Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Объяснения соматоформных расстройств





Большинство теоретиков объясняют ипохондричес­кие соматоформные расстройства в основном так же, как тревожные расстройства (Phillips, Kim, & Hudson, 1995). Бихевиористы, например, считают, что страхи, проявляющиеся при ипохондрии и дисморфофобии, приобретаются в ранние годы жизни путем классичес­кого обусловливания или моделирования (имитации поведения) (Whitehead etal., 1994). Когнитивные тео­ретики предполагают, что люди с такими расстройства­ми настолько чувствительны к сигналам, которые по­дает их тело, что склонны переоценивать поступающую информацию (Warwick, 1995; Barsky, 1992).

Истерические соматоформные расстройства: кон-версонное, соматизированное и болевое расстрой­ства, напротив, рассматриваются как уникальные и требующие специального объяснения (Kirmayer, Robbins, & Paris, 1994). Древние греки полагали, что истерией могут болеть только женщины. Считалось, что матка сексуально неудовлетворенной женщины путешествует по ее телу в поисках возможности ис­полнить свое предназначение и вызывает появление симптомов в тех местах, где она останавливается. (Слово «истерия» происходит от греческого назва­ния матки — hystera.) Гиппократ в качестве самого эффективного средства лечения истерических рас­стройств предлагал замужество. Хотя сегодняшние объяснения — много более изощренные, ни одно из них не подкреплено в достаточной степени результа­тами практических исследований, и природа истери­ческих расстройств до сих пор плохо известна (Kirmayer ct al., 1994). Ведущие способы объяснения основаны на психодинамической, бихевиористской и когнитивной моделях.

Психодинамическое объяснение

Как мы отмечали в главе 1, психоаналитическая теория Фрейда началась с его попыток объяснить истерические симптомы. В свое время он был одним из очень немногих врачей, которые относились к па­циентам с такими симптомами серьезно, как к насто­ящим больным. После того как он некоторое время изучал гипноз в Париже, Фрейд заинтересовался ра­ботами старшего и более опытного врача, Джозефа Брейера (Josef Breuer, 1842-1925). Брейер успешно применял гипноз для лечения женщины, которую он называл Анна О., страдавшей истерической глухо­той, а также дезорганизацией речи и параличом. Кри­тики до сих пор задаются вопросом, действительно ли недомогания Анны были чисто истерическими и в самом ли деле лечение по методу Брейера помогло ей так кардинально, как он утверждает (Ellenberger, 1972). Однако на основе этого и других подобных случаев Фрейд пришел к выводу, что истерические расстройства представляют собой конверсию (пре­вращение) внутренних неосознанных эмоциональ­ных конфликтов в истерические симптомы.

Видя, что большинство его пациентов, страдаю­щих истерическими расстройствами, — женщины, Фрейд предположил, что семена таких расстройств засеваются во время фаллической стадии сексуаль­ного развития девочки (от 3 до 5 лет). В этот пери­од, считал он, каждая девочка вырабатывает в сво­ей душе комплекс желаний, названный им комплек­сом Электры: девочка испытывает сильные сексуально окрашенные чувства по отношению к своему отцу и в то же время сознает, что она долж­на бороться с матерью за его любовь. Поскольку мать наделена силой и агрессия к ней является культурным табу, девочка подавляет сексуальные чувства и отказывается от своих ранних желаний, направленных на отца.

Фрейд полагал, что если родители маленькой де­вочки чересчур сильно реагируют на проявления ее сексуальных чувств, комплекс Электры может ос­таться неразрешенным, и такая девочка всю жизнь будет испытывать тревогу. Всякий раз, когда какие-либо события разбудят в ней сексуальные чувства, она будет испытывать потребность спрятать их как от себя, так и от остальных. Фрейд делал вывод, что некоторые женщины прячут свои сексуальные чув­ства, бессознательно преобразуя их в физиологичес­кие симптомы. Большинство из современных психодинамических теоретиков не во всем согласны с объяснением исте­рических расстройств, предложенным Фрейдом, в особенности с тем его положением, что корни всех подобных расстройств можно найти в неразрешен­ном комплексе Электры (Hess, 1995; Scott, 1995). Однако они продолжают считать, что у пациентов, страдающих такими расстройствами, в бессознатель­ном есть неразрешенные конфликты, производящие тревогу, и что люди преобразуют эту тревогу в «бо­лее приемлемые» физиологические симптомы.

Когда на сердце легко, и тело здорово.

Китайская пословица

Теоретики психодинамического направления по­лагают, что при образовании истерических сомато-формных расстройств работают два механизма — первичная выгода и вторичная выгода (Golbash, 1987). Люди получают первичную выгоду в связи с тем, что их истерические симптомы удерживают внутренний конфликт вдали от сознания. Например, если человек испытывает неосознанный страх перед выражением гнева, то во время спора у него может внезапно отняться рука, что не позволит его гневной реакции достичь сознания. Вторичную выгоду из своих истерических симптомов люди извлекают за счет того, что эти симптомы помогают им избежать участия в неприятной для них деятельности или по­зволяют почувствовать доброе отношение со сторо­ны других людей. Когда, например, паралич, вызван­ный конверсией, делает для солдата невозможным участие в бою, или слепота, вызванная той же при­чиной, предотвращает разрыв отношений, действует вторичная выгода. Оба типа выгод играют свою роль в закреплении симптомов конверсии.

Первичная выгода — согласно психодинамической теории, выгода, состоящая в том, что истерические симптомы не допускают внутренний конфликт до сознания.

Вторичная выгода — согласно психодинамической теории, выгода, состоящая в том, что истерические симптомы дают человеку возможность чувствовать доброе отношение со стороны других или избежать неприятной деятельности.

Бихевиористское объяснение

Теоретики-бихевиористы предполагают, что физио­логические симптомы, связанные с истерическими расстройствами, приносят больному какие-то возна­граждения. Возможно, симптомы дают человеку возможность избежать неприятной ситуации на работе или отказаться от неприятных взаимоотношений, или же они привлекают к человеку внимание окружаю­щих (Whitehead et al., 1994; Ullmann & Krasnеr, 1975).

В качестве реакции на такие вознаграждения больной учится проявлять свои симптомы снова и снова. Би-хевиористы также придерживаются мнения, что люди, хорошо знакомые с какой-либо болезнью, лучше под­готовлены к тому, чтобы усвоить себе ее симптомы (Garralda, 1996). Действительно, исследования подтверждают, что многие из истерических больных впер­вые начали ощущать свои симптомы после того, как они сами или кто-то из их близких родственников или друзей переболел настоящей органической болезнью подобного типа (Livingston, Witt, & Smith, 1995).

Бихевиористский акцент на положительных под­креплениях (вознаграждениях) похож на психодина-мичсскую идею вторичных выгод. Ключевое различие состоит в том, что психодинамическая теория рассматривает такие выгоды как действительно вто­ричные, то есть под ними понимаются вознагражде­ния, которые появляются только после того, как бес­сознательный конфликт вызывает расстройство. Бихевиористы же считают вознаграждения основной причиной развития болезни.

Как и психодинамическое объяснение, бихевиорист­ский взгляд на истерические расстройства плохо под­тверждается эмпирическими исследованиями. Даже клинические отчеты только иногда подтверждают эти положения. Во многих случаях создается впечатление, что боль и душевные страдания, сопутствующие рас­стройству, перевешивают любые вознаграждения, кото­рые могут принести с собой симптомы.

Когнитивное объяснение

Некоторые теоретики считают, что истерические расстройства — это форма общения: с их помощью люди выражают эмоции, которые они не могут вы­разить иным способом (Lipowski, 1987). Как и их коллеги, принадлежащие к психодинамическому направлению, эти ученые придерживаются точки зре­ния, что эмоции пациентов с истерическими рас­стройствами конвертируются в физиологические симптомы. Однако они полагают, что цель этой кон­версии — не защититься от чувства тревоги, а сооб­щить о причиняющих страдания эмоциях: гневе, страхе, депрессии, чувстве вины, ревности, — на «языке физиологии», который знаком пациенту и по­этому удобен для него (Fry, 1993; Barsky & Klerman, 1983).

Согласно этому взгляду, все люди, которым слож­но осознать или выразить свои эмоции, являются кандидатами в больные истерическими расстройствами, особенно если они испытывают трудности в отношениях с другими. То же можно сказать и о тех, кто «хорошо знает» язык физиологических симпто­мов, имея опыт настоящих физиологических про­блем, либо собственных, либо у своих родственников или друзей. Поскольку дети менее способны выра­жать свои эмоции словами, они особенно склонны использовать физиологические симптомы как фор­му общения (Garralda, 1996). Однако, как и другие объяснения, данный когнитивный подход не прошел достаточной проверки и слабо подкреплен результа­тами исследований.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.