Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЕСТЬ ЛИ ИСТИНА В НЕХРИСТИАНСКИХ РЕЛИГИЯХ?





 

Все религии содержат в себе частицы истины, и христианам следует увидеть и оценить их.

Сильной стороной ислама, например, является учение о величии Бога.

Зороастризм подчеркивает Божью чистоту, откуда следует, что мы также должны быть духовно чисты.

Анимизм помогает нам осознать, что наша война — не против крови и плоти (см. Еф. 6:12).

Даосизм побуждает нас относиться к тайнам природы с уважением, а к людям — с добротой и пониманием, не навязывая им свою волю.

Слова апостола Павла о том, что Бог «недалеко от каждого из нас» (Деян. 17:27), помогут нам оценить настойчивое постулирование индуизмом имманентности Бога.

Даже надежда найти выход путем рационального мышления, которую питает атеизм, побуждает нас, христиан, яснее мыслить и жить в большем соответствии с нашей верой.

Однако наше признание и уважение зерен истины в нехристианских религиях еще не означает, что в этих религиях есть спасительная истина, т. е. истина, ведущая к спасению.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЕВАНГЕЛИЯ

 

Что отличает христианство от других религий мира? Личность Иисуса Христа. Но что именно в Иисусе Христе делает христианство уникальным? В Первом послании Иоанна (4:9–10) есть замечательное тому объяснение:

Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши.

В этих словах Иоанна присутствуют шесть моментов, которые выделяют христианство из числа всех прочих мировых религий.

Иисус был исторической личностью

 

Словами «к нам» и «в мир» Иоанн подчеркивает историчность жизни Иисуса. Все события Его жизни, смерти и воскресения — история, а не миф12. Конечно, это не значит, что основатели других религий не были историческими личностями или что события, о которых говорят эти религии, неисторичны, — просто их историчность, в отличие от христианства, не так тесно связана с их учением (за возможным исключением иудаизма).

Данный факт объясняется тем, что прочие религии ориентированы прежде всего на учения и ритуалы, в то время как христианство построено на том, что сделала для нашего спасения уникальная Личность — Иисус Христос. Если Иисус не жил, не умер и не воскрес из мертвых в реальной истории, то христианство лишено всякого основания (см. 1 Кор. 15:17). Однако историчность Будды или Мухаммада несущественна для их учений, поскольку эти учения мог принести любой другой человек13.

Сам Бог стал плотью

 

Иоанн пишет, что Бог послал «Единородного Сына Своего». Как указывает слово «единородный», Иоанн не считает Иисуса Божьим Сыном в каком-то мистическом понимании. Иисус — единственный и неповторимый Сын Божий.

Слово «сын» подразумевает тождество природы отца и сына. Иисус уникален, потому что Он обладает той же природой, что и Отец. Это значит, что Христос — не просто проявление Бога или Его представитель, Он — воплощение Бога. В Иисусе Бог стал человеком вo плоти (см. Ин. 1:1, 14).

Человечество духовно мертво

 

Как указывают фразы «чтобы мы получили жизнь» и «в умилостивление за грехи наши», христианство считает впавшего в грех человека духовно мертвым. В противном случае нам незачем было бы «получать жизнь».

Христианство изображает человечество в гораздо худшем духовном состоянии, чем любая другая религия (см. Рим. 6:23; Еф. 2:1; Кол. 2:13). Нехристианские религии тоже признают, что у человечества есть слабость ко греху, однако они учат, что мы обладаем природной способностью справляться с ней. Это может быть непростым делом, но все же оно вполне реально.

Только христианство говорит, что человечество мертво духовно и что без животворящей и преобразующей Божьей силы у нас нет никакой надежды (см. Рим. 8:6–8).

Бог абсолютно свят

 

Бог требует за грех самого сурового наказания — смерти, потому что Он совершенен в Своей нравственной святости. Бог нетерпим ко греху. Пророк Аввакум писал: «Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь…» (Авв. 1:13). Сказано также, что без святости никто не увидит Бога (см. Евр. 12:14).

Все наше человеческое существо противится столь абсолютному канону святости. Нам хочется как-то его упростить, сделать более достижимым и не таким угрожающим.

Многие полагают, что любовь Бога несовместима с Его справедливостью (нравственной святостью). Однако Иоанн пишет, что Бог проявил Свою любовь к нам, послав Своего Сына, и одновременно проявил Свою справедливость, послав Его в «умилостивление за грехи наши» (1 Ин. 4:10; см. также Рим. 3:25–26; 5:8). Жертвенная смерть Христа удовлетворяет требованиям как Божьей любви, так и Его справедливости, не умаляя ни первого, ни второго.

Иисус победил смерть

 

К счастью, жизнь Иисуса не заканчивается поражением, и последнее слово в этой истории не принадлежит смерти. Наоборот, жизнь Иисуса завершается победой, Он телесно воскресает из мертвых (см. Ин. 20:21; 1 Кор. 15:3–8). Ни один основатель какой-либо религии не прошел этот путь.

Победа Иисуса над смертью означает победу и для нас, потому что только ценой воскресения «мы получили жизнь через Него». Апостол Павел в Послании к Римлянам пишет: «...Если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения...» (Рим. 6:5).

Спасение — это свободный дар

 

Иоанн пишет, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас. Заметьте, что любовь направлена от Бога к нам, а не от нас к Богу. Спасение ни в коей мере не зависит от наших заслуг — только от Божьей благодати (см. Рим. 1:17; Еф. 2:8–9).

Любопытно, что, принижая Божию святость ради доступности спасения, мы теряем уверенность в спасении. Чем больше спасение зависит от наших усилий, тем меньше у нас остается уверенности в том, что мы спасены.

С другой стороны, если мы твердо придерживаемся Божьего понимания святости и сознаем, что не в силах жить в соответствии с этим каноном, то, к своему удивлению, мы обретаем уверенность. Это происходит потому, что, решив всецело положиться на Бога, Который дает нам спасение в Иисусе Христе, мы можем быть уверены в своем спасении — ведь наше спасение зависит от Того, Кто верен и праведен, а не от нас, грешных.

Присутствует ли в нехристианских религиях понятие благодати? Благодать упоминается в них, но под этим словом понимаются человеческие заслуги. В Коране, например, часто встречается фраза «те, кто верит». Она звучит почти как христианское «спасение по вере», но в исламе за ней обычно следует продолжение: «и делает добрые дела». Акцент, таким образом, ставится на получении спасения за заслуги.

Таблица. Соотношение Божьей святости и нашей уверенности в спасении

  ХРИСТИАНСТВО ДРУГИЕ РЕЛИГИИ
СВЯТОСТЬ БОГА Почитается абсолютной Отрицается, преуменьшается или ею пренебрегают
ОСНОВАНИЕ ДЛЯ СПАСЕНИЯ Бог посредством Иисуса Христа даровал нам основание для спасения Человеческие усилия
СТЕПЕНЬ УВЕРЕННОСТИ В СПАСЕНИИ Полная уверенность Уверенности нет

СОВЕТЫ БЛАГОВЕСТВУЮЩЕМУ

 

Ниже вы найдете несколько общих принципов, о которых стоит помнить, делясь Евангелием Иисуса Христа с человеком, плохо представляющим себе христианство.

Наши усилия должны быть постепенными. Не следует пытаться в один день проделать путь от разговора о существовании Бога до «молитвы грешника». Не торопитесь.

Главный вопрос: кто такой Бог. Все остальное на этом этапе второстепенно. Как мы уже говорили, людям свойственно отталкивать Бога. Мы же пытаемся склонить своего собеседника к мысли о том, что Бог — Личность, а следовательно, Он может открыть нам истину о Себе и Он уже сделал это в Иисусе Христе.

Наш подход к благовестию должен быть целостным. Я имею в виду, что нам не следует сужать человека, скажем, до его интеллекта. Мы должны видеть в каждом человеке цельную личность, движимую не только рациональными идеями, но также чувствами и потребностями. Приведенные ниже принципы благовестия покажут вам, как можно обращаться к человеку, апеллируя к его интеллекту, жизненным потребностям и эмоциям.

Интеллект

 

Все религии мира можно объединить в три основные группы:

1. Натурализм (атеизм)

Высшая реальность — физическая материя.

Вселенная в той или иной форме существует вечно, она не испытывает никакого сверхъестественного воздействия и живет по законам природы.

Человек — физическое существо, результат исключительно эволюционных процессов.

2. Монизм

Высшая реальность духовна, или нематериальна, обычно обезличена и однородна.

Вселенная — излучение духовного, в некотором смысле она не вполне реальна (иллюзорна).

Природа человека тождественна природе Высшей реальности.

3. Теизм

Высшая реальность — вечный и безграничный Бог.

Вселенная сотворена Богом из ничего и состоит как из материального, так и из духовного.

Человек сотворен Богом по Его образу и подобию и является как материальным, так и духовным существом.

 

Каким образом человек может узнать, какое из этих мировоззрений истинно? Проверив их на соответствие трем критериям истинности:

1. Логичность: истинная религия не противоречит сама себе.

2. Достоверность: истинная религия согласуется с известными фактами.

3. Жизненность: исповедуя истинную религию, можно полноценно жить.

Как перечисленные мировоззренческие системы соотносятся с этими критериями?

Натурализм (атеизм)

Логичность. Атеист будет непоследователен, если станет доказывать, что доводы в пользу натурализма убедительны и что следует придерживаться именно этого взгляда. Почему? Потому что для натуралиста существует только материя. Если это так, то наши мысли определяются биологическими процессами, а не фактами и разумностью доводов. Вдобавок в атеизме не существует не меняющегося со временем «я», которое могло бы рассуждать или спорить14.

Достоверность. Если в мире не существует ничего, кроме материи и энергии, как полагают натуралисты, значит вселенная в той или иной форме должна была существовать вечно. Астрономы, однако, обнаружили свидетельства того, что у вселенной было начало. Например, второй закон термодинамики, который гласит, что энергия вследствие процессов энтропии становится все менее доступной, свидетельствует: вселенная возникла в какой-то определенный момент времени, иначе вся наличная энергия давно уже была бы израсходована. Другими словами, за бесконечно долгое время конечный запас энергии уже давно был бы исчерпан.

Жизненность. Большинство людей видит в человеческой жизни (по крайней мере в своей собственной) особую ценность. Но подобное ощущение ценности не согласуется с доводами натурализма, поскольку натурализм не дает никакого основания считать человеческую жизнь особенно ценной по сравнению с ценностью жизни животных. Ведь, как утверждают натуралисты, человек — это не более чем высокоразвитое животное.

Вдобавок, когда люди осуждают аморальные стороны жизни других людей и народов, они поступают так, словно мораль основана на некоем стандарте, существующем независимо от них самих и от их культуры. Но натурализм не способен предложить такой объективный нравственный стандарт.

Монизм

Логичность. Монизм (вера в то, что Высшая реальность находится над всяческими различиями) приводит человека к мысли о том, что абсолютной истины не существует. Почему? Потому что истина недвусмысленно отлична от неистины, т. е. от чего-либо ложного. Однако монизм, отрицающий всякие различия, не допускает существования подобных категорий. Таким образом, он включает в себя и усваивает все возможные концепции истины. К тому же утверждение о том, что абсолютной истины нет, уже является абсолютной истиной, т. е. противоречит само себе.

Достоверность. Монизм утверждает, что Высшая реальность лишена каких-либо различий. Следовательно, Высшая реальность неразумна, поскольку разум способен видеть различия между вещами. Но такое лишенное различий нечто не может быть Первопричиной реальности, которая полна явных различий, и человека, который разумен.

Жизненность. Большинство монистических мировоззрений утверждает, что нельзя совершать насилие ни над какой формой жизни. Однако, следуя этому принципу, придется отказаться от пищи, ведь даже вегетарианцы «убивают» растения, которые являются одной из форм жизни.

Теизм

Логичность. Человек живет с ощущением, что его личность имеет ценность, что у жизни есть цель и что нравственность имеет смысл. Но обо всем этом можно говорить, лишь если существует Бог Творец, Который личностен (и потому мы имеем ценность), Который создал нас для общения с Ним (и потому в жизни есть высший смысл) и Который свят (и потому понятие нравственности имеет под собой достаточное основание).

Достоверность. Теория о том, что вселенная была сотворена разумной Причиной, согласуется с принципом причинности, который гласит, что всякое следствие должно иметь свою причину.

Жизненность. Поскольку мы сотворены по образу и подобию Божьему, для нас совершенно естественно жить в соответствии с учением о том, что в человеческой жизни есть ценность, а в нравственности есть смысл.

Жизненные потребности

 

Как мы уже отмечали выше, нехристианские религии отделяют Бога от человека, делая Его абстрактным, далеким, непознаваемым и непостижимым. Напротив, христианский Бог уникален тем, что изначально является Личностью, а следовательно, может открывать Себя людям.

Представьте на минуту, какой была бы жизнь в мире, где человек лишен общения с Богом. Какие наши духовные потребности остались бы невосполненными?

Во-первых, осознание быстротечности жизни лишило бы ее всякого смысла.

Во-вторых, нас преследовало бы ощущение неудовлетворенности, поскольку окружающая нас красота постоянно говорила бы нам о существовании чего-то высшего, но мы не знали бы пути к этому высшему.

В-третьих, нас, возможно, постигло бы разочарование от неудачных попыток улучшить себя и весь человеческий род в нравственном отношении. В конце концов, войны всегда присутствовали в истории человечества.

В-четвертых, мы боялись бы смерти, не зная, что нас ожидает после нее.

Ниже мы увидим, как эти духовные потребности восполняются Богом Библии. Обратите внимание на то, каким образом каждая Личность Троицы — Отец, Сын и Святой Дух — участвует в восполнении общих нужд человечества.

Потребность в осознании собственной значимости. Наибольшую осмысленность нашей жизни придает вечное. Мы можем стремиться к богатству, славе или карьере, но это все временно и быстро проходит. Мы можем оставить наследство для потомков, но мы не можем гарантировать, что его хватит надолго. Автор Книги Екклесиаста скорбит об этом:

И возненавидел я весь труд мой, которым трудился под солнцем; потому что должен оставить его человеку, который будет после меня. И кто знает: мудрый ли будет он, или глупый? А он будет распоряжаться всем трудом моим, которым я трудился и которым показал себя мудрым под солнцем. И это — суета!

Еккл. 2:18–19

В словах «под солнцем» (которые встречаются дважды в процитированном отрывке и 29 раз во всей Книге Екклесиаста) заключено не только осознание нашей привязанности к земле, но и нашей ограниченности рамками того, что этот мир может предложить нам без Бога15.

Только если наша жизнь наполнена общением с вечным Богом, мы можем ощутить, что она имеет смысл и мы не обречены на бесцельное существование.

Потребность в полноценных чувствах и отношениях. Мы по своей природе — социальные существа, и это значит, что наибольшее удовлетворение нам приносит общение с другими людьми. Можно лишиться славы или богатства, но жизнь будет продолжаться. Без любви и общения жизнь пуста и лишена смысла.

Мы, христиане, говорим, что так же, как мы находим удовлетворение в человеческом общении, мы можем найти еще большее удовлетворение в духовных отношениях с любящим Богом.

Мы часто воспринимаем истину о том, что Бог — Личность, как должное, однако она очень важна. Посмотрите только, какие следствия вытекают из того факта, что Бог — Личность.

Только если Бог является Личностью,

• мы можем общаться с Ним,
• Он может общаться с нами,
• Он может слышать наши молитвы,
• Он может любить нас,
• Он может прощать нас,
• Он может сочувствовать нам в наших страданиях,
• ценность человеческой личности на чем-то основана,
• наше представление о добре и зле может быть оправдано,
• наша жизнь имеет реальный смысл,
• у нас есть надежда.

Любовь, сочувствие, сознание собственной значимости и надежда очень важны для нас. Именно они делают нашу жизнь осмысленной. Но все это не сможет полнокровно наполнить нашу жизнь, если Бог не является Личностью.

Наибольшее удовлетворение нам приносит любовь, особенно если мы знаем, что Бог любит нас. А мы знаем это, потому что Он явил любовь к нам в Своем Сыне (см. Рим. 5:8; 1 Ин. 4:8–10).

Кроме того, мы можем не только знать о Его любви, но и иметь общение с Ним благодаря Святому Духу, Который дает нам «доступ к Отцу» (см. Еф. 2:11; Гал. 4:4–6).

Потребность в самосовершенствовании. Мы все сознаем свое нравственное несовершенство, потому что имеем представление о добре, но часто не способны поступать правильно (см. Рим. 7:18).

Человечество предприняло бессчетное количество попыток измениться к лучшему. Но подлинная проблема лежит гораздо глубже, чем то, до чего смогли додуматься люди. Она кроется в состоянии нашего сердца.

Только святой Бог способен изменить человеческое сердце, если Дух Святой поселится в нас и преобразит нас изнутри (см. Иез. 36:26–27; Рим. 8:5–17; 2 Кор. 5:17).

Потребность в знании своего будущего. Все, что лежит за порогом смерти, представляется человеку неизвестным и пугающим и порождает в нем беспокойство и отчаяние.

Мы, христиане, точно знаем, что ожидает нас после смерти, потому что Иисус Христос победил смерть. Исторический факт воскресения Христа дает нам надежду в жизни земной и уверенность в том, что мы будем приняты Богом в жизни грядущей. Святой Дух играет при этом особую роль, поскольку Бог «запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор. 1:22).

Эмоции

 

Один проповедник писал: «Людям нужны факты, чтобы определить, какое решение принять, а эмоции — чтобы заставить их принять это решение»16. Глубоко тронуть сердце человека можно лишь общаясь с ним на эмоциональном уровне. Делать это надо при помощи какой-нибудь истории, притчи или личного свидетельства.

Приведенная ниже история свидетельствует о том, как Бог заботится о нас и как Он проявил эту заботу, искупив наши страдания.

Писатель Боб Стромберг рассказал о случае, когда еще ребенком он сломал руку. Пока отец вез его на машине в больницу, шок прошел, и руку неожиданно пронзила боль. Боб взмолился: «Папа, пожалуйста, сделай что-нибудь». Отец ответил: «Сынок, как бы я хотел, чтобы из твоего тела боль перешла в мое».

Боб не поверил, что его отцу действительно этого хочется, но отец сказал: «Однажды, Боб, ты меня поймешь…»

Много лет спустя, осенним днем, Боб беспомощно смотрел на своего сына, который пытался запустить воздушного змея, но упал на кучу горящих листьев и сильно ожег себе руки. По дороге в больницу сын сказал: «Папа, мне так больно!» И в это мгновение Боб вспомнил и понял то, что много лет назад сказал ему отец. И он ответил мальчику: «Сынок, как бы я хотел, чтобы из твоих рук боль перешла в мои».

Впоследствии Боб понял, что именно так и поступил Бог, когда Иисус взял наши грехи и наказание за эти грехи на Себя17.

Эта или подобная история запомнится вашему собеседнику и заставит его задуматься о Боге.

ВЫВОД

 

Мы успели поговорить о многом. Мы проделали долгий путь от рассмотрения отличительных особенностей различных религий мира до мотивов, стоящих за нашими религиозными исканиями, затем мы назвали шесть отличительных особенностей Евангелия, а в конце концов познакомились с несколькими принципами, которые важно помнить, благовествуя своему другу. Я надеюсь, что прочитанное помогло вам глубже осознать уникальность Евангелия Иисуса Христа.

Примечания

1 См.: Sproul, R. C. If There’s a God, Why Are There Atheists?, 1988, p. 73.
2 См.: Ibid., p. 72–78.
3 Denton, M. Evolution: A Theory in Crisis, 1986, p. 328.
4 Allender, D. Remembering That We Forget // Mars Hill Review, May 1995, по. 2, p. 14.
5 Цит. по: Goddard, D., ed. A Buddhist Bible, 1966, p. 86.
6 Цит. по: Rabey, S. The Pagan Nature // Gazette-Telegraph, July 24, 1993, p. F3; курсив добавлен.
7 Цит. по: Ellwood, R. Words of the World Religions, 1977, p. 181.
8 Ali, М. М. The Holy Qur’an, 1985, p. 918.
9 Dreher, p. XIII, курсив добавлен.
10 Цит. по: Coles, R. Simone Weil: A Modern Pilgrimage, 1987, p. 29.
11 Allender, p. 14–15.
12 См.: France, R. T. The Evidence for Jesus, 1986.
13 О том, как ответить на вопросы об историчности христианства, см.: Gaisler, N., Brooks R. When Skeptics Ask: A Handbook on Christian Evidences, 1990.
14 См.: Moreland, J. P. Scaling the Secular City: A Defence of Christianity, 1987, p. 96.
15 См.: Wright, J. S. Ecclesiastes // The Expositor’s Bible Commentary, 1991, p. 1152.
16 Innes, D. The Art of Using Appropriate Vocabulary // The Art of Sharing Your Faith, 1991, p. 125.
17 Stromberg, B. Why Geese Fly Forther Than Eagles, 1992, сh. 4.

 

Анимизм
Дин Халверзон

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ АНИМИЗМА

 

Понятие «анимизм» происходит от латинского слова anima («душа», «дыхание»), означающего то, что дает силу или жизнь. Таким образом, анимизм — это религия, полагающая, что материальный мир насквозь пронизан духовными силами — личностными и безличными — в том смысле, что материальные предметы имеют духовную суть, а события — духовные причины.

Таким образом, если происходит несчастный случай или кто-то заболевает, следует учитывать духовные причины, которые могли вызвать это происшествие. В ином случае причину несчастья или болезни полностью понять и исправить не удастся.

Религиозные течения, обладающие чертами анимизма, принято называть «народными», например «народный индуизм» или «народный ислам». Людям свойственна большая симпатия к народным формам своих религий, поэтому многие выходцы из традиционно исламских или индуистских стран придерживаются несколько иных воззрений, нежели те, что описаны в религиоведческой литературе.

Зачем нам стремиться понять анимистические религии? В конце концов, разве не одни только первобытные племена, пляшущие вокруг костров в дико раскрашенных масках, придерживаются таких воззрений? Что общего между примитивными верованиями этих людей и религией окружающих нас современных и образованных людей?

Понять суть анимизма очень важно, поскольку он проникает во многие религии мира и привлекает к себе внимание множества людей.

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ АНИМИЗМА

 

В большинстве религий мира Бог является чем-то далеким, абстрактным и непознаваемым (см. главу «Краткий обзор религий мира»). Например, индуисты утверждают, что Брахман — так они называют Высшую реальность или Бога — есть Ниргуна, что означает «лишенный свойств». Бог, лишенный свойств, явно представляет собой абстракцию высшего порядка. Следствием такой удаленности и абстрактности Брахмана является духовная пустота, нуждающаяся в заполнении. Индуисты заполнили эту пустоту 330 миллионами «малых» богов.

Ярче всего эта тяга к анимизму заметна на примере движения «Новая эра». Двадцать-тридцать лет назад, когда это движение только начиналось, его стержнем была медитация, при помощи которой человек стремился слиться с божественным Единством. В наши дни, однако, серьезную конкуренцию медитации составляет спиритизм — практика контакта с «духовными наставниками». И это еще один пример того, как человечество стремится убежать от абстрактного представления о Боге, заполняя духовный вакуум личностями духовных наставников.

Этим стремлением объясняется и то, почему в нашей секуляризованной культуре, в которой на смену Богу пришла теория эволюции, многие так увлекаются историями об ангелах и инопланетянах.

Итак, суть анимизма следует понимать, потому что люди тяготеют к этой форме религиозности.

Кроме того, хотя процент приверженцев анимизма в мире установить очень сложно, религиоведы свидетельствуют, что их число весьма значительно. Например, Гэйлин Ван Риинен, специалист по анимистическим религиям, утверждает, что «по крайней мере 40% населения мира» являются анимистами1. Статья под названием «Что происходит?» предсказывает, что ближайшее будущее будет характеризоваться ростом анимизма:

Правит религиозный плюрализм, годится любой бог. Неоязычество набирает силу с катастрофической скоростью. Официально зарегистрированных ведьм во Франции больше, чем католических священников2.

Альманах International Bulletin of Missionary Research отмечает, что «приверженцы племенных религий» сегодня составляют более 11% населения планеты. Возможно, этот процент ниже, чем у Ван Риинен, потому что в альманахе приводятся данные по анимистам «в чистом виде» и не учитываются те, скажем, буддисты, которые придерживаются не канонического учения Будды, а народной разновидности буддизма.

ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ АНИМИЗМА

 

Другая причина, по которой следует изучать анимизм, заключается в его невероятной привлекательности.

Во-первых, анимизм популярен потому, что привносит в нашу реальность, лишенную научно-эволюционным подходом всякого духовного содержания, нечто священное. Анимизм возвращает секуляризованному, материальному миру ощущение тайны.

Во-вторых, анимизм привлекателен тем, что предлагает людям способ удовлетворения повседневных нужд и решения проблем:

• исцеление от болезни,
• успех в бизнесе,
• успешный поиск работы,
• достижения в работе,
• восстановление добрых отношений в семье,
• поиск супруга(и),
• указания относительно будущего.

Журнал Religion Watch, например, пишет:

Среди новых религий в современной Японии наибольшим влиянием пользуются те, которые делают акцент на личных духовных способностях человека… Сегодняшних новообращенных мало интересуют религиозные доктрины. Новая волна ищет не убеждений, а методов3.

Все мы переживали времена, когда Бог казался безмолвным и далеким, а Его видимое бездействие порождало в нас острое чувство собственной беспомощности. Мысль о том, что Бог далек от нас и Его не волнуют наши проблемы, возникаeт, когда мы слышим, что кто-то заболел раком, у кого-то умирает ребенок и даже когда мы сами теряем работу. В такие моменты мы отчаиваемся и испытываем искушение ухватиться за все, что только может избавить нас от страданий и вернуть нам силы.

Анимизм обещает людям помощь в таких ситуациях. Филипп Джон Наймарк, американский бизнесмен, а заодно и священник анимистического культа Ифа, говорит: «Религия — это рынок. Вам нужно продавать. И Ифа действует»4.

Если мы стремимся управлять духовными силами (в том числе и Богом), чтобы быстро избавиться от проблем или ради собственной выгоды, наша вера строится на принципах анимизма, а не Библии. С этой точки зрения в каждом из нас есть тяга к анимизму.

Только если мы служим Богу ради того, Кто Он есть, а не ради того, что Он может нам дать, — наше поклонение будет чистым и свободным от склонности к анимизму5.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.