Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







III ЭТАП КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ





Коррекционная работа на III этапе представляет собой се­рию обучающих подгрупповых и индивидуальных занятий для детей и их родителей (8 занятий), которая подчинена цели формирования у детей с задержкой речи активности и иници­ативности в процессе общения с близким и незнакомым взрос­лым.

Этого можно достичь, прежде всего, выведением на дан­ном этапе дополнительного коммуниканта (куклы) и вос­питателя из процесса взаимодействия психолога с детьми. С этого момента общение между ними никем не опосредо­вано. Лишь в некоторых случаях в роли «посредника» вы­ступает родитель.

Первые занятия на III этапе строят в форме коллектив­ной деятельности для повышения успешности детей со сложной структурой дефекта в решении коммуникативных задач.

В дальнейшем коррекционные занятия строятся нами в форме индивидуального взаимодействия с каждым ребен­ком путем включения в занятия родителей.

Поскольку на данном этане ставятся задачи по форми­рованию инициативности и активности детей в процессе взаимодействия со взрослым, психолог создает такие прак­тические ситуации, в которых взрослый демонстрирует свою якобы неуспешность и потребность в обращении за помо­щью к детям. Здесь важно, чтобы дети сами стремились предложить свою помощь, а не просто отвечали на иници­ативу взрослого.

Так, на занятии «Зайчата» дети и взрослый собирают из «Строителя» домики для маленьких пластмассовых зайчат. В процессе работы взрослый делает вид, что у него не полу­чается постройка дома. С помощью жестово-мимических и речевых средств он привлекает внимание детей к своей «про­блеме», при этом, не обращаясь к ним за помощью. В ре­зультате дети отвлекаются от своих построек и начинают внимательно следить за поведением взрослого.

Одна из центральных задач этих занятий — подвести де­тей и родителей к общению на основе совместной деятель­ности. Для этого им предлагаются такие задания, которые предполагают совместное творчество. Наиболее эффективно эту задачу можно реализовать на основе продуктивных видов деятельности (рисования, лепки, аппликации).

Так, на занятии «Лесные жители» детям и родителям предлагается слепить из пластилина какого-либо зверя и сказать о нем несколько слов. При этом набор пластилина сначала не дают детям, он на столе у психолога. Чтобы по­лучить исходный материал, дети должны обратиться с просьбой к взрослому, используя в основном речевые сред­ства.

После того как дети получат пластилин, начинается совме­стная работа родителя и ребенка.

Для достижения максимально эффективного результата психолог перед занятием должен обозначить для родите­лей основные моменты, на которые им следует обратить вни­мание в процессе взаимодействия с ребенком: и родитель, и ребенок являются равноправными активными участниками процесса взаимодействия; главный результат — это взаимо­понимание родителя и ребенка в процессе совместной рабо­ты, а не материальный продукт совместной деятельности.

Как и на предыдущем этапе, помимо коммуникативной задачи здесь решается задача коррекции нарушенных пси­хических функций. Поскольку в основе любого занятия ле­жит построение взаимодействия в процессе совместной де­ятельности, следует отбирать такие задания, которые наце­лены на зону ближайшего развития детей. Другими словами, детям предлагаются задания, с которыми они могут спра­виться лишь в процессе общения со взрослым.

Так, на занятии «Румяные яблоки» детям предлагается серия игр с яблоками, направленных на развитие тонких движений рук. Учитывая недостаточность развития мелкой моторики и высокий уровень сложности этих заданий, пси­холог предлагает детям выполнять их совместно с родите­лями.

Некоторым детям задания подобной сложности недоступ­ны и в процессе взаимодействия со взрослым. С такими деть­ми можно провести индивидуальные занятия по коррекции нарушенных функций, причем в присутствии родителей. Это делается для того, чтобы родители могли определить труд­ности своих детей, адекватно оценить их возможности в преодолении дефекта, оказать помощь в ситуациях суще­ственных затруднений.

С этой же целью родителям предлагается информация на стенде психолога в группе: о проблемах развития детей в пе­риод раннего детства; различные дидактические игры и упраж­нения для детей 2-3 лет по развитию мелкой моторики, вос­приятия, речи; конспекты подгрупповых занятий с детьми и при мерный перечень вопросов родителям для взаимодействия с детьми по данной тематике.

 

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

Встреча 19. «Румяные яблоки» (совместно с родителями)

Задачи: развивать тонкие движения пальцев; способ­ствовать формированию тактильного и предметно-зритель­ного восприятия; включать детей и их родителей в ситуа­ции взаимодействия по решению проблемных практичес­ких задач.

Материальное обеспечение: кукольная игрушка «Заяц», мешок с яблоками (по количеству детей и родителей), кон­турное изображение фруктов, листы белой бумаги.

Подготовительная работа: рассматривание контурных и перечеркнутых изображений, использование игр с округ­лыми предметами в свободной деятельности.

Ход встречи

 

Появляется Заяц и кричит: — Бегу-бегу, спешу-спешу! Он держит мешок в лапках. Ребята, помните, вы меня морковкой да капустой угощали? Вот пришел и мой черед вас угостить. Только сразу я вам гостинцы не отдам, а поиграю с вами. Дого­ворились?

-Что же ты, Зайка, о гостинцах рассказал, а не отдал их. Какие уж тут игры, когда нам хочется узнать, что ты для нас приготовил!..

-А вот и попробуйте угадать, что в мешочке лежит. Я для вас как раз подсказки приготовил. Потрогайте мешок, ребя­та, только не развязывайте! Может, угадаете, что в нем ле­жит?

Дети подходят к мешку. Каждый ощупывает его содер­жимое и пытается угадать, что там лежит. Если правильно­го ответа не звучит, Заяц предлагает детям подсказки с кон­турным изображением фруктов: яблока, груши, лимона.

Дети по изображениям фруктов пытаются угадать их на­звания. Каждый участвует в игре по одному разу.

-Ох, и молодцы, же вы! Конечно, это фрукты. А вот какие — посмотрите сами.

Заяц открывает мешок, и на столе появляются яблоки. Он приглашает каждого ребенка подойти к нему за яблоками. Когда у детей, оказывается, по яблоку в каждой руке, Зайка начинает угощать родителей.

-А теперь мы будем с яблоками играть. Хотите?

Дети отвечают.

Игра «Не урони яблоко»

-Возьмите в каждую руку по яблочку. Готовы? А те­перь поменяйте их местами, переложив из одной руки в другую. Но только сделайте это аккуратно, чтобы ни одно яблочко не упало.

 

Игра «Яблочная башня»

-А теперь из яблок построим башню. Положите яблоч­ко на стол, на него — другое яблочко. Ну, как? У вас полу­чилась яблочная башня? А кто может сделать свою башню еще выше?

Некоторым детям предлагается сделать башню из трех яблок.

Игра «Покатаем яблочко»

-А еще яблоко можно катать. Положите его на лист бумаги, в один из углов, а теперь будем катить яблоко по самому краю листа. Старайтесь, чтобы ваше яблочко не убе­жало с бумаги.

Игра «Яблочко-юла»

-Попробуйте так закрутить яблоко, чтобы оно завер­телось быстро-быстро, как юла! У кого получится, тот мо­лодец!

Каждый раз во время объяснения Зайцем правил игры каждый родитель показывает своему ребенку нужное дей­ствие с предметом. При этом в процессе самостоятельной деятельности ребенка родитель внимательно следит за его действиями, оценивает его возможности, определяет труд­ности. В ситуации затруднения он не предлагает помощь ребенку, а ожидает обращения к нему за помощью и только после этого создает ситуацию совместной деятельности.

-Ну вот! Видите, как много игр можно придумать с яблочками! А вы их, наверное, съесть хотели?

Воспитатель:

-Да, Зайка! Это ты здорово придумал! Мы твои яблочки теперь есть не будем, мы лучше станем с ними играть. А ког­да ты к нам еще придешь, мы опять с яблоками игры заве­дем!

Заяц начинает прощаться с детьми, каждому ребенку по­жимает ручку на прощанье, обещает скоро опять прийти в гости к детям.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.