Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Укажите на свидетельства Личности Бога





 

Один из важнейших вопросов, отличающих христианство от даосизма, — вопрос о том, является ли Бог личностью или Он безличен. Христиане верят, что Бог — Личность, а это означает, что Бог обладает свойствами личности (интеллектом, волей, эмоциями, творческими способностями, умением ценить красоту и нравственными ценностями). Всех этих характеристик не может быть у безличного Дао.

 

Таблица. Сравнение даосизма и христианства

  ДАОСИЗМ ХРИСТИАНСТВО
ВЫСШАЯ РЕАЛЬНОСТЬ Дао: безличная сила бытия, стоящая выше любых различий. Мы должны жить в согласии с Дао, но не можем знать его лично. Бог: Личность, Творец, не являющийся частью Своего творения. Он знает нас (см. Иер. 12:3), и мы можем знать Его (см. Ин. 17:3).
СМЫСЛ ДОБРА Высшая форма Дао находится над различением добра и зла. Дуализм инь-ян, вытекающий из Дао, изображает равновесие и взаимодействие добра и зла. Таким образом, добро и зло равны друг другу и зависимы друг от друга. Добро существовало прежде зла, а нравственная праведность основывается на самом образе Бога. Вопреки даосизму, зло не нужно ни для существования, ни для познания Божьей благости.
ПРИРОДА Природа существовала всегда, ее никто не сотворил. Природа нравственна в том смысле, что нравственные законы подобны законам природы — безличным принципам, связанным жесткой цепью причин и следствий. Природа — творение Бога. Она нравственно нейтральна, а люди нравственны.
ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА Человеческая жизнь находится в состоянии хаоса, потому что мы не действуем в соответствии с Дао. Это несоответствие приводит к беспорядку и отсутствию гармонии в обществе и мира в сердце человека. Человеческая жизнь находится в состоянии хаоса, потому что мы восстали против Бога, нашего Творца. По этой причине мы отделены от Бога и духовно мертвы.
РЕШЕНИЕ ГЛАВНОЙ ПРОБЛЕМЫ Полагаться на свою способность понять, каким образом в мире действует Дао, и жить в соответствии с ним. Изменение происходит от нашего целенаправленного бездействия (ву вэй) и «движения в потоке» Дао. Полагаться на спасение, данное Богом в Иисусе Христе. Изменение происходит, когда мы раскаиваемся в своих грехах, верим в прощение и примирение, даруемые Иисусом, и позволяем Святому Духу дать нам новую жизнь.
РЕЗУЛЬТАТ ПРАВЕДНОЙ ЖИЗНИ ИЛИ РАСКАЯНИЯ Результат жизни в соответствии с Дао — порядок и гармония в обществе и мир с самим собой. «Познать гармонию — значит быть в согласии с вечным» (ch. 55)22. Раскаявшись в своих грехах и уверовав в Бога, мы обретем мир с Богом и с самими собою, найдем смысл жизни, и в обществе установится лучший порядок.
ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ Личностное сознание человека перестает существовать, но его жизненная сила «перерабатывается». Помня об умерших, живые члены семьи поддерживают их «бессмертие». Личностное сознание человека продолжает существовать либо в общении с Богом, либо в отделении от Него.

 

Ниже приведены некоторые положения даосизма, при помощи которых можно подтолкнуть даоса изменить свое мнение относительно обезличенности Высшей реальности и задуматься над обоснованностью веры в личностного Бога.

Истоки нашей неповторимости и сложности. Неповторимость — следствие сложности. Так, например, если какой-то предмет не обладает сложностью (внутренне однороден), то он ничем не отличается от других таких же предметов. Только если объект внутренне сложен, он может быть уникальным и отличным от всего остального.

Даосизм говорит, что неповторимыми нас делает дэ — личное и индивидуальное продолжение безличного вселенского Дао. Но достаточно ли дэ сложно, чтобы обеспечить нам уникальность? Даосы сравнивают свои взаимоотношения с Дао с ручьями, вытекающими из озера. Но вода в ручьях (дэ) так же однородна, как и вода в озере (Дао). Вода не обладает достаточной сложностью, которая позволила бы отличить ее от другой воды.

Уникальность нашей личности лучше всего отражает аналогия с картинами, появляющимися из-под кисти художника. Художник придает своим картинам сложность, которая позволяет отличить их друг от друга.

В свете сказанного полезно познакомиться с тем, что Чжуан-цзы считал достаточным обоснованием нашей сложности и неповторимости:

Если не будет никого другого, то не будет и «Я». Если не будет «Я», то некому будет различать. Похоже, что это правда. Но что служит основой этих различий? Может показаться, что действительно существует какой-то Господь, но ничто не указывает на Его существование. Можно верить в то, что Он существует, но мы не видим Его формы. Возможно, Он реален, но просто не имеет формы (ch. 2)23.

Чжуан-цзы всеми силами старается убежать от очевидного факта, что для создания сложности («различий») нужна личность. Если же возникновение сложности требует участия личности, рассуждает Чжуан-цзы, то может показаться, что сложность, которую мы видим в окружающем нас мире, указывает на действие личностного Бога.

Как христиане мы согласимся с мыслью Чжуан-цзы о том, что есть достаточно оснований полагать, что наша сложность и неповторимость являются результатом удивительного замысла разумного и личностного Творца, но никак не однородного единства, подобного Дао.

Нравственная чуткость человека. Для даоса добро и зло подобны взаимодействующим природным силам противоположной направленности, например теплу и холоду, свету и тьме. Таким образом, обе стороны нравственного спектра — добро и зло — равны друг другу, ни одна сторона не может быть лучше другой, причем ни добро, ни зло нельзя познать друг без друга, они даже не могут существовать в отдельности друг от друга, ибо, как пишет Чжуан-цзы, «это и то взаимозависимы; правильное и неправильное тоже взаимозависимы» (ch. 2:5)24.

Христианство же, со своей стороны, говорит, что добро существовало прежде зла, так как Бог, Который абсолютно свят (1 Ин. 1:5) и добр (Мф. 19:17), создал все сущее, а потому существовал прежде всего. Добро и зло не взаимозависимы. Напротив, зло есть бунт против добра, отрицание добра. Существование зла вовсе не обязательно для того, чтобы существовало добро или чтобы мы могли его познать.

Но какое отношение все это имеет к доказательствам существования личностного, трансцендентного Бога? Очень большое.

Одним из следствий веры во взаимозависимость добра и зла является то, что различия между добром и злом становятся туманными, а то и вовсе спорными. То, что для одного человека добро, для другого — зло, и наоборот; но тогда исчезают всякие основания говорить о правильности или ошибочности точки зрения того или иного человека. Две разные точки зрения будут просто разными, поскольку ни у кого не будет морального права сказать, что? есть добро, а что? — зло. Если кто-то говорит, что у него есть такое моральное право, тем самым он утверждает, что возвышается над добром и злом. Но именно об этом и речь!

Для того чтобы различать добро и зло, нам необходим нравственный авторитет, который был бы выше и добра, и зла. Дао не может быть таким нравственным авторитетом, поскольку оно лишено нравственных различий. Только личностный, трансцендентный и святой Бог, каков Бог Библии, может дать нам стандарт морали, позволяющий отличить добро от зла.

«Глубокая любовь». Говоря о личности Бога, можно также воспользоваться высказыванием Чжуан-цзы: «Когда Небу нужно спасти человека, Небо защитит его глубокой любовью» (ch. 67)25.

Можно спросить у даоса:

• Что имеется в виду под «глубокой любовью»?
• Способно ли Дао на такую «глубокую любовь»?

Какое отношение это имеет к нашей теме? Только Существо, обладающее признаками личности, способно любить. Дао не способно на такую любовь, потому что это безличное однородное Единство, лишенное каких бы то ни было личностных характеристик.

Высказывание Чжуан-цзы дает христианину возможность рассказать о глубокой любви Бога, которую Он явил нам в Иисусе Христе: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13; см. также Ин. 3:16; Рим. 5:8; 1 Ин. 4:8–10).

Мы привели по крайней мере три элемента учения даосизма, которые можно использовать, чтобы указать на личностную природу Бога. Вопрос о том, является ли Бог личностью, важен по двум причинам. Во-первых, потому что, признав Бога-Личность, даос, возможно, увидит, что Бог заботится о нем. Во-вторых, потому что знание о личностной природе Бога поможет даосу осознать серьезность греха. Грех серьезен, поскольку он представляет собой бунт против Бога, ведет к разрыву наших отношений с Ним и духовной смерти.

 

Поднимите вопрос о грехе

 

Используя даосские термины, можно сказать, что грех — это дисгармония. Если в обществе, в семье или в нашей жизни появляется дисгармония, это значит, что мы не живем в согласии с Дао. Христианин довольно легко может показать даосу, в чем его жизнь дисгармонична.

Проблема в том, как помочь даосу понять, что он не в состоянии решить проблему греха своими собственными силами, что ему необходимо полное внутреннее преображение. Это нелегкая задача, поскольку даос верит, что если он позволяет всему идти своим чередом (целенаправленное «бездействие»), то преображение произойдет само собой.

Укажите на невозможность удовлетвориться нормами Дао. В самом даосизме есть моменты, которые помогут даосу понять безнадежность попыток достичь стандартов, установленных в Дао дэ цзин, человеческими силами. Так, в Дао дэ цзин дважды повторяются следующие слова:

То, что с возрастом все слабеет,
Не согласуется с Путем, скажете вы;
И ранняя смерть не согласуется с Путем (ch. 30, см. также ch. 55)26.

Блэкни, переводчик этой книги, комментирует эту мысль так: «Если он [человек] продолжает идти по Пути, то его силы и добродетель не уменьшатся. Если же он сходит с Пути, он обречен»27.

Таким стандартам соответствовать невозможно. Разве не все люди слабеют по мере того, как становятся старше? И разве не все люди умирают? Согласно Дао дэ цзин, постепенное ослабевание и смерть являются доказательством того, что люди не живут в полной гармонии с Дао! В чем же тогда наша надежда?

Давайте рассмотрим и другие стандарты жизни в согласии с Дао:

Я говорю о тех, кто добр великой добротой, и я говорю о тех, кто не добр (ch. 49)28.

Большой или маленький, во многом или в малом, воздавай добродетелью за ненависть (ch. 63)29.

Такие стандарты нравственности достойны похвалы и даже согласуются с Библией. Но если жить так — значит жить в согласии с Дао, то никто из нас не окажется достойным! С одной стороны, те, кто идет по пути, «не согласующемуся с Дао», встретят «раннюю смерть». С другой стороны, такого уровня нравственности нельзя достичь.

Когда читаешь приведенные выше цитаты, на ум приходят стихи Библии, в которых говорится, что «все согрешили и лишены славы Божией…» (Рим. 3:23) и что «возмездие за грех — смерть» (Рим. 6:23).

Желание делать то, что правильно, и неспособность делать это. Дело не только в том, что соответствовать стандартам, предъявляемым Дао, нельзя. Даже будь это возможно в принципе, в нас существует нечто, мешающее нам жить правильно.

Это «нечто» можно назвать «эгоизмом». Слово «эгоизм» более доступно, чем слово «грех», объясняет даосу, в чем проблема человечества. В своем желании служить только самим себе мы обращаемся против Бога и против других людей (Ис. 53:6). Этот эгоизм вызывает дисгармонию.

Лао-цзы сделал интересное замечание, когда написал: «Весь мир знает, что слабый одолевает сильного, а мягкое одолевает жесткое. Но никто этим не пользуется» (ch. 78)30. По словам Лао-цзы, все мы знаем, что нужно делать, но ни у кого из нас не хватает сил постоянно жить в согласии с этим знанием.

Послание к Римлянам (7:14–25) может послужить хорошим началом для беседы с даосом, особенно ст. 18: «…желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу». В этом отрывке апостол Павел говорит о том, что знает о необходимости поступать правильно; он даже знает, что именно нужно сделать, но плотью своей (своими собственными человеческими силами) сделать этого не может. Он находится под властью «закона греховного» (ст. 23), который заставляет его следовать своей воле.

У каждого человека бывали моменты, когда он хотел поступить правильно, но поступал неправильно. Наступает время всем нам, подобно Павлу, просить о помощи: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (ст. 24).

Где же надежда? В нас самих ее, похоже, нет!

Прощение — основа надежды

 

Дао дэ цзин дает лишь слабый проблеск надежды, но в полной мере надежды в даосизме нет.

Почему нужно ценить Дао. Слабый проблеск надежды возникает, когда Дао дэ цзин отвечает на вопрос, почему нужно более всего ценить Дао. Удивительно: более всего в Дао следует ценить прощение!

Почему древние так высоко ценили это ДАО?
Не потому ли, что сказано о нем:
«Всякий, кто просит, получит;
Всякий, кто грешен, будет прощен»?
Поэтому ДАО прекрасней всего на земле (ch. 62)31.

Но как может быть, чтобы самым ценным в Дао оказалось прощение? В конце концов прощение означает, что были нарушены какие-то нравственные нормы. Но Дао выше всяких моральных ценностей! К тому же только личности могут прощать, а потому прощение находится за пределами возможностей безличной силы бытия, какой является Дао.

Дао дэ цзин говорит о необходимости прощения, но Дао не способно прощать. Только личностный Бог Библии может прощать.

Средства прощения. Дао дэ цзин дает еще один слабый лучик надежды, и его тоже можно обнаружить в упомянутом выше отрывке. Там говорится, что никто не идет постоянно по пути Дао. Но посмотрите, как Лао-цзы развивает эту мысль:

Весь мир знает, что слабый одолевает сильного,
а мягкое одолевает жесткое.
Но никто этим не пользуется.
И потому говорит мудрец:
Того, кто страдает от позора за свою страну,
Называют господином этой земли.
Тот, кто берет на себя беды своей страны,
Становится правителем этой империи.
Прямые слова обретают противоположный себе смысл (сh. 78)32.

Поражает то, как эти слова предвосхищают собою Евангелие, потому что они начинаются с мысли о том, что нет никого, кто жил бы соответственно закону или принципу, известному всем (см. Рим. 1–3). Дальше в отрывке говорится о том, кто будет страдать от «позора за свою страну» и возьмет «на себя беды своей страны» (см. Ис. 53:6; Рим. 5:8; 2 Кор. 5:21). У такого человека есть право называться «господином этой земли» и «правителем этой империи» (см. Флп. 2:6–11; Откр. 17:14).

Так где же обрести надежду тому, кто не способен жить в согласии с известными ему стандартами? Слова Лао-цзы наводят на мысль о том, что кто-то должен пострадать вместо нас.

Прощение, обретенное в Иисусе. Итак, надежду можно найти в прощении. Но где найти прощение? В том, кто пострадал бы вместо нас. Иисус соответствует этому критерию. Библия говорит:

Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него возвещается вам прощение грехов; и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий (Деян. 13:38–39; см. также 1 Ин. 1:9).

То, чего мы не в состоянии совершить своими человеческими силами, о каком бы нравственном законе ни шла речь, Бог совершил для нас крестной смертью Иисуса Христа.

Укажите на «мягкий» образ действий Иисуса

Как знают даосы, путь Дао «мягок»; он достигает всего, что ему нужно, без принуждения. Лао-цзы писал: «Самые мягкие вещи на свете одолевают самые твердые вещи на свете» (ch. 4333, см. также ch. 7834).

Учитывая, что даосизм высоко ценит «мягкость» Пути (Дао), даос, возможно, отнесется с симпатией и уважением к «мягкости» пути Иисуса, потому что:

• когда Его арестовали, Он не сопротивлялся (см. Мф. 26:50–56);
• когда Его судили, Он не сказал ни слова в Свою защиту (см. Мф. 26:60–63; 27:12–14);
• когда Ему плевали в лицо и били Его, Он не сопротивлялся (см. Мф. 26:27);
• когда Его раздели, насмехаясь над Ним, и мучили терновым венцом, Он не защищался (см. Мф. 27:28–30);
• когда Его прибивали гвоздями ко кресту, Он говорил: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34).

Как сказано в Книге Деяния, «как овца веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих» (8:32; см. также Ис. 53:7–8).

Но даже не сопротивляясь, даже следуя «по течению», Иисус тем не менее сделал все ради нас! Иисус принял на Себя все, что только могут принести смерть и злоба, что сполна была излита на Иисуса. Но когда силы смерти покончили с Ним, Бог воскресил Его к жизни. И благая весть состоит в том, что мы, веруя в Иисуса Христа, тоже можем обрести вечную жизнь и праведность: «И вас, которые были мертвы во грехах… оживил [Господь] вместе с Ним, простив нам все грехи» (Кол. 2:13).

Путь Иисуса был «мягок» и в том, как Он поступал с нами, потому что Он не навязывал Себя нам и не принуждал нас к принятию решения. Его путь — это путь любви, которая притягивает к Нему людей: «И когда Я вознесен буду от земли [на Крест], всех привлеку к себе» (Ин. 12:32). Иисус не требует, чтобы мы пришли к Нему: Он с любовью приглашает нас прийти к Нему:

Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11:28–30).

А найти у Него покой мы можем, следуя «мягкому» пути признания своей нужды во внутреннем преображении и разрешая Богу преобразовать нас и нашу жизнь.

Потом мы можем жить, «мягко» позволяя Святому Духу укреплять нас (см. Рим. 8:9) и давать нам жизнь, потому что, как сказал Иисус, «вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:14; ср. Ин. 7:38–39; Рим. 8:11).

Таблица. Обобщение советов благовествующему

Предлагаемые темы для разговора Основные элементы учения даосизма Выводы
Выразите уважение к мудрости и современности даосизма    
Укажите на свидетельства Личности Бога    
Основание нашей сложности и уникальности Чжуан-цзы: «Если не будет „я“ [личности], то некому будет различать» (гл. 2). Личность Бога объясняет нашу сложность и уникальность лучше, чем однородное единство Дао.
Нравственная чуткость человека Чжуан-цзы: «Правильное и неправильное взаимозависимы» (гл. 2); одно не может существовать без другого. Добро существовало прежде зла. Без трансцендентного стандарта морали (каким является личностный, святой Бог) нет критерия для различения добра и зла, правды и неправды.
«Глубокая любовь» Чжуан-цзы: «Когда Небу нужно спасти человека, Небо защитит его глубокой любовью» (гл. 67). Любовь находится за пределами возможностей безличного Дао. Но личностный Бог Библии явил Свою «глубокую любовь», поскольку «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13; см. также Рим. 5:8; 1 Ин. 4:8–10).
Поднимите вопрос о грехе    
Укажите на невозможность исполнить требования Дао Лао-цзы: «То, что с возрастом все слабеет, не согласуется с Путем, скажете вы» (гл. 3). Лао-цзы: «Воздавай добродетелью за ненависть» (гл. 63). Дао дэ цзин установил такие стандарты жизни в соответствии с Дао, что постоянно соблюдать их невозможно, несмотря на то, что их несоблюдение грозит смертью.
Желание поступать правильно, но невозможность поступать правильно Лао-цзы: «…Мягкое одолевает жесткое. Но никто этим не пользуется» (гл. 78). Павел: «Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу» (Рим. 7:18).
Прощение — основание для надежды    
Почему Дао имеет такую ценность? Лао-цзы: «Почему древние так высоко ценили это ДАО? Не потому ли, что сказано о нем: всякий, кто просит, получит; всякий, кто грешен, будет прощен?» (гл. 62). Безличное Дао не способно прощать. Только личностный Бог способен прощать.
Средства прощения Лао-цзы: «Того, кто страдает от позора за свою страну, называют господином этой земли» (гл. 78). «Не знавшего греха Он [Бог] сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:21).
Прощение — в Иисусе   «Ради Него [Иисуса] возвещается вам прощение грехов…» (Деян. 13:38).
Расскажите о «мягкости» пути Иисуса Лао-цзы: «Самые мягкие вещи на свете одолевают самые твердые вещи на свете» (гл. 43). «Как овца веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих...» (Деян. 8:32), но Бог воскресил Его из мертвых, и мы, веруя в Него, тоже можем иметь вечную жизнь.

Примечания

1 Chan, Wing-Tsit. A Source Book in Chinese Philosophy, 1963, p. 136, 137.
2 См.: Ibid., p. XV.
3 Graham, A. C. Disputers of the Tao: Philosophical Argument in Ancient China, 1989, p. 11.
4 См.: Mair, V. Wandering on the Way: Early Taoist Tales and Parables of Chuang Tzu, 1994, p. XVII.
5 См.: Lau, D. C. Confucius: The Analects, 1979, p. 28.
6 См.: Welch, H. Taoism: The Parting of the Way, 1966, p. 19.
7 Цит. по: Chan, p. 158.
8 См.: Blakney, R. B. The Way of Life: Lao Tzu, 1955, p. 27.
9 См.: Welch, p. 92.
10 См.: Ibid., p. 92-97.
11 Цит. по: Chan, p. 139.
12 Цит. по: Ibid., p. 152.
13 Цит. по: Ibid., p. 160.
14 Цит. по: Ibid., p. 140.
15 Цит. по: Ibid., p. 145.
16 Цит. по: Ibid., p. 160.
17 См.: Fung,Yu-Lan. Chuang-Tzu, 1964, p. 11.
1 8 См.: Welch, p. 20.
19 Цит. по: Chan, p. 161.
20 Ibid., p. 791.
21 См.: Ibid., p. 170-171.
22 Ibid., p. 166.
23 Цит. по: Fung, p. 46.
24 Цит. по: Mair, 1994, p. 15.
25 Цит. по: Chan, p. 171.
26 Цит. по: Blakney, p. 108.
27 Ibid.
28 Цит. по: Chan, p. 162.
29 Цит. по: Ibid., p. 169.
30 Цит. по: Ibid., p. 175; курсив добавлен.
31 Цит. по: Wilhelm, R. Tao Te Ching, 1990, p. 55; см. также Blakney, p. 115; Mair, V. Tao Te Ching, 1990, p. 32.
32 Цит. по: Chan, p. 175, курсив добавлен.
33 Цит. по: Ibid., p. 161.
34 Цит. по: Ibid., p. 174.

 

Конфуцианство
Томас Льюнг

 

КОЛИЧЕСТВО ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ

 

Конфуцианство не является религией в обычном понимании этого слова. Это система религиозных убеждений, формирующая духовные ценности большинства народов Азии.

По приблизительным оценкам, в мире насчитывается 1,3 миллиарда китайцев, 126 миллионов японцев, 26 миллионов корейцев и

74 миллиона вьетнамцев. Если учесть, что 90% всех представителей этих народов осознанно или неосознанно находятся под влиянием конфуцианского мировоззрения, то общее число последователей Конфуция составит около полутора миллиардов человек. Можно с уверенностью сказать: принципам конфуцианской этики следует почти четверть населения мира.

Восточная Азия сегодня переживает всплеск интереса к конфуцианству. Марксизм в Китае постепенно сдает свои позиции, и люди ищут для себя духовную опору, которая имела бы китайское происхождение. Китайское правительство не возражает против возрождения конфуцианства, поскольку это учение придает лояльности по отношению к государству особое значение.

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.