Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Поводы и основание для возбуждения уголовного дела





Для обеспечения законности и обоснованности возбуж­дения уголовного дела в УПК установлены условия, лишь при наличии которых может быть возбуждено производ­ство по делу. 1) наличие повода для возбуждения уголов­ного дела (ч. 1 ст. 140 УПК); 2) наличие основания для воз­буждения уголовного дела (ч. 2 ст. 140 УПК); 3) отсутствие обстоятельств, влекущих отказ в возбуждении уголовного дела (ч. 1 ст. 24 УПК).

Поводом для возбуждения уголовного дела является сообщение о преступлении, извещающее государство в лице его уполномоченных органов о том, что совершено деяние, признаваемое преступным и влекущее необходимость при­нять данными органами все предусмотренные уголовно­процессуальным законом меры.

Часть 1 ст. 140 УПК относит к поводам: 1) заявление о преступлении; 2) явку с повинной; 3) сообщение о совер­шенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников; 4) постановление прокурора о направ­лении соответствующих материалов в орган предваритель­ного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании; 5) материалы, которые направлены налого­выми органами в соответствии с законодательством о нало­гах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела о налоговых преступлениях, предусмотренных ст. 198 199.2 УК.

Заявление о преступлении является самым распро­страненным поводом для возбуждения уголовного дела. Оно может быть как письменным, так и устным. Пись­менное заявление о преступлении должно быть подпи­сано заявителем, а устное заявление заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим заявление (протокол должен содержать данные о заяви­теле, а также о документах, удостоверяющих личность зая­вителя). Заявитель предупреждается об уголовной ответ­ственности за заведомо ложный донос[49], о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью зая­вителя.

Заявление о преступлении как повод для возбуждения уголовного дела обусловливает прямую, непосредствен­ную связь между заявителем и лицами (органами), упол­номоченными на возбуждение уголовного дела.

В УПК закреплена возможность сделать устное заявле­ние о преступлении без личной явки заявителя. Для этого заявитель может воспользоваться любыми средствами связи. Однако, если заявитель не может лично присутство­вать при составлении протокола, его заявление будет рас­сматриваться как сообщение, полученное из иных источни­ков, и оформляться рапортом об обнаружении признаков преступления.

Часть 7 ст. 141 УПК указывает, что анонимное заявле­ние о преступлении не может служить поводом для воз­буждения уголовного дела. В этой связи возникает вопрос: какие заявления следует признавать анонимными? УПК не дает ответа на этот вопрос. Ведомственные право­вые акты анонимными признают письменные обращения, в которых не указаны фамилия автора и почтовый либо электронный адрес, по которому должен быть направлен ответ (уведомление) (п. 6 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федера­ции в органах федеральной службы безопасности, утверж­денной приказом ФСБ России от 22.01.2007 № 21, п. 41.1 Административного регламента системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставле­нию государственной услуги по осуществлению приема граждан, обеспечению своевременного и в полном объеме рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию по ним решений и направлению заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок, утвержденного приказом МВД России от 12.12.2011 № 1221).

В соответствии с упомянутым Регламентом и Инст­рукцией о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заяв­лений, сообщений и иной информации о происшествиях, утвержденной приказом МВД России от 04.05.2010 № 333, анонимные заявления, поступившие по почте или инфор­мационным системам общего пользования, в которых содержатся признаки совершенного или готовящегося преступления, за исключением заявлений, содержащих данные о признаках совершенного или готовящегося тер­рористического акта, без регистрации в Книге учета заяв­лений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях и происшествиях (КУСП) передаются в соответствующие подразделения органа внутренних дел для возможного использования в установленном порядке в оперативно-розыскной деятельности. Решение о целесоо­бразности проведения проверки по анонимному обраще­нию принимает руководитель.

Анонимные заявления, содержащие данные о признаках совершенною или готовящегося террористического акта, уполномоченным сотрудником подразделения делопро­изводства докладываются руководителю и в соответствии с его резолюцией передаются в дежурную часть для реги­страции в КУСП.

О принятом решении по анонимному обращению, посту­пившему из государственных органов и органов местного самоуправления, при необходимости информируется направившее его должностное лицо.

Жалоба признается анонимной, если в ходе ее проверки установлено, что автором указано лицо, не обращавшееся в орган внутренних дел, или имеет несуществующие адрес и (или) фамилию, имя, отчество.

Поступившие в следственный орган Следственного ко­митета РФ анонимные сообщения о преступлении направ­ляются по решению руководителя следственного органа Следственного комитета РФ либо его заместителя в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Однако если указанная в таких сообщениях информация требует незамедлительной проверки, то она должна быть немедленно передана в орган, осуществляющий оперативно­-розыскную деятельность, по телефону либо с использова­нием факсимильной или иной экстренной связи[50].

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обраще­ний граждан Российской Федерации» гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ставит личную подпись и дату.

Согласно ч. 4 ст. 141 УПК, если устное сообщение о пре­ступлении сделано при производстве следственного дей­ствия или в ходе судебного разбирательства, то оно зано­сится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания. В соответствии же со ст. 155 УПК, если заявление о преступлении было зане­сено в протокол следственного действия, дознаватель или следователь выносит постановление о выделении прото­кола из уголовного дела и направлении его (следователь — руководителю следственного органа, а дознаватель — прокурору) для принятия решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении либо о передаче сооб­щения по подследственности, а по делам частного обвине­ния — в суд.

Заявлением о явке с повинной признается доброволь­ное сообщение лица о совершенном им преступлении. Сущность явки с повинной заключается в том, что лицо, совершившее преступление, заявляет об этом преступле­нии и своем участии в нем в правоохранительные органы, уполномоченные начать производство по уголовному делу.

Заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление при­нимается и заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Прото­кол должен содержать данные о заявителе, а также о доку­ментах, удостоверяющих личность заявителя.

В отличие от ст. 111 УПК РСФСР 1960 г., согласно которой необходимо было лично явиться и сделать устное заявление, оформляемое протоколом, ст. 142 УПК допу­скает возможность составления письменного заявления и отправления его дознавателю, в орган дознания или сле­дователю, например, по почте либо через другое лицо.

Следует иметь в виду, что заявить о явке с повинной в смысле ст. 142 УПК можно только по отношению к пре­ступлению, не известному правоохранительным орга­нам из иных источников. Обязательным признаком явки с повинной является ее добровольность. Также явка с повин­ной предполагает признание вины, т.е. лицо считает себя виновным.

Сообщение о преступлении, полученное из иных источ­ников, принимается лицом, получившим данное сообще­ние, и оформляется рапортом об обнаружении признаков преступления. Иными сообщениями в смысле ст. 143 УПК следует признавать: сообщения о преступлении, распро­страненные в средствах массовой информации; сведения, полученные в результате оперативно-розыскной деятельно­сти; сообщения должностных лиц госсанэпиднадзора, меди­цинских учреждений и т.д.; выделенные дознавателем или следователем в отдельное производство и направленные прокурору или руководителю следственного органа мате­риалы уголовного дела; сведения, содержащие указание на наличие признаков преступления, полученные в ходе осуществления органами дознания административной дея­тельности (обеспечение безопасности дорожного движе­ния, обеспечение паспортного режима, обеспечение охраны общественного порядка и т.д.).

Постановление прокурора о направлении соответ­ствующих материалов в орган предварительного рассле­дования для решения вопроса об уголовном преследовании, по сути, является разновидностью сообщений о преступле­нии, полученных из иных источников. Однако законодатель придает ему особое значение, поскольку закрепляет в УПК правило, в соответствии с которым отказать в возбуждении уголовного дела в связи с мотивированным постановлением прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного следствия для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных про­курором нарушений уголовного законодательства можно только с согласия руководителя следственного органа.

Материалы, которые направлены налоговыми орга­нами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, являются единственным поводом для возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях (предусмотрен­ных ст. 198-199.2 УК).

Анализируя уголовно-процессуальную норму, согласно которой единственным поводом для возбуждения уго­ловных дел о преступлениях в сфере налогообложения являются материалы проверки налоговых органов, Пред­седатель Следственного комитета РФ А. И. Бастрыкин отмечает в своем блоге: «Тем самым органы внутренних дел, по сути, освобождены от выявления налоговых пре­ступлений, которое было передано узкоспециализирован­ному ведомству, в данном случае — налоговому органу... Конечно, за ними сохранена функция по раскрытию этих преступлений, однако результативность данной деятель­ности в отсутствие функции по выявлению налоговых преступлений, которая и определяет в конечном счете статистические показатели деятельности органов внутрен­них дел, вызывает сомнение. Это негативно отражается и на эффективности оперативного сопровождения пред­варительного расследования по уголовным делам о нало­говых преступлениях.

Следует отметить, что в мировой практике идея кон­центрации всех либо отдельных функций по противодей­ствию преступлениям в финансовой сфере не в полицей­ском ведомстве, а в отдельном узкоспециализированном органе государственной власти (входящем в состав прави­тельства или подчиненном непосредственно главе государ­ства) либо в подразделении какого-либо ведомства эконо­мического блока не нова.

Таким образом, предпочтительной видится модель реформы, предполагающей создание в стране качественно нового государственного органа, который осуществлял бы в полном объеме функцию по выявлению и раскрытию преступлений, посягающих на финансовую систему госу­дарства, — Финансовой полиции Российской Федерации. В частности, к предмету ведения этого государственного органа можно было бы отнести помимо задач, связанных с противодействием преступлениям в фискальной сфере, также выявление, пресечение и раскрытие преступных деяний в области расходования средств государственных и муниципальных бюджетов и внебюджетных фондов. Это позволило бы решать задачу противодействия финансовой преступности комплексно.

С учетом этого может быть предложено объединить функции финансовой разведки и оперативно-розыскной деятельности в области противодействия финансовым пре­ступлениям, создав новое ведомство на информационной и кадровой базе Росфинмониторинга посредством реоргани­зации этого ведомства в Финансовую полицию Российской Федерации с сохранением у ведомства функции финансо­вой разведки и наделением его в качестве основною вида деятельности функцией по выявлению, раскрытию и пред­упреждению преступлений, посягающих на финансовую систему государства, методами и средствами оперативно-­розыскной деятельности.

Объединение функций финансовой разведки и выявле­ния преступлений в финансовой сфере в одном государ­ственном органе позволит эффективно и оперативно про­верять и реализовывать информацию о подозрительных финансовых сделках и операциях методами и средствами оперативно-розыскной деятельности и при наличии при­знаков преступления передавать качественный и полный материал в следственные органы»[51].

Для возбуждения уголовного дела недостаточно лишь одного повода. Уголовно-процессуальный закон устанавли­вает, что наряду с наличием одного из вышеперечисленных поводов необходимо также основание для возбуждения уголовного дела — им является наличие достаточных дан­ных, указывающих на признаки преступления (ч. 2 ст. 140 УПК).

Дознавателю, органу дознания, следователю необхо­димо установить наличие достаточных данных, указыва­ющих на признаки преступления, а не на факт преступле­ния. При решении вопроса о возбуждении уголовного дела нет необходимости устанавливать факт преступления (это осуществляется в ходе предварительного расследования), необходимо лишь, чтобы имеющиеся данные указывали на признаки преступления (в дальнейшем же может быть установлено, например, что общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания, совершено лицом, не достигшим возраста уголовной ответ­ственности).

Вывод о наличии признаков преступления хотя и дол­жен быть основан на достаточных данных, носит обычно предположительный, вероятностный характер, в отличие от решения об отказе возбудить уголовное дело, когда положенные в его основу данные должны быть установ­лены достоверно (в значении «истинно»).







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.