|
Методы обучения двигательным действиям.По особенностям подхода к освоению структуры целостного действия можно выделить следующие методы: 1. Метод целостно-конструктивного упражнения заключается в многократном повторении двигательного действия в целом. Применяется на любом этапе обучения при сравнительно простом упражнении достаточно высоком уровне подготовленности обучаемых. Метод наиболее эффективен на этапах закрепления и совершенствования двигательного действия. 2. Метод расчлененно-конструктивного упражнения. При таком методе система движений расчленяется на относительно самостоятельные (подсистемы), которые разучиваются с последующим соединением в единое целое. Метод обучения «по частям» используется на начальном этапе разучивания сложных двигательных действий, на последующих этапах, когда нужно перестроить технику действий или исправить ошибки. 3. Метод сопряженного воздействия, когда совершенствование двигательного действия осуществляется одновременно с развитием физических качеств. Варианты метода целостного выполнения двигательного действия: 1. Повторное исполнение с последовательной отработкой частей двигательного действия. 2. Исполнение с отработкой деталей техники. 3. Повторное стандартное исполнение в целях закрепления двигательного навыка. 4. Исполнение визменяющихся условиях и ситуациях внешней обстановки. 5. Исполнение (использование) в условиях неблагоприятного состояния 6. Исполнение с возрастающими усилиями и скоростями. 1.Раздельное разучивание частей действия с последующим объединением в целое. 2.Последовательное обучение частям действия с постепенным их соединением друг с другом (способ «наращивания»). 3.Кратковременное вычленение части действия для уточнения. 4. Отработка частей действия в форме «подводящих упражнений». По характеру мышечной работы: стандартные нагрузки и переменные (прогрессирующие, убывающие, варьирующие). По направленности воздействия: избирательного и комплексного воздействия. Отдых между нагрузками может быть пассивным (относительный покой, отсутствие двигательной деятельности) и активный (переключение на какую-либо деятельность, отличную от той, которая вызвала утомление). Возможны три типа интервалов отдыха: полный (ординарный) - обеспечивающий к моменту очередного упражнения практически полное восстановление работоспособности до исходного уровня), жесткий (неполный) - когда очередная часть нагрузки приходится на период недовосстановленного состояния отдельных функций или организма в целом, экстремальный (оптимальный, суперкомпенсаторный) - при которых очередная часть тренировочной работы совпадает с фазой повышенной работоспособности, наступающей вследствие воздействия механизмов врабатывания, предшествующей нагрузки и фазового протекания восстановительных процессов. В процессе физического воспитания могут использоваться три способа повышения нагрузки: непрерывный, ступенчатый, волнообразный. Непрерывный способ повышения нагрузки характеризуется относительно равномерным (от занятия к занятию, от недели к неделе и т.д.) повышением ее объема и интенсивности. Ступенчатый способ повышения нагрузки заключается в неоднократном чередовании этапов ее стабилизации (на протяжении нескольких занятий) и последующего увеличения. Волнообразный способ повышения нагрузки заключается в периодическом колебании объема и интенсивности выполняемых упражнений. Компоненты тренировочной нагрузки: 1. Характер упражнения: упражнения общего воздействия (задействовано 2/3 и более объема мышечной массы), частичного воздействия (от 1/3 до 2/3 объема мышечной массы), локального воздействия (до 1/3 объема мышечной массы). 2. Интенсивность работы (восстанавливающая, поддерживающая, развивающая). 3. Объем (число повторений упражнений, длительность работы и т.д.). 4. Продолжительность и характер отдыха. Методы упражнения со стандартной нагрузкой: непрерывный, интервальный. Интервалы отдыха могут быть стандартными и переменными. При использовании обоих методов упражнения могут выполняться как в равномерном, так и в переменном режиме. Ва рианты интервального метода упражнения: метод повторного упражнения и метод повторно-серийного упражнения. Мет оды упражнения с переменной нагрузкой: непрерывный метод с переменной нагрузкой, методы интервального упражнения с переменной нагрузкой (метод интервального упражнения с прогрессирующей, убывающей, варьирующей интенсивностью) нагрузкой. Методы упражнения комбинированного типа: - метод непрерывного повторно-переменного упражнения; - метод непрерывного повторно-прогрессирующего упражнения; - метод интервального упражнения с убывающими (возрастающими, Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность организуется на основе содержания условий и правил игры, в условиях постоянного и случайного изменения ситуаций, противодействия и взаимодействия играющих. Характерные особенности: - большая эмоциональность; - относительно самостоятельный выбор решений двигательной задачи; - многообразие двигательных задач и внезапное возникновение их в условиях постоянно изменяющейся ситуации; - сложные и разнообразные взаимодействия занимающихся в процессе игры. Соревновательный метод предполагает использование (выполнение) физических упражнений в условиях состязаний. Он характеризуется некоторыми чертами строго регламентированного упражнения (четкая унификация состава действий, порядок их выполнения, способы оценки результатов и др.). Соревновательный метод стимулирует максимальную мобилизацию физических и психических сил и способностей человека, затрудняет дозирование нагрузки и регуляцию эмоциональных состояний. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся - выполнение тех упражнений, в которых они должны соревноваться. По назначению все методы речевого воздействия можно условно объединить в следующие группы: 1.Методы передачи знаний: рассказ, описание, объяснение и т.д. 2.Методы управления деятельностью: команды, распоряжения, приказания. 3.Методы анализа и оценки деятельности: разбор, замечание, словесная оценка и т.д. Основу г руппы метод ов идеомоторного и психорегулирующего упражнения составляет специально направленное использование внутренней речи, образного мышления, мышечно-двигательных и других чувственных представлений для самовоздействия на физическое и психическое состояние, регулирование его и обеспечение готовности к действию. Идеомоторное упражнение - многократное мысленное воспроизведение двигательного действия с особой концентрацией внимания на его решающих фазах или не удающихся элементах. Психорегулирующая тренировка - использование методов аутогенной тренировки, включающей методы релаксации, мобилизации и коррекционного моделирования двигательных действий. Группы методов наглядного воздействия. Наглядность в широком смысле этого слова обеспечивается в физическом воспитании всей совокупностью воздействия на органы чувств, приводящей к формированию образа движений. В зависимости от воздействия на те или иные сенсорные системы можно выделить следующие группы наглядности: 1.Метод зрительной наглядности - непосредственный показ, опосредованный показ или демонстрация; зрительное ориентирование. 2.Методы звуковой (слуховой) наглядности. 3.Методы двигательной наглядности - направленная помощь (проводка), фиксация положений тела или его частей в отдельные моменты двигательного действия; использование специальных тренажеров. Кроме этого используются методы срочной информации (динамометры, пьезодатчики, хронометры и т.д.) и автоматизированное оперативное программирование некоторых параметров двигательной деятельности в сочетании с экспресс-контролем за выполнением заданной программы (например, использование кардиолидера, сумматора пульса и т.д.). Вариант классификации методов обучения. 1. Словесные методы обучения. - методы передачи и приобретения знаний (рассказ, описание, объяснение, беседа, прослушивание магнитофонных записей, самостоятельное изучение литературных источников); - методы воспроизведения знаний и обмена ими (ответ, отчет, дискуссия); - методы управления деятельностью занимающихся (постановка задач, указание, распоряжение, команда, инструктирование); - методы стимулирования и саморегуляции (разбор, оценка, самопроговаривание программы действий); 2. Наглядные методы обучения: - методы зрительного воздействия (показ упражнений, демонстрация наглядных пособий, кино- и видеомагнитофонная демонстрация, зрительное ориентирование); - методы наглядно-звукового воздействия (использование акустической и светосигнальной систем демонстрации); - методы проприоцептивного воздействия («проводка по движению», принудительное ограничение параметров движений и т.д.). Практические методы обучения: - методы строгого регламентированного упражнения (методы формирования представлений о двигательных действиях, методы овладения основами техники физических упражнений, методы закрепления двигательных навыков). - методы частично регламентированного упражнения (игровой, соревновательный).
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|