|
Так, г-н _ _Мишель Шевалье_ _ упрекает Рикардо в том, что тот абстрагируется от морали.-Подавление потребностей, как принцип политической экономии, _ _с наибольшим блеском_ _ обнаруживается в её _ _теории народонаселения_ _. Существует слишком _ _много_ _ людей. Даже существование людей есть чистейшая роскошь, и если рабочий «_ _морален_ _» (Милль предлагает объявлять общественную похвалу тем, кто показывает себя воздержанным в половом отношении, и общественное порицание тем, кто грешит против этого идеала бесплодного брака… Разве это не мораль, не учение аскетизма?), то он будет _ _бережлив_ _ по части деторождения. Производство человека выступает как общественное бедствие.- -Смысл и значение производства, имеющего в виду богатых, _ _открыто_ _ обнаруживают себя в производстве, рассчитанном на бедных; по отношению к вышестоящим это выражается всегда утонченно, замаскированно, двусмысленно – одна видимость; по отношению к нижестоящим это выражается грубо, открыто, откровенно – сущность. _ _Грубая_ _ потребность рабочего – гораздо больший источник дохода, чем _ _утонченная_ _ потребность богача. Подвальные помещения в Лондоне приносят своим хозяевам больше дохода, чем дворцы, т.е. они являются в отношении приносимого ими дохода _ _бòльшим богатством_ _ и, значит, выражаясь на языке политической экономии, бòльшим _ _общественным_ _ богатством.- <empty-line/> … -Мы уже видели, какими многообразными способами политико-эконом устанавливает единство труда и капитала: 1) капитал есть _ _накопленный труд_ _; 2) назначение капитала в самом производстве – отчасти воспроизводство капитала с прибылью, отчасти капитал как сырьё (материал труда), отчасти как само _ _работающее орудие_ _ (машина – это непосредственно отождествлённый с трудом капитал) – состоит в _ _производительном труде_ _; 3) рабочий есть капитал; 4) заработная плата принадлежит к издержкам капитала; 5) по отношению к рабочему труд есть воспроизводство его жизненного капитала; 6) по отношению к капиталисту он есть момент деятельности его капитала.- -И, наконец, 7) политико-эконом исходит из предположения о первоначальном единстве того и другого как единстве капиталиста и рабочего; это – райское первобытное состояние. Каким образом эти два момента вдруг выступают друг против друга как два лица, это является для политико-эконома каким-то _ _случайным_ _ происшествием, которое поэтому должно объясняться лишь внешними причинами. (См. Милля.)- -Те народы, которые ещё ослеплены чувственным блеском благородных металлов и поэтому ещё поклоняются металлическим деньгам как какому-то фетишу, не являются ещё завершёнными денежными нациями. Противоположность между Францией и Англией. – В какой мере разрешение теоретических загадок есть задача практики и опосредствуется практически, в какой мере истинная практика является условием действительной и положительной теории, видно, например, на _ _фетишизме_ _. Чувственное сознание у фетишиста иное, чем у грека, потому что его чувственное бытие ещё иное. Абстрактная вражда между чувством и духом необходима до тех пор, пока собственным трудом человека ещё не созданы человеческий вкус к природе, человеческое чувство природы, а значит и _ _естественное_ _ чувство _ _человека_ _. -_ _Равенство_ _ есть не что иное, как немецкая формула «я = я», переведённая на французский язык, т.е. на язык политики. Равенство как _ _основа_ _ коммунизма есть его _ _политическое_ _ обоснование. Это то же самое, что имеет место, когда немец обосновывает для себя коммунизм тем, что он мыслит человека как _ _всеобщее самосознание_ _. Вполне понятно, что уничтожение отчуждения исходит всегда из той формы отчуждения, которая является _ _господствующей_ _ силой: в Германии это – _ _самосознание_ _, во Франции это – _ _равенство_ _, так как там преобладает политика, в Англии это – действительная, материальная, измеряющая себя только самой собой _ _практическая_ _ потребность. Под этим углом зрения надо критиковать и признавать Прудона.- -Если мы даже самый _ _коммунизм_ _, – так как он является отрицанием отрицания, таким присвоением человеческой сущности, которое опосредствует себя с собою через отрицание частной собственности, – называем ещё не _ _истинным_ _, начинающим с самого себя положительным утверждением, а только таким, которое начинает с частной собственности, Так как, стало быть, при этом действительное отчуждение человеческой жизни остаётся в силе и даже оказывается тем бòльшим отчуждением, чем больше его сознают как отчуждение, то [уничтожение этого отчуждения] может совершиться только путём осуществления коммунизма на деле. Для уничтожения _ _идеи_ _ частной собственности вполне достаточно _ _идеи_ _ коммунизма. Для уничтожения же частной собственности в реальной действительности требуется _ _действительное_ _ коммунистическое действие. История принесёт с собою это коммунистическое действие, и то движение, которое мы в _ _мыслях_ _ уже познали как само себя снимающее, будет проделывать в действительности весьма трудный и длительный процесс. Но мы должны считать действительным шагом вперёд уже то, что мы с самого начала осознали как ограниченность, так и цель этого исторического движения и превзошли его в своём сознании. -Когда между собой объединяются коммунистические _ _рабочие_ _, то целью для них является прежде всего учение, пропаганда и т.д. Но в то же время у них возникает благодаря этому новая потребность, потребность в общении, и то, что выступает как средство, становится целью. К каким блестящим результатам приводит это практическое движение, можно видеть, наблюдая собрания французских социалистических рабочих. Курение, питьё, еда и т.д. не служат уже там средствами соединения людей, не служат уже связующими средствами. Для них достаточно общения, объединения в союз, беседы, имеющей своей целью опять-таки общение; человеческое братство в их устах не фраза, а истина, и с их загрубелых от труда лиц на нас сияет человеческое благородство. -Утверждая, что спрос и предложение всегда покрывают друг друга, политическая экономия тотчас же забывает, что, согласно её собственному утверждению, предложение _ _людей_ _ (теория народонаселения) всегда превышает спрос на них и что, следовательно, в существенном результате всего производства – в существовании человека – получает своё наиболее решительное выражение диспропорция между спросом и предложением. -В какой мере деньги, которые выступают как средство, являются подлинной _ _силой_ _ и единственной _ _целью_ _, в какой мере вообще то средство, которое делает меня сущностью и присваивает мне чужую предметную сущность, является _ _самоцелью_ _, это можно видеть из того, что земельная собственность – там, где источником существования является земля, – и _ _конь_ _ и _ _меч_ _ – там, где они являются _ _истинными средствами существования_ _, – признаются также и истинными политическими жизненными силами. В средние века сословие становилось свободным, как только оно получало право носить _ _меч_ _. У кочевников обладание _ _конём_ _ делает человека свободным, даёт ему возможность принимать участие в жизни общины.- … -Отчуждение проявляется как в том, что _ _моё_ _ средство существования принадлежит _ _другому_ _, что предмет _ _моего_ _ желания находится в недоступном мне обладании _ _другого_ _, так и в том, что каждая вещь сама оказывается _ _иной_ _, чем она сама, что моя деятельность оказывается чем-то _ _иным_ _ и что, наконец, – а это относится и к капиталисту, – надо всем вообще господствует _ _нечеловеческая_ _ сила.- -Характеристика употребляемого только для наслаждения, недеятельного и расточительного богатства: наслаждающийся этим богатством человек, с одной стороны, _ _ведёт_ _ себя как лишь _ _преходящий_ _, с жира бесящийся индивид и рассматривает чужой рабский труд, человеческий _ _кровавый пот_ _ как добычу своих вожделений, а потому самого человека – следовательно и себя самого – как приносимое в жертву, ничтожное существо (причём презрение к людям выражается отчасти в виде надменного расточения того, что могло бы сохранить сотню человеческих жизней, а отчасти в виде подлой иллюзии, будто его необузданная расточительность и безудержное непроизводительное потребление обусловливают _ _труд_ _, а тем самым _ _существование_ _ другого); осуществление человеческих _ _сущностных сил_ _ представитель такого рода богатства мыслит только как осуществление своих чудовищных прихотей и странных, фантастических причуд. Но с другой стороны, он рассматривает богатство всего лишь как средство и как нечто заслуживающее только уничтожения. Поэтому он в одно и то же время и раб и господин своего богатства, в одно и то же время великодушен и низок, капризен, надменен, предан диким фантазиям, утонченно образован, остроумен. Представитель этого богатства ещё не ощутил _ _богатство_ _ как некую совершенно _ _чуждую силу_ _, стоящую над ним самим. Он скорее видит в богатстве лишь свою собственную силу, и последней, конечной целью [для него является не] богатство, а _ _наслаждение_ _ […]<a l:href="#n_270" type="note">[270]</a>.- -Против этой блестящей, ослеплённой чувственной видимостью иллюзии о сущности богатства выступает _ _деловитый, трезвый, экономически мыслящий, прозаически настроенный_ _, просвещённый насчёт сущности богатства промышленник, и если он создаёт для жаждущего наслаждений расточителя новые, более широкие возможности и всячески льстит ему своими продуктами – все его продукты являются низкими комплиментами вожделениям расточителя, – то он умеет при этом присвоить самому себе единственно _ _полезным_ _ образом ту силу, которая ускользает от расточителя. Если, в соответствии с этим, на первых порах промышленное богатство выступает как результат расточительного, фантастического богатства, то в дальнейшем собственное движение промышленного богатства вытесняет расточительное богатство также и активным образом. Понижение _ _денежного процента_ _ является необходимым следствием и результатом промышленного развития. Таким образом, средства расточительного рантье уменьшаются ежедневно в _ _обратном_ _ отношении к увеличению средств и соблазнов наслаждения. Поэтому он должен либо проесть свой капитал, т.е. разориться, либо сам стать промышленным капиталистом. … -Поэтому спор политико-экономов о роскоши и бережливости есть лишь спор между политической экономией, уяснившей себе сущность богатства, и той политической экономией, которая находится ещё во власти романтических аптипромышленных воспоминаний. Но обе стороны не умеют свести предмет спора к его простому выражению и потому не могут справиться друг с другом.- -Всё то, что Прудон считает движением труда против капитала, есть лишь движение труда в форме капитала, т.е. движение _ _промышленного капитала_ _, против капитала, потребляемого не _ _в качестве_ _ капитала, т.е. не промышленным образом. И это движение идёт своим победоносным путём, т.е. путём победы _ _промышленного_ _ капитала. – Мы видим, таким образом, что лишь в том случае, если _ _труд_ _ рассматривается как сущность частной собственности, можно уяснить себе действительную природу также и политико-экономического движения как такового.- <empty-line/> -_ _Общество_ _ – каким оно выступает для политико-эконома – есть _ _буржуазное общество_ _, где каждый индивид представляет собой некоторый замкнутый комплекс потребностей и существует для другого лишь постольку, – а другой существует для него лишь постольку, – поскольку они обоюдно становятся друг для друга средством. Подобно политикам в их рассуждениях о _ _правах человека_ _, и политико-эконом сводит всё к человеку, т.е. к индивиду, у которого он отнимает все определённые свойства, чтобы рассматривать его только как капиталиста или рабочего.- -_ _Разделение труда_ _ есть политико-экономическое выражение _ _общественного характера труда_ _ в рамках отчуждения. Иначе говоря, так как _ _труд_ _ есть лишь выражение человеческой деятельности в рамках отчуждения, проявление жизни как её отчуждение, то и _ _разделение труда_ _ есть не что иное, как _ _отчуждённое_ _, _ _самоотчуждённое_ _ полагание человеческой деятельности в качестве _ _реальной родовой деятельности_ _, или в качестве _ _деятельности человека как родового существа_ _.- -Относительно _ _сущности разделения труда_ _, – которое, с тех пор как _ _труд_ _ был признан _ _сущностью частной собственности_ _, естественно должно было рассматриваться как один из главных двигателей производства богатства, – т.е. относительно этой _ _отчуждённой и самоотчуждённой формы человеческой деятельности как родовой деятельности_ _, политико-экономы высказываются очень неясно и противоречиво.- -«Присущие человеку от природы силы, это – его разум и его физическая способность к труду. Силы же, проистекающие из общественного состояния, заключаются в способности _ _разделять труд_ _ и _ _распределять среди различных людей различные работы_ _, необходимые для получения средств существования, и в _ _способности_ _ обмениваться _ _взаимными услугами_ _ и продуктами, образующими средства существования. – Мотив, по которому один человек оказывает услуги другому, – эгоистического порядка: человек требует вознаграждения за услуги, оказанные другому. – Право исключительной частной собственности является необходимым условием для того, чтобы среди людей мог установиться обмен». «Обмен и разделение труда взаимно обусловливают друг друга».- -Так говорит _ _Скарбек -Однако все современные политико-экономы согласны между собой в том, что разделение труда и богатство продукции, разделение труда и накопление капитала взаимно обусловливают друг друга и что _ _освобождённая от пут_ _, предоставленная самой себе частная собственность одна только может создать наиболее полезное и всеобъемлющее разделение труда.- … подлинно _ _онтологические_ _ утверждения сущности (природы) и если они реально утверждают себя только тем, что их _ _предмет_ _ существует для них _ _чувственно_ _, то вполне понятно, 1) что способ их утверждения отнюдь не один и тот же и что, наоборот, различный способ утверждения образует особенность их бытия, их жизни; каким образом предмет существует для них, это и составляет своеобразие каждого специфического _ _наслаждения_ _; 2) там, где чувственное утверждение является непосредственным уничтожением предмета в его самостоятельной форме (еда, питьё, обработка предмета и т.д.), это и есть утверждение предмета; 3) поскольку человек _ _человечен_ _, а следовательно и его ощущение и т.д. _ _человечно_ _, постольку утверждение данного предмета другими людьми есть также и его собственное наслаждение; 4) только при помощи развитой промышленности, т.е. через посредство частной собственности, онтологическая сущность человеческой страсти осуществляется как во всей своей целостности, так и в своей человечности; таким образом, сама наука о человеке есть продукт практического самоосуществления человека; 5) смысл частной собственности, если её отделить от её отчуждённости, есть _ _наличие существенных предметов_ _ для человека как в виде предметов наслаждения, так и в виде предметов деятельности.- -_ _Деньги_ _, обладающие _ _свойством_ _ всё покупать, все предметы себе присваивать, представляют собой, следовательно, _ _предмет_ _ в наивысшем смысле. … … <v>Ты, оселок сердец, – представь, что люди,</v> <v>Твои рабы, вдруг взбунтовались все,</v> <v>И силою своею между ними</v> <v>Кровавые раздоры посели,</v> <v>Чтоб сделались царями мира звери»<a l:href="#c_200"><sup>{200}</sup></a>.</v> </stanza> </poem> -Шекспир превосходно изображает сущность _ _денег_ _. Чтобы понять его, начнём сперва с толкования отрывка из Гёте.- -То, что существует для меня благодаря _ _деньгам_ _, то, что я могу оплатить, т.е. то, что могут купить деньги, это – _ _я сам_ _, владелец денег. ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|