Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







II ЭТАП КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ





Занятия на II этапе коррекционной программы прово­дятся также в две серии.

Первая серия направлена на формирование у детей по­ложительной мотивации обращения к взрослому (6 заня­тий).

Эта задача решается в процессе создания различных ком­муникативных ситуаций, требующих от детей обращения за помощью. На первых занятиях положительная мотива­ция обращения к взрослому формируется путем демонстра­ции куклой-коммуникантом формы поведения. Практи­чески во всех занятиях содержание взаимодействия де­тей с куклой одно и то же, но меняются внешние атрибуты конкретной ситуации, а также практические задачи, на основе которых осуществляется взаимодействие куклы и детей.

Так, в занятиях «Бабушкины бусы» и «Помогите Барсику» Заяц обращается к детям с просьбой помочь своему дру­гу, коту Барсику, исправить результаты его шалостей — игры с пуговицами, клубочками и нитками. В первом слу­чае дети классифицируют пуговицы по двум признакам, в третьем — распутывают разноцветные нитки и наматывают их на соответствующие по цвету катушки. Дети работают как индивидуально, так и во взаимодействии друг с другом и со взрослым (родителем, воспитателем).

Таким образом, кукла-коммуникант не только демонст­рирует детям форму активного обращения за помощью, но и включает их в процесс взаимодействия друг с другом и со взрослым по оказанию помощи.

В дальнейшем используемые на занятиях дидактические методы и приемы побуждают воспитанников проявлять боль­шую активность в ходе взаимодействия с куклой: на заня­тиях кукла уже не обращается за помощью непосредствен­но к детям — это обращение становится косвенным.

Так, на занятии «Посылка из леса» Заяц рассказывает детям о том, что получил посылку от Белки, но не может ее открыть. Он сокрушается по этому поводу, но не про­сит детей о помощи. В эту ситуацию включается воспита­тель. Он организует взаимодействие и с помощью наводя­щих вопросов подводит детей к проявлению с их стороны активности.

Как правило, в большинстве случаев дети охотно помога­ют кому-либо из героев спектаклей, однако испытывают су­щественные трудности в обращении друг к другу. Многие дети не только не стремятся обращаться к взрослому или сверст­нику, но и не готовы принять помощь. В связи с этим реко­мендуется вводить элементы оказания помощи друг другу не только в специальные занятия, но и в некоторые режимные моменты в группе (помощь друг другу во время одевания на прогулку, уборки игрушек в групповой комнате и т.п.), а так­же в свободную деятельность детей.

Кроме вышеобозначенных задач, на II этапе ставятся и реализуются задачи по коррекции нарушенных у детей функ­ций, выявленных в процессе психолого-педагогической ди­агностики. Для этого общение с детьми строится на основе специально подобранных заданий по развитию восприятия и мелкой моторики. Отбор указанных заданий и упражне­ний определяется «Программой воспитания и обучения де­тей в детском саду» (под редакцией Васильевой), являю­щейся основой для организации воспитания и обучения детей с ЗРР в специальных группах. Материал для обуче­ния отбирают по принципу постепенного увеличения труд­ности.

Учитывая сложность предлагаемых заданий, а также осо­бенности психического развития детей 2-3 лет, большин­ство занятий данной серии разработано на основе предмет­ной деятельности. Причем предметный материал подбирал­ся таким образом, чтобы работа с ним была доступна детям и способствовала развитию у них мелкой моторики (мелкие орехи, нитки, бисер, спички, разные виды круп — горох, рис и т.п.). Включение в предметную деятельность такого мелкого предметного материала объясняется тем, что он уже использовался воспитателями в настольных играх, представ­ленных в групповой комнате.

В коррекционную программу включены не только под­групповые, но и индивидуальные занятия с детьми.

На занятиях первой серии индивидуальная работа прово­дится со всеми воспитанниками группы, а ее содержание оп­ределяется особенностями развития их психических функ­ций и структурой дефекта.

Индивидуальная работа строится в соответствии с целями и задачами, поставленными на подгрупповых занятиях. Так, если на занятии «Барсик и пуговицы» ребенок не справляется с классификацией предметов по двум признакам (форма и цвет), то на индивидуальном занятии ему предлагается клас­сифицировать предметы по каждому признаку в отдельности, а далее — и по двум признакам.

В случае часто повторяющихся затруднений у отдельных детей на подгрупповых занятиях с ними проводится допол­нительная целенаправленная работа. Например, учитывая трудности некоторых детей в слуховом восприятии, прежде чем участвовать в игре «Угадай по звуку» на подгрупповом занятии, им предлагается еще перед началом занятия изу­чить предметы для этой игры.

Индивидуальный подход к детям с задержкой речевого развития позволяет значительно повысить успешность их действий в некоторых сложных для них практических си­туациях, на основе которых строилось взаимодействие со взрослым, а следовательно, упрощает сами акты общения.

КОНСПЕКТЫ ПЕРВОЙ СЕРИИ ЗАНЯТИЙ

Встреча 7. «Помогите Барсику!»

 

Задачи: развивать тонкие движения пальцев рук; прак­тиковать в различении основных цветов; способствовать раз­витию координации движений; формировать положитель­ную мотивацию к общению со взрослым; включать в рече­вое общение с игрушкой-собеседником.

Материальное обеспечение: ширма, кукольная игрушка «Заяц», корзинка, 5-6 мешочков красного, синего, зелено­го, желтого цветов, по 5 клубочков пряжи каждого цвета, стакан с деревянными ложками (по числу детей в группе).

Подготовительная работа: использование в свобод­ной деятельности настольных игр для различения основ­ных цветов, подвижных игр по развитию координации дви­жений.

Ход встречи

 

Дети сидят перед столом с ширмой и кричат:

-Заяц Матвей, приходи скорей! Мы тебя ждем! Заяц появляется и рассказывает:

-Ко мне вчера обратился за помощью мой хороший друг, кот Барсик. С ним приключилась беда: он опять устроил игры с бабушкиными вещами. В этот раз он перевернул кор­зинку с разноцветными мешочками — они все оказались на полу. Из них выпали бабушкины клубочки и перепутались. Он перепугался и прибежал ко мне за помощью, попросил, чтобы я все клубочки разложил на свои места. А я ему по­мочь не смог, потому что цветов не знаю, сумел только все клубочки и цветные мешочки в корзинку сложить. Но зато у меня есть такие умелые друзья, как вы. Помогите Барси­ку привести в порядок корзинку с клубочками, а то его бабушка будет ругать.

Воспитатель:

-Ну что, ребята? Поможем Матвею и Барсику? Дети отвечают...

Затем они подходят к столу, на котором находится корзин­ка с разноцветными мешочками и клубочками. Воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать мешочек определенно­го цвета (красного, синего или желтого):

-Кому красный мешочек? Возьми и сложи в него клу­бочки красного цвета.

-Кому синий мешочек? Выбери клубочки синего цвета и сложи их в синий мешочек. И т.д.

Пока дети решают практическую задачу, воспитатель от­ходит в сторону и издалека наблюдает за их действиями, замечает трудности, оценивает возможности. Через некото­рое время он говорит:

-Ребята, я всегда могу помочь вам! Кому нужна моя помощь, попросите меня об этом.

Когда работа закончена, Заяц предлагает всем весело от­дохнуть:

-Ребята, я хочу сказать вам «Большое спасибо!» и пред­ложить интересную игру «Веселые клубочки». Вот посмот­рите: в этом стаканчике у меня деревянные ложки. Подой­дите и выберите одну из них. Сейчас каждый попробует по­ложить в свою ложку клубочек и донести ее до корзинки. Только будьте очень осторожны, потому что ронять клубоч­ки нельзя! Сейчас я вам покажу, как мы будем играть.

Заяц в процессе выполнения действий еще раз оречевляет их. Начинается игра. Дети по очереди выполняют дей­ствия, а воспитатель подсказывает каждому ребенку, как можно действовать наиболее успешно.

После окончания игры воспитатель обращается к детям: — Ребята, вам понравилась эта игра?

Дети отвечают.

-Спасибо, Зайка, сегодня ты подарил нам новую игру. Мы обязательно будем играть в нее в группе, а еще мы на­учим родителей играть так же.

-Я очень рад, что вам понравилась моя игра. Но еще больше я рад, что вы помогли мне и коту Барсику разложить клубочки по своим местам. Барсик будет очень доволен.

Заяц прощается с детьми. Каждому подает лапку, каж­дого называет по имени, еще раз благодарит.

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.