Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Итак, к 1648 г. большая часть Северной Европы была протестантской, а Южной — католической. В Германии обе конфессии смешались. Приблизительно также обстоит дело и сегодня.





Главный урок войны заключался в том, что было доказано: религиозные противоречия невозможно разрешить мечом.

Вестфальский мир дал возможность решить и проблему гражданских религиозных войн, борьбу за государственную религию. Возник конфессионализм.

Основные доктринальные споры и ереси

Большая часть острых доктринальных споров уже была освещена в предыдущей статье. Мы лишь кратко подытожим сказанное.

Темы основных доктринальных споров:

• авторитет Писания или авторитет церкви.

• спасение верой или спасение верой через церковные таинства
плюс добрые дела.

• священнические обязанности верующих или иерархическое
разделение на клир и прихожан.

Что такое церковь — духовное тело или экклесиастическое
учреждение? богословские споры о причастии: изменяется ли суть святых даров и в какой форме присутствует Христос на причастии. Католический Тридентский церковный собор 1545 г. разрешил большинство вопросов в пользу богословия Фомы Аквинского. Протестантские группы по этим вопросам пришли к полярно противоположным выводам.

Но внутри крупнейших протестантских группировок — лютеранской, англиканской, кальвинистской и пуританской — так и остались неразрешенными следующие проблемы:

• Присутствие Христа во время причастия

• Взаимоотношения церкви и государства

• Организационная структура церкви

пресвитерианская епископальная конгрегациональная конгрегациональная/сепаратистская

• Вопросы, касающиеся обрядов крещения, причастия,
богослужения и пр.

С католической точки зрения, главной ересью было само протестантство.

Со стороны протестантов наблюдалась большая религиозная терпимость, но и она была далеко не абсолютной. В протестантстве возник арминианский уклон, который проповедовал о значении дел в процессе спасения и утверждал, что спасение можно потерять. Католическая церковь не выносила внутренних противоречий за рамки своей деноминации. Протестанты же к этому не стремились. В результате возникли независимые церкви, принадлежащие к разным конфессиям, у каждой из которых была своя личная разновидность протестантского богословия и богослужебной практики.

Впервые за всю церковную историю у христианской церкви не осталось «единого» оплота ортодоксии — католической церкви. Теперь в христианстве прослеживались уже три основных направления, каждое из которых считало себя частью вселенской церкви и представителем истинной веры.

католическая церковь

протестантская церковь

православная церковь

В этот же период с легкой руки двух голландских богословов возникли еще два богословских спора. Гуго Гротиус (1583-1645 гг.) принадлежал к арминианам и разработал гувернаментальный взгляд на проблему искупления. Он считал, что жертва Христа не важна, а Христос лишь был «сделан» платой за грехи, той платой, которая была нужна, чтобы удовлетворить Божье чувство справедливости. Еще он
известен как автор международного законодательства.
Джон Соцейус (1603-1699 гг.) разработал разновидность «заветной» теологии, согласно которой первоначально существовал завет «добротворения» с Адамом, а после него Христос заключил с нами завет «благодати».

Реформация стала третьим важнейшим периодом развития церковного богословия. Вторым периодом можно назвать 325-451 гг. — эпоху церковных Соборов от Никейского до Халкедонского, а первым — новозаветную эпоху.

• Доктринальные споры уже не касались напрямую церкви, но
возникали в рамках крупных религиозных течений и в
отдельных группах, составляющих эти теч
ения.

 

4. Основные участники событий

В этот период было множество людей, которые внесли свой вклад в историю церкви. Мы поговорим лишь о нескольких из них.

Мартин Лютер (1483-1546 гг.)

Монах-католик, который осмелился бросить вызов католичес­кой церкви, обвинив ее в богословских и богослужебных злоупотреблениях. Именно Лютера использовал Бог в начале периода Реформации. А ведь в этот период определились те пути церковной истории, по которым церковь идет и сегодня. ■ Филипп Меланхтон (1497-1560 гг.)

Был богословом Лютера, помогавшим ему создавать протестантскую теологию.

Ульрих Цвингли (1484-1531 гг.)

Швейцарский реформатор, основоположник Реформации в Швейцарии и основатель евангельского христианства. Особое значение имеют его взгляды на причастие.

Жан Кальвин (1 509-1564 гг.)

Реформатор, француз по рождению, проводивший реформы в Женеве (Швейцария). Его учение поглотило учение Цвингли и стало движущей силой Реформации. Кальвин разработал богословскую систему, в центре которой стояло понятие о суверенности Бога, и систему управления церковью — пресвитерианство. Именно кальвинизм, а не лютеранство привел к возникновению пуританского/сепаратистского движения, результатом которого станет отделение церкви от государства. Многообразие форм кальвинизма и составляет реформаторскую церковь.

Папа Лев X (1475-1521 гг.)

В начале деятельности Лютера отлучил его от церкви и ясно показал, что католицизм не станет мириться с протестантством.» Томас Кранмер (1489-1556 гг.)

При Генрихе VIII он был архиепископом Кентерберийским и помог становлению протестантского/пуританского движения в Англии, а также внес свой вклад в разработку англиканского богословия и написал «молитвенник». Был казнен при Марии Тюдор.

Оливер Кромвель (1599-1658 гг.)

Талантливый религиозный, политический и военный деятель-пуританин, который возглавил успешное восстание пуритан против английского короля. Он помог реформировать Церковь Англии и выступал за религиозную терпимость. Папа Павел III Очень знаменит тем, что возглавил католическую контр­реформацию, учредил инквизицию, дал «добро» на создание «Индекса», председательствовал на Тридентском соборе. Он помог католицизму обрести его современный облик. Игнатий Лойола (1491-1556 гг.)

Мистик, основатель Общества Иезуитов, занимавшегося духовным образованием и миссионерской деятельностью в период контрреформации. Франциск Ксавье (1506-1552 гг.)

Иезуит, проводивший огромную миссионерскую работу на Дальнем Востоке и в Индии в период контрреформации.

Густав Адольф

Шведский король-лютеранин (1630-1632 гг.), вторгшийся в Европу и помогший протестантам добиться успехов в Тридцатилетней войне. Война закончилась в 1648 г. Вестфальским миром, давшим равные права католикам, лютеранам и кальвинистам.

5. Влияние данной эпохи на ход развития христианской церкви

И снова необходимо сказать об огромнейшем воздействии периода Реформации на ход христианской истории.

Эпоха Реформации знаменательна следующими событиями:

• Обрело окончательную форму католическое богословие и
богослужение.

• Родились протестантские течения, основанные на общих
верованиях, но отличающиеся огромным разнообразием.

• Появилось протестантское богословие, ставшее частью
христианства ~и указавшее на

авторитетность Писания

спасение только верой

церковь как духовное тело

священнические обязанности верующих

значение личного поклонения и личной духовной жизни

каждого прихожанина

• Толерантное отношение к различным формам управления
церковью

католическая церковь

епископальная/англиканская/лютеранская церковь пресвитерианская церковь конгрегациональная/сепаратистская церковь

• Миряне стали участвовать в принятии решений, касающихся
жизни церкви.

• Началось отделение церкви от государства.

• Пришло осознание того, что нет единой вселенской «католической» церкви в плане управления, богословия и богослужебной практики.

• Стало ясно, что Тело Христово едино только в духовном плане.

• Появился конфессионализм — религиозная философия и метод разрешения богословских/богослужебных споров в рамках Вселенского Тела Христова.

• Появилось представление о Теле Христовом как о церкви, состоящей из многих деноминаций.

• Библия попала в руки простых людей, особый упор стали делать на проповедь, учение и изучение Слова Божьего.

• По мере возникновения колоний христианство возобновило миссионерскую работу.

К 1648 г. христианство приобрело современный облик. С этого времени церковная история стала историей борьбы за чистоту церкви против

• духовного равнодушия

• обмирщения церкви

• гуманизма

• рационализма и либеральной теологии

 

10. ЭПОХА РАЦИОНАЛИЗМА И ЦЕРКОВНОГО ВОЗРАЖДЕНИЯ
1648 – 1789 г.г.


Развитие современной науки

Становление философии рационализма и гуманизма

Разум против веры

Религиозная терпимость

Деизм

Пиетизм и церковное возрождение

Галилей

Исаак Ньютон

Рене Декарт

Иммануил Кант

Дэвид Юм

Людовик XIV

«Квиетизм»

Протестантский пиетизм

Моравские братья

Квакеры

Возрождение Весли в Англии

Библейские общества

Религия в американских колониях

Революция 1776 г. в Америке

 

Основные места из Писания

2 Паралепоменон 7: 11-15

1 Кор.1:18-2:5

 

[ Эпоха рационализма и церковного возрождения! 1648-1789 гг.

Эта эпоха продлилась с конца эпохи Реформации (Вестфальский мир 1648 г.) до начала Французской революции (1789 г.). Это было время, когда под влиянием философии рационализма человечество засомневалось в разумности христианской веры. Некоторые историки называют этот период «Веком просвещения».

В основе новой цивилизации, зародившейся уже после Ветфальского мира, лежали наука и разум. Они заменили собой веру. Люди стали стремиться ко всему разумному, а «сверхъестественное» сочли несуществующим (в том числе и все библейские чудеса).

Христианство ответило на наступление рационализма

• возникновением пиетизма или «личного религиозного опыта». (Вера становилась более личностной и субъективной, а уже не объективной и однозначной, как в Библии).

церковным возрождением как в Англии, так и в Америке. Оно было средством борьбы против апатии, обмирщения, рационализма.

религиозной терпимостью ко всем верованиям.

Век просвещения заставил людей по-новому взглянуть на себя и на мир, взглянуть глазами интеллекта и разума, а уже не веры. Дух «умствования», родившийся в эпоху Ренессанса, окреп в течение этого периода и полностью раскрылся в следующем. Его влияние чувствуется и сегодня, в конце XX века.

Обмирщение на марше!

В основу эпохи Рационализма легли четыре фактора:

Ренессанс — возрождение науки и гуманизма показало ценность человека в противовес ценности организованных структур.

Религиозные войны — более 100 лет политические и военные сражения происходили под религиозными лозунгами Большинство людей негодовали по поводу кровавых гражданских религиозных войн в Англии, Франции,
Тридцатилетней войны на европейском континенте. Религиозные гонения, распри, нетерпимость казались человеку глупостью. Человечество пришло к выводу, что отрицать свободу вероисповедания — неразумно.

Развитие науки — современная наука начала развиваться в XVI-XVII вв. Людям не терпелось узнать о мире и вселенной. Кроме того, они надеялись, что уж если не религия, то хотя бы наука сможет дать человечеству ключи от мира, счастья,
процветания и успеха.
Так для многих наука стала «богом».

Философия рационализма — «современного» человека не удовлетворяли доказательства о существовании Бога, построенные лишь на библейской вере. Объяснений он искал в философии рационализма, которая пыталась зажать Бога в
рамки рациональных законов природы, сделать Его объектом экспериментального наблюдения. Все эти, а также другие факторы дали толчок «Революции Рационализма». Чтобы выжить перед лицом такой смертельной угрозы, христианской церкви нужно было что-то делать.

Церковь отреагировала двояко:

- укрывшись в пиетизме и

- явив себя в церковном возрождении

1. Основные политические, исторические и культурные события Основные политические и исторические события

Испания находилась в состоянии упадка. Международные конфликты и вереница слабых королей этому только способствовали. Войны с Англией и Францией за обладание колониями в Северной Америке лишили Испанию последних сил. Но испанское католическое влияние в обеих Америках оставалось сильным.

Франция была на подъеме. Долгое правление Людовика XIV (1643-1715 гг.) возвысило Францию, она чуть не одолела Англию в войне за северо-американские колонии. Но религиозная нетерпимость к кальвинистам-гугенотам приведет в следующей эпохе к Французской революции.

Англия тоже выходила на уровень сверхдержавы, становясь еще одной империей. В итоге Англия победила Францию в борьбе за колонии (Семилетняя война 1756-1763 гг.). В Америке эту войну назвали войной с французами и индейцами. Так что, победив Францию и Испанию, Англия становится сильнейшей в Европе. Но при короле Ieopre III эти побежденные враги Англии как раз и помогут английским колониям в Америке вырваться из-под английского влияния.

Чуть раньше, с восстановлением в 1660 г. на престоле Англии Чарльза II, вновь разгорелись преследования пуритан, ибо английская епископальная церковь считалась единственной официально признанной государственной церковью. К 1688 г. протестанты вернули себе престол в лице Вильяма и Марии. В 1669 г. Актом о терпимости была не только установлена свобода вероисповедания, но и положено начало религиозной апатии, вызвавшей необходимость в возрождении 1738 г.

Россия. Политическое пробуждение при Петре I (1689-1725 гг.) вывело Россию на мировую арену, культура ее подверглась западным влияниям. Определенные успехи были достигнуты при Анне Иоанновне (1730-1740 гг.) и Екатерине Великой (1762-1796 гг.). Россия начала играть заметную роль в Европе и мире.

Америка. Количество колоний увеличивалось, а их сила росла. Все больше и больше иммигрантов приезжало туда из Европы. Для Америки в этот период главной была борьба с Англией и Францией за независимость.

Германия (прежняя Священная Римская империя). Политически независимые штаты (земли) становились все более влиятельными, но в этот период сильной центральной власти в стране не было.

События культурной жизни

Рационализм. Это главное событие культурной жизни Англии, да и всей Европы. В Англии рационализм облекся в форму деизма, во Франции — скептицизма, в 1ермании и большинстве других стран — интеллектуализма и философии.

Во всех этих странах научные открытия и новые научные системы породили нового «бога» — науку, опирающуюся только на человеческий разум.

Сознательно или бессознательно множество людей способствовало становлению рационализма в эпоху научных открытий.

Коперник (1473-1543 гг.) к этому времени уже заложил основание для рационализма, создав гелиоцентрическую систему мира.

Иоганн Кеплер (1571-1630 гг.) пришел к выводу, что во вселенной существует сила притяжения (гравитация), благодаря которой и происходит вращение планет.

Галилео Галилей (1564-1642 гг.) изобрел телескоп и заставил человека задуматься о своем происхождении.

Эти пионеры науки заложили фундамент для «Века Разума». Исаак Ньютон (1642-1727 гг.) дал миру объяснение, которое привело к моментальному скачку в мышлении. Ньютон смог с помощью математики объяснить, каким образом закон гравитации создает в природе гармонию и единство. Оказалось, что закон гравитации и есть тот основополагающий принцип природы, который удерживает ее в равновесии. Итак, мироздание можно было объяснить на основании законов природы, действующих во вселенной. Перед лицом научных фактов, добытых при помощи работы разума, вера и мистицизм теряли свою привлекательность. Библия же учит, что именно Бог создал мир и управляет законами природы (см. Иов 38-39).

В предыдущую эпоху Фрэнсис Бэкон (1561-1626 гг.) предложил метод индуктивного мышления и научного исследования, в основе которого лежало отсутствие догматической предвзятости (в том числе и веры в Бога), но на основании данных он предлагал приходить к определенным выводам. Этот метод отрицал всякую высшую власть. Философия

Жан Лок (1632-1704 гг.), француз, философ, сторонник эмпирических взглядов, утверждавший, что при рождении человеку дается совершенный «чистый», ничем не заполненный разум, который все открывает для себя сам, путем опытного познания.

Рене Декарт (1596-1650 гг.) проложил путь для крайнего религи­озного рационализма. Философия его основывалась на том, что человеку надлежит сомневаться во всем, кроме собственного существования и способности мыслить: «Я мыслю, следовательно, я существую». Декарт учил, что Бога (как и любой другой объект) можно познать лишь при помощи разума и науки. Таким образом, божественное откровение Библии стало для него воплощением человеческого разума, полностью подчиненным самому человеку. Многие из первых рационалистов, впрочем, не отрицали ни Бога, ни нужды в нравственном поведении.

Деизм вначале проник в Англию, а потом распространился и во Франции. Так как деизм был не просто религией, мы поговорим о нем в этом разделе. Деизм — это философия или система взглядов на жизнь.

Деизм появился из рационализма таких людей, как Исаак Ньютон, и основывался на следующем:

• Бог — это верховное существо, но необязательно такое, каким
его описывает Библия.

• Бог трансцендентален (стоит НАД Своим творением).

• Бог не имманентен (не вмешивается в дела творения).

• Бог — первопричина всего, и Его можно обнаружить, мысля логически.

• Законы вселенной (например, закон гравитации) даны Богом, и человеческий разум может их обнаружить.

• В Библии нет ни настоящих чудес, ни откровения — ведь такие вещи человеческий разум не может постичь.

• Христос был всего лишь великим учителем, а Библия — это руководство к добронравию.

• Поклонение Богу — наилучшее выражение личной набожности и добродетели.

• Судьба человека интересует Бога, но Он в нее не вмешивается.

Деист считает, что Бог создал мир, но потом, как часы, завел законы природы и теперь лишь издали наблюдает за Своим творением.

Бог не вмешивается, по крайней мере, постоянно, в дела людей. Человек оставлен на земле, чтобы жить хорошей добродетельной жизнью, познавая все данным ему разумом. Деизм активно распространялся такими людьми, как Руссо и Вольтер — представителями французского скептицизма эпохи Просвещения. Результатом свободомыслия Вольтера, выступавшего за свободу личности и печати, стал конфликт с католической церковью. Подобное мышление сыграет свою роль во Французской революции. Большинство деистов отвергали официальную церковь. Наиболее полное представление о трудах деистов можно получить из Французской энциклопедии Дидро (1713-1784 гг.).

Тем временем, шотландский философ Дэвид Юм (1711-1776 гг.) воплотил идеи рационализма в теории скептицизма, по которой нужно сомневаться во всем и ни о чем нельзя говорить с уверенностью, даже о причинно-следственной связи: тут можно говорить лишь о некоей последовательности действий, но не об их взаимосвязи. В религии все это привело к отрицанию чудес и всего «сверхъестественного».

Ортодоксальные духовные писатели противостояли деизму, утверждая, что историческое христианство может предложить миру гораздо лучшее мировоззрение. В Англии Джозеф Бутлер (1692-1752 гг.) эффективно давал отпор философии деизма.

Деизм распространился в Германии и Америке. Многие из возглавлявших Американскую революцию против Англии 1776 г. были деистами — Томас Джефферсон, Бенджамин Франклин, Томас Пэйн.

Деизм имел в свое время большое влияние и дал миру немало идей, которые произвели политические и религиозные революции:

• Государство дано природными законами, но глава государства должен подчиняться воле народа.

• Человек не грешен, по природе своей он вполне хорош и способен жить хорошо и морально. Спаситель ему не нужен.

• Библию следует исследовать разумом. Что не может быть доказано, то следует отвергать.

• Необходимо поощрять гуманизм и личную свободу.

Свобода вероисповедания — основа деизма.

Нельзя недооценивать огромнейшего воздействия деизма в тот период и в наши дни.

В конечном итоге, деизм отвергли, а рационализм и гуманизм процветают и сегодня.

В области религии рационализм в форме деизма привел к контр­наступлению христианства — пиетизму и церковному возрождению.

Два германских философа и богослова попытались объединить философский рационализм и богословие, что дало бы ответы на вопросы как деизма, так и скептицизма.

Христиан Вольф (1679-1754 гг.) считал, что все доктрины христианства следует доказывать при помощи человеческой логики, причем доказательство должно быть математически точным. Поэтому он учил, что верить следует лишь тем библейским доктринам, которые человеческий разум может доказать.

Иммануил Кант (1724-1804 гг.) был назван «Отцом современной философии» и «Отцом человеческого рационализма», который в следующей эпохе откроет путь для либерализма. В то время, как Дэвид Юм считал, что сверхъестественное не может быть доказано, Кант предполагал, что знание не является откровением, но обретается «изнутри», через органы чувств.

По Канту

• мы можем иметь лишь внутреннее, «нравственное»
представление о Боге, но истинно познать Его не можем.

• религия по сути своей — отражение априорной
нравственности человека.

Кант сводил религию к субъективной личной основе. При таком подходе именно человек ставился в центр всего. 2. Основные религиозные движения и события религиозной жизни

В ответ на холодный рационализм, скептицизм и анти­библейский деизм религиозные движения облеклись в форму пиетизма и церковного возрождения. Мы рассмотрим, как развивались эти движения в Англии, 1Ърмании, Франции и Америке.

Движение пиетизма и церковное возрождение Франция

Гонения

Во Франции сложилась уникальная ситуация, потому что в этой стране главное было дать отпор не рационализму, а гонениям на кальвинистов и католиков нон-конформистов.

Людовик XIV (1643-1715 гг.) ставил своей целью обретение абсолютной власти помазанника Божьего. В этот период король вел игру с Папами, старясь получить какие-либо политические выгоды, но при этом настаивая на своем главенстве над церковью.

Французские кальвинисты (гугеноты) получили в 1598 г. религиозную свободу. Но так как Людовик XIV им не доверял, а Папа на него давил, гонения возобновились в 1659 г. В 1685 г. Гугенотская хартия о свободе была аннулирована и начались одни из самых кровавых в истории христианства гонений. Выбор был таков: принять католичество или умереть. Большинство постаралось бежать. В то время около 400 тысяч гугенотов покинули Францию.

Янсенисты Они во Франции тоже подвергались гонениям.

Янсен — французский епископ (1585-1638 гг.), который много писал в защиту богословия Св.Августина, о первородном грехе и суверенном выборе Бога при спасении. Янсен особо выделял работы Августина, обращенные против пелагианской ереси, проводя параллель между пелагианцами и иезуитами, в основном перенявшими пелагианское богословие, в котором преуменьшалась греховность человека и чрезмерно раздувалась его роль в собственном спасении. Сочинения Янсена появились в ответ на католическую контрреформацию.

Янсен со своими последователями старался вернуть веру к веку Отцов Церкви.

В 1653 г. под нажимом Ордена иезуитов Папа осудил взгляды янсенистов, к которым относился и такой известный ученый, как Блэз Паскаль (1623-1662 гг.), написавший ряд блестящих писем, разоблачающих иезуитское богословие и защищающих богословие Янсена (Августина).

Янсенистов преследовали почти 50 лет и, наконец, Папа Александр VII и Людовик XIV выгнали их из Франции. Так католики отвергли богословие одного из своих великих «Отцов Церкви» — св. Августина!!!

Но Орден иезуитов и сам попал под нападки доминиканцев, которые выступали против миссионерской стратегии иезуитов в Китае: те позволяли китайцам поклоняться своим идолам. В 1721 г. Папа Иннокентий XIII лишил иезуитов права проводить миссионерскую работу в Китае. Противостояние продолжалось в течение целого ряда лет. Иезуиты были изгнаны из Португалии, Испании, Франции. В 1773 г. папа Климент XIV (1769-1774 гг.) отменил Орден иезуитов.

«Квиетизм»

(пассивная молитва-размышление)

Католическая церковь отреагировала на рост рядов протестантов. Холодному рационализму она противопоставила «квиетизм». Католический квиетизм на первый план выводил личное интуитивное общение с Богом. Один из виднейших представителей движения — Мигель Молинос (1640-1697 гг.) в 1675 г. опубликовал «Духовное руководство», где говорилось о таком спокойном состоянии души, при котором человек, размышляя, может общаться с Богом. Мадам Гийон (1648-1717 гг.) пошла по пути Молиноса. Квиетизм не оказал большого влияния на католическую церковь, но помог наладить личное общение верующих с Богом.

Германия

Пиетизм

(приверженность «чистой» религии)

В ответ на холодный рационализм и упор протестантских деноминаций на церковное членство в лютеранской Германии появился пиетизм.

Пиетисты выступали за

• чистоту в образе жизни

• личную веру

• общение и единство среди верующих

Пиетисты одними из первых стали стремиться обращать «христиан», уже крещенных в церкви.

Руководителем пиетизма в Германии был Филипп Якоб Спенер (1635-1705 гг.), который хотел реформировать лютеранскую церковь и вернуться к истинному христианству. Спенер стремился отойти от интеллектуального христианства, проповедуя личное общение с Богом и искренность веры. Он создавал классы по изучению Библии и небольшие молитвенные группы, названные «деревенскими молитвенными собраниями». Свои проповеди он строил на всей Библии, говоря о покаянии, хождении с Богом, призывая каждый день жить по Писанию.

Спенеру противостояла организованная лютеранская церковь, но движение продолжало расти.

Август Франк (1663-1727 гг.), профессор Галльского университета, был последователем движения пиетистов. Он боролся за религиозное образование, основал Библейский институт, опубликовал и распространил Писание. Именно лютеранское движение пиетистов послало своих миссионеров в Индию в 1705 г., а в 1742 г. из этого института вышел американский лютеранин Генри Мюхленберг.

Движение пиетистов походило на движение пуритан, бывшее реакцией на злоупотребления в англиканской церкви.

Пиетизм строился на

• изучении Библии и обсуждении ее

• ежедневном применении библейских истин

• присутствии в верующем Святого Духа, обучающего верующего

• молитве и общении

• личном обращении ко Христу, независимо от церковного членства или крещения

• значении поместной церкви, представляющей собой добровольное собрание истинно верующих.

Но пиетисты слишком мало внимания уделяли доктрине, из-за чего в дальнейшем возникли проблемы.

Работа лютеранских священников Спенера и Фрэнка привела к основанию графом Цинцендорфом (1700-1760 гг.) общины Моравских (или Богемских) братьев. Граф учился в Галле у Франка. В 1745 г. Моравская церковь обрела самостоятельность, у нее появились свои епископы, пресвитеры и дьяконы. Моравские братья посылали миссионеров в Вест-Индию, Гренландию, Индию и Африку. Группа Моравских братьев отправилась и в Америку, в штат Джорджия, а потом обосновалась в Пенсильвании. Цинцендорф безуспешно пытался создать ассоциацию истинно верующих всех церквей. Так как они уделяли большое внимание миссионерской работе и «личному обращению к Богу», то не удивительно, что моравские пиетисты оказали огромное воздействие на жизни многих, включая и Джона Весли.

Потом в Европе религиозная активность стихла, и началась адаптация протестантских и католических церквей к протестантской Реформации. Переход к пиетизму и личностному восприятию религии положительно сказался на жизни и жизненности церкви, положил основание для современного церковного возрождения

Россия

В 1721 г. Петр 1 передал православную церковь под контроль государства. Таким положение дел оставалось вплоть до 1917 г. Затем церковь отделилась от государства.

 

Англия

Возрождение

Важнейшие изменения в религиозной жизни произошли в Англии. Это движение возрождения оказало неизгладимое влияние на всю христианскую церковь. Следует рассмотреть, что происходило в Церкви Англии, в Квакерском движении и во время Методистского возрождения. Церковь Англии 1648-1789 гг.

С 1649 по 1660 гг. Англия находилась под властью Сообщества — в этот период парламент пресвитерианцев и Церковь Англии сместили короля. Религиозная терпимость распространялась на все деноминации, кроме католиков.

В 1660 г. Чарльз II (династия Стюартов, 1660-1685 гг.) взошел на престол и в качестве государственной снова утвердилась Английская Епископальная церковь, начались открытые гонения на протестантов. В период с 1661 по 1672 гг. парламент принял ряд законов в пользу англиканской веры. Пресвитерианцы, конгрегационалисты, баптисты, квакеры и католики стали подвергаться большим или меньшим преследованиям. Иаков П, рьяный католик, взошел на престол в 1685 г. и постарался помочь католикам. В 1688 г. Вильгельм Оранский, протестант-кальвинист, правитель Голландии и зять Иакова II, был приглашен парламентом на английский престол. Вильгельм вторгся в Англию. Дело в том, что у Иакова II появился наследник и возникли опасения, что католицизм может вернуться в Англию навсегда. Тут же был издан закон, запрещающий католикам занимать английский престол. С 1688 по 1702 гг. Вильгельм III Оранский и его жена Мария правили Англией, а в 1789 г. они заставили парламент принять закон о религиозной терпимости, распространявшийся на всех, кроме католиков и социан (антитринитариев). Все же руководство Англиканской церкви сохранило большую власть. В правление королевы Анны (1702-1714 гг.) происходило много бурных событии, были приняты законы против сектантов. При правлении Ганноверской династии (1Ъорги I, II и III (1714-1820 гг.)) снова произошел возврат к политике религиозной терпимости, как при Вильгельме и Марии. Но именно в 1776 г. при Ieopre III из-за несправедливого налогообложения и притеснений взбунтовались американские колонии.

Церковь Англии, король и парламент находились в этот период в большой растерянности. Дело в том, что религиозная политика Англии во многом зависела от личности самого английского короля. В этот период возрождение, начатое Весли, оказало на Англию сильнейшее влияние.

Движение квакеров (1624-1691 гг.)

Движение квакеров в Англии было во многом сходно с движением пиетистов в лютеранской Германии. Квакеры сильно походили на мистиков-пиетистов, но с одним исключением — они полностью отвергали официальную организованную церковь.

Основателем квакеров был Джордж Фокс (1624-1691 гг.), который сам испытал личное мистическое общение с Богом и задался вопросом о правомерности столь холодного формального богослужения, которое было в англиканской церкви. Квакеры наибольший акцент ставили на внутреннем освящении Духом Святым, Который открывал каждому человеку истину, участвовал в поклонении и богослужении.

Квакеры («Христианское общество друзей») 1652 г.

• не признавали организованную церковь

• считали, что Библия не является полным объективным
откровением (она лишь вторична по отношению к ДухуСвятому)

• отвергали формальные богослужения, песнопения, крещение
и причастие

• проповедовали нравственный образ жизни, заботу о ближних
и обществе

• в большинстве своем являлись пацифистами

Из-за гонений при Чарльзе II и миссионерского рвения многие квакеры бежали в Америку и другие страны. Тысячи квакеров оказались в английских тюрьмах.

В 1681 г. Вильям Пенн получил от английского правительства землю в Америке и собрал туда (впоследствии — штат Пенсильвания) разбросанных по Америке квакеров. Там квакеры продолжили з аниматься благовестием, жить нравственной жизнью, уделяя большое внимание образованию. Но слишком большой упор на личные ощущения и доктринальная слабость создали квакерам множество проблем.

Возрождение в Англии

Методистское возрождение в Англии (вместе с ним происходило и возрождение в Америке, названное «Великим пробуждением») шло параллельно с движением пиетизма в лютеранской Германии, но превзошло его по своему размаху.

Методистское возрождение оказало влияние не только на религиозную, но и на политическую, и социальную жизнь. Ряд историков считает, что именно оно спасло Англию от кровавой революции, подобной Французской революции 1789 г.

Причины, по которым возрождение было необходимо:

• религией большинства представителей высшего класса был
холодный безликий деизм

• англиканская церковь с безразличием относилась к нуждам
людей, проповеди в ней были длинные и скучные, больше
похожие на нотации

• нравственность в обществе пала как никогда низко

• государственная церковь никак не могла излечить социальные
недуги того времени

• живой дух Реформации не передался организованной церкви

• вследствие промышленной революции начался отток людей в
города, что принесло с собой нищету и безысходность для
многих

• духовенство получало большие деньги, но делало очень мало

В этих условиях в Англии появились три человека, которые оказали огромнейшее влияние на ход религиозных и полити­ческих событий в стране. Это были Джон Весли (1703-1791 гг.), Чарльз Весли (1707-1788 гг.) и Джордж Витфилд (1714-1770 гг.). Чарльз писал великолепные богодухновенные псалмы, Джордж был большим проповедником, а Джон — прекрасным организатором, благодаря чему движение могло разрастаться.

Джон был одним из 19 детей в семье. В детстве его спасли во время пожара в доме, и он называл себя «вырванным из огня». Образование он получил в Оксфорде, в Линкольн-колледже, где в 1728 г. был посвящен в сан. Весли стал руководителем «Святого клуба» в Линкольн-колледже. Чарльз входил в ту же группу. Методистами их стали называть, потому что они очень усердно, «методично», изучали Библию, да и все в их группе было подчи­нено четкой организации: молитва, общественная работа и пр.

Оба Весли 1735-1737 гг. провели в Джорджии в качестве миссионеров англиканской церкви. Здесь они услышали проповедь Моравских братьев (Шпангенберга) и узнали, что необходимо личное обращение к Богу, — тогда Христос становится твоим Спасителем, а массовые обращения в политических целях и церковные таинства не оправдывают человека перед Богом.

В 1738 г. и Чарльз, и Джон испытали сами этот «момент обращения». Джон почувствовал это после чтения предисловия Лютера к «Комментариям к Посланию к







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.