|
Реформация Цвингли и Кальвина в ШвейцарииВскоре в самом протестанстве у лютеранства появились несколько движений-соперников, одно из которых родилось в Швейцарии. Политически Швейцария была демократической конфедерацией независимых кантонов — самоуправляемых республик. В одни кантоны входили сельские местности с небольшой численностью населения, в другие — большие города. К XVI веку в Швейцарии насчитывалось 13 кантонов, каждый из которых имел по одному голосу в государственном Сейме или Конгрессе. Важно то, что каждый кантон мог самостоятельно определять, какую религию ему исповедовать. Таким образом, в Швейцарии Реформация началась в результате действий независимых местных правительств (в кантонах). Огромное влияние на Швейцарию оказала эпоха Возрождения, выведшая на первое место культуру, искусство, образование и гуманистические взгляды. В Швейцарии были большие университеты (например, в Базеле, где работал Эразм Роттердамский). На севере в немецко-язычных кантонах поддержали реформы Цвингли, жившего в Цюрихе. На юге франко-говорящие кантоны пошли за Кальвином, находившимся в Женеве. Анабаптисты — это радикальное крыло, отколовшееся от движения Цвингли и распространившееся в Германии и Голландии, а также и в остальной части Швейцарии. За 35 лет движение Цвингли было поглощено реформами Кальвин а. Реформы Цвингли Ульрих Цвингли (1484-1531 гг.) получил образование в Вене и в Базельском университете, где попал под влияние гуманистических взглядов и учения Эразма Роттердамского, которое заставило его заняться изучением Писания. Цвингли служил приходским священником. В 1519 г. его назначили главным проповедником Министерского собора в Цюрихе. Основываясь на Писании, Цвингли стал выступать против богословия и обыкновений католической церкви, особенно против индульгенций и доктрины транссубституции. Цвингли знал сочинения Лютера и находился под их влиянием на ранних этапах швейцарской Реформации, которая развивалась в то же бурное время, что и лютеранское движение в Германии. В конце 1529 г. Лютер встретился с Цвингли, чтобы обсудить богословские вопросы на «Марбургском совещании». Из пятнадцати пунктов обсуждения они сошлись на четырнадцати. Разногласие между ними возникло по вопросу о личном присутствии Христа во время причастия. Цвингли верил, что причастие творится лишь в воспоминание о Вечере Господней, а присутствие Христа выражается в Его духовном единении с верующим. Лютер стоял на том, что Христос физически присутствует около элементов причастия — вина и хлеба, — но при этом само вещество их не изменяется. Так Лютер с Цвингли и не пришли к соглашению по этому вопросу. Цвингли пришел ко Христу в 1519 г., переболев чумой и ознакомившись с сочинениями Лютера. Его реформа выражалась в следующих действиях: 1) публичной основанной на Писании проповеди, обращенной 2) публичных диспутах со сторонниками католической церкви, Решение по этим диспутам было принято путем голосования на городском совете, который признал в Цюрихе правоту богословия Цвингли. Берн и Базель тоже перешли на сторону Цюриха. «67 положений» Цвингли были изданы в 1523 г., и в них определились основные учения Реформации: • спасение верой, • главенство Библии, восстановление новозаветных традиций в церкви, • разрешение священникам вступать в брак, • духовное присутствие Христа во время причастия, • отрицание большой части католического богословия и В конечном итоге, Цюрихские реформы привели к следующему: • отмена платы за крещение и похороны, • разрешение монахам и монахиням вступать в брак, • отмена мессы, • сохранение крещения младенцев, символизирующего Консервативное евангельское христианство восходит своими корнями к учению, скорее, Цвингли, а не Лютера. Для наглядности сравним их позиции. Цвингли
отвергал все, о чем в Библии не говорится. Пуританское движение в Англии пойдет по пути Цвингли. Но сохранение младенческого крещения привело к расколу в стане сторонников Цвингли. Конрад Гребель и Феликс Манц настаивали на отмене младенческого крещения, чтобы не противоречить библейскому учению. Цвингли попытался объединить все 13 кантонов, но это ему так и не удалось — Швейцария осталась раздробленной. В ней сохранялось, по крайней мере, пять католических кантонов. А после спора с Лютером о причастии отпала надежда и на союз с лютеранами. В 1531 г. пять католических кантонов образовали армию, и в битве католиков с протестантами Цвингли был убит. Его преемник — Генрих Буллингер — смог провести реформы лишь в собственном кантоне. В 1549 г. остатки сторонников Цвингли в Швейцарии объединились с кальвинистским реформаторским движением и растворились в нем. Реформы Кальвина в Женеве Еще одна ветвь протестантской реформации известна под названием реформаторской церкви или кальвинизма. Соответствующая этому течению система церковного руководства называется пресвитерианством. Многие конфессии восходят к реформаторской вере Кальвина (пресвитерианская церковь, голландская и германская реформаторская церковь, некоторые баптистские и независимые церкви.) В чем отличие взглядов Лютера и Кальвина? был монахом и преподавателем университета и особое внимание уделял вопросам спасения: оправдание верой.
Кальвин аристократ, юрист и богослов, который особое внимание уделял вопросам спасения: предопределение — Божья инициатива в процессе рождения веры.
Оба сходились в важнейших положениях протестантской веры: • оправдание верой, • главенство Библии, • Церковь — духовный организм, • священнические права верующих.
Учение Кальвина духовное присутствие Христа во время причастия одобрение лишь того, что одобрено в Писании предопределение — для избранных и осужденных не придавал большого внимания человеческому фактору в вере значение систематического богословия и системы церковного управления строжайшая церковная дисциплина
Учение Лютера физическое присутствие Христа во время причастия одобрение всего, что не отрицается в Писании предопределение — вера лишь для избранных Богом соучастие человека в процессе веры значение проповеди и роли пастора умеренная церковная дисциплина Жан Кальвин родился в 1509 г. во Франции и учился в Парижском университете. В 1532 г. получил степень доктора юриспруденции в Орлеане. Отец Кальвина хотел, чтобы сын его стал юристом, но после смерти отца Кальвин стал странствующим студентом, столкнулся с реформаторским движением и обратился к Богу. Когда в 1534 г. во Франции начались гонения, Кальвин бежал в Страсбург, а оттуда — в Базель. В 1536 г. в Базеле Кальвин опубликовал «Институты (Основы) христианской религии», посвященные французскому королю Франциску I. Кальвин впоследствии пересматривал «Институты» и вносил в них изменения, но они так и остались классическим выражением реформаторского протестантского богословия и истинной классикой христианской литературы. Известность Кальвина как ученого-богослова росла. Посетив Италию и Париж, Кальвин отправился в Страсбург. На его пути была Женева (Швейцария). Это изменило многое. В Женеве Кальвин встретился с Гильомом Фарелом, который уже многие годы работал в реформаторском движении и искал кого-нибудь, подобного Кальвину, кто смог бы продолжить его дело. Форд убедил Кальвина, что это воля Божья, чтобы Кальвин остался в Женеве и помог делу Реформации. Это стало поворотным моментом в жизни Кальвина. Кальвин занял должность «преподавателя Священного Писания», предложенную ему городским советом. Программа, разработанная Кальвином, требовала слишком жесткой церковной дисциплины, и в 1538 г. Кальвин и Форд лишились поддержки и были вынуждены оставить Женеву. Кальвин вернулся в Страсбург, где женился и продолжил работу над богословскими трудами, являясь одновременно пастором церкви, состоящей из французских беженцев. К 1541 г. друзья Кальвина в Женеве вернулись к власти и пригласили его претворять свои идеи в жизнь. Не все шло гладко, но его система церковного устройства превалировала с 1555 по 1564 гг. (до его смерти). Кальвин хотел, чтобы воля Божья и Царствие Божие пришли на землю, в особенности, в церковь. Нравственность и добрые дела он считал побочными продуктами истинной спасительной веры. Система кальвинистского богословия и его принципы церковного устройства — величайший вклад в развитие христианской церкви Система церковного устройства, разработанная Кальвином (пресвитерианство), строилась на следующих положениях: • репрезентативность — церковь избирала 12 мирян, которые • четыре церковных должности пресвитеры (старейшины) — контроль за церковной дисциплиной и нравственностью прихожан пасторы — проповедь учителя — учение дьяконы — благотворительность • строгая церковная дисциплина, вплоть до отлучения от • проповедь Слова Божьего. • обучение пасторов и религиозное образование прихожан. • «Церковный порядок» — книга о церковном устройстве. • государство должно было сурово наказывать еретиков, Проблемы возникали из-за чрезмерно строгой церковной дисциплины. В 1553 г. с согласия Кальвина был сожжен Михаил Сервет — испанский еретик, оспаривавший учение о Троице (см. Деян. 7:54 — 8:3). Следует помнить, что ранние реформаторы, такие как Лютер и Кальвин, верили, подобно католикам, в право церкви/государства сурово наказывать тех, кто противостоит государственной религии. Получилось так, что и Лютер, и Кальвин просто заменили католичество реформаторской религией — теперь она стала государственной. Государство и церковь так и остались тесно связанными друг с другом — только церковь была иной. Богословская система Кальвина строилась на мысли о благодати Божьей, избирающей людей ко спасению, о той благодати, которой невозможно противостоять. Гиперкальвинисты, или жесткие кальвинисты придерживаются пяти богословских положений: Абсолютная греховность человека — сам себя спасти он не может. Единоличное Божье решение об избрании человека — решение, не зависящее от достоинств человека или Божьего предвидения. Ограниченное искупление — Христос умер лишь за избранных. Необоримая благодать — Божьему призыву невозможно противиться, причем Бог Сам дарует веру. Сохранность святых — тот, кто спасен, уже не может потерять спасение. Пожалуй, Кальвин не был столь решительно настроен, как некоторые из его последователей. Кальвин признавал, что избрание — это единоличное дело Бога (ибо только Бог знает, кто Его избранные), а благовестие — это дело верующих (ибо такова заповедь Божья). Многие евангельские христиане сегодня относят себя к «умеренным» кальвинистам, отвергая лишь положение об ограниченном искуплении и подчеркивая ответственность самого человека в деле веры. Свое богословие Кальвин основывал прежде всего на Писании, а потом уже на работах св. Августина. Кальвин сохранил обряды причастия и крещения, придерживаясь взглядов Цвингли. Кальвин не возражал против младенческого крещения. Исторический вклад Кальвина Вклад Кальвина в историю христианства невозможно переоценить, независимо от того, согласны мы с его богословской системой или нет. Кальвин • признавал главенство Писания • систематизировал богословие • показал, что спасение целиком зависит от Божьего промысла • выступал за религиозное образование для прихожан и • выработал репрезентативную форму церковного управления, не отделял богословия от проблем нравственности Но, к сожалению, Кальвин выступал за тесный союз церкви с государством. Пресвитерианская, реформаторская и пуританская церкви испытали на себе сильнейшее влияние трудов Кальвина. Вскоре кальвинизм вышел на международную арену. Лютеранство занимало твердые позиции в Северной Германии и Скандинавии, в то время как кальвинизм, помимо Швейцарии, распространился в некоторых частях Германии, Венгрии, Моравии, Голландии, Шотландии, Франции, Северной Ирландии. Кальвинизм стал как бы на границе между лютеранством на севере и католицизмом на юге. ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|