Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Встреча 11. «Зайкины друзья»





 

Задачи: способствовать развитию активного восприятия зрительных стимулов, общей моторики; практиковать в раз­личении основных цветов; включать детей в речевое обще­ние с игрушкой-собеседником.

Материальное обеспечение: ширма, кукольная игруш­ка «Заяц», сумка, разрезные картинки с изображениями белки, мышки, ежа, дятла, медведя, картинка с изображе­нием несуществующего животного.

Подготовительная работа: организация беседы с деть­ми по картине «Лесные животные»; включение в свобод­ную деятельность детей игр по типу разрезных картинок.

 

Ход встречи

 

Дети сидят перед столом с ширмой и зовут Зайца:

-Заяц Матвей, приходи скорей! Мы тебя ждем! Появляется Заяц, здоровается с каждым ребенком, по­жимает каждому руку.

-Здравствуй, Зайка! Мы очень рады тебя видеть! Расска­жи, как у тебя дела, какие новости в лесу и что у тебя в сумке?

-В лесу все в порядке, все мои друзья живы и здоро­вы. Я сегодня вам их фотографии принес, они лежат в сумке. Только, когда я шел в детский сад, за мной погна­лась Лиса, она меня чуть не поймала, представляете? Так вот, Лиса сумела до сумки с фотографиями своими остры­ми когтями дотянуться. Боюсь, что она их порвала. Да­вайте посмотрим.

Заяц достает из сумки фрагменты рисунков с изображе­ниями диких зверей.

-Ой, посмотрите, ребята, и правда все разорванные... Подождите секунду, я сейчас их все мигом склею!

Заяц прячется за ширму. В это время воспитатель задает вопрос детям:

-Как вы думаете, ребята, кто Зайкины друзья? Дети отвечают.

Заяц появляется и весело говорит:

-Ура, получилось! Вот посмотрите, кто мои друзья!

Он показывает детям рисунок с изображением несуществу­ющего животного, собранного из различных частей лесных животных.

Воспитатель и дети удивляются:

-Зайка, кто это? Что это за чудище такое?

-И никакое это не чудище, это мои лесные друзья!

-По-моему, Зайка, ты все неправильно сделал! Дай ре­бятам кусочки фотографий, они их сейчас быстро сложат и узнают, кто твои друзья.

Заяц передает детям разрезные картинки с изображени­ями белки, ежа, медведя, мышки, дятла. Обратная сторона разрезной картинки каждого животного закрашена опреде­ленным цветом.

Воспитатель выкладывает "картинки с изображениями животных лицевой стороной:

-Ребята, посмотрите, как много здесь кусочков фото­графий, нам ни за что не собрать каждую фотографию в отдельности. Но можно перевернуть кусочки... Смотрите, они все закрашены в разные цвета. Если каждый из вас будет собирать кусочки одного цвета, то потом из них мож­но будет собрать какую-нибудь фотографию.

-Маша, ты будешь собирать все красные кусочки.

-А ты, Саша, будешь собирать все желтые кусочки. И т.д.

Когда каждый ребенок подберет все части картинки од­ного цвета, воспитатель предлагает перевернуть их и со­брать разрезную картинку.

Учитывая возможности каждого ребенка, разрезные кар­тинки делятся на 3, 4 или 6 частей. Психолог с куклой выходит из-за ширмы и помогает детям. Когда дети закан­чивают работу, Заяц обращается к ним:

-Ребята, теперь вы можете сказать, кто у меня друзья? Дети отвечают.

-Верно! И Мышка, и Белка, и Ежик, и Дятел — все они мои друзья. А у вас есть друзья?

Дети рассказывают о своих друзьях. К тем, кто не вклю­чается в общую беседу. Заяц обращается индивидуально.

-А сейчас я предлагаю вам изобразить кого-нибудь из моих друзей. Кто хочет?

Заяц спрашивает желающих поочередно:

-Миша, кого ты хочешь нам показать? И т.д.

Каждый ребенок участвует в игре один раз. Когда игра за­канчивается, Заяц прощается с детьми, пожимает каждому ручку, говорит добрые слова.

 

Встреча 12. «Случай с мышонком»

 

Задачи: развивать тонкие движения пальцев; способство­вать развитию тактильного восприятия; включать детей в речевое общение с игрушкой-собеседником; формировать положительную мотивацию обращения к взрослому.

Материальное обеспечение: ширма, кукольная игруш­ка «Заяц», емкость с перемешанной крупой, 5-6 тарело­чек, полотняный мешочек с различными предметами.

Подготовительная работа: использование в свободной деятельности игр типа «Узнай предмет на ощупь», а также работа с мелкими предметами.

 

Ход встречи

 

Дети сидят перед столом с ширмой и зовут Зайца:

-Заяц Матвей, приходи скорей! Мы тебя ждем! Появляется Заяц:

-Ой, ребята! Я так торопился к вам. так торопился... У нас в лесу приключилась беда с моим другом Мышон­ком. Представляете, хитрая Лиса нашла его норку, просу­нула туда свою лапу и сломала погребок, где он зимой хра­нил зернышки. Теперь у него все зернышки перемешались. А еще в зерно попали всякие несъедобные предметы. По­могите Мышонку подобрать зернышко к зернышку и вы­берите из них несъедобные предметы.

-Конечно, Зайка, мы поможем твоему другу. Правда, ребята?

Дети отвечают.

В центр стола, за которым сидят дети, помещают посуду с разными видами крупы. Перед каждым ребенком ставят тарелочку с зернышком. Детям предлагается собрать в свою тарелочку из посуды с зерном все зерна, соответствующие зернышку в их тарелочке. В процессе работы воспитатель обращает внимание детей на ошибки, оказывает помощь тем, кто в ней нуждается.

Заяц благодарит детей за помощь и предлагает поиграть в «волшебный мешочек». Он загадывает загадку о предмете, который лежит в мешочке, и предлагает на ощупь определить его. Предметы подбирают в соответствии с тематикой занятий логопеда и воспитателя на момент обучения.

-В этом волшебном мешочке сейчас находится то, что нам необходимо для умывания. Кто хочет отгадать загад­ку? (Мыло.)

Дети вызываются поучаствовать в игре. Каждый ребенок отгадывает предмет один раз.

Когда игра заканчивается, Заяц прощается с детьми и еще раз благодарит их за участие.

 

Встреча 13. «Посылка из леса» (совместно с родителями)

 

Задачи: развивать тонкие движения пальцев; способство­вать формированию тактильного и предметно-зрительного восприятия; формировать положительную мотивацию обра­щения к взрослому; включать детей и их родителей в ситу­ации взаимодействия для решения проблемных практичес­ких задач.

Материальное обеспечение: кукольная игрушка «Заяц», ящик, большой мешок с овощами (морковью, капустой), 5-6 маленьких мешочков с лесными орехами, контурное изображение лесного ореха, перечеркнутое изображение лесного ореха, колокольчик.

Подготовительная работа: рассматривание контурных и перечеркнутых изображений предметов; использование в свободной деятельности игр с грецкими орехами.

 

Ход встречи

 

Дети сидят вместе с родителями за столами и зовут Зай­ца:

-Заяц Матвей, приходи скорей! Мы тебя ждем! Появляется Заяц с ящиком:

-Получил я из леса посылку от Белки. Шлет она для меня и моих зайчат подарочки, да вот открыть ящик никак не могу, ведь лапки у меня мягкие, пушистые, острых ког­тей и зубов нет, да и слабый я: силы у меня нет, чтобы ящик с посылкой открыть. Принес его сюда. Может быть, вы мне поможете его открыть?

-Конечно, поможем, Зайка! Давай его сюда! Ребята под­ходите, будем все вместе ящик открывать.

Дети вместе с воспитателем решают, как будут откры­вать ящик с посылкой. Когда ящик открыт, дети загляды­вают внутрь и видят мешок, завязанный узлом. Зайка на­чинает плакать и приговаривать:

-Наверное, я никогда не получу гостинцев от Белки, ведь никогда не смогу развязать этот узелок!

Он уже не просит помощи у детей. Они сами должны предложить ему свою помощь.

Воспитатель пытается подвести детей к этому решению:

-Бедный Зайка! Что же ему делать, ребята?

-Кто же Заиньке поможет? И т.д.

Дети решают еще раз помочь Зайке. Они все вместе ста­раются открыть мешок. Узел развязан! В мешке дети нахо­дят овощи — капусту, морковь. О 5-6 мешочках, в кото­рых лежат лесные орехи, дети пока не знают. Зайка гово­рит:

-Ой! Да тут и для вас гостинцы припасены! Для каждо­го есть подарок!

Каждый ребенок получает мешочек и пытается на ощупь определить, что в нем находится. Они подходят к родителям, показывают им свои мешочки и вместе пытаются угадать, что же там лежит. Родители показывают способ действия — ощу­пывание предметов, однако не говорят детям, что лежит в мешочке. Зайка задает вопросы детям:

-Это мягкое или твердое?

-Это большое или маленькое?

-Там много или мало?

-Как вы думаете, что это? Родители спрашивают Зайку:

-Зайка, а ты не знаешь, что лежит в мешочках?

-Я догадываюсь. Хотите, подскажу?

-Конечно, Зайка, подскажи!

-Заяц показывает детям контурное изображение лесного ореха.

-Пока сложно догадаться! Может, еще подскажешь? Заяц показывает детям перечеркнутое изображение оре­хов.

Дети догадываются, что в мешочках орехи.

-Точно, это орехи! Я сам видел, как она их еще прошлой осенью запасала, а теперь ими вас угощает. Ребята, а вы знае­те, что можно делать с орехами?

Дети отвечают. (Можно съесть, подарить, поиграть...)

-А я такую интересную игру с орехами придумал! Хо­тите поиграть?

-Да!

-Тогда доставайте скорее орешки из мешочка, начнем игру.

У детей возникают затруднения, поскольку мешочки с орехами затянуты тугими бантиками. Чтобы достать орехи, им потребуется либо приложить усилие и проявить сноров­ку, для того чтобы развязать узелки, либо обратиться за помощью к родителям. Однако дети самостоятельно пыта­ются решить поставленную перед ними задачу, а родители в это время наблюдают за их действиями, оценивают их возможности, замечают трудности.

Когда все мешочки развязаны, дети выкладывают орехи на стол перед собой. Заяц объясняет правила игры.

Первый вариант игры.

-Положите все орехи в одну руку. Укладывать начи­найте по одному ореху, до тех пор, пока все орехи со стола не переместятся в руку. Победит тот, кто первый соберет все орехи в руку.

Второй вариант игры.

-Все орехи из одной руки переложите в другую, старай­тесь, чтобы ни один орех не упал. У кого это получится — тот и победитель.

Дети выполняют задания, а родители им помогают, орга­низуют совместную деятельность.

Когда дети заканчивают игру, раздается звон колоколь­чика. Зайка начинает охать:

-Ой-ой-ой-ой-ой! Совсем забыл: ведь надо бежать к зай­чатам, капусту и морковку им отнести. Они меня совсем заждались, а я тут с вами заигрался. Побегу домой, хоро­шо? Спасибо вам за помощь, что ящик с посылкой открыли да мешок развязали. Как приду к зайчатам, так сразу и расскажу, как вы нам помогли.

-И тебе спасибо, Зайка, что забежал к нам, поиграл с нами! Передавай привет Белке, спасибо ей за орешки!

Каждый ребенок подходит к зайке и пожимает ему лап­ку. Дети машут ему рукой. Заяц исчезает.

Восприятие детьми дидактического материала на этом эта­пе было различным.

Большая часть детей, обучавшихся на специальных за­нятиях, проявили устойчивый интерес к предлагаемой дея­тельности, однако они испытывали значительные затрудне­ния в процессе решения задач по коррекции нарушенных функций, в т.ч. в выполнении заданий на развитие мелкой моторики и восприятия. Однако в совместной деятельности со взрослым (воспитателем или родителем) они стремились к коррекции своих ошибок. Именно поэтому в коррекционную программу были включены не только подгрупповые, но и индивидуальные занятия с детьми.

Вместе с тем дети в определенной степени были готовы к решению новых, более сложных коммуникативных задач: они начинали обращаться к взрослому за помощью, стре­мились различными речевыми проявлениями привлечь его внимание.

Вторая серия II этапа также состоит из 6 занятий, цель которых — формирование у детей потребности в обращении к взрослому.

Для этого в занятия включен специальный класс задач. Детям предлагается решить знакомую задачу практическо­го плана, доступную их возрастным и индивидуальным воз­можностям, однако не имеющую верного решения (на осно­ве настольных игр). Правильное решение невозможно, по­скольку взрослый меняет привычные элементы практической деятельности в игре. Особое внимание здесь уделяется проговариванию детьми своих намерений. Подобный методический прием подготавливает детей к речевому обращению за помо­щью.

Так, на занятии «В гостях у Дятла» детям предлагается изобразить червячков из бисера. Им раздают мелкий бисер и толстые шнурки. Соответствующие бисеру шнурки дер­жит воспитатель.

На занятии «Белка заболела» детям предлагается из де­ревянного конструктора собрать грибы (на один вертикаль­но поставленный брусок горизонтально положить другой). В качестве раздаточного материала используют тонкие пла­стины. Бруски нужной толщины находятся в коробке, рас­положенной в центре стола, за которым сидят дети. Подоб­ные проблемные ситуации провоцируют детей на обращение к взрослому. Здесь важно, чтобы дети проявляли не толь­ко инициативу и активность в процессе обращения к взросло­му, но и проговаривали, описывали характер своих трудностей и оречевляли свою просьбу (в соответствии со своими речевы­ми возможностями).

Интересна реакция детей на предлагаемые задания. Сна­чала все пытаются решать такие задачи практически (упор­но пытаются нанизать мелкий бисер на толстый шнурок; установить одну тонкую палочку на другую), однако с тече­нием времени большинство из них стремятся обратиться за помощью к воспитателю, используя при этом только жестово-мимические средства. Но воспитатель не откликается на эти «призывы о помощи».

Тогда некоторые дети проявляют попытки речевого обра­щения за помощью к воспитателю и получают ее. Замечая это, другие дети также прибегают к речевому взаимодей­ствию. Таким образом, эти задания не только способствуют коммуникативному развитию, но и формируют речевое об­щение.

Учитывая сложность задач данной серии занятий, не­сколько меняют и условия взаимодействия между куклой-коммуникантом и детьми. Если в предыдущих сериях кук­ла общалась с детьми из-за ширмы и, таким образом, была ограничена в пространстве, в данной серии кукла на руке у психолога непосредственно включается не только в процесс взаимодействия с детьми, но и в их практическую деятель­ность.

Некоторым детям обратиться за помощью к кукле на­много проще, чем к взрослому, что значительно повышает их успешность в сложных видах деятельности. В процессе взаимодействия с ней они намного быстрее и эффективнее решают проблемные задания.

Подобный методический прием не только позволяет де­тям быть более успешными в сложных для них видах дея­тельности — прежде всего он создает условия для перехода детей от взаимодействия с куклой к взаимодействию со взрос­лым: обращаясь к кукле, они ждут ответной реакции от взрослого, который ей управляет.

Об этом говорят следующие факты. Во-первых, дети, взаи­модействуя с куклой, устанавливают визуальный контакт со взрослым; во-вторых, обращаясь к кукле, они уже не называ­ют ее по имени (Зайка Матвей, Зая и т.д.), как это делали раньше, а опускают ее имя, поскольку направляют свое внимание на взрослого, имя которого произнести еще не готовы. Таким образом, дети еще не готовы к непосредственному общению со взрослым.

Во второй серии занятий на данном этапе проводится также работа по коррекции нарушенных функций. На подгрупповых занятиях вся работа основана на общеразвивающих специальных заданиях. В индивидуальной работе с детьми задания следует подбирать с учетом структуры дефекта.

Для реализации комплексного подхода к организации спе­циальной помощи детям с задержкой речевого развития по­добранные развивающие упражнение на подгрупповых за­нятиях использует логопед, на подгрупповых и индивиду­альных занятиях — воспитатель.

Обозначим также роль родителей в коррекционной ра­боте с детьми данной категории на первых двух ее этапах. Родители должны непосредственно участвовать в совмест­ных с детьми занятиях по развитию их коммуникативных навыков.

Перед каждым занятием психолог знакомит родителей с целями и задачами занятия, указывает на некоторые важ­ные моменты в нем, оговаривает условия взаимодействия родителя и ребенка. После занятия психолог беседует с ро­дителями. Родители рассказывают о трудностях, с которыми они сталкивались в процессе занятия, обозначают вопросы, возникшие по поводу того или иного упражнения, вносят свои предложения и пожелания.

Включению родителей в коррекционный процесс способ­ствует также стенд психолога в группе. После каждого подгруппового занятия с детьми на стенде надо размещать ин­формацию о прошедшем занятии: конспект занятия; вопро­сы для родителей по теме занятия; различные варианты развивающих упражнений, использованных на занятии и рекомендуемых для индивидуальной работы с детьми.

Такой подход к участию родителей в коррекционном про­цессе позволил в максимально короткие сроки наладить кон­такт со всеми родителями, что, в свою очередь, не могло не сказаться на общем результате совместной деятельности специалистов и родителей — положительной динамике в коррекции нарушенных функции у детей.

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.