Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Государственный герб Республики Коми





Ребята! На изображении государственного гимна Республики Коми вы видите три образа: красный щит, на котором - золотая птица. На груди птицы - лик женщины в обрамлении шести лосиных голов.

В традиционном толковании коми народа хищная птица с приоткрытыми крыльями является образом солнца, верхнего мира. Лик женщины на груди птицы соответствует образу Зарни Ань (Золотой девушки), жизнедарующей солнечной богини, матери мира. Образ лося связан с идеей силы, благородства, красоты. Обратите внимание на цветовую палитру! Сочетание золотого и красного цветов обозначает в коми фольклоре утреннее, весеннее, теплое солнце, материнство и рождение. Значение образа щита связано со стремлением коми народа к защите своих интересов в составе многонационального Российского государства.

Литература Республики Коми включает произведения, написанные писателями на коми языке и русском языках. В них отразились традиционные представления о мире коми и русского и других народов, жителей родного коми края.

 

СЛОВО – СРЕДСТВО ДЛЯ СОЗДАНИЯ

ХУДОЖЕСТВЕНОГО ОБРАЗА

Лирический герой и авторская позиция.

Вероника. Ребята! Изучая литературу, вы всегда сталкиваетесь с понятием «автор». Кто же такой в вашем представлении автор? Автор – это писатель, который создал произведение творческим трудом. Автор стремится поделиться с нами, с читателями, своими мыслям, эмоциями, переживаниями. В лирических произведениях особую роль играет образ лирического героя. Образ лирического героя создается на основе жизненного опыта поэта, его чувств, ощущений, ожиданий Образ лирического героя создается на основе жизненного опыта поэта, его чувств, ощущений, ожиданий. Лирический герой - это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нем. Но не все, что включает в себя «биография» лирического героя, происходило в действительности с самим поэтом, он отнюдь не равен образу автора, хотя и выражает его личные переживания, связанные с теми или иными событиями его жизни, с его отношением к природе, общественной деятельности, людям.. Каждое лирическое произведение – загадка, тайна, рождённая авторской индивидуальностью, его поэтическим гением. Значит и прикосновение к этой загадке в каждом конкретном случае должно быть неповторимым.

В своей работе над лирическим текстом мы с вами, ребята, будем идти от простого (это может быть тема, композиция, интонация) к более сложному – глубинам авторского замысла. Мы предлагаем вам алгоритм ( последовательность действий) познания лирического произведения, который поможет вам постигать эстетическую сущность произведений поэта, вступать в общение с лирическим текстом, наполняя свой внутренний мир - мир читателя новыми переживаниями.

Алгоритм анализа лирического произведения.

 

1. Я вижу

2. Я слышу первоначальное (зрительные, звуковые образы)

3. Я чувствую видение

4. Что чувствует лирический герой? автор?

5. Я осмысливаю вживание

6. Я понимаю в текст

7. Я воспроизвожу (выразительное чтение)

 

 

История коми поэзии насчитывает более полтора столетия. Лирика земли коми несет на себе печать эпохи, национальной самобытности. Она достигает расцвета в творчестве коми поэта, поэзия которого является и по сегодняшней день вершиной развития коми лирики.

Иван Алексеевич Куратов

(1939 – 1875)

Рассказ профессора Вычегодина: «Иван Алексеевич Куратов родился 6 (18) июля 1839 года в с. Кебре Усть-сысольского уезда Вологодской губернии. Он был девятым ребенком в большой семье дьякона Алексея Петровича и крестьянки Екатерины Ивановны. Семья Куратовых жила той же жизнью, что и большинство крестьян села Кибры. Куратовы имели свое хозяйство, сами обрабатывали землю. В благоприятные годы семья обходилась собственным хлебом. Трудовая жизнь сближала Куратовых с односельчанами, прививала детям любовь к родной земле, уважение к тяжелому крестьянскому труду. Недаром впоследствии И. Куратов в своих стихах с сочувствием и любовью, со знанием народной жизни описывал коми крестьянина. Общительность и веселый нрав отца привлекал в дом односельчан. Вечерами собирались мужики потолковать о крестьянских хозяйственных делах, обращались к Алексею Петровичу как к грамотному человеку, с просьбами, за советом. На досуге, особенно в зимние вечера, рассказывали истории из охотничьей жизни, о разных событиях, происходивших в давние времена. Эти рассказы производили неизгладимые впечатления на умного и любознательного мальчика, будущего поэта. С самого детстваИ. Куратов рано познакомился с красочным миром народных сказок, преданий и обычаев.

Уже к 11 годам Иван обнаруживал большие способности. Он легко усвоил грамоту, хорошо читал, знал прилично церковно-славянское письмо. Очень рано пробуждается у И. Куратова интерес к литературе. Этому способствовала в значительной мере сама обстановка, окружавшая его в детстве. Отец частенько читал вслух сказки и рассказы в дешевых лубочных изданиях, попадавших изредка в село. Старшие братья, приезжая летом на каникулы, рассказывали вычитанные им услышанные за год разные занимательные истории. Иван рано пытается сам писать стихи.

Летом 1850 года, хорошо подготовленный дома, поступает в Яренское духовное училище, где проявил блестящие способности, а в 1854 году прибывает в Вологодскую духовную семинарию, где ему предстояло проучиться шесть долгих лет. Благодаря своим незаурядным способностям и замечательной памяти, И. А. Куратов в стенах учебного заведения попадает в число первых учеников. В семинарии большое внимание обращали на греческий и латинский языки. Но юноша не ограничивался этим и настойчиво изучал немецкий и французский языки, хотя они и не были обязательным для воспитанников духовного учебного заведения. Помимо остальных лингвистических дисциплин, семинаристы коми-зырян должны были изучать свой родной язык. Подлинной духовной пищей для И. Куратова были книги русских классиков, которые в Вологодской гимназии он готов был читать день и ночь.

Поэтическое дарование Ивана в семинарии крепнет и развивается. В своих стихотворениях, во многом автобиографических, открывается мир чувств и стремлений молодого поэта, он делится с читателями своими переживаниями и думами о дальнейшей судьбе. Юноша Куратов, выросший в деревне, хорошо знал быт, условия жизни коми крестьянина, всегда стремился говорить от его имени…».

Вероника: Профессор, вы очень точно подметили неравнодушное отношение поэта к судьбе родного народа. Трудовая жизнь сближала семью Куратовых с односельчанами, прививала детям любовь к родной земле, уважение к тяжелому крестьянскому труду. И.А. Куратов открыто говорит о тяготах трудовой жизни коми мужика, его лирический герой передает внутреннее ощущение грусти и радости, которое отражает бытовую реальную жизнь сельчан. Но как бы ни тяжела была жизнь коми крестьянина, поэт никогда не терял надежды и веры в человека труда, который заслуживает самой лучшей доли на земле.

Ребята, лирический герой в стихотворениях И. Куратова передает мироощущение коми крестьянина, связанное с земледельческим календарем. Земледельческий календарь - это, прежде всего, трудовой календарь, который соотнесен со сроками посева различных культур и основан на наблюдениях земледельца за природой. Земледельческий год коми крестьянина зависел от конкретных погодных условий, а они бывали очень суровыми: хмурое небо, дожди, северные ветры и другие неблагоприятные климатические особенности коми края. Но даже в этих географических широтах трудовой народ добивался непосильным трудом урожая, кормившего его целый год. Следует напомнить вам, ребята, что крестьянский труд был проникнут духом православия. Проникновение православия во все поры хозяйственной жизни деревни сказывалось в надежде крестьянина на покровительство Сил Небесных. Трудолюбие, упорство в работе определяло не только социальный, но и нравственный смысл земледельческой деятельности крестьянина.

Ребята, а каким вы представляете коми крестьянина 19 века, что из уроков истории вы знаете о крестьянской жизни? Иван Куратов, с ранних лет знавший, что такое земледельческий труд и жизнь коми крестьянина, передает свое мироощущение в стихотворении «О солнце»

О СОЛНЦЕ

Ох, недолго же ты, Солнце,

Согреваешь мой народ!

Постучишь лучом в оконце,

Глядь — уж меркнет небосвод.

Погоняет непогодой,

Раскисать нам не дает.

Если лето с ясным небом,

Значит, коми будет с хлебом.

Дальше, Солнце, погости,

Отогрей и посвети!

Солнце спряталось за тучей,

И закапал дождик вдруг.

Молча пахарь вевезучий

Поворачивает плуг.

Изругаться бы покруче,

Да негоже: Солнце — друг!

Так душа, забыта Богом,

Не возропщет — ведь залогом

До скончанья хмурых дней

Божья милость будет ей.

Как смерзается зимою

В туеске в сенях вода,

Так и солнце над землею

Плавает кругляшкой льда.

Не дождались летом зною,

Всё-то дождь да холода...

 

Как Исус Навин не будем

Мы приказывать, но людям

Хочется в сырую высь

Крикнуть: «Солнце, появись!»

 

Понапрасну спозаранку

Ты себя колотишь в грудь —

Всё равно ведь наизнанку

Небо не перевернуть!

Не взбирайся на лежанку,

Терпеливым, пахарь, будь!

Отправляйся, милый, в поле,

Вдруг и Солнышко на волю

Выйдет, глядя на тебя,

За упорство возлюбя!

 

В этот год лучи, как стрелы,

Указали водам путь,

Землю влажную пригрело

Солнце, как девичью грудь.

Поскорее, брат, за дело,

Помолиться не забудь!

Будем с рожью и пшеницей,

Будем истово молиться

Этим пашням и лугам,

И небесным всем богам!

(пер. Б. Сиротин)

Вопросы Вероники:







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.