Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Фобии известные и незнакомые





Англии и английских вещей — англофобия

Бедности — пениафобия

Беременности — майеусиофобия

Бога — теофобия

Болезни — ноземафобия

Ветра — анемофобия

Воды — гидрофобия

Воздуха — аэрофобия

Высоты — гипсофобия

Глаз — омматофобия

Глотания — фагофобия

Гомосексуальности — гомофобия

Грабителей — гарпаксофобия

Демонов или дьяволов — демонофобия

Денег — хромстофобия

Деревьев — дендрофобия

Детей — педиофобия

Дневного света — фенгофобия

Дождя — омброфобия

Дома — доматофобия

Жары — тсрмофобия

Железной дороги — сидеродромофобия

Женщин — гипофобия

Животных — зоофобия

Запахов — осмофобия

Закрытого пространства — клаустрофобия

Зеркал — эйсоптрофобия

Змей — офидиофобия

Зубов — одонтофобия

Идти по мосту — гефирофобия

Испачкаться — аутомисофобия

Книг — библиофобия

Кожи — дерматофобия

Кожных болезней — дерматосиофобия

Крови — гематофобия

Кукол — педиофобия

Лекарств — фармакофобия

Лошадей — гиппофобия

Льда, инея — криофобия

Людей — антропофобия

Механизмов — механофобия

Мехов — дорафобия

Микробов — спермофобия

Могил — тафофобия

Мужчин — андрофобия

Мышей — мусофобия

Мяса — карнофобия

Наводнения — антлофобия

Наготы гимнофобия

Наказания — пойнефобия

Насмешек — катагелофобия

Находиться под пристальным взглядом — скопофобия

Незнакомцев — ксенофобия

Ночи — никтофобия

Огня — пирофобия

Ос — сфексофобия

Острых предметов — оксифобия

Пауков — арахнофобия

Полетов — аэрофобия

Писать –– графофобия

Привидений — фасмофобия

Прикосновений — гафефобия

Птиц — орнитофобия

Пустых помещений — кенофобия

Путешествий — годофобия

Ракет — баллистофобия

Ранений, травм — травматофобия

Рек — потамофобия

России и русских вещей — русофобия

Сатаны — сатапофобия

Свадьбы — гамофобия

Сексуальных сношений — коитофобия, кипридофобия

Скорости — тахофобия

Слов — логофобия

Сна — гипнофобия

Снега — хионофобия

Сновидений — опейрофобия

Собак — кинофобия

Солнца — гелиофобия

Страха — фобофобия

Темноты — ахлуофобия, никтофобия

Теней — сиофобия

Толпы — охлофобия

Трупов — некрофобия

Тумана — гомихлофобия

Удовольствия — гедонофобия

Удушья — пнигофобия

Укусов (насекомых) –– снидофобия

Фекалий — копрофобия

Физической любви — эротофобия

Франции и французских вещей –– галлофобия

Хирургических операций — эргазиофобия

Цветов — антофобия

Церквей — экклезиафобия

Червей — гельминтофобия

Шума или громкого разговора –– фонофобия

Яда — токсифобия

(Melville, 1978, р. 196-202)

 

Выработка реакций страха и избегания. Бихевиористы предложили классическое обусловливание в качестве обычного пути приобретения реакций страха на объекты или ситуации, которые не являют­ся опасными в действительности (Wolpe & Plaud, 1997). При классическом обусловливании два одно­временно происходящих события становятся прочно связанными друг с другом в уме человека, и затем че­ловек одинаково реагирует на каждое из них (см. гла­ву 2). Если одно событие вызывает реакцию страха, то ее может вызывать и другое событие.

Классическое обусловливаниепроцесс научения, в котором два события, неоднок­ратно возникающие одновременно, связывают­ся в уме человека друг с другом, в результате чего вызывают одинаковую реакцию.

В 1920-х годах ученые описали случай молодой женщины, которая, несомненно, приобрела фобию текущей воды путем классического обусловливания (Bagby, 1922). Семилетним ребенком она отправилась на пикник со своими матерью и тетей и после завтрака одна убежала в лес. Карабкаясь по большим камням, она обнаружила, что ее нога застряла меж­ду двумя из них. Чем яростнее она старалась освобо­диться, тем сильнее застревала. Никто не слышал ее криков, и она пугалась все больше и больше. На язы­ке бихевиористов эта ловушка из камней формиро­вала реакцию страха: Ловушка Реакция страха

Пытаясь освободить ногу, девочка слышала непо­далеку шум водопада. Звук бегущей воды связался в ее уме с яростным сражением с камнями, и у нее так­же выработался страх перед бегущей водой: Бегущая вода Реакция страха

Наконец тетя нашла плачущего ребенка, освобо­дила его и успокоила, но психологическая травма уже была нанесена. С того дня девочка боялась шума бегущей воды. В течение многих лет членам семьи приходилось заставлять ее принимать душ. Когда она путешествовала поездом, ее друзьям приходи­лось закрывать окна, чтобы она не видела никаких рек. Очевидно, что у молодой женщины образовалась фобия путем формирования условного рефлекса.

«У детей всегда плохо получалось слушаться старших, зато им всегда отлично удавалось им подражать».

Джеймс Болдуин, «Пятая авеню»

В терминах условно-рефлекторной теории, ло­вушка представляла собой безусловный стимул (БС), который понятным образом создает обусловленную реакцию (ОР) страха.

Бегущая вода представляла собой условный сти­мул (УС), который ранее был нейтральным, но стал в уме ребенка ассоциироваться с ловушкой и начал так же вызывать реакцию страха. Новоприобретен­ный страх являлся условной реакцией (УР):

БС: Ловушка ОР: Страх

УС: Бегущая вода УР: Страх

Приобретение реакций страха может происходить также посредством моделирования, то есть путем на­блюдения и подражания (Bandura & Rosenthal, 1966). Человек может наблюдать, как другие боятся каких-то предметов или событий, и сам приобрести страх перед ними. Примером может служить маленький мальчик, мама которого боится болезней, врачей и больниц. Если она неоднократно демонстрирует свои страхи, вскоре и сам мальчик, возможно, будет испытывать страх пе­ред болезнями, врачами и больницами.

Моделирование — процесс научения, в ко­тором человек наблюдает за другими и затем подражает им; также — терапевтический подход, основанный на том же принципе.

Почему чьи-то неприятные переживания превра­щаются в долговременную фобию? Разве не должна была девочка, попавшая в ловушку, впоследствии убе­диться, что бегущая вода не принесет ей никакого вре­да? Разве не должен мальчик с возрастом понять, что болезни временны, а врачи и больницы полезны? Бихевиористы считают, что после приобретения реакции страха люди стараются избегать того, что пугает их. Всякий раз, когда они обнаруживают, что приблизи­лись к пугающему их объекту, они спешат удалиться от него. К тому же они могут заранее планировать свои действия, чтобы избежать подобной встречи. Вспомните, что друзья девушки закрывали окна в по­ездах, чтобы она могла не видеть реки. Люди с фобия­ми не сталкиваются с пугающими их предметами до­статочно часто для того, чтобы убедиться в их безвред­ности (Kim & Hoover, 1996; Mowrer, 1947, 1939).

Бихевиористы предполагают, что приобретенные специфические страхи, когда их у человека набирает­ся большое количество, перерастают в генерализован­ное тревожное расстройство. Такой результат может получаться вследствие генерализации стимулов: реак­цию, сформированную на одни стимулы, могут вызы­вать похожие стимулы. Приобретенный девочкой, за­стрявшей среди камней, страх перед бегущей водой мог генерализоваться и вызываться такими похожи­ми стимулами, как звук наливаемого в стакан молока или энергичная музыка. Предположим, человек испы­тал несколько травмирующих событий, каждое из ко­торых вызвало реакцию страха на один-два стимула, а затем произошла генерализация стимулов на схо­жие. У этого человека формируется большое количе­ство страхов, и, в конце концов, он может заболеть ге­нерализованным тревожным расстройством.

Генерализация стимулов — феномен, в ко­тором реакцию, сформированную на одни сти­мулы, вызывают схожие стимулы.

Научное исследование бихевиористской теории формирования фобий. Некоторые лабораторные эксперименты обнаружили, что у людей и животных действительно можно выработать реакцию страха путем формирования условного рефлекса (Miller, 1948; Mowrer, 1947, 1939). В известном отчете о результатах исследования психологи Джон Уотсоп (JohnВ. Watson) и Розали Райнер (Rosalie Rayner) (1920) описали, как они обучили малыша, называемого маленький Альберт, бояться белых крыс. Несколько недель Альберту раз­решали играть с белой крысой, и это доставляло ему удовольствие. Однажды, когда Альберт потянулся к крысе, экспериментатор ударил молотком по стальной пластине, издав очень громкий звук, испугавший и расстроивший ребенка. Уотсон (1930) описывал это так: «В то мгновение, как ему показывали крысу, ребенок начинал плакать...и уползал прочь от нее так быстро, что с трудом удавалось поймать его, пока он не добрал­ся до края матраца» (с. 161).

Вопросы для размышления _______________________

В наши дни Комитеты по охране прав челове­ка, возможно, не разрешили бы Уотсону и Райнер проводить их эксперимент с малень­ким Альбертом.

• Что в этом эксперименте могло вызвать их беспокойство?

Перевесит ли их тревога важность открытия, полученного в результате эксперимента?

Исследования также подтвердили предположения бихевиористов о том, что страхи могут возникнуть вследствие моделирования. Например, психологи Альберт Бандура (Albert Bandura) и Теодор Розенталь (Тпеос1оге Rosenthal) (1966) показывали людям, как человек, казалось, подвергался удару электричеством каждый раз, когда звучала сирена. На самом деле жертвой являлся помощник экспери­ментатора — в исследовательских терминах, сообщ­ник, — который изображал по сигналу сирены, что он испытывает боль, дергаясь и вопя.

После того, как не подозревающие о подвохе зри­тели несколько раз увидели подобные эпизоды, они сами стали испытывать страх при звуке сирены.

Сообщникпомощник экспериментатора, который помогает создать в ходе эксперимен­та нужную ситуацию (настроение), разыгры­вая из себя другого человека.

Хотя эти эксперименты подтверждают теорию бихевиористов, другие исследования ставят ее под сомнение (Graham & Gaffan, 1997; Marks, 1987). На­пример, в ходе некоторых других лабораторных экс­периментов с детьми и взрослыми не удалось сформировать у них реакцию страха (Halam & Rachrnan, 1976; Bancroft, 1971). К тому же, в процес­се изучения клинических случаев людей, страдаю­щих фобиями, лишь в некоторых случаях удалось найти специфические примеры выработки условно­го рефлекса или моделирования (Hofmann, Ehlers, & Roth, 1995; Mellman, 1995). Так что фобии могут быть вызваны путем классического обусловливания или моделирования, но исследователями не было установлено, что это расстройство обыкновенно воз­никает по этим причинам.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.