Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Швеции существует социальная работа». С другой стороны, рассуждение





«Во всех цивилизованных странах существует социальная работа; в России

Существует социальная работа; следовательно, Россия – цивилизованная

Страна» неправильно, поскольку в нём из истинности посылок «Во всех ци-

Вилизованных странах существует социальная работа» и «В России сущест-

Вует социальная работа» не следует истинность заключения «Россия – циви-

Лизованная страна».

В противоположность дедукции, индукция представляет собой переход

От частного к общему. Она лежит в основе рассуждений, называемых индук-

Тивными. Эти рассуждения характеризуются тем, что они не гарантируют ис-

Тинность заключения при условии истинности посылок. Их посылки лишь в

той или иной степени подтверждают заключение, т. е. делают его вероятным,

Но не достоверным. Поэтому в индуктивных рассуждениях часто совершает-

Ся ошибка, называемая поспешным обобщением.

Индуктивные рассуждения играют важную роль в тех областях знания,

Которые связаны с опытом. Достаточно сказать, что законы природы и обще-

Ства имеют вероятностный характер, поскольку они получены в результате

Индуктивных обобщений данных опыта. В логике выработаны специальные

Процедуры, использование которых позволяет повышать вероятность заклю-

Чений индуктивных рассуждений. Хотя эта вероятность всегда меньше еди-

Ницы, она может быть достаточно высокой, чтобы позволять оперировать за-

Ключениями индуктивных рассуждений как фактическими истинами. Так,

Утверждение о снижении уровня жизни населения России, начавшемся в 1991

Г., воспринимается как такая истина, хотя оно основывается на результатах

Индуктивных обобщений, имеющих всегда вероятностный характер.

Контрольные вопросы

С чем имеют дело теоретические исследования?

В чём заключается метод восхождения от абстрактного к конкретному?

Посредством чего осуществляется преобразование имеющегося уже

Знания?

Что такое дедукция? индукция?

Какие рассуждения называются дедуктивными? индуктивными?

В каких областях знания важную роль играют индуктивные рассужде-

Ния?

Литература

Агапов Е. П. Введение в социономию. Ростов-на-Дону, 1997.

Берков В. Ф. Философия и методология науки. М., 2004.

Гусева Е. А. Философия. М., 2007.

Рузавин Г. И. Методы научного исследования. М., 1974.

Социальная работа / Под ред. В. И. Курбатова. Ростов-на-Дону, 2006.

Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

Категории и закономерности

Социальной работы

Важнейшим компонентом логически упорядоченного знания является

Понятийный аппарат науки, т. е. совокупность понятий, которые позволяют в

Обобщённой форме отразить изучаемые в ней явления, а также связи между

Ними. Он формируется в процессе обобщения результатов эмпирических ис-

Следований путём применения абстрагирования, идеализации и других по-

Знавательных процедур. Наиболее важные понятия науки, составляющие ос-

Нову её аппарата, называются категориями. Категории социальной работы

Распадаются на три группы, хотя границы между ними относительны и про-

Ницаемы.

Первая группа категорий социальной работы включает в себя понятия,

Которые не являются специфическими для неё, поскольку обозначаемые ими

Явления и процессы изучаются также другими науками (например, «социаль-

Ные отношения», «социальная деятельность», «социализация», «личность» и

Т. д.). Что касается второй группы, то она включает в себя категории, отно-

Сящиеся преимущественно к социальной работе, но используемые также дру-

Гими отраслями знания (например, «психосоциальная работа», «социальная

Реабилитация», «социальный конфликт» и др.). Наконец, третья группа

Включает в себя понятия, являющиеся собственно категориями социальной

Работы. К ней относятся такие понятия, как «социальный работник», «соци-

Альное обслуживание», «адресная социальная помощь» и т. д.

Помимо уровня обобщения, основанием для деления категорий соци-

альной работы может служить их содержание. Исходя из этого основания,

Категории социальной работы могут быть разделены на две группы. Первая

Из этих групп включает в себя понятия, отражающие специфику социальной

Работы в различных сферах жизни общества. Так, категориальный аппарат

Социальной работы в сфере образования отличается от тех понятий, которые

Используются в сфере здравоохранения. Что касается второй группы, то она

Включает в себя понятия, отражающие различные аспекты деятельности со-

Циальных работников – управленческий, экономический, технологический и

Др.

Помимо категорий, важнейшим структурным элементом социальной

Работы как области научных исследований являются её закономерности. Под

Закономерностями в науке имеются в виду наиболее существенные, устойчи-

Вые и необходимые связи между исследуемыми явлениями. В социальной

Работе они представлены тенденциями становления и развития профессио-

Нальной деятельности, направленной на помощь нуждающимся. Выявление

Этих тенденций, делающее более эффективной практику социальной работы,

Является одной из задач, которые стоят перед её исследователями.

По мнению Е. И. Холостовой, в качестве основной закономерности

Можно выделить взаимосвязь социальной политики государства и содержа-

Ния социальной работы. Это мнение основывается на том, что сам факт вве-

Дения социальной работы как особой профессиональной деятельности связан

С переориентацией социальной политики с больших групп населения на ин-

Дивида и семью, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Отсюда

Следует, что закономерна также взаимосвязь между целями социального раз-

Вития и уровнем развития социальной работы. Так, ориентация социальной

Работы на оказание помощи различным группам населения, испытывающим

Жизненные трудности, а не только инвалидам или престарелым, свидетельст-

Вует о появлении ясного видения целей социального развития.

В социальной работе можно выделить управленческие отношения, а

Также взаимодействие специалиста и клиента. Управленческие отношения в

Сфере социальной работы подчиняются таким закономерностям, как зависи-

Мость эффективности социальной защиты от структурной полноты и завер-

Шённости системы органов социального управления и учреждений социаль-

Ного обслуживания, зависимость результативности социальной защиты от

Социальной ориентации сознания и деятельности кадрового корпуса органов

Государственного управления, взаимозависимость между социальной рабо-

Той и непротиворечивостью ближайших и долгосрочных целей социальной

Защиты и т. д. Что касается взаимодействия специалиста социальной работы

И его клиента, то оно основывается на таких закономерностях, как совмест-

Ная заинтересованность социального работника и клиента в конечных ре-

Зультатах их взаимодействия, целостность и комплексность воздействия со-

Циального работника на клиента, соответствие полномочий и ответственно-

Сти социального работника, соответствие уровней развития социального ра-

Ботника и клиента социальных служб и т. д.

Закономерности социальной работы носят объективный характер, т. е.

Не зависят от воли и сознания людей, которые трудятся в её сфере. Поэтому







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.