Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ВАСИЛИЙ ИЛЬИЧ ЛЫТКИН (ИЛЛЯ ВАСЬ)





(1895- 1981)

Профессор: Василий Лыткин – это феномен коми народной судьбы в XX веке. Его личность привлекает исследователей, читателей разных поколений. Во все периоды своего творчества Илля Вась стремился реализовать потенциал своей личности не только как поэта, ученого, но и общественного деятеля, видя в этом свое предназначение. Даже псевдоним В.И. Лыткина отражает особенность этикетного представления коми человека: имя отца, а потом собственное имя.

В.И. Лыткин родился 27 декабря 1895 г. в селе Тентюково под Усть-Сысольском в семье крестьянина. В два года он лишился отца уже в детстве познал вкус крестьянского труда, но благодаря настойчивости матери окончил сначала двухклассную школу, а затем в Усть–Сысольске городское училище. Талантливый юноша сумел выдержать конкурс в стипендиаты Тотемской учительской семинарии (на 14 стипендий претендовало 120 человек), окончить ее в 1916 году. После учебы был мобилизован в царскую армию, участвовал в Первой мировой, затем в гражданской войне. С 1919 года по 1921 год он сражается в рядах Красной армии с белыми на Северном и Польском фронтах, а после демобилизации, работая в книжном издательстве, активно включается в культурное строительство в Республике Коми – пишет стихи, составляет учебники и программы, издает первые хрестоматии. В 1925 окончил филологический факультет Московского университета, затем аспирантуру. В течение двух лет находился в научной командировке в Финляндии, Германии и Венгрии. В 1927 году получил ученую степень доктора философии Будапештского университета. В 1930–1933 работал доцентом МГУ и был одним из первых преподавателей открывшегося в 1932 г. Коми пединститута.

Одной из первых жертв сталинских репрессий в Коми республике стал молодой ученый и поэт В. Лыткин. Он поплатился за творческие порывы духа, за чувство свободы. В 1933 Василий Лыткин был необоснованно арестован и осужден на пять лет. Отбывал срок в Дальневосточном трудовом лагере. Ему было запрещено жить в Москве, Ленинграде, Сыктывкаре, других крупных городах. В 1956 он был реабилитирован.
В течение многих лет В.Лыткин работал в вузах страны, вел большую научно–педагогическую работу. Василий Лыткин создал свой поэтический мир, в котором национальный образ жизни раскрывается в единстве с природой, постигается коми народный характер. Творческое кредо поэта ярко представлено в хрестоматийном стихотворении Илля Васи «Моя муза», написанном в начале творческого пути.

Вероника: Ребята, я думаю вам будут интересны сведения, что в греческой мифологии муза поэзии — одна из девяти богинь, покровительниц различных искусств и наук, вдохновлявших поэтов и ученых в их творчестве. Муза олицетворят источник поэтического вдохновения, определяет творчество поэта в его отличительных особенностях.

Муза Евтерпа покровительствует лирической поэзии, Клио — истории, Талия — комедии, Мельпомена — трагедии, Терпсихора — танцам, Эрато — любовной поэзии, Полигимния — гимнам, Урания — астрономии, Каллиопа — эпосу. В каких известных поэтических текстах вам встречались имена древнегреческих муз? С какой целью они используются?

 

Как вы понимаете название стихотворения? Предположите, чему он посвящено?

МОЯ МУЗА

Родилась она не в барском,
А в мужицком доме,
Родилась в лесу, в чащобе,
У простого коми.
Звон пилы она слыхала,
Стон сосны слыхала,
Мне бывало в дни покоса
Песню напевала.
Пела мне, как трудно людям,
Как горька работа,
Как крестьяне в поле гнутся
До седьмого пота.
Про луга она мне пела,
Про тайгу, про реку,
Что дают забвенье, радость,
Отдых человеку...
Поздним вечером из дому
Выйду наудачу –
Сядет рядом, петь прикажет.
И пою... и плачу.
1918. Перевод Г. Пагирева.

Вопросы Вероники:

Какие чувства вызывает стихотворение? О чем заставляет задуматься?

Как можно определить тему произведения?

Докажите связь музы поэта с судьбой коми народа? Почему поэт обращает наше внимание на место рождения его музы?

О чем рассказывает, поет поэту его муза? О каких проблемах или радостях в жизни коми народа? Связана ли муза поэта с народным творчеством? Докажите.

Обратите внимание на дату создания стихотворения. Какие исторические события отражаются в стихотворении?

Опишите образ музы поэта, созданный в стихах? На что вдохновляет поэта его муза? Что вы можете сказать о внутреннем мире поэта?

Объясните, как вы понимаете последние две строки стихотворения. Какую роль они играют в раскрытии главной мысли произведения?

Чувствуется ли в стихотворении позиция автора? Какова она? Как проявляется?

Профессор: Ребята! Я вам предлагаю выразительно прочитать стихотворение В.И. Лыткина «Моя муза». Чтобы выразительно прочитать стихотворение, надо его понять, почувствовать. Вспомните алгоритм анализа стихотворения. Поэт желает показать, что его поэтическое вдохновение проникнуто любовью к своему народу, который несмотря на тяжелую трудовую судьбу одарен талантом песенного творчества. Народная песня умеет передать и боль, и радость, и печаль, и счастье… Не случайно, поэт реалистически описывает суровые будни простого коми человека, связанные с природой сурового северного края. Поэт ощущает себя сыном родной земли, и его муза - это душа народа, одарившая его поэтическим голосом, и заставляющая «петь и плакать», что отражает миссию поэта – говорить правду, какой бы суровой и печальной она ни была.

Обратите внимание на расширение пространства в стихотворении. Сначала мы оказываемся в мужицком доме, на лесной делянке, на поле, где трудятся люди, а далее переносимся на пространство могучей и суровой природы. Луга, тайга, реки – это образы коми песенного народного творчества, которые не только открывают бескрайние просторы земли коми, но и передают национальный колорит и ощущение гордости за коми труженика, выживающего и создающего новую жизнь. Постарайтесь передать чувство печали и радости, взаимосвязанные во внутреннем мире коми поэта.

 

 

Вероника: Духовный подъем народа в послереволюционное время привел к осознанию творческой свободы и раскрепощенности, что отразилось в стремлении к созданию и утверждению прекрасного в жизни, необходимости коренных изменений в народном мироздании, в новом восприятии природы и образа мира в поэзии В. Лыткина.

О СНОВА

Снова повсюду

Ручьи и проталины,

Снова прошел ледоход,

В роще, на взгорочке,

Старое дерево

Снова вот-вот оживет.

Птицы воротятся,

В роще расселятся

Снова умчатся на юг.

Парма пробудится,

В зелень оденется,

Снова все стихнет вокруг..

В темную парму

Пришли мы, строители,

Парме теперь не до сна.

Пойте же, птицы,

Цветите, подснежники

Пусть будет вечно весна!

(пер. Г. Пагирева

Вопросы Вероники:

Какое чувство возникло у вас после прочтения? Что помогает передать эмоциональное состояние лирического героя в стихотворении?

О каком времени года говорится в стихотворении? Как мы узнаем об изменениях в природе? Выделите зрительные образы в стихотворении. Какие слова передают движение, обновление жизни в это время года? Помогают ли они передать настроение? Докажите.

Как вы понимаете фразу: «В темную Парму

Пришли мы, строители, -

Парме теперь не до сна».

Какими вы представляете «строителей»? Как это связано с эпохой создания стихотворения? Как вы думаете, были ли конкретные прототипы у данного образа?







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.