|
II ЭТАП КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫЗанятия на II этапе коррекционной программы проводятся также в две серии. Первая серия направлена на формирование у детей положительной мотивации обращения к взрослому (6 занятий). Эта задача решается в процессе создания различных коммуникативных ситуаций, требующих от детей обращения за помощью. На первых занятиях положительная мотивация обращения к взрослому формируется путем демонстрации куклой-коммуникантом формы поведения. Практически во всех занятиях содержание взаимодействия детей с куклой одно и то же, но меняются внешние атрибуты конкретной ситуации, а также практические задачи, на основе которых осуществляется взаимодействие куклы и детей. Так, в занятиях «Бабушкины бусы» и «Помогите Барсику» Заяц обращается к детям с просьбой помочь своему другу, коту Барсику, исправить результаты его шалостей — игры с пуговицами, клубочками и нитками. В первом случае дети классифицируют пуговицы по двум признакам, в третьем — распутывают разноцветные нитки и наматывают их на соответствующие по цвету катушки. Дети работают как индивидуально, так и во взаимодействии друг с другом и со взрослым (родителем, воспитателем). Таким образом, кукла-коммуникант не только демонстрирует детям форму активного обращения за помощью, но и включает их в процесс взаимодействия друг с другом и со взрослым по оказанию помощи. В дальнейшем используемые на занятиях дидактические методы и приемы побуждают воспитанников проявлять большую активность в ходе взаимодействия с куклой: на занятиях кукла уже не обращается за помощью непосредственно к детям — это обращение становится косвенным. Так, на занятии «Посылка из леса» Заяц рассказывает детям о том, что получил посылку от Белки, но не может ее открыть. Он сокрушается по этому поводу, но не просит детей о помощи. В эту ситуацию включается воспитатель. Он организует взаимодействие и с помощью наводящих вопросов подводит детей к проявлению с их стороны активности. Как правило, в большинстве случаев дети охотно помогают кому-либо из героев спектаклей, однако испытывают существенные трудности в обращении друг к другу. Многие дети не только не стремятся обращаться к взрослому или сверстнику, но и не готовы принять помощь. В связи с этим рекомендуется вводить элементы оказания помощи друг другу не только в специальные занятия, но и в некоторые режимные моменты в группе (помощь друг другу во время одевания на прогулку, уборки игрушек в групповой комнате и т.п.), а также в свободную деятельность детей. Кроме вышеобозначенных задач, на II этапе ставятся и реализуются задачи по коррекции нарушенных у детей функций, выявленных в процессе психолого-педагогической диагностики. Для этого общение с детьми строится на основе специально подобранных заданий по развитию восприятия и мелкой моторики. Отбор указанных заданий и упражнений определяется «Программой воспитания и обучения детей в детском саду» (под редакцией Васильевой), являющейся основой для организации воспитания и обучения детей с ЗРР в специальных группах. Материал для обучения отбирают по принципу постепенного увеличения трудности. Учитывая сложность предлагаемых заданий, а также особенности психического развития детей 2-3 лет, большинство занятий данной серии разработано на основе предметной деятельности. Причем предметный материал подбирался таким образом, чтобы работа с ним была доступна детям и способствовала развитию у них мелкой моторики (мелкие орехи, нитки, бисер, спички, разные виды круп — горох, рис и т.п.). Включение в предметную деятельность такого мелкого предметного материала объясняется тем, что он уже использовался воспитателями в настольных играх, представленных в групповой комнате. В коррекционную программу включены не только подгрупповые, но и индивидуальные занятия с детьми. На занятиях первой серии индивидуальная работа проводится со всеми воспитанниками группы, а ее содержание определяется особенностями развития их психических функций и структурой дефекта. Индивидуальная работа строится в соответствии с целями и задачами, поставленными на подгрупповых занятиях. Так, если на занятии «Барсик и пуговицы» ребенок не справляется с классификацией предметов по двум признакам (форма и цвет), то на индивидуальном занятии ему предлагается классифицировать предметы по каждому признаку в отдельности, а далее — и по двум признакам. В случае часто повторяющихся затруднений у отдельных детей на подгрупповых занятиях с ними проводится дополнительная целенаправленная работа. Например, учитывая трудности некоторых детей в слуховом восприятии, прежде чем участвовать в игре «Угадай по звуку» на подгрупповом занятии, им предлагается еще перед началом занятия изучить предметы для этой игры. Индивидуальный подход к детям с задержкой речевого развития позволяет значительно повысить успешность их действий в некоторых сложных для них практических ситуациях, на основе которых строилось взаимодействие со взрослым, а следовательно, упрощает сами акты общения. КОНСПЕКТЫ ПЕРВОЙ СЕРИИ ЗАНЯТИЙ Встреча 7. «Помогите Барсику!»
Задачи: развивать тонкие движения пальцев рук; практиковать в различении основных цветов; способствовать развитию координации движений; формировать положительную мотивацию к общению со взрослым; включать в речевое общение с игрушкой-собеседником. Материальное обеспечение: ширма, кукольная игрушка «Заяц», корзинка, 5-6 мешочков красного, синего, зеленого, желтого цветов, по 5 клубочков пряжи каждого цвета, стакан с деревянными ложками (по числу детей в группе). Подготовительная работа: использование в свободной деятельности настольных игр для различения основных цветов, подвижных игр по развитию координации движений. Ход встречи
Дети сидят перед столом с ширмой и кричат: -Заяц Матвей, приходи скорей! Мы тебя ждем! Заяц появляется и рассказывает: -Ко мне вчера обратился за помощью мой хороший друг, кот Барсик. С ним приключилась беда: он опять устроил игры с бабушкиными вещами. В этот раз он перевернул корзинку с разноцветными мешочками — они все оказались на полу. Из них выпали бабушкины клубочки и перепутались. Он перепугался и прибежал ко мне за помощью, попросил, чтобы я все клубочки разложил на свои места. А я ему помочь не смог, потому что цветов не знаю, сумел только все клубочки и цветные мешочки в корзинку сложить. Но зато у меня есть такие умелые друзья, как вы. Помогите Барсику привести в порядок корзинку с клубочками, а то его бабушка будет ругать. Воспитатель: -Ну что, ребята? Поможем Матвею и Барсику? Дети отвечают... Затем они подходят к столу, на котором находится корзинка с разноцветными мешочками и клубочками. Воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать мешочек определенного цвета (красного, синего или желтого): -Кому красный мешочек? Возьми и сложи в него клубочки красного цвета. -Кому синий мешочек? Выбери клубочки синего цвета и сложи их в синий мешочек. И т.д. Пока дети решают практическую задачу, воспитатель отходит в сторону и издалека наблюдает за их действиями, замечает трудности, оценивает возможности. Через некоторое время он говорит: -Ребята, я всегда могу помочь вам! Кому нужна моя помощь, попросите меня об этом. Когда работа закончена, Заяц предлагает всем весело отдохнуть: -Ребята, я хочу сказать вам «Большое спасибо!» и предложить интересную игру «Веселые клубочки». Вот посмотрите: в этом стаканчике у меня деревянные ложки. Подойдите и выберите одну из них. Сейчас каждый попробует положить в свою ложку клубочек и донести ее до корзинки. Только будьте очень осторожны, потому что ронять клубочки нельзя! Сейчас я вам покажу, как мы будем играть. Заяц в процессе выполнения действий еще раз оречевляет их. Начинается игра. Дети по очереди выполняют действия, а воспитатель подсказывает каждому ребенку, как можно действовать наиболее успешно. После окончания игры воспитатель обращается к детям: — Ребята, вам понравилась эта игра? Дети отвечают. -Спасибо, Зайка, сегодня ты подарил нам новую игру. Мы обязательно будем играть в нее в группе, а еще мы научим родителей играть так же. -Я очень рад, что вам понравилась моя игра. Но еще больше я рад, что вы помогли мне и коту Барсику разложить клубочки по своим местам. Барсик будет очень доволен. Заяц прощается с детьми. Каждому подает лапку, каждого называет по имени, еще раз благодарит.
Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|