|
ВОЗРАЖЕНИЯ ПРОТИВ ХРИСТИАНСТВА, РАСПРОСТРАНЕННЫЕ В ВОСТОЧНОЙ АЗИИ
Возражение первое: «Если человечество может спастись только верой в Иисуса Христа, значит, у нехристиан нет возможности достичь высот развития личности. Однако вполне очевидно, что многие китайцы нехристиане достигли высочайшего уровня развития личности путем самоосмысления и самовоспитания, который предлагает их традиционная философия и культура». Возможный ответ. Проведя границу между творением и искуплением, мы увидим, что нехристианин, возможно, сумеет достичь определенного уровня личной добродетели, реализуя доброе начало, заложенное в творении. Однако нельзя предположить, что он может достичь «спасения», ибо спасение представляет собой наивысший уровень (праведность) и может быть достигнуто только Божьим искуплением, которое совершил Иисус Христос. Напротив, понятие «еще не спасенные» вовсе не означает, что христиане могут смотреть свысока на опыт нехристиан. Но мы должны четко различать добродетельную жизнь и спасение. Спасение достигается верой, тогда как добродетельная жизнь — вопрос поведения. Спасение представляет собой межличностные отношения с Богом; добродетельная жизнь — нравственные усилия человека, непосредственно с Богом не связанные.
Возражение второе: «Различие между „общим“ и „особым“ откровением несправедливо по отношению к другим религиям и отражает „имперские амбиции“ христианства, которое претендует на особые привилегии и считает себя духовно выше прочих верований». Возможный ответ. Замените различие между «общим» и «особым» откровением на различие между «молчащим Богом» и «говорящим Богом». Это устранит эмоциональную окраску указанных понятий.
Возражение третье: «В отношении культуры христиане находятся в странах Восточной Азии как бы в гостях, поэтому они должны вести себя скромно и не пытаться ставить себя выше хозяев». Возможный ответ. Мы, христиане, должны на деле показать, что мы достаточно смиренны, чтобы с уважением относиться к мудрости, которая содержится в конфуцианстве. Только тогда нехристиане с уважением отнесутся к нашему предложению открыть свое сердце и принять благодать по вере в Иисуса Христа, т. е. признать Христа своим Спасителем.
Возражение четвертое: «Понятие Тянь (Небо) одновременно трансцендентно и имманентно, оно гораздо шире, чем понятие христианского Бога, который трансцендентен, но никак не имманентен». Возможный ответ. Бог Библии не только трансцендентен [т. е. не принадлежит к этому миру], но и имманентен [т. е. принимает участие в жизни этого мира]. Бог «держит все словом силы Своей» (Евр. 1:3; см. также Ин. 1:1–3; Кол. 1:17). Он имманентен, потому что присутствует во всех вещах, и нет такого места, где мы могли бы укрыться от Бога: «…Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем…» (Деян. 17: 27–28). Более того, Бог участвует в жизни этого мира посредством Святого Духа, пребывающего в верующих (см. 2 Тим. 1:14; см. также Рим. 8:9–11; 1 Кор. 6:19). Если конфуцианцы ставят под вопрос имманентность христианского Бога, то христианин, в свою очередь, может усомниться в трансцендентности конфуцианского Тянь. Конфуцианство определяет Тянь как нравственный порядок, заложенный во всем. В чем же трансцендентность и, следовательно, всеохватность Тянь? Если ваш собеседник признает, что Тянь трансцендентно и отлично от творения, ему будет несложно принять, что Бог — Личность и что мы своим грехом отделили себя от Бога. ВОПРОС ПОЧИТАНИЯ ПРЕДКОВ
Из классических текстов известно, что китайцы чтили Ди (Творца) еще до периодов Весны и Осени (771–221 гг. до Р. Х.). Однако Бог Творец представлялся им очень далеким от человеческого мира, поэтому философы, подобные Конфуцию и Мэн-цзы, преобразовали представление о Боге в понятие Тянь (Небо), которое является творческим началом всего сущего, в том числе и человечества. Обычные люди (нефилософы) верили, что их предки уже не принадлежат к этому миру и живут где-то поблизости от Бога. Всплеск культа предков свидетельствует о том, что древние китайцы искали посредника, который помог бы им преодолеть пропасть, отделяющую их от Бога. Изначальная философская мудрость, стоявшая за культом предков, по мнению Конфуция, должна была внушать уважение к предкам, а не выливаться в поклонение каким-то невидимым духам. Впоследствии эта идея была искажена привнесением буддийского учения о реинкарнации. По мере того как китайцы приходили к мысли о том, что усопшие продолжают жить после смерти, они начинали верить, что их предки где-то существуют в виде духов. Этим духам начали даже приписывать способность благословлять и проклинать живущих, поэтому успех в жизни стали связывать с расположением предков. С тех пор культ предков обогатился обрядовой практикой, основанной на суевериях и стремлении задобрить духов. С христианской точки зрения изначальная конфуцианская мудрость, подчеркивающая уважение к предкам, ни в коей мере не противоречит библейскому учению. Христиане тоже помнят и почитают своих предков. Организация особых поминальных служб в церквах для выходцев из Азии никак не противоречит библейским принципам. Однако христиане не поклоняются своим предкам и не воспринимают их как богов или духов, которых необходимо ублажать. Поступать иначе будет не только суеверием, но и неуважением к покойным. Единственным истинным посредником между Богом и человеком является Иисус Христос (см. 1 Тим. 2:5). Благодаря Ему мы можем стать детьми Бога (см. Ин. 1:12). На этой основе возникают трансцендентные взаимоотношения, потребность в которых ощущал Конфуций, этот мудрый философ древности. СЛОВАРЬ КОНФУЦИАНСКИХ ТЕРМИНОВ
Жэнь — человечность, небесная основа «сердца-разума» человека; фундамент таких добродетелей, как любовь, уважение, верность, прощение. Инь-ян — две формы силы, называемой Тай-цзи; их взаимодействие образует все, что существует или происходит во вселенной. Ли — ритуал, обряд, правила поведения, нормы этикета, особенно в общественных отношениях. Син — природная сущность; в сочетании с синь (синь-син) означает «человеческая природа» и считается изначально доброй. Синь — «сердце-разум», душа человека. Тай-цзи — Великое Высшее; безличное творческое начало, которое проявляется силами инь-ян и, следовательно, присутствует в каждом элементе вселенной. Тао (Дао) — Путь или Всеобщий принцип; Путь мудрого правления. Тянь — Небо, источник всех ценностей и человеческой доброты. Иногда воспринимается как молчащая личность, Бог. Чаще всего используется в значении высшей созидательной силы (безличной), из которой проистекает все. Ци (ки) — жизненная сила (первоначальное значение — «дыхание», «воздух»); единая материальная и энергетическая основа всего сущего. Примечания 1 Chan, Wing-Tsit. A Source Book in Chinese Philosophy, 1963, p. 4.
Иудаизм
КОЛИЧЕСТВО ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ
Большинство приверженцев иудаизма — евреи, но далеко не все евреи считают себя верующими. Многие относят себя к атеистам или агностикам, т. е. секуляристам. Хотя не все верующие евреи исповедуют иудаизм, если еврей все же становится религиозным, он обычно выбирает для себя какое-то из течений иудаизма. Евреи считают иудаизм «своей» религией, доступной каждому, кто решит ее исповедовать. В то же время большинство евреев считает христианство «чужой» религией, т. е. религией, не подходящей для евреев. Сегодня в мире насчитывается примерно 12,8 миллиона евреев. По данным переписи, проведенной среди американских евреев в 1990 году, 76% из них заявили о своей принадлежности к тому или иному течению иудаизма, а 20% назвали себя нерелигиозными людьми. Издание American Jewish Yearbook («Американский еврейский ежегодник») за 1993 год приводит следующие статистические данные, полученные в 1991 году: из 12,8 миллиона евреев 4,1 миллиона проживают в Израиле, 6,3 миллиона — в Северной и Южной Америке, 868 тысяч — в бывшем Советском Союзе. В Соединенных Штатах в 1992 году проживали 5,8 миллиона евреев. Из-за быстрых перемен, происходящих в бывшем Советском Союзе, статистические данные относительно ситуации в нем постоянно меняются.
ЧTO TAKOE ИУДАИЗМ
Понятие «иудаизм» иногда используется не только по отношению к верованиям современных евреев, но и применительно к религии Ветхого Завета. Порой под этим термином понимают всю совокупность традиций еврейского народа. Однако правильнее всего будет применять термин «иудаизм» исключительно к раввинистической традиции, возникшей примерно за 200 лет до Рождества Христова и окончательно оформившейся после разрушения Храма в 70 году н. э. В этом случае о христианстве следует говорить не как о дочерней ветви иудаизма, а, скорее, как о его «сестре», поскольку обе эти религии берут свое начало в верованиях Ветхого Завета. РАЗВИТИЕ ИУДАИЗМА
Начиная примерно с 200 года до Р. Х. на землях Палестины можно наблюдать возникновение и развитие новых институтов и нового образа жизни, которые стали отличать раввинистический иудаизм от ветхозаветной религии Древнего Израиля. Появились новые понятия: синагога (дом поклонения и обучения), ешибот (религиозные учебные заведения для подготовки раввинов) и раввин (руководитель, обладающий религиозной властью). Одним из главных факторов, ускоривших становление иудаизма, стало в 70 году после Р. Х. разрушение Храма, которое привело к исчезновению практики жертвоприношений и института священников. За отсутствием священников, пророков и царей власть перешла в руки раввинов. Отныне именно они начали устанавливать обязательные для всех законы и обряды. До XVIII века иудаизм оставался в основном монолитным. Что же касается современного иудаизма, то одной из его отличительных черт является наличие в нем трех основных течений или ветвей. Эти ветви не совсем соответствуют христианскому понятию конфессии, в которой человек прочно привязан к одной из них и выбор которой зачастую определяется просто семейной традицией. Ветви иудаизма больше похожи на добровольные объединения, создаваемые по культурному или догматическому (подобно конфессиям) принципу, однако принадлежность к той или иной ветви в большей степени определяется личными предпочтениями, близостью конкретной синагоги или манерой раввина, взгляды и проповеднический стиль которого устраивают верующего (как это и бывает в добровольных ассоциациях). В любой из ветвей вы можете встретить верующих, в разной степени приверженных традиции. Многие евреи создают собственные неофициальные версии иудаизма и поэтому не относятся в полной мере ни к одному из этих течений. И все же знание различий между основными течениями иудаизма и того, к какому из них принадлежит ваш друг иудей, может оказаться полезным для благовестия. Ортодоксальный иудаизм. До начала эпохи Просвещения в XVIII веке существовал только один вид иудаизма. Название «ортодоксальный» он получил гораздо позже с целью отделения его от других течений. Сегодня ортодоксальный иудаизм характеризуется приверженностью традиции и строгим соблюдением Закона Моисеева в интерпретации раввинов. Реформаторский иудаизм. Реформаторский иудаизм зародился в XVIII веке в Германии в эпоху Просвещения. Он представлял собой попытку приблизить к современности считавшийся устаревшим образ мыслей, чтобы тем самым воспрепятствовать набиравшей силу ассимиляции немецких евреев. Реформаторский иудаизм уделяет особое внимание вопросам этики и заповедям пророков. Консервативный иудаизм. Это течение зародилось в XIX веке в Германии как компромисс между первыми двумя течениями. СООТНОШЕНИЕ ТРЕХ ВЕТВЕЙ
Возможно, будет полезно сравнить ортодоксальный иудаизм с католичеством или православием, также уделяющими большое внимание традиции. Реформаторский иудаизм можно сравнить с унитарианством, где основной акцент делается на человеческих делах. Консервативный иудаизм можно сопоставить с современным либеральным протестантизмом, придающим основное значение форме учения, а не его содержанию. Обратите внимание на то, что в иудаизме ничего похожего на евангельское христианство, где во главу угла ставится общение человека с Богом, не существует. Иногда с ним ошибочно сравнивают ортодоксальный иудаизм, однако последний уделяет больше внимания соблюдению традиции, чем отношениям человека с Богом. Таблица «Три ветви иудаизма» выделяет наиболее существенные различия между его течениями. Пользуясь этой таблицей, помните, что иудаизм в любой его форме — это религия дел, а не богословских принципов. Можно одновременно быть атеистом и ортодоксальным иудеем! Человек может считать себя ортодоксом, потому что он посещает собрания ортодоксальных иудеев или потому что придерживается традиционного для евреев образа жизни (строго соблюдает Субботу, ест кошерную пищу и т. п.). То, что он при этом думает о Боге, грехе, загробной жизни, не считается столь же важным, как правильная жизнь здесь и сейчас в том виде, как ее понимает течение иудаизма, к которому этот человек себя причисляет. На самом деле человек, причисляющий себя к ортодоксальным иудеям, вероятнее всего, верит в Бога, потому что атеист примкнул бы, скорее, к реформаторскому крылу, если бы вообще к кому-то примкнул. Однако есть и множество исключений. Можно сравнивать догматы всех трех ветвей, но поскольку учение преподносится в иудаизме иначе, чем в христианстве, вполне реально примкнуть к любой из ветвей иудаизма, не принимая ее учения. Другими словами, на основании того, к какой из ветвей иудаизма принадлежит человек, можно сделать довольно точные предположения о его образе жизни. Однако единственный способ понять, во что верит ваш друг иудей, — спросить об этом его самого. Не стройте никаких догадок об убеждениях иудаиста на основании того, к какой ветви иудаизма он себя относит.
Другие течения в иудаизме
Упомянутые ниже течения не относятся к числу основных, однако знать о них следует. Реконструктивизм. Американская ветвь консервативного иудаизма. Реконструктивисты полагают, что иудаизм — это «религиозная цивилизация», которая постоянно должна приспосабливаться к современным условиям жизни. Хасидизм. Ультраортодоксальное течение, характеризующееся строгим соблюдением Закона Моисея, мистическими учениями и изолированностью его приверженцев от общества. Существует несколько различных хасидских групп. Каждая из них отождествляет себя со своим лидером, которого называют ребе. Ребе является главой хасидской группы, главенство в которой передается по наследству от отца к сыну. Сионизм иногда ошибочно считают одной из форм иудаизма. В действительности же это — политическое движение, зародившееся в конце XIX века и поставившее своей целью вернуть евреям территорию Израиля. Таблица. Три ветви иудаизма
ВЕРОУЧЕНИЕ ИУДАИЗМА
Выше мы уже отмечали, что иудаизм — религия дел, а не богословских принципов. Но если и есть какой-то религиозный догмат (то, что христиане назвали бы «учением»), который утверждает иудаизм, так это принцип «единства Бога». Второзаконие (6:4) — Шма — гласит: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть…» Предпринимались попытки сформулировать Символ веры, помимо канонического Шма (например, Тринадцать принципов Маймонида), но их было немного, они не слишком известны и не имеют большого веса. Каждая из трех ветвей иудаизма имеет свою более или менее «официальную» позицию по различным вопросам, таким как личность Бога или природа человека, однако они не являются обязательными для всякого иудея (см. таблицу «Три ветви иудаизма»). Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|