|
ВАСИЛИЙ ИЛЬИЧ ЛЫТКИН (ИЛЛЯ ВАСЬ)(1895- 1981) Профессор: Василий Лыткин – это феномен коми народной судьбы в XX веке. Его личность привлекает исследователей, читателей разных поколений. Во все периоды своего творчества Илля Вась стремился реализовать потенциал своей личности не только как поэта, ученого, но и общественного деятеля, видя в этом свое предназначение. Даже псевдоним В.И. Лыткина отражает особенность этикетного представления коми человека: имя отца, а потом собственное имя. В.И. Лыткин родился 27 декабря 1895 г. в селе Тентюково под Усть-Сысольском в семье крестьянина. В два года он лишился отца уже в детстве познал вкус крестьянского труда, но благодаря настойчивости матери окончил сначала двухклассную школу, а затем в Усть–Сысольске городское училище. Талантливый юноша сумел выдержать конкурс в стипендиаты Тотемской учительской семинарии (на 14 стипендий претендовало 120 человек), окончить ее в 1916 году. После учебы был мобилизован в царскую армию, участвовал в Первой мировой, затем в гражданской войне. С 1919 года по 1921 год он сражается в рядах Красной армии с белыми на Северном и Польском фронтах, а после демобилизации, работая в книжном издательстве, активно включается в культурное строительство в Республике Коми – пишет стихи, составляет учебники и программы, издает первые хрестоматии. В 1925 окончил филологический факультет Московского университета, затем аспирантуру. В течение двух лет находился в научной командировке в Финляндии, Германии и Венгрии. В 1927 году получил ученую степень доктора философии Будапештского университета. В 1930–1933 работал доцентом МГУ и был одним из первых преподавателей открывшегося в 1932 г. Коми пединститута. Одной из первых жертв сталинских репрессий в Коми республике стал молодой ученый и поэт В. Лыткин. Он поплатился за творческие порывы духа, за чувство свободы. В 1933 Василий Лыткин был необоснованно арестован и осужден на пять лет. Отбывал срок в Дальневосточном трудовом лагере. Ему было запрещено жить в Москве, Ленинграде, Сыктывкаре, других крупных городах. В 1956 он был реабилитирован. Вероника: Ребята, я думаю вам будут интересны сведения, что в греческой мифологии муза поэзии — одна из девяти богинь, покровительниц различных искусств и наук, вдохновлявших поэтов и ученых в их творчестве. Муза олицетворят источник поэтического вдохновения, определяет творчество поэта в его отличительных особенностях. Муза Евтерпа покровительствует лирической поэзии, Клио — истории, Талия — комедии, Мельпомена — трагедии, Терпсихора — танцам, Эрато — любовной поэзии, Полигимния — гимнам, Урания — астрономии, Каллиопа — эпосу. В каких известных поэтических текстах вам встречались имена древнегреческих муз? С какой целью они используются?
Как вы понимаете название стихотворения? Предположите, чему он посвящено? МОЯ МУЗА Родилась она не в барском, Вопросы Вероники: Какие чувства вызывает стихотворение? О чем заставляет задуматься? Как можно определить тему произведения? Докажите связь музы поэта с судьбой коми народа? Почему поэт обращает наше внимание на место рождения его музы? О чем рассказывает, поет поэту его муза? О каких проблемах или радостях в жизни коми народа? Связана ли муза поэта с народным творчеством? Докажите. Обратите внимание на дату создания стихотворения. Какие исторические события отражаются в стихотворении? Опишите образ музы поэта, созданный в стихах? На что вдохновляет поэта его муза? Что вы можете сказать о внутреннем мире поэта? Объясните, как вы понимаете последние две строки стихотворения. Какую роль они играют в раскрытии главной мысли произведения? Чувствуется ли в стихотворении позиция автора? Какова она? Как проявляется? Профессор: Ребята! Я вам предлагаю выразительно прочитать стихотворение В.И. Лыткина «Моя муза». Чтобы выразительно прочитать стихотворение, надо его понять, почувствовать. Вспомните алгоритм анализа стихотворения. Поэт желает показать, что его поэтическое вдохновение проникнуто любовью к своему народу, который несмотря на тяжелую трудовую судьбу одарен талантом песенного творчества. Народная песня умеет передать и боль, и радость, и печаль, и счастье… Не случайно, поэт реалистически описывает суровые будни простого коми человека, связанные с природой сурового северного края. Поэт ощущает себя сыном родной земли, и его муза - это душа народа, одарившая его поэтическим голосом, и заставляющая «петь и плакать», что отражает миссию поэта – говорить правду, какой бы суровой и печальной она ни была. Обратите внимание на расширение пространства в стихотворении. Сначала мы оказываемся в мужицком доме, на лесной делянке, на поле, где трудятся люди, а далее переносимся на пространство могучей и суровой природы. Луга, тайга, реки – это образы коми песенного народного творчества, которые не только открывают бескрайние просторы земли коми, но и передают национальный колорит и ощущение гордости за коми труженика, выживающего и создающего новую жизнь. Постарайтесь передать чувство печали и радости, взаимосвязанные во внутреннем мире коми поэта.
Вероника: Духовный подъем народа в послереволюционное время привел к осознанию творческой свободы и раскрепощенности, что отразилось в стремлении к созданию и утверждению прекрасного в жизни, необходимости коренных изменений в народном мироздании, в новом восприятии природы и образа мира в поэзии В. Лыткина. О СНОВА Снова повсюду Ручьи и проталины, Снова прошел ледоход, В роще, на взгорочке, Старое дерево Снова вот-вот оживет. Птицы воротятся, В роще расселятся Снова умчатся на юг. Парма пробудится, В зелень оденется, Снова все стихнет вокруг.. В темную парму Пришли мы, строители, Парме теперь не до сна. Пойте же, птицы, Цветите, подснежники Пусть будет вечно весна! (пер. Г. Пагирева Вопросы Вероники: Какое чувство возникло у вас после прочтения? Что помогает передать эмоциональное состояние лирического героя в стихотворении? О каком времени года говорится в стихотворении? Как мы узнаем об изменениях в природе? Выделите зрительные образы в стихотворении. Какие слова передают движение, обновление жизни в это время года? Помогают ли они передать настроение? Докажите. Как вы понимаете фразу: «В темную Парму Пришли мы, строители, - Парме теперь не до сна». Какими вы представляете «строителей»? Как это связано с эпохой создания стихотворения? Как вы думаете, были ли конкретные прототипы у данного образа? ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|