Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Представление о жизни после смерти





 

Что касается представления о жизни после смерти, то в левой части таблицы выражена идея сознательного посмертного существования человека в раю либо в аду.

В правой части таблицы (монизм) представлены религии, согласно учению которых целью человеческой жизни после смерти является избавление от своей индивидуальности и слияние с безличным Единством или Высшей реальностью.

Атеистическое мировоззрение предполагает, что человек, существо сугубо материальное, в момент смерти полностью прекращает свое существование — это представление нашло свое место в крайней правой части таблицы «Спектр религий и верований».

РЕЛИГИИ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ИСКАНИЯ

 

Религиозные искания — вот что отличает человека от остального творения. Животные похожи на человека в том, что и они могут в разной степени проявлять творческие способности, эмоции, интеллект и даже чувство юмора. Однако стремление познать что-то высшее, обрести смысл жизни и надежду за пределами нашего повседневного существования присуще только человеку. Можно отрицать важность подобных исканий, но это приведет лишь к обессмысливанию жизни и отчаянию. Даже атеисты ощущают необходимость признать над собой власть чего-то большего, чем они сами.

Тем не менее, ощущая необходимость религии, каждый человек в душе разрывается на две части, поскольку внутри нас одновременно уживаются два противоположных желания. С одной стороны, мы стремимся приблизиться к Богу, а с другой — убежать от Него. Один человек назвал это состояние «духовным раздвоением личности».

В новозаветной притче о блудном сыне (см. Лк. 15:11–24) дан пример такой духовной раздвоенности. Иисус рассказывает о сыне, который мечтал покинуть отца и покинул его, но впоследствии был вынужден вернуться назад. Изучив эту притчу и разобравшись в мотивах, толкавших сына на те или иные поступки, мы кое-что узнаем о религиозных исканиях и о том, что побуждает к жизни различные религии мира.

Отвержение

 

Сын потребовал от отца свою «часть наследства». Получив то, что ему причиталось, он отбыл в «дальнюю сторону». Но он хотел не только как можно скорее расстаться с отцом, но и сделать разрыв с ним как можно более полным. Сын отверг все, что связывало его с отцом. Он отверг наставления отца в денежных вопросах (сын «прожил все», ст. 14), его нравственные наставления («живя распутно», ст. 13), религиозные взгляды (в конце концов сын стал кормить свиней, ст. 16) и даже физическое присутствие (сын отправился в «дальнюю сторону», ст. 13).

Но почему сыну так хотелось уйти? Ему казалось, что отец постоянно его притесняет и ущемляет его свободу. Поступки сына показывают, почему им овладели эти чувства.

Во-первых, он считал, что несчастлив и не может жить полноценной (в его понимании) жизнью. Он хотел немедленного удовлетворения своих желаний. Он не хотел ждать наследства, он жаждал получить его сейчас же!

Во-вторых, ему казалось, что он слишком зависим от отца. Сын считал, что справится в жизни сам. Он хотел ни от кого не зависеть.

В-третьих, он думал, что лишен возможности самостоятельно выбирать правила, по которым живет. Пока он жил «под крышей своего отца», ему приходилось следовать отцовским правилам. Но ему хотелось самому устанавливать их. По сути дела, он жаждал свободы от морали, когда не существует ничего абсолютного — только личное мнение человека.

Какое отношение имеет эта история к религиям мира и нашим религиозным исканиям? Самое прямое, поскольку все мы похожи на этого сына. Подобно тому, как он оттолкнул своего отца, мы оттолкнули Бога. В этом и заключается отрицательная сторона нашего «духовного раздвоения личности».

Будучи греховными существами, мы ощущаем потребность бежать от всего, что, как мы думаем, ограничивает нашу свободу, и видим в Боге источник этих ограничений. Дай нам закон, и мы взбунтуемся против него. Апостол Павел писал об этом:

Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: «не пожелай». Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв.

Рим. 7:7–8

Мы восстаем против нравственных требований, потому что они ограничивают нас. Они посягают на нашу независимость и гордость.

Кроме того, мы склонны отталкивать все, что нам угрожает, а в Боге мы видим угрозу, ведь Его абсолютная святость бросает вызов нашей моральной независимости, Его абсолютная власть ограничивает нашу самостоятельность, а Его всеведение раскрывает наши двуличные помыслы1.

Слова Павла в 1-й главе Послания к Римлянам показывают, что процесс отдаления человека от Бога происходит в три этапа: знание Бога, отрицание истины и замещение Бога2.

Шаг 1. Знание Бога. Павел так говорит о нашем знании Бога: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим. 1:20).

Откуда мы знаем, что есть Бог? Какие свидетельства Павел считает столь очевидными? Подумайте над следующим:

• Наличие разумного устройства каждого уровня вселенной, от микро- до макроуровня, указывает на существование разумного и всемогущего Творца. Когда-то люди думали, что меньшие по размеру объекты проще устроены. Но теперь, располагая более совершенным оборудованием, мы можем увидеть, как поразительно сложна даже одна-единственная живая клетка. Микробиолог Майкл Дентон пишет, что, увеличив клетку в тысячу миллионов раз, мы «увидели бы объект, не имеющий себе равных по сложности и способности к приспособлению»3. Столь сложная структура не могла возникнуть в силу простой случайности.

• Количество энергии во вселенной ограничено, ее доступность с течением времени убывает, и это говорит о том, что вселенная возникла не сама по себе, т. е. положить ей начало мог лишь Творец, существующий независимо от Своего творения. Другими словами, вселенная существует не безусловно, но лишь по воле своего Творца. Не будь этого Творца, существующего независимо от творения, не было бы никакой Первопричины — лишь бесконечное убывание энергии, что невозможно.

• Наша совесть свидетельствует о том, что наше различение добра и зла исходит от святого Бога (см. Рим. 2:14–15). Святость же свидетельствует, что Бог — это Личность, а не безличное единство или энергия, потому что только личности способны различать добро и зло. Наша совесть также свидетельствует о том, что мы не живем в согласии с волей этой святой Личности, ведь мы не смогли жить в согласии даже со своими собственными нравственными принципами.

• Человек получает от природы все необходимое для жизни, и это говорит о том, что Бог благ и заботится о Своем творении (см. Деян. 14:17). Кроме того, в нас есть (хотя и очень глубоко) желание выразить благодарность этому Источнику благодати.

• Глядя на величие и красоту творения, мы замираем в восторге и благоговении. Мы должны смириться перед ним. Психолог и богослов Дэн Аллендер пишет: «Глядя на восход солнца, мы должны сознавать, что бесконечное и милостивое Существо наполнило наше существование гармонией, чудесами и красотой… к нам должно прийти понимание, что мы — произведение Его искусства, созданное для Его славы. Осознание этого одновременно смирит нас и породит еще большую благодарность»4.

Шаг 2. Отрицание истины. Хотя Бог и дал нам множество свидетельств Своего существования, мы все же отвергаем эту истину. Павел пишет:

Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце...

Рим. 1:18–21

Человечество отвергло Божью истину о познаваемости Бога и Его святости.

Отрицание истины о познаваемости Бога. Восстав против Бога, человечество оттолкнуло Его от себя. Мы сделали Бога далеким, абстрактным, непознаваемым и даже непостижимым.

Тенденция к отрицанию истины о познаваемости Бога проявляется вновь и вновь при рассмотрении учений о Высшей реальности, которые проповедуют все религии мира. В индуизме, например, Высшая реальность — Брахман — изображается как Ниргуна, что означает «лишенный свойств». В буддизме Конечная реальность изображается как Пустота. Вот что гласит одна из буддийских рукописей на санскрите:

Почему нирвана недостижима? Потому что нирвана — это мир «невещественного»... Для того чтобы осознать понятие «нирвана», человек должен выйти за пределы сознания5.

Очевидно, что назвать Бога «лишенным признаков» или сказать, что мы можем «познать» Его, лишь выйдя за пределы сознания, значит сделать Бога далеким, абстрактным, непознаваемым и непостижимым.

Еще несколько примеров того, как люди отказывают Богу в познаваемости. Маргот Адлер, жрица религии Викка и одна из главных проповедниц языческого движения, говорит: «Нам нужны ритуалы, потому что мы — люди и не можем понять непознаваемое», тем самым отрицая возможность познать Высшую реальность6. Первыми словами Дао дэ цзин, писания даосов, являются: «Путь, о котором можно рассказать, — не вечный Путь; имя, которое можно назвать, — не вечное имя»7. Таким образом, говоря о «пути», мы доказываем, что он нам неизвестен.

В Коране об Аллахе сказано: «Нет ничего подобного ему» (сура 42:11). Христианин вполне согласится с этими словами (см. Ис. 40:18, 25; 55:8–9), однако ислам доводит это понятие до крайности. Например, один мусульманский толкователь пишет: «Божественное существо столь трансцендентно, что выходит за рамки всех метафор»8. Если Бог выше всех метафор, человек просто не способен представить себе, каков Он. В таком случае Бога невозможно постичь, т. е. Он оказывается далеким и абстрактным.

Здесь нужно видеть различие между непостижимостью и неисследимостью Бога. Христианин согласится с тем, что Бог неисследим, но никогда не скажет, что Он непостижим, в отличие от приверженцев нехристианских религий. Поскольку Бог безграничен, утверждает христианство, Он действительно неисследим с помощью нашего ограниченного ума. Но Бог — Личность, и мы можем познать Его и говорить о том, каков Он есть на самом деле. Бог — Личность, поэтому Он открывает нам Себя, хотя мы действительно не способны охватить разумом бесконечное величие Его Существа.

Отрицание истины о Божьей святости. Бог Библии абсолютно свят.

Ибо Ты — Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой… Пс. 5:5

И взывали они друг ко другу, и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! Ис. 6:3

И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. 1 Ин. 1:5

Однако христианское понятие абсолютной святости Бога уникально, поскольку нехристианские религии, называя Его великим, отрицают или преуменьшают Его святость, пренебрегают ею.

Отрицание святости. В монистических религиях Бог является безличным Единством, лежащим за пределами любого рационального оценочного различения, включая различие между добром и злом. Таким образом, монистические религии отрицают Божью святость.

Преуменьшение святости. Одним из показателей того, насколько та или иная религия верит в Божью святость, являются средства, которые она предлагает человеку для его спасения. Например, по учению ислама, в день суда поступки каждого человека будут взвешены на весах, чтобы определилась его окончательную участь. Человек, имеющий 51% праведности, будет достаточно праведен, чтобы обрести рай.

С другой стороны, Библия говорит, что святость Бога не позволит Ему принять нас, если мы не абсолютно праведны (см. Мф. 5:48; 1 Пет. 1:15–16). Ислам, таким образом, не принимает учение об абсолютной святости Бога, поскольку Бог Корана допускает в Свое присутствие тех, кто несовершенен в праведности.

Пренебрежение святостью. Некоторые нехристианские религии вообще опускают вопрос о святости Бога. Так, Диана Дреер в своей книге The Tao of Peace пишет:

В Древнем Китае мудро руководить значило жить мудро, искать душевного равновесия и гармонии с природными циклами… Мир, как осознал Лао-цзы, создается внутри идивида. Лишь найдя мир внутри себя, мы сможем видеть яснее, действовать с большим успехом, используя энергию внутри и вокруг нас, чтобы построить более мирное общество9.

В своих поисках мира Дреер никогда не поднимается выше горизонтального, естественного измерения — «природных циклов» и «внутренней работы». Исходя из этого она, похоже, не допускает, что примирение со святым Богом является путем обретения мира. Таким образом, она пренебрегает Божьей святостью.

Мы только что обсудили первые два шага, посредством которых человечество отдаляет от себя Бога, — «знание Бога» и «отрицание истины». Вскоре мы поговорим и о третьем шаге — о «замещении Бога».

А сейчас вернемся к нашей истории. Подобно блудному сыну, который хотел убежать от своего отца, человечество стремится оттолкнуть от себя Бога. Но к чему нас ведет это стремление?

Осознание духовной жажды

 

Примечательно, что дальнюю страну, в которую пришел сын, поразил голод, и тот оказался на грани смерти от истощения (ст. 14, 17).

Подобным же образом многие люди ощущают духовный голод. Мы хотим чего-то большего в жизни, нежели то, что мы имеем, но не знаем, что именно мы ищем. Например, еврейский философ Симона Вейл писала:

В период приготовления [к встрече с Богом] душа любит в пустоте. Она не знает, отвечает ли что-то реально на ее любовь. Она может верить, что знает, но верить — не значит знать. Такая вера не помогает. Душа ясно знает лишь то, что она голодна. И важно то, что она заявляет о своем голоде плачем. Ребенок не перестанет плакать, если мы объясним ему, что у нас нет хлеба. Он будет плакать, как и раньше. Опасно не то, что душа может усомниться в наличии хлеба, но то, что она может ложью убедить себя, будто не голодна. И убедить себя в этом она может лишь ложью, поскольку реальность ее голода — это не вопрос веры, это факт10.

Наша светская культура пыталась отрицать духовный голод, но духовная нищета все равно толкала людей на поиск священного.

Когда Рене Декарт сказал: «Я мыслю, следовательно, я существую», ему была нужна надежная точка отсчета, которая была бы несомненной и на основе которой он мог бы построить свою систему убеждений. В словах С. Вейл мы видим другую надежную точку отсчета — наш духовный голод, жажду чего-то, способного заполнить эту внутреннюю пустоту.

Из предложенной С. Вейл точки отсчета можно вывести следующий принцип: «Я жажду, следовательно, Бог существует». Ребенок хочет молока — и это молоко существует, наша душа тоже жаждет чего-то высшего — значит Бог должен существовать. Люди жаждут любви — и духовная близость существует, точно так же мы жаждем обретения смысла жизни, надежды и прощения, а значит, под всем этим должно быть сверхъестественное основание.

Возвращение

 

Побыв какое-то время вдали от отца и познав муки голода, сын решил вернуться домой.

Возвращение — это другая часть нашего «духовного раздвоения личности». Одна часть нашего существа отвергает и отталкивает Бога, а другая стремится к Нему.

Но посмотрите, что наводит сына на мысль вернуться обратно:

Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Лк.15:18–19

В словах сына звучит такое раскаяние, такое смирение — «я… недостоин называться сыном твоим». Но в этих словах есть и нечто другое, не столь очевидное. С каких это пор нужно быть достойным, чтобы называться сыном? Либо ты сын, либо — нет! Конечно, ты можешь быть плохим сыном и разбить сердца своих родителей, но ты по-прежнему останешься их сыном.

Положение сына можно лишь принять, его нельзя заслужить. Если бы сын не был сыном, он никак не смог бы заслужить право на эти взаимоотношения. Однако он сын, поэтому ему нужно всего лишь принять любовь и прощение своего отца и вновь занять свое положение сына. Но для того чтобы принять такой подарок, нужно смирение, а сын не был готов смириться. Пережитый голод не изменил его сердца. Гордость все еще жила в нем. Откуда нам известно об этом?

Во-первых, сын ставил свои отношения с отцом в зависимость от своих заслуг и достоинств. Таким образом он сохранял чувство собственной независимости и самостоятельность. Принять незаслуженную милость и сказать за это спасибо — значило бы унизить себя. Сын не был готов к такому смирению. Вместо этого он хотел стать наемным работником и установить между собой и отцом отношения, целиком основанные на заслугах.

Подумайте, какая здесь скрыта ирония: с одной стороны, сын отверг отца, пытаясь избежать ограничения своей свободы, а теперь он хочет вернуться к нему, «узаконивая» свое возвращение собственными заслугами. По сути дела, он заменил закон Бога своим собственным — Библия называет это законничеством — и тем самым придумал для себя свои собственные ограничения. Он поступил так потому, что хотел вернуться домой на своих собственных условиях, а не на условиях отца.

Во-вторых, гордость сына видна в том, что, даже возвращаясь домой, он пытается держать дистанцию между собой и отцом. Предлагая взять его наемным работником, сын показывает, что он хочет вернуться в дом своего отца, но не хочет примириться с отцом. Он по-прежнему отталкивает его, желая лишь наслаждаться преимуществами жизни в родном доме.

И здесь уместно поговорить о третьем шаге — о «замещении Бога».

Шаг 3. Замещение Бога. Мы все похожи на этого сына. Мы оттолкнули Бога из-за ограничений, которые Он, как нам казалось, налагает на нас, и из-за того, что видели в Нем угрозу нашему душевному комфорту.

Образовавшуюся пустоту мы заполняем разными способами:

• живем «правильной» жизнью, чтобы заслужить Божью милость;
• наполняем свою жизнь материальными благами, мирскими достижениями и развлечениями;
• методиками управления духовной энергией;
• ритуалами, вызывающими богов;
• вступаем в контакт с духовными существами, которые не так страшны, как абсолютно святой и всесильный Бог (см. Рим. 1:22–23).

В индуизме, например, мы должны на протяжении бесчисленного количества жизней стремиться к избавлению от привязанности к своему «я» и тем самым вырваться из круга жизни, смерти и перевоплощений. Согласно учению буддизма, нам следует пожелать избавиться от желаний. Движение «Новая эра» учит, что нам необходимо на протяжении многих жизненных циклов научиться любить. Ислам проповедует, что мы должны прожить жизнь так, чтобы наши добрые дела в день суда перевесили злые.

Подобно блудному сыну, мы тоже сменили язык благодати на язык заслуг.

Один студент, например, так возражал против христианства: «Несправедливо, что христиане могут быть прощены, тогда как другие люди, живущие образцовой жизнью, будут осуждены». Этот студент просто смешал язык благодати (прощение) с языком заслуг (образцовая жизнь). Указывая на образцовую жизнь последователей других религий, он исходит из неверного представления о том, что прощение можно заслужить. По сути дела, он говорит: «Представители других религий, живущие праведной жизнью, так же заслуживают прощения, как и христиане». Однако фраза «заслуженное прощение» лишена смысла. Язык благодати нельзя смешивать с языком заслуг, потому что дар можно только принять, но не заработать.

Однако мы не только заменили заслугами благодать, но и истинного Бога — ложными богами, а потом забыли об этом. Аллендер поясняет:

Идолопоклонство — это не результат того, что мы забыли Бога; это средство, при помощи которого мы Его забыли… Всякая экзистенциальная забывчивость [т. е. забвение Бога] начинается с отрицания, питается энергией идолопоклонства и привязывает нас к иллюзии, которая одновременно притупляет наше чувство утраты и закрывает нам глаза даже на нашу собственную забывчивость11.

По сути, человечество настолько слепо духовно, что мы уже забыли, что когда-то заменили Бога на нечто гораздо меньшее, чем Он.

Отеческая любовь

 

Отцу, однако, и в голову не пришло, что сын должен попытаться заслужить его благосклонность. Он хотел вновь стать для своего сына отцом, но не работодателем.

И когда был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Лк. 15:20

Отец в притче Иисуса явно символизирует Бога. Как же эта любовь отразится на нашей жизни? Трогает ли нас осознание того, что Бог хочет восстановить взаимоотношения с нами, отвергшими Его?

Мысль о том, что именно Бог хочет восстановить отношения с нами, восставшими против Него, резко отличает христианское учение от любого другого пути спасения, предлагаемого какой-либо из религий мира. В конце концов, способны ли боги других религий на такую любовь? Способен ли любить Брахман, лишенный свойств? Способна ли Пустота буддизма стремиться к взаимоотношениям с нами? Проявил ли когда-нибудь Бог Корана, превосходящий все метафоры, такую любовь, которая была явлена отцом из притчи Иисуса?

Примирение

 

Продолжая Свою притчу, Иисус повествует о том, как отец объявил о празднике в честь возвращения сына:

«…И приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». И начали веселиться. Лк. 15:23–24

Параллели, которые проводит отец, — жизнь и смерть, сын был потерян и нашелся — показывают серьезность греха. Мы мертвы из-за наших грехов, потеряны, отделены от Бога. Как показывают эти аналогии и как мы увидим ниже в разделе «Отличительные особенности Евангелия», христианство радикально отличается от прочих религий тем, что изображает человечество в самом дурном свете. В конце концов может ли быть что-либо хуже духовной смерти? Но именно это приводит нас к благой вести — Бог нашел нас и дает нам жизнь!

Что же мы узнали о наших собственных религиозных исканиях из притчи о блудном сыне? Человечество духовно раздвоено. Нас влечет к Богу, и в то же время мы видим в Боге угрозу нашей свободе. Поэтому мы отталкиваем Его, делая далеким, абстрактным, непознаваемым и непостижимым.

Нас мучает собственная духовная пустота, поэтому мы пытаемся заполнить ее чем-то, кроме Бога, а затем построить свои отношения с Ним на основе наших усилий и заслуг.

Мы также видим, что Бог стремится восстановить отношения с нами, даже при том, что мы по-прежнему враждебны по отношению к Нему. Нет большей любви!

Наконец, мы видим, что прощение, как и сыновство, — это дар, который нельзя заработать, — его можно только принять.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.