Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Любовь хочет, чтобы тварь была





В двух своих трактатах "Слово на язычников" и "Слово о воплощении Бога-Слова", Афанасий, занимавший епископскую кафедру в Александрии в IV веке, поддерживает прекрасный принцип, что Бог, будучи в высшей степени благ, "никому не отказывает в бытии, но хочет, чтобы все существа жили, чтобы Он мог выказать им свою любовь. Из этого следует, что "создав все Своим предвечным Словом, Он больше не оставляет Творение на волю прорывов и текучести природы, что могло бы превратить его в ничто". Он поддерживает и направляет Творение "провидением" Своего Слова23.

Но, видимо, для всего Творения, за исключением человека, действие этого провидения временно. Согласно Афанасию, после земного рая смерть сделалась законом природы. Только человек может по благодати избежать этого закона, но эту благодать у него отнимает грех. Изменив "человеколюбию Слова, которое призвало их быть", люди одновременно оказались "навсегда лишены бытия. То есть после распада смерти они остаются в смерти и тлении. Ибо по природе человек смертен, потому что создан был из праха"24.

Следуя за Афанасием в его рассуждениях, мы хорошо понимаем, что по своей вине человек оказался отлучен от дара бытия, который Бог предложил всем Своим созданиям. Смерть - справедливая плата за непослушание. Но если бытие - это дар любви, то каково же происхождение того возвращения во прах, которое поражает другие создания Божии; получается, что Бог просто отменяет Свою любовь в одностороннем порядке. Так значит природа - это всего лишь краткий каприз Творца, и только благодать может по-настоящему длиться?

Афанасий как будто и не делает различия между изначальной и падшей природой. Он переносит на первую ту болезнь, которой страдает вторая - а именно отлучение от полноты бытия. Он не учитывает то, что Бог не хочет смерти никакой твари, что смерть есть плод грехопадения и только единомыслие в грехе придает смерти космическое измерение. В этом он опровергает свою собственную аксиому: "Зло есть небытие, а добро есть бытие, ввиду того, что оно произошло от Бога, Который есть"25.

Григорий Нисский и "кожаные ризы"

Такая аксиома находится в совершенном согласии с библейским Откровением. Этого нельзя сказать о неоплатоническом дуализме, который пронизывает сочинения Григория Нисского - великий мистический богослов пытается придать ему христианскую интерпретацию. Несмотря на все усилия, это приводит Григория Нисского к видению осязательной природы, которое, не будучи целиком негативным, по сути своей уничижительно, а значит чуждо Библии.

В противоположность всем утверждениям гностических и манихейских ересей, для Григория Нисского чувственная природа не является злом сама по себе. Она действительно сотворена бесконечно благим Богом, но цель этого сотворения была подчиненной и временной. Она не задумана изначально, но стала результатом отклонения в творении, следствием грехопадения.

Эта тема таинственных "кожаных риз", в которые человек будто бы был облечен после грехопадения. Размышления Григория Нисского в этой области изменчивы. Он как будто часто отождествляет эти ризы с греховным состоянием, но видит в них проявление Божьего милосердия и залог спасения. Они предоставляют возможность пройти испытание. Будучи по определению чем-то эфемерным, они не заключают человека в границы вечного осуждения, но открывают путь к освобождению, если только человек захочет пойти этим путем.

В иные моменты Григорий Нисский признает существование других риз, сияющих, или, если угодно, сотканных не из земной и плотской материи, но из материи небесной и духовной. Их человек обретет после окончательного воскресения, сменив "кожаные ризы" своего животного и биологического существа на одеяние, сотканное из чистоты его нового состояния.

Но никогда речь не идет о духовной материи всей остальной Вселенной. В Парусии человек вернет себе свою глубочайшую природу, родственную ангельской, ибо у ангелов тоже есть духовное тело, которое, как и человеческое тело, отличает их от Бога, - единственного чистого Духа. Но все, принадлежащее к дочеловеческому творению - минералы, растения и животные - навсегда будут уничтожены.

Невозможная гармония

Августин в "Граде Божием" более точно придерживается библейского повествования книги Бытия. Он полагает, что люди, как и животные и прочие организмы, были сотворены в раю, справедливо названном земным. До грехопадения они были защищены от страдания и смерти теми плодами, которые их "животное тело" срывало с древа Жизни. Но если это "животное тело", подчиненное "духу", получило от Бога "душу живу", как и остальные плотские создания, оно не было еще превращено Богом в "духовное тело". Это должно было осуществиться лишь в дальнейшем26.

Вкусив плод древа познания, человек прервал процесс и сверх того оказался лишен благодеяния питаться плодами древа Жизни. Он сделался открыт страданиям и смерти, одновременно утратив надежду на конечное преображение. Только страдальческое воплощение Слова заново открыло перед ним путь к обожению.

Рассматривая состояние мира после грехопадения и до Парусии, Августин открывает в нем (что касается бессловесных живых существ) парадоксальную гармонию, которая словно бы пренебрегает падшим и греховным состоянием этого мира. Когда страдания и смерть не касаются человека, то они перестают возмущать епископа города Гиппона и, напротив, свидетельствуют о провиденциальном, установленном порядке, которым мы должны восхищаться.

"Было бы смешно, - говорит Августин, - осуждать пороки животных, деревьев и других меняющихся и смертных существ, лишенных разума, чувствительности и всякой жизни, чья тленная природа распадается. Когда одни рождаются, потому что умирают другие, когда сильные побивают слабых, побежденные превращаются в какие-то свойства победителей, то таков порядок преходящих вещей. Если красота этого порядка вещей бывает для нас непривлекательной, то потому лишь, что, помещенные в мир как его часть, по причине нашей смертности, мы не можем осознать целое, детали которого нас оскорбляют - а между тем они оправданы во всей желаемой уместности и гармонии."27

Можно подумать, что за пятнадцать веков до своего рождения эти слова произнес Тейяр де Шарден, в глазах которого зло, поражающее нечеловеческую часть Вселенной, есть достойная похвалы необходимость в процессе творческой эволюции. Тем не менее Августин противоречит себе, когда он замечает в предыдущей главе, что создания, о которых идет речь - животные, растения и минералы, "все они выражают волю к жизни и тем самым стремятся избегнуть смерти", каждое создание стремится "сохранить свою сущность"28. Откуда же этот мятеж бессловесных созданий против замечательного замысла их Создателя?

Вслед за Афанасием, Августин с полным основанием напоминает, что "создания, стоящие ниже нас, не существовали бы никоим образом, не обладали бы никакой формой, не стремились к гармонии бы и не сохранялись ни в каком порядке, если бы не были созданы Тем, Кто в высшей степени есть, и Кто есть высшая мудрость и высшее благо"29. Как же тогда примирить, в отношении бессловесных тварей, царственный дар бытия, вдохновленный высшим благом, с верховным осуждением на небытие, продиктованным непостоянством высшей воли?

Августин и тело воскресения

Парусическое воскресение человеческого тела не представляет для Августина никакой сложности - здесь он целиком возвращается к манихейским заблуждениям своей молодости. Он уточняет, что речь пойдет о теле, которое действительно останется плотским, но в то же время станет духовным "не потому что оно превратится в дух, но потому что покорится духу с безраздельной и чудесной легкостью, вплоть до того, что будет черпать в нем полную и окончательную радость непрерывного, вечного бессмертия"30.

Августин неистощим в деталях насчет конкретной реальности этого успения плоти в духе, сохраняющего половое различие между людьми, хотя больше оно не будет причиной для вожделения; доходит до того, что размышляет о судьбе волос и ногтей. Но он не находит ни одного слова для описания дальнейших превращений всего остального космоса. Полностью поглощенный лавиной огня, мир навсегда исчезает со сцены. Похоже, что Бог не вписал его в программу восстановления всех вещей в Нем Самом.

Но это совсем не страшно, потому что после промежутка пустоты взглядам воскресших людей явится новое небо и новая земля: "Тогда мы увидим тела мира, содеянные новым небом и новой землей, таким образом, что благодаря новому телу, которое у нас будет, мы увидим Бога в наипрозрачнейшей ясности. Всюду, куда мы обратим взгляд наших духовных очей, мы будем созерцать через то же посредство тел бестелесного Бога, управляющего всем миром."31

Что же будет представлять собой этот новый мир? Откуда он придет? Августин говорит об этом крайне сжато. Хочется верить, что с его стороны это здоровая осторожность, но ведь до этого он так много распространялся на тему плотской реальности воскресшего человеческого тела. Подобный избыток деталей идет в разрез с лаконизмом рассуждений о воскресшем космосе.

Все эти интерпретации, которые, начиная от Григория Нисского и кончая Августином, стремятся преодолеть неоплатонический дуализм, не достигают этого в полной мере, потому что они лишь прикрывают прореху в цельных, без швов, одеждах Творения. Если их усилие увенчалось успехом в том, что касается евангельского откровения, а именно в неразрывной реальности союза Бога с человеком во Христе и души и плоти в человеке, то им не удалось по-настоящему применить это пневматическое призвание ко всей совокупности Вселенной.

Как относительно человека, так и относительно космоса, эти интерпретации не могут прямо объяснить существования подлинной непрерывности, через эсхатологическое перевертывание, между первым и вторым творением. А между тем, и здесь, и там человеческое тело едино с телом космоса. Человек не может быть реально и целиком спасен, если спасение его собственного тела не подразумевает спасения космического тела мира.

_______________________________________________________________________

(?)1 Св.Ириней Лионский, Против ересей

(?)2 Там же

(?)3 Там же

4 Cyrille de Jerusalem, Catecheses..., XV, 3, Migne, 1993, p.235.

5Ephrem de Nisibe, Commentaire de l'Evangile concordant ou Diatessaron, XIX, 17; Ed. du Cerf (abrege desormais SC) 121, p.341.

6 Там же, XVIII, 22, Р.330.

7 Там же, V, 11, р.112.

8 Там же, ХIХ, р.341.

9 Ephrem de Nisibe, Hymnes sur le paradis, IХ; SC, 1968, р.121.

10 Ibid, XII, 20; р.163.

11 Ephrem de Nisibe, XLIV Chants de Nisibe, 2 et 7, Ed. Carisfript, "Antioche chretienne",

12 (?) V, 33; р.668.

13 Творения Василия Великого, М., часть I, 1845, с.138.

14 Там же, с.165.

15 Там же, с.166.

16 Origene, Commentaire sur le psaume I, 3, Stock, 1982, cite par Olivier Clement, p.196.

17 Там же.

18 Ориген, Комментарий к Песни песней.

19 Василий Великий, Шестоднев, 1,6.

20 Ориген, О началах

21 Там же

22 Там же

23(?)

24(?)

25(?)

(?) 26 Augustin d'Hippone, (?)da Cite de Dieu, XIII, Dexlee de Brouwer, 1959-1960, р.315-317.

27 Ibid, ХII, 4; р.159.

28 Ibid, ХI, 23-1; р.117-119.

29 Ibid, 28; р.123.

30 Ibid, ХIII, 20; р.309.

31 Ibid, ХХII, 19-6; р.703-705.

 

Глава II







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.