|
Тема 7 МЕРЫ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯПлан лекции. Понятие и сущность мер уголовно-процессуального принуждения Задержание подозреваемого. Меры пресечения. Иные меры процессуального принуждения После изучения данной темы обучающийся должен: знать: -основные положения науки уголовного процесса о мерах уголовно-процессуального принуждения; -содержание правоотношений, возникающих в связи с применением мер принуждения в уголовном судопроизводстве; уметь: -оперировать юридическими понятиями «меры уголовно-процессуального принуждения», «меры пресечения», «задержание», «заключение под стражу», «домашний арест»; - принимать процессуальные решения и совершать процессуальные действия в связи с применением мер уголовнопроцессуального принуждения в точном соответствии с законом; владеть: г -навыками разрешения правовых проблем и коллизий, связанных с применением мер принуждения в уголовном судопроизводстве; -навыками анализа правоприменительной практики, касающейся применения мер уголовно-процессуального принуждения. Понятие и сущность мер уголовно-процессуального принуждения Уголовное судопроизводство является той сферой деятельности государства, в которой в силу максимально возможного применения мер государственного принуждения права и законные интересы физических и юридических лиц могут быть серьезно ограничены. Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает возможность применения государственного принуждения к лицам, не исполняющим требования закона, либо в целях предупреждения такого неисполнения. Применение различных мер принуждения допустимо лишь специальными субъектами, в роли которых выступают соответствующие государственные органы и должностные лица, в случаях и порядке, прямо предусмотренных в законе, поскольку эти меры выражаются в ограничении личных, имущественных и иных субъективных прав граждан (свобода, неприкосновенность жилища, тайна переписки, свобода передвижения, право распоряжения имуществом в том или ином объеме и т.п.). Незаконное же применение мер принуждения влечет ответственность соответствующих лиц вплоть до уголовной (ст. 301 УК). Меры уголовно-процессуального принуждения можно определить как процессуальные средства принудительного характера, применяемые дознавателем, органом дознания, следователем, судом (судьей) в случаях и в порядке, установленных УПК, в отношении участвующих при производстве по делу лиц в целях предупреждения и пресечения неправомерных действий данных лиц и в целом обеспечения установленного УПК порядка уголовного судопроизводства. Эти меры могут применяться только в рамках возбужденного уголовного дела. Все меры принуждения уголовно-процессуальный закон делит на три группы (рис. 1): 1) задержание подозреваемого (гл. 12 УПК); 2) меры пресечения — подписка о невыезде, личное поручительство, наблюдение командования воинской части, присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым, залог, домашний арест, заключение под стражу (они закреплены в гл. 13 УПК); 3) иные меры уголовно-процессуального принуждения — обязательство о явке, привод, временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество, денежное взыскание (гл. 14 УПК). Задержание подозреваемого Задержание подозреваемого является краткосрочной мерой процессуального принуждения, применяемой органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (п. 11 ст. 5 УПК). При этом под моментом фактического задержания следует понимать момент производимого в порядке, установленном УПК, фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления. В случае обнаружения разыскиваемого обвиняемого он также может быть задержан (ст. 210 УПК). Задержание может применяться к лицу по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы. Основания задержания: 1) лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; 2) потерпевшие или очевидцы указали на лицо как на совершившее преступление; 3) на лице или его одежде, при нем или в его жилище обнаружены явные следы преступления. Если имеются иные данные, дающие основание подозревать лицо в Рис. 1. Меры уголовно-процессуального принуждения совершении преступления (например, наличие сведений оперативно-розыскного характера), оно может быть задержано в тех случаях, когда: 1) пыталось скрыться, 2) либо не имеет постоянного места жительства, 3) либо не установлена его личность, 4) либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении данного лица меры пресечения в виде заключения под стражу. На практике нередко практикуется фактическое задержание лица до возбуждения уголовного дела. Однако оно не основано на уголовно-процессуальном законе. После того как подозреваемый будет доставлен в opган дознания или к следователю, в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены его права. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым, затем подозреваемый должен быть допрошен. В соответствии с принципом обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту до начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально. О произведенном задержании не позднее 12 часов с момента задержания должны быть уведомлены прокурор, близкие родственники или другие родственники подозреваемого (в том числе и самим подозреваемым), командование воинской части (если подозреваемый является военнослужащим), начальник органа внутренних дел (если подозреваемый является сотрудником органа внутренних дел), секретарь Общественной палаты РФ и общественная наблюдательная комиссия (в случае задержания подозреваемого, являющегося членом общественной наблюдательной комиссии), посольство или консульство иностранного государства (если подозреваемый является гражданином или подданным другого государства) (ст. 96 УПК). Уголовно-процессуальный закон разрешает с согласия прокурора не производить уведомление о задержании в тех случаях, когда факт задержания необходимо сохранить в тайне в интересах предварительного расследования (это правило не распространяется на случаи задержания несовершеннолетних). Порядок и условия содержания задержанных подозреваемых определяются Федеральным законом от 15.07.1995 № 103- ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». В том случае, если необходимо проведение оперативно-розыскных мероприятий, допускаются по требованию сотрудника органа дознания, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с подозреваемым с письменного разрешения дознавателя, следователя или суда, в производстве которых находится уголовное дело. Статья 94 УПК предусматривает следующие основания освобождения подозреваемого по постановлению дознавателя или следователя: 1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления; 2) отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу; 3) задержание было произведено при отсутствии оснований для него; 4) истекло 48 часов с момента задержания, и судом не было принято решение о продлении срока задержания на дополнительный срок не более 72 часов по ходатайству одной из сторон для представления ею дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. Меры пресечения Меры пресечения представляют собой меры уголовнопроцессуального принуждения, применяемые к обвиняемому, а в исключительных случаях — к подозреваемому: 1) с целью помешать им: а) скрыться от дознания, следствия и суда, б) продолжать заниматься преступной деятельностью, в) воспрепятствовать производству по делу (с помощью угроз свидетелю, другим участникам уголовного судопроизводства, уничтожения доказательств либо иным путем); 2) для обеспечения исполнения приговора; 3) для возможной выдачи лица иностранному государству в порядке, предусмотренном ст. 466 УПК (если к запросу о выдаче лица прилагается решение судебного органа иностранного государства о заключении лица под стражу, то прокурор вправе подвергнуть это лицо домашнему аресту или заключить его под стражу без подтверждения указанного решения судом РФ). Под применением меры пресечения понимаются процессуальные действия, осуществляемые с момента принятия решения об избрании меры пресечения до ее отмены или изменения (п. 29 ст. 5 УПК). Основанием для применения меры пресечения является наличие такой совокупности достаточных данных, которая дает возможность обоснованно предположить, что без ее применения невозможно обеспечить нормальный ход уголовного судопроизводства. В том случае, если имеются основания для избрания меры пресечения, при решении вопроса о необходимости применения меры пресечения и об избрании той или иной конкретной меры следует учитывать тяжесть предъявленного обвинения, данные о личности обвиняемого или подозреваемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства. Статья 98 УПК закрепляет следующий перечень мер пресечения: 1) подписка о невыезде; 2) личное поручительство; 3) наблюдение командования воинской части; 4) присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым; 5) залог; 6) домашний арест; 7) заключение под стражу. По общему правилу, меры пресечения могут применяться к обвиняемому. Однако, как устанавливает ст. 100 УПК, в исключительных случаях (например, если доказательств недостаточно для предъявления обвинения, но промедление с избранием меры пресечения, по мнению следователя, может негативно сказаться на эффективности расследования) они могут применяться в отношении подозреваемого. В этом случае обвинение должно быть предъявлено не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу — в тот же срок с момента задержания. Если же в данный срок обвинение не будет предъявлено, мера пресечения немедленно отменяется. Обвинение в совершении таких преступлений, как терроризм (ст. 205 УК), вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению (ст. 205.1 УК), захват заложника (ст. 206 УК), организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208 УК), бандитизм (ст. 209 УК), организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней) (ст. 210 УК), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК), насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст. 278 УК), вооруженный мятеж (ст. 279 УК), диверсия (ст. 281 УК), нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360 УК), должно быть предъявлено подозреваемому, в отношении которого избрана мера пресечения, не позднее 30 суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу — в тот же срок с момента задержания. Избрание меры пресечения (согласно п. 13 ст. 5 УПК под ним понимается принятие дознавателем, следователем, а также судом решения о мере пресечения в отношении подозреваемого, обвиняемого) оформляется соответствующим мотивированным постановлением или определением, копия которого вручается подозреваемому или обвиняемому, а также его защитнику или законному представителю— по их просьбе. В момент вручения копии постановления подозреваемому или обвиняемому разъясняется порядок обжалования решения об избрании меры пресечения, закрепленный в гл. 16 УПК. Мера пресечения должна быть: 1) отменена — если в этом отпадает необходимость; 2) изменена на более мягкую — в случае выявления у подозреваемого или обвиняемого тяжелого заболевания, препятствующего его содержанию под стражей (например, болезни печени с печеночной недостаточностью III степени или гипертензивная (гипертоническая) болезнь с недостаточностью кровообращения III степени). Заболевание должно быть удостоверено медицинским заключением, вынесенным по результатам медицинского освидетельствования[26]; 3) изменена (как на более строгую, так и на более мягкую) — при изменении оснований для ее избрания и обстоятельств, учитываемых при ее избрании. Как и избрание меры пресечения, ее отмена или изменение оформляется соответствующим постановлением (определением). Если мера пресечения была избрана в ходе досудебного производства следователем с согласия руководителя следственного органа либо дознавателем с согласия прокурора, то она может быть отменена или изменена только с согласия соответственно руководителя следственного органа или прокурора. Подписка о невыезде и надлежащем поведении является самой распространенной мерой пресечения. Она заключается в отобрании у подозреваемого или обвиняемого письменного обязательства: 1) не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения дознавателя, следователя или суда; 2) в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя и в суд; 3) иным путем не препятствовать производству по уголовному делу. Сущность данной меры заключается в том, что лицо на определенный период времени ограничивается в свободе передвижения. При этом свобода передвижения в рамках населенного пункта, где проживает подозреваемый или обвиняемый, сохраняется. С разрешения соответствующего органа или должностного лица, избравшего эту меру пресечения, допускаются выезды обвиняемого (подозреваемого) за пределы населенного пункта, в котором он проживает. Принудительная сила подписки о невыезде заключается в том, что в случае ее нарушения к подозреваемому или обвиняемому может быть применена более строгая мера пресечения, о чем ему объявляется заранее, при отобрании подписки. При личном поручительстве[27] заслуживающее доверия лицо принимает на себя письменное обязательство в том, что оно ручается за выполнение подозреваемым или обвиняемым обязательств: 1) в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя и в суд; 2) иным путем не препятствовать производству по уголовному делу. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1960 г. предусматривал, что число поручителей не может быть менее двух. В УПК данное ограничение снято. Избрание личного поручительства в качестве меры пресечения допускается по письменному ходатайству одного или нескольких поручителей и с согласия подозреваемого или обвиняемого, в отношении которого дается поручительство. При отобрании подписки о личном поручительстве поручителю разъясняются существо подозрения или обвинения, а также его обязанности и ответственность, связанные с выполнением личного поручительства. Ответственность заключается в том, что в случае невыполнения поручителем своих обязательств на него может быть наложено денежное взыскание в размере до 10 тыс. руб. Данное денежное взыскание может быть наложено только судом. Наблюдение командования воинской части (ст. 104 УПК) может быть избрано по отношению к подозреваемому (обвиняемому), являющемуся военнослужащим или гражданином, проходящим военные сборы, только с его согласия. Наблюдение командования воинской части заключается в принятии мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил РФ (например, запрет на увольнения из части, на отпуск), для того, чтобы обеспечить выполнение этим лицом обязательств: 1) в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя, прокурора и в суд; 2) иным путем не препятствовать производству по уголовному делу. Постановление об избрании данной меры пресечения направляется командованию воинской части, которое обязано обеспечить ее применение. Статья 105 УПК устанавливает возможность отдачи несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого под присмотр родителей, опекунов, попечителей или других заслуживающих доверия лиц либо должностных лиц специализированного учреждения, в котором он находится. Данная мера пресечения состоит в принятии на себя этими лицами письменного обязательства обеспечить надлежащее поведение несовершеннолетнего, а именно: 1) не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения дознавателя, следователя или суда; 2) в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя и в суд; 3) иным путем не препятствовать производству по уголовному делу. При отобрании обязательства дознаватель, следователь или суд разъясняет лицам, которые будут осуществлять присмотр, существо подозрения или обвинения, а также их ответственность, связанную с обязанностями по присмотру. В случае невыполнения принятого на себя обязательства на лиц, которым несовершеннолетний подозреваемый или обвиняемый был отдан под присмотр, может быть наложено денежное взыскание в размере до 10 тыс. руб. Это взыскание налагается только судом. Применение отдачи несовершеннолетнего под присмотр возможно как по ходатайству законного представителя, так и по инициативе органа, осуществляющего судопроизводство (но только с согласия родителей, опекунов, попечителей или других заслуживающих доверия лиц; применительно к должностным лицам специализированного учреждения, в котором находится несовершеннолетний, представляется возможным отдача под присмотр и без их согласия). Залог является мерой пресечения, избираемой только по решению суда. Он состоит во внесении или в передаче подозреваемым, обвиняемым либо другим физическим или юридическим лицом на стадии предварительного расследования в орган, в производстве которого находится уголовное дело, а на стадии судебного производства— в суд недвижимого имущества и движимого имущества в виде денег, ценностей и допущенных к публичному обращению в Российской Федерации акций и облигаций в целях обеспечения явки подозреваемого либо обвиняемого к следователю, дознавателю или в суд, предупреждения совершения им новых преступлений. Вид и размер залога определяются судом с учетом характера совершенного преступления, данных о личности подозреваемого либо обвиняемого и имущественного положения залогодателя. При этом в зависимости от категории уголовного дела в УПК установлен минимальный размер залога: по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести размер залога не может быть менее 100 тыс руб., а по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях — не менее 500 тыс. руб. Необходимо иметь в виду, что если на имущество в соответствии с ГПК не может быть обращено взыскание, данное имущество не может приниматься в качестве залога. Положение об оценке, содержании предмета залога по уголовному делу, управлении им и обеспечении его сохранности утверждено постановлением Правительства РФ от 13.07.2011 № 569. Порядок избрания и применения залога детально регламентирован в ст. 106 УПК. Кроме того, соответствующие разъяснения содержатся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29.10.2009 № 22 «О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста». В случае нарушения подозреваемым либо обвиняемым обязательств, связанных с внесенным залогом, залог может быть обращен в доход государства только по судебному решению. Домашний арест — это мера пресечения, заключающаяся в нахождении подозреваемого или обвиняемого в полной либо частичной изоляции от общества в жилом помещении, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях, а с учетом состояния его здоровья — и в лечебном учреждении. При этом на подозреваемого возлагаются ограничения и (или) запреты (одно или одновременно несколько): 1) выходить за пределы жилого помещения, в котором он проживает; 2) общаться с определенными лицами; 3) отправлять и получать почтово-телеграфные отправления; 4) пользоваться средствами связи и Интернетом. Не может быть ограничено право использования телефонной связи для вызова скорой медицинской помощи, сотрудников правоохранительных органов, аварийно-спасательных служб в случае возникновения чрезвычайной ситуации, а также для общения с контролирующим органом, дознавателем, со следователем, но о каждом таком звонке подозреваемый или обвиняемый информирует контролирующий орган — ФСИН России. При применении домашнего ареста в условиях полной изоляции от общества допускаются встречи подозреваемого или обвиняемого с защитником, законным представителем в месте исполнения домашнего ареста. Домашний арест в качестве меры пресечения избирается только по судебному решению и лишь в случае невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения. По общему правилу, домашний арест избирается на срок до двух месяцев. Однако в случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до двух месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения этот срок может быть продлен по решению суда в порядке, который установлен для продления срока содержания под стражей. Федеральным законом от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ст. 107 УПК, посвященная домашнему аресту, была изложена в новой редакции, достаточно детально регулирующей порядок его избрания и применения. Таким образом, впервые за всю историю отечественного уголовного судопроизводства законодательно урегулирована процедура применения меры пресечения в виде домашнего ареста. Заключение под стражу — самая строгая мера пресечения, связанная с лишением подозреваемого или обвиняемого свободы. По общему правилу, она применяется в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет, если невозможно применение иной, более мягкой, меры пресечения. Однако в исключительных случаях по делам о преступлениях, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, заключение под стражу может быть применено к подозреваемому или обвиняемому, если: 1) он не имеет постоянного места жительства на территории РФ; 2) его личность не установлена; 3) им нарушена ранее избранная мера пресечения; 4) он скрылся от органов предварительного расследования или от суда. Своими особенностями обладает избрание меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении отдельных категорий лиц. В отношении несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого заключение под стражу может применяться, если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, и лишь в исключительных случаях — в совершении преступления средней тяжести. При этом судам необходимо выполнять требование ст. 423 УПК об обязательном обсуждении при решении вопроса о применении меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого возможности отдачи его под присмотр. Если лицо подозревается или обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных ст. 159 УК (мошенничество), 160 УК (присвоение или растрата), 165 УК (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием), если они совершены в сфере предпринимательской деятельности, а также некоторых преступлений в сфере экономической деятельности (ст. 171-174, 174.1, 176-178, 180-183, 185-185.4, 190-199.2 УК), то оно может быть заключено под стражу, только если: он не имеет постоянного места жительства на территории РФ; его личность не установлена; им нарушена ранее избранная мера пресечения; он скрылся от органов предварительного расследования или от суда. Как разъяснено в и. 4.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.10.2009 № 22, преступления, предусмотренные ст. 159, 160 и 165 УК, следует считать совершенными в сфере предпринимательской деятельности, если они совершены лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность или участвующими в предпринимательской деятельности, и эти преступления непосредственно связаны с указанной деятельностью. Своими особенностями обладают избрание заключения под стражу в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, кандидата в Президенты РФ, зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, а также применение заключения под стражу в отношении судьи Конституционного Суда РФ, судей иных судов, члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (ст. 450 УПК). Заключение под стражу применяется только на основании судебного решения. На стадии предварительного расследования следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом соответствующее ходатайство. Во время судебного производства решение об избрании в отношении подсудимого в качестве меры пресечения заключения под стражу принимает суд по ходатайству стороны или по собственной инициативе, о чем выносится определение или постановление. В постановлении о рассмотрении ходатайства в порядке ст. 108 УПК суду следует дать оценку обоснованности выдвинутого против лица подозрения, а также наличию оснований и соблюдению порядка задержания подозреваемого (ст. 91 и 92 УПК), в частности, наличию оснований, предусмотренных ст. 100 УПК, для применения меры пресечения до предъявления обвинения и соблюдения порядка ее применения; законности и обоснованности уведомления лица о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном ст. 223.1 УПК; соблюдения порядка привлечения лица в качестве обвиняемого и предъявления ему обвинения, регламентированного гл. 23 УПК, а также убедиться в достаточности данных об имевшем место событии преступления и о причастности к нему подозреваемого. Однако суд не вправе входить в обсуждение вопроса о виновности лица в инкриминируемом преступлении (п. 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.10.2009 № 22). В постановлении судьи должны быть указаны конкретные, фактические обстоятельства, на основании которых он принял решение об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу. Такими обстоятельствами не могут являться данные, не проверенные в ходе судебного заседания, в частности результаты оперативно-розыскной деятельности, представленные с нарушением требований ст. 89 УПК. Содержание под стражей при расследовании преступлений, по общему правилу, не может превышать 2 месяца. В том случае, если невозможно закончить предварительное следствие в срок до 2 месяцев, а основания для изменения или отмены заключения под стражу отсутствуют, этот срок может быть продлен судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня на срок до 6 месяцев. Возможно продление срока содержания под стражей до 12 месяцев в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, только в случаях особой сложности уголовного дела и при наличии оснований для избрания этой меры пресечения судьей того же суда по ходатайству следователя, внесенному с согласия руководителя соответствующего следственного органа по субъекту РФ, иного приравненного к нему руководителя следственного органа либо по ходатайству дознавателя в случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 223 УПК, с согласия прокурора субъекта РФ или приравненного к нему военного прокурора; до 18 месяцев — судьей суда субъекта Федерации или военного суда соответствующего уровня по ходатайству следователя, внесенному с согласия в соответствии с подследственностью Председателя Следственного комитета РФ либо руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при соответствующем федеральном органе исполнительной власти). Дальнейшее продление срока не допускается (ст. 109 УПК). Под содержанием под стражей УПК понимает пребывание лица, задержанного по подозрению в совершении преступления, либо обвиняемого, к которому применена мера пресечения в виде заключения под стражу, в следственном изоляторе либо ином месте, определяемом федеральным законом (п. 42 ст. 5). Порядок и условия содержания обвиняемых под стражей закреплены в Федеральном законе от 15.07.1995 № ЮЗ-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|