|
III ЭТАП КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫКоррекционная работа на III этапе представляет собой серию обучающих подгрупповых и индивидуальных занятий для детей и их родителей (8 занятий), которая подчинена цели формирования у детей с задержкой речи активности и инициативности в процессе общения с близким и незнакомым взрослым. Этого можно достичь, прежде всего, выведением на данном этапе дополнительного коммуниканта (куклы) и воспитателя из процесса взаимодействия психолога с детьми. С этого момента общение между ними никем не опосредовано. Лишь в некоторых случаях в роли «посредника» выступает родитель. Первые занятия на III этапе строят в форме коллективной деятельности для повышения успешности детей со сложной структурой дефекта в решении коммуникативных задач. В дальнейшем коррекционные занятия строятся нами в форме индивидуального взаимодействия с каждым ребенком путем включения в занятия родителей. Поскольку на данном этане ставятся задачи по формированию инициативности и активности детей в процессе взаимодействия со взрослым, психолог создает такие практические ситуации, в которых взрослый демонстрирует свою якобы неуспешность и потребность в обращении за помощью к детям. Здесь важно, чтобы дети сами стремились предложить свою помощь, а не просто отвечали на инициативу взрослого. Так, на занятии «Зайчата» дети и взрослый собирают из «Строителя» домики для маленьких пластмассовых зайчат. В процессе работы взрослый делает вид, что у него не получается постройка дома. С помощью жестово-мимических и речевых средств он привлекает внимание детей к своей «проблеме», при этом, не обращаясь к ним за помощью. В результате дети отвлекаются от своих построек и начинают внимательно следить за поведением взрослого. Одна из центральных задач этих занятий — подвести детей и родителей к общению на основе совместной деятельности. Для этого им предлагаются такие задания, которые предполагают совместное творчество. Наиболее эффективно эту задачу можно реализовать на основе продуктивных видов деятельности (рисования, лепки, аппликации). Так, на занятии «Лесные жители» детям и родителям предлагается слепить из пластилина какого-либо зверя и сказать о нем несколько слов. При этом набор пластилина сначала не дают детям, он на столе у психолога. Чтобы получить исходный материал, дети должны обратиться с просьбой к взрослому, используя в основном речевые средства. После того как дети получат пластилин, начинается совместная работа родителя и ребенка. Для достижения максимально эффективного результата психолог перед занятием должен обозначить для родителей основные моменты, на которые им следует обратить внимание в процессе взаимодействия с ребенком: и родитель, и ребенок являются равноправными активными участниками процесса взаимодействия; главный результат — это взаимопонимание родителя и ребенка в процессе совместной работы, а не материальный продукт совместной деятельности. Как и на предыдущем этапе, помимо коммуникативной задачи здесь решается задача коррекции нарушенных психических функций. Поскольку в основе любого занятия лежит построение взаимодействия в процессе совместной деятельности, следует отбирать такие задания, которые нацелены на зону ближайшего развития детей. Другими словами, детям предлагаются задания, с которыми они могут справиться лишь в процессе общения со взрослым. Так, на занятии «Румяные яблоки» детям предлагается серия игр с яблоками, направленных на развитие тонких движений рук. Учитывая недостаточность развития мелкой моторики и высокий уровень сложности этих заданий, психолог предлагает детям выполнять их совместно с родителями. Некоторым детям задания подобной сложности недоступны и в процессе взаимодействия со взрослым. С такими детьми можно провести индивидуальные занятия по коррекции нарушенных функций, причем в присутствии родителей. Это делается для того, чтобы родители могли определить трудности своих детей, адекватно оценить их возможности в преодолении дефекта, оказать помощь в ситуациях существенных затруднений. С этой же целью родителям предлагается информация на стенде психолога в группе: о проблемах развития детей в период раннего детства; различные дидактические игры и упражнения для детей 2-3 лет по развитию мелкой моторики, восприятия, речи; конспекты подгрупповых занятий с детьми и при мерный перечень вопросов родителям для взаимодействия с детьми по данной тематике.
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ Встреча 19. «Румяные яблоки» (совместно с родителями) Задачи: развивать тонкие движения пальцев; способствовать формированию тактильного и предметно-зрительного восприятия; включать детей и их родителей в ситуации взаимодействия по решению проблемных практических задач. Материальное обеспечение: кукольная игрушка «Заяц», мешок с яблоками (по количеству детей и родителей), контурное изображение фруктов, листы белой бумаги. Подготовительная работа: рассматривание контурных и перечеркнутых изображений, использование игр с округлыми предметами в свободной деятельности. Ход встречи
Появляется Заяц и кричит: — Бегу-бегу, спешу-спешу! Он держит мешок в лапках. Ребята, помните, вы меня морковкой да капустой угощали? Вот пришел и мой черед вас угостить. Только сразу я вам гостинцы не отдам, а поиграю с вами. Договорились? -Что же ты, Зайка, о гостинцах рассказал, а не отдал их. Какие уж тут игры, когда нам хочется узнать, что ты для нас приготовил!.. -А вот и попробуйте угадать, что в мешочке лежит. Я для вас как раз подсказки приготовил. Потрогайте мешок, ребята, только не развязывайте! Может, угадаете, что в нем лежит? Дети подходят к мешку. Каждый ощупывает его содержимое и пытается угадать, что там лежит. Если правильного ответа не звучит, Заяц предлагает детям подсказки с контурным изображением фруктов: яблока, груши, лимона. Дети по изображениям фруктов пытаются угадать их названия. Каждый участвует в игре по одному разу. -Ох, и молодцы, же вы! Конечно, это фрукты. А вот какие — посмотрите сами. Заяц открывает мешок, и на столе появляются яблоки. Он приглашает каждого ребенка подойти к нему за яблоками. Когда у детей, оказывается, по яблоку в каждой руке, Зайка начинает угощать родителей. -А теперь мы будем с яблоками играть. Хотите? Дети отвечают. Игра «Не урони яблоко» -Возьмите в каждую руку по яблочку. Готовы? А теперь поменяйте их местами, переложив из одной руки в другую. Но только сделайте это аккуратно, чтобы ни одно яблочко не упало.
Игра «Яблочная башня» -А теперь из яблок построим башню. Положите яблочко на стол, на него — другое яблочко. Ну, как? У вас получилась яблочная башня? А кто может сделать свою башню еще выше? Некоторым детям предлагается сделать башню из трех яблок. Игра «Покатаем яблочко» -А еще яблоко можно катать. Положите его на лист бумаги, в один из углов, а теперь будем катить яблоко по самому краю листа. Старайтесь, чтобы ваше яблочко не убежало с бумаги. Игра «Яблочко-юла» -Попробуйте так закрутить яблоко, чтобы оно завертелось быстро-быстро, как юла! У кого получится, тот молодец! Каждый раз во время объяснения Зайцем правил игры каждый родитель показывает своему ребенку нужное действие с предметом. При этом в процессе самостоятельной деятельности ребенка родитель внимательно следит за его действиями, оценивает его возможности, определяет трудности. В ситуации затруднения он не предлагает помощь ребенку, а ожидает обращения к нему за помощью и только после этого создает ситуацию совместной деятельности. -Ну вот! Видите, как много игр можно придумать с яблочками! А вы их, наверное, съесть хотели? Воспитатель: -Да, Зайка! Это ты здорово придумал! Мы твои яблочки теперь есть не будем, мы лучше станем с ними играть. А когда ты к нам еще придешь, мы опять с яблоками игры заведем! Заяц начинает прощаться с детьми, каждому ребенку пожимает ручку на прощанье, обещает скоро опять прийти в гости к детям. Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|