Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Недостатки католической церкви





Падение нравственности и духовности церкви проявлялось в следующем:

• коррупция и безнравственность духовенства.

• продажа и покупка церковных должностей.

• поклонение святыням и продажа религиозных амулетов.

• раздача разрешений жениться и разводиться и нарушать
каноны закона.

• постоянные просьбы о пожертвованиях.

• чрезмерное налогообложение прихожан с целью сбора денег
на содержание церковной администрации.

• несостоятельность духовенства, неспособного помочь нуждам
прихожан.

• продажа индульгенций на временное прощение грехов.

Именно продажа индульгенций послужила непосредственным поводом к реформации.

Индульгенции имели непосредственное отношение к епитимье и служили временной платой за грех. Католическая церковь учила, что при исповедании греха вина с грешника Богом снимается, но ему еще нужно уплатить за свой грех либо после смерти в чистилище, либо в этой жизни. Плата за грех может принимать разные формы — паломничество, добрые деяния или пожертвования в пользу церкви, которые освобождают грешника от платы за грех.

Индульгенция — это документ, изданный церковью и удостоверяющий, что обладатель документа освобождается от уплаты за свой грех. Теория об индульгенциях строилась на том, что Христос и первые святые накопили «сокровищницу добродетелей» на небесах, из которой Папа может черпать индульгенции.

На практике же при помощи индульгенций собирались средства для католической церкви — на войны, политические интриги, крестовые походы и строительство соборов. Стоимость индульгенции зависела от социального положения грешника и его платежеспособности (ср. Еф. 2:8-10, 1:7).

Именно злоупотребления с продажей индульгенций и побудили Мартина Лютера написать «95 тезисов», вывешенных на двери церкви в Виттенберге, в качестве протеста против продажи индульгенций. Они же положили начало открытому обсуждению проблемы с духовными властями. Именно это событие и открыло двери протестантской Реформации.

Из этого реформаторского движения вскоре выделились четыре основные группы протестантов. Несмотря на все различия между ними, все четыре придерживались мнения о главенстве Библии, как конечного авторитета церковной власти, и отвергали систему спасения, основанную на свершении церковных таинств.

Вот эти четыре группы:

             
  Лютеране   Англикане Реформаторская и   Анабаптисты |
  пресвитерианская  
  церковь  
Германия Англия Швейцария Германия
  Франция Швейцария
  Шотландия Моравия
  Голландия
  Венгрия
Сохранили То же Отвергли любые Свободные
большую часть доктрины и верующие-радикалы,
обрядов, не практики, не стремящиеся
противоречащих основанные на вернуться к
библейскому Новом Завете. изначальному
учению новозаветному
  церковному
  устройству и
  богослужению

 

По-иному стали решаться и четыре основополагающих вопроса:

Власть Конечный авторитет принадлежит Библии
Экклесиология Независимые церкви в рамках отдельных государств вместо вселенской католической церкви
Духовенство, священники Священник не является посредником между человеком и Богом
Спасенье Благодатью, через веру

 

Лютеранская Реформация в Германии

Созрели все условия для Реформации, и Бог даровал нужного человека в нужный момент времени, чтобы начать процесс реформирования католической церкви. Человеком этим стал Мартин Лютер. Духовный путь Мартина Лютера

• родился в Саксонии (Германия) в 1483 г.

• учился в Эрфуртском университете, где получил степени бакалавра гуманитарных наук и к 1505 г. — магистра гуманитарных наук.

• намеревался стать юристом.

• в 1505 г. в него чуть не попала молния. В минуту опасности он воскликнул: «Святая Анна, спаси меня — и я стану монахом!».

• оставаясь верным обету, он вступил в монастырь августинцев.

Но монастырская жизнь и холодный формализм католической церкви не смогли удовлетворить его стремления обрести мир с Богом.

Перелом в жизни Лютера наступил, когда его направили преподавать богословие в Виттенбергском университете, где он в 1512 г. получил степень доктора богословия Изучая Псалтырь, Послания к Римлянам и Галатам, он убедился в ошибочности учения католической церкви, проповедовавшей спасение, которое следовало заслуживать, осуществляемое через церковные таинства. Именно читая Рим. 1:17 — «праведный верою жив будет», И не существует нужды в

• посредничестве священников,

• монашестве и мессе,

• молитвах, обращенных к усопшим святым,

• спасении, основанном на добрых делах,

• епитимье и индульгенциях.

Нужна была лишь вера, питаемая Словом Божьим. Главным в проповеди Лютера было

Оправдание верой

мы признаны невиновными и наделены праведностью благодаря вере во Христа. Сначала Лютер начал критиковать в своих проповедях злоупотребления католической церкви, в том числе и продажу индульгенций.

Лютер порвал с католичеством в три приема.

Шаг 1: Протест и диспут

В 1517 г. Папа Лев X приказал собрать средства на строительство Собора Св. Петра в Риме и с этой целью дал разрешение на продажу индульгенций. Доминиканский монах Иоанн Тецель был отправлен в Германию собирать для Папы деньги. Тецель утверждал, что купивший его индульгенцию сможет, таким образом, «выкупить» то время, которое провел бы в чистилище после смерти. Лютер негодовал, видя, что порочна не только проповедь, но и лежащее в ее основе богословие.

Покровитель Лютера, князь Саксонии Фридрих запретил Тецелю продавать индульгенции в Саксонии, но тот стал торговать на границе. Единовластно Бог посылал Лютеру таких защитников, как Фридрих, чтобы тот смог свершить замысел Божий. 31 октября 1517 г. Лютер вывесил по обычаю того времени на двери церкви Виттенбегского замка свои «95 тезисов» и вызвал на диспут католическое духовенство.

Богословская позиция Лютера строилась на следующем:

продажа индульгенций — прямое нарушение библейских принципов.

• Папа не полномочен прощать грехи.

нет никакой «сокровищницы добродетелей».

Как только труд Лютера был напечатан и переведен с латыни на немецкий, последовал шквал протеста со стороны доминиканского монашества и прочих сторонников католической церкви. После шумных споров и диспутов церкви стали примыкать к той или другой из противоборствующих сторон.

Аугсбургский сейм (1518 г.)

Кардинал Каэтан был уполномочен добиться того, чтобы Лютер отказался от своих взглядов. Лютер стоял на своем, утверждая, что единственным авторитетом для христианина является Библия, а не Папа или церковь.

Лейпцигский диспут (1519 г.)

Лютер вступил в спор с юристом и богословом Иоанном Экком, и снова стало ясно, что

• его взгляды сходны со взглядами Яна Гуса

• он отказывается принять решение Папы

• церковный Собор, решений которого он ждал с гораздо большим нетерпением, чем Папа, тоже не является непогрешимым.

Шаг 2: Сочинения Лютера

В 1520 г. Лютер опубликовал три памфлета, обращенных против католической церкви.

В «Послании к германской знати» Лютер осуждал иерархическую экклесиологию католической церкви, утверждая, что

• Папа не обладает светской властью,

• князья имеют право бороться со злоупотреблениями в церквях вплоть до снятия священников с церковных должностей,

• Папа не имеет исключительного права на толкование Писания.

Во время «Вавилонского пленения церкви» Лютер осуждал систему церковных таинств католической церкви, утверждая, что

• оправдание дается лишь по вере,

• благодать Божья приходит не через посредство таинств,

• причастие и крещение — единственные библейские
обряды и могут осуществляться всеми верующими.

В «Свободе христианина» Лютер осуждал богословие католической церкви, утверждая, что

• уверовав в Христа, каждый верующий сам становится
своим собственным священником перед Богом,

• истинный христианин, живущий верой, и так будет
совершать добрые дела.

Шаг 3: Отлучение Лютера от церкви

В июне 1520 г. Папа Лев X издал буллу в осуждение Лютера, согласно которой ему на покаяние давалось 60 дней. Лютер остался верным своим взглядам, и труды его были преданы сожжению. В ответ 10 декабря 1520 г. Лютер сжег папскую буллу.

В январе 1521 г. Папа проклял Лютера, как нераскаявшегося еретика, и отлучил его от церкви.

В апреле 1521 г. император Священной Римской империи Карл V рассмотрел дело Лютера на сейме в Вормсе. Лютер смело отстаивал свои взгляды, основывая их на Писании, и изъявлял готовность отказаться от своих взглядов, если ему докажут их ошибочность, но опять же — на основании Писания. Лютер отказался покаяться, сказав: «Совесть мояпленница Слова Божиего... Я ни от чего не отрекусь, ибо идти против совести — нечестно и небезопасно. На сем я стою и не могу иначе. Бог мне в помощь. Аминь». Лютера прозвали бесом в монашьем обличье, а император лишил его покровительства законов. Фридрих Саксонский спас Лютера от ареста и казни, укрыв его в замке в Вартбурге, где он весь последующий год переводил Новый Завет на немецкий язык.

В последующие восемь лет Карлу V было не до Лютера — ведь в 1521 г. Франция вступила в войну с Испанией, а Европе угрожало турецкое нашествие.

Реформаторское (протестантское) движение распространялось, и в 1522 г. Лютер вернулся в Виттенберг и поддержал консервативное крыло реформации. Лютеранство сохранило многие из католических порядков, но лишь те, что не противоречили Писанию (например, крещение младенцев, одежды священников,
свечи и пр.).

В Виттенберге Лютер провел ряд важных духовных реформ:

• Была устранена должность епископа, ибо ее в Писании не было.

• Церкви сами стали назначать пасторов.

• Пасторам, монахам и монахиням было разрешено вступать в брак. В 1525 г. Лютер сам женился на бывшей монахине Катерине Вон Бора и написал книгу «О монашеских обетах», в которой осуждалось монашество и безбрачие.

• Литургия была переведена с латинского на немецкий.

• Прихожанам во время причастия разрешено было брать как хлеб, так и вино. (В католической церкви прихожанам разрешалось брать только хлеб).

Само богослужение изменилось: вместо обрядовой мессы и свершения таинств в церквях стали проповедовать Слово Божье.

Окончательный разрыв

В 1525 г. в результате социальных и политических притеснений крестьянства в Германии разразилось крестьянское восстание. В какой-то мере труды Лютера послужили к началу этого восстания, ведь они были направлены против Папы и императора Священной Римской империи.Восстание возглавил религиозный радикал Томас Мюнстер, который, руководствуясь религиозными мотивами, требовал низвержения всей политической системы.

Немецкие князья и знать подавили восстание, но при этом погибло около 100 000 человек. Лютер никогда не стремился добиться церковн ы х или государственных реформ путем насилия. Он потерял веру в простого человека, а простонародье перестало его поддерживать. Потерял он поддержку и Эразма Роттердамского, который стремился к реформам, но не хотел разрыва с католической церковью.

В 1529 г. Карл V покорил Францию и под Веной (Австрия) заставил турок повернуть вспять. Теперь он готов был заняться религиозными преобразованиями. На развитие лютеранского движения значительно повлияли два сейма.

Шпейерский сейм (1529 г.)

На этом сейме был издан указ, осуждающий лютеранство и призывающий немцев вернуться в католическую церковь. Тогда же анабаптизм признали ересью. Меньшинство собравшихся все же выступило против указа и тех, кто вошел в оппозицию, назвали «протестантами».

Аугсбургский сейм (1530 г.)

Через год от лютеран потребовали выполнения Указа 1529 г. Лютер на сейм не прибыл, но при помощи Филиппа Меланхтона было составлено аугсбургское вероисповедание, которое представили сейму как позицию лютеранской стороны. Филипп Меланхтон приехал в Виттенберг в 1518 г. преподавать греческий язык. Он оказался с Лютером на одном факультете и они подружились. Меланхтон стал личным богословом Лютера. Но вероисповедание и защитная речь были отвергнуты сеймом, а лютеранам дали год на то, чтобы отречься, иначе их ожидала смерть. Аугсбургское вероисповедание является классическим выражением лютеранского богословия.

В ответ в 1531 г. князья-лютеране образовали религиозный и военный союз, известный под названием «шмалькальденского союза». Князья-католики тоже объединились для борьбы с лютеранами.

Но возобновление турецкой угрозы и новая война с Францией отвлекли внимание Карла V от религиозных дел.

Шаткий мир между князьями-протестантами и князьями-католиками царил в Германии почти 16 лет вплоть до смерти Лютера в 1546 г.

Шмалькальденская война и аугсбургский религиозный мир (1546-1555 гг.)

В 1546 г. Папа Павел Ш объявил крестовый поход против князей-протестантов и за год почти полностью их разбил. (Религиозные войны между католиками и протестантами не новость и сегодня.) Но потом Карл V и Папа поссорились, что дало протестантам время собраться с силами. К 1552 г. протестанты смогли политическими средствами вернуть себе почти все утерянные позиции.

Аугсбургский религиозный мир, заключенный в 1555 г., предоставил лютеранам свободу веры и уравнял протестантство в правах с католицизмом.

Распространение лютеранства

В 1580 г. была издана «Формула согласия» (1557 г.), в которой доступно разъяснялось богословие большинства немецких лютеранских церквей. Нужда в этом документе возникла из-за незначительных расхождений между лютеранами по вопросам богословия и обрядности. Таким образом, Книга согласования — это изложение Символа Веры раннелютеранскои церкви и основ лютеранского богословия.

К 1540 г. большая часть северной Германии стала лютеранской.

Особенно сильным лютеранство было в Богемии, Польше и Венгрии. Благодаря сильному и искреннему благовестию Дания и Швеция тоже большей частью перешли в лютеранство.

Вклад Лютера

Исторический вклад Лютера огромен и, хотя существовали и политические аспекты его деятельности, главное — это его религиозный труд, ведь именно благодаря ему появилось протестантство и определились четыре его основных положения, резко контрастирующие с католическим богословием.

1. Спасение — верой, а не делами.

2. Главенство — Библии, а не церкви.

3. Церковь — духовный организм, состоящий из всех

верующих.

4. Жизнь христианина— служение Богу верой, независимо от

того, священник ты или мирянин.

Лютер и Меланхтон помогли выработать, сформулировать и изложить основы классического протестантского богословия. Кроме того, Лютер

• освятил браки духовенства.

• показал истинное место церковных учреждений и
духовенства.

• возвысил роль пастора.

• показал главенство проповеди и учения из.Слова Божьего над
богослужебным обрядом.

• дал простым людям Библию на немецком языке.

• сочинил замечательные гимны, такие как «Могучая башня».

• разрушил твердыню католической церкви.

Лютер стал пионером современных религиозных реформ, показав, что для преобразования нужны вера, смелость и Писание, а вовсе не меч. Еще до смерти Лютера реформаторское движение проникло в Швейцарию, а затем и в Англию. Другими тремя ветвями протестантства, развившимися из лютеранской реформации, были:

Реформаторская церковь (пресвитерианская) в Швейцарии, Франции и Шотландии.

Анабаптисты в Швейцарии.

Англиканская церковь в Англии.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.