|
Тема: «Лейкозы. Злокачественные лимфомы. Лимфагрануломатоз. Опухоли детского возраста».Цель занятия: Ø Уметь давать определение лейкозов и регионарных опухолевых заболеваний кроветворной ткани; Ø Уметь объяснять механизм развития этих заболеваний; Ø Уметь давать характеристику макро- и микропрепаратом; Ø Уметь называть осложнения и причины смерти больных с опухолями кроветворной и лимфатической ткани. Оснащение занятия. 1. Таблицы, альбом – атлас, рисунки (ксерокопии), тесты, задачи, кроссворды. 2. Макропрепараты: Ø «Некротическая ангина при остром лейкозе»; Ø «Селезенка при лимфогрануломотозе»; Ø «Гиперплазия костного мозга при миелоидном лейкозе». 3. Микропрепараты: Ø «Печень при хроническом миелобластном лейкозе»; Ø «Печень при хроническом лимфолейкозе»; Ø «Лимфогрануломатоз лимфатического узла».
I Определение исходного уровня знаний. Учащийся должен вспомнить: Ø Строение кроветворной и лимфатической ткани (анатомия, гистология); Ø Нарушение кровообращения, воспаление, регенерация, повреждение (из курса патанатомии). Из материалов лекций и учебника ответить на следующие вопросы: 1. Классификация опухолей кроветворной и лимфатической ткани. 2. Причины и морфологическая характеристика острого лейкоза, хронического (миелоидного, лимфоидного) лейкоза, лимфомы, лимфогрануломатоза. 3. Осложнения и причины смерти при лейкозе, лимфоме и лимфогрануломатозе. 4. Особенности роста опухолей у детей. 5. Принципы классификации опухолей у детей. 6. Понятие о гамартомах и гамартобластомах, их происхождение. 7. Понятие о тератомах и тератобластомах, их происхождение.
Определение исходного уровня знаний учащихся можно проводить фронтальным опросом и с помощью тестов.
Примерные тесты. Тест №1. Что лежит в основе делений лейкозов на острые и хронические? а) темп роста клеток крови; б) появление клеток опухоли в периферической крови; в) степень дифференцировки опухолевых клеток; г) бластный криз; д) изменение количества лейкоцитов в периферической крови.
Тест №2. Как называется лейкоз, при котором в периферической крови резко увеличивается количество лейкоцитов? а) алейкемический; б) хронический; в) лейкемический; г) простой; д) молниеносный.
Тест №3. Назовите форму острого лейкоза. а) миелобластный; б) миелоцитарный; в) лимфоцитарный; г) гистиоцитоз; д) эритробластный.
Тест №4. Назовите регионарные опухолевые заболевания кроветворной и лимфатической ткани. а) макроглобулинемия; б) эритромиелоз; в) лимфогрануломатоз; г) лимфобластный лейкоз; д) миелоцитоз.
Тест №5. Характерные изменения органов при остром лейкозе. а) гипертрофия сердца; б) костный мозг не изменен; в) некротическая ангина; г) дифтеритический колит; д) гидронефроз.
Тест №6. Причины смерти при остром лейкозе. а) печеночная недостаточность; б) кровоизлияние в мозг; в) аритмия; г) стеноз гортани; д) ложный круп.
Тест №7. Назовите виды хронических лейкозов лимфоцитарного происхождения. а) эритромиелоз; б) миеломная болезнь; в) лимфосаркома; г) лимфобластный лейкоз; д) лимфогрануломатоз.
Тест №8. Характерные изменения органов при хроническом миелоидном лейкозе. а) пиоидный костный мозг; б) увеличенные лимфоузлы в виде пакетов; в) казеозный некроз лимфоузлов; г) гидроцефалия; д) «тигровое сердце».
Тест №9. Название селезенки при лимфогрануломатозе. а) глазурная; б) порфировая; в) сальная; г) саговая; д) сидерофилическая.
Тест №10. Характерный признак при обострении хронического лейкоза. а) истощение; б) желтуха; в) бластный криз; г) гиперхолестеринемия; д) протеинурия.
Тест№11. Из каких клеток развивается тератома? а) мышечной ткани; б) эпителиальной; в) эмбриональной половой клетки; г) нервной; д) железистой.
Эталоны: 1 –В, 2 – В, 3 – А, 4 – В, 5 – В, 6 – Б, 7 – Б, 8 – А, 9 – Б, 10 - В, 11 – В,
VII. Объяснения преподавателя (см. впереди). VIII. Демонстрация макропрепаратов (см. впереди). IX. Самостоятельная работа учащихся.
Изучить и описать следующие макропрепараты. 1. «Некротическая ангина при остром лейкозе»; Ø описать состояние миндалин; Ø миндалины увеличены, покрыты обрывками ткани серо- черного цвета; Ø укажите, где еще возможно возникновение некротических процессов при острых лейкозах, и какие причины их возникновения? 2. «Селезенка при лимфогрануломотозе»; Ø обратить внимание на размер и вид на разрезе; Ø найти множественные серо-желтые очажки; Ø перечислить другие органы, где могут быть лимфогрануломатозные разрастания?
3. «Гиперплазия костного мозга при миелоидном лейкозе». Ø обратить внимание на красный цвет костного мозга диафизов трубчатой кости; Ø описать, какие изменения костного мозга характерны при других видах лейкозов? Изучить и зарисовать микропрепараты. 1. «Печень при хроническом миелобластном лейкозе»; Ø при малом увеличении найти локализацию лейкозного инфильтрата, расположенного между печеночными балками по ходу капилляров и вокруг сосудов портальных трактов; Ø при большом увеличении изучить клеточный состав инфильтратов, оценить степень их дифференцировки и кстановить вид дистрофии. Препарат – зарисовать. 2. «Печень при хроническом лимфолейкозе»; Ø при малом увеличении найти локализацию лейкозного инфильтрата в портальных трактах, образованные однородными клетками округлой формы; Ø при большом увеличении изучить инфильтрат, представленный атипичными лимфоцитами. Препарат – зарисовать. 3. «Лимфогрануломатоз лимфатического узла». Ø при малом увеличении видны стирание рисунка строения лимфатического узла и вытеснение его ткани опухолевой тканью с очагами некроза и склероза; Ø при большом увеличении дать характеристику клеткам опухоли, назвать гистологический вариант лимфогрануломатоза. Препарат – зарисовать. Примерные задачи (для самоконтроля).
Задача №1. У ребенка после неоднократного носового кровотечения в анализе крови обнаружено увеличение лимфоцитов до несколько десятков тысяч и много лимфобластов. При обследовании выявлены: увеличенные лимфатические узлы средостения, увеличение селезенки и печени. Вопрос: О какой форме лейкоза вероятнее всего думать? Ответ №1. Острый лимфобластный лейкоз.
Задача №2. При патологоанатомическом вскрытии поставлен диагноз – миеломная болезнь. Вопросы: 1. Где возникают первичные изменения при миеломе? 2. В чем они выражаются? 3. Какие вещества продуцируют миеломные клетки? Ответ №2. 1. В костях. 2. Разрушение кости опухолевым инфильтратом и пазушное рассасывание кости. 3. Парапротеины. Задача №3. Больной жалуется на слабость, потерю веса, кожный зуд, лихорадку и увеличение лимфатических узлов на шее слева. При изучении биоптанта лимфатического узла среди лимфоидных элементов найдено: Ø пролиферация атипичных ретикулярных клеток; Ø гигантские многоядерные клетки; Ø участки некроза и склероза. Вопросы: 4. О каком заболевании можно думать? 5. Какой вариант заболевания? 6. Какие клетки имеют значение для диагностики? 7. Какой вид имеет селезенка? Ответ №3. 1. Лимфогрануломатоз; 2. Смешанно-клеточный вариант; 3. Малые и большие клетки Ходжкина, многоядерные клетки Березовского-Штернберга; 4. «Порфировая» селезенка.
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|