Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Реформация Цвингли и Кальвина в Швейцарии





Вскоре в самом протестанстве у лютеранства появились несколько движений-соперников, одно из которых родилось в Швейцарии.

Политически Швейцария была демократической конфедерацией независимых кантонов — самоуправляемых республик. В одни кантоны входили сельские местности с небольшой численностью населения, в другие — большие города. К XVI веку в Швейцарии насчитывалось 13 кантонов, каждый из которых имел по одному голосу в государственном Сейме или Конгрессе. Важно то, что каждый кантон мог самостоятельно определять, какую религию ему исповедовать.

Таким образом, в Швейцарии Реформация началась в результате действий независимых местных правительств (в кантонах).

Огромное влияние на Швейцарию оказала эпоха Возрождения, выведшая на первое место культуру, искусство, образование и гуманистические взгляды. В Швейцарии были большие университеты (например, в Базеле, где работал Эразм Роттердамский).

На севере в немецко-язычных кантонах поддержали реформы Цвингли, жившего в Цюрихе. На юге франко-говорящие кантоны пошли за Кальвином, находившимся в Женеве. Анабаптисты — это радикальное крыло, отколовшееся от движения Цвингли и распространившееся в Германии и Голландии, а также и в остальной части Швейцарии. За 35 лет движение Цвингли было поглощено реформами Кальвин а.

Реформы Цвингли

Ульрих Цвингли (1484-1531 гг.) получил образование в Вене и в Базельском университете, где попал под влияние гуманистических взглядов и учения Эразма Роттердамского, которое заставило его заняться изучением Писания.

Цвингли служил приходским священником. В 1519 г. его назначили главным проповедником Министерского собора в Цюрихе. Основываясь на Писании, Цвингли стал выступать против богословия и обыкновений католической церкви, особенно против индульгенций и доктрины транссубституции.

Цвингли знал сочинения Лютера и находился под их влиянием на ранних этапах швейцарской Реформации, которая развивалась в то же бурное время, что и лютеранское движение в Германии. В конце 1529 г. Лютер встретился с Цвингли, чтобы обсудить богословские вопросы на «Марбургском совещании». Из пятнадцати пунктов обсуждения они сошлись на четырнадцати. Разногласие между ними возникло по вопросу о личном присутствии Христа во время причастия. Цвингли верил, что причастие творится лишь в воспоминание о Вечере Господней, а присутствие Христа выражается в Его духовном единении с верующим. Лютер стоял на том, что Христос физически присутствует около элементов причастия — вина и хлеба, — но при этом само вещество их не изменяется. Так Лютер с Цвингли и не пришли к соглашению по этому вопросу.

Цвингли пришел ко Христу в 1519 г., переболев чумой и озна­комившись с сочинениями Лютера. Его реформа выражалась в следующих действиях:

1) публичной основанной на Писании проповеди, обращенной
против католической церкви,

2) публичных диспутах со сторонниками католической церкви,
из которых он выходил победителем.

Решение по этим диспутам было принято путем голосования на городском совете, который признал в Цюрихе правоту богословия Цвингли. Берн и Базель тоже перешли на сторону Цюриха.

«67 положений» Цвингли были изданы в 1523 г., и в них определились основные учения Реформации:

• спасение верой,

• главенство Библии, восстановление новозаветных традиций в церкви,
■ главенство Христа в церкви,

• разрешение священникам вступать в брак,

• духовное присутствие Христа во время причастия,

• отрицание большой части католического богословия и
католических традиций (чистилище, таинства, индульгенции).

В конечном итоге, Цюрихские реформы привели к следующему:

• отмена платы за крещение и похороны,

• разрешение монахам и монахиням вступать в брак,

• отмена мессы,

• сохранение крещения младенцев, символизирующего
единение со Христом, но не как таинства, необходимого для
спасения.

Консервативное евангельское христианство восходит своими корнями к учению, скорее, Цвингли, а не Лютера. Для наглядности сравним их позиции.

Цвингли

разрешал все, что не запрещает Библия.

отвергал все, о чем

в Библии не говорится.

Пуританское движение в Англии пойдет по пути Цвингли. Но сохранение младенческого крещения привело к расколу в стане сторонников Цвингли. Конрад Гребель и Феликс Манц настаивали на отмене младенческого крещения, чтобы не противоречить библейскому учению.

Цвингли попытался объединить все 13 кантонов, но это ему так и не удалось — Швейцария осталась раздробленной. В ней сохранялось, по крайней мере, пять католических кантонов. А после спора с Лютером о причастии отпала надежда и на союз с лютеранами. В 1531 г. пять католических кантонов образовали армию, и в битве католиков с протестантами Цвингли был убит. Его преемник — Генрих Буллингер — смог провести реформы лишь в собственном кантоне. В 1549 г. остатки сторонников Цвингли в Швейцарии объединились с кальвинистским реформаторским движением и растворились в нем.

Реформы Кальвина в Женеве

Еще одна ветвь протестантской реформации известна под названием реформаторской церкви или кальвинизма.

Соответствующая этому течению система церковного руководства называется пресвитерианством. Многие конфессии восходят к реформаторской вере Кальвина (пресвитерианская церковь, голландская и германская реформаторская церковь, некоторые баптистские и независимые церкви.)

В чем отличие взглядов Лютера и Кальвина?
Лютер

был монахом и преподавателем

университета и особое внимание

уделял вопросам

спасения:

оправдание верой.

 

Кальвин

аристократ, юрист и богослов,

который особое внимание уделял вопросам

спасения:

предопределение — Божья инициатива в процессе рождения веры.

 

Оба сходились в важнейших положениях протестантской веры:

• оправдание верой,

• главенство Библии,

• Церковь — духовный организм,

• священнические права верующих.

 

Учение Кальвина

духовное присутствие Христа во время причастия

одобрение лишь того, что одобрено в Писании

предопределение — для избранных и осужденных

не придавал большого внимания человеческому фактору в вере

значение систематического богословия и системы церковного управления

строжайшая церковная дисциплина

 

Учение Лютера

физическое присутствие Христа во время причастия

одобрение всего, что не отрицается в Писании

предопределение — вера лишь для избранных Богом

соучастие человека в процессе веры

значение проповеди и роли пастора

умеренная церковная дисциплина

Жан Кальвин родился в 1509 г. во Франции и учился в Парижском университете. В 1532 г. получил степень доктора юриспруденции в Орлеане. Отец Кальвина хотел, чтобы сын его стал юристом, но после смерти отца Кальвин стал странствующим студентом, столкнулся с реформаторским движением и обратился к Богу.

Когда в 1534 г. во Франции начались гонения, Кальвин бежал в Страсбург, а оттуда — в Базель. В 1536 г. в Базеле Кальвин опубликовал «Институты (Основы) христианской религии», посвященные французскому королю Франциску I. Кальвин впоследствии пересматривал «Институты» и вносил в них изменения, но они так и остались классическим выражением реформаторского протестантского богословия и истинной классикой христианской литературы. Известность Кальвина как ученого-богослова росла.

Посетив Италию и Париж, Кальвин отправился в Страсбург. На его пути была Женева (Швейцария). Это изменило многое.

В Женеве Кальвин встретился с Гильомом Фарелом, который уже многие годы работал в реформаторском движении и искал кого-нибудь, подобного Кальвину, кто смог бы продолжить его дело. Форд убедил Кальвина, что это воля Божья, чтобы Кальвин остался в Женеве и помог делу Реформации. Это стало поворотным моментом в жизни Кальвина.

Кальвин занял должность «преподавателя Священного Писания», предложенную ему городским советом. Программа, разработанная Кальвином, требовала слишком жесткой церковной дисциплины, и в 1538 г. Кальвин и Форд лишились поддержки и были вынуждены оставить Женеву. Кальвин вернулся в Страсбург, где женился и продолжил работу над богословскими трудами, являясь одновременно пастором церкви, состоящей из французских беженцев.

К 1541 г. друзья Кальвина в Женеве вернулись к власти и пригласили его претворять свои идеи в жизнь. Не все шло гладко, но его система церковного устройства превалировала с 1555 по 1564 гг. (до его смерти).

Кальвин хотел, чтобы воля Божья и Царствие Божие пришли на землю, в особенности, в церковь. Нравственность и добрые дела он считал побочными продуктами истинной спасительной веры. Система кальвинистского богословия и его принципы церковного устройства — величайший вклад в развитие христианской церкви Система церковного устройства, разработанная Кальвином (пресвитерианство), строилась на следующих положениях:

репрезентативность — церковь избирала 12 мирян, которые
становились пресвитерами и образовывали церковный совет
или консисторию, управляя, таким образом, церковью наряду
с рукоположенными служителями (т.е. в консисторию
входили как миряне-старейшины, так и профессиональное
духовенство).

четыре церковных должности

пресвитеры (старейшины) — контроль за церковной

дисциплиной и нравственностью прихожан

пасторы — проповедь

учителя — учение

дьяконы — благотворительность

• строгая церковная дисциплина, вплоть до отлучения от
церкви.

• проповедь Слова Божьего.

• обучение пасторов и религиозное образование прихожан.

«Церковный порядок» — книга о церковном устройстве.

• государство должно было сурово наказывать еретиков,
отступников и тех, кто нарушает церковную дисциплину.

Проблемы возникали из-за чрезмерно строгой церковной дисциплины. В 1553 г. с согласия Кальвина был сожжен Михаил Сервет — испанский еретик, оспаривавший учение о Троице (см. Деян. 7:54 — 8:3). Следует помнить, что ранние реформаторы, такие как Лютер и Кальвин, верили, подобно католикам, в право церкви/государства сурово наказывать тех, кто противостоит государственной религии. Получилось так, что и Лютер, и Кальвин просто заменили католичество реформаторской религией — теперь она стала государственной. Государство и церковь так и остались тесно связанными друг с другом — только церковь была иной.

Богословская система Кальвина строилась на мысли о благодати Божьей, избирающей людей ко спасению, о той благодати, которой невозможно противостоять. Гиперкальвинисты, или жесткие кальвинисты придерживаются пяти богословских положений:

Абсолютная греховность человека — сам себя спасти он не может.

Единоличное Божье решение об избрании человека — решение, не зависящее от достоинств человека или Божьего предвидения.

Ограниченное искупление — Христос умер лишь за избранных.

Необоримая благодать — Божьему призыву невозможно противиться, причем Бог Сам дарует веру.

Сохранность святых — тот, кто спасен, уже не может потерять спасение.

Пожалуй, Кальвин не был столь решительно настроен, как некоторые из его последователей. Кальвин признавал, что избрание — это единоличное дело Бога (ибо только Бог знает, кто Его избранные), а благовестие — это дело верующих (ибо такова заповедь Божья).

Многие евангельские христиане сегодня относят себя к «умеренным» кальвинистам, отвергая лишь положение об ограниченном искуплении и подчеркивая ответственность самого человека в деле веры.

Свое богословие Кальвин основывал прежде всего на Писании, а потом уже на работах св. Августина. Кальвин сохранил обряды причастия и крещения, придерживаясь взглядов Цвингли. Кальвин не возражал против младенческого крещения.

Исторический вклад Кальвина

Вклад Кальвина в историю христианства невозможно переоценить, независимо от того, согласны мы с его богословской системой или нет.

Кальвин

• признавал главенство Писания

• систематизировал богословие

• показал, что спасение целиком зависит от Божьего промысла

• выступал за религиозное образование для прихожан и
специальную подготовку для духовенства

• выработал репрезентативную форму церковного управления,
основанную на Писании

не отделял богословия от проблем нравственности Но, к сожалению, Кальвин выступал за тесный союз церкви с государством.

Пресвитерианская, реформаторская и пуританская церкви испытали на себе сильнейшее влияние трудов Кальвина. Вскоре кальвинизм вышел на международную арену.

Лютеранство занимало твердые позиции в Северной Германии и Скандинавии, в то время как кальвинизм, помимо Швейцарии, распространился в некоторых частях Германии, Венгрии, Моравии, Голландии, Шотландии, Франции, Северной Ирландии. Кальвинизм стал как бы на границе между лютеранством на севере и католицизмом на юге.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.