Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Государственный гимн Республики Коми





Государственный гимн Республики Коми

(слова В. Савина в редакции В. Тимина на коми языке, в редакции А. Шергиной и А. Суворова на русском языке, музыка В. Савина в обработке М. Герцмана).

Север, наш родимый край,
Глубоки твои снега,
Холодны твои ветра,
Высока твоя тайга!


Нас несут через века
Соколиные крыла.
Коми край, твоя судьба
Благодатна и светла!

Государственный герб Республики Коми

Ребята! На изображении государственного гимна Республики Коми вы видите три образа: красный щит, на котором - золотая птица. На груди птицы - лик женщины в обрамлении шести лосиных голов.

В традиционном толковании коми народа хищная птица с приоткрытыми крыльями является образом солнца, верхнего мира. Лик женщины на груди птицы соответствует образу Зарни Ань (Золотой девушки), жизнедарующей солнечной богини, матери мира. Образ лося связан с идеей силы, благородства, красоты. Обратите внимание на цветовую палитру! Сочетание золотого и красного цветов обозначает в коми фольклоре утреннее, весеннее, теплое солнце, материнство и рождение. Значение образа щита связано со стремлением коми народа к защите своих интересов в составе многонационального Российского государства.

Литература Республики Коми включает произведения, написанные писателями на коми языке и русском языках. В них отразились традиционные представления о мире коми и русского и других народов, жителей родного коми края.

 

СЛОВО – СРЕДСТВО ДЛЯ СОЗДАНИЯ

ХУДОЖЕСТВЕНОГО ОБРАЗА

Лирический герой и авторская позиция.

Вероника. Ребята! Изучая литературу, вы всегда сталкиваетесь с понятием «автор». Кто же такой в вашем представлении автор? Автор – это писатель, который создал произведение творческим трудом. Автор стремится поделиться с нами, с читателями, своими мыслям, эмоциями, переживаниями. В лирических произведениях особую роль играет образ лирического героя. Образ лирического героя создается на основе жизненного опыта поэта, его чувств, ощущений, ожиданий Образ лирического героя создается на основе жизненного опыта поэта, его чувств, ощущений, ожиданий. Лирический герой - это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нем. Но не все, что включает в себя «биография» лирического героя, происходило в действительности с самим поэтом, он отнюдь не равен образу автора, хотя и выражает его личные переживания, связанные с теми или иными событиями его жизни, с его отношением к природе, общественной деятельности, людям.. Каждое лирическое произведение – загадка, тайна, рождённая авторской индивидуальностью, его поэтическим гением. Значит и прикосновение к этой загадке в каждом конкретном случае должно быть неповторимым.

В своей работе над лирическим текстом мы с вами, ребята, будем идти от простого (это может быть тема, композиция, интонация) к более сложному – глубинам авторского замысла. Мы предлагаем вам алгоритм ( последовательность действий) познания лирического произведения, который поможет вам постигать эстетическую сущность произведений поэта, вступать в общение с лирическим текстом, наполняя свой внутренний мир - мир читателя новыми переживаниями.

Алгоритм анализа лирического произведения.

 

1. Я вижу

2. Я слышу первоначальное (зрительные, звуковые образы)

3. Я чувствую видение

4. Что чувствует лирический герой? автор?

5. Я осмысливаю вживание

6. Я понимаю в текст

7. Я воспроизвожу (выразительное чтение)

 

 

История коми поэзии насчитывает более полтора столетия. Лирика земли коми несет на себе печать эпохи, национальной самобытности. Она достигает расцвета в творчестве коми поэта, поэзия которого является и по сегодняшней день вершиной развития коми лирики.

Иван Алексеевич Куратов

(1939 – 1875)

Рассказ профессора Вычегодина: «Иван Алексеевич Куратов родился 6 (18) июля 1839 года в с. Кебре Усть-сысольского уезда Вологодской губернии. Он был девятым ребенком в большой семье дьякона Алексея Петровича и крестьянки Екатерины Ивановны. Семья Куратовых жила той же жизнью, что и большинство крестьян села Кибры. Куратовы имели свое хозяйство, сами обрабатывали землю. В благоприятные годы семья обходилась собственным хлебом. Трудовая жизнь сближала Куратовых с односельчанами, прививала детям любовь к родной земле, уважение к тяжелому крестьянскому труду. Недаром впоследствии И. Куратов в своих стихах с сочувствием и любовью, со знанием народной жизни описывал коми крестьянина. Общительность и веселый нрав отца привлекал в дом односельчан. Вечерами собирались мужики потолковать о крестьянских хозяйственных делах, обращались к Алексею Петровичу как к грамотному человеку, с просьбами, за советом. На досуге, особенно в зимние вечера, рассказывали истории из охотничьей жизни, о разных событиях, происходивших в давние времена. Эти рассказы производили неизгладимые впечатления на умного и любознательного мальчика, будущего поэта. С самого детстваИ. Куратов рано познакомился с красочным миром народных сказок, преданий и обычаев.

Уже к 11 годам Иван обнаруживал большие способности. Он легко усвоил грамоту, хорошо читал, знал прилично церковно-славянское письмо. Очень рано пробуждается у И. Куратова интерес к литературе. Этому способствовала в значительной мере сама обстановка, окружавшая его в детстве. Отец частенько читал вслух сказки и рассказы в дешевых лубочных изданиях, попадавших изредка в село. Старшие братья, приезжая летом на каникулы, рассказывали вычитанные им услышанные за год разные занимательные истории. Иван рано пытается сам писать стихи.

Летом 1850 года, хорошо подготовленный дома, поступает в Яренское духовное училище, где проявил блестящие способности, а в 1854 году прибывает в Вологодскую духовную семинарию, где ему предстояло проучиться шесть долгих лет. Благодаря своим незаурядным способностям и замечательной памяти, И. А. Куратов в стенах учебного заведения попадает в число первых учеников. В семинарии большое внимание обращали на греческий и латинский языки. Но юноша не ограничивался этим и настойчиво изучал немецкий и французский языки, хотя они и не были обязательным для воспитанников духовного учебного заведения. Помимо остальных лингвистических дисциплин, семинаристы коми-зырян должны были изучать свой родной язык. Подлинной духовной пищей для И. Куратова были книги русских классиков, которые в Вологодской гимназии он готов был читать день и ночь.

Поэтическое дарование Ивана в семинарии крепнет и развивается. В своих стихотворениях, во многом автобиографических, открывается мир чувств и стремлений молодого поэта, он делится с читателями своими переживаниями и думами о дальнейшей судьбе. Юноша Куратов, выросший в деревне, хорошо знал быт, условия жизни коми крестьянина, всегда стремился говорить от его имени…».

Вероника: Профессор, вы очень точно подметили неравнодушное отношение поэта к судьбе родного народа. Трудовая жизнь сближала семью Куратовых с односельчанами, прививала детям любовь к родной земле, уважение к тяжелому крестьянскому труду. И.А. Куратов открыто говорит о тяготах трудовой жизни коми мужика, его лирический герой передает внутреннее ощущение грусти и радости, которое отражает бытовую реальную жизнь сельчан. Но как бы ни тяжела была жизнь коми крестьянина, поэт никогда не терял надежды и веры в человека труда, который заслуживает самой лучшей доли на земле.

Ребята, лирический герой в стихотворениях И. Куратова передает мироощущение коми крестьянина, связанное с земледельческим календарем. Земледельческий календарь - это, прежде всего, трудовой календарь, который соотнесен со сроками посева различных культур и основан на наблюдениях земледельца за природой. Земледельческий год коми крестьянина зависел от конкретных погодных условий, а они бывали очень суровыми: хмурое небо, дожди, северные ветры и другие неблагоприятные климатические особенности коми края. Но даже в этих географических широтах трудовой народ добивался непосильным трудом урожая, кормившего его целый год. Следует напомнить вам, ребята, что крестьянский труд был проникнут духом православия. Проникновение православия во все поры хозяйственной жизни деревни сказывалось в надежде крестьянина на покровительство Сил Небесных. Трудолюбие, упорство в работе определяло не только социальный, но и нравственный смысл земледельческой деятельности крестьянина.

Ребята, а каким вы представляете коми крестьянина 19 века, что из уроков истории вы знаете о крестьянской жизни? Иван Куратов, с ранних лет знавший, что такое земледельческий труд и жизнь коми крестьянина, передает свое мироощущение в стихотворении «О солнце»

О СОЛНЦЕ

Ох, недолго же ты, Солнце,

Согреваешь мой народ!

Постучишь лучом в оконце,

Глядь — уж меркнет небосвод.

Погоняет непогодой,

Раскисать нам не дает.

Если лето с ясным небом,

Значит, коми будет с хлебом.

Дальше, Солнце, погости,

Отогрей и посвети!

Солнце спряталось за тучей,

И закапал дождик вдруг.

Молча пахарь вевезучий

Поворачивает плуг.

Изругаться бы покруче,

Да негоже: Солнце — друг!

Так душа, забыта Богом,

Не возропщет — ведь залогом

До скончанья хмурых дней

Божья милость будет ей.

Как смерзается зимою

В туеске в сенях вода,

Так и солнце над землею

Плавает кругляшкой льда.

Не дождались летом зною,

Всё-то дождь да холода...

 

Как Исус Навин не будем

Мы приказывать, но людям

Хочется в сырую высь

Крикнуть: «Солнце, появись!»

 

Понапрасну спозаранку

Ты себя колотишь в грудь —

Всё равно ведь наизнанку

Небо не перевернуть!

Не взбирайся на лежанку,

Терпеливым, пахарь, будь!

Отправляйся, милый, в поле,

Вдруг и Солнышко на волю

Выйдет, глядя на тебя,

За упорство возлюбя!

 

В этот год лучи, как стрелы,

Указали водам путь,

Землю влажную пригрело

Солнце, как девичью грудь.

Поскорее, брат, за дело,

Помолиться не забудь!

Будем с рожью и пшеницей,

Будем истово молиться

Этим пашням и лугам,

И небесным всем богам!

(пер. Б. Сиротин)

Вопросы Вероники:

Представьте зрительные картины стихотворения, воспроизводящие природные изменения. А как меняется деятельность пахаря? Найдите ключевые слова в тексте стихотворения, которые передают тесную взаимосвязь действий крестьянина и состояния солнца. Смонтируйте документальный мини-фильм, каждая сцена которого должна отражать ключевые слова стихотворения.

У ЗАХАРА

Наш Захар — кладет он печки —

Нынче лавку посетил,

Чай да сахар, спички, свечки —

Всё за пазуху сложил.

В кабаке закрытом выбил

Он окошко, черт рябой,

Взял бутылку, но не выпил,

А унес ее с собой.

Будут гости у Захара,

Всё прославленный народ.

Медвежатника Макара

Перво-наперво он ждет.

А Макар охотник странный,

Тридцать штук свалил в упор,

Ну а сам в кошачьей драной

Ходит шкуре до сих пор.

И Кась Вась придет, он знатный

По округе лаптеплёт,

С полуслова всем понятно:

Этот муж умом берет.

И Руч Вань придет, длиною

Под косяк. Придет и он, — С бородой своей льняною —

Славный знахарь Спиридон.

Травками да словом верным

Он взбодрит и старика!

 

Будет Петрэ Элеш Герман

Иль Железная Рука.

Древен дед и с виду жалок,

Но сильнее не найдешь –

В перетягиваньи палок

Побеждает молодежь!

 

С ним и в песне не поспоришь,

С ендовы – и то не пьян…

Будет и церковный сторож, Тихий, скромный Митрофан.

И Тарас – озера, реки,

Словно сестры, молодцу,

И приклеилась навеки

Чешуя к его лицу.

 

С ним гуляла-пировала

Знать окрестная не раз,

Но ушицы до отвала

Не поел пока Тарас…

Скоро Педь придет. Хоть громко

Всех он учит, но притом

Лишь поповскую котомку

И таскает за попом.

 

И пожалуйте степенный,

Словно бы архиерей,

С длинной палкой непременной

Тощий старец Еремей.

Есть ещё в убогом сила,

Но в глазах – столетний сон.

Просто смерть его забыла

И как призрак ходит он…

 

Дмитрий будет. Этот Дмитрий

Зайцев ловит по лесам.

Он давно уже не хитрый

И труслив, как заяц, сам.

Ожидается и хилый,

Как доска сухой, Софрон.

Хил-то хил, да только силой

Отличается и он.

 

Ест он жадно, торопливо,

Словно филин, пучеглаз.

Ну, а сила в том, что пива

И бочонок выпьет враз!

Ожидается Гервасий,

Смирный божий человек,

И подвижный, тонкий Власий,

Водонос и дровосек.

 

И Микаль придет, конечно, -

Длинный волос по плечам.

Много выстроил навечно

Он усадеб богочам.

Хоть в летах, но крепкожилый,

Вкусно стружкою пропах.

Многих-многих он в могилы

Проводил в своих гробах.

 

Коль от новоселья к тризне

Совершают стрелки бег,

Он для смерти и для жизни

Самый нужный человек.

 

…До Захара путь не длинный,

Вон уже слышны шаги,

И кричит Захар: «Поскорей свечу зажги!»

Вот заходят, половицы

Прогибаются, скрипят.

Гости шапки, рукавицы

Поснимали и стоят.

 

Здесь бывали не однажды,

Да грешно смущать покой…

И в смущенье будет каждый

Трогать волосы рукой.

Вот Марине и Захару

Поклонились не спеша;

Кошке, печке, самовар –

Это ж всё избы душа!

 

Каждый гость – как голубь кроткий

В тесной праздничной избе.

…Дождалась, бутылка водки,

Поклонились и тебе!

После водки – мясо будет,

После мяса – крепкий чай.

И споют, и спляшут люди,

И поздравят невзначай…

 

Хоть и прежде их могли вы

Видеть рядом каждый день,

То общенье торопливо,

Полон день делами всклень.

 

А сейчас друг перед другом

За одним сидят столом,

Счет ведут своим заслугам,

Вспоминая о былом.

 

Очень быстро вспыхнет ссора,

Вмиг изба накалена.

Но как вспыхнула – так скоро

И уляжется она.

Снова слезы и объятья,

Каждый каждому – родной,

И опять все гости – братья,

И живут семьей одной.

(1867)

 

(пер. Б. Сиротин)

 

Вопросы Вероники:

1. Сколько односельчан ждет к себе в гости Захар? Выделите особенности каждого гостя? О чем нам говорят эти характеристики? Определите род их занятий.

2. О каких особенностях жизни коми крестьянина вы узнаете в стихотворении? Как социальные и профессиональные черты героев раскрывают уклад жизни коми народа второй половины 19 века? А на какие психологические черты коми мужика указывает их поведение?

3. Какие средства художественной выразительности помогают создать яркий психологический образ каждого гостя? Можно ли их назвать кличками-дразнилками? Почему? Подумайте, какую роль играет юмор в создании шуточных, но достоверных характеристик героев? Заметили вы шутливую манеру повествования в произведении?

 

4. Как ведут себя мужики-крестьяне в гостях? Как относятся к гостям хозяева и как односельчане к ним? Почему гости «…Поклонились не спеша; кошке, печке, самовару…»? О чем говорит выражение «…это ж все избы душа»?

5. Обратите внимание: сколько строф в стихотворении? А сколько строк в каждой строфе? Выделите строфы, воссоздающие зрительные образы. Нарисуйте образ одного из героев стихотворения, выделяя его индивидуальные особенности.

6. Можно ли назвать происходящее событие в произведении - праздником? Докажите. Сравните образ коми мужика в стихотворении «О солнце» с образами данного стихотворения. Какие чувства владеют лирическим героев в первом произведении, а какие в этом?

7. Как вы поняли главную мысль произведения? Обратите внимание на последние строки: «.. Каждый каждому - родной, И опять все гости – братья, И живут одной семьей»

 

Профессор: ребята, стихотворение «У Захара» написано в 1867 г., когда И. Куратов осознает себя национальным поэтом, в творчестве которого коми народный характер и его история получают социально-нравственное осмысление. Поэт рассматривает народную нравственность, народную этику и эстетику как часть национального самосознания. Особое место в лирике поэта занимают зарисовки крестьянских характеров, сценки из крестьянской жизни. И Куратова привлекает будничная сторона крестьянского быта. В стихотворении «У Захара», на первый взгляд, изображена обычная вечеринка у печника Захара. Мы узнаем о занятиях жителей коми деревни благодаря точным и лаконичным «профессиональным» и социальным» характеристикам героев, о правилах гостеприимства. Но главное в произведении – не внешняя картинность изображения, а постижение крестьянской жизни: поэт создает целую галерею крестьянских типов, основанную на народных идеалах. Социальные условия жизни, конечно, наложили различный отпечаток на крестьянские характеры, но крестьяне сохранили свои исконные черты - трудолюбие, чувство собственного достоинства, смекалку, юмор, простодушие, смирение, красоту души. И. Куратов утверждает в них свой авторский идеал труженика и творца. В стихотворении мы чувствуем одобрительную усмешку поэта и грустное сожаление, восхищение простыми коми мужиками. Исследователь В. Демин называет стихотворение «У Захара» «гимном коми крестьянину, сохранившему на протяжении веков лучшие черты трудового народа».

 

Вероника: Уважаемый профессор, а к какому жанру лирического рода следует отнести стихотворение «У Захара»?

Профессор: Вероника, очень интересный вопрос, как ты думаешь, ребята помнят особенности жанра баллада? Вспомните, баллады какого русского поэта вы изучали?

БАЛЛАДА - это лиро-эпическое стихотворное произведение с ярко выраженным драматическим сюжетом исторического или бытового характера.

 

Вероника: Ребята, вам уже знакомы баллады В.А. Жуковского – поэтические произведения на сюжеты исторических событий или легенд и преданий. характера вы можете выделить? Какими чертами характера они обладали?

 

Профессор: И. Куратов увлекается балладным творчеством В. Жуковского еще в Вологодском училище (семинарии). В балладах В. Жуковского его привлекал не только драматический сюжет и увлекательная фантастика, но умение поэта детально воссоздать этнографические стороны русского народного быта и тип народного сознания. А в 1858 г. он предпринял попытку перевести на коми язык балладу В. Жуковского «Ленора». Будучи зрелым поэтом, И. Куратов предпринял попытку создания коми баллады. Одним из ярких примеров служит стихотворение «У Захара», которое относится к жанру баллады. Как вы с ребятами уже отмечали, в этом произведение заметен интерес к этнографическим деталям жизни коми народа, которые подчинены выявлению социальных и национально-самобытных характеров и ситуаций. Балладные мотивы стихотворения «У Захара» связаны с поэтизаций крестьянского праздника, что выявляет коми народный характер куратовских баллад.

Ребята! Подумайте, на какие традиции В. Жуковского опирается коми поэт И. Куратов, создавая балладу «У Захара»

 

 

Профессор: В середине апреля 1861 г. И.Куратов приехал в Усть-Сысольск. Жизнь в Усть-Сысольске открывала перед поэтом широкие возможности общения с населением родного края. Он часто бывает на вечеринках молодежи, на сельских празднествах и ярмарках, ездит в далекие глухие деревни, прислушивается к народным песням, собирает популярные на Севере сказки. Он узнает реальную жизнь коми народа, познает ее радости и печали. Близкое знакомство с бытом простого народа позволило Куратову познать печальную участь коми крестьян, задавленных нуждой. Поэт без прикрас изображает деревенскую действительность, он наблюдает за жизнью внимательным взглядом и выражает горячее сочувствие к народу, сострадание и любовь. В этот творческий период крестьянин в его стихах прежде всего неутомимый труженик, обладающий высокими душевными качествами трудового человека. Во всех случаях жизни он способен сохранить свое человеческое достоинство, стойкость и мужество.

 

СТАРУХА

Словно жизнь сковало сном.

Лишь в одной избе старуха,

Знай, шуршит веретеном.

Темный лик грубей коры,

Горе лоб избороздило,

Но глаза еще остры.

Смеха словно не бывало

На сухом и впалом рту,

Старой жить невмоготу.

Целый день она при деле,

Левой тянет прядь кудели,

Правой тоненькую нить.

То вздремнет она немного,

То очнется, а затем

«Ну, работка! — скажет строго.-

Видно, хлеб я даром ем!»

Упадет ли коромысло

С перекладины, — со зла

Бабка скажет: «Чтоб ты скисло!

Хоть бы смерть меня взяла!»

Вон на лавке у окошка

Умывает рыльце кот.

«Ох, прибраться бы немножко,

А икнет — и пробормочет,

Сжав рукой сухую грудь:

«Хоть в Сибири ты, сыночек,

Вспомни мать и счастлив будь!»

(1861—1864)

 

 

Вопросы Вероники:

 

1. С каким чувством поэт создает образ своей героини? Какие чувства возникают у вас при чтении стихотворения? Что нового открыл вам поэт?

2. Найдите ключевые слова в тексте стихотворения. В каких строфах представлена портретная характеристика героини? Можно ли назвать портрет старухи «говорящим»? Какие психологические черты старухи передает ее портрет? О каких особенностях социального положения старухи можно судить по портрету?

3. Что мы узнаем о прошлом и настоящем героини? Реалистичен ли данный образ? Докажите.

4. Перечитайте последнюю строфу стихотворения. Почему воспоминания о сыне так волнительны для старухи? Как вы думаете, почему поэт заканчивает текст стихотворения именно этими строчками?

 

 

Комментарий профессора: Годы изнурительно-тяжелого труда неизбежно накладывают свой отпечаток на человека. Перед нами старуха в селе, которое опустело в летнюю страду. Она уже не может работать на полях, на сенокосе, но «привычка к труду благородная» не дает ей сидеть без дела: она прядет свою бесконечную пряжу, а безрадостные думы переносят ее в Сибирь, где находится сын. Поэт реалистически, умело подобранными деталями создает яркий образ старухи, выразительную картину быта коми крестьянства. У нее лицо и руки потемнели от времени и жизненных невзгод, горе и заботы избороздили глубокими морщинами лоб, не улыбаются сурово сжатые морщинистые губы, только в постоянной работе она находит себе утешение. Ее характеристика дополняется бытовыми штрихами: она сидит за прялкой, к которой привязана большая борода кудели; кот моется рядом на лавке – будет гость нежданный; иногда тишина нарушается упавшим сверху коромыслом или пестом, непрочно положенными дряхлой рукой.

 

Профессор: С августа 1860 года по апрель 1861 года И. Куратов находится в Москве. Время пребывания в Москве он использует для подготовки к поступлению в университет, но Иван, не имея никаких средств к существованию, все же в течение 7 месяцев упорно держится в Москве в надежде поступить в университет на правах освобожденного от ежегодной платы за обучение студента. Но весной 1861 г. издается указ об обязательной плате за посещение университета для всех категорий студентов. В этот период и было создано стихотворение «Лодка».

 

 

ЛОДКА

Вверх по речке, по стремнине

Поднимаюсь еле-еле.

Все гребу, и все ни с места -

Не застрял ли в самом деле?

 

Уж давно напротив елку

Я приметил над водою.

Все гребу... Не водяной ли

Увязался вслед за мною?

 

Подналягу ж, поднажму я!

Лодка тронулась, сдается,

На волну с волны взбегает

Мета сзади остается!

 

Подналягу ж, поднажму я!

Но пока твердил старался,

Глянул, снова на стремнине

Ниже елки оказался...

 

Ой, досель на том же месте

Лодка мается, родная

Лишь волна волну под лодкой

Заменяет, набегая.

1860, Москва

 

(пер. А. Смольнкова)

 

Вопросы Вероники:

1. Какие картины возникают в вашем воображении при чтении стихотворения?

2. Какие чувства лирического героя передает текст стихотворения? Меняется ли настроение лирического героя? В какой строфе мы чувствуем удивление, сомнение, в какой – радость, а в какой – огорчение?

3. Помогают ли выразить настроение лирического героя вопросительные и побудительные интонации? Передайте их при выразительном чтении стихотворения.

4. Охарактеризуйте лирического героя стихотворения. С какими трудностями он столкнулся? Какие черты характера отражает его поведение? Почему он называет лодку «родной»?

5. Как вы думаете, связано ли стихотворение с личной судьбой поэта? О каких трудностях в своей жизни рассказывает нам поэт?

6. Почему автор назвал стихотворение «Лодка»? В чем смысл сравнения судьбы человека и движением лодки по реке? Как вы поняли главную мысль стихотворения?

 

Профессор: Ребята, анализируя стихотворение, вы справедливо отметили, что оно связано с личной судьбой поэта. И. Куратов надеялся, что поездка в Москву, в культурный и общественный центр Российской империи, откроет для него новые перспективы развития как поэта. Действительно, этот период имел плодотворное значение для его духовного роста и возмужания его поэтического таланта, расширения кругозора. Но стремление вырваться из трудных материальных условий жизни, антипатичной ему среды, оставалось иллюзорным. В стихотворении «Лодка» он создает яркий поэтический образ беспомощной лодки, подхваченный бурным течением. В этот образ поэт вкладывает свои мысли и чувства о судьбе человека, о столкновении с трудностями внешнего мира, о разрушении юношеских иллюзий. Лирический герой, выбиваясь из сил, пытается плыть вверх по течению, наперекор неблагоприятным обстоятельствам, он напрягает все свои силы, его охватывает радостное чувство стремительного движения, и цель уже близка, но лодка, как заколдованная, не трогается с места. Размышляя о жизни, поэт показывает стремление человека занимать активную позицию в борьбе с невзгодами и неудачами, которые преподносит судьба, несмотря на неудачи, на разочарования, он должен идти вперед. Этот жизненный принцип сопровождал И. Куратова на протяжении всей его нелегкой, но богатой на события судьбы.

 

 

 

v Ребята, изучая творчество И. Куратова, вы обратили внимание на стремление поэта отразить в произведениях реальную жизнь коми народа. Особый интерес вызывают у поэта народные сказки, которые он любил слушать еще в детстве, а в юности он начинает собирать и записывать известные ему сюжеты коми народных сказок. Стихотворение «Микул» является ярким примером обработки известного фольклорного сюжета о лентяе Микуле. И. Куратов определил жанр данного произведения - поэма-сказка. Встречались ли вы с таким жанром раннее?

Как вы думаете, с какой целью автор определяет жанр произведения?

Какую «подсказку» он предлагает читателю? Вспомните, какие поэмы вы уже знаете, какие сказки коми народа вам знакомы? Определите художественные особенности поэмы и фольклорной сказки. Подумайте, как поэту И. Куратову удалось совместить особенности жанра поэмы и фольклорной сказки. Составьте схему жанра сказка- поэма, раскрывающую художественные особенности этого жанра.

v Прочитайте коми народную сказку о Микуле. Найдите отличия и сходства фольклорного текста и текста И. Куратова.

Поэ́ма — (греч. póiema), крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом

 

 

МИКУЛ

(Поэма- сказка)

 

Вот поди с Микулом

Побеседуй ты!

Он махнет рукою:

«Не учи меня!»

Он в лесу все лето,

Травы да кусты,

Елки да березы

Молодцу родня.

 

Ищет он грибные

По лесу места

И зверье пугает

Громовым ружьем,

И в деревне люди,

Право, неспроста

Шутят, что под ёлкой

Сам, как гриб, рожден.

 

Все-то пашут, сеют,

Проливают пот,

А Микул смеется:

«Это не по мне,

Черная работа

Со свету сживет,

В жизни обойдусь я

Без нее вполне!»

 

Что ж, оно, конечно...

Только наш герой

Начинал без хлеба

По-другому петь:

«Что теперь мне делать?

Хоть глаза закрой

И соси всю зиму

Лапу, как медведь...»

 

Но грустил недолго:

«Скоро все равно

Счастье прямо в руки

Упадет дождем!»

Этот дар небесный

Ждет Микул давно,

Все твердит: «Потерпим,

Малость подождем...»

 

Он однажды летом

Собирал грибы,

Милостями леса

Обогрет и сыт.

Вдруг увидел: в яме

(Прямо перст судьбы!),

Сладко, безмятежно

Крупный заяц спит.

 

И Микул ваш сразу

Думает: «Дадут

Гривенник за шкуру,

Столько же, считай,

 

Выручу за мясо...

А велик ли труд:

Лишь нагнись и быстро

За уши хватай!

 

Двадцать-то копеек

Не пустяк какой,

А куплю на них я

Пару поросят.

Как опоросятся —

Будут под рукой

Все двадцать четыре!

Пусть себе визжат...

 

Их продам — и десять

Золотых рублей

Зазвенят в кармане!

Самка же с самцом

Вновь дадут потомство...

Я не дуралей,

Я уж не ударю

С ними в грязь лицом!

 

Дом и двор поставлю,

Окна прорублю

В горнице большие —

Как у русских, брат!

А еще я стулья

Мягкие куплю,

Благородным лаком

Пусть они горят!

 

Собирать грибы мне

Будут батраки,

Ну а сам, как барин,

Лягу на кровать:

Подавай жену мне —

Чтобы в полщеки

Пламенел румянец —

Буду целовать!

 

Эх, жена такая —

Солнышко сквозь плоть

Чтоб у ней сияло,

Чтоб малиной кровь...

Переедем в город —

Братец, так-то вот:

Будет в нашем доме

Дружба да любовь!

 

Станет к нам с женою

Даже становой

Подходить с поклоном

У всех на виду.

Так вот жить и буду

С гордой головой,

Даже с протопопом

Дружбу заведу.

 

 

Кушанья любые

На моем столе

Возвышаться будут

Пестрою горой.

 

И не ковыряться

Мне сохой в земле,

Не бродить за дичью

Осенью сырой.

 

Что мне и обедня,

Я просплю её.

Ну а в полдень встану —

Натяну зипун:

Золотое всюду

По нему шитьё,

Пуговиц с полсотни —

Блещут ярче лун.

 

А жена, голубка,

Тонет в кружевах,

Личико — яичка

Глаже и белей.

Мне она, родная,

Нарожает — ах,

Полный дом здоровых,

Резвых сыновей!

 

Будем мы с голубкой

У окна сидеть,

Будем любоваться

На своих ребят.

Как сынам я крикну:

«Эй, чтоб знали впредь

Вашу прыть и силу,

Бейте всех подряд!»

 

Так Микул над зайцем

Гаркнул сгоряча,

А матерый заяц,

Хоть и крепко спал,

Как вскочил, как задал

В чащу стрекача —

Только под прыжками

Хворост затрещал.

 

Близкое богатство

Микул не сберег:

Заяц вскачь пустился,

Не жалея ног!

И жену-надежу,

Красную одежу,

И червонцев воз,

Новый дом, светлицу,

Сыновей, столицу —

Всё с собой унёс!

(1857 1862)

 

(пер. Б. Сиротина)

 

 

1. Почему люди шутят, что Микул рожден под елкой, как гриб? Как относятся односельчане к главному герою?

2. О чем мечтает Микул? Какие особенности народной жизни находят отражение в его мечтах? В чем разница между реальной жизнью народа и иллюзиями Микула? А как вы оцениваете его мечты?

3. Каково отношение поэта к своему герою? Какие художественные средства помогают раскрыть истинные черты Микула?

4. Как вы думаете, Микул - фантазер, мечтатель или лентяй, тунеядец. Докажите свое мнение.

 

 

И. Куратов - основоположник коми литературы. В его творчестве находит воплощение национальная самобытность жизни коми народа. Родившись в маленьком коми селе Кебра, в настоящее время Куратово, он пронес любовь к малой родине через все свое творчество. Ребята, а что понимаете под «малой родиной». Почему, как вы думаете, место, где человек проводит детские годы, оставляет неизгладимое впечатление. Село Куратово находится в Сысольском районе Республики Коми. Оно расположено в 32 км от райцентра (Визинга), на правом берегу реки Буб. Найдите на карте его место расположение.

Село Куратово - одно из древнейших коми селений. Упоминается при переписи населения 1586 г. как погост Кибра. На погосте была деревянная церковь, в окрестностях разбросано около двух десятков деревень. Близ погоста на реке Бубе находился укрепленный городок Котек, построенный, вероятно, во второй половине XV - первой половине XVI вв. для укрытия местного населения во время вражеских нападений. К концу XVI в. нужда в городке отпала и он был заброшен.

Ребята, а каким вы представляете малую родину И. Куратова в 19 веке? Напишите сочинении – миниатюру «Малая родина И. Куратова». Создайте образ села: расположение, архитектура, жители, сезонные изменения, жизнедеятельность населения и.т.п.

ЛИСТВЕННИЦА

На скале крутой упорно,

Вырастала ладно, чинно,

Глубоко пустила корни,

К тучам вскинула вершину.

 

Перед ветром – супостатом

Не склонилась трудным часом;

Ствол у корня – в три обхвата,

Не достать вершины глазом.

 

Сучья – будто из железа,

А листва шумит, струится…

Чудо-лиственница к лету

Нарядилась, как девица.

(пер. И. Молчанова)

 

Вопросы Вероники:

1. Выразительно прочитайте текст стихотворения.

2. Назовите главные образы произведения.

3. Можно ли сказать, что эти образы из природного мира отображают человека и его чувства?

4. Какие ассоциации вызывает у вас образ лиственницы в первой строфе?

5. Что нового добавляет к нашим представлениям о лиственнице образ ветра из второй строфы и образ девицы из третьей?

6. Выпишите глаголы движения, характеризующую лиственницу.

 

Читательский практикум.

- Ребята, вы без труда назовете основные образы стихотворения В. Чисталева. Конечно же, это сама лиственница и сопутствующие ей образы скалы, туч, ветра и девицы. Однако пока открытым остается вопрос: что хотел сказать нам поэт, изображая при помощи слова эти образы. Автор прибегает здесь к приему олицетворения, наделяя дерево лиственницу человеческими чувствами. Такой же приём использует и М.Ю. Лермонтов в изученном вами ранее стихотворении «На севере диком…». Давайте вспомним текст стихотворения М.Ю. Лермонтова и попытаемся сравнить оба произведения. Прочитаем его:

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет качаясь,

И снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,

В том крае, где солнца восх







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.