Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







РАСПРОСТРАНЕНИЕ БУДДИЗМА И ЕГО ВЕТВИ





 

Царь Ашока, правивший Индией с 274 по 232 год до Р. Х., был царем-воином, но во время одной из битв испытал такое отвращение к кровопролитию, что решил отказаться от участия в войнах. Впоследствии он обратился к буддизму и посвятил его распространению все свои силы и средства. В течение первых двух столетий буддизм не выходил за пределы Индии. Ашока отправлял буддийских миссионеров во многие районы Индии, а также в Сирию, Египет, Кирену, Грецию, Шри Ланку, Мьянму и Таиланд.

Примерно в то же время в буддизме наметился серьезный раскол. Главным стал вопрос о том, кому доступно просветление: всякому человеку или немногим избранным. Те буддисты, которые считали, что просветление доступно всем, образовали течение махаяна («большая колесница»), а те, кто полагал, что просветление доступно лишь немногим преданным (например, монахам), — хинаяна («малая колесница»). Обидевшись на уничижительный оттенок этого названия, последние стали называть себя буддистами течения тхеравада, что означает «учение старейшин».

Различие в устремлениях приверженцев этих двух ветвей буддизма наиболее ярко проявилось в том, кем они хотят стать: бодхисатвами или архатами. Бодхисатва (термин махаяны) — это человек, достигший просветления, но из сострадания к непросветленным отказывающийся от нирваны, чтобы вернуться к ним и провести их своим путем. Архат (термин тхеравады) — это человек, который заботится о собственном просветлении больше, чем о просветлении окружающих. Его главная задача — самому достичь просветления, избавившись от всех иллюзий.

Между этими двумя ветвями буддизма есть и другие рaзличия. Во-первых, приверженцы тхеравады считают Будду просто человеком, а не божеством. Последователи махаяны, напротив, считают Будду историческим проявлением универсального Абсолюта.

Во-вторых, приверженцы тxеравады настаивают на том, что Будда может быть только один. Последователи махаяны говорят, что в прошлом сущность Будды воплощалась уже много раз и в будущем должно произойти по крайней мере еще одно воплощение — «Майтрея Будда».

В-третьих, приверженцы тxеравады учат, что человек должен достичь просветления только своими собственными усилиями, в то время как последователи махаяны утверждают, что бодхисатвы способны помогать людям в пути и даже могут передавать свои собственные внекармические добродетели тем, кто ищет просветления.

Из Индии тxеравада проникла в юго-восточные регионы Азии, а махаяна распространилась в северо-восточной Азии.

В VI веке н. э. индийский ученый Бодхидхарма принес в Китай чань-буддизм3. Чань-буддизм — это техника медитации над «громадной пустотой» внутри человека. В XII веке эта форма медитации стала известна в Японии, где она явилась предшественницей дзен-буддизма. В начале ХХ века японский ученый Д. Т. Судзуки способствовал распространению дзен-буддизма в Америке.

Еще одно направление японского буддизма — «Чистая земля», или дзедо-буддизм. «Чистая земля» — это переходная область, в которой нирваны достичь легче, чем в земной жизни. Войти в «Чистую землю» можно благодаря вере в Будду Амиду (Амитабху) и посредством многократного повторения нембуцу («Наму Амида Буцу»).

Помимо тхеравады и махаяны в буддизме есть еще и третье направление — ваджраяна или тантра. Это течение берет свое начало в одной из форм индуизма, так называемой тантре, где основной акцент делается на оккультных методах развития силы духа. Ваджраяна означает «бриллиантовая колесница», эта метафора подчеркивает чистоту задействованных духовных сил и способность этого метода быстро избавить человека от иллюзий и привести его к просветлению4.

Жители Тибета, где особенно много приверженцев ваджраяны, дали миру то, что сегодня, вероятно, является широко признанным живым символом буддизма, — далай-ламу. Далай-лама — живущий в изгнании духовный и политический вождь Тибета. Тибетские буддисты считают далай-ламу четырнадцатой реинкарнацией Авалокитешвары, бодхисатвы сострадания5.

Помимо трех упомянутых выше ветвей «официального» буддизма, существует также его «народная» разновидность. Эти формы буддизма существенно различаются, и зачастую те, кто придерживается его народного варианта, знают об официальном буддизме очень мало. Народный буддизм носит черты анимизма (см. главу «Анимизм»): в нем присутствует вера в духов, влияющих на жизнь людей и управляющих ею. Считается, что человек должен ублажать духов, если хочет в чем-либо добиться успеха, и просить у них помощи и совета посредством различных гаданий и ворожбы.

Таким образом, помните, что человек, называющий себя последователем буддизма, возможно, имеет в виду народную форму этой религии, анимистическую по своей сути.

ВЕРОВАНИЯ БУДДИЗМА

 

Как мы уже видели, в буддизме существует немало разных течений. Тем не менее есть один основополагающий догмат, объединяющий всех буддистов, — это учение о четырех Благородных истинах.

Первая Благородная истина: жизнь состоит из страданий (духкха). Понятие страдания включает в себя боль, нищету, печаль и неудовлетворенность.

Вторая Благородная истина: все в мире непостоянно и непрерывно меняется (учение об аникка). Мы страдаем, потому что желаем того, что непостоянно и переменчиво.

Третья Благородная истина: путь к освобождению от страданий лежит через избавление от желаний. Мы должны перестать жаждать того, что непостоянно.

Четвертая Благородная истина: избавиться от желаний можно, следуя восьмеричному пути, состоящему из восьми пунктов. Эти восемь пунктов можно разбить на три основных категории:

МУДРОСТЬ (праджня)
1. Правильное воззрение.
2. Правильное намерение.

НРАВСТВЕННОСТЬ (шила)
3. Правильная речь.
4. Правильное поведение.
5. Правильное добывание средств к существованию.

ДУХОВНАЯ ДИСЦИПЛИНА (самадхи)
6. Правильное усилие.
7. Правильное внимание.
8. Правильное сосредоточение.

Эти восемь пунктов не являются последовательными шагами. Напротив, их необходимо осуществлять одновременно6. Более того, первые два пункта служат основой для всех остальных. Если человек имеет правильное воззрение, он видит непостоянство и иллюзорность вселенной и осознает, что его «я» на самом деле не существует. Эта догма заключена в учении об анатман.

Правильное намерение следует за правильным воззрением в том смысле, что оно означает отказ от приверженности к каким бы то ни было желаниям и мыслям нашего иллюзорного «я».

По мере того как человек достигает способности смотреть на мир, отрешившись от своего «я», он начинает хорошо отзываться о других (правильная речь), подчиняться нравственным заповедям буддизма и нормам воздержания (правильное поведение), а также отказываться зарабатывать себе на жизнь занятиями, которые нарушают нравственные нормы буддизма (правильное добывание средств к существованию).

В основе понятия нравственности лежат шила — нравственные нормы. Эти нормы можно свести к пяти запретам:

1) нельзя отнимать жизнь (любую, не только человеческую);
2) нельзя воровать;
3) нельзя предаваться сексуальной распущенности (монахам предписано безбрачие);
4) нельзя лгать;
5) нельзя принимать опьяняющие напитки.

Если понятие шила относится к поступкам человека, то самадхи (духовная дисциплина) касается его чувств и внимания. Самадхи определяется как глубокое состояние сознания, «в котором исчезает всякое ощущение личности»7. Своими правильными усилиями человек не позволяет злым мыслям войти в его разум; правильное внимание помогaет человеку ясно осознавать события своей жизни; при помощи правильного сосредоточения человек может достичь блаженства просветления.

Непосредственной целью Будды было устранить причины страданий. Однако его конечной целью было освободиться от цикличности смерти и повторного рождения (сансары) при помощи учения о том, как мы можем избавиться от желаний, а тем самым и от привязанности к своему иллюзорному «я». По мере нашего избавления от этой привязанности карме становится не в чем проявляться, и происходит освобождение от мира иллюзий. В этот момент просветления человек входит в состояние нирваны, которое является конечной целью жизни любого буддиста и буддийским эквивалентом спасения.

Будда описывал нирвану (на языке пали — ниббана) такими словами:

Есть сфера, которая не является ни землей, ни водой, ни огнем, ни воздухом, ее нельзя назвать ни бесконечностью пространства, ни бесконечностью сознания; это область, где властвует ничто, царство восприятия или невосприятия, это не земной мир, не солнце и не луна. Я отрицаю, что это приход или уход, вечность, смерть или рождение. Это просто конец страданиям8.

Человек, входя в состояние нирваны, не перестает существовать, потому что, как рассуждал Будда, прежде всего не существует личности, которую можно было бы уничтожить.

Что касается цикла сансары (реинкарнации), то, в отличие от индуизма, который говорит о личности, продолжающей свое существование из жизни в жизнь, буддизм не верит в реальность такой личности. По словам Будды, каждый человек являет собой совокупность пяти составляющих, именуемых скандхами: это физическое тело, эмоции, восприятие, воля и сознание9. Смерть приводит к распаду этих составляющих, и, подобно машине, единое целое (личность) перестает существовать, как только одну часть отделяют от другой.

БУДДИЙСКИЕ ПИСАНИЯ

 

Вопрос о том, что следует считать Писанием, послужил еще одним поводом для раскола буддизма на ветви тхеравада и махаяна. Последователи тхеравады считают, что канон ограничивается Трипитакой, написанной на языке пали. Слово Трипитака (реже Типитака) означает «три корзины» учений, в число которых входят проповеди Будды, правила поведения для монахов и философские сочинения. Объем Трипитаки примерно в 70 раз превышает объем Библии10.

Приверженцы махаяны, со своей стороны, полагают, что канон шире. Они включают в число своих Писаний сочинения индийского, китайского, японского и тибетского происхождения. Наиболее популярными из них являются «Сутра лотоса» (Саддхармапундарика) и «Вершина мудрости» (Праджнапарамита), в которую, в свою очередь, входят «Бриллиантовая сутра» и «Сутра сердца».

Священным Писанием течения ваджраяна являются Кангьюр (108 томов) и Тангьюр (225 томов)11.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.