Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Катехизис космического спасения





Приблизительно в первом тысячелетии, на Востоке, великий византийский мистик Симеон Новый Богослов сформулировал в первом "Этическом трактате" катехизис космического спасения, который рассеял все соблазны неоплатоников и все колебания августинизма. "Подобно тому, как наши истлевшие тела не уходят в небытие, утрачивая всякое существование, так и небеса и земля, и все, что оно заключает, то есть совокупность творения, будут обновлены и освобождены от рабства тления; их элементы примут часть вместе с нами в запредельности, и подобно тому, как мы будем испытаны огнем,все Творение тоже будет обновлено огнем."36

По этому поводу - воскресения, а не просто разрушения - Вселенной в огне Симеон Новый Богослов предлагает прекрасное сравнение: "Подобно тому, как старая медная утварь, загрязненная и позеленевшая, попадает в огонь, после чего ремесленник отливает ее заново, и она сверкает как новая, так и творение, состарившееся и запятнанное нашими грехами, будет расплавлено в огне Творцом Вселенной; итак, оно будет переплавлено и преображено и станет новым и блистающим, несравненно более прекрасным, нежели то, что мы видим сегодня." 37

Это единение мира с человеком восходит к самому началу творения, когда мир был создан до человека и для человека. Вселенная последовала за человеком в грехопадении, хотя изначально вся природа по своей естественной склонности восстала против преступления. "Солнце не хотело светить, луна не желала появляться, реки отказывались течь, воздух предпочел бы свернуться, чтобы восставшему против Бога нечем было дышать, дикие звери и прочие животные презрели его и обратили против него свою неукротимость."38

Но из жалости к человеку Бог сдержал мятеж тварей и заставил их подчиняться своему неверному господину. Так Творение "тоже стало порченым в интересах человека, ради которого оно было создано и который стал порченым, чтобы поддерживать свое тленное существование". Но будет справедливо, если Творение, последовавшее за человеком в грехопадении, окажется рядом с ним и в восстановлении, и если человек в конце времен станет "бессмертным и духовным", то все "Творение тоже вернется к вечному и нематериальному состоянию"39.

Как же это произойдет? "Несомненно, что обновленное Творение не станет таким же, каким оно было изначально создано". Как и Августин, Симеон Новый Богослов думает, что призвание человека и Вселенной гораздо шире того, которое было предназначено им в земном раю. До преступления человеческое тело было материальным, чувственным и меняющимся. По Воскресении оно будет преображено в духовное и неизменное. "Точно так же все Творение станет, по знамению Божьему, не таким, каким оно было создано, то есть чувственным и материальным, но преобразится в бестелесное, духовное и сверхчувственное обиталище человека."40

Предаваясь не воображению, но скорее лирическому порыву, Симеон пытается представить себе черты этой воскресшей Вселенной. "Небо, прежде всего, станет несравненно более сияющим. Земля в своей новизне обретет неописуемую красоту, она будет покрыта мягкой зеленью, которая не увянет, и украшена излучающими свет цветами, духовными по своей природе. Блеск солнца правды станет в семь раз сильнее, а луна будет светить в два раза сильней, чем наше солнце."41

Таким образом, "весь земной мир будет целиком соединен с небесным миром", все невыразимые вещи, будучи трансцендентными всякой мысли, соединятся с интеллигибельным миром". Именно "такую землю кроткие, которых Господь назвал блаженными, получат в наследство"42. Именно она, соединенная с пением ангельских хоров, будет возносить с помощью примиренного во Христе человека свое славословие Богу.

_______________________________________________________________________

1 Василий Великий, Шестоднев.

2 Augustin d'Hippone, La Cite de Dieu, XII, 25-4, p.673.

3 Discours de salut a une vierge, a la mite de la Vie de sainte syndetigne, "Spiritualite Orientale", 1991, 2-e ed., p.97.

4 Ephreme de Nisibe, Commentaire de l’Evangile concordant au Diatessaron, Prieres, 7; SC 121, 1966, p.404.

5 Pallade, Histoire lausiaque, 18, Desclee de Brouwer, “Le Peres dans la foi”, 1981, p.72-73.

6 Theodore de Cyr, Histoire des moines de Syrie, VI, 7-10, SC 234, t.1, p.355-361.

7 Jean Moschus, Le prespirituel, SC 12, 1946, p.48, 216.

8 Там же, р.154-157.

9 Isaac le Syrien, Oevres spirituelles, Desclee de Brouwer, 1981, 20-e discours ascetigne, p.139.

10 Ibid, 81-e discours ascetigne, p.395.

11 Jean de Daliatha, 23 Homelie, Sur l'amour et dilection, Carmel, 3-e trim, 1977, p.197-198.

12 Cite par Robert Beuley,La Lumiere sans forme,Ed.de Chevetogne,"L'esprit et le feu", 1987, p.195.

13 Ibid, p.195.

14 Jean Damascene, Homelies sur la Nativite et Dormition de Notre Dame, SC, 1961, p.47-49.

15 Jean Damascene, Le Visage de f'invisible, Ed. Migne, "Les Peres dans la foi", 1944, p.134-135.

16 Maxime le Confesseur, Questions a Thalassios, 60, cite pan Olivier Clement, Le Christ Terre des vivans, "Spiritualite orientale, 1976, p.119-120".

17 Maxime le Confesseur, Ambigva, cite par O.Clement, p.112, 120-121, 126.

18 Maxime le Confesseur, Ambigva, 7, cite par Jean-Claud Larchet, ed. de l'Ancre, 1994, p.42.

19 Maxime le Confesseur, Mistagogie, 2 cite par O.Clement Sources, Stock, 1982, p.198.

20 Maxime le Confesseur, Questions a Thalassios, 51, cite par Hans Urs von Baltasar, Lifurgie cosmigue, Aubien, 1947, p.233.

21 Ibid., p.235-236.

22 Maxime le Confesseur, Centures sur la theologie et l'economie, I, 21, Philocalie des peres neptigves, t.VI, Abbaye de Bellefontaine, 1985, p.84-85.

23 Anastase du Sinai, Homelie sur la fete de la Transfiguration d'apres les peres d'Orient, "Spiritualite orient" 1985, p.161-163.

24 Jean Scot Erigen De divisione naturae, V, 36; cite par Hans Urs von Baltasar, La dramatique divine,t.IV Denouement Culture et Verite diffusion Breplos, 1993, p,346.

25 Ibid.

26 Acta sanctorum, ed.Ballandus, I-er fevrer; cite par Jacques Voisenet, Bestiaire chretien, Presses universitaies du Mirail,Toulouse, 1994.

27 Adamnan de Hy, Vita Colombae; cite par Jacques Voisenet.

28 Olivier Loyer, Les Chretientes celtiqes, Terre de Brume, Rennes,1993, p.44.

29 Ibid, p.47.

30 Walafrid Strabon, Vita Galli, cite par Jacques Voisenet, p.36.

31 Ibid, p.170.

32 Voir Alain Lompech, "Peche a la loutre", Le Monde, 25 juellu, 1994, p.21

33 Jonas de Bobbio, Vie de saint Colomban; trad.Adalbert de Vogue, Vie monastique, 1988, p.131.

34 Ibid, p.161-162.

35 Ibid, p.128.

36 Ibid, p.129.

37 Vitae sanctorum hiberniae, ed.Plummer; cite par Jacques Voisenet, p.236.

38 Симеон Новый Богослов, Traites theologique et ethique, Premier traite ethique, 4; Ed.du Arf, SC 122, t.I, 1966, p.207.

39 Ibid, 4, p.209.

40 Ibid, 2, p.191.

41 Ibid, 4, p.211.

42 Ibid, p.207.

43 Ibid, p.209.

44 Ibid, 2, p.191; 4, p.211.

45 Ibid, 5, p.213.

46 Ibid, p.219-221.

47 Ibid, p.221.

 

Глава III

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ЗАПАД

Идти со звездами

Если мы обратимся к Западу, то увидим, что к первому тысячелетию там расцветает традиция пустынничества, как у египетских и ирландских монахов с их глубокой причастностью к жизни природы. Умерший в 1027 году Ромуальд советует своему ученику-анахорету получать благодать от Господа, оставаясь всегда "спокойным, как цыпленок"1, который во всем надеется на свою мать-наседку.

Его великий наследник Пьер Дамиан, основатель пустыни в Фонте Авеллана, прославляет совершенную синхронию, которая во время ночного пения псалмов заставляет отшельника двигаться "в направлении, параллельном движению звезд. Распевая псалмы, он внутренне поднимается к недостижимому свету, и звезды, завершая свое вращение, приготовляют рассвет"2.

Пьер Дамиан рассказывает, что один монах, "пришедший из деревни, неграмотный, едва знавший пятьдесят псалмов" жил в своей келье с двумя змеями. Этот Мартин Сторасе сам свидетельствует, что "когда падал ниц, чтобы читать литании, змеи нежно сворачивались по обеим сторонам его лица; у них и в мыслях не было его кусать - они воздавали почести хозяину дома"3.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.