|
УПРАЖНЕНИЕ 82 КРУГОВАЯ МАГНИТНАЯ ЛЕНТА
Полезное упражнение для индивидуального тренинга - наметить в определенно порядке несколько разных звуковых воспоминаний и переключаться от одного другому, постепенно сокращая время настройки на звук. Потом можно сделать "круговую 'магнитную ленту",, в такой, например, последовательности звуков: Г) шум проносящегося мотоцикла; 2) бульканье воды, наливаемой из графина в стакан; 3) звонки в телефонной трубке ("занято"); 4) музыкальные позывные последних известий по радио; 5) снова - шум мотоцикла и т. д. ^ Пока механизмы памяти еще трудн поддаются произвольной регулировке, можно сначала подготовит "магнитофон" к этому упражнению-отрепетировать звуки. Послушать реальный шу мотоцикла, музыкальные позывные, несколько раз налить воду в стакан, позвонит по телефону, - и закрепить в памяти все нужные звуки, чтобы они легче возникали, когда мы буде тренировать переключения. Напомним здесь, что всякий чувственный образ и всякая память его - это всегд совокупность и зрительных, и слуховых, и иных восприятий, неотделимых друг о друга. Когда мы пытаемся произвольно вызвать в памяти какое-йибудь звуково воспоминание, ему непременно будет сопутствовать и зрительный образ. Важно лишь, чему мы отдаем преимущественное внимание, что именно стараемся осознать в данны момент. Наши задачи; 1. Произвольно, по заказу, уметь вызывать в памяти любой слуховой образ. 2. Уметь произвольно, мгновенно переключатьс от одного чувственного образа к другому.
УПРАЖНЕНИЕ 83 УЛИЧНЫЙ СОНАР;
Это упражнение тоже для индивидуального тренинга. -Когда вы идете по шумной, людной улице, попробуйте, не глядя по сторонам, лиш по доносящимся звукам ясно представлять себе зрительно, что происходит вокруг. - Попробуйте улавливать звуки выборочно-слушать, к примеру, только шум проезжающих машин, не обращая внимания на все остальное. Думайте, что это з машины, угадывайте, какие они, придумывайте, куда они направляются, кто в ни едет. -- Прислушайтесь к шагам отдельных прохожих, но не смотрите на них. По звук шагов нарисуйте себе внешний облик прохожего. Угадайте, куда он идет. Помяит только, что нам совершенно не к чему играть в ясновидцев. Не вздумайте и любопытства проверять свои фантазии и узнавать у прохожего, верно ли в определили его профессию. Мы занимаемся в этом упражнении не ясновидением, совсем другим, более плодотворным делом,-развиваем органы чувств, память чувств, воображение и фантазию.
УПРАЖНЕНИЕ 84 ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ
Говорят, великий Цезарь мог одновременно заниматься несколькими делами - читал, и писал, и разговаривал. Можно 'сказать, следовательно, что у нег великолепно работали механизмы переключения и что он обладал хорош оттренированным рассредоточенным (многоплоскостным) вниманием. За один урок, конечно, таких умений не освоить, но постепенно тренировать себя этом направлении полезно. Время от времени нужно делать следующее: - Перемножьте мысленно два многозначных числа (например, 36Х24) и в то же врем записывайте на листе бумаги очень хорошо известное вам стихотворение. - Сделайте наоборот. Читайте вслух знакомое вам наизусть стихотворение, а н бумаге перемножьте два многозначных числа. - Когда это освоено, прибавьте еще одно осложнение. Вместо знакомог стихотворения возьмите любой незнакомый текст из книги. Читайте его вслух, а н буч маге производите вычисления. Потом переписывайте текст из книги, а в ум перемножайте числа. - Потом еще одно осложнение. Включите радио погромче или попросите окружающи мешать вам, шуметь, а сами вычисляйте и декламируйте или переписывайте текст вычисляйте в уме. - Наконец, последнее. Вычисляйте мысленно, одновременно переписывайте незнакомы текст, а товарищей попросите, чтобы задавали вам различные вопросы. Ответьте н все вопросы, не прекращая прежних дел.
УПРАЖНЕНИЕ 85 СОНОСКОП
Этот фантастический прибор способен.по звуку увидеть любую вещь. - Отвернитесь. По какому предмету я стучу карандашом?.. А теперь? Звуки разные-карандаш постукивает то по книге, то по столу, то по руке, то п авторучке, то по часикам. Помогая осознаванию связи между внутренними видениями и звуками, мы тренируе образное мышление.
УПРАЖНЕНИЕ 86 СОНОСКОП СОБЫТИЙ
- По нескольким разным звукам нарисуйте себ картину. Слушайте... Один из учеников (он устраивается в таком месте комнаты, чтобы его не был видно) "задает звуки", остальные-оправдывают. Сначала ученики слышат, например, тихое насвистывание какой-нибудь мелодии, затем-резкий стук. Маленькая пауза. Громкий возглас: "Что тут такое?" - Что происходило? - Шел человек по лесу, насвистывал. Вдруг-выстрел... - Человек вошел в свою квартиру, ищет 'выключатель, чтобы свет зажечь, выключателя нет. Споткнулся о детскую коляску. Понял, что в чужую квартир забрел.
УПРАЖНЕНИЕ 87 ЧТО ПРОИСХОДИТ?
Ученики делятся на две группы. Усаживаются так, чтобы одна группа не видел другой, - спинами. Первая группа "задает звуки", вторая-оправдывает. В первой группе может быт ведущий, который дирижирует звуками. Группе дается две минуты на то, чтоб сговориться о характере звуков. Варианты этого упражнения: 1. Педагог задает общую тему обеим группам. К примеру: "Действие происходит н карнавале". По звукам первой группы (какие бы ни были эти звуки!) каждый и учеников 'второй группы рисует в своем воображении картины событий, происходящи на карнавале. 2. Педагог задает тему только слушающим из второй группы. Первая группа, производящая звуки, не знает, что задано. Допустим, педагог предупреждает втору группу, что все звуки, которые они услышат, будут раздаваться на пароходе, идущем по морю глубокой ночью. Какие бы звуки теперь ни услышали ученики, он должны оправдать их появление заданными обстоятельствами.
УПРАЖНЕНИЕ 88 ТРИ ДОКЛАДЧИКА
Три ученика садятся лицом ко 'всем остальным. Педагог дает им по газете отмечает статью. По команде трое одновременно, в течение двух-трех минут, читаю вслух свои статьи. Все слушающие должны понять, что читает каждый. Каждый и читающих должен слышать и понимать двух остальных докладчиков. Для начала делается облегченный вариант-педагог говорит, кого именно из тре докладчиков должен слушать каждый из учеников. Докладчики тоже получают задани - каждый из них должен будет в конце упражнения рассказать о содержании стать одног из своих соседей. Другой вариант этого упражнения регулирует переключения слуховых восприятий тренирует навыки отключения. Педагог дирижирует слушателями, включая их н слушание то одного, то другого из читающих непрерывно докладчиков. В этом случа докладчиков лучше усадить спинами к слушателям, чтобы видимая артикуляция н облегчала задачу. Включать можно двумя способами: или указывая то на одного, т на другого, или командуя: первый! второй!.
УПРАЖНЕНИЕ 89 ШУМОВОЙ КВАДРАТ
Ученики делятся на четыре группы, каждая из них становится у одной из сте комнаты. Лица учеников обращены к стене, и они не видят учеников других групп. Каждой группе дается по стихотворению, и по команде все одновременно начинаю читать вслух. - Стоп! Пауза. Еще одну строчку. Начали!.. Стоп! Всем нужно слышать все.
УПРАЖНЕНИЕ 90 ХОР
Один ученик, отгадчик, выходит из комнаты. Оставшиеся берут две-три строчки все известного стихотворения, и каждый ученик получает по одному слову. Отгадчик входит. По команде педагога все ученики произносят хором каждый сво слово. - Какие строчки? Из какого стихотворения? Не поняли? Послушайте еще раз.
Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|