|
Берюль и освящение всякой твариТочно так же рассуждает Пьер де Берюль, основатель оратории во Франции и друг животных, каким был и Филиппо Нери, основатель Конгрегации в Италии. Этот последний жил в Риме, всегда окруженный котами и собаками. По одному свидетельству "он все время носил их на руках, не уставал гладить животных и повторять, что они невинны и чисты". По замечанию одного кардинала "ему мало было людей, он хотел привлечь к себе еще и животных”. 80 В некоторых своих свойствах Берюль буквально воскрешает Франциска Ассизского. Он выкупает зайца, попавшего в ловушку, и освобождает его, подобно тому, как Povrello выкупил и освободил ягненка, "думая о более возвышенном искуплении". В Фонтенбло он приказывает давать виноград птицам в королевской вольере, подобно тому, как Франциск давал зерна жаворонкам и ослам накануне Рождества. По свидетельству его биографа, Жермена Абера, Берюль "ужасно страдал, если убивали какое бы то ни было животное" и собирался стать вегетарианцем. Однажды он повел себя совсем иначе, нежели будущие мрачные картезианцы, когда резко отчитал одного монаха, ударившего пса за учиненную им драку: "Зачем вы его ударили? Смотрите, он кричит, жалуясь на вас Богу голосом самой природы. Животные имеют право устраивать жизнь согласно тому природному инстинкту, которым наделил их Бог." 81 Берюль имел "чудесный дар возвышать и освящать всякую вещь". Самое малое, самое незаметное: фонтан, цветок, маленького зверька - он немедленно замечал и возносил к Богу. Часто из смирения он обедал на кухне, и как-то ему случилось быть там в одиночестве. Он заметил маленьких животных, игравших вместе. ”Видите, - сказал он потом одному священнику, с которым подолгу беседовал, - вот кто отдает должное бытию и движению Бога в своем существе. Это создание, столь малое в наших глазах, имеет столь высокое происхождение, и самим своим состоянием и положением оно склоняется перед неизреченным и непостижимым."82 Так пусть же создание Божие, каким бы оно ни было, может, как говорит Берюль, "преклоняться перед невыразимым и непостижимым одним своим состоянием и положением - неразумным и бессловесным": эта идея таинственно-точным образом выражает то, каким будет участие бессловесных живых существ в космическом прославлении Бога. Эта мысль с исключительным смирением показывает, в какой мере самой убогой твари Творец может предназначить самый возвышенный удел. Космическое видение "Херувимского странника" В середине ХVII столетия немецкий мистик Ангелус Силезиус (настоящее имя - Иоханнес Шефлер) публикует поэтический сборник, состоящий примерно из тысячи семисот "монодистихов" под названием "Херувимский странник", что представляет собой удивительный синтез самой разработанной христианской - как средневековой, так и барочной мистики. Лютеранин, обратившийся в католицизм, он черпает вдохновение как в трудах Бернара Клервосского и Францисска Ассизского, Гертруды и Мехтильды, Экхарта и Рейсбрука, так и в сочинениях Терезы Авильской, Хуана де ла Круса и Игнатия Лойолы. С особой силой он проповедует плодотворность созерцания природы: "Ни одна пылинка не может быть столь мала, чтобы в ней нельзя было увидеть Бога во всей Его славе" (IV,160); " Творение - это книга, в которой можно увидеть утонченно выраженного Создателя" (V,86) не стремясь к "разрыву", твари находятся "на пути к Богу" (II,114); благодаря им "скрытый Бог становится доступным", потому что они суть его "наброски" (II,48). 83 Нужно, конечно, идти далее этого первого этапа, ибо "красота сотворенного - это только тропка, указывающая путь к созданию Божьему" (III,1). Но своим "воплем" твари "заклинают и призывают признать их" (IV,193). "Если ты не слышишь их призыва: "Возлюби Его!", - ты погиб" (там же). Нет ничего "неслышимого" на земле, "отовсюду Бог слышит хвалу и эхо хвалы" (I,264). Одним словом, "твари - это голос предвечного Слова" (I,270)". 84 Призвание человека - собирать вокруг себя все Творение: "Человек, все живое стремится к тебе, жмется к тебе, все прибегает к тебе, чтобы прийти к Богу" (I,270). Единственное условие этого всеобщего порыва - быть человеком Божьим: "Если в тебе живет Бог, все спешит к тебе: человек, ангел, солнце и луна, воздух, огонь, земля и ручей" (V,110). Прекрасный образ человека как пастыря Вселенной, как посредника между Творцом и собором сотворенных.85 Вечное спасение обещано им всем, ибо, вопреки тому, что кажется очевидным, "мир не проходит и не кончается, и только тьму Господь разбивает в нем" (II,109). Этому есть радикальная причина - "тварь включена в Бога": "Подобно тому, как огонь заключается в кремне, дерево - в семечке, так и тварь содержит в глубине своей Бога, ее Создателя" (IV,185).86 Путаное на первый взгляд, это утверждение, однако, не противоречит самым возвышенным размышлениям христианской метафизики. Оно отсылает, к примеру, к учению о вечных платоновых идеях, которому Максим Исповедник придал христианский смысл. В этом случае речь идет не о действительном предсуществовании душ в Боге, как ошибочно полагал Ориген, но о вечности Божьего замысла в виде смыслов (logoi), семян, которые присутствуют в Творце до того, как начинается процесс творения. Прежде чем появиться на свет, всякая вещь пребывает в Боге в состоянии “про-явления" (до-явления), в зародыше. Так это понимает Ангелус Силезиус, когда он утверждает: "Роза, которая тешит здесь твой внешний взор, изначально, от века расцветает в Боге" (I,108). Потому нет вещи, которой грозило бы полное уничтожение: "То, что сотворено, целиком живет в божественном Слове - как же может оно когда-нибудь погибнуть и исчезнуть?" (I,109). Собор Вселенной не будет уничтожен в конце времен, когда будто бы останется и воскреснет один лишь человек, но, напротив, он движется к полному завершению в мире Парусии: "С момента своего создания и по сей день сотворенное стремится лишь к одному - к успокоению в своем Создателе" (I,170).87 _________________________________________________________________
1 Cite par Jean Leclereq, Fransois Vanderbroucke et Louis Bouyer, Histoire de la spiritualite chretienne, t.II La spiritualite du Moyen Age, Aubier, 1961, p.144. 2 Pierre Damien, Sur le “Dominus vobiscum”, dans Du desert a l’action, Ed.Migne, “Le Peres dans la foi”, 1992, p.41-42. 3 Ibid., “Portraits d’ermites authentiques”, p.117. 4 Bernard de Clairvaux, “Troisieme sermon pour la Pentecote”, dans Sermons pour l’anne, trad.Pienne-Yves Emery, Brebois - Les Presses de Taize, 1990, p.567-568. 5 Bernard de Clairvaux, “Neuvieme sermon”, dans Sermons diver, t.I, trad.Pienne-Yves Emery, Deselee de Brouwer, 1982, p.100-108. 6 Bernard de Clairvaux, “Quatrieme sermon pour la Toussaint”, dans Sermons pour l’anne, p.793-794. 7 Ibid., p.794. 8 Bernard de Clairvaux, “Sermon sur le Cantique des cantiques”, V, dans Ouveres mystiques, trad. Albert Beguin, Ed. du Seuil, 1953, p.110-111. Ibid. 9 Hildegarde de Bingen, Le livre des oeures divines, trad. B.Gorceix, Albin Michel, Spiritualites vivantes, 1982, 175-176. 10 Hildegarde de Bingen, Le livre de merites de la vie, III, 1, 2; cite par G.Epiney et E.Zum Brunn, Femmes troubadours de Dieu, Brepols, 1988, p.59. 11 Ibid. 12 Hildegarde de Bingen, Seivias, 1, 2, c; p.59. 13 Hildegarde de Bingen, Le livre des oeures divines, Quatriemo vision, p.73. 14 Cite par Epiney-Burgard et E.Zum Brunn, p.104. 15 Cite par J.B.M.Porion, dans Biatrice de Nasareth, Sept degres d'amour, Ed.Claud Martingay, Geneve, 1972, p.42. 16 Gertrude d'Helbta, Le Henaut, livre I, chap. VIII, 1; Oeures spirituelles. 17 Ibid., p.161. 18 Mechtilde de Hakeborn, Revelation, IV, 3, cite par Hans Urs von Balthasar, La dramatique divine, t.IV, Le denouement, Ed.Culture et Verite, 1993, p.384. 19 Mechtilde de Hakeborn, Le Livre de la gloire speciale, III, 7, trad., 1920, p.200-201. 20 Ibid., III, 34, p.233. 21 Ibid., IV, 21, p.272. 22 Ibid., 32, p.283-284. 23 Legenda antiqua (ou Legende de Perouse),chap. dans Sainte Fransois raconte par ses premiers compagnons. Editions franciscaines 1946, p.96. 24 Ibid., chap.XLV-XLVI, p.96-99. 25 Thomas de Celano, Vita prima, chap.XXIX, dans Sainte Fransois, 1981, p.262. 26 Legenda antiqua,chap.CI, dans Sainte Fransois, p.186-187. 27 Bonaventure, Legenda Major, VIII, 6, 8, 10, p.637-641. 28 Ibid., p.636. 29 Bonaventure, Iteneraire de l'esprit vers Dieu, chap.II. Vrin, 1960, p.57-59. 30 Ibid., p.43. 31 Ibid. 32 Thomas d'Aquin, Somme theologique, tau-dela, Pesolee, p.243. 33 Ibid., art.4, p.259. 34 Ibid., art.5 et 6, p.262-273. 35 Ibid., La Resurrection, q.80, art 1 a 5, et q.81 art 1 a 4, 1938, p.107-138, 139-154. 36 Thomas d'Aquin, Somme contra les gentils, II, 82, 3. cite par Jean-Yves Goffi, Le Philosophe et les anmaux, Nimes, 1994, p.63. 37 Ibid., III, 112, p.64. 38 Thomas d'Aquin, Somme theologique, I, II, q.102, art.102, p.65. 39 Eckart, Sermons, cite par Alexandre Ganocry, Dieu, Cerf, 1995, p.149. 40 Ibid., p.148. 41 Ibid., p.147-148. 42 Ibid., p.155. 43 Ruysbroeck, Le Royaume des amants, V, I, dans Oeures choisies, Aubier, "Les maitres de la spiritualite chretienne", 1946, p.165-167. 44 Vie de Ruysbroeck ecrite par un chartreux, dans Rusbrock l'Admirable, Oeures choisies, trad. Ernest Hello, Perrin, 1933, p. LXVIII. 45 Henri Suso, Vie, chap. XXIX, Le bien heureux Henri Suso, Oeures choisies, Aubier, "Les maitres de la spiritualite chretienne", 1943, p.80. 46 Calliste et Ignace Xanthopouloi, Centure spirituelle, dans Philocalie des Peres neptiques, t.I, trad. Jacques Touraille, 1997, p.117. 47 Callicte le Patriarche, Chapitres sur la prieres, ibid., t.11, 1991, p.95. 48 Ibid., p.89-90. 49 Cite par Paul Florensky "Столп и утверждение истины". 50 Ibid., p.199. 51 Cite par E.Sainte-Marie Perrin, La belle Vie de sainte Collette de Corbie, Plon, 1921, p.180-181. 52 Vie admirable et doctrine sainte de la Bienheureux Catherine de Genes, chap. XLII, dans Sainte Catherine de Genes, "Etudes carmelitaines", 1960, p.133. 53 Julienne de Norwich, Le livre des revelations, chap. XXVII, Cerf, 1992, p.106. 54 Id., Julienne de Norwich, Une revelation de l'amour de Dieu, version breve, chap. IV et V, trad. Etienne, Baudry, "Vie monastique", 1977, p.79-80 et 83-84. 55 Cite par R.P.Constant, La legende doree des Capucins, Marseille, 1932, p.47-49. 56 Ibid., p.52-53. 57 Cite par Stanislas Fumet, Saint Martin de Porres, SOS, 1972, p.83-85. 58 Etienne Pasquier, "Lettres en forme de paradox e pour les betrs brutes; Luc Ferry et Claudine Germe Des animaux et des hommes, 1994, p.176-177. 59 Ibid., p.175-176. 60 М.Монтень, "Опыты", М., “Голос”, 1992, с.128-129. 61 Там же, с.109. 62 Там же, с.110. 63 Там же, с.111-112. 64 A.Ravier; Fransois de Sales, Lettres d'amitie spirituelle, Desclee, 1980, p.816. 65 F. de Sales, Oeures, Gallimard, 1969, p.592. 66 Ibid., p.593. 67 J.-P.Camus, l'Esprit du bon Fransois de Sales, 1963-1991, p.270-275. 68 F. de Sales, Oeures, Gallimard, 1969, p.399-400. 69 Ibid., p.854-855. 70 Antologie de la poesie Fransoise du XVII siecle, Gallimard, 1987, p.310-312. 71 Yves de Paris, Morales chretiennes, Henri Bremond et C.Grolleav Anthologie des ecrivains catholiques en prose au XVII, 1991, p.97-98. 72 Yves de Paris, Theologie naturelle; p.160. 73 Ibid., p.142. 74 Ibid., p.58. 75 Voir Anthologie des ecrivains catholiques en prose au XVII, Anthologue poetique fransaise du XVII siecle, t.II, p.57-61. 76 Cite par H.Bremond et CHarles Crolleau, p.12. 77 P. le Moyne, Hymnes de la Jagene divine et de l'Amour divin, ed. Anne Mantero, Paris, 1986, p.42. 78 Ibid., p.52. 79 J.-J.Surin, Catechisme spirituel, 1669, t.II, p.301-307, cite par Eric Baratay, p.141. 80 L.Ponnelle et L.Bordet, St.Phillippe Neri et la Societe romaine de son temps, Bloud et Gay, 1928, p.100 et 149-150. 81 G.Hebert de Cerisy, La Vie du cardinal de Berulle, 1646, p.707; cite par Eric B. 82 Ibid., p.707; p.137. 83 Ibid., p.703-706, p.163. 84 Angelus Silesius, Le Pelerin cherubique, Cerf, 1994, p.253, 125 et 111. 85 Ibid., p.182, 260, 91 et 92. 86 Ibid., p.94 et 292. 87 Ibid., p.124 et 258. Глава IV Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|