Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ОБ УПРАВЛЕНИИ РАЗВИТИЕМ ОТНОШЕНИЙ





Вынуть личность из отношений невозможно, технически невозможно,— говорил А.С. Макаренко. И продолжал: ка­ковы отношения — такова и личность. Такая же точка зре­ния на суть личности и главный фактор ее формирования была в XIX веке у К. Маркса, в предреволюционное время — у А.Ф. Лазурского, в Советской России — у В.Н. Мяси-щева и его учеников, на Западе (в последние десятилетия) у ученых, которое развивают взгляды гуманистической школы в психологии.

Разделяя эту концепцию личности и понимая значение отношений для постижения основной характеристики лич­ности, я ставлю перед собой и будущими читателями этой статьи вопрос: а как управлять развитием отношений чело­века к действительности таким образом, чтобы на выходе получать у него психические свойства, проявления которых в поступках и деяниях этого человека не только не шли бы вразрез с главными ценностями жизни и культуры, а, нао­борот, работали бы на их преумножение?

Прежде чем начать отвечать на этот вопрос, надо вспом­нить, какое содержание в психологии принято вкладывать в понятие отношение и в понятие личности. Отношение, если взять расхожее его толкование — это, как известно, связь чего-то с чем-то или кого-то с чем-то, или кого-то с кем-то. Если рассматривать связь человека с чем-то, на­пример, предметом, вещью, то в этом случае, говоря образ­но, конец этой связи, исходящий от человека, оказывается осложненным психологической добавкой в виде субъектив­ного отражения этого чего-то в форме образа восприятия, представления памяти, понятии, эмоциональной реакцией на это что-то и поведенческим откликом человека на него.

Если же затем проанализировать связь одного человека с другим человеком или с какой-то общностью людей, то в этом случае обнаруживается присутствие и действие пси­хического отражения, эмоциональной реакции и поведен­ческого отклика на другого человека или на общность на обоих концах этой связи.

Если же теперь попытаться определить отношение, как его понимают психологи, более точно, то это — психиче­ское образование, интегрирующее в себе результаты позна­ния человеком какого-то объекта действительности во время всех встреч с ним, все эмоциональные отклики на этот объект, которые имели место также при всех встречах с ним, и также вырабатывающуюся при этом форму пове­денческих ответов при контактах с этим объектом.

А объектами, к которым у человека формируются опре­деленные отношения, оказываются и вещи, которые его окружают, и люди, с которыми ему приходится общаться, и деятельность, в которую он вовлекается кем-то или вы­полняет по собственной инициативе, и явления природы, которые он наблюдает, и события в обществе, и все-все остальное, что составляет ту действительность, в которую он оказывается включенным.

Теперь, идя от сказанного выше, можно дать определе­ние и сущности личности. Оно будет таким: личность — совокупность отношений или можно сказать: личность — ансамбль отношений (так определял ее В.Н. Мясищев).Но, понято, это — предельно общее определение личности, а общее, как известно, существует лишь в отдельном и через отдельное. И если анализировать это отдельное, и личность каждого человека сравнивать с личностью любого другого человека, то мы найдем у них и совпадения в сформирован­ных отношениях и обязательно более или менее значитель­ные различия.

Сходство проявится в том, что у них непременно обнару­жатся отношения к другим людям — одного с ними поля и противоположного, представляющим разные возрастные группы и профессии, занимающим разное положение в об­ществе, отличающимся друг от друга по национальному и имущественному признакам. Оно даст о себе знать и в на­личии отношения каждой личности к самой себе, к труду, к собственности, к деньгам, к власти и еще к очень многому из того, что составляет ту действительность, в которую включен к;1жд[»|й человек.

Что же касается различий в отношениях, то они обнару" живаются в том, насколько их содержание и форма выра-


жения соответствуют общечеловеческим ценностям, какие из отношений в том ансамбле, который образует личность, оказываются доминирующими и, значит, насколько сильно и насколько долго они определяют поступки и деяния чело­века, а какие, наоборот, играют подчиненную роль и высту­пают как побуждения к действию лишь эпизодически.

Наверное, у большинства читателей этой статьи не будет возражений против того, что оптимальным для современ­ного общества (если иметь в виду его действительное раз­витие, а не стагнацию) типом человека будет такой, в личности которого сформировано активно положительное отношение к планете Земля, к человечеству, к Отечеству, к другому человеку и к себе самому, к труду, к собственно­сти, к семье, к созданным людьми произведениям матери­альной и духовной культуры. И вряд ли этим молчаливым большинством будет приветствоваться личность, у которой в сознании и поведении доминируют культ золотого тельца, культ насилия, культ секса, культ низкопробной маскуль-туры и другие подобные названным культы и культики.

Но вот возникает гигантская по трудности ее разреше­ния задача: как в условиях современной России, пережива­ющей тяжелейший кризис в области политики, экономики, идеологии, права, морали формировать в личности отноше­ния, которые, материализуясь в ее поведении, работали бы на преумножение основных ценностей жизни и культуры, а ее самою выводили бы на высший уровень возможного для нее развития?

Прежде чем ответить на этот предельно злободневный вопрос, попытаемся понять характер объективных и субъ­ективных факторов, от наличия и взаимодействия которых зависит формирование того или иного отношения, которое входит в содержание личности и которые все вместе обра­зуют ее структуру.

Как показывает передовая педагогическая практика и опыт лучших психотерапевтов, решающим фактором в по­давляющем числе случаев, от которого зависит формирова­ние у каждого конкретного человека такого отношения к Действительности, когда высокие человеческие ценности становятся его собственными ценностями, является отно­шение как к нему, так и к окружающему его миру, в поло­жительном смысле субъективно значимых для него людей и общностей.

б*


Положительно же субъективно значимые люди и общно­сти для каждого из нас — это те, кто имеющимися у них характеристиками и возможностями, которыми они распо­лагают, или уже удовлетворяют или, как нам кажется, мо­гут удовлетворить наши потребности.

При этом речь не идет только о людях и общностях в нашем окружении, которые привычно для нас и для себя удовлетворяют наши будничные потребности и которые по причине многократной повторяемости вызывают в нас спо­койное к себе отношение. Нет! Здесь прежде всего имеются в виду люди и общности, которые обладают для нас автори­тетом, вызывают уважение, а часто и любовь.

Обладание этими людьми желанными для нас достоин­ствами — большими знаниями, сильным характером, удач­ливостью в жизни и пр. (особенности качеств, делающих этих людей положительно субъективно значимыми, для разных лиц могут сильно варьировать) увеличивает воз­можность их психологического воздействия на те личности, для которых они являются авторитетами. Такие социаль­но-психологические эффекты, связанные с последними, как заражение, подражание, внушение, вера, убеждение, становятся в подобных случаях более частыми, более силь­ными и более устойчивыми.

Подобное же социально-психологические действие на человека могут производить и действительно производят и общности (семья, школьный класс, студенческая группа, рабочая бригада и др.), если они становятся авторитетны­ми, уважаемыми и эмоционально притягательными для че- '*ека.

'чктер поведения, отвечающего сути основных цен- зни, воплощаемых в поступках и деяниях авто-, уважаемых, любимых нами людей и общностей, рать для нас роль образца для подражания, выска- oie ими утверждения при сниженном пороге критич-^ нашей стороны будут приниматься и разделяться Точно также в нас будет жить вера в правильность Л, которые они перед собой ставят, и в нравственность;твий, которые они при этом осуществляют.

вместе с тем за всем сказанным, надо это отчетливо щеть, стоит очень общий подход к рассмотрению зависи­мости, которая существует между положительной субъек­тивной значимостью для нас какой-либо личности или


общности и характером нашей психологической готовности откликаться на их воздействия, за которыми стоят те или иные ценности. В реальной жизни все, с одной стороны, сложнее, а с другой — дифференцированнее-

В окружении человека, какого бы возраста он не был, к какому бы полу не принадлежал, в какую бы профессио­нальную группу не входил, чрезвычайно редко только одна личность или только одна общность оказываются в своем сознании, в своей эмоционально-мотивационной сфере и в своем поведении выразителями одновременно сразу всех

ценностей жизни.

Обычно один человек в нашем окружении наиболее ярко воплощает в своем поведении человечность, другой — ве­ликие возможности творческого труда, третий — семейные добродетели, четвертый — патриотизм и т.д., и названные отдельные ценности, носителями которых эти люди явля­ются, могут оставить след в личности опять же только при условии если каждый из них, как указывалось выше, этой личностью уважаем, любим, для нее авторитетен.

То же следует сказать и об общностях, с которыми кон­тактирует личность. Какая-то из них отличается ярко вы­раженным чувством товарищества, другая — увлеченностью серьезной музыкой, третья глубоко погру­жена во все перипетии политики. И в этом случае позитив­ное по своим последствиям воздействие той или иной общности на личность и на формирование у нее соответст­вующих ценностных ориентации действительно происхо­дит, если эта общность вызывает у последней положительное к себе отношение и пробуждает у нее инте­рес к сути своего главного увлечения.

Высказывая эти утверждение, объективности ради сле­дует все же подчеркнуть, что хотя уважение человека, вера в него, его авторитет является, так же как соответствующие отношения к какой-то общности, одним из условий превра­щения ценностей этого человека и этой общности в собст­венные ценности личности, однако никак не следует забывать, что и в межличностном взаимодействии, и во взаимодействии общности и личности в конечном счете ак­тивны не одна сторона, а обе, и обе они обладают свободой воли. Поэтому надеяться только на действие авторитета, уважения, веры при формировании высоко нравственных ценностных ориентации у личности — это значит в боль-


шой мере полагаться лишь на случай. Важно уметь исполь­зовать и другие пути целенаправленного формирования у человека отношений к действительности, которые соответ­ствовали бы основным ценностям жизни.

И одним из таких наиболее действенных путей форми­рования у человека отношений, воплощающих в себе основ­ные ценности жизни, является проведение его через ситуации, инструментуемые таким образом, что он своими действиями упражняется в поведении, отвечающем сути определенной ценности, накапливает адекватный ее содер­жанию опыт эмоциональных переживаний и приходит к убеждению на уровне своего сознания о целесообразности и правильности именно такого поведения.

Именно так поступал А.С. Макаренко, когда он хотел закрепить у бывшего правонарушителя поведение в опре­деленных ситуациях, которое отвечало бы принципам вы­сокой нравственности. Вспомним, например, командирование им Семена Карабанова в банк за деньгами для колонии им. Горького. В книге «Педагогическая поэма» воспроизводятся и мысли С. Карабанова в этом эпизоде, и его переживания, и его поведение. Таким образом нам по­казывается критический качественно важный момент фор­мирования у бывшего рецедивиста нового отношения к коллективной собственности педагогом-мастером.

Конечно, в успешном решении этой задачи сыграло свою пль и то, что у С. Карабанова ко времени истории с пол-^ием денег в банке уже появилась и стала крепнуть •чнность к А.С. Макаренко и, кроме того, он уже на-"ить своей жизнью именно в колонии имени М.

'от факт свидетельствует о том, что формиро--ности одного отношения находится в теснейшей -звитием у нее других отношений. Кстати, как раз.дет уместно напомнить, что в свое время исследо-ли Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, В.Н. Мясишева и ыло показано, что развитие у человека отношения к гим людям обгоняет и оказывает более или менее силь- .,е влияние на формирование других отношений, напри­мер, отношения к труду и к себе самому.

Эта закономерность, выявленная выдающимися отече­ственными психологами, заставляет предположить, что формирование не только отношения к труду или к себе самому зависит от формирования отношения человека к


людям, но и становление других отношений (например, к Отечеству, к планете Земля) генетически также связано с характером развития отношения человека к людям.

Но, отмечая такую большую роль отношения человека к людям в формировании у него всех других отношений, важ­но, чтобы это отношение было глубоко гуманным в своей основе- Тогда и отношение к труду у этого человека, выра­жаемое в конкретной деятельности и в ее результатах, бу­дет иметь не индивидуалистический характер, а будет трудом для людей, как, впрочем, и отношение к себе будет отношением не эгоцентрика и эгоиста, а отношением либо альтруиста, либо коллективиста.

Однако, такой гуманистический по своему характеру стержень в структуре личности человека, определяющий все другие его отношения, входящие в эту структуру, сам по себе не образуется. Необходимым и обязательным усло­вием его развития является человечность других людей, проявляемая ими по отношению к этой личности.

Психолог А.В. Суворов в своей докторской диссертации «О воспитании конкретной человечности на примере фор­мирования психического мира слепоглухих детей» убеди­тельнейшим образом показал, что человечность, проявляемая в повседневном будничном общении с этими детьми их близкими и людьми, составляющими их ближай­шее окружение,— необходимейшее условие воспитания в их личности не только здорового нравственного ядра, но и успешности их общего развития.

Представляется, что эта закономерность полностью при-ложима и к личностному развитию людей, обладающих нормальным зрением и слухом. Ведь конкретно человеч­ность проявляется в отношении к другому человеку как к ценности, а это означает стремление и способность его по­нять, сопереживать его радости и горю, всячески способст­вовать достижению им нравственно оправданных целей в повседневной деятельности.

А прямым следствием человечность в отношениях явля­ется развитие в личности того человека, к кому обращено это отношение, чувству защищенности, уменьшение стес­нительности при проявлении своих знаний и умений и стало быть создание благоприятной психологической атмосферы для творчества. Как мы уже знаем (см. работы В.И. Гине-цинского, И.М- Палея, Н.Н. Скуратовской и др.) достиже-


ние и переживание заслуженного успеха человеком в его деятельности), а для этого нужны положительно субъек­тивно значимые для него люди) избавляет его от формиро­вания к себе отношения как к человеку второго сорта.

Кроме того, как известно, родившееся в народе обобще­ние «с кем поведешься, от того и наберешься» пока еще никем не опровергнуто. А это значит: человечность во вза­имоотношениях окружающих ребенка в детстве людей, не исчезающая в его окружении по мере его взросления, неиз­бежно способствует развитию в его личности человечности и в его отношении к людям. Разумеется, если при этом у взрослых хватает мудрости не превращать ребенка, говоря образно, в центр Вселенной и вовремя ставить блок прояв­лениям им эгоизма, если таковые вдруг появятся.

При этом, наверное, уместно отметить, что подлинная человечность как отношение к людям, формирующееся у личности, не может быть результатом постоянного предъ­явления ей, что называется в лоб, формального требования взрослых: общаясь с людьми, поступай и делай только как мы. Как показывает практика, таким образом нарабатыва­ется отношение, поведенческая форма реализации которо­го оказывается шаблонно-стереотипной. Чтобы этого не происходило, необходимо развивать у формирующейся личности привычку определять, в чем своеобразная непов­торимость ситуации, в которой она оказалась и какую по­правку надо вносить в свое поведение, чтобы особенности индивидуальности и действий другого человека были адек­ватно оценены при достижении цели общения.

Впрочем, такая же тактика должна выдерживаться поло­жительно субъективно значимыми для личности людьми и при формировании у нес активно-позитивного отношения и к другим ценностям жизни. Если оценивать ее в целом, то она, несомненно, имеет большое преимущество по срав^-нению с воспитанием, осуществляемом по единственной, так сказать, формуле: «делай как я».

Воспитательный смысл названной выше тактики в том, что она активизирует работу внутреннего мира личности, способствует становлению глубоко осознанного и столь же глубоко пережитого личного отношения к основным ценно­стям жизни, делая это отношение по-настоящему действен­ным.

Но пока у нас шли очень общие рассуждения о целенап­равленном формировании отношений человека, и они каса-


лись главным образом того, каким должно быть взаимодей­ствие людей, чтобы суть личности, ядро ее составляли от­ношения, которые выражали бы основные ценности жизни.

Вместе с тем, поскольку человек целостен, и психика его тоже целостное образование, то, естественно, какими будут в конечном счете отношения личности к действительности, это будет зависеть не только от характера ее взаимодейст­вия с окружающими людьми, хотя этот фактор и будет оставаться предельно важным. То, что оставит наиболее глубокий эмоциональный след в сознании и эмоциональной сфере личности при воздействии на нее учения, труда, средств массовой информации и других источников,— все это также так или иначе будет корректировать содержание и форму ее отношений.

Например, если из года в год работающему со школьни­ком учителю удается добиться от этого школьн ика глубокой и устойчивой увлеченности своим предметом, постепенно переходящей в осознанную мотивацию превратить ту об­ласть, к которой относится этот предмет, в сферу профес­сионального труда, то создание такой доминанты в отношениях постоянно будет означать усиление представ- ленности в структуре его личности истинных ценностей жизни и препятствовать появлению в ней ложных ценно-("гей.

Повторяем: пока шли общие рассуждения об объектив­ных и субъективных факторах, которые воздействуют на формирование отношений человека, которые надо учиты­вать и которыми надо научиться управлять. А как же все-­таки быть с целенаправленным формированием отношений, отражающих основные ценности жизни и куль­туры, в конкретных условиях современной России, прохо­дящей экстремальную фазу в своей истории?

Ведь никакое не сгущение красок, а это сегодняшняя действительность нашей страны, когда жизнь человека ни­чего не стоит, когда подвижнический созидательный труд высмеивается, когда женщина подается как средство удов­летворения похоти, когда здоровый патриотизм объявляет­ся национал-фашизмом, когда образование, наука низведены в обществе до положения бедных'родственников. И ведь это никакое не преувеличение, что герой нашего времени — человек, сумевший сколотить любыми путями капитал.


В этой сознательно насаждаемой властью в стране атмос­феры грубого потребительства и бездуховности развитие в личности отношений, которые замыкались бы на основных ценностях жизни и культуры, рассчитывать на фронтально широкий успех невозможно. Но у России и ее народа не будет будущего, если те, кто заинтересован в ее спасении, в утверждении в качестве ведущего начала в ее гражданах ориентации на настоящие ценности, не объединят свои уси­лия в работе с теми, кто еще может по тем или иным при­чинам стать антиподом бездуховной личности.

И здесь никак не обойти роли семьи, детского сада, шко­лы, техникума, вуза. Имеющаяся в нашем распоряжении статистика свидетельствует о том, что часть родителей и педагогов переживает в настоящее время состояние расте­рянности и своими воздействиями не надеется перебороть негативные влияния, которыми большой социум сейчас не­прерывно подвергает личность ребенка, подростка, юноши. Однако другая часть целеустремленно и настойчиво стре­мится поставить барьер на пути аморальных новаций, к которым приобщают молодежь СМИ, циники-правители и своей «красивой» жизнью «новые русские», и развивать в ней отношений, отвечающие духу основных ценностей жизни и культуры.

Л.Н. Толстой в свое время говорил, что дистанция от младенца до пятилетнего ребенка намного длиннее, чем расстояние от пятилетнего до старика. Он подчеркивал та­ким образом важность первых пяти лет жизни человека для закладывания основ его личности, а значит фундамента его будущих отношений к разным сторонам действительности.

Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, Н.С. Лейтес, М.И. Лиси­на, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин экспериментально доказали значение названного этапа возрастного развития для формирования ядра характера человека, которое со­ставляют его отношения к живой и неживой природе, к людям (старше и младше себя и к сверстникам), к труду, и к самому себе и другим. Вместе с тем эти исследователи убедительно показали, что для развития всех этих отноше­ний взрослые должны создавать специальные ситуации, которые побуждали бы детей проявлять доброту, чуткость и другие подобные качества в общении, привычку к трудо­вому усилию, любознательность, бережное обращение с до­машними животными, формировали бы объективную самооценку.


Причем в это время особенно важно, чтобы взрослые не ставили ребенка в позицию потребителя, а развивали бы у него во всех сферах его бытия на доступных для этого воз­раста содержании и формах осуществления черты созида­теля. Ведь из исследований (К. Маркс, В.Н. Мясищев, Э. Фромм) известно, что позиция потребителя ведет к сужде­нию связей личности с действительностью, а позиция сози­дателя, наоборот, способствует их расширению. А «действительное духовное богатство индивида зависит от богатства его действительных отношений» (К. Маркс).

Естественно, формируя все названные отношения у ре­бенка, взрослые сами должны нести в себе все эти отноше­ния: заражение и подражание как социально-психологический механизм овладения лично­стью опытом окружающих действуют на протяжении всей жизни человека, но особенно интенсивно они проявляют себя в дошкольном возрасте.

Эстафета по формированию у ребенка отношений, в сво­их познавательных, эмоционально-мотивационных и пове­денческих «звеньях» выражающих основные ценности жизни и культуры, должна быть принята и пронесена в течение всех лет его учения в школе его педагогами. Одна­ко, последним обесценивать в глазах учащихся псевдоцен­ности, насаждаемые в нашей стране сторонниками дикого капитализма, и приобщать своих питомцев к подлинным ценностям будет намного сложнее, чем это делалось на предшествующей дошкольной ступени.

С вступлением ребенка в школьный возраст увеличива­ется все больше круг его общения, и положительно субъек­тивно значимыми для него становятся компании сверстников, а направленность этих компаний может резко расходиться с целями, которые преследуют работающие с детьми педагоги. Кроме того, его собственный взгляд на то, «что такое хорошо и что такое плохо», складывается под влиянием прямых контактов с улицей, бесконтрольного смотрения передач TV и чтения книг часто по своему выбо­ру и под действием целого ряда других источников, которые оказываются часто вне поля внимания родителей школьни­ков и педагогов (Л.М. Зюбин, О.В. Лишин, Д.И. Фельдш-тейн и др.).

Если все эти каналы получения информации способству­ют формированию у школьника отношений, связанных с псевдоценностями, нейтрализовать их действие может


лишь хорошо продуманная и неформально проводимая си­стема работы с учащимися.

Весь коллектив педагогов школы должен объединиться и через все доступные ему пути воздействия на учащихся (через преподаваемые предметы, через совместные с уча­щимися и их родителями рассчитанные на внеурочное про­ведение дела, через индивидуальную работу с каждым школьником), проявляя целенаправленность и творчество, формировать у школьников убежденность в необходимости строить свою жизнь в соответствии с общечеловеческими ценностями. И, конечно, одно словесное воспитание на ре­шение этой труднейшей задачи не срабатывает. Обязатель­но требуется создание естественных по своей форме ситуаций, проходя через которые учащиеся упражнялись бы в совершении поступков, отвечающих духу той или иной ценности и всерьез и надолго увлекались делами, несущими в себе большую духовную содержательность.

Как уже говорилось выше, создание у молодого человека мощной доминанты в виде no—настоящему глубокого и ус­тойчивого интереса к какой-либо области научного знания, техники, производства и других сфер культуры и развитие у него при этом реальной склонности и способности целе­устремленно и продуктивно ими заниматься, хотя и не бу­дет барьером, отгораживающим молодого человека от псевдоценностей, но будет держать их, так сказать, не в центре, а на периферии его сознания. А это означает, что они не будут выступать мотиваторами его поступков и глав­ных для него деяний.

Перспективный по получаемым результатам опыт на те­перешнем социальном фоне подвижнической деятельно­сти, направленный на привитие учащимся именно общечеловеческих ценностей, накоплен педагогическим коллективом школы №825 г.Москвы, возглавляемым В.А. Караковским. Есть в этом смысле впечатляющие достиже­ния и у руководителя департамента образования г.Козьмо-демъянска С.Н. Сивкова, с работой которого ознакомился автор настоящей статьи, выезжавший в Козьмодемъянск в состав группы ученых, возглавляемых академиком РАО Л.И. Новиковой.

Принципиально важная суть последнего опыта по фор­мированию отношений личности к действительности с по­зиций основных ценностей жизни заключается в том, что в г.Козьмодемъянске в единую систему объединены учебно-


образовательные, культурно-просветительные, производ­ственные, правовые, религиозные и др. учреждения, и их коллективы, тесно сопрягая свои усилия и работая с детьми дошкольного возраста, младшими школьниками, подрост­ками, старшеклассниками, а также с их родителями, стре­мятся формировать духовно богатую и нравственно здоровую личность. Используемые при этом методы и со­здаваемые воспитательные ситуации не кажутся нарочито придуманными. Они естественны и рассчитаны на одновре­менное воздействие на интеллект, чувства и волю дошколь­ников и школьников.

Высокая человечность в общении, преданность своему Отечеству, трудолюбие, увлеченность добыванием новых знаний, законе послушание и другие качества, в которых находит выражен ие отношения к основным ценностям жиз­ни, формируются у молодежи г.Козьмодемъянска заметно успешно еще и потому, что каждое направление воспитания ведет не только большой профессионал—мастер, но и по­длинный энтузиаст своего дела, а, как известно, зажигает только тот, кто сам горит. Ну и, конечно, немаловажное значение имеет ставший правилом коллективный анализ достижений и неудач, осуществляемый очень творчески под руководством С.Н. Сивкова.

Показателем плодоносности усилий коллективов, воз­главляемых В.А. К-араковским и С.Н. Сивковым, является то, что многие воспитанники после окончания школы пы­таются, грубо говоря, как сейчас модно, не «зашибать день­гу» любой ценой, а выбирают дороги в соответствии со своим признанием» всеми своими поступками убеждают, что ис-, тинные ценности жизни и культуры стали их ценностями.

Таким образом, названные с большим духовным подъ­емом работающие коллективы в неблагоприятных социаль­ных условиях успешно реализуют цель, которая стоит перед любым педагогом: в результате их творческих усилий воспитание перерастет в самовоспитание.

Проблема управления развитием отношений личности чрезвычайно сложна- Она предполагает органично тесное взаимодействие ученых, представляющих большинство об­ластей психологии, педагогики и методистов воспитания. Вместе с тем для всех исследователей, которые понимают, что без духовно богатого и нравственно здорового молодого поколения России не будет, дело их гражданской и профес­сиональной совести осуществить теоретическое освещение


\2\ названной проблемы и довести его до уровня возможности разработки эффективной технологии формирования в цен­ностном смысле содержательных по форме выражения дей­ственных отношений в условиях, когда цель воспитания нравственно здоровой личности государством, мягко гово­ря, в России забыта.

Автор статьи понимает, что он лишь прикоснулся к ар­хиактуальной проблеме, которой посвящена статья. Одна­ко он надеется, что найдутся ученые и разделяющие их взгляды практики, которые решат поставленную в статье задачу действительно успешно.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.