Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Рассказ профессора: Ребята, послушайте рассказ об этом традиционном празднике.





Как и у других православных народов, Масленица у коми народа открывала праздничный цикл весенних обрядов. Веселье на Масленицу продолжалось в течение всей недели, особенно активно - в её второй половине.

В каждом селении на Масленицу устраивались ледяные горы. Их строили из досок, облитых водой. На Печоре эти горки украшали по бокам небольшими ёлочками и фонарями, которые зажигались по вечерам. Из еловых лап сооружали "ворота". Катались с гор на санках, попарно. Парни держали девушек на коленях и управляли санями. Было известно и катание на Масленицу с гор другого вида. На крутых откосах под углом около 45 градусов укреплялись наклонно два обледенелых шеста, параллельно друг другу. У их верхних концов устраивалась площадка, с которой парень и девушка, взявшись за руки, ступали на обледеневшую поверхность шестов (каждый на свой шест) и скатывались на ногах вниз. Каталось с гор по шестам во время Масленицы и русское население Урала и Сибири. Катались с ледяных гор в течение всей Масленицу недели, днём - дети, а вечером - молодёжь и даже люди среднего, а иногда и пожилого возраста. На Выми в среду, а в селениях по Сысоле в Четверг Масленицу с гор катались молодожёны, поженившиеся в этом году после Святок. При этом молодая супруга давала деньги парням, которые строили горку, в некоторых местах она, прежде чем скатиться, должна была поцеловать мужа. Такое же особое значение придавалось катанию с гор на Масленицу молодожёнов у русских на р. Мезень. По тому, насколько удачно скатывались с гор в первый раз женщины, судили об урожае льна (скатилась хорошо - лён уродится). Другим популярным развлечением на Масленицу были качели. Их сооружали в сараях накануне праздника. Качались преимущественно подростки, но в последний день Масленицу - воскресенье на них развлекалась уже молодёжь.

Во всех селениях в Масленицу любимым занятием и развлечением были также выезды на лошадях. Выезжали на расписных, богато украшенных и покрытых цветным сукном санях. К дугам подвешивали колокольчики, украшали их цветными лентами, цветами из бумаги. Парни катали вдоль селения в своих санях девушек. Для маленьких детей в сани ставили большие корзины, сажали детей в них, и те тоже участвовали в веселье. Особенно красочными были выезды у ижемцев. Помимо лошадей ижемцы использовали для катания и оленьи упряжки. На выезд они одевались, как можно, наряднее. В пятницу Масленицу недели все молодожёны, венчавшиеся после Святок, обязательно участвовали в выезде, причём молодая должна была быть в кокошнике. В с. Серёгово после катания на лошадях молодых забрасывали снегом. В ижемских селениях на Масленицу было также принято устраивать гонки на лошадях и оленях. Характерно, что эти выезды чаще всего совершались по замкнутой окружности вокруг селения. Подобные магические круги "под знаком солнца" должны были обеспечить селение от всевозможных несчастий со стороны вредоносных сил.

Возобновлялись на Масленицу и праздничные представления, разыгрываемые ряжеными. Но, если на Святки это было домашними развлечениями: при хождении со славой по домам, на праздничных вечеринках, то в дни Масленицу ряженые веселили народ уже на улицах селений. Устраивали, так называемый поезд - лодка, поставленная на двое саней. В лодку садились ряженые, и "поезд" ехал по деревне в сопровождении толпы зрителей. На средней Вычегде один из ряженых обязательно изображал медведя, а другой - охотника. "Медведь" рычал, кидался на остальных участников инсценировки. "Охотник" вступал с ним в борьбу, во время которой остальные ряженые его подбадривали, давали советы. Наконец, "охотник" одерживал победу, снимал с "медведя" шкуру (вывернутый наизнанку тулуп), а "медведь" вдруг оживал, и представление начиналось сначала. Народ при встрече с М. низко ей кланялся. В поездах на Масленицу в некоторых селениях на Сысоле ряжеными были даже лошади: на передние ноги им надевали рваные мужские штаны, навешивали на голову беличьи шкурки, на седло - лапти, старые веники. Лошадей со всех сторон обвешивали соломой. Иногда на лошадь сажали ещё мальчика, тоже в вывороченной наизнанку шубе, с пучками соломы на спине и голове.

Широко распространённый у русских обряд сжигания в конце праздничной недели чучела Масленицу, символа уходящей зимы был лишь в с.Серёгово на Выми, где преобладало русское население. Обряд этот происходил в Серёгово так: в воскресенье вечером молодёжь, женщины и дети собирались на пригорке. Девушки наряжали чучело М., закрепляли его на палке, воткнутой в снег, а затем поджигали. После уничтожения злокозненных зимних сил женщины шли в церковь к вечерней службе, а молодёжь с песнями гуляла по селу.

Напишите небольшой рассказ о том, как празднуют Масляницу в вашем городе, деревне, селе.

 

РОЖДЕНИЕ ПЕСНИ

Кто родил меня, не знаю,

Кто взрастил и дал мне силу

С песнями к народу выйти?

Может, у лесной дороги

Вырос я среди черники

И подобран был прохожим.

Может, озеро лесное

Мне служило колыбелью,

«Баю-бай» мне птицы пели,

И тайга мой сон хранила,

А луна сказаний нити

В песенный клубок метала.

(пер. В. Журавлева-Печорского)

 

Вопросы Вероники:

1. Давайте выразительно прочитаем стихотворение и ответим на вопрос: какие песни знают и любят исполнять в вашей семье?

2. Какие художественные приемы использует автор в стихотворении, чтобы передать процесс рождения песни?

3. Выпишите цепочку художественных образов из текста и подберите к ним образные эпитеты.

4. В чем смысл заглавия стиха?

5. Уточните главную мысль стихотворения

- Ребята, вы, наверное, заметили, что в названии стихотворения лежит образная метафора – песня рождается в душе поэта, и сам человек рождается в мир. На примере данного поэтического текста можно проследить, какие национальные образы использует поэт.

Одним из выразительных национальных образов в коми лирике является образ лесной дороги. Этот образ обозначает стремления, чаяния человека, жизнь человека вообще. Мысль поэта конкретна, и в то же время подобное сопоставление сообщает ей многозначность, расшифровать которую сможет читатель. В этом ему поможет яркая поэтическая деталь - «вырос я среди черники». Образ черники дает конкретное и в то же время символическое представление о национальных особенностях жизни коми человека – ягода черника, действительно, кормила и давала силу жителям пармы.

Другим поэтическим образом в этом лирическом стихотворении является образ лесного озера. Метафора озера, служащего колыбелью поэту, указывает на лесное озеро как на самый дорогой образ, олицетворяющий то родное и близкое, что есть у человека (отец, мать, родной дом). Прием олицетворения «баю-бай» мне птицы пели только усиливает представление о родном доме, очаге.

Следующий поэтический образ стихотворения – это образ тайги. Бескрайние просторы тайги – Пармы входят в сознание коми человека еще в детские годы и становятся тем истоком, с которого начинается чувство Родины. Образ тайги у В. Чисталева соотносится с матерью, бережно охраняющей сон ребенка. Образ луны, свивающей в клубок нити древних сказаний, гармонично завершает картину рождения песни в душе человека.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.