культура и спорт в современном обществе являются сложными многофункциональными явлениями. В нашем обществе они выполняют ряд важных социальных функций:

• укрепление здоровья людей, содействие воспроизводству здорового населения и сохранению генофонда страны;

• воспитание всесторонне и гармонично развитой личности со стремлением к достижению ее физического совершенства;

• удовлетворение потребностей общества в людях, физически подготовленных к современному производству, к выполнению патриотического долга по защите Родины:

• интернациональное воспитание граждан страны, укрепление единства и сплоченности наций, дружбы и сотрудничества между народами.

Рассмотрим их более подробно.

Физическая культура и спорт как средство укрепления здоровья людей и сохранения генофонда страны. Основным показателем физического состояния человека является его здоровье, которое обеспечивает полноценное выполнение человеком всех жизненных функций и форм деятельности в тех или иных конкретных условиях.

Сохранение и укрепление здоровья человека, повышение уровня его физической подготовленности и трудоспособности, продление творческой активности людей определяется как важнейшая социальная задача, роль которой в любом обществе чрезвычайно велика.

В решении этой задачи не последнюю роль играют физическая культура и спорт, физическое воспитание молодежи. Посредством направленного использования физических упражнений, соблюдения здорового образа жизни и т.д. можно в широком диапазоне изменять целый ряд показателей физического развития, физическую функциональную подготовленность (силу, выносливость, быстроту, гибкость, ловкость). Оздоровительная направленность физической культуры и массового спорта является закономерностью их функционирования. Выбор средств физического воспитания, регулирование физических нагрузок основаны в первую очередь на контроле за состоянием здоровья занимающегося со стороны врача, тренера-преподавателя и считаются обязательными условиями при занятиях физической культурой и спортом.

Забота о генофонде населения страны выступает одной из важнейших, а ныне и актуальнейших, государственных задач. В этой работе задействованы многие общественные и государственные структуры. Существенный вклад в решение этой проблемы могут внести физическая культура и спорт. Не случайно в одном из своих выступлений Президент РФ В.В. Путин предостерег - невнимательное отношение к спорту может «пагубно отразиться на здоровье нации».[1]

Именно культура физическая будущих родителей, их здоровье и здоровый образ жизни могут обеспечить здоровье генофонда страны.

В биологии, селекции существует постулат: «Хорошее с хорошим - дает лучшее...», который можно отнести как к обществу, государству, так и к каждому конкретному его гражданину.

Сегодня вы студенты, а завтра вы родители! И думать об этом надо сегодня!..

Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности. Стремление к физическому совершенству. Наиболее действенным в реализации этой социальной функции физической культуры являются сам процесс физического воспитания молодежи и практика массового спорта.

При этом всестороннее физическое воспитание предполагает оптимальное развитие всех двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты (или скоростных возможностей), гибкости, ловкости (или координации движений).

О жизненной целесообразности такого всестороннего физического развития высказался летчик-космонавт Алексей Леонов, человек, впервые и мире шагнувший в открытый космос. Он считает, что главным качеством космонавта в его физической подготовленности является разносторонность! По его словам, в отряд космонавтов рекордсмен мира или олимпийский чемпион не попадает потому, что есть в его организме (это доказано) «отклонения»: что-то очень развито, а что-то резко отстало в развитии. «Нам нужны люди средние, но очень выносливые и развитые по всем направлениям». Это сказано о сложнейшей и пока еще редкой профессии космонавта, но сама суть такого подхода в физическом воспитании, физической подготовке может быть распространена и на представителей других профессиональных групп.

Следует отметить действенные возможности физической культуры и спорта не только в сфере физического развития человека, но и во всемерном содействии воспитания других сторон личности: умственной, нравственной, эстетической, трудовой и даже идейно-патриотической. Именно в совместном воспитании и развитии физических и духовных начал личности человека и заключается основная цель гармонического формирования человека. При этом воздействие физической культуры и спорта на личность специфично и не может быть заменено или компенсировано какими-либо другими средствами.

Что касается стремления к достижению идеала - физическому совершенству, то здесь мы сталкиваемся с философским толкованием самого понятия «идеал». Признана трудность его достижения в силу различных причин (но к этому нужно стремиться!), в том числе и по причине его изменчивости во времени.

Поэтому суть физического совершенства наиболее, коротко изложена в определении его понятия.

Физическое совершенство - исторически обусловленный уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей людей, соответствующий требованиям человеческой деятельности в определенных условиях производства, военного дела и других сферах общественной жизни, обеспечивающий на долгие годы высокую степень работоспособности человека.

Конкретные признаки и показатели физического совершенства определяются реальными запросами и условиями жизни общества на каждом историческом этапе и поэтому меняются по мере развития общества.

Подготовка людей к профессиональному труду и защите Родины. Одной из основных функций физической культуры и спорта является удовлетворение потребностей общества в физической подготовленности людей, участвующих в производстве, их психофизической готовности к выполнению гражданского долга по защите своей Родины.

Как уже указывалось, с начальных этапов развития человеческого общества физические упражнения исполнившись как одно из активнейших средств подготовки человека к трудовой и военной деятельности и имели важное значение в его приспособлении к постоянно усложнявшимся формам груза и военной практики. Существенное уменьшение доли простого физического труда и постоянное увеличение доли умственного труда в процессе современного производства в любой профессиональной деятельности не снижает требований к физической подготовленности работников, а еще более заостряет проблемы психофизической надежности человека в системе производства и профессиональных деловых отношений.

Вероятно, но случайно в плане существенных изменений на рынке труда появляются и становятся привычными подобные объявления: «В банковскую систему… требуются молодые специалисты - выпускники юридических факультетов, владеющие иностранным языком и имеющие хорошую физическую подготовленность. Оплата высокая».

Особую роль физическая культура и спорт играют в подготовке к активной трудовой деятельности именно молодого поколения. Известно, что хорошо физически подготовленный человек, сильный, выносливый, ловкий и быстрый, владеющий многообразными умениями и навыками, быстрее и успешнее приспособится к новым условиям труда. Это позволяет ему более интенсивно и продуктивно трудиться, быть конкурентоспособным в современной производственной и деловой жизни. Поэтому здесь будет уместно отметить следующий важный постулат:

В обществе нем других средств, кроме физической культуры и спорта, с помощью которых можно было бы готовить к новому производству, новым деловым отношениям людей, достаточно развитых физически.

Так, внедрение в Вооруженные силы новейших видов боевой техники и оружия повлекло за собой существенные изменения в современные боевые действия различных родов войск и в характер воинской службы. Но это не снизило требований к необходимому чрезвычайному напряжению физических сил солдат и офицеров при современных военных действиях, а, следовательно, к их высокой физической подготовленности. В Вооруженных силах создана научно-обоснованная система физической подготовки, имеющая военно-прикладной характер. Содержание специальных задач обусловлено особенностью деятельности в различных родах войск, требованиями военной специальности, но всегда базовой основой этой специальной физической подготовки служит общая разносторонняя физическая подготовленность, которая может и должна быть приобретена молодыми людьми еще в годы обучения в средней школе и в вузе. Именно хорошая физическая подготовленность дает дополнительную уверенность при адаптации в новом коллективе к особым условиям армейской жизни.

Физическая культура и спорт - средства укрепления мира, дружбы и сотрудничества между народами. Физическая культура и спорт как общественные явления имеют национальную и интернациональную формы развития, о чем свидетельствует, в частности, исторический опыт олимпийского движения.

В нашей стране в настоящее время национальная форма развития физической культуры и спорта проявляется в развитии национальных видов спорта, в осуществлении физического воспитания на родном языке, в массовой подготовке национальных кадров. Национальные виды спорта используются и как средство решения современных задач физического воспитания - это предусмотрено государственной примерной программой по учебной дисциплине «Физическая культура».

Выступая в спортивных соревнованиях. проводимых в разных областях, краях и республиках страны, представители различных национальностей знакомятся с историческими местами, бытом и жизнью людей других национальностей. Дружеская атмосфера, в которой обычно проводятся спортивные соревнования, правила их проведения, требующие уважения к сопернику, совместные тренировки спортсменов различных национальностей и т.п. - все это, несомненно, способствует интернациональному воспитанию спортсменов, и не только их, но и многочисленных зрителей, наблюдающих за состязаниями.

Современный спорт имеет важное значение в развитии общечеловеческих контактов и взаимоотношений не только в рамках одной страны, но и между различными странами. В международном масштабе интернациональное в спорте проявляется через широчайшее современное многонациональное спортивное движение.

Международные спортивные встречи воспитывают уважение к представителям других стран, к их обычаям, помогают преодолевать расовые предрассудки, позволяют создавать атмосферу взаимопонимании между людьми, поощряют международное сотрудничество.

Рассмотренные социальные функции физической культуры и спорта тесно взаимосвязаны между собой, и их разделение объясняется удобством изложения лекционного материала. В то же время, говоря об общественных функциях такого феномена современного общества, какими являются физическая культура и спорт, не следует забывать, что эти «общественные функции» складываются из активной позиции и действий каждого отдельного человека, каждого члена общества в этой сфере культуры. Именно в физкультурно-оздоровительной сфере в наибольшей степени сближены и сбалансированы личные и общественные интересы.

В этой связи очень интересные мысли высказал известный математик, академик Павел Сергеевич Александров. В середине 1960-х гг. в стенах Московского государственного университета он прочитал, казалось бы, не свойственную его профилю лекцию: «О важнейших предметах воспитания».

В этой лекции П.С Александров отмечал, что и наука, и искусство, и вообше всякое человеческое творчество есть явление социальное. И далее приводил характерные примеры: «...большой писатель вряд ли написал бы за своюжизнь что-нибудь стоящее, зная наверняка, что его произведение не будет иметь читателей. Точно так же инженер не станет придумывать машину, которой не суждено быть хотя бы предметом разговора, a спортсмен никогда не побьет рекорда, имея перед собой лишь планку, которую надо преодолеть». Во всем этом скрыт очень тонкий механизм наших связей с обществом. Каждый отдельный человек все свои возможности, весь свой внутренний мир - весь микрокосмос, который влагает человеческую личность, не прячет в тайниках своей души, а несет своим ближним, тем самым обогащая общество, всю бесконечную сокровищницу человеческой культуры.

 

4. Сущность и содержание физической культуры личности

 

Прежде всего, следует определить, что мы понимаем под физической культурой личности.

В наиболее кратком изложении это понятие можно представить в следующем виде:

физическая культура личности характеризуется уровнем ее образования в сфере физической культуры, оптимальной физической подготовленностью, что находит отражение в здоровом стиле жизни, в видах и формах активной физкультурно-спортивной деятельности.

Данный подход к определению позволяет рассматривать физическую культуру человека как специфический способ организации его жизнедеятельности в целях оптимизации своего физического состояния. Это состояние характеризуется определенным моментом устойчивости в развитии форм двигательной деятельности, детерминируемой стихийным и сознательным воздействием на человека социальной среды, а также духовно-практическим, деятельным отношением к преобразованию элементов духовного мира (знаний, ценностных ориентаций, идеалов, норм и стандартов поведения), двигательных навыков и умений, физических качеств и функциональных возможностей организма индивида для выполнения своих социальных функций (труд, защита Родины и.т.п.).

Содержание физической культуры личности включает в себя материальные и духовные компоненты. К материальным компонентам физической культуры относятся: необходимый объем двигательных навыков и умений; определенный уровень развития физических качеств и функциональных возможностей. Именно они составляют материальную основу жизненных сил каждого человека, фундамент его рабочей силы, выступая в качестве обязательного средства выполнения человеком своей социальной роли.

К духовным компонентам физической культуры относятся: совокупность личных специальных знаний в области всестороннего физического развития; идеалы физического совершенства или спортивного мастерства, к которому стремится тот или иной конкретный человек; представление о способах их достижения; знание особенностей того или другого вида спорта, правил соревнований и.т.д. Иными словами, духовные компоненты физической культуры личности способствуют в данном случае реализации социальной программы ее собственного всестороннего физического развития, практическому выполнению двигательных приемов и действий.

Материальные и духовные компоненты физической культуры личности находятся в сложной диалектической взаимосвязи. При этом материальные компоненты физической культуры являются определяющими по отношению к духовным компонентам. В то же время последние, в свою очередь, могут оказывать воздействие на развитие физических качеств, достижение определенного физического состояния человека, обеспечивающего выполнение им своего служебного долга.

Выделение личностного аспекта в физической культуре требует рассмотрения вопроса об уровнях физической культуры личности. Необходимость его анализа диктуется также тем, что не все люди имеют одинаковый уровень физической культуры. Поэтому в практических целях следует выделить уровни физической культуры личности.

Изучение физической культуры личности предполагает выяснение критериев ее развития, которые подразделяются на две группы.

В первую группу входят критерии, отражающие степень соответствия основных качеств, формируемых в процессе физического воспитания, требованиям, предъявляемым к личности характерам и условиями ее жизнедеятельности. Эту группу составляют объективные критерии.

Вторую группу составляют критерии, опосредованно оценивающие результаты эффективности физического развития по общим конечным данным. Это субъективные критерии. Система субъективных критериев показывает также, как проявляется в деятельности человека на уровне соответствующих требований в отношении к самому себе, к формированию у себя физической культуры. Разрывать обе группы критериев нельзя как и отдавать предпочтение любой из них. Так, например, преувеличение роли второй группы критериев развития физической культуры личности может привести к нарушению объективности оценки данного социального явления.

Характеризуя критерии развития физической культуры личности, надо учитывать в них биологические и социальные особенности развития личности. Так, выработка критериев в биологическом плане может быть основана только на возможностях человеческого организма переносить те или иные физические нагрузки. Явные перегрузки организма ведут к постепенному разрушению последнего. Потребности в трудовой деятельности выдвигают в социальном плане необходимость поиска многофакторных критериев и биологических потребностей в физическом развитии и должны лежать в основе разработки критериев физической культуры личности.

В качестве критериев выступают: 1) уровень физического образования, знания в области физической культуры; 2) уровень двигательной активности (интенсивность занятий физкультурой и спортом); 3) способность выполнять различные виды деятельности.

Используя эти критерии, можно выделить три уровня физической культуры личности:

высокий уровень – глубокие теоретические знания в области физической культуры и их активная пропаганда; активное, сознательно творческое отношение к занятиям по физической подготовке; наличие полного объема высокоразвитых двигательных навыков и умений, функциональных возможностей организма, обеспечивающих успешное выполнение и быстрое овладение различными видами профессионального труда;

средний уровень – знания в области физической культуры и спорта преимущественно описательного характера (с недостаточными элементами творчества), но находящиеся в стадии дальнейшего развития и углубления; осознанное и ответственное к занятиям по физической подготовке при недостаточной инициативности; наличие необходимого объема оптимально развитых двигательных навыков и умений, функциональных возможностей организма, обеспечивающих достаточно успешное выполнение конкретной деятельности и овладение избранным видом профессионального труда;

низкий уровень – преимущественно обыденные знания в области физической культуры и спорта; формальное отношение к занятиям физической культурой и спортом (как правило, выполнение отдельных физических упражнений), пассивное отношение к спортивным соревнованиям; относительно ограниченный объем двигательных навыков и умений, физических качеств и физических возможностей организма, обеспечивающий овладение лишь отдельными видами заданной профессиональной деятельности, включая в ряде случаев экстремальные сложные виды профессионального труда.

Охарактеризованные уровни физической культуры личности в «чистом виде» встречаются редко.

Рассмотренные выше теоретические вопросы очень тесно связаны с практикой формирования физической культуры личности.

 

5. Формирование физической культуры личности,
основные показатели ее развития

 

Формирование физической культуры личности в вузе подчинено объективным закономерностям, важнейшими из которых являются: зависимость ее содержания от характера общественного строя; зависимость от требований научно-технической революции и вызванных ею изменений в характере профессионального труда и др. В то же время этот процесс подчиняется и закономерностям, определяющим зависимость уровня физической культуры личности от ее духовного состояния, осознания личностью значимости формирования у себя материальных и духовных компонентов физической культуры для осуществления профессиональной деятельности.

Поскольку речь идет о физической культуре личности, следует рассмотреть само понятие личности, ее структурные элементы для того, чтобы далее проследить динамику формирования всесторонне развитой гармонической личности.

Для решения поставленной задачи обратимся к структуре личности, разработанной К.К.Платоновым. В данной структуре содержатся следующие подструктуры: 1) направленность (как у ряда других авторов, - высший, в основном социально обусловленный, компонент личности, формируемый путем воспитания); 2) опыт (отражение ранее приобретенных в процессе воспитания знаний, навыков, умений и привычек); 3) психические процессы (характерные для данного человека социально сформированные путем упражнений на основе биологических задатков индивидуальные особенности психических процессов: восприятия, внимания и др.); 4) биопсихические свойства (низшая, в основном биологически обусловленная, подструктура личности, включающая темперамент, половые и возрастные свойства).

Таким образом, К.К.Платонов укладывает все свойства личности в четыре иерархические подструктуры, каждая из которых имеет свойственные ей соотношения биологического и социального. Выделение биологического и социального уровней в структурной организации личности не означает их механического соединения. Сложность проблемы структурно-уровневой организации личности заключается не в самой по себе констатации наличия тех или иных уровней, а в уяснении характера их взаимосвязи.

Ориентируясь на представленную структуру личности и на понятие физической культуры личности, рассмотрим возможности ее целенаправленного формирования, а также некоторые показатели развития отдельных компонентов структуры личности.

Обращаясь поочередно (образно говоря снизу вверх) ко всем компонентам (подструктурам) личности, можно видеть возможности достижения соответствующего высокого уровня физического состояния, физической подготовленности и духовных ценностей в виде стремления к физическому совершенству, сознания готовности к труду и обороне Родины, необходимых для этого знаний, умений и привычек.

В 4-й подструктуре личности (биопсихические свойства) на основе достаточно регулярных физических упражнений на учебных занятиях, во время утренней физической зарядки, в ходе спортивной работы, путем физической тренировки возможно достижение важных позитивных изменений даже в чертах темперамента, в динамике основных нервных процессов.

Активное воздействие на 4-ю подструктуру личности (например, на ее темперамент) оказывают мероприятия по аутотренингу, где четко рассматривается также и взаимосвязь биологического и социального. Произвольная релаксация мышечной массы, регуляция дыхательных движений на базе моторно-висцеральных отношений предопределяет снижение вегетативных реакций, а вслед за тем ведет к оптимизации психологических реакций.

При воздействии на человека с целью совершенствования его физических качеств мы сталкиваемся с особым проявлением категорий качества, количества и меры. Количественное увеличение физических нагрузок ведет к новому проявлению качества силы, быстроты, ловкости, выносливости. Глубина качественных изменений в данном случае обычно ограничивается уровнем прежней формы движения, хотя при этом имеет место иная качественная определенность. Важно и то, что при условии низкой физической культуры, нарушении научно-обоснованных критериев тренировки, пренебрежения культурой упражнения возможен негативный исход, т.е. не переход на новую ступень физического совершенства, а резкое падение функциональных возможностей организма, формирование качественно нового функционального состояния «перетренировки». Это уже - скачок, включающий в себя отрицание прежнего явления новыми явлениями (состояние здоровья – состояние болезни). Но закон отрицания в данном случае реализуется не путем перехода в новое, более совершенное, качество, более богатое содержание, а отрицанием ранее достигнутого физического состояния.

Подчеркивая особую важность ориентировки на категорию меры, необходимо обратиться к тем многочисленным примерам из практики физической культуры и спорта, которые показывают, что передозирование физических нагрузок стимулирует развитие различных предпатологических и патологических состояний, в частности перетренировку. Так, при оптимальных физических нагрузках наблюдается определенная утомляемость организма человека, которая, однако, не препятствует росту тренировочного эффекта. В случаях нарушения меры в предъявлении физических нагрузок, их увеличении выше допустимого, происходит излишняя кумуляция утомления организма, что обычно вызывает падение тренировочного эффекта. Последующее увеличение нагрузок (нарушение категории меры) ведет к неблагоприятным функциональным и даже патологическим состояниям.

Вновь возвращаясь к понятию физической культуры личности, оценим ее с позиции предупреждения негативных явлений в физической рекреации, обратив внимание на значимость соответствующих знаний, умений, к характеристике которых мы подойдем чуть позже, при рассмотрении подструктуры личности – «опыт».

В 3-й подструктуре личности (психические процессы) в ходе формирования культуры личности возможно целенаправленное развитие и совершенствование внимания (его распределения и переключения, устойчивости, развития оперативной памяти; быстроты в действиях, в том числе при выполнении движений, достаточно сложных в психомоторном отношении, и ряда других качеств) средством физической подготовки.

В данном случае, с одной стороны, имеет место спортивное развитие личности на основе применения средств физической культуры в виде определенных физических упражнений, приемов физической тренировки. С другой стороны, происходит целенаправленное формирование самой физической культуры личности данного человека благодаря повышению его возможностей в выполнении каких-либо операций, связанных с психическими и психомоторными действиями.

Во 2-й подструктуре личности (опыт), где отражены результаты обучени







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.