Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







О ФАКТОРАХ ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ ОТНОШЕНИЯ К ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ КАК К ВЫСШЕЙ ЦЕННОСТИ





Педагоги, используя столетиями нарабатываемые дидак­тические приемы, умеют довести ученика до высокого или среднего уровня ориентированности в какой-либо области знания, требуемого учебными планами и программами. Они же, поставив школьника в определенные жесткие рам­ки, могут добиться от него нужного им послушания, хотя и дается им это намного труднее, чем создание у последнего принимаемой ими за истину системы знаний. А воспиты­вать у учащегося гуманистическое отношение ко всем лю­дям — и ближним, и дальним — уважение и единство с семьей, с классом, со школой, словом, с коллективами, членом которых он является, а также со своим народом, со страной — это для большинства педагогов оказывается не­сравнимо более трудной задачей, чем две первые.

В чем же причины сложностей, с которыми сталкиваются обитатели, когда они пытаются сформировать у школьни­ков ту или иную потребность, интерес к чему-либо или отношение в целом. Думается, что главная причина в том, что им не удается добиться нужного содержания знаний, соответствующих им переживаний и поведения.

Возьмем для доказательства справедливости этого утвер­ждения положение с формированием у учащихся знаний в области человековедения, чувств, которые они должны ис­пытывать, вступая во взаимодействие с людьми, и их пове­дение при этом. Кто анализировал это положение, тот знает, что ни на уровне функционирования средств массо­вой коммуникации в масштабах страны, ни на уровне дей-

174


ствия педагогического корпуса во всех звеньях системы на­родного образования, ни в просветительской деятельности различных общественных организаций, ориентированных на молодежь, не просматриваются, и в целом и в частно­стях, глубоко продуманные, последовательно целенаправ­ленные и хорошо скоординированные попытки формирования убеждения у учащихся и младших, и сред­них, и старших классов школы и учащихся всех других типов учебных заведений, что человек — это высшая цен­ность.

Столь же определенно можно утверждать, что во всех указанных общественно-государственных институтах, призванных формировать у молодежи объективную карти­ну мира, нет четкой программы, реализация которой воо­ружала бы учащихся действительно системой знаний о человеке как индивиде, как личности, как о субъекте дея­тельности и как неповторимой индивидуальности и о фак­торах, которые обусловливают их основные проявления и их развитие и дают возможность на это развитие влиять.

К сожалению, и повседневная будничная жизнедеятель­ность детей, подростков, юношей не организована таким образом, чтобы, будучи постоянно включенным в нее, они накапливали опыт переживаний, которые бывают тогда, когда они более и менее отчетливо осознают, что их уважа­ют, ценят, любят, иногда они сами неуклонно обогащали бы свою эмоциональную сферу положительными пережи­ваниями в результате собственного обращения с другими людьми в соответствии с нормами гуманистической морали. И, наконец, у нас нет везде и всюду внедряемой практики систематического приучения и упражнения учащихся в та­ких формах поведения, которые означали бы, что они дей­ствительно ценят и уважают другого человека независимо от его возраста, пола, профессии, социального положения, национальной принадлежности.

История развития личности тех людей, у которых обна­руживалось стойкое положительное отношение к окружа­ющим, занимающее ведущее положение в структуре их личности и выступающее как потребность проникать в ин­дивидуальное своеобразие каждого из них, быть к ним до­брожелательными и проявлять подлинное творчество в обращении с ними, неизменно показывала, что обстоятель­ства их жизни и в дошкольные и в школьные годы были однозначно такими, что они обеспечивали развитие \2\ обоз-


наченного выше единства познавательного, эмоционально­го и поведенческого компонентов при взаимодействии с таким важным и обязательным элементом их повседневно­го бытия, каким для каждого из них является другой чело­век. И, вместе с тем, тот же анализ истории развития личности давал убедительные факты того, что если форми­рование хотя бы одного звена в указанной триаде запазды­вало или оказывалось в противоречии с двумя остальными ее звеньями, стойко положительное и глубоко вписавшееся в структуру такой личности отношение ее к другим людям, как ярко выраженная потребность, у нее не отмечалось.

Все люди, у которых сформировано отношение к другому человеку как к высшей ценности, устойчиво проявляют интерес, буквально к каждому человеку, который встреча­ется им на жизненном пути. Они фиксируют прежде всего положительные психические свойства в их личности. Они сочувствуют и сопереживают им. Наконец, у них проявля­ется постоянная готовность и способность на действенную помощь каждому нуждающемуся в ней.

Если теперь рассмотреть факторы, которые формируют и развивают отношение учащегося к другому человеку как к высшей ценности, то они дают нужный результат, если число их необходимо и достаточно, и они действуют во взаимодействии друг с другом. Прежде всего среди них сле­дует различать макро-, мезо- и микрофакторы. Первые среди них по значимости — господствующий в обществе, в котором живет и развивается как личность школьник, ре­альный тип взаимоотношений между людьми, и работает ли он на укоренение в каждом молодом человеке отношения к другому человеку как к высшей ценности или же, наобо­рот, способствует развитию отношения противоположного характера. Если в этом аспекте объективно оценить наше бытие в настоящее время, то из-за кризиса политического, экономического, национального, который переживает на­ше общество, условия для формирования отношения к дру­гому человеку как к высшей ценности для нашей молодежи в высшей степени неблагоприятны.

Размытость конечных целей, к которым должно идти наше общество, нахождение за чертой бедности большей части населения нашей страны и в том числе молодежи, усиление центробежных тенденций среди народов, живу­щих в нашем государстве, никак не работают на учащение проявлений гуманистической психологии.


И следующие макрофакторы, проявляющиеся в обще­ственном сознании: идеология, ставящая в центр всей дея­тельности общества всестороннее развитие способностей и удовлетворение потребностей человека, общечеловеческая высокая мораль, право, оберегающее интересы человека, религия, проповедующая принцип «полюби ближнего сво­его как самого себя», эстетика, возвеличивающая красоту и ценность человека — не занимают в нашем обществе до­минирующего места. И государственные и общественные институты, материализующие через свою деятельность эти формы общественного сознания и призванные приобщать к их содержанию индивидуальное сознание, решают эту за­дачу без должной последовательности и без попыток глубо­ко продуманной координации своих действий. А ведь и последовательность, и координация особенно важны имен­но сейчас, когда с переходом на рыночные отношения, па­радом суверенитетов, питающим рост национализма, часто проявляется не принцип «другой человек — высшая цен-ность», а принцип «другой человек — недруг или орудие, которое надо использовать в своих интересах».

Если теперь остановить наше внимание на мезофакто-рах, от которых зависит формирование у школьника отно­шения к другому человеку, то это содержание образования, которое он полу част, особенно в той его части, где речь идет о взаимоотношениях людей, об их воздействии друг на дру­га, о психологических механизмах этого воздействия, о критериях духовности и моральности человека, о его ответ­ственности перед обществом и перед другим человеком, и ответственности и долге общества перед ним. Понятно, что на формирование отношения к другому человеку эта часть образовательной программы влияет должным образом, ес­ли содержание ее пронизано гуманизмом.

Однако, если опять же оценивать положение дел с обес­печением через это звено образования формирования отно­шения к другому человеку как к высшей ценности, то фактически эта цель в содержание входящих в учебные планы учебных предметов на совершенно определенном уровне осознанности не заложена и реализуется лишь эпи­зодически при прохождении некоторых разделов литерату­ры, истории, этики и психологии семейной жизни и небольшого ряда других дисциплин.

Мезофактором следует считать и содержательную на-полненность и форму организации воспитательной системы


в республике, регионе, городе или в каком-либо другом населенном пункте, в котором проживает школьник. И здесь, из-за раскола Союза, из-за забвения принципов ин­тернационализма и коллективизма и проповеди и воплоще­ния на практике индивидуализма, не удается эффективно формировать у молодых людей и отношение к другому че" ловеку как к высшей ценности.

К микрофакторам, от которых зависит формирование у школьника отношения к другому человеку как к высшей ценности, с полным правом следует отнести его семью, шко­лу класс, в котором он учится, и педагогов, которые его воспитывают, референтную для него группу других сверст­ников и взрослых, которые оказывают на него личностно формирующее влияние.

Какими характеристиками отличаются взаимоотноше­ния семье, в систему которых оказался включенным ребе­нок с момента своего рождения и дальше, от этого в большей мере зависит, какое отношение воспитывается у него к дру­гому человеку. Как мать и отец его, его бабушка и дедушка отзываются в его присутствии о других людях, доброжела­тельны ли они к ним, действенно ли приходят к ним на помощь в трудную минуту, как они относятся к самому ребенку, какое мнение его о других людях поддерживают, а какое отвергают, каким переживаниям его при этом дают ход, какое поведение при взаимодействии его с другими людьми поощряют, а какое осуждают, все это сказывается на том, развивается ли у ребенка отношение к другому человеку как к высшей ценности или нет. И очень затем важно, в каком соответствии друг к другу оказываются отношения к другим людям, прививаемые к ребенку в семье, с теми отношениями, которые культивируются в школе, в которой ребенок учится несколько лет. Они ведь могут оказаться гуманистическими только на словах. Учи­теля его могут не владеть педагогикой сотрудничества, а постоянно практиковать авторитарный стиль воспитания. И в классе, в который попал ребенок, может господствовать не атмосфера движения к высокой духовности и стремление к нравственному поведению, а культ физической силы, по­давления сильными слабых. Естественно, что в таких усло­виях отношение ребенка к другому человеку как к высшей ценности формироваться не будет.

Будет ли легко идти это формирование или, наоборот, наталкиваться на внутренние барьеры, это будет зависеть

78


от того, какими окажутся у ребенка товарищи вне школы, а также взрослые за пределами его семьи и школы (напри­мер, руководители спортивных секций, различных круж­ков во внешкольных воспитательных учреждениях). Если они будут авторитетны и его глазах и на уровне, соответст­вующем их возрасту и положению, а также с поправкой на индивидуальность каждого будут проявлять гуманность в своих контактах с другими людьми, то этим самым для ребенка-школьника будет еще одно основание для разви­тия у него'отношения к другому человеку как к высшей ценности.

Однако при этом постоянно надо иметь в виду, что в реальной жизни именно такое глобальное отношение ко всем людям у развивающейся личности, так сказать, одно­линейно не формируется.

Начинается все в случае правильного воспитания с уста­новления такого отношения ребенка к самым родным и близким людям, и содержание, и формы его проявления соответствуют возрастным особенностям ребенка. К ос­тальным людям, которые попадают в его окружение и никак не способствуют удовлетворению его интересов и потребно­стей, он может относиться как к чужим и не будет проявлять к ним благорасположения в своем- поведении.

Естественно, что при наличии личностно благоприятных условий общения и совместной деятельности со все новыми людьми и у младшего школьника, и у подростка, и у юноши гуманное отношение к другому человеку будет развиваться и укрепляться. Однако круг людей, объединяемых в созна­нии ребенка, подростка, юноши категорией «мы», растет постепенно и не так скоро, столь же медленно сокращается в его сознании и круг людей, объединяемых категорией «они». И может случиться так, что, например, подросток может задержаться в развитии у него гуманного отношения к другим людям на стадии, когда оно проявляется лишь в общении с близкими родственниками и с теми сверстника­ми, которые входят в референтную для него группу. Что же касается взаимодействия его с другими людьми, то у него могут наблюдаться равнодушие, а иногда и жестокость. С фактами, подтверждающими это положение, мы нередко встречаемся в теперешней жизни, когда подростки, живу­щие в одном микрорайоне города, не трогают «своих», но грубо, а иногда и бесчеловечно обходятся с подростками,


проживающими в других микрорайонах города или с уча­щимися других школ и т.д.

Из-за каких-то глубоко травмирующих психику пере­живаний от взаимодействия с отдельными лицами, пред­ставляющими определенные профессии, пол, возраст, национальность, у учащихся может сложиться резко нега­тивное отношение ко всем представителям той или иной группы. И в то же время при наличии глубоко положитель­ных переживаний от общения с отдельными лицами, пред­ставляющими определенные социальные группы людей, у них может, из-за ограниченности опыта общения, какое-то время проявляться однозначно положительное отношение ко всем лицам из этих групп.

Таким образом, в реальной жизни у многих учащихся имеет место сосуществование разных уровней сформиро-ванности отношения к различным категориям людей. Эмо­ционально—ценностные оценки их оказываются очень неодинаковыми, и это прямо сказывается на поведении де­тей, подростков, юношей по отношению к людям, представ­ляющим ту или иную социальную группу.

Особенно характерна картина сосуществования у школь­ников сформированности отношений к другим людям, раз­личающихся по уровням, для настоящего времени, когда в учебно-воспитательном процессе при значительном объе­ме негативных впечатлений, накапливающемся у учащих­ся от общения с разными и всякими людьми, целенаправленно и последовательно не используются соци­ально-психологические механизмы, которые могут эффек-тивно сработать на развитие у каждого учащегося отношения к другому человеку как к высшей ценности, а именно: убеждение, заражение и подражание.

Что касается убеждения, то о недостатках в использова­нии этого механизма в учебно-воспитательной работе с учащимися речь частично уже шла выше. Чтобы здесь был успех, необходимо согласованное воздействие макро-, ме-зо- и микрофакторов, о которых уже говорилось, на ум, чувства и волю учащихся,

Здесь, действуя через все возможные каналы на сознание учащихся, важно не только доказывать, почему гуманное отношение к другому человеку — ярчайший показатель нравственной воспитанности того, кто такое отношение проявляет, но и важнейший резерв для дальнейшего духов­ного обогащения и совершенствования личности — hock-iso


тельницы такого отношения, потому, что при гуманном, доверительном отношении к нему другой человек показы­вает все лучшее, что накопила его душа, что дал ему нажи­тый жизненный опыт.

Воздействия, направленные на развитие у школьника отношения к другому человеку как к высшей ценности, чтобы стать убеждениями, должны обязательно не просто задевать, а захватывать эмоциональную сферу учащегося. А для этого нужны не только идеи, а и обязательно люди, способные своим примером увлечь ребят, побудить к актив­ной работе те социально—психологические механизмы за­ражения и подражания, которые были упомянуты выше. Ведь, как известно, зажигает только тот, кто сам горит.

Чтобы формируемое у школьника убеждение в необхо­димости высокогуманного отношения к другим людям стало действительно регулятором его поведения, для этого край­не существенно создание ситуаций, которые ставили бы ребенка, подростка, юношу в условия, когда они совершали поступки, свидетельствующие об их товариществе, самоот­верженности при защите слабых, милосердии, чуткости и уважении, интернационализме и о наличии у них многих других качеств, подтверждающих, что в их личности интен­сивно идет развитие отношения к другому человеку как к ценности,

Естественно, что на этом пути у школьников любого воз­раста бывают и могут быть личностные проявления и про­тивоположного характера, например, обнаружится зависть, стремление покуражиться над беззащитным, чер­ствость, высокомерие, слабодушие перед неправедной си­лой и др.

Разумеется, старшими—родителями и педагогами— должна вестись продуманная работа, направленная на ини­циирование и закрепление у детей, подростков, юношей поведения, выражающего высокогуманное отношение к Другим людям, и подавляться и искореняться поведение, являющееся антиподом первому. И чем богаче и разнооб­разнее будет педагогическая инструментовка этой работы и чем продуманнее и тоньше будут учитываться при ее проведении индивидуальные особенности личности школь­ника, тем скорее придет желаемый воспитательный резуль­тат, И здесь нельзя рассчитывать на то, что успех принесет одна лишь «парная педагогика»: ребенок — родитель, ребе­нок — учитель. Как и при решении других воспитательных


задач и в этом случае нужны теснейшая координация уси­лий семьи и школы, непосредственных воздействий на ре­бенка, подростка, юношу авторитетных для них взрослых и непременное привлечение к решению этой задачи ребячь­его коллектива.

О последнем воспитательном факторе я бы хотел сказать особо, потому что в последнее время в педагогической пе­чати наметилась тенденция приглушать его воспитатель-нос значение, а, между тем понятно, что если в классном или в школьном коллективе непоказной гуманизм в обще­нии педагогов с учащимися подкрепляется гуманизмом в обращении учащихся друг с другом, и их коллектив дает немедленно отпор надругательствам над честью и достоин­ством любого своего члена или вообще любого человека, тогда формирование у каждого школьника отношения к другому человеку как к высшей ценности происходит более активно; каждый школьник — член коллектива — сильнее побуждается к сознательной выработке у себя такого отно­шения.

И еще важно, проводя всю эту работу, не увлечься одно­линейно направленными усилиями на формирование у школьника нужного отношения к другим людям в отрыве от развития всех других отношений в структуре его лично­сти. Например, чтобы учащийся хорошо учился, надо доби­ваться, чтобы побуждениями для него для этого были бы не только интерес к знаниям или стремление самоутвердить­ся, но и желание доставить удовлетворение дорогим его сердцу людям, а бережливое отношение к материальным ценностям побуждалось бы пониманием, что они нужны не только ему, но и другим людям.

Если обобщить все сказанное выше о формировании у школьника отношения к другим людям как к высшей цен­ности, то станет ясно то, что насколько продвинутым ока­жется развитие у него этого качества, как, впрочем, и каким будет развитие в целом его личности, это будет зависеть от того, каким воздействиям он подвергнется в процессе соци­ализации, т.е. влияниям так сказать, стихийно идущим от общества, в котором он живет, какие воздействия он будет получать при целенаправленном воспитании его и как он сам будет отвечать на все эти воз действия, т.е. каким будет воспитание им самого себя.

.182








Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.