|
Трогательно и участие учеников друг к другу и желание помочь в недостатке.Занятия этой очереди предполагается закончить в половине декабря. Если Господу будет угодно, то с января начнутся занятия на русском языке. Я молюсь и верю, что школа для русских братьев послужит таким же благословением для них и для их работы, как и для немецких братьев и даже больше. Я не верю, чтобы даже настоящий кризис, свирепствующий по всему миру, мог задержать работу Библейской школы в Данциге, ибо нет сил, могущих задержать угодную Господу работу. Я даже верю, что настоящий кризис Господь послал людям, чтобы открыть им глаза на тщетность и непрочность земных благ, и я верю, что это обстоятельство в еще большей степени должно побудить людей посвятить стяжения их и богатства их Владыке всей земли (Мих. 4: 13). Дело Божие в Данциге преуспевает и я верю, что и впредь Господь не оставит Своим обильным благословением Данциг и Библейскую школу, немецкие, польские и русские братья будут приходить в школу и по прошествии месяцев уходить оттуда, унося с собой воспоминания о времени, проведенном в совместном прославлении Бога, совместной молитве и совместном изучение Слова Божьего ради дальнейшей совместной работы на необъятной Ниве Его, которая уже поспела и ожидает жнецов. Многих смущает слово «Библейская школа»,— назовите ее иначе! Назовите ее временем совместного пребывания в молитве и размышлении над Словом Божиим с целью облечься во всеоружие Божие, чтобы всем можно было восстать против козней дьявольских. Да прославится имя Господне! Да не будет омрачено единство, любовь и содружество, пребывающих в Данциге. Пусть Господь благословит и направит как брата Г. Шмидта, суперинтендента Восточно-Европейской Миссии и всех сотрудников его по работе, так и тех, чьи даяния облегчают работу их. Я уверен, что те, кто были орудиями совершенного Восточной Миссией дела, получают награду, видя созданное Миссией. Слава Господу!» [182] В связи с финансовыми и другими трудностями после 8 февраля 1933 года до октября 1935 года набора на Библейские курсы не было, двери Библейской школы временно закрылись. Однако, учительская работа Восточно-Европейской Миссии не прекратилась: она только переместилась из центра на места, и совершалась за счет организации Библейских курсов по районым объединениям в тогдашней Польше. Густав Шмидт проводил также ряд краткосрочных Библейских курсов Эстонии, Румынии, Венгрии, Югославии и других странах Восточной Европы. Повсюду это служение было большим ободрением для церквей и Господь обильно благословлял эту работу. В 1935 году в Данциг приехал преподаватель Николай Николов. Болгарин по национальности, он родился в 1900 году в Болгарии и жил в городе Бургас. Николов обратился к Богу и примкнул к пятидесятническому движению в Болгарии в 20-летнем возрасте, в то время, когда в 1921 году Иван Воронаев и Василий Колтович проповедовали там, на пути в Советскую Россию. После этого он уехал в Соединенные Штаты и стал гражданином этой страны в 1926 году. Обучаясь в колледже в Нью-Йорке, он принадлежал к пятидесятнической церкви Glad Tidings Tabernacle под руководством Роберта Брауна (Именно с этой пятидесятнической церковью была первоначально связана семья Воронаевых во впемя их жительства в Нью-Иорке). Продолжая свое обучение в Америке, он служил пастором в церквах Нью-Йорка и Нью-Джерси. Учился в Школе Библейского Обучения в Нью-Йорке, окончил ее в 1924 году и остался там как преподаватель до 1926 года. Ученые степени бакалавра и магистра богословия получил в Библейской Семинарии в Нью-Йорке. Два раза Николов возвращался назад в Европу для миссионерской работы. В течение пяти лет он был миссионером и пастором в Бургасе, Болгария (1926 – 1931). Он был первым руководителем союза Евангельских пятидесятнических церквей Болгарии. Затем он приехал в Европу второй раз и был директором Библейского Института в свободном городе Данциге с 1935 по 1938 год. В 1938 году он снова переехал в Болгарию и работал там как евангелист и учитель Библии. В конце 1938 года в журнале «Примиритель» было опубликовано его письмо из Софии, в котором он писал: «20-го августа я со своим семейством прибыл в Болгарию, где решил обосноваться на ближайшее будущее. Однако, грозные тучи войны, собравшиеся над Европой, вызвали опасение, что придется покинуть эту страну раньше времени, но Господь рассеял сомнения и теперь я верю, что, по крайней мере, в ближайшие месяцы я смогу работать в Болгарии и других странах Восточной Европы. В ноябре, сначала в Болгарии, а затем и в других странах, я начну проводить на местах краткосрочные Библейские Курсы, согласно программе Библейского Института Восточно-Европейской Миссии. Повсюду среди верующих есть жажда изучения Слова Божьего, ибо они хотят лучше вооружиться для проповеди Слова Божьего. Прошу всех братьев молиться об этих Библейских Курсах, ибо мы нуждаемся в особом благословении и водительстве в этой великой работе». [183] Перед самым началом второй мировой войны Николов переселился в США, где в 1941 году был избран президентом Метрополитального Библейского Института Ассамблей Божьих, в Норт-Берген, в штате Нью-Джерси. В этом качестве он служил до закрытия этой школы в 1950 году. Затем он был директором Библейского Института Новой Англии во Фраминггеме, в штате Массачусетс, с 1950 по 1952 год, а после этого переехал в Спрингфилд, штат Миссури и приобщился к преподавательскому коллективу Центрального Библейского Института Ассамблей Божиих. В 1954 году был избран руководителем отдела христианского воспитания, а в 1956 году стал главой отдела Библейского обучения. Николай Николов продолжал свою преподавательскую работу в Центральном Библейском Институте до времени ухода на пенсию в 1961 году по состоянию здоровья. Активно участвуя в служении церквей в дистриктах Нью-Йорка и Нью-Джерси, он обучался в Нью-Йоркском университете, и в 1956 году достиг степени доктора философии. Темой его докторской работы было богомильство, болгарское раннепротестантское движение, в котором, как известно, имели место харизматические проявления Святого Духа. За свои научные успехи он получил также от Нью-Йоркского университета специальный Диплом Достижения. Одновременно Николов был пастором церкви в городе Норт Берген. В течение трех лет (1947–1950) он был также секретарем-казначеем окружного совета. Николай Николов был действительно разносторонне одаренным человеком, он издавал два болгарских журнала для пятидесятнических общин в США и Болгарии, написал несколько книжек и трактатов и издал песенник на болгарском языке. Он также служил пять лет (1954-1959) в качестве редактора ежеквартального издания «Youth Teacher» в Евангельском Издательстве Ассамблей Божиих. Его жена Марта была сотрудницей офиса Департамента Иностранных Миссий Ассамблей Божьих, а сын Павел пошел по стопам отца и был доктором богословия. Николай Николов умер на 64 году жизни 6 ноября 1964 года. По сообщению журнала «Евангельский паломник», на похоронах, которые состоялись в Центральной церкви в Спринфильде, в штате Миссури, покойного брата Николова проводили словами теплых воспоминаний Томас Ф. Зиммерманн, генеральный суперинтендент Ассамблей Божиих, и Джон Роберт Ашкрофт, бывший президент Центрального Библейского Института (отец нынешнего министра юстиции Соединенных Штатов Америки Джона Ашкрофта). В журнале «Христианский вестник» в Аргентине в некрологе под названием «Брат Николай Николов отошел к своему Господу» было сказано следующее. «Господь отозвал в вечные обители верного слугу, миссионера пятидесятников брата Н. Николова. Редактор журнала И. Зуб-Золотарев хорошо знал брата, будучи в Библейском Институте в Данциге, а также приходилось вместе с братом Николовым посещать общины пятидесятников в Польше. В 1954 г., когда ему пришлось посетить вместе с женой США и быть в Библейском Институте г. Спринфильда, где брат Николов был преподавателем, там довелось говорить брату Золотареву и жене о работе Божьей в Аргентине, при чем переводил с русского на английский язык брат Николов. Господь обильно благословил это слово, занятия в классах в этом Институте были прерваны, ибо сила Божия сошла на многих студентов, и многие пребывали в молитве под силой Божией. Господь отзывает старых работников, но радостно слышать, что они остаются верными Господу до последних дней своей жизни, трудясь для спасения грешных душ, проповедуя Евангелие». [184] С приездом Николая Николова в Данциг Густав Шмидт передал ему руководство Библейскими курсами, чтобы самому иметь возможность посещать поместные церкви в Союзе ХВЕ по всей Польше, а также совершать поездки в другие страны и участвовать в укреплении пятидесятнического движения в тех местах. Стараниями Николая Николова Библейские курсы в Данциге были преобразованы в Библейский Институт, со сроком обучения два года. Занятия начались 6 октября 1935 года в двухэтажном доме в районе Данцига, который назывался Лангфур по улице Принценвеген, №3. К тому времени Союзы пятидесятнических церквей были образованы в Болгарии (под руководством Павла Ранева), в Венгрии (под руководством пастора Рарохи), в Румынии (под руководством Георгия Брадина и Василия Гашпара), объединения церквей ХВЕ были созданы к тому времени в Эстонии, Латвии, Литве и других странах Восточной Европы. Поэтому в Библейском институте обучались студенты и студентки из Болгарии, Польши, Румынии, Венгрии, Югославии, Германии, Эстонии. Осенью 1935 года Г. Киндерман в статье «Открытие Библейского Института Восточно-Европейской Миссии в Данциге» вдохновенно писал следующее «В настоящее, время под общим руководством брата Н. Николова и при сотрудничестве других учителей в Библейском Институте занимаются 27 братьев… Занятия этой первой очереди продлятся не менее 9 месяцев. Общежитие и классы помещаются в просторном двухэтажном доме, снимок которого дается в настоящем номере «Примирителя». Дом окружен садиком и тыловой частью выходит в поле, так что ученики имеют много воздуха и света. Миссия старается, чтобы они и во всем другом не имели недостатка, но недостатки, как и нужда, приходят неожиданно и непредвиденные расходы растут постоянно. Поэтому Миссия обращается ко всем детям Божьим, призывая их молиться об удовлетворении нужд Библейского Института и учащихся в нем и посильно участвовать в жертвах на эту цель, как от отдельных лиц, так и от целых церквей. Мы верим, что открытие дверей Библейского Института в Данциге было ответом Бога на молитвы о нуждах систематической подготовки благовестников и верим также, что Господь благословит учащих и учащихся, верим, что последние, возвратясь из Библейского Института, будут не только в состоянии самостоятельно свидетельствовать, но и поучать от Слова Божьего, одних наставляя, а другим только «точнее объясняя путь Господень». При Институте открыта библиотека и для пополнения ее директор Института брат Н. Николов обращается ко всем детям Божьим с просьбой присылать туда добрую христианскую литературу на всех языках, как-то: книги, журналы, брошюры, песенники и прч». [185] Уровень учебного процесса в Библейском институте был высоким. Вот что писал студент Владимир Мельник в 1936 году. «Благодарение Господу, открывшему мне вторично дорогу а Данциг в Библейский Институт! Едва ли я смогу передать в кратких строках свои благословенные переживания в Библейском Институте и о том, как все мы здесь пребывающие и любящие дело Божье ценим это учреждение. Я верю, что мои собратья по Библейскому Институту готовы вместе со мною засвидетельствовать: «О, какое счастье быть в общении с Богом, изучая Слово Его, черпая из глубин дивных сокровищ Слова Божьего все новые и новые истины, в свете которых человек только и может понять свои ошибки, как в мыслях так и в поступках..До посещения Библейской школы мне казалось, что я много знаю, но оказалось, что знание мое не глубже воды у морского берега. В Библейской школе мне открылась та простая истина, что чем дальше в море, тем вода глубже. Чем больше мы погружаемся в изучение Слова Божьего, тем большие глубины открываются перед нами… Увидев неизмеримость глубины Слова Божьего, я понял, что наши личные усилия возрастания бесполезны, наоборот нам должно умаляться, чтобы возрастать во Христе. С этого момента, как Господь открыл мне глаза на неизмеримость глубин Слова Его, глубина уже не пугает меня, ибо с помощью Божьей волны открывающихся истин не захлестывают, но омывают меня, наполняя радостью познания воли Его. Аллилуия! Среди учеников Библейского Института в настоящее время находятся братья из Болгарии, Румынии, Венгрии, Югославии и Польши. Не смотря на различие народности и языка, все мы чувствуем себя, как в одной семье, ибо Кровь Христа роднит нас и связывает воедино крепче всяких родственных плотских чувств. Прислушиваясь к разговору отдельных братьев, говорящих на их родных языках или к совместному пению на разных языках, ухо наше не только не противится такому разноязычию, но наоборот, воспринимает его, как шум горного потока, слагающегося из журчания многих ручейков. Директором и вместе с тем учителем Библейского Института является брат Николай Николов. Это очень опытный, обладающий чуткой и любвеобильной душой брат. Благодаря этим своим качествам, его христианскому характеру, выявляемому в любовном к нам отношении, все ученики его обожают не только как учителя и наставника, но и как друга, с радостью принимают все его наставления. Дорогой брат Киндерман, несмотря на то, что имеет много работы в канцелярии, находит время посещать нас и преподает нам уроки о личной работе. Полевой Суперинтендент брат Шмидт в настоящее время преподает на местах в разных странах, и у нас в школе будет лишь преподавать в мае или июне. Сестра Нитч заботится по хозяйству, наблюдая за тем, чтобы никто ни в чем не имел недостатка. Да благословит Господь наш Библейский Институт, наставников и учащихся, а также тех, что поддерживают его существование, помогая этим делу воспитания воинов Христовых. Пребывая в молениях о том, чтобы слово Господне вселилось в нас обильно со всякой премудростью (Кол. 3:16), мы просим всех братьев и сестер принять участие в этих молениях наших!» [186] Кроме изучения Библии в институте изучали языки: русский, польский, английский, немецкий, чтобы одни студенты могли усовершенствоваться в этих языках, а другие - их изучить. Знание языков было необходимо работникам Союза пятидесятников для свободного общения с иностранными братьями, для поддержания с ними письменного общения, а также для чтения духовной литературы на других языках, в первую очередь - на английском, на котором имелась богатая библиотека литературы пятидесятнического направления. Английский язык преподавала жена Николая Николова, а немецкий - Мария Шмидт - вторая жена Густава Шмидта. В 1936 году Библейский институт посетили видные учителя всемирного пятидесятнического движения: в марте в институте преподавал Говард Картер - директор Библейской школы в Лондоне и председатель Лондонского объединения Пятидесятнического всемирного союза «Ассамблеи Божии», а также приехавший вместе с ним Лестер Сумрал; в апреле - в течение двух недель здесь снова ежедневно преподавал известный евангелист из Новой Зеландии Лен Джонс. Они не только проповедовали и учили в Данциге, но и проводили специальные молитвенные собрания о силе Святого Духа, на которых происходили удивительные благословения Божии и изливались дары Святого Духа для многих братьев и сестер. В рубрике «Примирителя» под названием «Библейский Институт в Данциге» Николай Николов о тех благословенных днях нисал следующее. «В марте сего года нас посетил, брат Ховард Картер, директор Библейской школы в Лондоне и председатель Божьих собраний в этом городе. Брат Картер уже два года находится в путешествии, посещая поля Нивы Божьей на Востоке. Последний год он провел на Дальнем Востоке. Посетив Харбин, в Манджурии, где он благоветствовал в местной русской общине, он вместе со своим спутником американским братом Сумралом, через Советскую Россию прибыл в Польшу и остановился на несколько дней в Лодзи, где имел ряд благословенных собраний. Из Лодзи братья приехали в Данциг и провели в нашей среде десять дней. Брат Картер по несколько часов в день преподавал в Библейском Институте и его служение словом было чрезвычайно драгоценно, как для студентов, так и для друзей Миссии, которые имели также возможность присутствовать на его уроках. Брат и сестра Бергхольц и сестра Шмидт служили переводчиками на русский и немецкий языки. Еще и до сегодня братья часто вспоминают и говорят о тех благословениях, которые они получили через служение брата Картера. В Библейском Институте состоялись три особых молитвенных собрания, на которых брат Картер молился с теми, которые ревнуют о крещении Духом Святым. Во время этих собраний два студента и восемь членов данцигской общины были крещены Духом Святым. Кроме того, одна сестра получила крещение Духом Святым у себя на дому, когда собиралась идти в собрание. Аллилуйя! В середине апреля приехал брат Джонс, который также около двух недель преподавал в нашем институте. Выехав из Новой Зеландии, своей родины, брат Джонс провел около семи месяцев в Южной Африке, благовествуя там Евангелие. Господь благословил его работу и многие души обратились ко Христу. Брат Джонс свидетельствовал нам, что многие верующие в этих странах в его присутствии получили крещение Духом Святым. Брат Джонс, как и брат Картер, посвящал несколько часов в день преподаванию в классах. Все студенты очень благодарны брату Джонсону за его поучения. Все мы очень рады, что Господь так чудно устроил, что за такой небольшой срок как семь месяцев, мы имели счастье слушать таких известных библейских учителей, как братья Дональд Гее, Картер и Джонс. Третий семестр в нашем Институте начался в апреле, хотя пасхальные каникулы внесли некоторый перерыв в занятия. Теперь занятия идут полным ходом и, если Господу будет угодно, то мы закончим учебный год к концу июня. На последнем семестре по несколько часов в неделю будет читать брат Шмидт, наш Полевой Суперинтендент, и возможно, что нас посетит брат Нагель из Нью-Йорка, который в таком случае также будет преподавать в классах. Мы радуемся, что, не смотря на тяготы учения, Господь положил на сердца студентов установить в течение двух недель молитвенную цепь. Цель моления: излияние Святого Духа в Восточной Европе и благословенние работы Восточно-Европейской Миссии и в частности Библейского института в Данциге. Молитвенная цепь начинается в 10 часов вечера и кончается утром. Просим читателей приобщиться к нашим молитвам об излиянии Духа Святого, ибо Христос уже у порога. Если Господу будет угодно, то в начале настоящего года начнутся занятия новой очереди. В ответ на заявления будут высланы опросные листы для кандидатов. Конечно, не все заявители могут быть приняты, но мы будем молиться, чтобы Господь открыл дорогу - если не на эту очередь, то на одну из следующих, всем искренне стремящимся работать для Господа на Ниве Его и имеющим к тому дарования». [187] В Библейском Институте с утра проводилось три лекции по разным Библейским и богословским предметам. Каким был дальнейший распорядок дня, хорошо видно из статьи Петра Сорокопуда «В любвеобильном братском общении», опубликованной в журнале «Примиритель».[188] В 12 часов дня заканчивались утренние занятия и студенты проводили полчаса в специальной миссионерской молитве за пробуждение грешников в разных странах мира, за всех страждущих и обездоленных. В этой молитве приносили Господу нужды тех братьев и сестер, которые письменно обращались в Данциг в миссию, чтобы о них были совершены молитвы. В половине первого - обед. За столами курсанты располагались по признаку языка, который они изучали, чтобы во время обеда можно было поупражняться в разговоре на изучаемом языке. Петр Сорокопуд писал: «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе» (Псл. 132:1)… Все мы чувствуем себя не сиротами, но детьми Божьими, ибо чувствуем в сердцах наших присутствие Бога. За столом царит духовная атмосфера радости и братской любви. С нами обедает и наш брат, учитель Николов. Улыбка радости спасения на устах брата Николова оживляет сердца каждого из нас, и мы радуемся его присутствию в нашей среде. Когда братья несколько подкрепятся, то брат Николов обычно прочитывает нам полученные им письма и сообщает о новостях с Нивы Божьей. Известия радостные чередуются с горестными, но вера на помощь Божью и надежда на радостную встречу в чудесной стране (От. 21) звучит, как в тех, так и других. Когда прочитаны письма, брат Николов говорит: «Молитесь усердно, братья, ибо помощь наша только от Господа». Братья отвечают: «не забудем молиться». [189] После обеда, исполнив назначенную хозяйственную работу (мойка посуды и пр.) студенты ходили на прогулку, делали мелкие покупки, писали письма, готовились к занятиям, посещали собрания церкви ХВЕ в Данциге. Николова очень любили студенты. Выражением любви было и адресованное ему стихотворение, которое написал Петр Сорокопуд. Н— а Бога всегда уповает И веру святую хранит, К благой цели путь направляет: О— н жаждет Христу лишь служить. Л—юбя Иисуса и Слово, О—н жизнью пример подает; В нем сердце любить всех готово, — У—делза то в небе возьмет.[190] Учеба в Библейском Институте была большой радостью и благом для учащихся братьев. Одним из них был уже упоминавшийся известный служитель Андрей Ефремович Давидюк с Волыни, который всю свою жизнь часто выражал свою благодарность Господу за обучение, полученное в Библейском институте. А в 1938 году в кратком сообщении он с энтузиазмом писал следующее. «…Благодарю Господа Бога моего, что могу уже второй год учиться в Библейском Институте в Данциге, ибо за это время я получил много света в изучении Слова Божьего. Главным предметом, изучаемым нами, является Библия, изучение которой ведется в страхе Божием и молитвенном духе. Ради здравого понимания и толкования Слова Божьего мы также изучаем и другие предметы, как, например, герменевтику, апологетику, гомилетику и ряд других, которые полезны и необходимы для каждого работника Нивы Божией, ибо таким путем легче можно противостоять разным заблуждениям и лжеучениям, которые враг усиленно сеет и поливает в настоящие времена. Конечно, усвоение того или иного предмета зависит не только от способностей ученика, но и от преподавателя, поэтому не только я, но и все студенты благодарим Господа, что Он дает нам возможность изучать все предметы под руководством нашего дорогого учителя и директора Библейского Института брата Николова, который старается возможно проще и в то же время ярче изложить истины, которые запечатлеваются в наших умах и сердцах. Несмотря на разницу национальностей и характеров студентов, собранных в Библейском Институте, Кровь Спасителя роднит нас всех в одну семью и Святой Дух хранит нас в братской любви. Мы верим, что Господь сохранит нас в нашем смертном теле до конца занятий в Библейском Институте и даст затем сил, чтобы потом применить на практике то, что мы так усердно слагаем ныне в сердцах и уме, подготовляясь к ревностному служению для славы, Господней, и чтобы нести весть Евангелия тем, которые еще не готовы к явлению Господа. [191] Большим событием для работы Библейского института был приезд в конце 1936 года Вильяма Нагеля - евангелиста из Нью-Йорка. В. Нагель некоторое время работал как миссионер в Палестине и Египте, совершил несколько путешествий по разным местам, которые были связаны с событиями, о которых рассказывает Библия, изучая в библейских странах нравы и исторические памятники. Летом 1936 года брат Нагель посетил Болгарию, Чехословакию и Венгрию, где проповедовал и делился своими впечатлениями о путешествиях по святым местам. Его рассказы, воспоминания, проповеди и поучения были очень интересными как для слушателей в церквах, так и для студентов в Библейском Институте. Про начало нового учебного года достаточно интересно и полно рассказывается в публикации Николая Николова «Библейский институт в Данциге». «Учебный новый год открылся 2-го октября приветственным собранием, на котором директор брат Николов, приветствовал собравшихся студентов. Затем студентов приветствовали братья Киндерман, Нагель, Бронсон и сестры Шмидт, Нитч и Николова. Брат Шмидт сказал слово на тему «добрый воин Христа» (2 Тим. 2:3). В заключение все студенты, со своей стороны каждый на своем родном языке, в кратких словах приветствовали и благодарили Восточно-Европейскую Миссию. Собрание закончилось совместной трапезой учеников, учителей и гостей. Вследствие паспортных трудностей и других препятствий не все студенты смогли приехать к началу года, но постепенно набрался полный комплект и в настоящее время общее число учащихся в Библейском Институте достигает 40 душ, которые съехались из разных стран: Эстонии, Польши, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Германии и Вольного города Данцига. В Библейском Институте много времени уделяется молитвенной жизни. Студенты молятся о восполнении духовных и материальных нужд Библейского Института и Миссии, а также молятся за работу в винограднике Господнем в разных странах. Один день специально посвящается молитвам за дело Божье в Восточной Европе и молениям за тех, что терпят гонения и преследования ради Христа. Во время таких молитв три студента получили крещение Духом Святым. Господь также обильно благословляет студентов в их занятиях по изучению Слова Божьего, и молитвенная жизнь чередуется с изучением Слова Божьего, так что одно восполняет другое и эта полнота жизни привлекает Божье благословение, которое и пребывает на Библейском Институте в Данциге. Мы ожидали, что к началу этого года нас посетит брат Дональд Гее, который, как и в прошлом году, должен был преподавать в Библейском Институте, но брату Гее не возможно сейчас оставить работу в Англии и приехать к нам. Таким образом нам остается только надежда, увидеть дорогого брата Гее весной и мы молимся, чтобы Господь осуществил эту нашу надежду. Возможно, что в марте этого года нас посетят председатель и секретарь всех общин пятидесятников в Америке. Братья намерены посетить Восточную Европу и побывать в Данциге. Мы верим, что такое посещение было бы большим благословением для студентов, и потому молимся, чтобы Господь помог осуществитьсяему.Брат Шмидт, наш Полевой суперинтендент, в осеннем семестре не преподавал в Библейском Институте, т.к. был в отъезде, держа на местах целый ряд краткосрочных библейских курсов. Мы верим, что Господь позволит ему быть преподавателем в нашем Институте в течение весеннего семестра. Вследствие затянувшейся осени, многие студенты были больны, но Господь скоро всех восстановил и, слава Господу, все находятся в добром здравии. В заключение я прошу молиться за Библейский Институт, за учителей и учащихся, чтобы Господь исполнил последних познанием слова Его, сделав их полезными работниками Нивы Господней, со всех концов которой постоянно слышны голоса, что жатва готова, а работников нет!» [192] Документы свидетельствуют, что учебный 1936/1937 год закончили в Библейском Институте 44 брата и сестры, которые приступили к самостоятельной работе на Ниве Божией. [193] Велик и значим был вклад каждого из преподавателей, которых привлек Господь к этому прекрасному служению Библейского образования. Журнал «Примиритель» писал: «Провожая в воспоминаниях истекший учебный год, мы не можем не вспомнить с благодарностью наших дорогих учителей. Брат Вильям Нагель, с которым читатели знакомы по его статьям в «Примирителе», преподавал с большим благословением в течение двух семестров. Брат Шмидт преподавал в течение последнего семестра. Брат Дональд Гее преподавал в течение июня месяца и его поучения были для всех нас в Данциге большим благословением. Да благословит обильно Господь этих братьев и всех других, которые трудились за истекший год в Библейском Институте». [194] Да, пожалуй, наиболее значительный вклад в дело образования проповедников в Данциге за все годы существования Библейских курсов и Библейского института внес виднейший теоретик мирового пятидесятнического движения Дональд Джи (Его фамилию обычно писали и произносили в тогдашней Польше как Гее). Дональд Джи родился в Англии, в Лондоне 20 мая 1891 года. Четырнадцатилетним мальчиком в 1905 году он горячо, искренне и на всю свою жизнь обратился к Богу. И вся его последующая жизнь - это достойная, светлая жизнь преданного служителя церкви. Он одним из первых среди своих соотечественников-англичан в 1913 году пережил чудесное исполнение благодатной силой Святого Духа со знамением иных языков и примкнул к движению пятидесятников. Он служил в качестве пастора, учителя, писателя и был главным редактором пятидесятнического журнала. Он написал больше 30 книг, в том числе книгу о духовных дарах и книгу об истории пятидесятнического движения. Он был назван “Апостолом Баланса”, благодаря тому, что избегал крайностей в пятидесятнической доктрине. Он был очень популярным учителем, посещал с этой целью многие страны мира и преподавал доктринальные истины. Его проповеди, рефераты, статьи, в которых глубоко и всесторонне изучались вопросы духовных переживаний человека, вскоре заслужили признание во всем христианском мире. Он был действительно авторитетным и признанным учителем пятидесятнического движения с горячим сердцем и трезвым глубоким мышлением. С 1930 года по приглашению Восточно-Европейской Миссии Дональд Джи стал приезжать в Данциг, бывал во многих церквах ХВЕ в Польше, проводил занятия с проповедниками, читал лекции на Библейских курсах, щедро делился своими глубокими духовными познаниями. Не случайно он был признан Почетным директором Библейского Института в Данциге.[195] Густав Шмидт в статье «Дональд Гее - наш новый сотрудник» радостно писал: «Имя Дональда Гее уже знакомо нашим читателям по ряду его блестящих статей, помещенных в предыдущих номерах нашего журнала. Брат Дональд Гее является самым видным из писателей пятидесятников, произведения которого читаются с необычайным интересом и привлекают к себе внимание читателей всего мира. Мы рады, что можем теперь оповестить наших читателей, что отныне в каждом номере нашего журнала будут помещаться статьи пастора Дональда Гее». [196] За годы напряженного интенсивного труда Полевой Квартиры ВЕМ в Данциге в 1929-1939 году было подготовлено большое количество проповедников и проповедниц, многие из них внесли большой вклад в дело евангелизации, в дело проповеди о силе Святого Духа в странах Восточной Европы, некоторые из них совешали ответственное служение на руководящих должностях в Союзе ХВЕ в Польше. 4 октября начался третий по счету (и последний, к сожалению) учебный 1937/1938 год в Библейском Институте. [197] Как и прежде, студенты в количестве около 30 человек прибыли из из Польши, Болгарии, Югославии, Румынии, Эстонии и Данцига, хотя количество прошений о принятии в Библейский Институт значительно превышало это число. «Несмотря на разницу языка, - писал Н. Николов, - братья, пребывая в Христовой любви друг к другу, не являются чуждыми друг и имеют между собой полное общение, ибо, как известно, любовь Христова есть дверь общения и понимания друг друга. Мы верим, что Господь позволит довести учебный год до конца в таком же благополучии и благословении, как и в предыдущие года.Мы просим читателей «Примирителя» во всех странах вспоминать в своих молитвах наш Библейский Институт, чтобы Божье благословение постоянно пребывало как на учениках, так и на учителях, и чтобы дух пробуждения царил в нашей среде. Мы верим, что если мы будем искать Лица Его и творить волю Его, то Он восполнит все нужды нашего Института и отдельных учеников и сохранит всех в добром здравии и благополучии». [198] На Библейских курсах в Данциге за период со 2 марта 1930 года до 8 февраля 1933 года разновременно - за 9 наборов - был подготовлен 271 проповедник для работы среди церквей пятидесятнического направления.[199] Библейский институт закончили 39 слушателей с десятимесячным сроком обучения и 50 слушателей, которые учились там два года.
Однако Библейские курсы и Библейский институт в Данциге не были единственной формой подготовки служителей – как уже упоминалось, Густав Шмидт и его сотрудники (за период с августа 1929 года до начала второй мировой войны в 1939 году) провели около ста кратковременных одно-двухнедельных курсов с проповедниками и служителями, которые не могли, по тем или другим причинам, учиться в Данциге. Для них проводились Библейские курсы по районам. Известно, например, что подобного рода курсы в частности состоялись: в Старой Чолнице - в августе 1929 года (это были первые Библейские курсы в ХВЕ в Польше), где учились 38 человек. Об этих курсах Иван Зуб-Золотарев с ликованием писал: «На съезде было постановлено иметь Библейские Курсы для работников на Ниве Божьей. Мы молились о том, чтобы Господь расположил сердца к этому великому делу, и Господь услышал нашу молитву и стараниями нашего председателя брата Бергхольца и брата Шмидта в августе этого года открылись Библейские курсы. Слава Иисусу, Аллилуйя!» [200] Были проведены Библейские Курсы в Степани - в 1932 году; в Киверцах - в декабре 1933 года и июле 1934 года, где учились 32 человека; а также в Лодзи. Журнал «Примиритель» сообщал: Библейские курсы в Лодзи для братьев и сестер Союза Христиан Веры Евангельской состоялись под руководством брата Г. Шмидта с 19-го января по 4-ое февраля 1934 года. До 50-ти душ братьев и сестер поучались и утверждались в познании Слова Божьего. Господь благословлял занятия и чудно действовал на призывных собраниях, которые происходили ежедневно по вечерам, и в результате большое количество душ поднятием рук засвидетельствовали о том, что они отдали свои сердца и жизнь Господу. Аллилуйя!» [201] О том, что представляли собой Библейские курсы на местах, в некоторой степени дает представление тематика Библейских курсов для «проповедников, состоящих в сотрудничестве с Восточно-Европейской Миссией и братьев работников Нивы Божьей, входящих в Союз Христиан Веры Евангельской или работающих в согласии с этим Союзом», как было сказано в объявлении.[202] Эти курсы состоялись в селе Подрожье (вблизи станции Повурск, на железной дороге Ковель-Сарны)16 июля -19 августа 1934 года. На этих курсах проходило обучение около 140 учеников и учениц со всех концов тогдашней Польши. На Библейских курсах в Подрожье Дональд Джи преподавал курсы «Дух Святой и его работа» и «Движение Святой Пятидесятницы», преподаватель из Великобритании Паар читал «Основы христианства», «Деяния Святых Апостолов» и «Пророчество». Курс «Служение благовестника» читал Густав Шмидт, а «Задачи церкви и руководство Союзом Христиан Веры Евангельской» - Артур Бергхольц. Такие курсы как «Евангелие и притчи Господа Иисуса Христа в Евангелии Луки», «Послание апостола Павла к Ефесянам и Колосянам», «Послание к Евреям», «Скиния и жертвоприношения в книге Левит», и «Второе пришествие нашего Господа» преподавал Библейский учитель Гринстрит из Англии, а «Хоровое пение и музыка» - Иван Зуб-Золотарев. Многие другие вопросы и темы были затронуты преподавателями в виде ответов на вопросы слушателей.[203] Журнал «Примиритель» писал, что на этих курсах «каждому верующему христианину предоставляется возможность углубиться в познании Слова Божьего и подкрепиться в истине и вере «однажды преданной святым» (Иуд. 3), «ибо в учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавс ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|