Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методы обучения двигательным действиям.





По особенностям подхода к освоению структуры целостного действия можно выделить следующие методы:

1. Метод целостно-конструктивного упражнения заключается в много­кратном повторении двигательного действия в целом. Применяется на любом этапе обучения при сравнительно простом упражнении достаточно высоком уровне подготовленности обучаемых. Метод наиболее эффективен на этапах закрепления и совершенствования двигательного действия.

2. Метод расчлененно-конструктивного упражнения. При таком методе система движений расчленяется на относительно самостоятельные (подсис­темы), которые разучиваются с последующим соединением в единое целое. Метод обучения «по частям» используется на начальном этапе разучивания сложных двигательных действий, на последующих этапах, когда нужно пере­строить технику действий или исправить ошибки.

3. Метод сопряженного воздействия, когда совершенствование двига­тельного действия осуществляется одновременно с развитием физических качеств.

Варианты метода целостного выполнения двигательного действия:

1. Повторное исполнение с последовательной отработкой частей двига­тельного действия.

2. Исполнение с отработкой деталей техники.

3. Повторное стандартное исполнение в целях закрепления двигатель­ного навыка.

4. Исполнение визменяющихся условиях и ситуациях внешней обстановки.

5. Исполнение (использование) в условиях неблагоприятного состояния
организма (на фоне утомления, сильных эмоций и т.д.).

6. Исполнение с возрастающими усилиями и скоростями.
Варианты метода обучения «по частям»:

1.Раздельное разучивание частей действия с последующим объедине­нием в целое.

2.Последовательное обучение частям действия с постепенным их со­единением друг с другом (способ «наращивания»).

3.Кратковременное вычленение части действия для уточнения.

4. Отработка частей действия в форме «подводящих упражнений».
Классификация видов нагрузки по признаку ее динамичности или стабильности, по направленности воздействия.

По характеру мышечной работы: стандартные нагрузки и переменные (прогрессирующие, убывающие, варьирующие).

По направленности воздействия: избирательного и комплексного воздействия.

Отдых между нагрузками может быть пассивным (относительный по­кой, отсутствие двигательной деятельности) и активный (переключение на какую-либо деятельность, отличную от той, которая вызвала утомление).

Возможны три типа интервалов отдыха: полный (ординарный) - обеспечивающий к моменту очередного упражнения практически полное восста­новление работоспособности до исходного уровня), жесткий (неполный) - когда очередная часть нагрузки приходится на период недовосстановленного состояния отдельных функций или организма в целом, экстремальный (оп­тимальный, суперкомпенсаторный) - при которых очередная часть трениро­вочной работы совпадает с фазой повышенной работоспособности, насту­пающей вследствие воздействия механизмов врабатывания, предшествую­щей нагрузки и фазового протекания восстановительных процессов.

В процессе физического воспитания могут использоваться три способа повышения нагрузки: непрерывный, ступенчатый, волнообразный.

Непрерывный способ повышения нагрузки характеризуется относи­тельно равномерным (от занятия к занятию, от недели к неделе и т.д.) повы­шением ее объема и интенсивности.

Ступенчатый способ повышения нагрузки заключается в неоднократ­ном чередовании этапов ее стабилизации (на протяжении нескольких заня­тий) и последующего увеличения.

Волнообразный способ повышения нагрузки заключается в периодиче­ском колебании объема и интенсивности выполняемых упражнений.

Компоненты тренировочной нагрузки:

1. Характер упражнения: упражнения общего воздействия (задейство­вано 2/3 и более объема мышечной массы), частичного воздействия (от 1/3 до 2/3 объема мышечной массы), локального воздействия (до 1/3 объема мы­шечной массы).

2. Интенсивность работы (восстанавливающая, поддерживающая, раз­вивающая).

3. Объем (число повторений упражнений, длительность работы и т.д.).

4. Продолжительность и характер отдыха.

Методы упражнения со стандартной нагрузкой: непрерывный, интер­вальный. Интервалы отдыха могут быть стандартными и переменными. При использовании обоих методов упражнения могут выполняться как в равно­мерном, так и в переменном режиме.

Ва рианты интервального метода упражнения: метод повторного уп­ражнения и метод повторно-серийного упражнения.

Мет оды упражнения с переменной нагрузкой: непрерывный метод с переменной нагрузкой, методы интервального упражнения с переменной на­грузкой (метод интервального упражнения с прогрессирующей, убывающей, варьирующей интенсивностью) нагрузкой.

Методы упражнения комбинированного типа:

- метод непрерывного повторно-переменного упражнения;

- метод непрерывного повторно-прогрессирующего упражнения;

- метод интервального упражнения с убывающими (возрастающими,
варьирующими и т.д.) интервалами отдыха.

Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная дея­тельность организуется на основе содержания условий и правил игры, в ус­ловиях постоянного и случайного изменения ситуаций, противодействия и взаимодействия играющих.

Характерные особенности:

- большая эмоциональность;

- относительно самостоятельный выбор решений двигательной зада­чи;

- многообразие двигательных задач и внезапное возникновение их в условиях постоянно изменяющейся ситуации;

- сложные и разнообразные взаимодействия занимающихся в процес­се игры.

Соревновательный метод предполагает использование (выполнение) физических упражнений в условиях состязаний.

Он характеризуется некоторыми чертами строго регламентированного упражнения (четкая унификация состава действий, порядок их выполнения, способы оценки результатов и др.).

Соревновательный метод стимулирует максимальную мобилизацию физических и психических сил и способностей человека, затрудняет дозиро­вание нагрузки и регуляцию эмоциональных состояний.

Обязательным условием соревновательного метода является подготов­ленность занимающихся - выполнение тех упражнений, в которых они должны соревноваться.

По назначению все методы речевого воздействия можно условно объединить в следующие группы:

1.Методы передачи знаний: рассказ, описание, объяснение и т.д.

2.Методы управления деятельностью: команды, распоряжения, прика­зания.

3.Методы анализа и оценки деятельности: разбор, замечание, словес­ная оценка и т.д.

Основу г руппы метод ов идеомоторного и психорегулирующего упраж­нения составляет специально направленное использование внутренней речи, образного мышления, мышечно-двигательных и других чувственных пред­ставлений для самовоздействия на физическое и психическое состояние, ре­гулирование его и обеспечение готовности к действию.

Идеомоторное упражнение - многократное мысленное воспроизведе­ние двигательного действия с особой концентрацией внимания на его ре­шающих фазах или не удающихся элементах.

Психорегулирующая тренировка - использование методов аутогенной тренировки, включающей методы релаксации, мобилизации и коррекционного моделирования двигательных действий.

Группы методов наглядного воздействия.

Наглядность в широком смысле этого слова обеспечивается в физиче­ском воспитании всей совокупностью воздействия на органы чувств, приво­дящей к формированию образа движений.

В зависимости от воздействия на те или иные сенсорные системы мож­но выделить следующие группы наглядности:

1.Метод зрительной наглядности - непосредственный показ, опосре­дованный показ или демонстрация; зрительное ориентирование.

2.Методы звуковой (слуховой) наглядности.

3.Методы двигательной наглядности - направленная помощь (провод­ка), фиксация положений тела или его частей в отдельные моменты двига­тельного действия; использование специальных тренажеров.

Кроме этого используются методы срочной информации (динамомет­ры, пьезодатчики, хронометры и т.д.) и автоматизированное оперативное программирование некоторых параметров двигательной деятельности в соче­тании с экспресс-контролем за выполнением заданной программы (например, использование кардиолидера, сумматора пульса и т.д.).

Вариант классификации методов обучения.

1. Словесные методы обучения.

- методы передачи и приобретения знаний (рассказ, описание, объяс­нение, беседа, прослушивание магнитофонных записей, самостоя­тельное изучение литературных источников);

- методы воспроизведения знаний и обмена ими (ответ, отчет, дискус­сия);

- методы управления деятельностью занимающихся (постановка за­дач, указание, распоряжение, команда, инструктирование);

- методы стимулирования и саморегуляции (разбор, оценка, самопроговаривание программы действий);

2. Наглядные методы обучения:

- методы зрительного воздействия (показ упражнений, демонстрация наглядных пособий, кино- и видеомагнитофонная демонстрация, зрительное ориентирование);

- методы наглядно-звукового воздействия (использование акустиче­ской и светосигнальной систем демонстрации);

- методы проприоцептивного воздействия («проводка по движению», принудительное ограничение параметров движений и т.д.).

Практические методы обучения:

- методы строгого регламентированного упражнения (методы форми­рования представлений о двигательных действиях, методы овладе­ния основами техники физических упражнений, методы закрепления двигательных навыков).

- методы частично регламентированного упражнения (игровой, соревновательный).

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.